Конфликты в организации

Причины конфликта:

Мескон:

1. Распределение ресурсов. Ресурсы ограничены, все хотят получить их как можно больше и завышают значимость собственного труда.

2. Взаимозависимость задач. При выполнении своих функций один человек (группа) зависит от другого человека (группы) => при недостаточной согласованности их деятельности возникает конфликт.

3. Различия в целях. По мере усложнения организаций отдельные группы начинают самостоятельно формулировать свои цели, которые могут расходиться с целями всей организации. При практической реализации таких целей возникает конфликт.

4. Различия в представлениях и ценностях.

5. Различия в манере повеления и жизненном опыте. Обе причины препятствуют взаимопониманию и сотрудничеству людей и повышают вероятность возникновения конфликта.

6. Неудовлетворительные коммуникации. Недостаток, искажение или наоборот избыток информации могут послужить причиной, следствием и катализатором конфликта.

Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Дарендорф (классификация по типам причин социальных конфликтов):

1. Персональные причины («личностные трения»). Индивидуальные черты, симпатии и антипатии, психологическая и мировоззренческая несовместимость, различия в образовании, жизненном опыте.

2. Структурные причины. Проявляются в несовершенстве:

— Коммуникационной структуры (отсутствие, искаженность, противоречивость информации);

— Ролевой структуры (противоречивость должностных инструкций, различных формальных требований к работнику, официальных требований и личных целей);

— Технической структуры (техника, темп работы);

— Организационной структуры (дублирование деятельности, отсутствие эффективного контроля, противоречия формальных и неформальных групп);

— Структуры власти (несоразмерность прав и обязанностей, компетенции и ответственности, распределение власти в целом, включая формальное и неформальное лидерство).

3. Изменение организации, и прежде всего техническое развитие. Это приводит к изменению ролевых структур, руководящего состава и др. работников => конфликт.

4. Условия и характер труда. Плохие условия работы, нездоровая экологическая среда, плохие отношения в коллективе.

5. Распределительные отношения. Вопрос справедливости размера з/п, выплаты премий и вознаграждений и др. социальных привилегий.

6. Различия в идентификации. Люди склонны идентифицировать себя прежде всего с группой, в которой они работают и преувеличивать свою значимость и заслуги, недооценивая при этом других => конфликты между подразделениями.

7. Стремление организации к расширению и повышению своей значимости. Каждое подразделение стремиться получить больше власти и больше контроля => конфликт.

8. Различия исходных позиций. Неодинаковый уровень квалификации и ценности персонала, разные условия труда и технического оснащения => непонимание, неоднозначное восприятие задач и обязанностей, неслаженность действий => конфликт.

Негативные последствия конфликта:

1. Дестабилизация организации, порождение хаотических и анархических процессов, снижение управляемости;

2. Отвлечение персонала от реальных проблем и целей организации, смещение этих целей в сторону групповых эгоистических интересов и обеспечения победы над противником;

3. Неудовлетворенность участников конфликта пребыванием в организации, рост фрустраций, депрессий, стрессов и т.п. и, как следствие, снижение производительности труда, увеличение текучести кадров;

4. Нарастание эмоциональности и иррациональности, враждебности и агрессивности поведения, недоверия к руководству и окружающим;

5. Ослабление возможностей общения и сотрудничества с оппонентами в будущем;

6. Отвлечение участников конфликта от решения задач организации и бесплодная растрата их сил, энергии, ресурсов и времени на борьбу друг с другом.

Позитивные последствия конфликта:

1. Инициирование изменений, обновления, прогресса;

2. Артикуляция, четкая формулировка и выражение интересов и позиций по тому или иному вопросу;

3. Мобилизация внимания, интереса и ресурсов для решения проблем и, как следствие, экономия рабочего времени и средств организации;

4. Формирование у участников конфликта чувства сопричастности к принятому в его результате решению, что облегчает его реализацию;

5. Стимулирование более продуманных и обоснованных действий для того, чтобы доказать свою правоту;

6. Побуждение участников к взаимодействию и выработке новых, более эффективных решений, устраняющих саму проблему или ее значимость;

7. Развитие у участников конфликта способности к сотрудничеству в будущем, когда конфликт будет урегулирован в результате взаимодействия обеих сторон;

8. Разрядка психологической напряженности в отношениях между людьми, более четкое выяснение их интересов и позиций;

9. Преодоление традиций группового мышления, конформизма и развитие свободомыслия, индивидуальности работника;

10. Вовлечение обычно пассивной части сотрудников в решение организационных проблем;

11. Выявление неформальных групп, их лидеров, что может быть использовано для повышения эффективности управления;

12. Выработка у участников конфликта умений и навыков относительно безболезненного решения возникающих в будущем проблем;

13. Усиление групповой сплоченности в случае возникновения межгрупповых конфликтов.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Причины и последствия конфликтов в организации.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Причины и последствия конфликтов в организации.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Причины и последствия конфликтов в организации.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Координационные и интеграционные механизмы

Ещеодин метод управления конфликтной ситуацией-это координация действий и решений.Имеется в виду, что установление иерархии полномочий упорядочиваетвзаимодействие людей, процедуру принятия решений и информационные потоки внутриорганизации. Если два и более подчиненных имеют разногласия по какому-нибудьвопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику для принятиярешения. Принцип единоначалия облегчает управление конфликтной ситуацией, таккак подчиненный прекрасно знает, чьим решениям он должен подчиняться.

В управлении конфликтной ситуацией очень полезны средства интеграции, также какуправленческая иерархия, использование служб, осуществляющих связь междуфункциональными отделами, межфункциональные группы, целевые группы имежотдельные совещания. Исследования показали, что организации, которыеподдерживали нужный для них уровень интеграции добились большой эффективности.Например, компания, где назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями-отделом сбыта и производственным отделом, сумела разрешить проблему, создав промежуточнуюслужбу, координирующую объемы заказов и продаж. Эта служба осуществляла связьмежду отделом сбыта и производства и решала такие вопросы, как требования ксбыту, загрузка производственных мощностей, ценообразование и графики поставок.

Общеорганизационные комплексные цели.

Установление общихорганизационных комплексных целей – еще один структурный метод управленияконфликтной ситуацией. Эффективное осуществление этих целей требует совместныхусилий всех сотрудников, отделов и подразделений. Например, если три сменыпроизводственного отдела конфликтуют между собой, следует сформулировать целидля всего отдела, а не для каждой смены в отдельности. Аналогичным образом,установление четко сформулированных требований для всего проекта в целом такжебудет способствовать тому, что руководители отделов будут принимать решения,благоприятствующие всей организации, а не только их функциональной области.

В управлении проектами, где для всей командысуществует единая главная и высшая цель – эффективное завершение проекта,применение этого метода весьма популярно.

Использованиесистемы вознаграждений.

Вознаграждения можноиспользовать как метод управления конфликтной ситуацией, оказывая влияние наповедение людей, чтобы избежать деструктивных если во последствий. Люди,которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных целей, помогаютдругим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно,должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием, продвижением послужбе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряланеконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Например, есливознаграждать руководителей отделов сбыта только на основании увеличения объемапроданных товаров, то это может войти в противоречие с намеченным уровнемполучения прибыли. Руководители этих отделов могут увеличить объем сбыта,предлагая без всякой надобности большие скидки и, тем самым, считая уровеньсредней прибыли компании.

Подводя итог, заметим, что систематическоескоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, ктоспособствует осуществлению общеорганизационных целей, поможет людям понять, каким следует поступать в конкретной ситуации, чтобы это способствовало общимцелям.

Известны пять основных межличностных стилей разрешенияконфликтов:

Рис. Межличностные стили разрешения конфликта

Как создаются конфликты в сценарии, чтобы получилась захватывающая драматургия?
Мы все знаем то самое ощущение, когда мы восхищены характером и личностью главного героя фильма. Когда мы садимся писать, даже ставя перед собой цель создать такого персонажа, нелегко понять, что же делает героя и его историю столь прекрасной. Ответ находится извне, в так называемом внутреннем конфликте.
Написание внутреннего и внешнего конфликтов может показаться сложной задачей, но это ключ к тому, чтобы ваша история ожила, выпрыгнула со страниц и прочно осела в умах зрителей.
В этой статье мы собираемся осветить внутренний и внешний конфликты со всех сторон с примерами. В конце вы поймете, как использовать оба типа конфликтов в вашей истории. Что такое внутренний конфликт?
Писатель может определить внутренний конфликт как внутреннюю борьбу своих персонажей. Классическими примерами таких конфликтов могут быть депрессия, алкоголизм, страх привязанности или даже эволюционирующая личность внутри личности, как у персонажа Джеймса Макэвоя в «Сплите».
Чем ещё является внутренний конфликт, как не в буквальном смысле враждующими личностями внутри тебя?
Другие примеры внутреннего конфликта
Непросто создать фильм с упором только на внутренний конфликт, хотя все стараются делать именно так. С правильным выбором внутренних конфликтов это отлично работает! Иногда это внутренняя борьба, как у Индианы Джонса в его примирении с отцом. Или же когда внутренний конфликт является сердцевиной истории, как у Фродо, сражающимся с волей Кольца во «Властелине колец».
Когда речь заходит о внутреннем конфликте, можно представить себе ангела и черта по разные стороны плеч персонажа. Они буквально разрывают героя изнутри на части, тем самым двигая историю вперёд.
Вспомните любую романтическую комедию, которая вам нравится. И «Это случилось однажды ночью», и «Подстава» – все романтические комедии это истории о внутренней борьбе.
Главный вопрос здесь: «Смогут они остаться вместе или нет?». Это он двигает вперёд истории таких персонажей, как Джим и Пэм (прим. переводчика: сериал «Офис») и Сэм и Дайан (прим. переводчика: сериал «Чирс»). Внутренний конфликт можно преподнести как желание быть с кем-то, которое невозможно осуществить, потому что, например, этому препятствует работа персонажа. Таким образом, каждая сцена насыщена внутренними конфликтами.
Сцена разговора двух персонажей, имеющих внутренние конфликты, может оказаться гораздо эффектнее и сильнее, чем сцена битвы.
Как насчёт другого классного и неожиданного внутреннего конфликта?
Вспомните Базза Лайтера из Истории игрушек. Его внутренний конфликт состоит в том, что он считает себя настоящим, живым Баззом Лайтером, а не просто игрушкой. Этот конфликт между его внутренним состоянием и реальностью заряжает каждую сцену и управляет сюжетом. Именно он помог создать бессмертную классику, а также запустить целую франшизу.
Внутренний конфликт – это краеугольный камень успешности сценария. Подумайте над тем, какой внутренний конфликт мог бы быть у вашего персонажа.
Но бывает и так, что одного лишь внутреннего конфликта недостаточно. Именно здесь и появляется внешний конфликт, а его противостояние с внутренним может создать уникальный сюжет в вашем сценарии.
Что такое внешний конфликт?
Определение внешнего конфликта немного легче. Внешний конфликт — это физическая борьба между вашим героем и внешними силами, которыми могут быть и другие персонажи.
Внешний конфликт не даёт вашему герою двигаться вперёд по истории или может даже угрожать его жизни. Например, персонаж застрял в уплотнителе мусора. Или подвергся надвигающейся атаке звездного эсминца. А, может быть, за ним охотятся ситхи? Во вселенной Звёздных Войн много классических внешних конфликтов.
Принципиальное различие между внутренним и внешним конфликтах состоит в том, первый происходит внутри персонажа, а второй – в его окружении. Конечно, это и так довольно очевидно, но чтобы создать сюжетные слои, вам необходимо иметь в истории оба конфликта, а также продумать, как они могут друг друга дополнять.
Другие примеры внешнего конфликта
Иногда внешние конфликты являются причиной внутренних. Потому что, в основном, когда вы пишете сценарий фильма или сериала, вам нужно, чтобы в истории всё пошло не так. Никто же не хочет читать сценарий или смотреть сериал о деревеньке счастливых людей, у которых всё хорошо и ничего такого не происходит. А вот когда что-то вдруг идёт не так, то это образует внешние конфликты, а они порождают внутренние. Это и даёт развитие истории.
Нацисты преследуют героя в ковчеге (прим. переводчика: отсылка к фильму Индиана Джонс В поисках утраченного ковчега). Е.T. ищет способ вернуться домой (прим. переводчика: отсылка к фильму Инопланетянин 1982). Пришельцы вторглись на Землю. И ещё много других примеров, не имеющих отношение к творчеству Спилберга.
Самое замечательное во внешних конфликтах то, что они могут быть абсолютно любыми. Это может быть компьютерная сеть, контролирующая весь мир, как в «Матрице», или медсестра, пытающаяся поймать кота Джинкса в «Знакомстве с родителями».
Итак, что же самое важное при написании внешнего конфликта?
Создать героя с правильным внутренним конфликтом в правильный внешний конфликт. Звучит немного запутанно, поэтому давайте приведём ещё один пример.
Если Титаник утонет, Роуз должна понять любит ли она Джека, верит ли ему и хочет ли его спасти.
Если Морфеус схвачен Агентами, Нео нужно заглянуть внутрь себя и решить является ли он тем самым Избранным.
Другой способ – это подумать о том, кто в истории является наименее подходящим по внутренним параметрам человеком для решения этой внешней проблемы? Или наоборот.
Давайте погрузимся на следующий уровень анализа внутреннего конфликта. Если вы планируете писать сценарии для сериалов или фильмов, вам нужно знать и о других типах конфликтов. А что, есть и другие?
Какие ещё существуют типы конфликтов?
В классической литературе, а теперь также в кино и на телевидении существует шесть разных типов конфликтов. В то время, как большинство попадает под общую классификацию внутренних или внешних, мы рассмотрим каждую категорию отдельно и приведем примеры.
1. Человек против самого себя (Я против Я)
Вначале мы рассмотрим нечто похожее на внутренний конфликт. В «Я против Я» мы следим за тем, что происходит в голове персонажа. Будь то Дон Дрейпер (прим. переводчика: персонаж сериала «Безумцы»), пытающийся преодолеть тягу к самоуничтожению, или «Удивительная Миссис Мейзел», идущая к своей независимости от общества.
Однако, одни из лучших сценариев основаны на создании внешних конфликтов из внутренней борьбы персонажа. Иногда лучше взять стандартный конфликт и перевернуть его с ног на голову.
2. Человек против человека
Это, наверное, самый распространенный внешний конфликт. Он есть в комиксах, в Звёздных войнах и даже в комедиях, вроде комедийного сериала «В лучшем мире». Этот тип конфликта создаётся протагонистами и антагонистами.
Но как можно использовать конфликт «Человек против Человека»?
Если вы его переведете во внутренний конфликт, вы получите предыдущий «Я против Я». Однако, вспомните фильмы об одержимости. Например, Волан-де-Морт вселяется в тело Гарри (прим. переводчика: фильм «Гарри Поттер и Орден Феникса») или как одержимость показана в фильме Прочь. Это ещё один тип внутреннего конфликта, поскольку один человек пытается подчинить себе другого.
3. Человек против общества
Обычно в политических триллерах или трагических фильмах, таких как «Человек-слон», правит внешний конфликт. Но не только в них! К примеру, «Теория заговора» с Мелом Гибсоном и Джулией Робертс. Речь идет о парне, которого все считают сумасшедшим, но который, как оказалось, кое в чём прав. В сериале «Наследники» представлен внутренний конфликт внутри одной семьи и людях, пытающихся её разрушить, самыми весёлыми способами.
Как же сделать конфликт человека против общества внутренним?
Как насчет фильма «Парни не плачут»? Это история о том, как общество отказывается принять Брэндона Тина таким, каков он есть. Или фильм «Манчестера у моря»: большая часть конфликта в фильме идёт из отношения других к персонажу Кейси Аффлека в городе после пожара и как он с этим всем справляется.
В сериалах такой тип конфликта развить сложнее, поскольку в них персонажи могут развиваться и расти в течение нескольких сезонов. Например, персонаж Оскара в «Офисе». У него самого не было внутреннего конфликта по поводу своей гомосексуальности, но для других персонажей и Майкла Скотта потребовалось несколько сезонов, чтобы действительно принять его таким, какой он есть.
4. Человек против природы
Здесь лучшего примера, чем «Выживший», попросту не найти. Такой тип конфликта заключается в победе над внешними силами и отправляет нас в путешествие вместе с героем, как, например, в фильме «Дорога Домой: Невероятное путешествие».
Конфликт «Человек против природы» довольно часто мелькает и в сериалах. Почти в любом ситкоме есть эпизод про кемпинг. К примеру, эпизод из сериала «Новенькая», где герои играют в гляделки с койотом.
Но может ли внутренний конфликт иметь отношение к природе?
С натяжкой можно привести в пример таких персонажей, как Человек-Волк, или даже Фиону в «Шреке». Эти персонажи столкнулись с изменением их собственной природы и им приходится как-то обустраивать свою личную жизнь с учётом этих особенностей. Чем не отличный внутренний конфликт?
5. Человек против машины
Поскольку в нашей нынешней жизни уже давно появился искусственный интеллект, то конфликт «Человек против машины» кажется уже наиболее правдоподобным. Этот конфликт берёт свои корни от Джона Генри, победившего в соревнованиях с паровым молотом (прим. переводчика: мифологический народный герой США, темнокожий рабочий-путеец, победивший в соревновании с паровым молотом, но погибший от истощения. История сражения Джона Генри с машиной легла в основу песен и мультфильмов, упоминается в рассказах и романах) и до фильма «Я, Робот».
Самая плодородная почва для конфликта «Человек против машины» лежит во внутреннем мире тех же роботов. Например, в фильме «Терминатор-2» машина пытается научиться быть лучше. В ней должны произойти внутренние изменения, чтобы она могла стать человечней.
Или как в «Искусственном интеллекте», где мальчик-робот отчаянно хочет измениться, чтобы стать настоящим и живым, но его собственная программа является преградой на пути к человечности.
Опять-таки, выше показаны самые очевидные истории, которые могут стать основой для новых интересных сюжетов.
6. Человек против судьбы / сверхъестественного
Мы дошли до самого заковыристого конфликта, «Человек против судьбы/сверхъестественного». Сложность заключается в том, что такой конфликт может быть далеко не очевидным.
Здесь легче привести в пример фильмы такие как «Отбросы», «Миссия невыполнима» и шедевра братьев Коэнов – «Серьезный человек».
Задача главного героя состоит в том, что высшие силы вмешиваются в его дела. Поэтому он должен преодолевать всевозможные внешние конфликты. Но ставка, которую сделали высшие силы, заключается в том, смогут ли они контролировать внутренний мир персонажа. Это двойной удар.
Конечно, всегда есть можно написать ужасы, и нет ничего страшнее, чем внешняя сила, вроде Самары из «Звонка». Но как насчет фильмов, посвященных предопределению или судьбе? Например, «Потустороннее», или «Звёздные войны».
Да, мы снова возвращаемся к «Звёздным войнам». Скайуокерам суждено было найти друг друга сквозь эпизоды. Так что можно утверждать, что Сила контролирует всё, что происходит в этих фильмах. Персонажи должны принимать решения на основе их индивидуальных внутренних и внешних конфликтов, но Сила будет постоянно подталкивать их в разные направления, облегчая путь.
Как использовать типы конфликтов в вашем сценарии
Когда вы начинаете работу над своим сценарием, очень хорошо следить за тем, как внутренние и внешние конфликты взаимодействуют друг с другом по мере продвижения истории. Можно представить, что каждый уровень конфликта это сторона автомобиля. Если у вас крутятся колеса только одной стороны, ваша история, как и машина, будет двигаться просто по кругу. Но если обе стороны работают одновременно и слаженно, повествование фильма всегда будет двигаться вперед.
Как использовать типы конфликтов, чтобы помочь развитию истории?
Как было написано ранее, нужно, чтобы внутренние и внешние конфликты работали в тандеме. В каждой сцене спросите себя, как эта сцена соотносится с внутренним и внешним конфликтом.
Рассмотрим несколько сцен.
В финальной сцене фильма «Хороший, Плохой, Злой» есть сцена с перестрелкой. Вместе в вращением камеры вокруг персонажей, мы видим, как «кружится» их внутренний мир. Весь этот фильм о доверии и жадности. Можете ли вы доверять тому, кто жаден? Есть ли честь среди воров? Что значит быть хорошим человеком? Здесь внешний конфликт заключается в оружии, а внутренний – в сердцах людей, которые этим оружием владеют.
А что насчет комедии?
Возьмём для примера сцену «Фрэнк и Бобы» в фильме «Все без ума от Мэри». Совершенно очевидно, что внешний конфликт связан с тем, что застряло в застежке персонажа Бена Стиллера. И все идут в ванную. Но внутренний конфликт – это любовь. Бен Стиллер ухаживал за этой девушкой, влюбился в неё и теперь на него эмоционально давит их испорченный выпускной вечер. Если подумать, то это своего рода безобидный эмоциональный внутренний конфликт. Но вот внешний конфликт причиняет боль.
Немного про экшн-фильмы и конфликты в них. Давайте поговорим о «Крепком Орешке».
Противостояние в финальной сцене легендарно. Мы помним насколько крут Джон Маклейн, но сам фильм построен на его внутреннем конфликте. Джон любит свою жену, но был для неё плохой поддержкой и мужем. И это привело к последствиям. Мы с самого начала видим, что она хочет вернуть свою девичью фамилию. Когда же Ганс Грубер падает из окна, мы уже замечаем, что часы Холли, где написана ее девичья фамилия, падают следом за ним. Это идеальный ход для развития внутреннего конфликта. Джон и его жена снова будут вместе.
Суммируя ключевые моменты написания конфликта в истории
Мы все можем согласиться с тем, что лучшие фильмы и сериалы показывают приключения персонажа, в которых он преодолевает какие-либо внешние трудности, которые так или иначе влияют на его внутренний мир. И наоборот. Лучше всего использовать внутренние и внешние конфликты в тандеме, чтобы создать захватывающую драму. Или захватывающую комедию.
Если вы будете каждый просмотр фильма наблюдать за конфликтами в сценах, а затем начнете применять их в своей собственной истории, вы неожиданно для себя откроете возможность сделать ваши сценарии по-настоящему динамичными и интересными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *