Количество членов комиссии

Содержание

Общие правила проведения инвентаризации

Порядок проведения инвентаризации и отражение в учете ее результатов регулируется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 года №49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».

Для документального оформления проведения инвентаризации и отражения ее результатов в бухгалтерском учете организации применяются типовые унифицированные формы первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».

Для проведения инвентаризации руководитель предприятия издает приказ по форме №ИНВ-22

ПРИКАЗ (ПОСТАНОВЛЕНИЕ, РАСПОРЯЖЕНИЕ)О ПРОВЕДЕНИИ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ

Для проведения инвентаризации _________________________________________ ___________________________________________________________________________ назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:

Председатель комиссии _________ ______________________________________

должность фамилия, имя, отчество

Члены комиссии: _________ ______________________________________

должность фамилия, имя, отчество

_________ ______________________________________

должность фамилия, имя, отчество

_________ ______________________________________

должность фамилия, имя, отчество

Инвентаризации подлежит ____________________________________________

наименование имущества, обязательства

К инвентаризации приступить «__»__________ ____ года

и окончить «__»__________ ____ года

Причина инвентаризации ______________________________________________

контрольная проверка, смена материально-ответственных лиц, переоценка и так далее

Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию ______________________ ___________________________________________________________________________

не позднее «__»_________ ____ года

Руководитель __________ _______ _________________________________

должность подпись расшифровка подписи

Обращаем Ваше внимание на то, что участие материально-ответственных лиц при проведении инвентаризации обязательно!

Данный приказ регистрируют в Журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации (унифицированная форма ИНВ-23).

Такой приказ готовится, как правило, не менее чем за 10 дней до наступления срока проведения инвентаризации.

Для проведения инвентаризаций в организации создаются инвентаризационные комиссии. Они могут быть постоянно действующими, рабочими, разовыми.

В организационно-контрольные функции постоянно действующей комиссии входит проведение плановых, а также выборочных инвентаризаций и контрольных проверок в межинвентаризационный период.

В течение года (в межинвентаризационный период) в организациях с большой номенклатурой учитываемых ценностей могут проводиться выборочные инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Рабочие комиссии, которые непосредственно проводят плановые инвентаризации материальных ценностей и денежных средств в местах их хранения, участвуют в определении результатов инвентаризации. Они обычно создаются при большом объеме работ или территориальной разобщенности имущества для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Рекомендуется утверждать рабочие комиссии на весь отчетный год с возложением на них обязанностей по проведению разовых инвентаризаций

Разовые комиссии (в каждом конкретном случае состав комиссии утверждается руководителем организации при проведении инвентаризации по мере необходимости) проводят проверки и выборочные инвентаризации.

Персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем организации в приказе об инвентаризации.

В этом же приказе конкретизируется:

— состав имущества, подлежащего инвентаризации,

— причины инвентаризации (контрольная проверка, смена материально-ответственного лица, переоценка и другие),

— определяются порядок и сроки проведения инвентаризации,

— назначается председатель инвентаризационной комиссии.

Вещественная и документальная проверка фактического наличия имущества и обязательств проводится инвентаризационной комиссией коллегиально.

Существенным правилом для всех инвентаризаций является то, что при отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Обычно для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

При малом объеме работ и наличии в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается возлагать на нее.

Если объем работ велик, и одной комиссии с ним не справиться, то создается несколько рабочих инвентаризационных комиссий.

До проведения инвентаризации важно убедиться, что в организации четко организовано складское хозяйство и контрольно-пропускная система. Для этого инвентаризационной комиссии рекомендуется проверить следующие факты:

1) осуществляется ли охрана территории организации, оборудованы ли помещения пожарно-охранной сигнализацией;

2) заключены ли фактически и правильно ли оформлены договоры о полной индивидуальной или бригадной материальной ответственности с работниками, которым переданы ценности для сохранения и использования;

3) соответствуют ли должности материально-ответственных лиц утвержденному перечню должностей и работ, замещаемых и выполняемых работниками, с которыми организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности;

4) созданы ли материально-ответственным лицам условия для обеспечения сохранности материальных ценностей, имеются ли закрываемые складские помещения, шкафы, сейфы, емкости для хранения ценностей;

5) оснащены ли места хранения материальных ценностей необходимыми измерительными приборами;

6) существует ли контроль над порядком вывоза ценностей из организации и выдачей доверенностей на их получение;

7) хранятся ли товарно-материальные ценности, принадлежащие третьим лицам, отдельно;

8) назначена ли приказом руководителя постоянно действующая комиссия для проверки сохранности материальных ценностей.

Руководитель организации должен обеспечить условия для полной и точной проверки фактического наличия имущества в установленные сроки; предоставить работников, мерную тару и инвентарь для перемеривания, взвешивания, перемещения грузов, измерительные и контрольные приборы.

Бухгалтерия готовит инвентаризационные описи, не заполняя графу «По данным бухгалтерского учета», по объектам и структурным подразделениям, подлежащим инвентаризации, не менее чем в двух экземплярах.

Подготовленные инвентаризационные описи раздаются всем материально-ответственным лицам для заполнения графы «Фактическое наличие» с указанием сроков заполнения.

Материально-ответственное лицо перед проведением инвентаризации должно подготовить все материальные ценности (рассортировать), оформить все приходные и расходные документы.

Комиссия проводит подготовительную работу, предшествующую подсчету остатков материальных ценностей:

— пломбирует помещения, в которых находятся материальные ценности;

— проверяет весы, мерную тару;

— получает от материально-ответственных лиц отчеты со всеми документами, подтверждающими движение товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расписку следующего содержания:

Образец РАСПИСКА

К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Материально ответственное (ые) лицо (а):

____________________ ________________

(должность) (подпись)

___________________ ________________

(должность) (подпись)

Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение (или доверенности на получение) имущества.

Таким образом, полнота передачи первичных документов подтверждается расписками материально-ответственных лиц, а также расписками держателей подотчетных сумм или доверенностей на получение материальных ценностей.

Обращаем Ваше внимание на то, что согласно Закону №129-ФЗ, если на предприятии отсутствует материально- ответственное лицо, то им является руководитель предприятия.

Подготовительные мероприятия к проведению инвентаризации заключаются еще и в разработке внутренних нормативных документов — правил, инструкций, распоряжений и тому подобного, регламентирующих деятельность комиссий на каждом этапе проведения инвентаризации.

В указанных внутренних документах необходимо отразить:

1) конкретную методику проведения инвентаризации с учетом специфики деятельности данной организации;

2) соответствующие описания действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния отдельных объектов;

3) порядок получения подтверждений учетных данных контрагентами организации — поставщиками, покупателями, банками, налоговыми органами и другими;

4) порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;

5) типовые формы необходимых первичных учетных документов (не предусмотренные Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации») для оформления результатов инвентаризации, разработанных и утвержденных организацией самостоятельно.

Председатель комиссии до начала проведения инвентаризации визирует все предоставленные приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием «до инвентаризации на «___» (дата)», что является основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.

Грубейшей ошибкой является заполнение инвентаризационных описей со слов материально-ответственных лиц.

Если материальные ценности хранятся на нескольких складах, то необходимо, чтобы инвентаризация всех ценностей проводилась одновременно. Кроме того, должен быть обеспечен контроль поступления и выбытия материальных ценностей во время проведения инвентаризации. Если можно остановить приемку (выдачу) товарно-материальных ценностей на складах во время инвентаризации, это должно быть сделано.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время инвентаризации, принимаются материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии, приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации и заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации». В описи указываются:

— дата поступления товаров,

— наименование поставщика,

— дата и номер приходного документа,

— наименование товара,

— количество товара,

— цена товара,

— сумма.

Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или, по его поручению, члена комиссии) делается отметка «После инвентаризации» со ссылкой на дату описи, на которую записаны эти ценности.

Если инвентаризация длится долго, то в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в период инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально-ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.

Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации».

Оформляется опись по аналогии с документами на товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.

Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, по окончании работы инвентаризационной комиссии должны опечатываться.

Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В любом случае на дату проведения инвентаризации должно быть известно учетное количество и стоимость инвентаризуемых ценностей.

Как показывает практика, это условие зачастую не выполняется, что является грубым нарушением норм учета, поскольку позволяет манипулировать учетными регистрами, зная количество ценностей, имевшихся в наличии на дату проведения инвентаризации.

После проведения всех необходимых подготовительных мероприятий производится опись имущества и обязательств, то есть их вещественная и документальная проверки.

Обращаем Ваше внимание на то, что проведение описи имущества и обязательств начинают с получения последнего на момент инвентаризации товарного отчета со всеми документами, отчета о движении денежных средств и расписки от материально-ответственного лица.

Члены инвентаризационной комиссии в присутствии материально-ответственного лица (лиц) пересчитывают (взвешивают, обмеривают) имущество и составляют инвентаризационные описи.

Вещественная и документальная проверки осуществляются, как правило, сплошным методом, то есть пересчитываются абсолютно все товары и ценности.

Это процесс достаточно трудоемкий, но действующие нормативные документы позволяют применять упрощенные способы инвентаризации лишь в очень немногих случаях. В частности, если материалы и товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, их количество определяется на основании данных об этих материальных ценностях по спецификации или маркировке, имеющейся на упаковке, а также на основании накладных и счетов-фактур.

При этом обязательно на выбор проверяется часть таких товарно-материальных ценностей.

Если выборочной проверкой будут установлены расхождения между фактическим наличием и данными, показанными в спецификациях или маркировке поставщиков, рабочая инвентаризационная комиссия обязана провести полную проверку фактического наличия таких материальных ценностей.

Вес или объем навалочных материалов определяется по данным обмера с помощью технических расчетов.

В тех случаях, когда продукция в соответствии с обязательными правилами принимается от поставщиков по теоретическому весу или метражу, вещественная проверка такой продукции производится также по теоретическому весу или метражу.

При инвентаризации, например, оборудования, следует кроме наружного осмотра, проверить наличие паспортов и инструкций по монтажу и эксплуатации, а также комплектность, согласно паспорту, заводской номер и год выпуска, тип и номер оборудования, завод-изготовитель, номер ГОСТа указаны на бирках, прикрепляемых к оборудованию. Если оборудование поставляется без электродвигателей, это должно быть указано в паспортах.

Если проводится инвентаризация большого количества весовых товаров, то один из членов инвентаризационной комиссии и материально-ответственное лицо раздельно ведут ведомости отвесов. В конце рабочего дня или по окончании взвешивания данные этих ведомостей сличают, и выверенный итог вносят в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к результатам проверки.

После проверки фактического наличия материальных ценностей составляются акты инвентаризации и инвентаризационные описи. Причем, основной формой первичной документации для учета результатов вещественной инвентаризации является инвентаризационная опись, а для учета документальной инвентаризации — акт инвентаризации.

Формы инвентаризационных описей и актов инвентаризации утверждены Постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 года №88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»:

Наименование документа Номер формы
Инвентаризационная опись основных средств ИНВ-1
Инвентаризационная опись нематериальных активов ИНВ-1а
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей ИНВ-3
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных ИНВ-4
Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение ИНВ-5
Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути ИНВ-6
Акт инвентаризации драгоценных металлов и изделий из них ИНВ-8
Инвентаризационная опись драгоценных металлов, содержащихся в деталях, полуфабрикатах, сборочных единицах (узлах), оборудовании, приборах и других изделиях ИНВ-8а
Акт инвентаризации драгоценных камней, природных алмазов и изделий из них ИНВ-9
Акт инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств ИНВ-10
Акт инвентаризации расходов будущих периодов ИНВ-11
Акт инвентаризации наличных денежных средств ИНВ-15
Инвентаризационная опись ценных бумаг и бланков документов строгой отчетности ИНВ-16
Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами ИНВ-17

Указанные инвентаризационные описи и акты инвентаризации, составленные по соответствующим типовым унифицированным формам, являются первичными учетными документами.

Инвентаризационные описи можно заполнять, как от руки, так и с использованием компьютера. Но в любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток.

В инвентаризационных описях указывают наименования проверяемых ценностей и объектов, а также их количество в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывается прописью число наименований материальных ценностей и их количество.

При заполнении соответствующих граф инвентаризационных описей и актов инвентаризации указывается денежная оценка каждого вида имущества и обязательств по данным первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

Обращаем Ваше внимание на то, что ошибки, допущенные при заполнении инвентарных описей, исправляются во всех экземплярах описей следующим образом: неправильные записи зачеркиваются одной линией, и над ними проставляются правильные цифры.

Исправления должны быть согласованы со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами и подписываются ими.

В инвентаризационных описях и актах инвентаризации недопустимо оставлять незаполненные строки. С этой целью, все оставшиеся незаполненными строки описи или акта должны быть прочеркнуты.

На последней странице инвентаризационной описи делается отметка о проверке цен и подсчете итогов за подписями лиц, производивших проверку.

Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица.

В конце описи материально-ответственные лица должны расписаться, подтверждая факт проведения проверки в их присутствии, отсутствие каких-либо претензий к членам комиссии, а также принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Если инвентаризация имущества проводится в связи со сменой материально-ответственных лиц, то принявший имущество расписывается в инвентаризационной описи в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи.

После инвентаризации материально-ответственные лица могут обнаружить ошибки в инвентаризационных описях.

В этом случае они должны немедленно (до открытия склада) заявить об этом председателю комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

Затем инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации и составляется сличительная ведомость.

Более подробно с вопросами, касающимися инвентаризации и расчетов по претензиям, Вы можете познакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Инвентаризация».

Автор статьи консультант по налогам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» Мякинина Л.Н.

Как правильно создать приказ о создании комиссии

Формирование приказа о создании комиссии в организации происходит в случаях, когда для решения каких-либо задач требуется участие сразу нескольких сотрудников.

Примеры приказов о создании комиссии:

По традиции, стандартные файлы бланка и образца типового приказа:

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о создании комиссии .docСкачать образец приказа о создании комиссии .doc

Для каких целей создаются комиссии на предприятиях

Создание различного рода комиссий – явление в организациях довольно частое. Формируются они по самым разным поводам: для оценки какого-либо имущества, для инвентаризации материально-технической базы, для списания основных средств, для экспертной оценки чего-либо, для аттестации работников и т.д.

Кого можно включать

В состав комиссии могут включаться любые работники предприятия, обладающие необходимым образованием, квалификацией, знаниями и навыками для решения тех или иных вопросов. Как правило, это специалисты достаточно высокого уровня, позволяющего решить поставленные перед ними задачи.

В некоторых случаях к участию в комиссии могут привлекаться и сторонние эксперты, например, если дело касается какого-то высокотехнологичного оборудования, техники, специфических объектов и т.д.

Для того, чтобы комиссия работала «без сучка без задоринки» среди ее членов выбирается председатель, который несет ответственность за проведение всех необходимых мероприятий, а также составление сопутствующей им документации. Иногда, при особой надобности назначается еще и секретарь комиссии.

В любом случае, каждый специалист, включенный в комиссию должен быть упомянут в соответствующем приказе руководителя.

Срок работы комиссии

Период деятельности той или иной комиссии определяется теми задачами, которые перед ней стоят, и регламентируются в распоряжении руководителя организации. Практика показывает, что, как правило, этот срок не превышает одного месяца.

По истечении этого периода комиссия обязана предоставить директору фирмы или лицу, уполномоченному действовать от его имени, результаты своей работы.

Кто пишет документ

Как правило, непосредственное составление приказов на предприятиях входит в обязанности кого-либо из «низовых» сотрудников, имеющих определенные навыки в создании такого рода бумаг. Обычно это:

  • юрист;
  • кадровик;
  • секретарь организации.

Но, вне зависимости от того, на ком лежит исполнение данной задачи, документ должен быть завизирован директором компании, поскольку без его подписи он не приобретёт законной силы.

Можно ли обойтись без приказа

Некоторые руководители организаций ошибочно полагают, что составление письменного приказа о создании комиссии не обязательно – достаточно обойтись устным распоряжением.

Пренебрежение к данному документу чревато тем, что действия, выполненные членами комиссии, могут быть признаны незаконными (например, в случае проверки надзорными органами – налоговой службой или трудовой инспекцией, в зависимости от того, какую функцию выполняла комиссия).

Поэтому важно не только составить приказ, но и проконтролировать его выполнение на всех этапах.

Основание и обоснование для приказа

Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование. В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования.

В качестве основания для составления приказа о создании комиссии можно назвать норму законодательства, регулирующую создание комиссии по тем или иным направления деятельности юридических лиц, а в качестве обоснования назвать какие-либо объективные обстоятельства.

Основные рекомендации при составлении бланка

С 2013 года обязательные к применению унифицированные формы первичных бухгалтерских и кадровых документов отменены, так что приказ можно писать в произвольном виде или по шаблону, действующему внутри компании.

Однако, в любом случае рекомендуется соблюдать некоторые нормы, установленные для таких документов правилами делопроизводства, а также стандарты русского языка.

В частности, приказ о создании комиссии должен обязательно иметь:

  • номер;
  • место и дату составления;
  • наименование организации, в которой он создается;
  • обоснование (цель создания комиссии, причины);
  • ссылка на основание;
  • список лиц, включаемых в состав комиссии: их должности, фамилии-имена-отчества;
  • период работы комиссии,
  • ее функции и задачи.
  • Если есть необходимость, в приказ можно добавить и другие сведения, а также отдельным пунктом включить прикладываемые к нему дополнительные документы.

    В завершение в приказе устанавливаются ответственные за его выполнение лица (обычно это кадровые работники или юристы организаций).

    На что обратить внимание при оформлении документа

    Как к составлению бланка, так и к его оформлению, никаких однозначных критериев нет: допустим как печатный, так и рукописный вариант документа. Приказ можно писать на фирменном бланке компании или на обыкновенном чистом листе любого удобного формата.

    При этом бланк должен быть обязательно подписан директором организации или заместителем, уполномоченным действовать от его имени.

    Проштамповывать документ при помощи штемпельных изделий не обязательно, т.к. юридические лица с 2016 года имеют полное право не использовать для удостоверения своей документации различные печати и штампы (только если такая норма не прописана в локальных актах фирмы).

    Делается приказ обычно в одном экземпляре и обязательно фиксируется в журнале учета внутренних документов.

    Где, как и сколько времени хранить приказ

    Весь период действия данный приказ должен находиться в отдельной папке вместе с другими распорядительными бумагами фирмы.

    После того, как его актуальность истечет, его можно передать на хранение в архив предприятия, где он должен лежать на протяжении установленного законом времени или срок, прописанный во внутренних нормативных актах компании, затем его можно утилизировать (также в строго определенном порядке).

    Приказ о создании комиссии по проверке знаний по охране труда

    Комиссия по охране труда (иногда называется комитетом), согласно положениям ст. 218 ТК РФ, формируется из представителей работодателя и органа. Защищающего интересы сотрудников, например, профсоюза. Комиссия по проверке знаний по охране труда – несколько другоая структура, регламентированная п. 3.4 Приложения к постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. В отличие от первой структуры, которая создается по дорой воле работодателя, формирование этой комиссии на предприятии обязательно.

    Инициируется создание такой комиссии приказом руководства предприятия. Приказ пишется по принятой в организации форме. Помимо стандартных элементов («шапка», номер приказа, дата и т.п.), в нем должны быть отражены следующие положения:

    • название документа, отражающее его суть;
    • ссылки на нормативные государственные документы;
    • фамилии и должности назначаемых членов комиссии;
    • указания об ознакомлении с приказом сотрудников;
    • Лицо, осуществляющее контроль над исполнением приказа.

    Скачать пример приказа о создании комиссии по проверке знаний по охране труда .doc

    ООО «Традесканция»
    ПРИКАЗ № 003 / 4
    О создании постоянно действующей комиссии по проверке знаний и
    требований охраны труда персонала организации

    17.05.2017 г., г. Екатеринбург

    В целях исполнения регламента положения Трудового кодекса РФ, ГОСТа 12.0.004 – «Организация обучения безопасности труда», постановления Министерства труда РФ и Министерства образования РФ№ 1/29 от 13 января 2003 г. «О порядке обучения по охране труда и провер­ки знаний требований охраны труда работников организации»

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать постоянно действующую комиссию по проверке знаний требований охраны труда персонала организации в составе:

    Председатель комиссии: главный технолог Рудаков Л. О.;

    Члены комиссии:

    • инженер по охране труда Фурманов С.В;
    • экономист Волченко Л.И.

    2. Комиссии по проверке знаний требований охраны труда персонала организации руководствоваться Трудовым Кодексом Российской Федерации, ГОСТом 12.0.004 «Организация обучения безопасности труда», постановлениями Минтруда России и Минобразования России № 1/29 от 13.01.03 г. «О порядке обучения по охране труда и провер­ки знаний требований охраны труда работников организации».

    3. Инспектору по кадрам Березовскому П.И. ознакомить с настоящим приказом ответственных лиц под личную подпись в течение 10 дней.

    4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    Генеральный директор ООО «Традесканция» /Лукоморов/ П.И. Лукоморов

    Если организация небольшая и не имеет службы охраны труда, и в ее штате отсутствует инженер по охране труда, это не отменяет требований ст. 217 ТК РФ об ответственности в этой области. В таком случае, руководством должно быть назначено лицо, отвечающее за все мероприятия по охране труда, в том числе и за проверку знаний. Для этого также издается специальный приказ.

    Образец приказа о назначении человека, отвечающего за организацию охраны труда

    Скачать пример приказа о назначении человека, отвечающего за организацию охраны труда .doc

    ООО «Сервус»
    ПРИКАЗ № 11/1
    О назначении ответственного лица
    за организацию работы по охране труда

    19.05.2017 г., г.Тула

    В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации и ГОСТ ССБТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда. Общие требования» в целях обеспечения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Назначить ответственным лицом за организацию работы по охране труда, осуществление контроля над выполнением работниками требований законодательных и нормативных актов по охране труда технолога Полтавчука Н.Н.

    2. Контроль над выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    Генеральный директор ООО «Сервус» /Дубовицкий/ А.А. Дубовицкий

    С приказом ознакомлен /Полтавчук/ Н.Н. Полтавчук

    Приказ о создании комиссии по проверке знаний по электробезопасности

    Если на предприятии есть электрическое оборудование, то персонал должен быть осведомлен о правилах работы с ним и безопасности при его использовании во избежание серьезных последствий. Для проверки владения этими знаниями руководство назначает специальнцю комиссию, регулярно осуществляющую проверку знаний персонала по нормам и правилам обращения с электрооборудованием.

    Приказ руководства выражает его требование о создании комиссии и проведении проверки знаний персонала в этой области. Он составляется по общепринятым нормам документоведения и должен содержать указания на нормативные документы.

    Скачать пример приказа о создании комиссии по проверке знаний по электробезопасности .doc

    ООО «Артемис»
    ПРИКАЗ № 15/2
    О назначении комиссии по проверке знаний по электробезопасности

    12 марта 2017 года, г. Солнечногорск

    В соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок:

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Назначить комиссию по проверке знаний норм и правил работы с электрическим оборудованием в составе:

    Председатель комиссии: главный инженер Дмитренков Ю.Л., группа по электробезопасности

    Заместитель председателя комиссии: заместитель главного инженера Лебутенко Г.И., группа по электробезопаности.

    Члены комиссии:

    • инженер по охране труда Леваневский К.М.
    • инженер электроустановок Михайловский Р.П.;
    • инженер электроустановок Затурин К.И.

    2. Отделу кадров приказ довести работникам организации в части, непосредственно их касающейся.

    3. Контроль над исполнением приказа оставляю за собой.

    Генеральный директор ООО «Артемис» /Ладинский/ К.П. Ладинский

    Приказ о создании комиссии по списанию материальных ценностей

    Для того, чтобы списать с баланса организации материальные ценности, нужно регулярно производить их учет. Списание возможно только по заключению комиссии, производившей учет материальных запасов, составляющих ценности организации, сделавший вывод относительно их прихода и расхода. А для этого такая комиссия должна быть учреждена приказом руководства.

    В приказе, помимо цели, нужно указать период актуальности деятельности комиссии, если она не будет постоянно действующей, а также в обязательном порядке имена и должности ее председателя и членов. Обязательно упоминание о контроле над соблюдением приказа и ответственности за это конкретного лица.

    ООО «Айскрим»
    ПРИКАЗ № 11/3
    О создании комиссии по учету и списанию материальных ценностей на 2017 год

    25 декабря 2016 года, г. Томск

    С целью учета прихода, расхода, обеспечения сохранности и обоснованного своевременного списания материальных ценностей

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать постоянно действующую в течение 2017 года комиссию в составе:

    председатель комиссии: главный инженер Колобчук Р.И.;

    члены комиссии:

    • инженер-технолог Маркиянов П.И.;
    • завхоз Лестрицкая А.Т.;
    • бухгалтер Смирнова Е.К.

    2. В необходимых случаях в состав комиссии дополнительно вводится материально- ответственное лицо, которому подотчетны соответсвующие товарно-материальные ценности.

    3. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера Фиолентову А.И.

    Генеральный директор ООО «Айскрим» /Трубецкой/ А. А. Трубецкой

    Приказ о создании комиссии по списанию основных средств

    Чтобы списать те или иные основные средства, пришедшие в негодность ил по иным причинам убывающие с баланса организации, необходимо назначить специальную комиссию, которая даст заключение относительно этих материальных активов. Комиссия может быть постоянно действующей или назначаться для списания, например, того или иного оборудования или транспортного средства. В этом случае в приказе обязательно указывается конкретная цель создания комиссии и ее компетенции.

    ООО «Лукоморье»
    ПРИКАЗ № 14/1
    О создании комиссии для списания основных средств

    18.04.2017 г., г.Санкт-Петербург

    Для списания с баланса организации оборудования (станка для деревообработки)

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать комиссию в составе:

    председатель комиссии: начальник деревообрабатывающего цеха Патраковский Р.В.;

    члены комиссии:

    • главный бухгалтер Михайлишина В.К.;
    • мастер-наладчик Рубахин О.Л.;
    • технолог Щусенко Е.Н.

    2. Возложить на созданную комиссию следующие компетенции:

    • осмотр станка для деревообработки, подлежащего списанию (с использованием необходимой технической документации и данных бухгалтерского учета);
    • выявление причин необходимости списания оборудования;
    • установление лиц, по вине которых произошло преждевременное изнашивание станка;
    • установление возможности применения отдельных частей станка, оприходованных в результате демонтажа оборудования, и их оценка в соответствии с актуальной рыночной стоимостью;
    • составление акта на списание станка.

    3. Акт на списание оборудования, утвержденный руководителем организации, подлежит передаче в бухгалтерию ООО «Лукоморье».

    4. Контроль над соблюдением настоящего приказа оставляю за собой.

    Генеральный директор ООО «Лукоморье» /Седых/ П.И. Седых

    Приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая

    Несчастные случаи на производстве – всегда чрезвычайная ситуация, поэтому постоянно действующей комиссии по их расследованию на предприятии быть не может. Каждое произошедшее ЧП требует особого подхода в зависимости от особенностей, и, как следствие, назначения отдельной комиссии по расследованию, в состав которой войдут соответствующие специалисты.

    Руководитель издает приказ, после которого и начинается деятельность по расследованию. В приказе нужно сослаться на государственные нормативные акты, кратко изложить характеристику несчастного случая с обязательным упоминанием фамилии пострадавшего, а также упомянуть лицо, ответственное за соблюдение приказа.

    ООО «Ирида»
    ПРИКАЗ № 4/11
    О создании комиссии для расследования несчастного случая

    29.05.2017 г., г.Москва

    С целью расследования несчастного случая, произошедшего 28.05.2017 г. в деревообрабатывающем цеху, когда при работе на деревообрабатывающем станке в 11:07 мастер Доменко В.А. получил травму правой руки,

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать комиссию по расследованию несчастного случая в составе:
    председатель комиссии: инженер по охране труда Равенилов К.Е.;
    члены комиссии: начальник деревообрабатывающего цеха Осадчий О.Л.;
    инженер Старовойтов П.Р.;
    технолог Лещов А.П.

    2. Комиссии приступить к работе незамедлительно, в свей работе руководствуясь ст. 229, 230 ТК РФ и другими законодательными актами об охране труда.

    3. Технологу Лещову А.П. обеспечить составление, ведение и дальнейшее хранение документов по расследованию несчастного случая.

    4. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    5. Всем работникам деревообрабатывающего цеха предписывается оказывать комиссии содействие и предоставлять необходимую информацию.

    Генеральный директор ООО «Ирида» /Затонский/ Н.И. Затонский

    Приказ о создании комиссии по категорированию объекта

    Обследование и категорирование объектов, на которых массово находятся люди (в основном, это объекты, принадлежащие к сфере культуры и спорта), производится с целью противодействия террористическим действиям и оценки уровня их защищенности. Такого рода действия проходят в широких рамках, например, региона или края, но могут касаться и отдельных организаций. Инициируются они приказом о создании комиссии по обследованию и категорированию соответствующего объекта или группы объектов. В этом приказе назначается председатель и состав комиссии, лицо, несущее ответственность за выполнение приказа, и перечисляются категории ответственности.

    Министерство по делам молодежи, культуры и спорта
    Республики Карелия
    ПРИКАЗ № 27/2
    Об обследовании и категорировании объектов культуры и спорта

    19.01.2017 г., г.Петрозаводск

    В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года № 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта», и установления дифференцированных требований по обеспечению антитеррористической защищенности подведомственных учреждений Министерства физической культуры и спорта Республики Карелия

    ПРИКАЗЫВАЮ:

    1. Создать Комиссию по обследованию и категорированию объектов спорта подведомственных учреждений Министерства культуры и спорта Республики Карелия на предмет оценки состояния защищенности объектов спорта в следующем составе:

    председатель комиссии: заместитель министра физической культуры и спорта Республики Карелия Замятин Р.О.;

    заместитель председателя комиссии: начальник отдела учебно-спортивной работы Леонтьева Л. В.;

    секретарь комиссии: специалист по охране труда Управления культуры и спорта Домашкин Л.Д.;

    члены комиссии:

    • заместитель главы администрации республики Карелия по социальным вопросам Русенков А.А.;
    • начальник полиции ОМВД России по Беломорскому Району республики Карелия Романов К.Р.;
    • старший оперуполномоченный отделения в г.Петрозаводск Управления ФСБ России по Республике Карелия Маловик О.Е. (по согласованию).

    2. Разработать паспорта безопасности подведомственных объектов учреждений культуры и спорта Беломорского района Республики Карелия в срок до 01.09.2017 г.

    3. Возложить на руководство подведомственных учреждений ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности с назначением ответственных за соответствующие мероприятия лиц.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    Министр по делам молодежи, культуры и спорта
    Республики Карелия /Воронов/ А.М.Воронов

Консультации экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Сколько человек должно входить в состав инвентаризационной комиссии подписывающей по результатам проведения инвентаризации имущества форму N ОС-1?

Типовая межотраслевая форма N ОС-1 («Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)», а также указания по ее применению и заполнению утверждены постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств» (далее — форма N ОС-1, Указания).

Форма N ОС-1 распространяются на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).

В соответствии с п.п. 77, 78 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания), установлено что целесообразность использования основных средств (далее — ОС) определяется созданной на основании приказа руководителя организации комиссией, которая также оформляет документацию, связанную с выбытием указанных объектов. В компетенцию комиссии входит в том числе и составление акта на списание ОС, которым оформляется принятое решение комиссии с указанием данных, характеризующих объект. Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены с заполнением всех необходимых реквизитов и иметь соответствующие подписи (п. 8 Методических указаний).

В п. 38 Методических указаний отмечается, что принятие основных средств к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем организации акта (накладной) приемки-передачи основных средств, который составляется на каждый отдельный инвентарный объект.

Отметим, что унифицированная форма N ОС-1 является «универсальной», то есть заполнять данную форму необходимо исходя из характера осуществляемых операций связанных с основными средствами.

Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными первичными учетными документами. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

Исходя из содержания формы N ОС-1 следует, что комиссия в составе председателя комиссии и двух членов (назначенные приказом руководителя) определяет, соответствует ли объект основных средств техническим условиям и требуется ли доработка. Выводы отмечаются на 3 странице формы N ОС-1. К акту прилагаются товаросопроводительные документы и техническая документация.

Следует отметить, что в соответствии Указаниями, а также с Порядком применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденным постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации (кроме форм по учету кассовых операций), утвержденные Госкомстатом России, организация при необходимости может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа). Удаление отдельных реквизитов из унифицированных форм не допускается.

Вносимые изменения должны быть оформлены соответствующим организационно-распорядительным документом организации.

В порядке проведения инвентаризации имущества (основные средства, нематериальные активы, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы и другое) и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов определенном в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Указания по инвентаризации) указано, что для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, в состав которой включаются представители администрации организации (работники бухгалтерской службы, представители службы внутреннего аудита организации, инженеры, экономисты и т.д.), утвержденные руководителем организации. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными (п. 2.2 и п. 2.3 Указаний по инвентаризации).

Таким образом, 3 страница формы N ОС-1 должна подписываться председателем комиссии и двумя членами комиссии, осуществлявшими приемку основных средств. Комиссия назначается приказом руководителя организации и состоит из трех человек. В акте указываются должности членов и председателя комиссии и расшифровки их подписей.

К сведению:

Налоговый кодекс не содержит определения «первичные учетные документы». В связи с этим согласно положениям п. 1 ст. 11 НК РФ для целей налогообложения понятие «первичные учетные документы» следует определять в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете (смотрите письмо Минфина России от 24.04.2007 N 07-05-06/106).

При этом в соответствии со статьей 120 НК РФ отсутствие первичных документов, оформленных в установленном порядке, считается грубым нарушением правил учета доходов и расходов и влечет за собой взыскание штрафа.

К примеру, в постановлении ФАС Центрального округа от 13.01.2006 N А68-АП-458/11-04 суд указал, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии с НК РФ, на установленные вычеты независимо от правильности оформления акта ОС-1.

Однако, по мнению инспекции, заявитель не подтвердил принятие на учет приобретенных основных средств, поскольку представил товарные накладные, в которых в нарушение п. 2 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» не указаны наименования должностей, отсутствуют подписи и расшифровки подписей лиц со стороны продавца, ответственных за совершение хозяйственной операции.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Бабинцев Алексей, Королева Елена

Создание комиссии по списанию ТМЦ в 2020 году

Списание ТМЦ (товарно-материальных ценностей) требует соблюдения определенных правил оформления. В первую очередь руководитель компании издает приказ о создании комиссии по списанию ТМЦ. После того, как все задействованные лица ознакомятся с данным распоряжением, они обязаны приступить к процессу списания. В статье рассмотрим, как формируется комиссия по списанию ТМЦ, а также приведем образец соответствующего приказа.

Законодательная база

Списание ТМЦ требуется в том случае, если их дальнейшее применение является нецелесообразным.Действовать при этом следует «Инструкции по применению Единого плата счетов бухгалтерского учета». В соответствии с п. 34 данной инструкции, в компании должна быть постоянно действующая ликвидационная комиссия. Если имущество является федеральным, то процедура осуществляется на основании положения «Об особенностях списания федерального имущества». Помимо этого, основываться также следует на нормативных документах муниципальных органов власти (Читайте также статью ⇒ Доверенность на получение ТМЦ).

Основная цель комиссии по списанию ТМЦ

Важно! К основной цели создания комиссии по списанию ТМЦ относят необходимость проведения ревизии объекта списания, а также составление после этого акта.

При проведении инвентаризации комиссия выполняет свою главную задачу: выявляет степень изношенности ТМЦ, а также целесообразность их ликвидации. Кроме того, члены комиссии также должны выполнить следующее:

  • выявить причины, которые привели к изношенности ТМЦ;
  • осуществить расследование случаев исчезновения ценностей;
  • определить ответственность за недостачу ТМЦ;
  • определиться с возможностью списания ТМЦ;
  • выявить остаточную стоимость ценностей списываемого имущества;
  • осуществить контроль утилизации.

Комиссия по списанию ТМЦ: состав

Важно! В комиссию по списанию ТМЦ должны включаться как минимум 3 специалиста компании или представителей извне.

Иногда в состав комиссии включают 7 человек. Как правило в комиссию входят следующие специалисты:

  • компетентный сотрудник, который знает особенности работы с рассматриваемым имуществом;
  • главный бухгалтер;
  • юристы компании.

В данном составе комиссия проводит изучение причин списания ТМЦ, выявляет основания для этого, а также составляет акт ликвидации.Если какого-либо специалиста в штате компании нет, то их можно пригласить извне. В этом случае со специализированными организациями, предоставляющими специалистов, составляется договор подряда. В комиссии назначается председатель, которым может быть как сам руководитель, так и представитель профсоюзной организации или специалист по охране труда. Как правило, в состав комиссии включается нечетное число специалистов, так как в случае спорных моментов это позволит провести голосование.

Порядок списания ТМЦ

Списание ТМЦ требует соблюдения определенного порядка действий:

Этапы списания Что включает в себя этап
Этап 1: Проведение осмотра На данном этапе происходит тщательный осмотр подлежащих списанию материальных ценностей.
Этап 2: Проведение технической экспертизы Если это требуется, то проводится техническая экспертиза.
Этап 3: Составление заключения Составляя экспертизу, комиссия должна учитывать технические показатели, неисправность в работе которых и явилась причиной ликвидации. Заключение составляет относительно ремонта, модернизации, а также ликвидации ТМЦ. Подписывают заключение все члены комиссии и руководитель организации. На основании данного заключения составляется акт списания ценностей с выведением оборудования.

В зависимости от того, что именно стало причиной списания ТМЦ, применяются различные схемы их списания. При полном износе списывается:

  • первоначальная стоимость;
  • амортизация;
  • амортизированные ОС.

Важно! По завершении комиссией своей работы, бухгалтер осуществляет списание оборудование, для того, чтобы не возникло проблем с налогообложением. С этой целью применяется составленный комиссией акт.

Приказ о создании комиссии по списанию ТМЦ

Приказ о создании комиссии по списанию ТМЦ представляет собой организационный, а также распорядительный документ, который содержит порядок действий, сроки проведения процедуры, а также число людей, задействованных в данном мероприятии. Кроме того, в приказе прописываются задачи, которые стоят перед комиссией.

В соответствии с распорядительным документом, комиссия в установленные сроки обязана провести инвентаризацию, а после этого составить соответствующий акт и провести ликвидацию списанных ТМЦ.Приказ руководителя является подтверждением его согласия с необходимостью провести инвентаризацию. Однако, обязательным данный документ не является. Составляет он только для того, чтобы все процесс имел официальность, а при его проведении соблюдался определенный порядок действий. Например, если оборудование выбывает в связи с продажей, то основанием для его списание будет являться договор с покупателем. При этом составление приказа не потребуется. Но, как правило, его составление необходимо, особенно, когда причиной выбытия ТМЦ является моральный или физический износ.

Составляется приказ на основании служебной/докладной записки ответственного за данное имущества лица, либо на основании иного документа, подтверждающего неудовлетворительное состояние оборудование, его поломку или исчезновение. Как правило, таким работником является руководитель подразделения, осуществляющий контроль за исправной работой оборудования, а также степенью его изношенности (Читайте также статью ⇒ Акт приема-передачи ТМЦ на хранение).

Как уже отмечалось выше, комиссия по списанию ТМЦ формируется на основании приказа, которым руководитель дает указания по:

  • составу комиссии;
  • проведению ревизии и технической экспертизы (если это требуется);
  • составлению акта и отражению в бухучете списания ТМЦ;
  • точным датам проведения мероприятий, а также лицам, ответственным за проведение мероприятий.

Приказ должен содержать как распоряжение директора, так и организационные особенности процесса. Специальной формы для составление данного приказа нет, компания разрабатывает его самостоятельно, после чего утверждает во внутренних документах компании. За основу при этом можно взять форму ИНВ-22.

Приказ в обязательном порядке должен включать в себя следующую информацию:

  • наименование организации;
  • место, дату издания приказа;
  • наименование документа, номер приказа;
  • основания для составления документа;
  • основной текст, содержащий распоряжение о создании комиссии, цели ее формирования и проведения инвентаризации, сроки проведения процедуры, а также даты составления акта;
  • сведения об объекта (наименование, инвентаризационный номер, причина проверки ТМЦ, первоначальная стоимость, а также средства, затраченные на амортизацию);
  • перечень лиц, ответственных за исполнение приказа;
  • подписи лиц, имеющих отношение к документу, подпись руководителя.

Кроме того, в приказе также должны присутствовать ссылки на нормативные документы, являющиеся основанием для проведения процедуры. Это, например, может быть докладная записка.

Образец приказа о создании комиссии по списанию ТМЦ

Таким образом, списание ТМЦ проводится при наличии соответствующего основания, которым может являться любой документ, подтверждающий изношенность или устаревание имущества. С этой целью руководитель компании формирует комиссию для проведения инвентаризации, а также подтверждения того факта, что объект является неликвидным. Кроме того, основанием для ликвидации ТМЦ также может явиться продажа оборудования (обмен). В этом случае можно обойтись и без приказа, но создать комиссию придется в любом случае, так как потребуется остаточной стоимости оборудования.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Маршрутизатор по прохождению процедуры ПМПК с детьми разного возрастного диапазона

Федеральный центр ПМПК осуществляет организационно-методическое сопровождение деятельности психолого-медико-педагогических комиссий, функционирующих на территории Российской Федерации.

Основной задачей Федерального центра ПМПК является методическое, экспертное, информационное и консультационное сопровождение деятельности ПМПК.

Основные направления деятельности ФЦ ПМПК:

▪ Создание и обеспечение функционирования портала информационной поддержки деятельности ПМПК;

▪ Разработка и издание методических и информационных материалов для руководителей и специалистов ПМПК, родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников и иных заинтересованных лиц;

▪ Организация и проведение Всероссийских конференций, межрегиональных семинаров, вебинаров, мастер-классов и иных мероприятий по вопросам деятельности ПМПК;

▪ Осуществление супервизий деятельности ПМПК;

▪ Осуществление мониторинга деятельности ПМПК;

▪ Консультирование руководителей региональных и муниципальных органов управления образованием, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, руководителей и специалистов ПМПК, родителей (законных представителей) по вопросам деятельности ПМПК.

Уважаемые родители!

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Это право закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г.
«Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

С целью своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования (далее — обследование) и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций создаются психолого-медико-педагогические комиссии (далее — ПМПК, комиссия) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 20 сентября 2013 г. № 1082 об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии).

Инициировать прохождение ПМПК могут родители (законные представители) или образовательная организация, которую посещает ребёнок.

Если Вам с Вашим ребёнком предстоит пройти процедуру психолого-медико-педагогической комиссии, этот маршрутизатор поможет Вам подготовиться к ней.

Шаг 1. Подготовка и предоставление документов

Для проведения обследования ребенка Вам необходимо предъявить в комиссию документ, удостоверяющий личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также следующие документы:

а) заявление о проведении или согласие на проведение обследования ребенка
в комиссии (бланк заявления Вам предоставит специалист комиссии и поможет в его заполнении);

б) копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (предоставляются
с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии);

в) направление образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (при наличии);

г) заключение (заключения) психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации или специалиста (специалистов), осуществляющего психолого-медико-педагогическое сопровождение обучающихся в образовательной организации (для обучающихся образовательных организаций) (при наличии);

д) заключение (заключения) комиссии о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);

е) подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, наблюдающих ребенка в медицинской организации по месту жительства (регистрации);

ж) характеристику обучающегося, выданную образовательной организацией (для обучающихся образовательных организаций);

з) письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка (необходимо взять с собой, после их анализа, комиссия вернет Вам работы)

При необходимости комиссия запрашивает у соответствующих органов и организаций или у родителей (законных представителей) дополнительную информацию о ребенке.

Если у Вас возникнут вопросы на этапе подготовки документов для ПМПК, Вы можете задать их специалисту, непосредственно отвечающему за оформление документов в конкретной ПМПК, чаще всего эти функции выполняет социальный педагог ПМПК).

Шаг 2. Диагностическое обследование

В 5-дневный срок с момента подачи документов комиссия проинформирует Вас
о дате, времени, месте и порядке проведения обследования.

В назначенный день Вам необходимо вместе с ребёнком явиться в ПМПК. Важно, чтобы ребёнок был положительно настроен на работу, хорошо себя чувствовал. Не следует начинать процедуру обследования, если ребенок болен.

Вы имеете право присутствовать при обследовании ребёнка и получать консультации специалистов.

Обследование ребёнка может проводиться каждым специалистом комиссии индивидуально или несколькими специалистами одновременно (процедура
и продолжительность обследования определяются исходя из задач обследования,
а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей детей).

В соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 мая 2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогической комиссий», на этом этапе ПМПК решает следующие задачи:

— комплексная, всесторонняя, динамическая диагностика резервных возможностей ребенка и нарушений в его развитии;

— определение специальных условий для получения образования (использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь; предоставление услуг тьютора; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность; другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ).

Деятельность каждого специалиста ПМПК подчинена решению общей диагностической задачи.

Учитель-дефектолог определяет зону актуального и зону ближайшего развития ребенка.

Целесообразно предоставление на ПМПК различных рабочих тетрадей ребенка по русскому (родному) языку и математике: для выполнения домашней работы, для контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений). Представление различных тетрадей позволит дефектологу проанализировать разные виды письменной деятельности. Целесообразно представление на ПМПК рабочих тетрадей за текущую четверть (полугодие). Анализируя тетради, учитель-дефектолог может сделать выводы о степени усвоения программы, выделить конкретные проблемы и уточнить их
в процессе диагностики. Крайне важное значение имеет подробная педагогическая характеристика, которая должна отражать общую ситуацию развития ребенка глазами учителя, характер оказываемой помощи и ее эффективность, а самое главное — чему удалось научить ребенка (в соответствии с программными требованиями) и за какой срок.

Педагог-психолог оценивает поведение, характер деятельности, особенности коммуникации, зрительный и слуховой гнозис, высшие психические функции.

Учитель-логопед оценивает уровень речевого развития, качество устной и письменной речи.

Социальный педагог, характеризует социальный статус ребенка.

В случае, если у Вашего ребёнка есть нарушение слуха или зрения, очень важно для специалистов ПМПК иметь заключение врача-сурдолога или врача-офтальмолога.

Анализ представленных Вами документов, объективные выводы по результатам диагностических обследований в дальнейшем будут являться основанием для принятия решения и оформления заключения ПМПК.

В некоторых случаях комиссия может принять решении о дополнительном обследовании в другой день.

В случае, если Вы проходили обследование в территориальной ПМПК и не согласны с её решением, у Вас есть право обратиться в центральную ПМПК. Так же и территориальная ПМПК в сложных диагностических случаях (например, при отсутствии в составе территориальной ПМПК узкопрофильного специалиста (тифло-, сурдопедагога, например), может порекомендовать Вам обратиться в центральную ПМПК.

Шаг 3. Подготовка заключения (степень Вашего участия)

Заключение ПМПК оформляется на бланке комиссии. В нём отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (ПМПК делает вывод о том, нуждается/не нуждается ребенок в создании специальных условий получении образования, нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении тьютором являются:

-трудности понимания инструкций учителя;

-«яркие» проявления аффективных вспышек, ауто- и агрессивные проявления;

-трудности организации собственной продуктивной деятельности.

Основными показаниями для определения необходимости в сопровождении ассистентом (помощником) являются:

— трудности в передвижении по образовательной организации;

— трудности организации самообслуживания.

Форму обучения (очное, очно-заочное, заочное) специалисты ПМПК не определяют. Это решение принимается Вами совместно с образовательной организацией с учетом рекомендаций врачебной комиссии исходя из состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Предпочтительной является очная форма, однако в случае тяжёлых множественных нарушений развития, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть выбрана иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия, руководствуясь своими нормативными актами. ПМПК же определяет вариант адаптированной основной образовательной программы, по которой будет реализовываться образование (не важно, на дому или в образовательной организации).

При получении Заключения ПМПК (а его Вам выдадут не позднее, чем через 5 рабочих дней со дня проведения обследования.), Вас ознакомят с его содержанием, расскажут об особых образовательных потребностях Вашего ребенка
и специальных условиях получения образования, необходимых Вашему ребенку в образовательной организации, об организациях, находящихся на территории, где вы проживаете, в которых такие условия созданы, Помните, что специалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию.

Шаг 4. Выбор образовательного маршрута

Уважаемые родители (законные представители), Вы должны знать, что заключение ПМПК, как и ИПРА ребенка-инвалида, для Вас носит рекомендательный характер: вы имеете право не предоставлять эти документы в образовательные и иные организации. Заключение комиссии действительно для предоставления в течение календарного года с даты его подписания. Это означает, что, если в течении года Вы не предоставили заключение ПМПК в образовательную организацию, Вам вновь нужно будет пройти ПМПК, если Вы примете решение о необходимости реализации рекомендаций ПМПК.

Вместе с тем, помните, что предоставленное в образовательную организацию заключение ПМПК, является основанием для создания специальных условий для обучения и воспитания ребенка. И в этом случае в соответствии с Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование Вашего ребёнка с ограниченными возможностями здоровья будет реализовываться в соответствии с адаптированной образовательной программой, рекомендованной комиссией, с соблюдением условий, необходимых для получения качественного образования Вашим ребёнком, которые отражены
в заключении ПМПК. Образование может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Ребёнку бесплатно будут предоставлены специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература,
а также услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (в случае необходимости). Кроме того, Ваш ребёнок будет обеспечен бесплатным двухразовым питанием.

Федеральные документы, регулирующие деятельность ПМПК.

– Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

— Приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».

— Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

— Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (ред. от 17.07.2015)
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего основного общего и среднего общего образования
(с изменениями 2015 г.)».

— Постановление главного государственного санитарного врача РФ № 26 от 10 июля 2015 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

С другими нормативными документами можно ознакомиться на сайте https://pmpkrf.ru

Словарь.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья — условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия (ТПМПК) создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории одного или нескольких муниципальных образований субъекта Российской Федерации. (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 № 30242)

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК) создается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и осуществляет свою деятельность в пределах территории субъекта Российской Федерации. (Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 №30242).

Скачать «Маршрутизатор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *