Компании с иностранным капиталом

ИНОСТРАННЫЙ КАПИТАЛ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ: АНАЛИЗ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Юшкевич Ольга Сергеевна

аспирантка кафедры внешнеэкономической деятельности РЭУ им. Г. В. Плеханова. Адрес: ФГБОУ ВПО «Российский экономическии университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: yushkevich.o@yandex.ru

В статье обусловливается необходимость иностранных инвестиций для динамичного и сбалансированного роста экономики страны. Исследуемые статистические данные по притоку иностранных инвестиций и оттоку капитала из России за 2014 г. указывают на негативные тенденции в этих сферах. Для улучшения сложившейся ситуации подчеркивается важность повышения инвестиционной привлекательности страны, которая в определенной степени зависит от позиций России в различных международных инвестиционных рейтингах. Предлагаются направления рационального вложения внутренних резервов страны с целью в ближайшие несколько лет повысить инвестиционную привлекательность России и обеспечить приток в экономику страны иностранного капитала.

FOREIGN CAPITAL AND INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF RUSSIA: ANALYSIS AND PROSPECTS

Yushkevich, Olga S.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционная

Keywords: foreign investments, investment attractiveness, capital

привлекательность, отток капи- outflows, the rating agencies. тала, рейтинговые агентства.

инамичное развитие экономики России невозможно осуществить

без активной внешнеэкономической деятельности и привлече-

ния иностранных инвестиций в экономику страны. Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью для государства, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда.

Под иностранным инвестированием понимается вывоз за рубеж или ввоз из-за рубежа средств в материально-вещественной или в денежной форме в целях получения прибыли.

Иностранные инвестиции — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информацию1.

Инвестиции осуществляются в различных формах. Наиболее распространенной классификацией является подразделение инвестиций на прямые, портфельные и прочие.

Впервые термин «прямые иностранные инвестиции» был введен в практику американскими статистиками в 1930 г. Под этим термином подразумевали вложения, сделанные резидентами напрямую, т. е. без посредничества финансовых рынков. Таким образом, классификация прямых и портфельных инвестиций изначально зависела от того, как была осуществлена покупка ценных бумаг: вне организованного финансового рынка или непосредственно на нем.

Сейчас под термином «прямые инвестиции» понимается владение резидентами одной страны активами других стран в целях получения контроля над использованием этих активов.

Такие международные организации, как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международный валютный фонд (МВФ) трактуют понятие прямых инвестиций следующим образом: прямые иностранные инвестиции отражают цель долгосроч-

1 Федеральный закон РФ от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

ной заинтересованности резидента одной страны (его называют прямым инвестором) в получении собственности, находящейся в другой стране (речь идет о предприятии с иностранными инвестициями, далее — ПИИ). Долгосрочная заинтересованность инвестора определяется долгосрочными взаимосвязями прямого инвестора и ПИИ, а также значительным влиянием прямого инвестора на управление этой компанией.

Понятие ПИИ, разработанное ОЭСР и МВФ, расплывчато, поэтому его практическое применение достаточно проблематично. В связи с этим ОЭСР и МВФ попытались разъяснить рассматриваемый термин.

По рекомендации ОЭСР (1996) предприятие с иностранными инвестициями должно определяться как инкорпорированное или неинкорпорированное предприятие, в котором зарубежный инвестор владеет 10% и более обычных акций или акций с правом голоса инкорпорированного предприятия, или эквивалентным количеством акций неинкорпорированного предприятия. ПИИ могут быть организованы в форме дочерних компаний, в которых инвестор-нерезидент владеет более 50% уставного капитала; в форме ассоциированных компаний, в которых инвестор-нерезидент владеет 50% и менее уставного капитала; филиалов, полностью или частично принадлежащих на правах совместной собственности неинкорпорированным компаниям. Прямой инвестор, имеющий в собственности не менее 10% акций, может влиять на управление компанией или непосредственно участвовать в ее управлении. При этом со стороны зарубежного инвестора не предполагается абсолютного контроля.

Прямые инвестиции имеют ряд особенностей:

1)предоставление инвестору права контроля над вложенными средствами;

2)долгосрочные капиталовложения. По оценкам экспертов МВФ, прямые инвестиции, однажды вложенные в экономику страны, уходят из нее в виде вывоза прибыли и других форм доходов через 8 лет;

3)прямые инвестиции составляют не менее 10% акционерного капитала компании;

4)сопровождаются передачей нематериальных активов.

Стратегической целью развития экономики любого государства

является привлечение прямых иностранных инвестиций, которые характеризуют долгосрочную заинтересованность зарубежных инвесторов в развитии экономической деятельности в определенном государстве. Прямые инвестиции чаще всего направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущих финансовых интересов, а не только на получение дохода.

Портфельные инвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы в целях извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционных объектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификации рисков. Как правило, портфельные инвестиции являются вложениями в приобретение принадлежащих различным эмитентам ценных бумаг и других активов.

По определению МВФ, портфельные инвестиции — капитал, вложенный резидентом одной страны в акции и долговые ценные бумаги предприятия в другой стране с целью получения доходов.

Эти вложения необязательно связаны с существенным и долгосрочным интересом инвестора в приобретении данного предприятия. Портфельные инвестиции трактуются как капиталовложения, не дающие зарубежному инвестору права контроля. Они являются «горячими деньгами», или спекулятивным капиталом, вследствие потенциального риска быстрого оттока капиталов из-за различий между странами в уровнях процентных ставок. В соответствии с методологией платежного баланса портфельные инвестиции составляют менее 10% уставного капитала компаний.

Третья группа международных инвестиций включает прочие краткосрочные и долгосрочные инвестиции — торговые кредиты, банковские займы, финансовые лизинговые сделки, займы от МВФ и прочих международных организаций, краткосрочные депозиты, сделки с иностранной валютой. В группу прочих инвестиций входит и финансовая помощь, которая предоставляется на двустороннем уровне правительством другой страны или международными экономическими организациями.

Иностранные инвестиции важны для большинства экономик, особенно для развивающихся государств, которые часто испытывают нехватку капитала, необходимого для производства товаров и услуг. Импортируемый капитал пополняет внутренние источники финансирования вложений. Обеспечивая приток средств, ввоз капитала в любых его формах способствует ослаблению напряженности кредитной сферы принимающей страны. Следовательно, иностранные инвестиции являются источником обеспечения капитала для создания эффективных предприятий и производств, а также средством поддержания устойчивого развития существующего бизнеса.

Другим немаловажным положительным эффектом от иностранного капитала в принимающей стране является передача технологий. При создании зарубежных филиалов компании передают им новейшие технологии, инновации, ноу-хау, применяемые в стране-инвесторе, что в свою очередь приводит к внедрению передовых технологий в стране-реципиенте, а также повышает уровень квалификации работ-

ников. Однако не исключено, что передовые технологии для экономики страны-реципиента, далеко не всегда являются таковыми для экономики страны-инвестора. Зачастую экономическое законодательство страны-инвестора ставит предпринимателю условия, при которых он вынужденно ищет рынки сбыта еще работоспособной технологии, но уже не рентабельной на внутреннем рынке из-за прогрессирующих налогов или, например, возрастающих накладных расходов на обеспечение технологической и/или экологической безопасности. Принимающая страна, как правило, имеет более низкий уровень экономического и налогового регулирования. Поэтому для экономики страны-реципиента принимаемые и инвестируемые технологии действительно являются и новейшими, и передовыми.

Вместе с тем иностранные инвестиции ведут к росту конкурентоспособности национальной промышленности страны-реципиента, так как конкуренция со стороны зарубежных компаний на внутреннем рынке стимулирует национальные компании повышать свою производительность и конкурентоспособность. Неспособность отечественных компаний выдержать эту гонку и справиться с экономическим давлением также выгодна иностранному инвестору.

Таким образом, иностранные инвестиции могут оказывать не только позитивное, но и негативное влияние на экономику принимающей страны. Оно может выражаться в вытеснении отечественных производителей, снижении контроля за национальным производством, ухудшении состояния платежного баланса. Также иностранные компании развивают и вкладывают средства в те отрасли, развитие которых выгодно для ТНК. Чаще всего это приводит к тому, что инвестиции приходят в наиболее привлекательные отрасли, куда выгодно инвестировать и отечественным компаниям.

Перейдем к анализу иностранных инвестиций в экономике России.

По данным Банка России, во втором полугодии 2014 г. прямые иностранные инвестиции перестали поступать в экономику России. Если в первом полугодии 2014 г. объем поступлений составил 24,8 млрд долларов, то во втором полугодии общий отток иностранных капвложений составил около 2,6 млрд долларов1.

В докладе ЮНКТАД отмечается, что в целом за весь 2014 г. иностранные инвестиции в российскую экономику снизились на 70% по сравнению с 2013 г. примерно до 19 млрд долларов, а чистый отток частного капитала достиг рекордных 151,5 млрд долларов и превысил

1 Центральный Банк России: статистика внешнего сектора. — URL: http://www. cbr.ru/ statistics/?Prtid=svs

отметку в 133,6 млрд долларов1, что является показателем кризисного 2008 г.

В качестве причин столь резкого снижения интереса иностранных инвесторов к России эксперты называют санкции против России, сохраняющуюся экономическую неопределенность, плохие прогнозы по росту ВВП, неблагоприятный инвестиционный климат и отток капитала, политизированность мировой экономики.

По прогнозу Европейского банка реконструкции и развития, в 2015 г. негативные тенденции в области привлечения иностранных инвестиций в экономику России сохранятся: ожидается сокращение иностранных инвестиций более чем на 10% по сравнению с уровнем 2014 г.

Важнейшим фактором для иностранных бизнесменов в принятии решений о вложении инвестиций в российскую экономику является инвестиционная привлекательность страны, в которую они направляют свой капитал, так как это может помочь им спрогнозировать выгоду и безопасность вложения.

По мнению Т. П. Левченко, В. А. Янюшкина, А. А. Рябцева, инвестиционная привлекательность определяется состоянием внутренней и внешней среды процесса инвестирования . Классически внутренняя среда определяется структурой, кадрами, технологией и задачами деятельности организации. Внутренняя среда процесса инвестирования обладает собственными характеристиками, определяющими ее эффективность и инвестиционную привлекательность. Однако она погружена во внешнюю среду, основные компоненты которой, определяющие состояние инвестиционного климата, влияют на решение потенциального инвестора. Отличительная черта этих компонент — объективность, т. е. состояние окружающей среды не зависит от оценки потенциального инвестора, и определяется оно по ее социальным, экологическим и экономическим параметрам.

Инвестиционная привлекательность страны зависит от множества факторов. Большинство авторов их условно делят на политические, экономические, законодательные, инфраструктурные, демографические, природоохранные, природно-климатические. Причем точного разделения всех обстоятельств, влияющих на инвестиционный климат, нет, поскольку факторы взаимосвязаны (политические, экономические, демографические факторы в значительной степени зависят от законодательного фактора). Также к факторам, влияющим на инвестиционную привлекательность можно отнести политическую стабильность, наличие и степень совершенства нормативных актов и налоговой сис-

1 ОЭСР. Определение прямых иностранных инвестиций. — 3-е изд. — Париж, ОЭСР, 1996. — С. 20. URL: http://www.oecd.org/investment/investment-policy/2090148.pdf

темы, уровень потребления, уровень занятости, существующий объем инвестиций и степень инвестиционного риска.

Многие иностранные инвесторы при выборе страны для вложения капитала обращают внимание на инвестиционные рейтинги, воспринимая их как барометр инвестиционной привлекательности.

На начало 2015 г. Россия занимает крайне низкие позиции в мировых инвестиционных рейтингах. Так, в рейтингах Doing Business от Всемирного банка и Bloomberg наша страна занимает 62-е и 43-е места соответственно. Рейтинговое агентство Moody’s оценивает рейтинг российских гособлигаций на уровне Baa3 (так называемый «мусорный» рейтинг). В январе 2015 г. Fitch присвоило долгосрочным суверенным рейтингам России в иностранной и национальной валюте оценку BBB-с негативным прогнозом, а международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s опустило рейтинг РФ до уровня BB+ и объявило, что рейтинг России больше не является инвестиционным. В связи с этим инвесторам настоятельно не рекомендуется вкладывать средства в нашу экономику. Несмотря на условность действующей системы рейтингов, которые определяют базирующиеся в США компании, понижение рейтинга нашей страны приводит к негативным последствиям: ухудшению ситуации на российском фондовом рынке, удорожанию кредитования из зарубежных источников, сокращению притока иностранных инвестиций и увеличению оттока капитала из страны.

С одной стороны, США через политизированные рейтинговые агентства представляют надуманные основания и заставляют европейскую экономику отказываться от инвестиций в экономику России и воздержаться от экономических связей с нашей страной. С другой стороны, именно это дает возможность инвесторам США занимать освобождающиеся экономические ниши в экономике России. Так, товарооборот с США за 2014 г. вырос на 7%, а импорт из США увеличился на 23%!, несмотря на введенные экономические санкции, действие которых Президент США продлил еще на один год.

В целом зарубежное инвестирование, как правило, сопровождается передачей передовых технологий и производств, приводит к созданию новых рабочих мест, пополняет государственный бюджет посредством налогов, позволяет отечественным компаниям привлечь заимствования на более выгодных условиях. Однако необходимо помнить, что инвестор при возникновении рисковых ситуаций, не задумываясь начнет процедуры по выводу капитала из инвестиционного проекта с целью сбережения этого капитала в более экономически безопасной, по его мнению, юрисдикции. При этом бывший инвестор понесет определенные потери, которые для него не будут существенными. Со

1 URL: http://ria.ru/economy/20141222/1039648622.html

стороны страны-реципиента такое решение приведет к оттоку капитала, потери ожидавшихся налоговых поступлений, сокращению производства продукта, необходимого экономике страны, сокращению рабочих мест, росту безработицы, социальной напряженности и т. д. За эти негативные последствия бывший инвестор никакой ответственности нести не будет.

Очевидно, что для активизации инвестиционных процессов и для привлечения иностранного капитала в российскую экономику, необходимо улучшить инвестиционный климат. На протяжении последних лет повышение инвестиционной привлекательности России было стратегической целью правительства страны. Но в сложившейся экономической ситуации это задача становится крайне трудной и вряд ли она может быть решена в ближайшее время. По прогнозам Всемирного банка, в 2015 г. экономический рост России сократится на 2,9% по сравнению с 2014 г. . Основными причинами являются продолжающиеся западные экономические санкции и низкие цены на нефть. Стоит отметить, что в 2014 г. отечественная экономика ощутила лишь частичное влияние антироссийских мер, так как договоры, которые были заключены до начала санкций, не могут быть изменены. Таким образом, можно утверждать, что годом санкций станет 2015 г.

Без иностранного капитала государство вместо привлечения внешних ресурсов, должно максимально рационально использовать внутренние средства и резервы, которые необходимо инвестировать в инфраструктуру и инновации, так как высокоразвитая инфраструктура и инновационные производства приведут к повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности страны. Важно также, чтобы в случае отмены санкций иностранные товары вновь не вытеснили отечественные с рынка в конкурентной борьбе.

Необходимо принимать инновационное налоговое законодательство, стимулирующее раскрытие внутренних резервов и экономическую активность внутреннего частного капитала. Налоговые реформы должны повысить экономическую привлекательность инвестиций в экономику России, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня оттока капитала и, следовательно, улучшит волатильность внутренней банковской системы. Также для будущего роста иностранных инвестиций в экономику страны необходимо повысить экономическую стабильность России, устанавливая привлекательные для иностранных инвесторов налоговые режимы и гарантируя незыблемость этих режимов в течение ряда лет.

Список литературы

1.ЕБРР. Региональные экономические перспективы стран. Январь 2015 г. — URL: http://www.ebrd.com/what-we-do/economic-research-and-data / data / forecasts-macro-data-transition-indicators.html

2.Глобальные экономические перспективы: Европа и Центральная Азия — Январь 2015 г. — URL: http://www.worldbank.org/ru/ news/feature/2015/01/13/global-economic-prospects-2015-europe-and-central-asia

3.Левченко Т. П., Янюшкин В. А., Рябцев А. А. Управление инвестиционной привлекательностью в туристско-рекреационной сфере : монография. — М. : Инфра-М, 2014. — (Научная мысль, туризм).

4.Пак Е. Н. Проблемы развития прямых иностранных инвестиций / / Вопросы статистики. — 2008. — № 2. — С. 37-44.

5.ЮНКТАД. Мировое экономическое положение и перспективы, 2015. — URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/wesp/ index. shtml

с началом революционных преобразований в 1990-е годы в Россию проникли практически все крупнейшие в мире ГК, в основном США, ФРГ и Японии. Уже в 1991 году в России действовало 68 ГК и 2295 их филиалов.

В последние годы, по официальным данным (приложение 9), на территории России функционирует от 23 до 24 тыс. разнообразных форм организаций (под организациями Росстат подразумевает и учитывает разные формы организаций, а также предприятий, фирм, корпораций и прочих форм международного бизнес-предпринимательства) с участием иностранного капитала. На указанных предприятиях занято около

3,5 млн человек, их годовой оборот составляет около 43 трлн. руб. . Но, по некоторым данным, реально действует менее половины из общего количества этих организаций.

По данным Росстата (приложение 10), в 2014 году на территории России функционировало более 5 тыс. предприятий с участием капитала Кипра, более 1,1 тыс. — с капиталом Британских Виргинских островов, более 1,5 тыс. — с капиталом Германии, 1,2 тыс. — с капиталом Китая, более 0,7 тыс. предприятий — с капиталом Нидерландов, более 0,7 тыс. — с капиталом США, более 0,7 тыс. — с капиталом Турции.

Бизнес Турции активно действует также в российской банковской сфере, в строительстве (в России работает около 100 турецких строительных компаний, которые строят крупнейшие спортивные объекты, высотные башни и небоскрёбы в Москве и Санкт-Петербурге), в текстильной, обувной отраслях промышленности, в производстве автомобильных компонентов, бытовой техники, алкогольной продукции и др. Особый интерес представляет созданная в 2001 году промышленная группа «Русджам» (входит в созданную в 1935 году турецкую группу «Шишеджам»), которой принадлежат заводы по производству стекольной тары в Краснодарском крае, Вологодской, Ленинградской и Владимирской областях. Между тем первый стекольный завод появился в России в 1635 году, мастерству производства стекла турецкий бизнес учился у россиян, но сегодня он обеспечивает треть потребностей России в стекольной таре.

Кроме того, на территории России функционируют совместные предприятия с капиталом из постсоветских государств (приложение 10), в том числе с участием капитала Белоруссии (около 3,3 тыс. предприятий), Украины (около 2 тыс.), Казахстана (более 0,5 тыс.), а также Узбекистана, Азербайджана, Армении, Молдавии и других стран .

Из общего количества организаций с участием иностранного капитала (приложение 9) в российском сельском хозяйстве в последние годы действует более 700 единиц, в добыче полезных ископаемых — около 500, в оптовой и розничной торговле, а также в разного рода ремонтных организациях — свыше 8 тыс., в обрабатывающем производстве — более 4 тыс., в гостиничном и рестораном бизнесе — около 700, занятых операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг — более 5 тыс., в строительной отрасли — около 1,5 тыс. .

Но эти цифры не раскрывают истинного места и роли организаций с иностранным капиталом в экономике страны в целом, так как, например, в сельском хозяйстве действуют относительно мелкие предприятия, а в добыче полезных ископаемых и торговле — крупнейшие глобализированные корпорации.

В связи с этим, например, в 2014 году товарооборот 702 предприятий с участием иностранного капитала, занятых в российском сельском хозяйстве, составлял примерно 171 млрд руб., а товарооборот 442 совместных предприятий, занятых в России добычей полезных ископаемых, — более 3420 млрд руб. Другими словами, по нашим расчётам, предприятий в добыче полезных ископаемых в 2014 году в экономике России было в 1,6 раза меньше, чем в сельском хозяйстве, а их товарооборот был в 20 раз больше.

Годовой оборот организаций с участием иностранного капитала на территории России по основным видам экономической деятельности в последние годы представлен в приложении 11.

Одновременно создаются совместные с российским капиталом крупнейшие корпорации на основе трансграничных слияний и поглощений. Только 20 самых крупных иностранных ГК, по версии Forbes, работающих в России на 2016 год, представлены в приложении 12, а список зарубежных автомобильных корпораций — в приложении 13.

Среди крупнейших и широко известных в мире ГК, которые действуют на территории России, назовём также следующие:

  • 1) нефтяная компания «Сахалин энерджи», акционерами которой являются американские ГК «Маратон», «Мак Дермотт», а также японские ГК «Мицубиси» и «Мицуи»;
  • 2) английская ГК «Бритиш петролеум», которая в 2003 году приобрела контрольный пакет акций «Тюменской нефтяной компании»;
  • 3) немецкая ГК Osram GmbH, которой в 2003 году Альфа-банк продал 90 % акций Смоленского электролампового завода АО «Свет». Osram GmbH — это, пожалуй, самая крупная в мире ГК, производящая светотехническую продукцию, имеющая около 50 предприятий в 19 странах мира, поставляет продукцию в 140 стран, её годовой оборот составляет около 5 млрд евро (ёмкость внутреннего электролампового рынка России — около 200 млн евро);
  • 4) нидерландско-британская ГК Роял Датч Шелл совместно с Газпромом и японскими «Мицубиси» и «Мицуи» действует в разработке Сахалинского шельфа (проект СРП «Сахалин-2») и месторождений в Ханты- Мансийском автономном округе.

В 2009 году с участием иностранного капитала (нидерландско-британская нефтегазовая компания «Роял Датч Шелл», японские «Мицуи» и «Мицубиси») в Сахалинской области на берегу залива Анива создан крупнейший производственный комплекс «Пригородное». Комплекс включает: 1) первый в России завод по производству сжиженного природного газа, производительность которого составляет 9,6 млн т сжиженного природного газа в год; 2) терминал отгрузки нефти, состоящий из резервуаров для хранения нефти, отгрузочного трубопровода и выносного причального устройства для загрузки танкеров; 3) порт «Пригородное» общей площадью около 20 га, площадью акватории около 58 км и пропускной способности 19,600 млн т в год (наливные терминалы). Для содействия компании «Сахалин Энерджи» в указанном морском порту учреждено закрытое акционерное общество «Порт Пригородное», которое является совместным предприятием на паритетной основе компаний «Сахалин Энерджи» и ОАО «Совкомфлот». Первую поставку сжиженного газа с указанного завода в 2009 году получила Япония .

Особую активность в России не только проявляют, но и наращивают совместные предприятия с иностранным капиталом в добыче сырьевых ресурсов, торговле, производстве потребительских и многих других товаров.

По официальным данным, на начало 2012 года в общем объёме уставных капиталов всех компаний России доля компаний с нерезидентными мажоритарными акционерами (то есть с иностранными держателями пакетов акций, дающих им право участвовать в управлении компанией) составляла 27 %. При этом во многих отраслях российской экономики данный показатель был выше 27 % — среднего по российской экономике. Например, на предприятиях сектора добычи полезных ископаемых он составлял 43,7 %, обрабатывающей промышленности — 33,6 %, оптовой и розничной торговли — 89,6 %.

Ещё выше доля корпораций с нерезидентными мажоритарными акционерами в российской экономике в среднегодовых объёмах продаж (в оборотах). В среднем по экономике России она достигла 33,9 %, в том числе в добыче полезных ископаемых — 42,0 %; в обрабатывающей промышленности — 49,6 %; в оптовой и розничной торговле — 47,1 % .

При этом важно отметить, что корпорации-нерезиденты вносят в уставные капиталы совместных предприятий, занятых добычей российских природных ресурсов, мизерные средства — около 1,4 млрд дол., а контролируют они в России более 40 % оборота всей добывающей промышленности.

Кроме того, свыше 70 % крупнейшего бизнес-предпринимательства России строго контролируется и регулируется извне также через офшорные зоны. 50 крупнейших предприятий России, которые управляются через офшорные компании представлены в приложении 14 .

Несмотря на введение по отношению к России западных санкций, указанные показатели не только не снижаются, но даже нарастают, то есть нарастает оттеснение чисто российских предприятий в собственной экономике и экономической жизни.

По расчётам профессора В. Ю. Катасонова, с 2011 по 2015 год доля компаний и организаций с нерезидентными мажоритарными акционерами в России изменилась следующим образом (приложение 15): доля уставного капитала компаний-нерезидентов в капиталах корпораций России выросла с 27,1 до 28,6 %; доля объёмов ежегодных продаж — с 33,9 до 45,7 %. При этом доля среднегодовой численности работников в указанных организациях и предприятиях увеличилась незначительно: с 4,2 до 4,8 % .

Следовательно, можно сделать вывод о чрезмерном засилье иностранного капитала в российский экономике. Особенно опасным для России, её национальной безопасности является активное внедрение иностранного капитала и совместных предприятий в импортозаменяющие отрасли экономики.

Географическое распределение в собственной стране крупнейших ГК России, фигурирующих в мировых рейтингах, представлено в приложении 16, а их отраслевое распределение — в приложении 17. Анализ этих показателей даёт основание говорить о низкой рациональности деятельности российских ГК в своей стране как в географическом, так и в отраслевом направлении.

В России в настоящее время функционирует более 400 тыс. торговых организаций, из них чисто оптовой и розничной торговлей (без разного рода ремонтных организаций и организаций, предоставляющих близкие торговле услуги) занимается примерно 5 тыс., или 1,25 % совместных организаций, то есть организаций с участием иностранного капитала разных стран. Но эти 1,25 % совместных торговых организаций практически поставили под свой контроль всю территорию России от Сахалина до Калининграда, на их долю приходится до 70 % всей внутренней розничной торговли в стране, тогда как около 90 % чисто российских предприятий получили в своё распоряжение около 30 % внутренней розничной торговли.

Заметным примером здесь является активность ГК «Макдоналдс», которая открыла в России более 430 своих ресторанов и других бизнес- предприятий питания, швейцарской «Нестле», скупающей контрольные пакеты акций кондитерских фирм Самары, Перми, Барнаула, других регионов страны.

Особый интерес (и, пожалуй, непонимание и недоумение) вызывает тот факт, что в экономике России, по сути, господствуют торговые капиталы преимущественно малых стран. Например, из широко известных в России 28 торговых организаций, монополизировавших торговлю продовольственными товарами, 21 («Пятёрочка», «Корзинка», «Перекрёсток», «Карусель», «Копейка», «Тройка», «Универсам», «Покупочка», «Экономная семья», «Мир продуктов», «Мы» и пр.) представлены капиталами Нидерландов, территория которых меньше территории Смоленской области, 2 («Глобус» и «Магнит») — капиталами Кипра и Кипрского офшора Lavreno Ltd, 1 («Ашан») — капиталами Франции, 1 («Метро Кэш энд Керри») — капиталами Германии, 1 («О’кей») — капиталами Люксембурга, 1 («Лента») — капиталами Британских Виргинских островов, 1 («Билла») — капиталами Австрии.

В этих условиях легко предсказать возможные последствия резкого ухода иностранного капитала из совместных торговых организаций или мнимой потери этими организациями иностранных поставщиков продовольствия и других потребительских товаров для российского населения.

Управляемые извне, совместные торговые организации достаточно плотно обосновались в Российской Федерации начиная с 1990-х годов, но только за последние 10 лет их количество увеличилось почти на треть, количество работников в этих организациях выросло в три раза, а объёмы их продаж — в пять раз.

Уже почти тридцатилетняя практика показывает, что совместные торговые организации не без участия определённой части резидентов России (физических и юридических субъектов, многие из которых имеют не только российские паспорта) сформировали на территории нашей страны чисто монопольный рынок в основном зарубежных товаров. Скажем точнее, они сформировали олигопольный рынок с тайным сговором между присутствующими в России крупнейшими торговыми корпорациями разных стран. А олигополия всегда, для любой экономики много опаснее чистой монополии, в связи с тем что на олигополь- ном рынке практически невозможно выявить и предупредить тайный сговор, превращающий олигополию в неуправляемую чистую монополию. Этим, на наш взгляд, и воспользовались на территории России зарубежные капиталы и их российские не только экономические агенты.

Российское высшее руководство неоднократно высказывало своё недоумение и даже возмущение по поводу того, что цены на рынках потребительских товаров обычно повышаются одновременно и на одинаковый процент практически на всей территории России точно так же, как в послевоенный период, например до 1953 года, в СССР по указанию сверху цены понижались.

Особая опасность для российской экономики и её граждан заключается ещё и в том, что совместные торговые организации, точнее проникшие в Россию иностранные капиталы, торгуют часто контрафактной и контрабандной продукцией, доля которой, по словам президента России В. В. Путина, в 2017 году только по лёгкой промышленности на российском рынке составляла не менее третьей части. Диктуя цены по своему усмотрению, они открыто подавили внутренний рынок, диктуют свои условия внутренним производителям продукции, в том числе предприятиям импортозаменяющих отраслей, или принимают их продукцию по чрезмерно заниженным (демпинговым) ценам, или вовсе отказываются её принимать, определяют потребительскую корзину россиян, получают значительную часть их денежных средств, конвертируют их в иностранную валюту и свободно уводят из страны. Проще говоря, иностранный капитал, воплощённый в торговых совместных предприятиях России, диктует свои условия не только российским торговым организациям и рядовым потребителям, но и российской экономике, и, пожалуй, государству.

Международный бизнес в любой стране, особенно при отсутствии в ней рационального регулирования экономических процессов местным правительством, действует, как правило, в интересах её нерезидентов. В России это особенно заметно проявляется в крайне низкой для внутренней экономики эффективности международного бизнеса и его капитала, в вывозе из России в крупных (до 60 %) объёмах его доходов, а темпы роста этого вывоза часто превышают темпы прироста ВВП России от всех внутренних инвестиций. Действующий в стране международный, особенно крупный, бизнес стремится в максимальной степени подчинить себе и контролировать деятельность других видов бизнеса, а то и все экономические процессы в принимающей стране.

В связи с этим ещё раз особо отметим, что официальные данные Росстата существенно отличаются от данных других институтов, в том числе зарубежных. Например, по официальным данным, иностранный капитал контролирует около 30 % добычи российской нефти, а по другим данным — минимум 70 %. При этом государственные предприятия России добывают на своей территории только 4 % нефти. Кроме того, энергетика, цветная металлургия, водоснабжение и другие сферы на 70—90 % принадлежат компаниям Франции, Италии, Испании, Германии и других стран. По некоторым данным, многие крупнейшие российские корпорации и вовсе управляются через офшорные зоны . Проще говоря, удельный вес иностранного капитала в экономике России превышает все разумные пределы.

Таким образом, иностранный капитал, ставший частью российской экономики, не оказывает реального положительного влияния на активизацию инвестиционного процесса, а нерациональная отраслевая и региональная его структура, низкая эффективность в сочетании с самоустранением государства от влияния на эти процессы не способствуют экономическому росту, ведут к усилению внешнеэкономической зависимости и контроля хозяев других государств и ГК над экономикой России. Расчёты показывают, что только для обновления повсеместно изношенных основных производственных фондов необходимо минимум 3—4 трлн. руб. Западные ежегодные инвестиции составляют максимум 1—3 % этой суммы. Поэтому необходимо рассчитывать преимущественно на свои внутренние возможности, а требующийся российской экономике зарубежный капитал должен строго контролироваться и направляться в рациональное русло в целях обеспечения национальной безопасности.

МОСКВА, 14 фев — ПРАЙМ. Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале российских кредитных организаций на 1 января 2020 года составил 11,79%, что ниже прошлогоднего показателя на 0,62 процентного пункта, сообщается на сайте Банка России.

«Размер участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, имеющих лицензию на осуществление банковских операций, по данным на 1 января 2020 года составил 11,79%», — сказано в сообщении.

По данным ЦБ, величина иностранных инвестиций в уставные капиталы кредитных организаций на отчетную дату составила 340 миллиардов рублей против 391,7 миллиарда рублей годом ранее. Совокупный уставный капитал банков при этом составляет 2,885 триллиона рублей.

При этом доля участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале российских страховщиков составляет 10,83%. Размер иностранных инвестиций в уставные капиталы страховых организаций составил 23,7 миллиарда рублей, совокупный уставный капитал таких организаций — 218,9 миллиарда рублей.

ЦБ отметил, что при расчете показателей впервые в соответствии с законодательством не включал иностранные инвестиции, составляющие 51 и более процентов акций (долей) уставного капитала, осуществленные после 1 января 2007 года, при условии нахождения указанных акций (долей) в собственности инвестора в течение 12 и более лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *