Капитальный ремонт лифта в многоквартирном доме

Жизненно важная необходимость — капитальный ремонт лифтов: что это такое, кто оплачивает, а также перечень работ по замене лифтового оборудования

Когда ремонт капитальный, а не текущий?

Так что такое капитальный ремонт лифта? 21.07.2007 г. №185-ФЗ постановил, что лифт относится к общему имуществу, которым пользуются все, кто проживает в МКД – и владельцы квартир, и арендаторы, и те, кто пользуется площадью не для проживания.

Немаловажно понимать, что платить за капремонт лифтового оборудования должны даже те, кто занимает квартиры на 1-м этаже.

При нерабочем лифтовом оборудовании как узнать, какой из видов ремонта потребуется? Без знания законов трудно определить черту, отделяющую объем капитального ремонта от текущего.

Входит ли замена лифта в капитальный ремонт? Федеральный закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ разъясняет, что в отношении лифтового оборудования должен быть документ о признании этого оборудования непригодным к эксплуатации. Такая бумага должна содержать перечень неисправностей и вывод о состоянии всего комплекса лифтовой оснастки, включая собственно оборудование и шахту лифта. Только в таком случае ремонт лифта относится к капитальному ремонту.

Появлению такой бумаги должно предшествовать тщательное обследование всех систем и механизмов лифта, причем квалифицированными лицами, в присутствии представителей УК или ТСЖ, а также активной группы инициативных представителей жильцов, небезразличных к судьбе общего имущества дома и своих собственных денежек. Лучше всего заказать техническую экспертизу состояния вертикального подъемника и шахты, тогда результат экспертизы будет обоснованием для определения категорийности ремонта и объема предстоящих работ и затрат. Только так вы сможете увидеть в своем доме капитальный ремонт — замена лифта.

Лифтовое оборудование, трудящееся почти беспрерывно, подвергается постоянным нагрузкам, при этом различные узлы и детали претерпевают неравнозначное изнашивание в силу разной интенсивности работы.

Важно! Лифт в целом может потребовать капремонта в период от 4-х до 15-ти лет эксплуатации, но отдельные элементы нужно будет менять чаще, в процессе текущих ремонтов.

Чтобы все прошло гладко, лучше заключить договор на капитальный ремонт лифта.

Срок проведения и время выполнения работ

Общее собрание жильцов – собственников под протокол должно большинством голосов принять решение о необходимости проведения капитального ремонта лифтов (ч.1 ст. 189 ЖК РФ).

Не позже, чем за 6 мес. до начала года, в котором запланировано проведение капремонта региональной программой, собственникам квартир должно быть представлено предложение о проведении ремонта с предоставлением сметы, объемов, сроков одним из представителей:

  • УК или ТСЖ;
  • регионального оператора, если средства накапливаются на его счете.

На рассмотрение этого предложения владельцы квартир имеют срок в 3 месяца, в течение которых выражают письменное согласие, принятое, опять же, общим собранием. Подписывает все документы от имени собственников квартир их уполномоченный представитель. Если собственники не пришли к единому мнению или собрание не состоялось, тогда срок назначается в соответствии с разработанной региональной программой.

Продолжительность работ зависит от сложности, трудоемкости и объема работ, исполнитель составляет график их производства, увязывая технологическую последовательность операций.

Справка: если в подъезде лифтов два, то недопустимо одновременное прекращение работы сразу двух подъемников, а только последовательное.

Какие работы предусмотрены

Объем работ определяется результатом экспертизы, и может быть вынесено решение о необходимости замены или ремонта ряда узлов, механизмов, элементов, а если эти операции выполнять нерационально, то логично сразу произвести замену отработавших свой срок лифтов на новые.

Предложение об этом может сделать только аккредитованная компания на основании своих расчетов и смет, а окончательное решение – за УК и собственниками.

Обычно капитальный ремонт лифтов — перечень работ включает:

  • обследование шахты и механизмов, узлов лифта;
  • составление проекта;
  • строительные работы;
  • демонтаж и установку новых узлов или всего лифта;
  • электроработы;
  • автоматизацию, диспетчеризацию;
  • подготовку документации и проведение необходимых согласований;
  • пусконаладочные работы;
  • передачу в эксплуатацию.

Каждый случай уникален, так что единого рецепта не существует, как реанимировать подъемник быстро и недорого.

Капитальный ремонт лифтового оборудования: за чей счет производится?

Жилищный кодекс ст. 154 дает полный и однозначный ответ, кто оплачивает капитальный ремонт лифта, а кто организовывает и контролирует ход ремонтных работ. Если жилые помещения принадлежат собственникам, то в п. 2 ч. 2. ст. 154 указано, что оплату производят именно владельцы квартир, деньги аккумулируются за счет платы за капремонт.

Когда жилье занимает арендатор, то средства выделяет наймодатель (п. 1 ч. 2. ст. 154).

Выходит, что если граждане проживают в квартирах по договорам соц. найма, то деньги на капремонт лифтов вносятся муниципалитетом. Средства, вносящиеся жильцами, могут накапливаться на специальном счете, открытом ТСЖ, или на счете регионального оператора.

Если накопленных денег к моменту начала ремонта лифтов недостаточно, то можно воспользоваться кредитом. Региональный оператор имеет возможность перераспределить средства, позаимствовав собранные жильцами других домов, с последующим возвратом взятых сумм.

Как затребовать принудительно?

Капремонт общего имущества, к которому относятся и лифты, можно затребовать провести раньше тех сроков, которые утверждены региональной программой.

Это возможно, если средства накапливаются на собственном специальном счете ТСЖ. Должно быть проведено собрание владельцев квартир, большинство голосов которых отдано в пользу как можно более быстрого проведения работ.

Протокол собрания с письмом должен быть направлен региональным властям. Если средств собрано мало, то придется в срочном порядке решать, на сколько повысить ежемесячный платеж, или срочно брать кредит, чтобы работы были обеспечены материально.

О том, куда обращаться, если дома потребовался досрочный капитальный ремонт, рассказывается в отдельной статье.

Без лифта в МКД жизнь для большинства жильцов осложняется, поэтому нужно следить, чтобы оборудование поддерживалось в рабочем состоянии. Если же пришло время, то придется тряхнуть кошельком, ведь капитальный ремонт лифта — это возможность вернуть полную комфортность пользования общим имуществом дома.

МКД может потребоваться не только ремонт лифтов, но и капитальный ремонт других инженерных сетей, а также фасадов и иных частей здания. Читайте о том, каковы порядок и периодичность проведения ремонтных работ, как узнать, когда они будут происходить и как формируется фонд.

Полезное видео

Если вы планируете капитальный ремонт лифта, вам будет интересен опыт других жильцов, о чем вы можете посмотреть на видео ниже:

Блог

Лифт является общим имуществом многоквартирного дома (далее-МКД). Соответственно, любая его поломка – головная боль управляющего МКД.

Следует отметить, что среди «изобилия» общего имущества, лифт является важным помощником в жизнедеятельности жителей дома и сроки с последствиями его неисправности жёстко регламентированы действующим законодательством РФ.

В соответствии с п.4.4.5 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-042004 (утв. Госстроем РФ) для технического обслуживания, капитального ремонта и модернизации лифтов организация, обслуживающая жилищный фонд может привлекать специализированную организацию по лифтам, располагающую техническими средствами и квалифицированными специалистами.

На основании п.16 Приложения № 7 Правил № 170 (Постановление Госстроя от 27 сентября 2003 года) в перечень работ, относящихся к текущему ремонту, входит замена и восстановление элементов и частей элементов специальных технических устройств, выполняемые специализированными предприятиями по договору подряда с собственником (уполномоченным им органом) либо с организацией, обслуживающей жилищный фонд, по регламентам, устанавливаемым заводами-изготовителями либо соответствующими отраслевыми министерствами (ведомствами) и согласованными государственными надзорными органами.

Таким образом, в настоящее время управляющие организации (далее по тексту -УО) заключают договора со специализированными организациями, однако многие УО при поломке пассажирских (грузовых) лифтов не находят верный алгоритм действий в случае такой «беды».

Так что всё-таки делать УО, если лифт стал небезопасным для перевозки граждан либо просто стал неисправен, а, также в случае отсутствия у управляющего денежных средств на его срочный ремонт?

Прежде советуем обратить внимание на пункты договора со специализированной организацией по обслуживанию лифтов, где обычно указаны сроки замены деталей. Следует учесть, что такие организации имеют некий «ремонтный запас» в размере 2-3 процентов (к примеру, на ремонт 3 лифтов из 100).

Учитывая вышеизложенное, имея на руках совместный акт со специалистами лифтовой организации, следует направить письменное обращение в лифтовую организацию с целью устранения неполадки.

Работами, необходимыми для устранения неисправности лифта, может являться как замена (к примеру) подшипника редуктора, требующего минимальных затрат, так и полная замена самого редуктора, вышедшего из строя. Таким образом, существует вероятность наладки вышедшего оборудования специализированной организацией, с которой всё-таки не случайно у управляющих МКД заключен специализированный договор.

В случае получения отрицательного ответа об устранении неисправности от лифтовой организации (вероятней всего, по причине необходимости вложения значительных средств на ремонт), на его основании после его получения можно провести общее собрание собственников помещений МКД о финансировании замены части лифта, вышедшего из строя. В данном случае на УО работает статья 210 ГК РФ (собственник обязан содержать своё имущество).

В расходах на содержание лифтового оборудования участвуют все собственники независимо от расположения их помещений в доме, т.к. данные расходы не являются расходами за пользование лифтами как средствами транспортировки граждан и грузов (Письмо Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 № 6177-АД/14, определение ВС РФ от 20.04.2016 года № 117-АПГ16-2).

На основании Определения Конституционного суда РФ от 22 декабря 2015 года № 3026-О:

«…Часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системной связи с другими нормами данного Кодекса, в том числе с частью первой его статьи 39, согласно которой собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, и с частью первой его статьи 156, согласно которой плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства, а также с учетом специфики договора управления многоквартирным домом (часть 2 статьи 162), направлена на поддержание указанного имущества в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, предусматривает определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации, основанных, в соответствии с требованиями пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491), на оценке характеристик данного дома (состава, конструктивных особенностей, степени физического износа, технического состояния, геодезических, природно-климатических условий расположения и т.д.).

Таким образом, часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации не предполагает возложение на управляющую организацию бремени содержания чужого имущества и, исходя из фактических обстоятельств дела ООО «Управляющая компания «Жилищное хозяйство», которыми не подтверждается возникновение у заявителя убытков вследствие недофинансирования собственниками помещений в многоквартирном доме деятельности по содержанию принадлежащего им имущества, не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы заявителя в указанном им аспекте».

Вышеперечисленные советы могут помочь УО лишь в случае оперативных действий и отсутствии:

а) дела об административном правонарушении;

б) предписания контролирующего органа.

В случае длительного времени неисправности лифта у УО существуют следующие риски.

Пункт 3 Правил содержания лифтов (утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743) прямо указывает на управляющую организацию как на «владельца объекта», то есть лифта, и именно его обязывает к ряду необходимых мер. Аналогичные положения содержатся в п.5.10.2 Правил технической эксплуатации жилья (утв. постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170): управляющая организация — это эксплуатирующая организация. И хотя определенную часть соответствующих «лифтовых» работ может выполнять только специализированная организация, (п.5.10.1 Правил технической эксплуатации жилья), однако именно управляющая организацияотвечает за соответствие лифтового оборудования требованиям ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» и ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», и именно она будет наказана, если в работе лифтов обнаружатся неисправности (постановления ВС РФ от 27.03.2018 № 25-АД18-2, Одиннадцатого ААС от 22.03.2019 года № 11АП-1050/1, Шестого ААС от 29.08.2017 года № 06АП-3992/17, Девятого ААС от 29.08.2016 года № 09АП-36508/16). Если ранее управляющая организация в подобной ситуации привлекалась по ст.14.43 КоАП РФ (нарушение требований технических регламентов), то с 06 марта 2019 года ответственность может наступать по ст.9.1.1 КоАП РФ (Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов; за простое нарушение требований — штраф до 40 тыс. руб, а за нарушение с угрозой жизни и здоровью — штраф до 350 тысяч рублей или приостановление деятельности).

Пример судебной практики:

Решением Звенигородского городского суда Московской области от 20 февраля 2017 г. по делу № 12-27/2017 управляющая организация привлечена к административной ответственности за остановку работы пассажирского лифта. Суд посчитал, что у управляющей организации имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но ей не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следует отметить, что пунктом 6 Правил от 13.08.2006 года № 491 определены случаи снижения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений. К таким отнесено оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. В данном случае у УО может возникнуть обязанность по производству перерасчета.

Данный факт также подтверждает судебная практика:

Поскольку в состав платы за содержание и ремонт общего имущества входит, в том числе плата за содержание лифта, указанная плата подлежит перерасчету. (Решение Арбитражного суда Костромской области от 11 апреля 2016 г. по делу № А31-981/2016).

Статью о перерасчете за простой лифтов можно прочесть .

Учитывая вышеизложенное, доверительные отношения со специализированной организацией могут помочь УО в оперативном ремонте части устройства лифта.

Если у УО есть возможность в кратчайшие сроки провести общее собрание собственников помещений в МКД, в котором сломался лифт, по вопросу финансирования наладки лифта. В случае решения собственников об отказе в финансировании замены части лифта для его ремонта (отсутствие кворума), УО необходимо будет самостоятельно устранить неполадки, а затем выходить с иском в суд к собственникам помещений МКД о взыскании данных расходов управляющей организации на следующем основании:

В «проблемных» домах, изобилующих жалобами собственников их помещений ремонт необходимо сделать как можно быстрее. Не следует забывать, что ремонт неработающих лифтов в многоквартирных домах должен быть произведён в течение 24 часов.

Лишь отсутствие в населенном пункте необходимой детали, официальные документы о сроках её доставки, ответ специализированной (лифтовой) организации о дорогостоящем ремонте, наличие второго лифта в доме (как возможность осуществления транспортировки грузов и людей) могут «смягчить» наказание УО за несвоевременный ремонт лифта.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на закрытый раздел форума. Вся необходимая информация .

Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Новости ЖКХ

В данной статье рассмотрим ситуацию, когда в неисправность пришло оборудование в МКД, которое требует капитального ремонта, а собственники своевременно не проводят общее собрание для голосования по данному вопросу. А также возможные действия управляющей организации для минимизации рисков здоровью жильцов, и судебную практику по данному вопросу.

В п. 7.6.2. ГОСТ Р 55964-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 06.03.2014 N 93-ст), приведен состав работ, выполняемых при капитальном ремонте лифта (работ капитального характера), в который входят ремонт или замена одного или нескольких узлов (составных частей), в т.ч. лебедки главного привода и ее составных частей: редуктора, червячной пары, тормоза, отводного блока, моторной или редукторной полумуфт; электродвигателя лебедки главного привода; канатоведущего шкива лебедки главного привода, барабана трения; оборудования гидропривода (гидроагрегата, гидроцилиндра, трубопроводов); привода дверей кабины и его составных частей: редуктора, электродвигателя, балки привода дверей; постов управления; кабины и ее составных частей: рамы кабины, рамы пола, щитов купе кабины, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии) грузовзвешивающего устройства; дверей шахты, кабины и их составных частей: створок, порогов, замков, верхних балок дверей; шкафа управления и его составных частей: электронных плат, трансформаторов; преобразователя частоты и его составных частей: силового модуля, сетевого фильтра, тормозного резистора, электронных плат; натяжного устройства уравновешивающих канатов; ограничителя скорости в сборе, шкива ограничителя скорости, натяжного устройства ограничителя скорости; ловителей; противовеса и его составных частей: рамы противовеса, подвески в сборе, отводных блоков (при наличии); разводки проводов по машинному помещению, шахте и кабине; подвесного кабеля; тяговых элементов; уравновешивающих канатов, цепей; каната ограничителя скорости; буфера.

Объем работ по замене или ремонту составных частей лифта определяется по результатам периодического технического освидетельствования и (или) в ходе проведения технического обслуживания лифта.

Капитальный ремонт лифта не входит в состав работ по техническому обслуживанию лифта и проводится специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание и ремонт этих лифтов по отдельным договорам.

Из положений ГОСТ Р 55964-2014 следует, что если сломался какой-либо из элементов (узлов), перечисленных в п. п. 7.6.2. указанного стандарта, то работы по замене или ремонту такого элемента (узла) относятся к капитальным.

В связи с этим у управляющей организации возникает вопрос – можно ли провести капитальный ремонт лифта (лифтового оборудования) за счет средств текущего ремонта или целесообразнее изыскать для такого ремонта собственные средства, а затем взыскать их в качестве неосновательного обогащения с регионального оператора, если фонд капитального ремонта формируется на его счете.

Что касается возможности использования средств текущего ремонта для проведения капитального ремонта, то на наш взгляд, без принятия собственниками помещений соответствующего решения и без внесения изменений в договор управления, такая возможность у управляющей организации отсутствует ввиду следующего:

Частью 1 ст. 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В ч. 2 ст. 154 ЖК РФ определена структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме. Эта плата включает в себя:

  1. плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

  2. взнос на капитальный ремонт;

  3. плату за коммунальные услуги.

Таким образом, в структуре платы выделены такие самостоятельные составляющие как плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за текущий ремонт, и плата за капитальный ремонт в виде взносов.

Каждая из указанных видов плат является источником финансирования соответствующих работ и носит целевой характер, т.е. должна быть использована на оплату того вида работ, в отношении которых ее размер установлен.

Как указано в п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 (далее ПП ВС РФ №22), перечень конкретных работ и услуг, выполняемых за счет платы за содержание жилого помещения, условия их оказания и выполнения, а также размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество или кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (пункт 5 части 2 статьи 44, часть 7 статьи 156 ЖК РФ).

Размер платы за содержание жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, о чем прямо указано в п. 35 Правил №491.

Перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения являются в соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ существенными условиями договора управления.

Из изложенного следует, что размер платы за содержание жилого помещения, включающий в себя плату за текущий ремонт, определяется на общем собрании собственников помещений с учетом соблюдения принципа его соразмерности утвержденному собственниками помещений перечню, объемам и качеству услуг и работ, в т.ч. по текущему ремонту, и указывается в договоре управления многоквартирным домом.

Согласно п. 16 и п. 17 ПП ВС РФ №22 размер платы за содержание и текущий ремонт не может устанавливаться произвольно и не может быть изменен управляющей организацией в одностороннем порядке. Перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являясь существенным условием договора управления, также не может изменяться в одностороннем порядке управляющей организацией, если иное не установлено в условиях договора управления многоквартирным домом.

Следовательно, полученные управляющей организацией средства на проведение текущего ремонта должны быть использованы по целевому назначению – на проведение работ по текущему ремонту тех видов, в том объеме и в те сроки, которые предусмотрены договором управления многоквартирным домом.

Взносы на капитальный ремонт также носят целевой характер и могут расходоваться только в том порядке, который урегулирован разделом IX ЖК РФ и предусматривает принятие собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта с учетом предложения лица, управляющего многоквартирным домом.

В ч. 2 ст. 189 ЖК РФ указано, что собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.

Согласно пп. г) п. 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта, в том числе по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме, и доводить их до сведения собственников помещений в многоквартирном доме в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, управляющая организация, выявившая необходимость проведения капитального ремонта лифта, должна сформировать предложение для собственников помещений, содержащее информацию, необходимую для принятия собственниками помещений решения о проведении капитального ремонта (состав информации, подлежащей отражению в таком решении приведен в зависимости от способа формирования фонда капитального ремонта в ч. 5 и ч. 5.1 ст. 189 ЖК РФ) и инициировать проведение общего собрания собственников помещений с соответствующей повесткой дня (такое право ей предоставлено ч. 7 ст. 45 ЖК РФ).

В качестве источника финансирования проведения работ по капитальному ремонта лифта в сроки, более ранние, чем предусмотрено региональной программой проведения капитального ремонта, могут быть дополнительные средства, уплачиваемые собственниками помещений с последующим зачётом таких средств путем освобождения собственников от уплаты взносов на капремонт в будущих периодах в пределах потраченной суммы (при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора), а также средства фонда капитального ремонта, формируемого на специальном счете при условии их достаточности для проведения капитального ремонта лифта в более ранние сроки или при условии уплаты собственниками помещений взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса.

Если собственники помещений не соберутся на общее собрание по вопросу проведения капитального ремонта лифта ранее срока, предусмотренного региональной программой, а обращение управляющей организации в уполномоченный орган для целей актуализации такой программы путем внесения в нее (и в краткосрочный план ее реализации) изменений из-за неотложности проведения работ по капитальному ремонту лифта не даст быстрых результатов, то можно рассмотреть такой вариант действий, которые предприняла управляющая организация из Екатеринбурга (см. Дело № А60-63605/2017)

Эта управляющая организация выполнила работы по капитальному ремонту лифта (замену каната ограничителя скорости) за собственный счёт, а затем обратилась в суд за взысканием потраченных денежных средств с регионального оператора, который отказался в добровольном порядке возместить расходы на проведение ремонтных работ по восстановлению работоспособности лифтового оборудования, поскольку срок их проведения по региональной программе был определен 2036-2038 гг., и для переноса сроков необходимо общее собрание собственников данного многоквартирного дома, которое не состоялось.

Как указано судом, «начиная с 2014 г. управляющая компания не вправе собирать денежные средства по статье «капитальный ремонт» поскольку данное право в силу положений ст. 180 ЖК РФ относится к компетенции Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.

Однако, несмотря на то, что работы по замене каната ограничителя скорости являются работами капитального характера, управляющая компания в целях надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, учитывая неотложный характер данной поломки, осуществило замену указанного лифтового оборудования, также управляющая компания не выбрана в качестве владельца спец. счета для формирования фонда капремонта. Учитывая, что денежные средства, поступающие от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, не могут быть использованы в целях финансирования работ по капитальному ремонту, в связи с чем, указанные работы управляющая компания провела за свой счет».

Поскольку между управляющей организацией и региональным оператором отсутствуют договорные отношения, отсутствуют и основания для зачёта взаимных требований, связанных с содержанием общего имущества собственников многоквартирного дома. В связи с этим управляющая организация обратилась в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения с регионального оператора.

Арбитражный суд Свердловской области Решением от 23 марта 2018 года удовлетворил требования управляющей организации в полном объеме.

17 ААС своим Постановлением № 17АП-6280/2018-ГК от 31.05.18 отменил решение суда первой инстанции и отказал управляющей организации в удовлетворении ее требований к региональному оператору, ссылаясь на то, что «судом не учтены положения, касающиеся организации капитального ремонта, введенные законодателем в разделе IX ЖК РФ, при этом, основания для вывода о том, исполнитель коммунальных услуг по своему усмотрению вправе изменять сроки проведения капитального ремонта, закрепленные в Региональной программе капитального ремонта, и самостоятельно проводить капитальный ремонт, а также получать компенсацию затрат от ответчика 2, апелляционным судом не установлены».

Арбитражный суд Уральского округа (Постановление № Ф09-5821/18 от 14.11.18) и Верховный Суд РФ (Определение № 309-ЭС18-26252 от 05.06.19) поддержали позицию управляющей организации и обязали регионального оператора возместить ей стоимость работ по капитальному ремонту лифтового оборудования, исходя из следующего:

  • неисправность лифтового оборудования создает опасность для жизни и здоровья жильцов многоквартирного жилого дома,

  • работы по ремонту лифтового оборудования относились на момент их проведения к неотложным работам, так как в случае их невыполнения сохранялась вероятность наступления неблагоприятных последствий для жителей данного дома,

  • в настоящее время ремонт такого оборудования законом отнесен к видам капитального ремонта (п.2 ч. 1 ст. 166 ЖК РФ),

  • управляющая компания не выбрана в качестве владельца специального счета для формирования фонда капитального ремонта,

  • денежные средства, поступающие от жителей в качестве платы за содержание жилья и текущий ремонт, не могут быть использованы в целях финансирования работ по капитальному ремонту

  • работы по ремонту лифта управляющая компания провела за свой счет,

  • работы отнесены к работам капитального характера, которые подлежат возмещению за счет средств регионального фонда капитального ремонта.

С учетом фактических обстоятельств данного спора, ввиду надлежащего выполнения управляющей компанией возложенных на нее обязанностей по ремонту общего имущества, оплатой ею данных работ подрядной организации и необходимости возмещения их стоимости, исходя из того, что действующее правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, суды сочли возможным взыскать с Регионального фонда содействия капитального ремонта общего имущества стоимость выполненных работ по замене лифтового оборудования.

Из изложенного следует, что если управляющая организация проведет в многоквартирном доме капитальный ремонт лифтового оборудования раньше срока, установленного региональной программой, при несостоявшемся общем собрании собственников помещений, то есть вероятность (но нет никаких гарантий), что потраченные ею денежные средства на проведение неотложных работ она сможет взыскать с регионального оператора, на счете которого формируется фонд капитального ремонта.

По материалам сайта Бурмистр.ру https://www.burmistr.ru/

Кто должен платить за лифт

Сегодня поговорим о том, кто и сколько должен платить за обслуживание лифтов в многоэтажных домах.
Этот вопрос регулярно всплывает то там, то здесь, возникают конфликты между жителями разных этажей. Попробуем разобраться, как обстоит дело с лифтами по законодательству и по совести.

Лифт является частью общего имущества

Расходы по обслуживанию лифтов учитываются в статье “содержание и ремонт жилого помещения”, по которой мы платим каждый месяц. Связано это с тем, что согласно статье 36 ЖК РФ лифты входят в состав общего имущества собственников помещений в доме.
Статья 37 ЖК РФ говорит:

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.

Т. е. платим за содержание общего имущества мы пропорционально площади принадлежащей нам квартиры. Владельцы нежилых помещений также обязаны вносить плату по статье “содержание и ремонт жилого помещения”, поскольку общедомовое имущество принадлежит на праве общей долевой собственности и им.
В перечень работ по обслуживанию лифтов входят осмотры, техническое освидетельствование, внеплановые ремонты — об этом мы подробно писали в статье “Что делать, если лифт постоянно ломается”.
К слову, к работам по содержанию дома помимо обслуживания лифтов относится еще много всего: уборка в подъездах и во дворе дома, текущий ремонт конструкций дома и инженерного оборудования, работа аварийно-диспетчерской службы. Так что по статье “содержание и ремонт жилого помещения” платим мы, конечно, не только за лифт.

Платить за лифт — спор нижних и верхних этажей

Жители первых и вторых этажей обычно говорят: “Мы вашим лифтом не пользуемся, ходим пешком, почему мы должны платить? Вычтите из наших квитанций стоимость обслуживания лифта”.
На что жители верхних этажей отвечают: “Лифт не наш, а общий. И как это можно проверить, что вы никогда им не пользуетесь? Не лукавьте, иногда поднимаетесь наверх к соседям. И то, что мы живем на последнем этаже, и нам приходится подниматься на лифте — это не привилегия какая-то, а насущная необходимость. Платите давайте”.
Вроде бы в словах тех и других есть доля истины. Но как на практике решить этот конфликт?

Можно ли дифференцировать платежи за лифт

В статье 39 Жилищного кодекса четко сказано:

1. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
2. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

И в части 1 статьи 158 ЖК РФ видим то же:

Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Про то, что кого-то можно освободить от оплаты за содержание дома, в том числе за обслуживание лифта, или уменьшить какой-то категории жильцов размер платежа — в ЖК РФ ничего не сказано.
Согласно статье 156 ЖК РФ конкретную сумму, которую надо платить по статье “содержание и ремонт жилого помещения”, определяют на общем собрании собственников с учетом того, что предложит управляющая организация. Если домом управляет ТСЖ или кооператив, то плата за содержание жилого помещения определяется правлением этой организации. Если решение по размеру платы не было принято, его устанавливают местные органы самоуправления или органы государственной власти.
Получается, что все однозначно — все жильцы должны платить за содержание общего имущества МКД пропорционально площади помещения, которым владеют. Спорить не о чем. Но…
Расскажем вам историю о человеке, который в Конституционный Суд ходил. А вы сами сделаете выводы.

Решение КС РФ о дифференцировании платежей и его применение к лифтам

В январе 2018 года один гражданин обратился в Конституционный суд. Суть обращения была такова.
В доме ТСЖ установило разный размер оплаты по статье “содержание жилого помещения” для владельцев жилых и нежилых помещений. Собственники жилых квартир, мол, должны платить 25 рублей с квадратного метра площади, а владельцы нежилых помещений — 14 рублей с квадратного метра.
Гражданин был собственником жилой квартиры, и его возмутило такое решение ТСЖ. Почему владельцы коммерческих помещений должны меньше платить за общедомовое имущество? В законе ведь сказано, что все должны платить. И дифференциация только пропорционально площади помещений.
В районном суде он добиться ничего не смог. Подал апелляцию — и снова ничего. Тогда решил: была не была, попытаю-ка счастья в Конституционном Суде. Пускай там проверят конституционность положений статей 181.4 и 181.5 ГК РФ и части 1 статьи 158 ЖК РФ.
И тут началось самое интересное. Суд вынес решение, которое, с одной стороны, открыло новые возможности, а с другой стороны, внесло дополнительную неясность и породило вопросы…
Вот, что сказал Конституционный Суд.
Гражданин не прав, решение, принятое ТСЖ в его доме, правомерно. Статьи ГК РФ и ЖК РФ, о которых говорил гражданин, соответствуют конституции. А смысл их надо понимать так.
Нигде не сказано, что при назначении размера платежей нельзя учитывать особенности помещений (например, жилое/нежилое).
И нигде не сказано, что нельзя учитывать “иные объективные обстоятельства, которые могут служить достаточным основанием для изменения долей участия собственников в обязательных расходах по содержанию общего имущества в многоквартирном доме при условии, что дифференциация размеров соответствующих платежей, основанная на избранных общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме дополнительных критериях для определения долей такого участия, не повлечет за собой необоснованных различий в правовом положении собственников помещений в многоквартирном доме, относящихся к одной и той же категории”.
И суд может признавать решения общего собрания собственников по вопросу дифференциации размеров оплаты содержания общего имущества недействительными, если посчитает, что нарушаются требования закона.
Вот и конец истории. Выводы делать вам, а мы расскажем как сами понимаем результат принятия такого решения.
Нам видится, что “объективность обстоятельств”, “достаточность оснований”, “обоснованность различий” — понятия слишком размытые. И любое подобное решение о дифференциации размера оплаты может быть признано действительным или недействительным в зависимости от того, с какой стороны на это решение посмотрит суд (если дело дойдет до суда).
Но теоретически получается, что в соответствии с данным постановлением КС РФ собственники могут решить на общем собрании дифференцировать размер платежей за лифт, если домом управляют непосредственно собственники, или ТСЖ, или жилищный или другой специализированный потребительский кооператив.
Если домом управляет УО, размер платы устанавливается одинаковый для всех собственников помещений, поскольку решение КС РФ применяется в отношении домов, управление которыми осуществляют собственники, либо ТСЖ, либо кооператив.
Остается ждать, когда подобный вопрос появится в судебной практике, и какие решения по нему будут приняты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *