Код 310

Легковые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их типа.

Большая часть легковых автомобилей относится к третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет).

В то же время, некоторые типы легковых автомобилей, например, Автомобили легковые большого класса, Автомобили легковые высшего класса относятся к 4-й или 5-й амортизационным группам.

Данные о типе транспортного средства, объеме двигателя, разрешенной массе указываются в ПТС (паспорте транспортного средства).

Обоснование

К третьей амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Автомобили легковые (код ОКОФ 310.29.10.2).

К коду ОКОФ 310.29.10.2 относятся:

— 310.29.10.2 Автомобили легковые

— 310.29.10.21 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров не более 1500 см3, новые

— 310.29.10.22 Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые

— 310.29.10.23 Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые

— 310.29.10.24 Средства автотранспортные для перевозки людей прочие

К Четвертой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые малого класса для инвалидов) (код ОКОФ 310.29.10.24)

К Пятой амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

— Средства автотранспортные для перевозки людей прочие (автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса) (код ОКОФ 310.29.10.24).

Какие виды легковых автомобилей относятся к автомобилям высшего класса?

Нормативные документы применяют это понятие (например, ОКОФ, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы), но не определяют его значение. В Письме УФНС РФ по г. Москве от 21.12.2011 N 16-15/123396@ указывается на отсутствие значение термина «Автомобили легковые высшего класса» и рекомендуется применять Письмо ГТК России от 26.02.1997 N 04-30/3515 «О классификации автотранспортных средств». В то же время, в последнем письме нет четких критериев отнесения автомобилей к тому или иному классу. В нем указывается только на признаки, которые при этом должны быть учтены.

В отсутствие четкой нормативной базы, можно использовать международную классификацию автомобилей. Всего выделяется шесть классов A, B, C, D, E, F. Из них к высшему классу относится класс F («люкс», «представительский класс»):

Класс мини (А) — малогабаритные автомобили, длиною не более 3,6 м, и шириною не более — 1,6 м.

Малый класс (В) — малогабаритные автомобили длиной 3,6 – 3,9 м, шириной 1,5 – 1,7 м.

Низший средний класс (С). Длина автомобиля 3,9 – 4,4 м, ширина — 1,6 – 1,75 м.

Средний класс (D) — длина 4,4 – 4,7 м, ширина 1,7 – 1,8 м.

Верхний средний класс (Е) («бизнес-класс»). Длина 4,6 – 4,8 м, ширина свыше 1,7 м.

Высший класс (F) («люкс», «представительский класс»). Длина 4,8 м и более, ширина свыше 1,7 м.

До 2017 года

До 01.01.2017 (с этой даты изменилось нормативное регулирование вопроса)

К 3-й амортизационной группе основных средств относятся (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы):

Автомобили легковые (Код ОКОФ 15 3410010, кроме 15 3410114, 15 3410130 — 15 3410141).

Таким образом, в общем случае, легковой автомобиль относится к 3-й амортизационной группе.

Исключение составляют:

Автомобили легковые малого класса для инвалидов (Код ОКОФ 15 3410114) — такие автомобили относятся к 4-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) — (Код ОКОФ 15 3410130) — такие автомобили относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые большого класса для индивидуального и служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410131) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса — (Код ОКОФ 15 3410140) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Автомобили легковые высшего класса для служебного пользования — (Код ОКОФ 15 3410141) — относятся к 5-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно).

Рубрики:

Амортизационная группа

Основное средство

Советуем прочитать

Третья амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

Четвертая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно.

Пятая амортизационная группа — Имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

К какой амортизационной группе относится основное средство?

Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.

Грузовой автомобиль — Относится к амортизационным группам в зависимости от грузоподъемности и типа. Большая их часть грузовых автомобилей относятся к 3 – 5 амортизационным группам.

Публикации

Типовая ситуация: Амортизационная группа для автомобиля (Издательство «Главная книга», 2021)

Утвержденной постановлением Правительства РФ № 1 от 01.01.02 г.

Начиная с 01.01.17 г., действует обновленная версия этого законодательного акта (введена в силу постановлением правительства № 640 от 07.07.16 г.). Поправки касаются новых кодов ОКОФ, используемых с 2017 г.

Какие амортизационные сроки установлены сейчас для грузового транспорта? В каком порядке утверждаются СПИ (сроки полезного использования) для автомобилей, приобретенных до 2017 г.? Разберемся в особенностях выбора амортизационной группы для автомобиля грузового согласно действующему законодательству.

К какой амортизационной группе относится грузовой автомобиль?

Группировка транспортных средств в целях расчета амортизации производится в зависимости от типа двигателя, массы и назначения автомобиля. Большинство грузового транспорта входит в 3-5 классификационные группы. Точные данные приведены в таблице ниже.

Амортизационные группы по транспорту для грузовых перевозок – с 01.01.17 г.

Группа

СПИ (лет)

Вид грузового автомобиля

Код действующего ОКОФ

Дизельный транспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.111

Бензиновый автотранспорт с предельной грузоподъемностью в 3,5 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.111

Четвертая

Автотранспорт грузовой и тягачи дорожного типа к полуприцепам (к примеру, фургоны, самосвалы, бортовой транспорт, тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.4

Дизельный транспорт с 3,5 до 12 т. максимум

Актуальное значение 310.29.10.41.112

Дизельный транспорт более 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.41.113

Бензиновый транспорт с массой свыше 3,5 до 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.112

Бензиновый транспорт с возможной грузоподъемностью свыше 12 т.

Актуальное значение 310.29.10.42.113

Автотранспорт спецназначения (седельные тягачи)

Актуальное значение 310.29.10.5

Автогидроподъемники

Актуальное значение 310.29.10.59.270

Автотранспорт спецназначения, не включенный в остальные группы (типа мусоровозов)

Актуальное значение 310.29.10.59.390

Порядок применения новой редакции Классификатора ОС

Обновленные группы для установления СПИ вступили в действие в связи с принятием новых ОКОФ. Применять указанные нормы необходимо в отношении того транспорта, который начал эксплуатироваться с 1 января 2017 г. Менять группу и СПИ по автомобилям, введенным в эксплуатацию ранее 2017 г., не требуется.

К примеру, в июне 2016 г. организация приобрела грузовой бортовой автомобиль модели Камаз-5320, а с июля транспорт был запущен в эксплуатацию. Бухгалтером установлена амортизационная группа «Камаза», как четвертая (срок 5-7 лет), предназначенная для бортового транспорта общего назначения.

Как видно из таблицы по новой Классификации, для этого вида грузового транспорта группа не изменилась.

Важно! Для облегчения перехода на новые коды ОКОФ Росстандартом была сформирована сопоставительная рекомендательная таблица – приказ ведомства № 458 от 24.04.16 г.

Транспортные средства, приобретаемые организацией, можно отнести к амортизируемому имуществу.

В связи с этим у владельцев автомобилей появляется необходимость на стадии принятия ТС к учету определять для них амортизационную группу по Классификатору основных средств.

К какой относится движимое имущество?

Транспорт является основным средством с точки зрения бухгалтерского и налогового учета, так как:

  • предназначен для длительной эксплуатации;
  • конечная цель применения автомобиля – получение экономической выгоды;
  • используется в производственных или управленческих нуждах;
  • как правило, всегда стоимость превышает лимит для бухгалтерских и налоговых целей (до 40000 и от 100000 соответственно).

Если организация не планирует заняться продажей автомобилей, то машину можно принять как основное средство.

В налоговом учете для такого объекта обязательно нужно установить амортизационную группу, в соответствии с которой будет определен .

В бухгалтерском учете срок службы можно установить без привязки к амортизационной группе на основе планируемого периода эксплуатации и условий использования автомобиля.

При желании в бухучете можно установить срок использования, равный определенному в налоговом учете по Классификации основных средств. Законодательство это не запрещает.

Кроме того, одинаковое время службы позволит минимизировать возможные расхождения в учетной деятельности.

В Классификаторе предусмотрено 10 амортизационных групп.

Для каждой определен срок полезного использования в виде диапазона лет, в пределах которых можно выбирать любую длительность эксплуатации для расчета амортизации.

О расчете амортизации для автомобилей .

Транспортные средства в зависимости от их вида и целей применения можно отнести к группе со второй по пятую включительно.

Таблица

Амортизационная группа Срок службы, лет Вид автотранспортного средства
2 2-3
  • Грузовые и пассажирские подъемники с платформами
3 3-5
  • Легковой транспорт.
  • Малые автобусы до 7.5 метров.
  • Грузовики до 3.5 тонн.
  • Спецмашины, не включенные в другие группы
4 5-7
  • Легковые автомобили для инвалидов
  • Средние и длинные автобусы до 24 м
  • Троллейбусы
  • Самосвалы, бортовые грузовики, фургоны, тягачи
  • Спецтранспорт – катафалки, бензовозы, лесовозы, машины для содержания дорог и коммунального хозяйства
  • Машины полиции, аварийных служб
  • Автомобили, перевозящие нефтепродукты, газ
5 7-9
  • Легковые авто большого и высшего класса (двигатель более 3.5 л)
  • Автобусные поезда от 16.5 до 24 м
  • Грузовики от 3.5 до 12 т с любым видом двигателя
  • Спецтранспорт – тягачи седельные, гидроподъемники, мусоровозы
  • Полуприцепы и прицепы

Легковое авто

Легковые автомобили можно отнести к третьей амортизационной группе, при этом для них установлен ОКОФ 310.29.10.2. Диапазон срока службы от 3 до 5 лет.

Если легковая машина предназначена для инвалидов (ОКОФ 310.29.10.24), то тогда для нее нужно устанавливать 4 группу со сроком от 5 до 7 лет.

Легковые авто с объемом двигателя от 3.5 л большого и высшего класса (ОКОФ 310.29.10.24) относятся к 5 амортизационной группе, начислять амортизацию по ним можно от 7 до 9 лет.

Грузовой транспорт

Грузовики небольших размеров с максимальной допустимой массой 3,5 тонны и меньше относятся к 3 амортизационной группе со сроком от 3 до 5 лет.

Сюда относятся грузовые автомобили как с дизельным, так и бензиновым двигателем (ОКОФ 310.29.10.41.111 и 310.29.10.42.111 соответственно).

Бортовые машины, самосвалы, фургоны, а также тягачи для полуприцепов (ОКОФ 310.29.10.4) включаются в 4 группу, для них возможен период службы от 5 до 7 лет.

К 5-й можно отнести грузовые автомобили грузоподъемностью от 3.5 до 12 тонн и выше с дизельным и бензиновым двигателем.

Автобус

В третью группу для начисления амортизации можно отнести также небольшие автобусы, длина которых не превышает 7,5 метров. Для городских малых автобусов установлен ОКОФ 310.29.10.30.111, для прочих — 310.29.10.30.119.

Автобусы средней длины до 12 м и особо большие до 24 м включительно относят к 4 амортизационной группе и устанавливают для них время эксплуатации от 5 до 7 лет.

В эту же группу попадают как городские автобусы, так и те, что передвигаются между городами – дальнего следования.

Троллейбусы также включены в 4 группу.

Автобусные поезда длиной свыше 16.5 м до 24 м включаются в 5 амортизационную группу, использовать их можно от 7 до 9 лет включительно.

Выводы

Автотранспортное движимое имущество – легковые и грузовые машины, автобусы, спецтранспорт можно включить в состав основных средств, что влечет за собой обязательное установления для них амортизационной группы в налоговом учете.

В соответствии с определенной группой выбирается необходимый срок эксплуатации, в течение которого будет начисляться амортизация.

В зависимости от срока полезного использования (СПИ) амортизируемое имущество (основные средства и нематериальные активы) распределяется по амортизационным группам (п. 1 ст. 258 НК РФ). К каким амортизационным группам относятся автотранспортные средства, расскажем в нашей консультации.

Как определить амортизационную группу автомобиля?

Амортизационные группы основных средств, в т.ч. автотранспорта, определяются в соответствии с Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы (Постановление Правительства от 01.01.2002 № 1). В этой Классификации объекты основных средств распределены по амортизационным группам с I по X. В I амортизационную группу попадают основные средства с СПИ свыше 1 года до 2 лет включительно, а в X — основные средства, чей СПИ свыше 30 лет. Подробнее об обновленной Классификации основных средств, которая действует с 01.01.2017, мы рассказывали в .

Амортизационные группы автотранспортных средств

Автотранспортные средства в соответствии с Классификацией основных средств отнесены к III-V амортизационным группам. Напомним, что СПИ для них устанавливается следующий:

  • III — свыше 3 до 5 лет включительно;
  • IV — свыше 5 до 7 лет включительно;
  • V — свыше 7 до 10 лет включительно.

Приведем примеры автотранспортных средств, отнесенных к указанным группам:

Амортизационная группа Наименование автотранспортного средства
III Автомобили легковые (с рабочим объемом двигателя не более 3,5л);
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным или бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5т
IV Автомобили легковые малого класса для инвалидов;
Автобусы городские особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автобусы дальнего следования;
Автобусы средние и большие длиной до 12м включительно;
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы);
Автокатафалки;
Автобетоновозы;
Автолесовозы;
Средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог
V Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л) и высшего класса;
Автобусы прочие особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24м включительно;
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5т;
Автомобили-тягачи седельные;
Автогидроподъемники;
Мусоровозы

Если автотранспортное средство попадает в одну из указанных групп, то организация определяет СПИ в пределах срока, предусмотренного для соответствующей группы. Например, для легкового автомобиля с рабочим объемом двигателя свыше 3,5л СПИ может быть установлен от 85 месяцев до 120 месяцев включительно.

А, к примеру, по крану автомобильному амортизационная группа какая?

В автокран расположен в разделе «Транспортные средства» с кодом 310.29.10.51. По налоговой Классификации средства автотранспортные специального назначения с кодом по ОКОФ 310.29.10.5 отнесены к IV и V амортизационным группам. Поэтому организация может самостоятельно отнести автокран к любой из указанных групп. Обращаем внимание, что кроме автокранов Классификация содержит упоминание и иных кранов, не отнесенных к транспортным средствам. Так, краны грузоподъемные в общем случае отнесены к VII амортизационной группе (СПИ свыше 15 до 20 лет включительно). Также в отдельных группах Классификации можно встретить и иные упоминания кранов. Так, краны грузоподъемные стрелкового типа отнесены в соответствии с Классификацией к II амортизационной группе (СПИ свыше 2 до 3 лет включительно), а деррик-краны, подъемные краны, портальные краны, самоходные или несамоходные машины, оснащенные подъемным краном, — к III амортизационной группе (СПИ свыше 3 до 5 лет включительно). Прочие машины самоходные и тележки, оснащенные подъемным краном, не включенные в другие группировки, относятся к IV амортизационной группе (СПИ свыше 5 до 7 лет включительно). Таким образом, амортизационная группа автокрана в зависимости от его вида может быть установлена из предложенных выше.

Если организация приобрела автомобиль и определила его тип как грузовой или автобус, то следующим шагом для определения его срока полезного использования является выбор номера амортизационной группы. Отнесение грузовика или автобуса к той или иной амортизационной группе зависит от ряда факторов, которые рассматриваются в данной статье.

Напомню, что к грузовому автотранспорту относятся не только грузовые бортовые автомобили, но и фургоны, самосвалы, тягачи, цистерны, прицепы и полуприцепы.

Для грузовых бортовых автомобилейсрок полезного использования определяется его грузоподъемностью, которую можно определить как разницу граф 14 «Разрешенная максимальная масса» и 15 «Масса без нагрузки» в паспорте транспортного средства (ПТС).При маленькой грузоподъёмности (не превышающей 500 кг) они попадут в 3 амортизационную группу (СПИ свыше 3 , но не более 5 лет).

К 4 амортизационной группе будут относиться:

  • бортовые грузовые автомобили, если их грузоподъёмность больше чем 500 кг, но не превышает 5 тонн;
  • самосвалы, независимо от их грузоподъемности;
  • прочие грузовые автомобили, такие как снегоболотоходы и грузовые электромобили.
  • некоторые специальные машины типа фургонов и цистерн, если они:
    • предназначены для коммунального хозяйства, лесозаготовок,
    • являются щепозвозами или автокатафалком
    • предназначены для перевозки сжижинного газа, нефтепродуктов или радиоактивных отходов

Седельные тягачи (предназначенные для буксировки полуприцепов), прицепы, полуприцепы и грузовые машины с грузоподъемностью свыше 5 тонн включаются в 5 амортизационную группу (СПИ свыше 7 до 10 лет). К этой же амортизационной группе будут относиться и специальные автомобили типа фургона, цистерны за исключением тех, что попали в 4 амортизационную группу.

Выбираем номер амортизационной группы для автобусов

Номер амортизационной группы как легкового автомобиля, так автобуса зависит от его класса. Но если класс легкового автомобиля зависит от объема его двигателя (кроме высшего класса), то класс автобуса определяется его длиной, которую можно посмотреть в руководстве пользователя автомобиля или приложении к договору на его приобретение, в котором указываются технические характеристики. Кроме того, для автобусы отечественного производства распределяются по классам в зависимости от их габаритов всоответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66, согласно которой заполняется графа ПТС «Модель, марка ТС». Первая цифра модели автобуса и будет обозначать его класс.

Если габаритная длина автобуса не превышает 5,5 метров, то он относится ко 2 (особо малому) классу. Чтобы автобус можно было отнести ко 3 (малому) классу, его габаритная длина должна быть в диапазоне от 6 до 7,5 м. Автобусы 2 и 3 класса входят в 3 амортизационную группу со сроком полезного использования от 3 до 5 лет.

Например,

Модель УАЗ 2206- является автобусом малого класса, так как вторая цифра модели, определяющая тип транспортного средства «2», т. е. автобус, а первая цифра (класс) указывает его принадлежность к особо малому классу. Такой микроавтобус амортизируется от 3 до 5 лет.

Средние и большие автобусы занимают место в 4 амортизационной группе. Они амортизируются свыше 5 и до 7 лет. Согласно Отраслевой нормали, если автобус имеет габариты от 8,5 до 10м, то он относится к 4 (среднему) классу, а автобус размерами от 11 до 12 м — к 5 (большому) классу. В тоже время ОКОНХ предписывает относить к средним автобусам те, чья длина от 8,5 до 9 м, а к большим, если их размеры от 10,5 до 12 м.

Кроме автобусов 4 (среднего) и 5 (большого) класса к 4 амортизационной группе относятсяпрочие автобусы, к которым отнесены санитарные автобусы и автобусы с электродвигателем. Таким образом, если в графе 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС предназначение автобуса указано как санитарный, или графа 12 «Тип двигателя» содержит указание на оснащение его электродвигателем, то его необходимо амортизировать от 5 до 7 лет.

Важное уточнение: автобусы распределяются по амортизационным группам согласно их габаритным размерам, но для прочих автобусов не ограничений по размерам не предусмотрено. В результате, если например, размеры санитарного автобуса не будут превышать 7,5 м — то он попадает только в 4 амортизационную группу. А если размер санитарного автобуса или автобуса, оснащенного электродвигателем, будет превышать 12 м, то не исключено, что инспектора будут настаивать на включение его 5 амортизационную группу со сроком полезного использования от 7 до 10 лет, к которой относятся автобусы 6 (особо большого класса) с длиной от 16,5 до 24 м.

Нестандартный автобус: что делать?

Наибольшую сложность вызывает определение амортизационной группы для автобусов, чья длинна не укладывается в «прокрустово ложе» габаритных размеров. Например, если автобус имеет длину от 7,5 и до 8м. или от 12 до 16 м., то споров о том, к какой амортизационной группе они должен относиться, избежать вряд ли получится. Ведь автобусы этой длины не отнесены ни к одному классу, ни в Отраслевой нормали, ни в ОКОНФ.

Например,

Модель ПАЗ 3204 имеет длину 7,6 м, согласно буквенно-цифровому обозначению он является автобусом малого класса. В тоже время для отнесения его к малому классу его длина не должна превышать 7, 5 м.

Если вы сторонник более консервативного подхода, и не готовы к прениям с налоговыми органами, то исходя из ограничения, уставленного как в отраслевой нормали, так и ОКОНФ, автобусы имеющие длину свыше 7,5 и до 8 м., безопаснее относить к 4 (среднему) классу и амортизировать более 5 лет.

Но этот автобус можно учесть и в 3 амортизационной группе, ориентируясь на 11 статью НК РФ, которая предусматривает, что термины отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговый кодекс не содержит положений, которые позволяют определить класс автобуса. В тоже время для предприятий производящих автомобили в Отраслевой нормали ОН 025270-66 установлена система их классификации и обозначения. Следовательно опираясь на систему обозначения, установленную в отраслевой нормали, это автобус можно отнести его к малому классу и амортизировать не более 5 лет.

К сожалению, автобусы иностранного производства, не имеют цифрового обозначения класса в наименовании его модели. Наиболее вероятно, что налоговые органы будут требовать чтобы «нестандартные» по размеру автобусы были отнесены к более высокой амортизационной группе.

Прочитать как определить тип автомобиля можно .Узнать что влияет на срок полезного использования легкового автомобиля . Посмотреть стоит ли госпошлину включать в первоначальную стоимость основного средства можно

Организацией была приобретена остановка в целях обеспечения работников более комфортными условиями во время ожидания транспорта (защита от дождя и т.п.). Она установлена за пределами территории организации (на дороге общего пользования), однако при необходимости может быть перенесена на территорию организации (конструкция является съемной) для использования в иных целях. Первоначальная стоимость остановки — 70 000 рублей. Есть сомнения в том, правильно ли будет отнести остановку к сооружениям.
Не приведет ли это к тому, что ее нужно будет признать недвижимым имуществом в целях налога на имущество организаций? Есть ли возможность признать данный объект хозяйственным инвентарем?

13 ноября 2019

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Полагаем, что с учетом общего назначения остановки она может быть отнесена к коду ОКОФ 220.41.20.20.900 либо к коду ОКОФ 220.42.99.19.190.
Поскольку автобусная остановка представляет собой съемную конструкцию и возможна к перемещению без нанесения ей ущерба, ее возможно отнести к движимому имуществу. Суды, как правило, признают подобные объекты движимым имуществом.

Обоснование позиции:
1. При отнесении объектов основных средств (далее — ОС) к амортизационной группе по Классификации *(1) с 1 января 2017 года следует руководствоваться кодами ОКОФ, содержащимися в классификаторе основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (далее — классификатор, ОКОФ ОК 013-14).
Указаний, характеризующих порядок отнесения объектов классификации к определенному коду подраздела ОКОФ в описании (введении) классификатора, не содержится. Поэтому определение кода ОКОФ основывается на субъективном суждении (письмо Минфина России от 21.09.2017 N 02-06-10/61195).
Подобрать подходящий код ОКОФ можно путем поиска по названию ОС, а если это не удается сделать, то путем поиска по назначению ОС.
В данном случае контекстный поиск по наименованию объекта, включая словоформы и возможные синонимы, не дает результатов. Следовательно, в такой ситуации решить проблему можно, проведя поиск по назначению ОС.
Во введении к классификатору в таблице 1 указаны виды основных фондов, установленные в ОКОФ, в частности:
— «Сооружения» (код 220);
— «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» (код 330).
Также во введении приводятся описания группировок ОКОФ.
Так, к группировке «Сооружения» относятся инженерно-строительные объекты, возведенные с помощью строительно-монтажных работ.
Сооружение — результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
По данной группировке приведены также примеры сооружений. Однако такой объект, как остановка общественного транспорта, среди них не упомянут.
Вместе с тем заметим, что в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 257-ФЗ) элементы обустройства автомобильных дорог представляют собой сооружения, к которым в том числе относятся остановочные пункты.
По нашему мнению, с учетом понятия сооружений, данного во введении к ОКОФ ОК 013-14, а также с учетом положений Закона N 257-ФЗ, имеются предпосылки для того, чтобы классифицировать автобусную остановку в качестве сооружения.
В группировке ОКОФ «Прочие машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты» классифицируются машины, оборудование и устройства, не относящиеся к транспортным средствам и к ИКТ-оборудованию. Хозяйственный инвентарь (т.е. предметы, непосредственно не используемые в производственном процессе) включен в данную группировку для отражения национальных особенностей.
Очевидно, что приобретенная организацией автобусная остановка не используется непосредственно в производственном процессе. Руководствуясь исключительно данным признаком, представляется, что классифицировать такой объект ОС в качестве хозяйственного инвентаря теоретически возможно (по крайней мере каких-то весомых аргументов против этого мы не видим). Однако подходящего (близкого) кода ОКОФ для остановки общественного транспорта в данной группировке мы не нашли.
В группировке «Сооружения» подходящих наименований также не содержится (что показал и контекстный поиск)*(2).
В этой связи с учетом общего назначения остановки мы придерживаемся позиции, что остановка может быть отнесена к коду ОКОФ 220.41.20.20.900 «Сооружения прочие, не включенные в другие группировки», либо к коду ОКОФ 220.42.99.19.190 «Сооружения гражданские прочие, не включенные в другие группировки».
Однако еще раз повторим: инженерная служба организации может на основании фактических характеристик рассматриваемого объекта не согласиться с нашим мнением, основанным на общих указанных в обращении свойствах.
Здесь обратим внимание, что позиция ОКОФ 220.41.20.20.900 поименована в 6 амортизационной группе Классификации (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно).
Вместе с тем Классификацию, предназначенную для определения сроков полезного использования в налоговом учете, организация не обязана (хотя и может) использовать для целей бухгалтерского учета. При этом организация вправе для целей бухгалтерского учета самостоятельно определять срок полезного использования, не опираясь ни на какие нормы, а только руководствуясь принципами, установленными в п. 20 ПБУ 6/01, в частности исходя из ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта. Смотрите также письмо Минфина России от 27.03.2006 N 03-06-01-04/77*(3).
2. Что касается риска признания автобусной остановки недвижимостью.
Данный момент актуален в связи с тем, что с 01.01.2019 объектами обложения налогом на имущество организаций признаются только объекты недвижимости (п. 1 ст. 374 НК РФ, пп. «а» п. 19 ст. 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 302-ФЗ).
Согласно ст. 130 ГК РФ недвижимым имуществом являются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. К таковым относятся, например, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Движимым имуществом признаются вещи, не относящиеся к недвижимости. Вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в ЕГРН*(4).
Таким образом признаки движимого имущества определяются в противопоставлении с признаками недвижимости. Движимым имуществом являются вещи, которые не обладают прочной связью с землей и могут перемещаться без несоразмерного ущерба их назначению. Следовательно, понятия движимого имущества и недвижимости могут быть разграничены по физическим признакам объекта (физическая связь с землей) и его функциональным признакам (недвижимая вещь предназначена для функционирования именно в тесной связи с землей). Причем эти признаки должны определяться в совокупности.
Сложность в отнесении вещи к движимому или недвижимому имуществу возникает, например, в случаях, когда речь идет об имуществе, которое монтируется (устанавливается) на земельном участке, но прочная связь которого с землей не очевидна.
Представители ФНС России в письме от 25.03.2019 N БС-4-21/5305@ указали, что для выявления оснований, по которым объект имущества может относиться к недвижимости, целесообразно проверить наличие записи об объекте в ЕГРН; а при отсутствии такой записи — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. При отсутствии записей об объекте имущества в ЕГРН основания для применения норм НК РФ, зависящих от вида объекта имущества (движимое или недвижимое), определяются исходя из нормативных правовых актов и сложившейся судебной практики (смотрите также письма ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-21/19038@, от 28.08.2019. N БС-4-21/17216@).
При возникновении споров об отнесении каких-либо объектов к недвижимому имуществу важное значение приобретает вопрос о соответствии признакам недвижимости физических свойств и технического назначения этих объектов.
Анализ судебной практики показывает, что многие суды признают автобусные остановки и другие подобные объекты движимым имуществом.
Приведем примеры:
— в определении ВС РФ от 25.06.2019 N 305-ЭС19-8863 сделано заключение, что автобусная остановка с торговым павильоном (сооружение) представляет собой сборно-разборную конструкцию, не имеет прочной связи с землей и не является объектом недвижимости;
— согласно постановлению АС Северо-Кавказского округа от 03.10.2016 N Ф08-6957/16 по делу N А53-11464/2015 суд отклонил доводы об отнесении торгово-остановочного комплекса к объектам недвижимости, указав, что земельный участок предоставлялся для эксплуатации временных сооружений;
— в постановлении АС Северо-Западного округа от 29.09.2015 N Ф07-152/15 по делу N А42-7095/2014 сделан вывод, что не может быть отнесен к недвижимому имуществу остановочно-торговый комплекс (в том числе с учетом его технических характеристик)*(5);
— постановление Тринадцатого ААС от 31.05.2016 N 13АП-8645/16 — торгово-остановочный комплекс не является недвижимым имуществом в смысле, придаваемом данному термину ст. 130 ГК РФ;
— постановление Седьмого ААС от 25.04.2019 N 07АП-2206/19 — доводы том, что остановочный комплекс является объектом недвижимого имущества, не нашли своего подтверждения в ходе исследования обстоятельств дела.
Как мы поняли из вопроса, автобусная остановка представляет собой съемную конструкцию и возможна к перемещению без нанесения ей ущерба. Полагаем, что объект с такими характеристиками возможно отнести к движимому имуществу, несмотря на то, что по ОКОФ он будет классифицирован как сооружение.
Также заметим, что само по себе отнесение организацией объекта по ОКОФ к хозяйственному инвентарю, на наш взгляд, не будет являться для проверяющих аргументом для квалификации его в качестве движимого имущества. Так, при осуществлении выездной налоговой проверки должностные лица налоговых органов вправе производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 НК РФ (пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).
Обращаем внимание, что данный ответ выражает мнение экспертов и не препятствует руководствоваться нормами законодательства РФ в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

К сведению:
Для получения более точного ответа по вопросу определения кода ОКОФ (амортизационной группы) организация вправе обратиться с соответствующим запросом к изготовителю (продавцу) (письма Минфина России от 30.12.2016 N 03-03-06/1/79707, от 24.12.2014 N 03-03-06/1/66911) и в Минэкономразвития России (письма Минфина России от 03.10.2017 N 03-03-06/1/64157, от 02.10.2017 N 03-03-06/1/63785, от 13.09.2017 N 03-03-06/1/58770) (пример ответа на такое обращение смотрите, например, в письме Минэкономразвития России от 15.08.2006 N Д19-73).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ. Поиск по названию основного средства;
— Энциклопедия решений. Определяем код ОКОФ. Поиск по назначению основного средства;
— Энциклопедия решений. Движимое имущество: понятие и признаки;
— Энциклопедия решений. Отнесение объекта к недвижимости;
— Вопрос: Организация приобрела беседку для курения стоимостью 46 080 руб. Учетной политикой для целей бухгалтерского учета предусмотрено использование Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Беседка изготовлена из металлического профиля, оборудована скамьей и мусоркой, покрыта поликарбонатом. К какой амортизационной группе отнести основное средство при постановке его на баланс? Какой ОКОФ ему присвоить? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2019 г.)
— Движимое и недвижимое имущество в целях применения главы 30 НК РФ (С.П. Данченко, журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», N 11, ноябрь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Овчинникова Светлана

Ответ прошел контроль качества

24 октября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
*(2) Исходя из того, что автобусная остановка является элементом обустройства автомобильных дорог, мы ознакомились с объектами группировки 220.42.11.10.120 «Дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги». По сути данная группировка (а также группировка 220.42.11.10.129) близка к автобусным остановкам.
Например, из Перечня имущества, относящегося к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильным дорогам общего пользования местного значения Ямало-Ненецкого автономного округа, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, видно, что автобусные остановки могут быть отнесены в частности к кодам ОКОФ 220.42.11.10.120 и 220.42.11.10.129. Однако полной уверенности в том, что вышеуказанные коды подходят к рассматриваемой ситуации, у нас нет.
Также отметим, что если выбрать для автобусной остановки код 220.42.11.10.129, то при определении срока полезного использования по Классификации организация столкнется с тем, что объекты с таким кодом входят в 10 амортизационную группу. Срок полезного использования по такому имуществу — свыше 30 лет включительно.
*(3) В целях налогообложения прибыли имущество, первоначальная стоимость которого составляет менее 100 000 руб., не признается амортизируемым имуществом (п. 1 ст. 256 НК РФ), соответственно, по таким объектам не нужно определять амортизационную группу и срок полезного использования.
Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. В целях списания стоимости такого имущества в течение более одного отчетного периода налогоплательщик вправе самостоятельно определить порядок признания материальных расходов в виде стоимости такого имущества с учетом срока его использования или иных экономически обоснованных показателей (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).
*(4) Единый государственный реестр недвижимости.
*(5) «Остановочно-торговый комплекс является типовым, изготовлен в заводских условиях, состоит из готовых модулей (торговая секция, навес для ожидания транспорта). Объект представляет собой металлический каркас с ограждающими конструкциями из ударопрочного стекла и стеклопакетов; части комплекса и соединительные элементы поставляются в разобранном состоянии. Конструкция крепится на бетонную площадку, представляющую собой объект благоустройства, анкерными болтами, обеспечивающими временную прочную связь с объектом благоустройства; установка комплекса производится без устройства заглубленного фундамента, который свидетельствовал бы о наличии прочной связи с землей. Доказательства того, что демонтаж либо перемещение объекта (его отдельных частей) нанесут существенный ущерб конструкции, исключающий возможность использования комплекса по назначению, в дело не представлены». Смотрите также постановление Тринадцатого ААС от 04.03.2019 N 13АП-1107/19, п. 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом ВС РФ 30.11.2016.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *