Казначейство 1С

Основной задачей казначейства является управление денежными потоками, кредитными и финансовыми рисками, обеспечение платежеспособности и ликвидности, снижение рисков и операционных расходов, а как следствие – увеличения доходности. От этих процессов зависит эффективность деятельности любого предприятия и осуществляет их Казначейство – расчетный центр предприятия, отвечающий за все банковские счета и кассы предприятия.

Бесплатная консультация по автоматизации казначейства

Задачи казначейства

  • Осуществление расчетно-кассовых операций предприятия;
  • Планирование поступления денежных средств;
  • Сбор заявок на платеж от ЦФО предприятия и осуществление контроля исполнения этих заявок;
  • Составление реестров счетов на оплату, формирование и согласование графика платежей, составление платежного календаря;
  • Контроль платежей и бюджетов по договору, формирование отчетов по графику договоров, по исполнению договоров;
  • Оформление документов на получение кредитов в банках.

В зависимости от специфики деятельности предприятия, задач и организационной структуры компании, выделяют две основные формы организации казначейства: централизованное и децентрализованное.

При централизации казначейства в структуре предприятия выделяется служба казначейства, через которую идут все финансовые потоки, а другие подразделения предприятия участвуют в процессе путем предоставления заявок на осуществление платежей, планов поступлений и определения приоритета выплат, то есть контроль денежных потоков полностью возложен на эту службу. При децентрализованной структуре, допускается предоставление права осуществления платежей непосредственно из центров затрат или других ЦФО. При этом система взаимодействия казначейств всех предприятий, входящих в холдинг, должна быть хорошо отлажена и иметь систему контроля, т.к. при отсутствии централизации платежей компания может терять средства и увеличивать свои финансовые риски.

Последнее время наблюдается тенденция централизованного управления, из-за чего возникает необходимость в постоянном оперативном обмене данными между предприятиями холдинга и в управлении информационными потоками в режиме он-лайн. Решением этих задач становится внедрение автоматизированной системы, обеспечивающей контроль и управление платежами всех компаний холдинга в оперативном режиме.

Компаниям со сложной схемой расходов и распределенной организационной структурой требуется серьезная система управления. Автоматизация казначейства в 1С дает возможность легко справляться с этими задачами, оперативно управлять финансовыми потоками предприятия и контролировать исполнение бюджета.

В линейке программ 1С разработаны конфигурации, в которых выделен отдельный раздел автоматизации системы управления денежными средствами. Наиболее популярные конфигурации, имеющие систему казначейства – разработка «WiseAdvice: Финансист», «1С:Комплексная автоматизация», «1С:ERP Управление предприятием», «1С:Управление холдингом». Все программы имеют огромный функционал и гибкую систему настройки. Автоматизация казначейства дает значительную экономию бюджета предприятия, снижает риск возникновения ошибок, дает возможность осуществления контроля над денежными средствами компании.

Автоматизация казначейства на базе 1С для эффективного использования ДС и предотвращения кассовых разрывов

Проведем краткий обзор данных программных продуктов.

1С:ERP и 1С:КА

Естественно, раздел «Казначейство» имеет флагманский продукт фирмы 1С «1С:ERP Управление предприятием 2», а также более «узкое» решение – «1С:Комплексная автоматизация 2». Но в любом случае, или купив 1С КА, или внедрив ERP, с помощью данной подсистемы можно эффективнее управлять всеми денежными ресурсами организации, осуществлять контроль ее платежей. Подсистема позволяет планировать приход и расход денежных средств, вести учет денежных операций, контролировать наличие денежных средств и их целевое использование. С помощью данного инструмента можно вести учет в иностранной валюте, вести учет кредитов и займов, вести контроль взаиморасчетов с контрагентами.

Внедрение 1С:ERP для автоматизации финансового учета

Рис.1 1С:ERP
Рис.1 1С:ERP
Рис.2 1С:КА
Рис.2 1С:КА

В подсистеме реализовано большое количество различных отчетов, позволяющих оперативно получать информацию о финансовом состоянии организации, контролировать выполнение операций с денежными средствами, осуществлять контроль оплаты клиентом или поставщику по срокам оплаты, следить за исполнением сметы расходов, осуществлять план-фактный анализ оплат в рамках кредитных договоров и многое другое.

Рис.3 В подсистеме реализовано большое количество различных отчетов
Рис.3 В подсистеме реализовано большое количество различных отчетов

Функционал программы позволит вам осуществлять контроль денежных средств организации.

Рис.4 Контроль денежных средств организации
Рис.4 Контроль денежных средств организации
Бесплатная
консультация
эксперта
Наталья Севорина
Консультант-аналитик 1С

Спасибо за Ваше обращение!
Специалист 1С свяжется с вами в течение 15 минут.

«1С:Управление холдингом 8»

Программа для автоматизации холдинга на базе 1С, то есть бизнес-процессов компаний с разветвленной структурой, в том числе с выделенным департаментом Централизованного казначейства.

Рис.5
Рис.5 «1С:Управление холдингом 8»

В основе подсистемы заложена концепция «фабрики платежей». Она позволяет осуществлять планирование денежных потоков, управление кредитными, валютными и процентными рисками. Данная подсистема позволяет сочетать централизованную и децентрализованную модели управления. В подсистеме имеется унифицированная схема документооборота по учету договоров, удобные инструменты планирования финансовых потоков и управления денежными средствами. При совершении платежей имеется возможность использования клиент-банка или host-2-host технологию 1С:Директбанк, с помощью директивы запрета/разрешения платежей позволяет настроить правила ограничения платежей. В подсистеме реализована возможность лимитирования денежных средств в разрезе бюджетов – БДР, БДДС, бюджета движения ресурсов, есть возможность перераспределения лимитов по статьям бюджетов, в разрезе аналитики, временным периодам.

Внедрение 1С:Управление холдингом для автоматизации казначейства

Рис.6 Оперативные планы
Рис.6 Оперативные планы
Рис.7 Заявки на оплату
Рис.7 Заявки на оплату

Подсистема «Централизованное казначейство» позволяет формировать, согласовывать и контролировать график платежей, поступлений по договору, формировать отчетность по графику и исполнению договоров в части казначейства, проведение план-фактного анализа.

Рис.8 Подсистема
Рис.8 Подсистема «Централизованное казначейство»

Решение класса CPM 1С:Управление холдингом 8 для автоматизации казначейства — опыт внедрения и реальные кейсы

Достаточно большой спектр программ, разработанных непосредственно самой фирмой 1С, имеет функционал, повышающий эффективность работы казначейства в организациях разных масштабов и сфер деятельности, что позволяет упростить и ускорить работу пользователей, минимизировать ошибки, а также повысить эффективность использования денежных средств предприятия.

«WiseAdvice: Финансист»

Программный продукт «WA:Финансист» для автоматизации казначейства в 1С имеет подсистемы: «Управление денежными средствами», «Бюджетирование», «Управленческий учет/МСФО» и «Контракт-менеджмент». Он разработан на платформе «1С:Предприятие 8.3» и совместим с разными продуктами «1С».

Рис.9 Программный продукт
Рис.9 Программный продукт «WA:Финансист»

С помощью подсистемы «Управление денежными средствами» автоматизируются функции казначейства. Она включает в себя набор необходимых инструментов и отчетов для контроля и анализа движения денежных средств.

Программа позволяет осуществлять планирование – формировать, утверждать и корректировать бюджеты ДДС. В ней разработаны инструменты оперативного планирования, позволяющие формировать, контролировать и согласовывать документы оперативного планирования движения денежных средств, вести учет графиков платежей по договорам, формировать отчетность и проводить ее анализ.

Рис.10 Инструменты оперативного планирования
Рис.10 Инструменты оперативного планирования

Взаимодействие с системами клиент-банка дает возможность оперативного отражения фактических данных в учетных системах.

Рис.11 Взаимодействие с системами клиент-банка
Рис.11 Взаимодействие с системами клиент-банка

Большое количество финансовых отчетов позволяют осуществлять контроль движения денежных средств и исполнения бюджета, проводить анализ плановых и фактических показателей, как в целом, так и в разрезе статей учета за любой период, формировать платежный календарь и многое другое.

Рис.12 Исполнение БДДС
Рис.12 Исполнение БДДС
Рис.13 Платежный календарь
Рис.13 Платежный календарь
Рис.14 Большое количество финансовых отчетов
Рис.14 Большое количество финансовых отчетов

Разработчик предоставляет возможность бесплатно ознакомиться с продуктом в режиме демо-использования.

Получить бесплатный демодоступ к программе WA:Финансист Управление денежными средствами

Казначейство — система, позволяющая эффективно управлять денежными средствами, находящимися в кассах, на банковских расчетных, валютных, специальных и депозитных счетах, и осуществлять контроль над платежами организаций.

Подсистема Казначейство обеспечивает решение следующих задач:
  • планирование поступлений и расходов денежных средств;
  • отражение операций с наличными и безналичными денежными средствами;
  • контроль наличия денежных средств;
  • контроль целевого использования денежных средств;
  • ведение денежных расчетов в иностранных валютах;
  • работа с подотчетными лицами;
  • контроль взаиморасчетов;
  • учет кредитов, депозитов и займов.

Платежный календарь

Для оперативного управления денежными средствами предприятия, формирования графиков платежей и контроля его своевременного исполнения предлагается использовать платежный календарь.

Платежный календарь формируется автоматически на основании данных о планируемых оплатах от клиентов и выплатах поставщикам, планируемых прочих поступлениях и расходах денежных средств.

Использование платежного календаря позволяет:
  • проанализировать данные о доступном остатке денежных средств, планируемых поступлениях и расходах денежных средств;
  • принять решение о возможности обеспечения заявок на расходование денежных средств;
  • принять решение о перемещении денежных средств между расчетными счетами и кассами или о необходимости получения дополнительных средств;
  • произвести согласование заявки с уточнением срока оплаты и источника расхода денежных средств (банковский счет, касса);
  • оформить заявку на внутреннее перемещение денежных средств;
  • оформить заявку на получение кредита в банке.

При составлении платежного календаря автоматически проверяется его выполнимость — определяются кассовые разрывы, в случае их образования — происходит перепланирование выплат или условий реализации товаров, или привлечение кредитов.

Оформление заявок на расходование денежных средств

Для регистрации намерений по расходованию денежных средств предусмотрен документ Заявка на расходование денежных средств. Характер и назначение планируемого списания денежных средств определяются предопределенными видами операций документа.

Виды хозяйственных операций, которые могут подлежать контролю:
  • Выдача денежных средств подотчетному лицу;
  • Перечисление денежных средств поставщику;
  • Возврат денежных средств клиенту;
  • Оплата по кредиту;
  • Таможенный платеж;
  • Оплата в другую организацию;
  • Прочие расходы денежных средств и др.

Использование заявок на расходование ДС позволяет выполнить следующие задачи:

  • отразить потребность на денежные средства со стороны подразделений предприятия;
  • спланировать расход денежных средств, сформировать платежный календарь;
  • предотвратить несогласованные выплаты денег;
  • проконтролировать объем допустимых к расходу денежных средств.
Казначейство, Заявка на расходование денежных средств
Заявка на расходование денежных средств

Управление заявкой осуществляется при помощи соответствующих статусов документа.

Контроль целевого использования денежных средств

Предусмотрена возможность контроля лимита расходования денежных средств.

Для контроля за расходованием денежных средств предусмотрены различные инструменты, использование которых позволяет:
  • спланировать, сколько денег необходимо выделить на расходы того или иного подразделения;
  • установить объем доступных к расходованию денежных средств по каждой статье ДДС;
  • уменьшить объем расходов и произвести их контроль.

Контроль лимита расходования денежных средств может производиться как по предприятию в целом, так и по подразделениям и организациям.

Казначейство, Лимиты расходования денежных средств
Лимиты расходования денежных средств

Превышение лимитов контролируется при согласовании заявки на расходование денежных средств.

Если требуется осуществить расходование денежных средств сверх установленного для статьи ДДС лимита, данная потребность указывается при оформлении заявки на расходование денежных средств (в заявке устанавливается признак Сверх лимита).

Для контроля расхода денежных средств в соответствии с установленными лимитами предназначен отчет Лимиты расхода денежных средств, который показывает лимиты расходов, фактический расход и обеспечивает возможность определить, по каким статьям движения денежных средств есть превышение или лимит израсходован не полностью.

Учет наличных денежных средств

Наличные денежные средства учитываются кассовыми ордерами.

Использование рабочего места по работе с приходными кассовыми ордерами обеспечивает доступ к списку распоряжений на поступление денежных средств, что в свою очередь, упрощает работу в части формирования приходных кассовых ордеров с различными типами хозяйственных операций:
  • Поступление оплаты из кассы ККМ;
  • Поступление оплаты от клиента;
  • Поступление от другой организации;
  • Возврат оплаты от подотчетника;
  • Возврат оплаты от поставщика и др.
Казначейство, Оформление приходных кассовых ордеров
Оформление приходных кассовых ордеров

Для оформления операций выдачи наличных денежных средств доступно рабочее место Расходные кассовые ордера, в котором представлен список распоряжений на выдачу наличных денежных средств, являющихся источником данных для оформления расходных кассовых ордеров с различными типами хозяйственных операций, таких как:
  • Выдача ДС в кассу ККМ;
  • Выдача ДС подотчетнику;
  • Оплата поставщику;
  • Возврат оплаты клиенту и др.

Основаниями на выдачу денежных средств выступают заявки на расходование денежных средств, если заявки используются как инструмент планирования или объекты расчетов.

Инвентаризация наличных денежных средств. Для отражения процесса инвентаризации наличных денежных средств в кассах предприятия предусмотрен инструмент — Инвентаризация наличных денежных средств, использование которого позволяет:
  • отразить учетные и фактические остатки наличных денежных средств;
  • оформить излишки и недостачи наличных денежных средств.

По результатам проведения инвентаризации можно составить акт по форме ИНВ-15.

Учет безналичных денежных средств

Для работы с безналичными платежами предназначено универсальное рабочее место Безналичные платежи. За счет использования данного рабочего места обеспечивается отражение различных операций поступления и списания денежных средств с расчетных счетов организации. Также использование данного рабочего места позволяет подтвердить факт регистрации платежей в банковской выписке по расчетному счету (признак Проведено банком).

Казначейство, Безналичные платежи
Безналичные платежи

Для отражения поступления денежных средств на расчетный счет предназначены документы Поступление безналичных ДС, позволяющие отразить типовые операции:
  • Поступление оплаты от клиента;
  • Поступление от другой организации;
  • Сдача наличных в банк;
  • Погашение займа контрагентом;
  • Прочее поступление и др.
Казначейство, Поступление безналичных денежных средств
Поступление безналичных денежных средств

Списание денежных средств с расчетного счета оформляется документами Списание безналичных ДС с указанием соответствующей типовой операции:
  • Оплата поставщику;
  • Выдача подотчетнику;
  • Таможенный платеж;
  • Прочий расход;
  • Выдача займа контрагенту и др.
Казначейство, Списание безналичных денежных средств
Списание безналичных денежных средств

Обмен с банком. Программа наделена сервисом, использование которого обеспечивает:
  • передачу в банк в электронном виде платежных документов на безналичное перечисление денежных средств с расчетного счета организации;
  • обратный автоматический прием из банков выписок по расчетному счету.
Передавать в банк платежные документы позволяет использование следующих технологий:
  • обмен через файл «1С:Предприятие-Клиент банка». Платежные документы передаются в банк путем выгрузки платежных документов в файл и последующей загрузкой этих данных в модуль «Клиент-банка». Указание файлов выгрузки/загрузки не является обязательным, их можно уточнить в процессе обмена с банком;
  • «DirectBank» (прямой обмен данными) — более удобный и безопасный способ передачи платежных документов в банк. Подготовленные в системе платежные документы передаются в банк напрямую, без выгрузки платежных документов в файл и последующей загрузкой этих данных в модуль «Клиент банка». Преимущества технологии «DirectBank» (прямой обмен данными):
    • управление расчетными счетами непосредственно из «1С:Предприятия 8» без установки системы Клиент- Банк;
    • повышенный уровень безопасности — подписание электронных документов прямо в «1С:Предприятие 8»;
    • единый пользовательский интерфейс для управления всеми счетами, открытыми в разных банках;
    • отправка платежного документа и получение выписки из банка по одной команде пользователя.

Выгрузка платежных документов в банк и загрузка выписок из банка осуществляется в рамках рабочего места Безналичные платежи.

Расчеты с подотчетными лицами

В программе предусмотрена возможность вести учет денежных средств, выданных подотчетному лицу.

Поддерживаются варианты расчетов с подотчетными лицами с использованием как наличных, так и безналичных денежных средств.

В программе можно отразить следующие операции с подотчетными лицами:
  • закупка товарно-материальных ценностей;
  • оформление прочих и командировочных расходов.

Обоснованность расходов подотчетных лиц подтверждается оформлением документов Авансовый отчет, которые также позволяют проконтролировать сумму перерасхода и расхода выданных в подотчет денежных средств.

Казначейство, Авансовые отчеты
Авансовые отчеты

Контроль выданных подотчетному лицу авансов. Для комплексного анализа выданных подотчетному лицу денежных средств предназначены отчеты:
  • Контроль операций с денежными средствами:
    • контроль выданных подотчетному лицу авансов;
    • закупок через подотчетных лиц в разрезе целей;
    • перерасхода денежных средств подотчетным лицом.
  • Контроль операций с денежными средствами:
    • анализ суммы использованных и возвращенных подотчетным лицом авансов;
    • незавершенных операций с денежными средствами (безналичными/наличными);
    • рекомендации по дальнейшим требуемым действиям (Оформите авансовый отчет, Оформите выдачу подотчетнику и т.д);
    • контроль остатка задолженности — суммы, за которую подотчетное лицо должно отчитаться в указанный срок.
Казначейство, Контроль операций с денежными средствами
Контроль операций с денежными средствами

Управление взаиморасчетами

Подсистема взаиморасчетов отвечает за оценку состояния и анализ взаимных обязательств между предприятием и его контрагентами, она позволяет:
  • вести учет фактической и планируемой задолженности;
  • вести учет взаиморасчетов с детализацией до договора;
  • отражать операции взаимозачетов и списания задолженности;
  • формировать и согласовывать акты сверки взаиморасчетов;
  • анализировать состояние расчетов, выявлять просроченную задолженность.

Раздельный учет ведется по партнерам (управленческий учет) и контрагентам (регламентированный учет).

Обеспечивается несколько вариантов ведения взаиморасчетов:
  • По договорам — взаиморасчеты контролируются по договору в целом;
  • По заказам — для каждой оплаты указывается соответствие конкретному заказу;
  • По накладным — оплата оформляются в привязке к документам реализации (поступления) товаров.
Для анализа информации о текущем состоянии взаиморасчетов, сумме долга, сумме просроченной задолженности, суммах к оплате, суммах к отгрузке и к получению предусмотрены различные отчеты:
  • Ведомость расчетов с клиентами;
  • Задолженность клиентов;
  • Задолженность клиентов по срокам;
  • Сверка расчетов и др.
Казначейство, Задолженность клиентов
Задолженность клиентов

Контроль задолженности клиентов/поставщикам по срокам

Формирование отчетов по дебиторской и кредиторской задолженности возможно в разрезе различных интервалов задолженности.

Для формирования отчетов по кредиторской и дебиторской задолженности имеются следующие возможности:
  • использовать стандартный интервал задолженности, применяемый на предприятии;
  • либо задать собственные интервалы задолженности (неограниченное количество), в разрезе которых будут выводиться данные о дебиторской и кредиторской задолженности.
Для анализа информации о суммах дебиторской и кредиторской задолженности по интервалам задолженности предусмотрены следующие отчеты:
  • задолженность клиентов по срокам (дебиторская задолженность) — позволяет контролировать текущее состояние дебиторской задолженности и произвести анализ клиентов с наибольшей просроченной задолженностью в рамках интервала задолженности;
  • задолженность поставщикам по срокам (кредиторская задолженность) — позволяет контролировать текущее состояние кредиторской задолженности по поставщикам, размерам и длительности просроченной задолженности с разбивкой по интервалам долга;
  • досье партнера (только если вариант классификации задолженности один).

Предусмотрена возможность получения данных по задолженности поставщикам по срокам, задолженности клиентов по срокам в виде диаграмм или таблиц.

Проведение взаимозачетов и списание задолженности

Предусмотрена возможность отражения операций взаимного погашения дебиторской и кредиторской задолженности по нескольким партнерам.

При оформлении взаимозачета задолженности обеспечивается отражение различных операций:
  • взаимозачет между двумя клиентами (двумя поставщиками) в рамках одной организации — используется для зачета задолженности между двумя различными контрагентами (клиентами или поставщиками) по операциям, которые оформлены на одну организацию;
  • взаимозачет по операциям одного клиента (поставщика) — используется для зачета задолженностей одного контрагента (клиента или поставщика) по разным объектам расчетов в рамках одной организации;
  • взаимозачет с участием двух организаций для одного клиента (поставщика) — контрагент (клиент или поставщик) произвел оплату одной организации, а отгрузка товара произведена от имени другой организации;
  • зачет встречных обязательств (бартер) — используется для зачета задолженности контрагента как клиента и как поставщика.

Казначейство, Взаимозачет задолженности
Взаимозачет задолженности

Обеспечивается возможность отражения операций списания задолженности, возникшей в процессе оформления хозяйственных операций между организациями предприятия и ее клиентами или поставщиками.

Казначейство, Списание задолженности
Списание задолженности

Для отражения состояния взаиморасчетов между конкретной организацией и юридическим лицом партнера за определенный период времени можно использовать инструмент — Сверка взаиморасчетов. Сверку взаиморасчетов можно произвести с детализацией по партнерам и объектам расчетов.

Текущее состояние сверки взаиморасчетов контролируется соответствующими статусами документа.

Для анализа задокументированных сверок расчетов с клиентами и получения информации о том, есть ли расхождения между данными от клиента и «нашими» можно воспользоваться отчетом Сверка расчетов.

Казначейство, Сверка расчетов
Сверка расчетов

Учет кредитов, депозитов и займов

Для ведения учета по кредитам, депозитам и займам программа предлагает следующие возможности:
  • ввести начальные остатки по кредитным и депозитным договорам;
  • регистрировать кредитные и депозитные договора с учетом параметров погашения кредитов, начисления процентов и комиссий по каждому договору;
  • рассчитывать и отражать в информационной базе ежемесячные суммы комиссий и процентов по этим договорам;
  • вести график отчислений и начислений по кредитам и депозитам;
  • выполнять анализ обязательств по кредитным договорам.
Казначейство, Договор займа с ДК (Условия кредита или займа)
Договор займа с ДК (Условия кредита или займа)

Для формирования прогноза движения денежных средств поддерживается возможность вести учет по вариантам графиков.

Варианты графиков можно формировать как вручную, так и путем загрузки из внешнего файла в информационную базу.

Данные по графикам являются источником для формирования заявок на расходование денежных средств, начислений доходов и расходов по процентам и комиссии.

При оформлении начислений по кредитам, депозитам и займам можно отразить следующие операции:
  • начисления по кредитам и займам полученным;
  • начисления по депозитам;
  • начисления по займам выданным.
Казначейство, Начисления по кредитам и депозитам
Начисления по кредитам и депозитам

Для контроля данных по кредитам и депозитам можно использовать аналитические отчеты:
  • реестр договоров по кредитам и депозитам — позволяет проанализировать взаиморасчеты в рамках заключенных кредитных, депозитных договоров и займов;
  • план-фактный анализ оплат и начислений по договору — позволяет проанализировать отклонения по фактически произведенным оплатам и начислениям в рамках заключенных кредитных (депозитных) договоров с учетом комиссии.

ИС «Казначейство-клиент»

Информационные системы Комитета Казначейства состоят из Интегрированной информационной системы Казначейства (далее ИИСК) и Информационной системы «Казначейство-клиент» (далее ИС КК).

Интегрированная информационная система Казначейства является Системой, автоматизирующей бизнес-процессы Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и его территориальных подразделений.

Информационная система «Казначейство-клиент» является системой электронного документооборота Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан и территориальных органов казначейства с государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ, уполномоченными государственными органами, субъектами квазигосударственного сектора, субъектами государственных закупок (Клиент). Функционально ИС КК является компонентом интегрированной информационной системы казначейства (ИИСК), представляя фактически ее клиента и имея единую базу данных.

Цель

Целью создания Интегрированной информационной системы Казначейства является обеспечение эффективного управления Правительством Республики Казахстан и местными исполнительными органами государственными финансами, обязательствами, которое включает действенный контроль за исполнением государственного бюджета на всех уровнях.

Целью информационной системы «Казначейство-клиент» является повышение эффективности взаимодействия Казначейства с обслуживаемыми государственными учреждениями посредством предоставления современной, интегрированной и высокоэффективной информационной среды.

Задачи

На сегодняшний день Информационные системы Комитета Казначейства позволяет осуществлять основные этапы бюджетного процесса, а именно планировать лимиты расходов государственных органов власти на отчетный период, обеспечивать сбор доходов и их распределение, исполнять расходную часть бюджета, формировать отчетность о состоянии бюджетного процесса и итоговых результатах исполнения бюджета, позволяет контролировать бюджетный процесс, гарантирует взаимосвязанность всех элементов процесса и их непротиворечивость.

Также информационные системы Комитета Казначейства обеспечивают эффективное и своевременное управление Правительством и местными исполнительными органами финансовыми ресурсами, обязательствами, платежами и активами государства.

Преимущества системы

К ИС КК на 2020 год подключено 14 917 государственных учреждений, в том числе 473 субъектов квазигосударственного сектора, 658 субъект государственных закупок, и 2367 МСУ

В режиме реального времени осуществляют операции в информационной системе Казначейства, порядка 40 152 активных пользователей, которые производят процедуры зачисления и расходования средств государственного бюджета.

Факты: Количество обработанных (оплаченных) документов через систему ИС «Казначейство – клиент» по состоянию на 01.01.2021 года:
63 175 103 счетов к оплате;
51 537 операций в иностранной валюте;
3 085 749 заявок на регистрацию Гражданско- правовых сделок;
1 334 363 планов и справок изменений;
12 622 заявок по внешним займам и софинансированию;
905 476 платежных поручений;
544 528 платежных поручений субъектов квазигосударственного сектора;
84 176 платежных поручений субъектов государствнных закупок

Ежедневно проводятся в среднем 170 тысяч платежей. В конце месяца эти показатели удваиваются, т.к в этот период проводятся основные платежи государственными учреждениями (заработная плата, пособия, налоги и другие).

Так как основной задачей ИС КК является своевременное проведение финансовых операции, даже в условиях увеличения нагрузки на производительность системы, ИС «Казначейство – клиент» предоставляет возможность совместной работы в единой информационной среде Комитета казначейства. В режиме самообслуживания государственные учреждения заполняют электронные формы документов. После проверки, согласования и утверждения эти документы автоматически становятся доступны в интегрированной информационной системе Казначейства.

Благодаря ИС «Казначейство – клиент»:

  • выросла скорость обслуживания государственных учреждений;
  • снизились административные барьеры;
  • минимизирован «человеческий фактор»;
  • сократился расход бумаги
  • временные и транспортные затраты государственных учреждений также сократились.

Интеграция

В целях исключения повторного ввода электронных документов в Государственных учреждениях реализована интеграция с подсистемой «Бухгалтерский учет», «Бюджетная заявка» ИАИС «е-МИНФИН».

В 2016 году введена в опытную эксплуатацию интеграция Информационной системы «Казначейство – клиент» с Автоматизированной интегрированной информационной системой «Электронные государственные закупки» (АИИС «ЭГЗ»).

Интеграция АИИС «ЭГЗ» с Информационной системой «Казначейство – клиент» позволила структурировать данные о каждой сделке, совершенной в рамках государственных закупок, и обеспечить оперативное получение данных о платежах по договорам. Таким образом, значительно расширив возможности для анализа сделок.

Интеграция с Информационной системой по приему и обработке электронных счетов-фактур, и Информационной системой «Централизованный унифицированный лицевой счет (ИС ЦУЛС Налогового Комитета МФ РК)» позволяет оперативно принимать счета-фактуры с ИС ЭСФ и платежные поручения с ИС ЦУЛС для исполнения в Казначействе.

Предоставляя государственным органам достоверную и своевременную финансовую информацию для принятия решений, информационная система Казначейства является основой для эффективного управления государственными финансами.

ИС «Казначейство – клиент» обеспечит контроль исполнения бюджетных процедур на всех бюджетных уровнях и этапах бюджетного процесса, в том числе местных бюджетов и исполнительных органов.

Ищете лучшее решения для финансового учета?

Сегодняшние предложения на рынке информационных продуктов для бизнеса способны удивить своим разнообразием! Однако эффективностью решения актуальных задач финансового учета, планирования и управления большинство похвастаться не могут.

Очень многие программы имеют не лучший интерфейс, ограниченный перечень возможностей и плохую совместимость с другими продуктами. Именно поэтому компания «Первый Бит» рекомендует обратиться к профессионалам и оценить все преимущества полнофункционального решения для автоматизации финансового учета БИТ.ФИНАНС: Проф!

БИТ.ФИНАНС: Проф — самый полный набор функций для автоматизации финансового учета

Программное решение БИТ.ФИНАНС: Проф от других продуктов в первую очередь отличается многофункциональностью, поскольку позволяет решать самый широкий спектр задач из сферы:

  • финансового учета и отчетности;
  • бюджетирования, управления бюджетами и затратами;
  • казначейства и контроля над фактическим расходованием денежных средств.

Программный продукт БИТ.ФИНАНС: Проф идеально подходит для решения задач, связанных с бюджетированием, в частности для формирования БДР, БДДС, ББЛ. Кроме того, в сравнении с версией БИТ.ФИНАНС: Проф, в профессиональном варианте имеется дополнительная опция: применяется бюджетный план счетов, который дает возможность сводить прогнозный баланс. Также отличительной особенностью решения БИТ.ФИНАНС: Проф являются расширенные возможности для настройки отчетности: есть возможность формирования БДР (бюджет доходов и расходов) и операционных бюджетов.

Архитектура и функционал решения на базе БИТ.ФИНАНС: Проф

Структурно решение на базе продукта БИТ.ФИНАНС: Проф состоит из 3 блоков:

  1. Блок Бюджетирование
  2. Блок Регламентированный учет (на базе 1С:Бухгалтерия 8, 1С:Бухгалтерия 8 КОРП, 1С:Комплексная автоматизация 8 или 1С:Управление производственным предприятием 8).
  3. Блок Казначейство и договора.

Документ Заявка на расходование денежных средств предназначен для согласования платежей

В блоке «Бюджетирование» реализована бюджетная модель предприятия, состоящая из плановой и план-фактной части. Плановая часть содержит формы для ввода бюджета, выполнения бюджетных операций, актуализации и корректировки бюджетов, установки бюджетных лимитов. В план-фактной части формируются: баланс, бюджет денежных ресурсов, бюджет движения денежных средств, осуществляется коэффициентный анализ, формируются фактические бюджеты и прочие отчеты.

Документ Форма ввода бюджета предназначен для формирования плановых данных по бюджетам

В блоке «Регламентированный учет» осуществляется ведение учета на основании первичных документов, движения средств по банку и кассе, формируются стандартные и регламентированные отчеты.

В блоке «Казначейство и договора» ведутся заявки на расходование и движение денежных средств, на основании заключенных с контрагентами договоров формируются графики платежей, осуществляются проверки по лимитам и условиям договоров. Все это позволяет осуществлять согласование платежей, создавать реестры платежей, соответствующие платежные и кассовые документы, а также формировать необходимые отчеты.

Инструменты казначейства

На что способен БИТ.ФИНАНС: Проф?

Программный продукт БИТ.ФИНАНС: Проф способствует решению следующих задач:

  • формирование мастер-бюджетов (БДДС, БДР, ББЛ);
  • централизованное управление платежами — для предприятий с любой сложностью организационной структуры;
  • проведение план-фактного анализа в разрезе доходов и затрат;
  • автоматизированный контроль текущих платежей;
  • автоматизированное многоступенчатое согласование и визирование всех платежных документов.

Внедряем БИТ.ФИНАНС.Проф: что на выходе?

Благодаря внедрению профессионального решения БИТ.ФИНАНС: Проф для автоматизации казначейства и бюджетирования предприятие получает в свое распоряжение:

  • полностью автоматизированную систему для управленческого учета и бюджетирования;
  • возможность моментально формировать необходимую отчетность по платежам и бюджетам;
  • полностью автоматизированную систему контроля над каждым платежным документом, исключающую возможность нецелевого расходования средств;
  • автоматизированный платежный календарь;
  • возможность многопользовательской работы;
  • отказ от MS Excel.

Итак, вы ищете профессиональный и многофункциональный продукт, который позволит выстроить на вашем предприятии систему бюджетирования и казначейства? Думаем, что вы его нашли! Решение на базе БИТ.ФИНАНС: Проф — это комплексная автоматизация и переход на качественно новый уровень всей системы бюджетно-финансового управления вашей компании.

Смело задавайте нашему менеджеру любые вопросы по функциональности, архитектуре, сферам применения и задачам, решаемым программой БИТ.ФИНАНС: Проф. Если вы хотите на практике ознакомиться с возможностями нашего продукта, мы готовы бесплатно предоставить его демо-версию!

Рогов Сергей
Компания RG-Soft

Об авторе: Рогов Сергей – сертифицированный специалист 1С в области программирования, управленческого и оперативного учета. Специалист в области построения бухгалтерского учета и учета по МСФО, по методологии подсистемы «Управление производством» в прикладных решениях на платформе «1С:Предприятие 8. Руководитель ряда крупных проектов по автоматизации Российских и транснациональных корпораций.

I. Ключевое подразделение предприятия

Управление денежными потоками, кредитными и финансовыми рисками, обеспечение ликвидности – важнейшие процессы, от которых зависит эффективность деятельности любого предприятия — это функции его ключевого подразделения, именуемого казначейство. Финансовое управление предприятием, осуществляемое казначейством, имеет целью расчет необходимого количества денежных средств и определение временных промежутков, в которые ожидается их дефицит или профицит. Это позволяет использовать ресурсы компании рационально, заблаговременно планировать доходы и расходы, предупреждать всевозможные критические ситуации. Поэтому столь важные обязанности на крупных предприятиях выполняет целый отдел и выполняет, используя определенное программное обеспечение. Как вариант автоматизации казначейской деятельности российские предприятия используют электронные базы данных MS Access или таблицы MS Excel, связанные с программами «банк – клиент» и системами бухгалтерского учета. Ошибки в файлах, недостаточная защищенность, двойной ввод информации, сложность одновременного использования файлов, частая потеря информации, недостаточный для задач казначейства функционал и затраты времени и денег на интеграцию сопровождают эти программные продукты всегда. Другими причинами отказа от этих способов может быть увеличение казначейских операций, количество которых будет все сложнее отразить в вышеуказанных программах, а так же повышение детализации отчетности. Проще говоря, в долгосрочной перспективе у развивающегося предприятия такая система автоматизации казначейства свои задачи корректно выполнять не будет. Но также казначейство может использовать в качестве программного обеспечения специализированно разработанную для этого программу. Множество зарубежных инструментов автоматизации казначейской деятельности ( Treasury SAP R/3, CF/ Cash and Treasury Master и другие) отличаются неприспособленностью к российскому рынку, проблемами, связанными с интеграцией и само собой высокой ценой лицензии. Есть ли альтернатива?

II. «1с: Предприятие» как лекарство от проблем интеграции

Действительно, в последнее время все больше предприятий различных форм собственности выбирают в качестве своей автоматизированной системы управления предприятием (далее АСУП) «1с: Предприятие». А спектр разработанных решений на платформе 1с для различных типов хозяйственности деятельности постоянно растет. Используете ли вы 1с? Если да, то тогда можно вас поздравить – ваше предприятие одно из более чем миллиона предприятий, выбравших этот продукт. При всех достоинствах этого решения не существует типовой конфигурации «1с: Предприятие: Казначейство», а во всех типовых конфигурациях («Бухгалтерия», «Управление Торговлей», «Управление Производственным Предприятием») отсутствует выделенный блок для казначейства, хотя некоторые функции автоматизированы в рамках этих систем. А имело бы смысл наличие отдельной подсистемы или конфигурации. Хотя бы для того, чтобы избежать проблем интеграции с другими программами и для того, чтобы собрать воедино функции стандартных конфигураций в блок казначейства, дополнив его. Но прежде чем рассмотреть место казначейства в программе, необходимо понять, как в большинстве случаев выглядит АСУП предприятия.

III. Общая концепция АСУП

Автоматизация деятельности казначейства предприятия имеет смысл при достаточно высоком уровне автоматизации остальных процессов предприятия, особенно соприкасающихся с казначейством. Поэтому не имеет смысла автоматизировать казначейство, не внедрив или не закончив внедрение самой АСУП. Основными целями внедрения АСУП являются создание единого информационного пространства и автоматизация, оптимизация процессов учета. АСУП условно разбивается на два блока:

    • КУБД – консолидированная управленческая база данных, включающая в себя информацию по всем юридическим лицам и весь необходимый набор аналитик
    • Бухгалтерские базы данных – независимые базы, предназначенные для ведения бухгалтерского и налогового учета отдельно по каждому юридическому лицу

Информация поступает в АСУП следующим образом:

    • Часть информации вносится через КУБД, что обеспечивает необходимый набор аналитических признаков.
    • Часть информации вносится через бухгалтерию, а затем поступает в КУБД, где происходит дальнейшее расширение аналитики

Соответственно ежедневно осуществляется синхронизация данных между бухгалтерскими базами и КУБД (по запросу обмен может выполняться в режиме on- line), чтобы эти 2 части системы не существовали порознь.

Рисунок 1. Схема взаимодействия управленческой базы данных (УБД) с бухгалтерскими базами.

IV. Ожидаемый эффект

Допустим, на предприятии работает информационная система, в которой отражаются различные бизнес-процессы организации. Имеет смысл дополнять систему целым блоком или использовать отдельную программу? Если казначейство выделено как элемент организационной структуры, то имеет смысл и использовать для этого подразделения собственную программу, связанную с основной информационной системой. А если такого подразделения нет или функции казначейства при небольших объемах операций выполняет один человек, то имеет смысл встроить подсистему в основную информационную систему.

Резонный вопрос — а что получит предприятие от автоматизаций функций казначейства? Каков ожидаемый эффект от внедрения АСУП в казначействе? Само собой, основная цель — оптимизировать процессы

    • Внесения заявок
    • Ввода платежных поручений
    • Отражения фактических данных в разрезе бюджетного классификатора

Так же предприятие получит оперативность внесения и обработки платежных документов, например, прямым эффектом от внедрения будет снижение зависимости от проведения документов по бухгалтерскому учету. И плюс ко всему исключение дублирования операций, сокращение ручного труда. Это самые простые преимущества, полученные от автоматизации казначейства, остальные же определяются набором функций казначейства, подлежащих реализации.

V. Финансовое управление на экране монитора

Реализовав наиболее распространенные функции казначейства, совместив их со стандартными механизмами типовых конфигураций «1с: Предприятие», компанией » RG- Soft” было разработано решение для автоматизации казначейства предприятий, отвечающее современным требованиям бизнеса. Основные операции и документы этой подсистемы:

— Регистрация платежных заявок

— Утверждение сумм к оплате

— Формирование платежных документов

— Интеграция программы «Клиент-банк» и 1С

— Регистрация фактических платежей

— Формирование отчетов (Выписка банка, Бюджет Юр. Лица, Сводный реестр платежей)

Функции казначейства собраны в единый блок, предназначены для отдельного подразделения или человека, имеют собственный интерфейс:

Рисунок 2. Интерфейс сотрудника казначейства

Рисунок 3. Схема документооборота блока управления казначейством

Следует отметить, что все решения автоматизации казначейства направлены на реализацию различных функций казначейства и на различный уровень операций. Некоторые охватывают операции рядовых пользователей системы, в других реализованы управленческие задачи. На российском рынке отсутствуют решения, охватывающие весь спектр функции казначейства. Выбор подлежащих автоматизации процессов за клиентом, а уж в эффективности автоматизации этого ключевого подразделения сомневаться не приходиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *