Какой размер госпошлины?

Содержание

Госпошлина в суд является обязательным платежом. Реквизиты госпошлины можно найти на сайте того суда, куда подается заявление.

Правила уплаты госпошлины одинаковы для мирового суда, городского (районного) суда, суда субъекта РФ, а также Верховного Суда РФ.

Давайте разберемся: сколько платить госпошлины в суд общей юрисдикции или к мировому судье при подаче иска; как определить ее размер по делам особого производства, при обжаловании решений; кто имеет льготы по оплате государственной пошлины.

Для расчета удобно использовать: Калькулятор госпошлины в суд

Оплата госпошлины в суд

Актуальные данные по размеру госпошлины в суд на 2019 год:

Если подается заявление в порядке особого производства или надзорная жалоба, а так же по искам, которые невозможно оценить, госпошлина для граждан составляет 300 рублей.

Если подается апелляционная или кассационная жалоба госпошлина составляет 150 рублей.

Если истцом подается иск, который можно оценить в денежном выражении, госпошлина в общий суд оплачивается в зависимости от цены иска в таких размерах:

  • до 20 000 рублей — 4 % цены иска, но не менее 400 рублей;
  • от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 рублей;
  • от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3200 рублей плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 рублей;
  • от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 рублей;
  • свыше 1 000 000 рублей — 13200 рублей плюс 0,5 % суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

Если подается заявление о вынесении судебного приказа — госпошлина составит 50 %, от размера госпошлины при подаче искового заявления имущественного характера.

Если подается исковое заявление о расторжении брака, госпошлина составит 600 рублей.

Госпошлина по административным искам

Размер госпошлины по административным делам зависит от того какие требования заявлены административным истцом и кто подает административное исковое заявление: гражданин или организация.

Если при подаче административного иска заявлены требования имущественного характера, то следует руководствоваться общим способом определения госпошлины, в зависимости от цены иска: до 20 000 рублей — 4 % цены иска, но не менее 400 рублей; от 20 001 рубля до 100 000 рублей — 800 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 20 000 рублей; от 100 001 рубля до 200 000 рублей — 3200 рублей плюс 2 % суммы, превышающей 100 000 рублей; от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей — 5200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200 000 рублей; свыше 1 000 000 рублей — 13200 рублей плюс 0,5 % суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

При подаче административного искового заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, должностных лиц, а также административного искового заявления об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 4 500 рублей.

При подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 2 000 рублей.

При подаче административного искового заявления о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок: для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 6 000 рублей.

В остальных случаях госпошлина для административных дел будет аналогичной гражданским делам, в том числе при подаче апелляционной жалобы — 150 руб., при подаче кассационной жалобы по административному делу — 150 руб., при подаче надзорной жалобы — 300 руб.

Госпошлина: особенности оплаты

При подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

При предъявлении встречного иска размер госпошлины рассчитывается по общим правилам.

При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма госпошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной госпошлины ему может быть возвращена по его заявлению.

При подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделении доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе, размер госпошлины в общий суд исчисляется в следующем порядке:

  • если спор о признании права собственности истца (истцов) на это имущество ранее не решался судом — исходя из стоимости этого имущества (то есть цены иска);
  • если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество – 200 рублей.

Если наследники подают исковые заявления об истребовании принадлежащей им доли имущества — госпошлина уплачивается в порядке, установленном при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен.

Если в суд подается исковое заявление о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества супругов — госпошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера.

Суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер госпошлины, либо отсрочить ее оплату, предоставить рассрочку в установленном порядке.

Льготы при оплате госпошлины в 2019 году

Полностью освобождены от оплаты госпошлины:

  • Герои Советского Союза
  • Герои Российской Федерации
  • Полные кавалеры ордена Славы
  • Участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Основанием для предоставления льгот указанным лицам является удостоверение установленного образца.

От оплаты госпошлины освобождаются:

  • истцы — по искам, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий;
  • истцы — по искам о взыскании алиментов;
  • истцы — по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • стороны — при подаче апелляционных, кассационных жалоб по искам о расторжении брака;
  • стороны — при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) исполнения решений, об изменении способа или порядка исполнения решений, о повороте исполнения решения, восстановлении пропущенных сроков, пересмотре решения, определения или постановления суда по вновь открывшимся обстоятельствам, о пересмотре заочного решения судом, вынесшим это решение; жалоб на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя; частных жалоб на определения суда;
  • истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования;
  • реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий, за исключением споров между этими лицами и их наследниками;
  • вынужденные переселенцы и беженцы — при подаче жалоб на отказ в регистрации, ходатайства о признании их вынужденными переселенцами или беженцами;
  • заявители — при подаче в суд заявлений об усыновлении ребенка;
  • истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
  • истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов;
  • заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, — при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов;
  • авторы результата интеллектуальной деятельности — по искам о предоставлении им права использования результата интеллектуальной деятельности, исключительное право на который принадлежит другому лицу.

От оплаты госпошлины освобождаются, если цена иска меньше 1 000 000 рублей:

  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы — инвалиды I и II группы;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • истцы — пенсионеры, получающие пенсии — по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают госпошлину в сумме 0,5 % от суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 60 000 рублей.

Актуальные данные по размеру госпошлины в суд приведены по состоянию на 2016 год.

Комментарий к главе 25.3 «Государственная пошлина» части второй Налогового кодекса РФ

C 29 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Федеральный закон от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ), которым предусмотрено включение в главу 25.3 «Государственная пошлина» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) всех юридически значимых действий, совершаемых федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в отношении граждан и организаций, за совершение которых должна уплачиваться государственная пошлина в размерах и порядке, определенных главой 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса.

К таким юридически значимым действиям отнесены, в частности, юридически значимые действия, связанные:

с выдачей лицензий, разрешений, заключений, свидетельств, удостоверений, аттестатов, паспортов, документов (дубликатов документов) и иных документов;

с государственной регистрацией юридических и физических лиц, политических партий, средств массовой информации, актов, прав, ограничений (обременений) прав, договоров, объектов, имущества, продукции, оборудования, материалов; с аккредитацией организаций;

с внесением изменений в государственные реестры, свидетельства, удостоверения и иные выдаваемые документы.

Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ установлены размеры государственной пошлины за вновь вводимые юридически значимые действия. К таким действиям, в частности, относятся такие действия, как внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций, временная регистрация ранее зарегистрированных транспортных средств, выдача документа (дубликата документа) об аккредитации (государственной аккредитации), рассмотрение ходатайства, предусмотренного законодательством о естественных монополиях, выдача разрешений на ввоз на территорию Российской Федерации ядовитых веществ, на эксплуатацию гидротехнических сооружений, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, введение в постоянную эксплуатацию железнодорожных путей общего и необщего пользования и других разрешений.

Установлены размеры государственной пошлины за действия, связанные с лицензированием деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В связи с необходимостью создания дополнительного источника поступлений в бюджеты бюджетной системы, ростом среднего уровня цен на потребительские товары, в том числе с учетом уровня инфляции, Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ внесены изменения в главу 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса, в частности, предусматривающие индексацию размеров государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, установленных данной главой Кодекса, за исключением действий, совершаемых Конституционным Судом Российской Федерации, конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации.

Кроме того из главы 25.3 «Государственная пошлина» Кодекса исключены положения об уплате государственной пошлины за рассмотрение заявлений о предоставлении лицензии, а также за выдачу копий документов, как за оказание государственных услуг.

Комментарий к статье 333.16. Государственная пошлина

Понятие «государственная пошлина»

В пункте 1 статьи 333.16 Кодекса дано определение понятия «государственная пошлина», а пунктом 2 статьи 333.16 Кодекса установлено, что за юридически значимые действия, предусмотренные главой 25.3 Кодекса, органы и должностные лица, указанные в пункте 1 статьи 333.16, не вправе взимать иные платежи, кроме государственной пошлины.

Кроме того, Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ исключены действия, касающиеся уплаты государственной пошлины за выдачу копий документов, как не относящиеся к юридически значимым действиям.

Комментарий к статье 333.17. Плательщики государственной пошлины

Плательщики государственной пошлины

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 и подпунктом 1 пункта 2 статьи 333.17 Кодекса плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса, а также указанные лица в случаях, когда они выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Кодекса.

Комментарий к статье 333.18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок уплаты государственной пошлины

На основании пункта 1 статьи 333.18 плательщики государственной пошлины уплачивают ее в следующие сроки:

1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям — до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

2) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 данного Кодекса, — в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий — до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля — до проставления апостиля;

5.1) при обращении за ежегодным подтверждением регистрации судна в Российском международном реестре судов — не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в указанном реестре или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение;

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 -5.1 данного пункта, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

На основании пункта 2 статьи 333.18 в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В случае, если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) в соответствии с настоящей главой освобождено (освобождены) от уплаты государственной пошлины, размер государственной пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты в соответствии с настоящей главой. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицом (лицами), не освобожденным (не освобожденными) от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ пункт 2 статьи 333.18 дополнен положением согласно которому, в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия государственная пошлина не уплачивается.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 государственная пошлина уплачивается плательщиком по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Таким образом, бюджетные учреждения, которые перечисляют обязательные платежи с лицевых счетов, открытых в территориальных органах Федерального казначейства, подтверждают факт их уплаты платежным поручением с соответствующими отметками.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

В соответствии с пунктами 1, 5 и 8 статьи 45 Кодекса налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога (сбора) исполняется в валюте Российской Федерации.

По общему правилу, обязанность по уплате налога, сбора считается исполненной организацией с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета организации в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подпункт 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса).

Кодексом не установлен иной способ уплаты налогоплательщиком (плательщиком сбора) — организацией самостоятельно налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации, кроме указанного в подпункте 1 пункта 3 статьи 45 Кодекса перечисления денежных средств (в безналичной форме) в бюджетную систему Российской Федерации со счета этой организации в банке.

Пунктами 2 и 3 статьи 861 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расчеты между юридическими лицами производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом. Безналичные расчеты производятся через банки, иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов.

Статьей 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. При этом согласно указанной статье осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.

В соответствии с пунктом 1.2.3 Положения о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации, утвержденного Банком России 1 апреля 2003 г. N 222-П, банки осуществляют операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа. Форма документа, предназначенного для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств без открытия банковского счета, устанавливается банками либо соответствующими получателями средств, в адрес которых направляются платежи, и применяется при условии, что в документе или в договоре банка с получателем средств предусмотрены все необходимые для перечисления денежных средств реквизиты. Ответственность за осуществление операции по переводу денежных средств по поручению физического лица без открытия банковского счета на основании представляемого физическим лицом документа лежит на банках.

Таким образом, поскольку форма чека-ордера разработана банком и предназначена для представления (заполнения) физическими лицами при перечислении денежных средств и прикрепляется к заполненной плательщиком установленной формы квитанции, такой чек-ордер правомерно признавать документом, подтверждающим уплату государственной пошлины.

Письмо Минфина России от 20.07.2010 N 03-05-04-03/79

Согласно Положению Банка России от 03.10.2002 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» в поле «Отметка банка» платежного поручения проставляются штамп (штампы) кредитной организации, филиала кредитной организации или учреждения Банка России, дата и подпись ответственного исполнителя.

Кроме того, факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается платежным поручением, в котором в поле «Списано со счета плательщика» указывается дата списания денежных средств со счета.

Главой 4 Кодекса предусмотрено участие налогоплательщика (плательщика сбора) в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 22 января 2004 г. N 41-О, само представительство в налоговых отношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица. Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.

При этом важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своих обязанностей по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем не отражения на своем банковском счете поступающих доходов.

Вместе с тем Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации даны разъяснения по вопросу об уплате государственной пошлины российскими и иностранными лицами через представителей (информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 мая 2007 г. N 118), согласно которым государственная пошлина может быть уплачена представителем от имени представляемого. При этом отмечено, что уплата государственной пошлины с банковского счета представителя прекращает соответствующую обязанность представляемого. В платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации также отмечено, что уплата государственной пошлины за доверителя его поверенным не противоречит налоговому законодательству и сложившейся судебной практике (определение от 11 апреля 2011 г. N ВАС-3950/11).

Следовательно, при уплате государственной пошлины представителем организации-плательщика в платежном документе на перечисление суммы государственной пошлины в бюджет с банковского счета представителя должно быть указано, что плательщик действует от имени представляемого.

При уплате государственной пошлины физическим лицом от имени представляемой организации наличными денежными средствами к платежному документу (чек-ордеру) должны быть приложены доказательства принадлежности уплаченных денежных средств организации, обратившейся в соответствующий государственный орган за совершением юридически значимого действия, т.е. должно быть указано, что физическое лицо-представитель действует на основании доверенности или учредительных документов с приложением расходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего выдачу ему денежных средств на уплату государственной пошлины.

В силу пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

В пункте 2 той же статьи указано, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В соответствии с постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 г. N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» расходный кассовый ордер (форма N КО-2) применяется для оформления выдачи наличных денег из кассы организации как в условиях традиционных методов обработки данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается руководителем организации и главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма N КО-3).

В расходном кассовом ордере по строке «Основание» указывается содержание хозяйственной операции, а по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления.

См. письмо Минфина России от 23.05.2008 N 03-05-04-03/32

Комментарий к статье 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

Размер государственной пошлины за подачу апелляционной и (или) кассационной жалобы

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ размер государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и мировыми судьями, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, увеличен в среднем на 15-20 процентов, по другим юридически значимым действиям, определенным данной статьей, — в 2 раза, за исключением рассмотрения дел о расторжении брака. При подаче искового заявления о расторжении брака размер государственной пошлины оставлен без изменения (200 рублей).

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса за подачу апелляционной и (или) кассационной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, т.е. в размере 50% от размера государственной пошлины, установленной подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса.

В силу пункта 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Так, для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

С учетом изложенных норм пункта 1 статьи 11 Кодекса, подпунктов 3 и 9 пункта 1 статьи 333.19 Кодекса и Гражданского процессуального кодекса РФ при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы в суд общей юрисдикции, мировому судье по исковому заявлению как имущественного, так и неимущественного характера государственная пошлина уплачивается физическими лицами, в т. ч. индивидуальными предпринимателями, в размере 50 рублей, а организациями — в размере 1000 рублей.

Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года

Одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года

Опубликован: Собрание законодательства Российской Федерации,
N 32, 07.08.2000, ст. 3340,
Российская газета, N 153-154, 10.08.2000,
Парламентская газета N 151-152, 10.08.2000,
Ведомости Федерального Собрания РФ, N 25, 25.09.2000

Дата начала действия: 1 января 2001 г.

(Извлечение)

Редакция с изменениями на 19.07.2018 (действующая с 03.08.2018)

Глава 25.3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

(введена Федеральным законом от 02.11.2004 № 127-ФЗ)

Статья 33316. Государственная пошлина

1. Государственная пошлина — сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 33317 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях настоящей главы выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, иные платежи, за исключением государственной пошлины.

Статья 333_17. Плательщики государственной пошлины

1. Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе — плательщики) признаются:

1) организации;

2) физические лица.

2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой;

Статья 333_18. Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:

4) при обращении за выдачей документов (их дубликатов) — до выдачи документов (их дубликатов);

6) при обращении за совершением юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, указанных в подпунктах 1 — 5.2 настоящего пункта, — до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

2. Государственная пошлина уплачивается плательщиком, если иное не установлено настоящей главой.

Государственная пошлина не уплачивается плательщиком в случае внесения изменений в выданный документ, направленных на исправление ошибок, допущенных по вине органа и (или) должностного лица, осуществившего выдачу документа, при совершении этим органом и (или) должностным лицом юридически значимого действия.

3. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.

5. Перечень и формы документов, необходимых для совершения юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, а также порядок их представления устанавливаются федеральными законами.

Статья 333_33. Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

1. Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

72) за следующие действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации:

выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, — 1 300 рублей;

внесение изменений в аттестат, свидетельство либо иной документ, подтверждающий уровень квалификации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества — 350 рублей;

выдачу дубликата аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей — 1 300 рублей;

продление (возобновление) действия аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в случаях, предусмотренных законодательством, — 650 рублей.

Статья 333_40. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины

1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

6. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

7. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

Статья 333_41. Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины

1. Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного пунктом 1 статьи 64 настоящего Кодекса.

§ 2

Государственная пошлина

В гражданском судопроизводстве государственная пошлина представляет собой нормативно определенную денежную сумму, которую заявитель вносит в федеральный бюджет до совершения процессуальных действий.

Государственная пошлина — это установленный законом денежный сбор, взимаемый в федеральный бюджет за совершаемые судом действия как плата юридически заинтересованного лица за совершение правосудия по его заявлению или отдельное действие (например, выдачу копий судебных документов).

В гражданском судопроизводстве существуют два вида государственной пошлины: простая и пропорциональная. Простая пошлина взимается в твердых, заранее установленных ставках. В настоящее время размер простой пошлины зависит прежде всего от минимального размера оплаты труда.

Так, с исковых заявлений о расторжении брака взыскивается однократный размер минимального размера оплаты труда.

Ставки пропорциональной пошлины определяются в процентах от цены иска.

В действующем законе простая и пропорциональная пошлины — скорее исключение, нежели общее правило. В настоящее время более распространена комбинированная государственная пошлина. Предусмотрены две разновидности сочетания простой и пропорциональной пошлин.

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции неисковых производств и по исковым требованиям неимущественного характера, а также с исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке (в частности, выселение из жилого помещения, расторжение договора, признание сделки недействительной, передача ребенка), ставки госпошлины исчисляются в процентах от минимального размера оплаты труда.

Так же исчисляется государственная пошлина, взыскиваемая за повторную выдачу копий (дубликатов) судебных документов.

Комбинированная пошлина при цене иска свыше одной тысячи и до 500 тысяч рублей исчисляется иначе: твердая денежная сумма (например, 1 тыс. 220 руб.) плюс проценты от определенной суммы. Так, при цене иска свыше одной тысячи руб. и до 5 тысяч руб. госпошлина составит 50 руб. + 4 % от суммы свыше 1 тысячи руб. и т. д.

До одной тысячи рублей госпошлина составит 5 % от цены иска.

Кроме того, решающее значение при определении размера государственной пошлины имеют цена иска, денежная оценка заявленного требования, которая зависит от взыскиваемой суммы, стоимости отыскиваемого имущества, совокупности алиментных платежей за один год и др.

Согласно ГПК заявитель уплачивает госпошлину до обращения в суд и прилагает квитанцию Сбербанка к подаваемому заявлению.

Иногда заявителю бывает трудно определить цену иска при возбуждении гражданского судопроизводства. Например, при подаче иска о разделе домостроения истец может лишь указать, на какую часть дома он претендует (например, 1/2 часть домостроения или 1/3 часть). Поэтому денежную оценку этой части домостроения можно выявить только в результате судебно-строительной экспертизы.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья, получив такое исковое заявление, предварительно должен назначить экспертизу, а уже затем в соответствии со ст. 88 ГПК предложить истцу уплатить госпошлину.

Аналогичный порядок существует и при увеличении размера исковых требований в гражданском судопроизводстве.

За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, взимается одновременно госпошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для принятия заявлений неимущественного характера.

В случае отказа в принятии заявления или выдаче судебного приказа внесенная взыскателем госпошлина при предъявлении взыскателем иска к должнику в порядке искового производства засчитывается в счет уплаты госпошлины.

Оплаченная госпошлина может быть возвращена — частично или полностью — заявителю, если она, например, внесена в большем размере, а также при отказе судьи в принятии заявления, возвращении поданных материалов, ранее оставленных без движения, в некоторых случаях при прекращении производства по делу и оставлении заявления без рассмотрения.

В соответствии с ГПК госпошлина может быть также возвращена при отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, возвращении апелляционной, кассационной жалобы или жалобы, поданной в порядке надзора.

Возврат госпошлины производится государственными налоговыми органами по месту нахождения банка (его филиала), принявшего платеж, на основании определения суда о возврате госпошлины. Государственная пошлина, уплаченная в соответствующий бюджет, возвращается в течение месяца со дня вынесения соответствующего определения суда (ст. 93 ГПК).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *