Компенсация переезда к новому месту работы

Компенсация при переезде на работу в другую местность

Если для выполнения служебных обязанностей по предварительной договоренности с работодателем работнику необходимо переехать на постоянное жительство в другую местность, работодатель должен выплатить ему компенсацию (ст. 169 ТК РФ).

Такая ситуация может возникнуть, когда организация-работодатель переводит работника на работу в свое подразделение (филиал) в другом городе, то есть работодатель и работник состоят в трудовых отношениях.

Как правило, перевод работника допускается только с его согласия (ст. 72 – 74 ТК РФ). Такой перевод может быть постоянным или временным.

Без согласия работника работодатель может перевести его на другую работу:

  • в случае производственной необходимости (например, для предотвращения аварии);
  • при простое;
  • для замещения временно отсутствующего работника.

Перевод в этих случаях может быть только временным.

Перевод работника на другую работу оформляется приказом руководителя по форме № Т-5, утв. постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1.

Какие расходы компенсирует работодатель?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 года № 187 в сумму компенсации при переезде на работу в другую местность включают:

  • стоимость проезда работника и членов его семьи до города, в котором расположена фирма или ее филиал (кроме случаев, когда фирма предоставляет для переезда собственный транспорт);
  • расходы на оформление проездных документов;
  • расходы за пользование в поезде постельными принадлежностями;
  • расходы на провоз имущества (багажа) весом до 500 кг на работника;
  • расходы на провоз имущества (багажа) весом до 150 кг на каждого члена семьи работника;
  • расходы по обустройству работника на новом месте жительства в размере его месячного оклада по новому месту работы;
  • расходы по обустройству членов семьи работника на новом месте жительства в размере 1/4 его месячного оклада по новому месту работы (выплачивается каждому члену семьи);
  • суточные – в размере 100 рублей за каждый день нахождения в пути.

Конкретные размеры возмещения расходов при переезде в другую местность определяют в трудовом договоре.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как учесть компенсацию при переезде работника

Нужно ли платить НДФЛ?

В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению НДФЛ все виды компенсационных выплат, установленных законодательством РФ и регионов, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм). Такие выплаты могут быть связаны, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность.

Минфин России в письме от 1 октября 2020 № 03-04-05/85847 отмечает, что суммы возмещения работодателем расходов работника по обустройству на новом месте жительства при переезде на работу в другую местность освобождаются от НДФЛ в размерах, установленных коллективным договором или локальным нормативным актом либо соглашением сторон трудового договора.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Когда работник должен вернуть выплаченную компенсацию

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

Подключить бератор

Бератор Практическая энциклопедия бухгалтера

При создании филиалов в других регионах руководство компании зачастую направляет туда поднимать дело уже заработавших авторитет сотрудников. В этом случае работодатель оплачивает работнику переезд на новое место и помогает с обустройством. О налоговых последствиях осуществления таких расходов — наша тема номера.

Обязанности работодателя по участию в переезде работника на новое место работы в другой город прописаны в ст. 169 ТК РФ. В этой норме сказано, что по предварительной договоренности с работником работодатель должен возместить:

  • расходы по переезду самого сотрудника и членов его семьи, а также по провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения);

  • расходы по обустройству на новом месте жительства.

Обратите внимание: положения ст. 169 ТК РФ нельзя применять в ситуации, когда в компанию приглашается гражданин из другого города, с которым еще не заключен трудовой договор. Это связано с тем, что в данной норме идет речь о взаимоотношениях работодателя и работника.

Порядок и размеры возмещения работникам расходов при переезде на работу в другую местность согласно все той же ст. 169 ТК РФ определяются коллективным договором или локальным нормативным актом либо по соглашению сторон трудового договора.

В названной норме Трудового кодекса не содержится конкретного перечня расходов, которые работодатель должен компенсировать работнику при его переезде на новое место работы в другой город. Но он есть в постановлении Совмина СССР от 15.07.81 № 677 «О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность» (далее — Постановление № 677). Отметим, что этот документ действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу.

На наш взгляд, работодатель может руководствоваться этим документом при решении вопроса о том, какие именно расходы, связанные с переездом, компенсировать работнику. Приведем примеры некоторых расходов:

  • возмещение стоимости проезда самого работника и членов его семьи;

  • возмещение расходов по провозу имущества весом до 500 кг на самого работника и до 150 кг на каждого переезжающего члена семьи (по соглашению сторон возможна оплата фактических расходов по провозу имущества в большем количестве);

  • выплата суточных за каждый день нахождения в пути;

  • выплата единовременного пособия: на самого работника — в размере его месячного должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы и на каждого переезжающего члена семьи — в размере четверти пособия работника;

  • выплата заработной платы исходя из должностного оклада (тарифной ставки) по новому месту работы за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более шести дней, а также за время нахождения в пути.

Конечно же, конкретные виды компенсаций работодатель устанавливает самостоятельно. Но, как показывает практика, чаще всего работодатель оплачивает работнику проезд на новое место работы, выплачивает подъемные и помогает с арендой жилья. Именно эти виды расходов мы и рассмотрим с точки зрения налогообложения.

Выплачиваем подъемные

Многие компании при переезде работника на новое место в рамках расходов на обустройство, предусмотренных ст. 169 ТК РФ, выплачивают ему единовременно несколько должностных окладов. Никаких проблем с налогообложением данной выплаты возникнуть не должно.

Налог на прибыль

В подпункте 5 п. 1 ст. 264 НК РФ прямо установлено, что суммы выплаченных подъемных относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В главе 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не установлено такого понятия, как «подъемные». По мнению Минфина России, под подъемными следует понимать суммы компенсационного характера, выплачиваемые работодателем в соответствии с законодательством РФ при переезде работника на работу в другую местность (подъемное пособие). Такую точку зрения финансисты высказали в письме от 26.05.2008 № 03-04-06-01/140.

В названной норме Кодекса есть одна оговорка — такие расходы учитываются в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. А в пункте 37 ст. 270 НК РФ сказано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством РФ.

Указанные нормы введены только для организаций, финансируемых за счет федерального бюджета (постановление Правительства РФ от 02.04.2003 № 187, далее — Постановление № 187). А каких нормативов должны придерживать коммерческие организации? Или они могут учесть в составе расходов суммы выплаченных подъемных без ограничений?

По мнению Минфина России, суммы выплаченных работникам подъемных, связанных с их переездом на работу в другую местность, предусмотренные ст. 169 ТК РФ, для целей налогообложения прибыли могут быть учтены по подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ в пределах размеров, определенных сторонами трудового договора. Такая позиция содержится в письмах Минфина России от 15.05.2013 № 03-03-06/1/16789, от 13.02.2012 № 03-04-06/6-35, от 23.11.2011 № 03-03-06/1/773, от 23.07.2009 № 03-03-05/138, от 17.12.2008 № 03-03-06/1/688.

Аналогичной точки зрения придерживаются и суды. Так, в постановлении ФАС Московского округа от 03.06.2009 № А40-34897/08-117-96 суд указал, что Постановление № 187 не регулирует размер расходов компании на выплату подъемных, так как организация не финансируется за счет федерального бюджета. Поэтому данный документ не применяется коммерческими организациями, и они могут учитывать при расчете налога на прибыль возмещение расходов работников по переезду и обустройству на новом месте жительства и сверх норм, установленных Постановлением № 187.

НДФЛ

Выплата работнику подъемных в размере нескольких окладов для обустройства на новом месте жительства не облагается НДФЛ. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах утвержденных норм), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность).

Таким образом, расходы на обустройство на новом месте жительства (выплата подъемных) не подлежат обложению НДФЛ в размерах, установленных соглашением сторон трудового договора.

Аналогичной позиции придерживается и Минфин России (письмо от 15.05.2013 № 03-03-06/1/16789).

Страховые взносы

Компания не должна начислять и страховые взносы на суммы выплаченных подъемных. Это связано с тем, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ»О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) в числе выплат, освобождаемых от обложения страховыми взносами, содержит норму, аналогичную той, что предусматривает п. 3 ст. 217 НК РФ.

Так, в подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ сказано, что не облагаются страховыми взносами все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах утвержденных норм), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность.

Таким образом, на суммы выплаченных работнику на основании соглашения между сторонами трудового договора подъемных взносы не начисляются.

Оплачиваем проезд

Что касается возмещения расходов, связанных с оплатой проезда работника и членов его семьи на новое место жительства, а также затрат на провоз имущества, то здесь налоговые последствия будут точно такими же, как и при выплате подъемных.

Дело в том, что, исходя из определения «подъемных», данного Минфином России в письме от 26.05.2008 № 03-04-06-01/140, под ними понимаются любые компенсационные выплаты, связанные с переездом работника на работу в другую местность. А согласно Постановлению № 677 в состав гарантий и компенсаций, выплачиваемых в рассматриваемой ситуации, входит и возмещение стоимости проезда самого работника и членов его семьи, а также расходов по провозу имущества.

Арендуем жилье

Больше всего проблем возникает у компании, если по соглашению сторон трудового договора она возьмет на себя обязанность оплачивать работнику стоимость аренды жилья на новом месте работы.

Трудовой кодекс не уточняет, что следует понимать под «расходами на обустройство на новом месте жительства». Пункт 3 Постановления № 677 включает в гарантии и компенсации работникам в связи с переездом на новое место работы предоставление им жилого помещения на условиях, предусмотренных трудовым договором. То есть получается, что расходы на аренду квартир для работников можно отнести к подъемным и учитывать при расчете налога на прибыль на основании подп. 5 ст. 1 ст. 264 НК РФ.

Косвенно правомерность такого вывода подтверждают и финансисты. Так, отвечая на вопрос налогоплательщика об учете для целей налогообложения прибыли расходов на аренду жилья при переезде работника на новое место работы, Минфин России указал следующее. Суммы выплаченных подъемных работникам, связанных с их переездом на работу в другую местность, предусмотренные ст. 169 ТК РФ, могут быть учтены по подп. 5 ст. 1 ст. 264 НК РФ в пределах размеров, определенных сторонами трудового договора. Конечно же, данные расходы должны соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ (письма Минфина России от 15.05.2013 № 03-03-06/1/16789, от 13.02.2012 № 03-04-06/6-35).

Особый интерес представляет письмо Минфина России от 23.11.2011 № 03-03-06/1/773. В нем специалисты финансового ведомства отметили, что положения ст. 169 ТК РФ применяются в случае, когда работник по согласованию с работодателем переезжает с одного места работы, в котором он выполнял свои трудовые обязанности, на другое место работы. На момент переезда на работу в другую местность физическое лицо должно состоять в трудовых отношениях с тем же работодателем, по соглашению с которым осуществляется его переезд с одного места работы у данного работодателя на другое место работы, расположенное в другой местности. Только в этом случае затраты на переезд работника могут быть учтены по подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Если же организация принимает финансовое участие в переезде (обустройстве) нового сотрудника на место работы, указанное в трудовом договоре, то применение положений ст. 169 ТК РФ является необоснованным. Поэтому в такой ситуации расходы нельзя учесть по подп. 5 п. 1 ст. 264 НК РФ. Для этих целей следует применять п. 25 ст. 255 НК РФ.

Отметим, что налоговые органы более категоричны. Так, в письме УФНС России по г. Москве от 18.02.2008 № 20-12/015139 налоговики пришли к следующему выводу. Расходы, связанные с переездом и обустройством работника на новом месте, не учитываются для целей налогообложения прибыли, если физическое лицо на момент переезда не заключило трудовой договор с организацией, оплатившей расходы.

По мнению финансового ведомства, оплата стоимости жилья сотруднику при его переезде на новое место работы облагается НДФЛ, так как не подпадает под действие п. 3 ст. 217 НК РФ (не относится к расходам на переезд в другую местность). Такая позиция высказана в письмах Минфина России от 19.09.2014 № 03-04-06/46997, от 15.05.2013 № 03-03-06/1/16789, от 13.02.2012 № 03-04-06/6-35.

Но суды не поддерживают точку зрения финансистов. Основание следующее. В соответствии с п. 3 Постановления № 677 работникам, которые переехали в связи с переводом их на работу в другую местность, и членам их семей жилое помещение предоставляется на условиях, предусмотренных трудовым договором. Поэтому если в трудовом договоре с работником предусмотрено, что работодатель при переезде работника в другой город должен оплачивать стоимость аренды жилья, то такая оплата признается обустройством на новом месте жительства. Следовательно, она не облагается НДФЛ. Такое решение приняли судьи в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2013 № А19-2330/2013.

Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 21.03.2011 № А40-36395/10-107-192, Волго-Вятского округа от 24.06.2008 № А43-28282/2007-37-943, Поволжского округа от 16.03.2006 № А72-5629/05-6/435, № А72-5959/05-6/450.

Контролеры из фондов настаивают на том, что оплата за работника аренды квартиры при его переезде на работу в другую местность должна облагаться страховыми взносами.

Пять лет назад свою позицию по данному вопросу высказало Минздравсоцразвития России (письмо от 05.08.2010 № 2519-19). По мнению чиновников, суммы компенсации найма жилья при переезде работника в другой город должны облагаться страховыми взносами по общему порядку. Аргументация следующая.

Согласно подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не облагаются страховыми взносами все виды законодательно установленных компенсационных выплат (в пределах утвержденных норм), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность. Поскольку в Законе № 212-ФЗ речь идет только о переезде, то компенсация найма жилья, выплачиваемая работнику, переехавшему в другой город для работы в филиале организации, не подпадает под действие вышеназванной нормы.

Специалисты из внебюджетных фондов взяли на вооружение данную позицию и успешно ее применяли, что подтверждает арбитражная практика по данному вопросу. Причем некоторые суды поддерживали такой подход. Они указывали, что оплата аренды квартиры за сотрудника, переехавшего на работу в другой город, не подпадает под компенсационные выплаты, предусмотренные Законом № 212-ФЗ. Поэтому она должна облагаться страховыми взносами, так как произведена в рамках трудовых отношений (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.01.2014 № А45-3787/2013).

Другие суды, принимая решения в пользу компаний, руководствовались правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12. Согласно ей факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда. Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для их начисления.

Осенью этого года рассматриваемый вопрос дошел до Верховного суда, который занял позицию организации. В Определении ВС РФ от 16.09.2015 № 304-КГ 15-5008 была рассмотрена следующая ситуация.

Работник компании занимал должность директора филиала в городе А. На основании приказа по организации он был переведен на должность директора филиала в город В. Согласно локальному акту работникам, принимаемым в филиалы переводом из иных подразделений общества, а также при переезде на работу из другой местности, возмещаются расходы, в том числе по обустройству на новом месте жительства. К указанному виду расходов в соответствии с тем же приказом отнесены выплаты за проживание в гостинице на период поиска жилья на новом месте жительства, а также выплаты за самостоятельный наем квартиры.

Контролеры из Фонда доначислили страховые взносы на компенсацию работнику арендной платы за квартиру. Однако суд не согласился с решением проверяющих. Он указал, что согласно ст. 169 ТК РФ работодатель при переезде работника на работу в другую местность обязан возместить в том числе расходы на обустройство на новом месте жительства. При этом порядок и размеры возмещения определяются компанией самостоятельно.

Спорные выплаты были осуществлены на основании локального акта организации. Они носят социальный характер и, несмотря на то что произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Эти выплаты произведены не в рамках трудовых отношений. Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Таким образом, спорные выплаты подпадают под действие подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ и не подлежат включению в базу, облагаемую страховыми взносами.

В соответствии со статьей 22.1. Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» органы службы занятости оказывают услугу по содействию безработным гражданам в переезде в другую местность для временного трудоустройства, а также безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности). Оказание государственной услуги осуществляется в соответствии с требованиями административного регламента предоставления государственной услуги по содействию безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости, утверждённый распоряжением департамента труда и занятости населения Тюменской области от 26.07.2012г. № 10-рд.

Получателями государственной услуги являются граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения.

Под переездом в другую местность понимается переезд безработных граждан в другую местность для временного трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению Центра занятости населения.

Под переселением безработных граждан и членов их семей понимается переселение безработных граждан и членов их семей в другую местность на новое место жительства для трудоустройства по имеющейся у них профессии (специальности) по направлению Центра занятости населения.

Под другой местностью понимается другой населённый пункт Тюменской области, в том числе в пределах этого же района.

Основанием для содействия в переезде/переселении является личное обращение заявителя с предоставлением документов или поступление в Центр занятости заявления в электронной форме или из МФЦ (привлекаемых организаций), либо согласие безработного гражданина с предложением работника Центра занятости о предоставлении государственной услуги.

Направление безработному гражданину на временное трудоустройство в другой местности выдается центром занятости населения на имеющуюся в областном банке данных вакансию по согласованию с работодателем.

Перечень документов, необходимых для получения государственной услуги:

Переезд в другую местность для временного трудоустройства

Переселение в другую местность на новое место жительства для трудоустройства

  • Заявление.

  • Паспорт или документ, его заменяющий.

  • Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида — для граждан, относящихся к категории инвалидов.

  • Заявление.

  • Паспорт или документ, его заменяющий.

  • Документы, удостоверяющие личность членов семьи безработного гражданина.

  • Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида — для граждан, относящихся к категории инвалидов.

Государственная услуга предоставляется бесплатно.

В ходе предоставления услуги специалисты Центра занятости населения:

  • Расскажут Вам об услуге.

  • Подберут варианты работы в другой местности.

  • Согласуют Вашу кандидатуру с работодателем.

  • Заключат с Вами договор о содействии в переезде/переселении в другую местность для трудоустройства.

  • Выдадут направление на работу.

  • Расскажут об условиях получения финансовой поддержки.

В рамках оказания данной услуги утвержден порядок предоставления финансовой поддержки в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 27.12.2011 № 496-п «О размерах финансовой поддержки, порядке и условиях ее предоставления безработным гражданам при переезде и безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости населения».

Финансовая поддержка безработным гражданам при переезде в другую местность по направлению службы занятости осуществляется на затраты, связанные:

1) с оплатой стоимости проезда к месту работы и обратно, за исключением случаев, когда переезд безработного гражданина осуществляется за счет средств работодателя;

2) с суточными расходами за время следования к месту работы и обратно;

3) с оплатой найма жилого помещения на время работы (кроме случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение).

Для получения финансовой помощи граждане обращаются в центр занятости населения, направивший их на работу.

Гражданин в течение 5 рабочих дней со дня окончания временного трудоустройства на бумажном носителе предоставляет следующие документы:

  • заявление об оказании финансовой поддержки с указанием реквизитов счета или почтового адреса;

  • копию трудового договора, заключенного гражданином с работодателем в соответствии с направлением на работу в другую местность;

  • документы, подтверждающие сведения о расходах по переезду к месту работы и обратно;

  • документы по оплате найма жилого помещения на время осуществления трудовой деятельности (копии договора найма жилого помещения и документов, подтверждающих перечисление денежных средств на основании заключенного договора) либо документы, подтверждающие оплату за проживание в гостинице;

  • справку, выданную работодателем, о том, что гражданину при переезде в другую местность соответствующие средства передвижения и жилое помещение не предоставлялись или не оплачивались.

Финансовая поддержка безработным гражданам и членам их семей при переселении в другую местность по направлению службы занятости осуществляется на затраты, связанные:

1) с оплатой стоимости проезда безработного гражданина и членов его семьи к месту жительства;

2) с оплатой стоимости провоза имущества безработного гражданина и членов его семьи к новому месту жительства;

3) с суточными расходами за время следования к новому месту жительства;

4) с единовременным денежным пособием на каждого члена семьи.

Для получения финансовой помощи граждане обращаются в центр занятости населения, направивший их на работу.

Гражданин в течение 5 рабочих дней со дня приема на работу представляет на бумажном носителе лично либо направляет почтовым отправлением через организацию федеральной почтовой связи с объявленной ценностью и описью вложения следующие документы:

  • заявление об оказании финансовой поддержки с указанием реквизитов счета или почтового адреса;

  • копию трудового договора, заключенного гражданином с работодателем в соответствии с направлением на работу в другую местность;

  • документы, подтверждающие сведения о расходах по переезду к месту работы и провозу имущества;

  • документ, подтверждающий состав семьи безработного гражданина;

  • справку, выданную работодателем, о том, что гражданину при переселении в другую местность соответствующие средства передвижения не предоставлялись или не оплачивались.

В предоставлении финансовой поддержки может быть отказано, если:

— нарушены сроки представления в Центр занятости населения необходимых документов на получение финансовой поддержки;

— представленные документы не соответствуют установленным законодательством требованиям;

— в представленных документах представлены заведомо недостоверные сведения;

— отсутствует заключенный между безработным гражданином и Центром занятости населения договор о переезде или договор о переселении.

СИТУАЦИЯ

Коммерческая организация изменила юридический и фактический адреса и переезжает из одного города в другой. Должен ли работодатель предупредить об этом работника в письменной форме? В какие сроки? Правомерно ли увольнение работника по п. 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в случае его несогласия на переезд в другую местность?

Смена юридического адреса работодателя подлежит государственной регистрации. Все изменения отражаются в учредительных документах. Переезд работодателя в другую местность всегда связан с изменениями в кадровой документации, поэтому вопросов возникает немало.

ОСНОВЫЕ ПОНЯТИЯ

При оформлении кадровых документов кадровики (чаще с небольшим опытом работы) путают значения терминов «другая местность» и «место работы», точно не зная, что указывать.

Другая местность

Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 24.11.2015) другая местность — это местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (например, другой город).

В Трудовом кодексе РФ понятие «другая местность» встречается:

  • в статье 72.1 ТК РФ при уточнении видов перевода на другую работу, в частности, перевод на работу в другую местность вместе с работодателем;
  • в пункте 9 ч. 1 ст. 77 ТК РФ как общее основание прекращения трудового договора — отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем.

Место работы

В нормативных правовых актах не уточняется, что следует понимать под этим термином. Однако при оформлении трудовых отношений, на основании ч. 2 ст. 57 ТК РФ, место работы является обязательным условием трудового договора. Поэтому, исходя из норм чч. 2 и 4 ст. 57 ТК РФ, принято понимать, что место работы — это конкретный работодатель.

В трудовых договорах с работником условие о месте работы может быть отражено таким образом:

«1.3. Место работы Работника — Акционерное общество «Альтернатива» (АО «Альтернатива»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *