Какой налог НДФЛ?

Налоговые агенты

Налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию налогов с налогоплательщиков и их дальнейшему перечислению в государственный бюджет.

В России налоговыми агентами признаются:

  • российские организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • обособленные подразделения иностранных компаний.

Подавляющее большинство налоговых агентов России составляют индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся работодателями.

Работодатели, выступая в роли налоговых агентов, обязаны с доходов, выплачиваемых своим сотрудникам, рассчитывать, удерживать и перечислять в бюджет НДФЛ.

При этом подоходный налог (НДФЛ) работодатели должны удерживать в полной мере как с выплат сотрудникам, работающим по трудовым договорам, так и с выплат физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Обратите внимание, до начала 2020 года уплата НДФЛ за счёт средств работодателя не допускалась. Однако с указанной даты пункт 9 статьи 226 НК РФ изложен в новой редакции. Суть в следующем: если налоговая проверка выявит, что агент (работодатель) неправомерно не удержал НДФЛ (удержал его не полностью), то недоимку могут взыскать из его средств.

Порядок расчета НДФЛ

НДФЛ за работника рассчитывается по следующей формуле:

НДФЛ = (Доход работника за месяц – Налоговые вычеты) x Налоговая ставка

Подоходный налог рассчитывается по окончанию каждого месяца нарастающим итогом с начала налогового периода (т.е. учитываются суммы налогов удержанные в предыдущих месяцах). Налоговым периодом признается календарный год.

При расчёте НДФЛ учитывается весь доход, который работодатель выплачивал своему сотруднику в течение календарного месяца, за исключением тех доходов, которые по закону НДФЛ не облагаются (ст. 217 НК РФ).

Налоговая ставка для расчёта подоходного налога составляет:

  • 13% — практически для всех доходов, выплачиваемых сотрудникам (включая дивиденды), в общей сумме до 5 млн рублей включительно.
  • 15% — с выплат более 5 млн рублей.
  • 30% — с выплат иностранным работникам.

При расчёте подоходного налога величина налоговой базы может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов. Применять налоговые вычеты можно только для доходов, облагаемых по ставке 13% (за исключением дивидендов).

Порядок и сроки уплаты НДФЛ в 2021 году

Работодатели обязаны удерживать и перечислять НДФЛ один раз по итогам каждого месяца. Делать это необходимо не позднее следующего дня после выплаты зарплаты (при окончательном расчёте дохода работника за месяц).

НДФЛ с аванса

Согласно трудовому законодательству зарплата должна выплачиваться не реже чем один раз в полмесяца, то есть как минимум два раза в месяц (аванс + зарплата). С октября 2016 года изменились сроки выплаты заработной платы. Если ранее работодатель мог выдавать ее в любой промежуток времени, но не реже 2 раз в месяц, то теперь заработная плата должна быть перечислена сотруднику не позднее 15 числа следующего месяца. Несмотря на то, что аванс является частью зарплаты, непосредственно в день выплаты аванса НДФЛ удерживать не нужно.

НДФЛ с отпускных выплат

С 2016 года НДФЛ с отпускных, пособий и больничных стало возможным перечислять не позднее последнего числа того месяца, в котором они были перечислены сотруднику (до этого подоходный налог нужно было перечислять в день их фактической выплаты).

НДФЛ в случае увольнения сотрудника

В случае увольнения сотрудника НДФЛ необходимо удерживать и перечислять в тот же день, когда ему был выплачен расчёт в связи с его увольнением.

Если трудовые отношения были прекращены до истечения календарного месяца, датой фактического получения дохода считается последний день работы, за который работнику начислен доход.

НДФЛ за выплаты по договорам ГПХ

Выплаты по договорам гражданско-правового характера не относятся к оплате труда и регламентируются не ТК РФ, а Гражданским кодексом.

В соответствии с этим, датой фактического получения дохода считается день выплаты дохода по договору ГПХ (в том числе и для выплаченных авансов).

Поэтому НДФЛ с авансов и выплат по договорам ГПХ необходимо удерживать и перечислять в день их фактической выплаты.

Бесплатная консультация по налогам

Как платить НДФЛ в 2021 году

Удержанный с сотрудника НДФЛ работодатель должен перечислять в бюджет налогового органа, в котором он состоит на учёте. Узнать банковские реквизиты своего налогового органа можно при помощи этого сервиса.

Для перечисления НДФЛ с выплат до 5 млн рублей в 2021 году сохранен тот же порядок, что был прежде. Налог необходимо перечислять на то же КБК, что и в 2020 году: КБК 182 1 01 02010 01 1000 110.

Для тех работодателей, кто будет платить налог по ставке 15%, введен особый порядок его уплаты (письмо ФНС от 1 декабря 2020 года № БС-4-11/19702@):

  • отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тыс. рублей, относящаяся к части налоговой базы до 5 млн рублей включительно (КБК 182 1 01 02010 01 0000 110);
  • отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тыс. рублей, относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 млн рублей (КБК 182 1 01 02080 01 0000 110).

Организации, имеющие обособленные подразделения, должны перечислять удержанный подоходный налог как по месту нахождения главного офиса, так и по месту нахождения каждого из подразделений. Однако с 2020 года введено новое правило. Если есть несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, можно выбрать одну инспекцию. О своем выборе нужно уведомить налоговые органы не позднее 1 числа налогового периода. Со следующего года инспекцию можно изменить.

Обратите внимание, в 2020 году ФНС продлевала срок уведомления налоговых органов о выбранной инспекции. Это можно было сделать до 31 января 2020 года (письмо ФНС от 25.12.2019 № БС-4-11/26740@). Однако это правило больше не действует, то есть в 2021 году уведомить налоговые органы нужно до 11 января (с учетом переноса срока из-за выходных дней). Эта информация опубликована на сайте ФНС.

Учет и отчётность работодателей по НДФЛ

В слайдерах ниже перечислены виды отчетности, которую необходимо сдавать за работников по НДФЛ.

Обратите внимание! Если компания или ИП выплачивает денежные средства более 10 физлицам, то с 1 января 2020 формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ нужно сдавать строго в электронном виде. Ранее такая обязанность возлагалась на тех, у кого работает 25 и более человек.

Регистр налогового учёта

Работодатели обязаны вести внутренний учёт выплаченных доходов, предоставленных налоговых вычетов, а также исчисленных и удержанных сумм НДФЛ по каждому сотруднику. Делать это необходимо в регистрах налогового учета.

Законом форма налогового регистра не утверждена, поэтому организации и ИП должны самостоятельно разработать свою форму этого документа (cкачать образец).

Справка по форме 2-НДФЛ

Ежегодно, до 1 марта, работодатели обязаны (на основании данных заполняемых в налоговых регистрах) по каждому своему сотруднику составить и передать в ИФНС справки по форме 2-НДФЛ. Справку за 2020 год необходимо подать до 1 марта 2021 года.

Обратите внимание! Срок сдачи формы 2-НДФЛ изменился с 2020 года. Ранее до 1 марта нужно было подать только справку с признаком «2» (означает, что налог не удержан агентом), а 2-НДФЛ с признаками «1» и «3» подавались до 1 апреля.

Расчет по форме 6-НДФЛ

Ежеквартально работодатели должны сдавать расчет 6-НДФЛ. Крайний срок подачи – последнее число первого месяца следующего квартала.

Обратите внимание, что с 2020 года введен новый срок подачи 6-НДФЛ за год — до 1 марта следующего года.

НДФЛ и военный сбор (ВС) — это налоги, с удержанием которых сталкиваются практически все предприятия и предприниматели независимо от специфики их деятельности. Поэтому неудивительно, что при проведении таких операций возникает ряд вопросов и ошибок.
Сегодня рассмотрим наиболее распространенные виды нарушений в части начисления, удержания, уплаты и представления отчетности по НДФЛ и ВС, а также проанализируем, какие штрафные санкции грозят за данные нарушения

Прежде всего отметим, что сейчас речь пойдет об ответственности за нарушения касаемо НДФЛ и ВС, которую несет налоговый агент.

Согласно пп. 14.1.180 НКУ налоговым агентом по НДФЛ являются юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, инвестор (оператор) по соглашению о разделе продукции, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный р. IV НКУ, в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность контролирующим органам и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и р. IV НКУ.

Для того чтобы четко понимать, за что налогового агента могут оштрафовать, необходимо разделять возложенные на него обязанности согласно пп. 14.1.180 НКУ (см. рис.).

Рис. Обязанности лиц, которые в соответствии с НКУ наделены статусом налоговых агентов

Поскольку данные обязанности связаны между собой, может возникать связь и между ошибками. Ввиду этого ознакомимся с ошибками, допущенными на разных этапах, и проанализируем, какие санкции за это грозят.

Когда ответственности не будет. В случае допущения ошибок штрафы не применяются и пеня не начисляется, если:

1) ошибки, допущенные в форме № 1ДФ, исправляются до наступления предельного срока ее подачи (путем представления отчетной новой формы № 1ДФ);

2) ошибки, допущенные в удержании НДФЛ, исправляются до наступления предельного срока уплаты налога.

Кроме того, штрафы, предусмотренные п. 119.1 и п. 119.2 НКУ, не применяются в случаях, если ошибки относительно регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного с них налога были исправлены налоговыми агентами самостоятельно, в т.ч. в течение 30 к. дн. со дня поступления уведомлений об ошибках, выявленных контролирующим органом (п. 119.3 НКУ).

А сейчас рассмотрим штрафные ситуации.

Ответственность за нарушения, связанные с представлением и заполнением формы № 1ДФ

Согласно правилам, предусмотренным п. 119.2 НКУ, за непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками формы № 1ДФ, если такие недостоверные сведения либо ошибки привели к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств налогоплательщика и/или к смене налогоплательщика, грозит штраф в размере:

  • 1020 грн — если нарушение произошло впервые в течение года;
  • 2040 грн — если к налогоплательщику в течение года уже был применен штраф за такое же нарушение.

Таким образом, на основании норм п. 119.1 НКУ можно сделать выводы, что штрафы налагаются за следующие нарушения:

Рис. 2. Схема наложения штрафов согласно п. 119.1 НКУ

Ошибка в отчете не привела к занижению/завышению налогового обязательства и/или к смене налогоплательщика

За такие нарушения штраф не налагается, что подтверждают и налоговики в разъяснении из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua).

О каких именно нарушениях идет речь?

Например, это могут быть следующие ошибки:

  • в названии и других реквизитах юридического лица;
  • в налоговом номере юридического лица;
  • в количестве лиц, работающих в штате или по гражданско-правовым договорам;
  • в сумме дохода, не подлежащего обложению НДФЛ;
  • в признаке дохода (при этом сумма дохода и удержанного налога указана правильно);
  • если при представлении ф. № 1ДФ добавляются строки в отношении выплаченных доходов, которые не включаются в налогооблагаемый доход, что не приводит к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств, и не происходит смена плательщика, т.е. номер учетной карточки плательщика — получателя дохода указан правильно.

Исправляют такие ошибки, руководствуясь п. 4.3 Порядка № 4, путем представления уточняющей формы № 1ДФ.

Ошибка в отчете привела к занижению/завышению налогового обязательства

Исходим из того, что налог был начислен, удержан и уплачен правильно, только в форму № 1ДФ попали ошибочные данные. Например, это могло произойти, если налоговый агент не указал налогооблагаемый доход в форме № 1ДФ или указал неправильную сумму начисленного (выплаченного) дохода, удержанных НДФЛ и ВС.

Как уже отмечалось, за данные нарушения будут наложены штрафы согласно п. 119.1 НКУ в размере 1020 грн. Если же в течение года к плательщику применялся штраф за такое же нарушение, сумма штрафа составит 2040 грн.

Ошибка в отчете привела к смене налогоплательщика

Это происходит, когда в ф. № 1 ДФ указывают неверный идентификационный код налогоплательщика. В общем случае сумма штрафа за такое нарушение согласно нормам п. 119.1 НКУ составит 1020 грн, а при повторном наложении штрафа за такое же нарушение — 2040 грн.

Однако в п. 119.2 НКУ указано, что оформление документов, содержащих информацию об объектах налогообложения физических лиц или об уплате налогов без указания регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, в случае, когда законодательство требует от лица-резидента получения такого номера, или с использованием недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов, кроме случаев, определенных п. 119.1 НКУ, — влечет за собой наложение штрафа в размере 340 грн.

Между тем трудно представить, в каких именно случаях использования недостоверного регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов может не привести к смене налогоплательщика в ф. № 1 ДФ. Учитывая это, контролеры наверняка за допущенную в ф. № 1 ДФ ошибку в идентификационном коде плательщика налога будут штрафовать согласно нормам п. 119.1 НКУ.

Форму № 1ДФ не представили или представили несвоевременно

Прежде всего напомним, что налоговые агенты согласно пп. «б» п. 176.2 и пп. 49.18.2 НКУ обязаны в течение 40 к. дн., следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, представлять в контролирующий орган по месту своего расположения форму № 1ДФ.

Такой расчет подают только в случае начисления доходов налогоплательщику (абз. «б» п. 176.2 НКУ). За непредставление или несвоевременное представление отчета к налоговым агентам применяются штрафы согласно п. 119.1 НКУ в размере 1020 грн, при повторном наложении штрафа за такое же нарушение в течение года — в размере 2040 грн.

К тому же на должностных лиц налогового агента налагают административный штраф согласно ст. 1634 КоАП за неуведомление или несвоевременное уведомление государственным налоговым органам по установленной форме сведений о доходах граждан.

Сумма административного штрафа составляет от 2 до 3 НМДГ (от 34 грн до 51 грн), а при повторном нарушении в течение года — от 3 до 5 НМДГ (от 51 грн до 85 грн).

Отметим

Админштраф на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, а также на граждан — субъектов предпринимательской деятельности может налагаться не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через 2 месяца со дня его обнаружения (ст. 38 КоАП).

Представление уточненной формы № 1ДФ в результате перерасчета

Если недостоверные сведения или ошибки в форме № 1ДФ возникли в связи с проведением налоговым агентом перерасчета дохода физлиц и были исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НКУ (представлена уточняющая декларация), штрафов не будет.

Это подтверждают нормы п. 50.1 НКУ, согласно которым, если после представления декларации за отчетный период налогоплательщик представляет новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельного срока представления декларации за такой же отчетный период или представляет в следующих налоговых периодах уточняющую декларацию ввиду исполнения требований п. 169.4 НКУ, то штрафы, определенные в данном пункте, не применяются.

Кроме того, в последнем абзаце п. 119.1 НКУ говорится, что предусмотренные этим пунктом штрафы не применяются в случаях, если недостоверные сведения или ошибки в налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога, а также суммах, начисленных (выплаченных) физическим лицам за товары (работы, услуги), возникли в связи с исполнением налоговым агентом требований п. 169.4 НКУ и были исправлены в соответствии с требованиями ст. 50 НКУ.

Представление уточняющих налоговых расчетов по форме № 1ДФ (одного или нескольких одновременно) для исправления ошибок, приведших к уменьшению и/или увеличению налоговых обязательств

В таком случае к налогоплательщику применяется штраф в размере 1020 грн в соответствии с п. 119.1 НКУ (см. разъяснение из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

Непредставление копий ф. № 1ДФ

В случае если обособленное подразделение юрлица не уполномочено начислять, удерживать и уплачивать (перечислять) налог в бюджет, ф. № 1ДФ в виде отдельного извлечения за такое подразделение представляет юрлицо в контролирующий орган по своему местонахождению и отправляет копию такого расчета в контролирующий орган по местонахождению данного обособленного подразделения в установленном порядке (пп. «б» п. 176.2 НКУ).

Однако если этого не сделать, то штрафы не предусмотрены. Об этом отмечали налоговики в разъяснении из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)). Ведь эти действия нельзя квалифицировать как нарушение п. 119.2 НКУ.

Представление уточняющей формы № 1ДФ для исключения ошибочной информации относительно начисленного дохода в пользу одного ФЛП и ввода информации касаемо другого ФЛП, при этом сумма начисленного и выплаченного дохода не меняется

По мнению налоговиков, к такому налоговому агенту должна применяется ответственность, предусмотренная п. 119.1 НКУ в виде штрафа в размере 1020 грн (см. разъяснение из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua)).

В публикации «Исправление ошибок в форме № 1ДФ» мы показали на примерах, как можно исправить допущенные ошибки в форме № 1ДФ.

Ответственность за неуплату, несвоевременную уплату и недоплату НДФЛ

Данное нарушение может возникнуть в том случае, когда налоговый агент правильно начислил налог, указав его в форме № 1ДФ, но ошибочно уплатил меньшую сумму.

Согласно предписаниям НКУ налог на доходы физлиц уплачивают в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода (пп. 168.1.2 НКУ). Если облагаемый доход начисляется, но не выплачивается, НДФЛ необходимо перечислить в бюджет в течение 30 к. дн., следующих за последним днем месяца, в котором произошло данное начисление (пп. 168.1.5 НКУ).

А вот когда облагаемый доход предоставляется в неденежной форме или выплачивается наличными из кассы налогового агента, налог уплачивается (перечисляется) в бюджет в течение банковского дня, следующего за днем такого начисления (выплаты, предоставления), — пп. 168.1.4 НКУ.

Таким образом, если налоговый агент недоплатил НДФЛ и ВС в бюджет или вообще не уплатил налог, а предельный срок для его уплаты истек, при выявлении данного факта контролерами ему грозят санкции — см. таблицу 1.

Таблица 1

Санкции за неуплату, несвоевременную уплату и недоплату НДФЛ

№ п/п

Вид санкции

Размер

Основание для применения

Финансовая ответственность

25% суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет;

50% суммы налога, если те же действия совершены повторно в течение 1095 дней;

75% суммы налога, если нарушение происходит третий и каждый следующий раз

п. 127.1 НКУ

Административная ответственность

от 2 до 3 НМДГ (от 34 грн до 51 грн)

повторно в течение года — от 3 до 5 НМДГ (от 51 грн до 85 грн)

ст. 1634 КоАП

Пеня

За каждый календарный день просрочки согласно правилам, установленным ст. 129 НКУ

п. 129.1,

п. 129.4 НКУ

В свою очередь, обратите внимание: вышеуказанные штрафы с п. 127.1 НКУ не применяются, если неначисление, неудержание и/или неуплату (неперечисление) налога на доходы физических лиц самостоятельно обнаруживает налоговый агент при проведении перерасчета данного налога, предусмотренного п. 169.4 НКУ, и исправляет в следующих налоговых периодах в течение налогового (отчетного) года согласно нормам НКУ (абз. 8 п. 127.1 НКУ).

Важно

При начислении суммы налогового обязательства, определенного налоговым агентом, в т.ч. при внесении изменений в налоговую отчетность в результате самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок согласно ст. 50 НКУ, начисление пени начинается по истечении 90 к. дн., следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.

(пп. 129.1.3 НКУ)

Может так произойти, что налогоплательщик просрочил уплату НДФЛ и ВС, в т.ч. за счет того, что налог был уплачен на неправильные реквизиты.

Однако на момент выявления нарушения он уплатил их уже в полной сумме. В данной ситуации контролеры настаивают на применении тех же штрафов, которые указаны в таблице 1.

Мы не согласны с данной позицией ГФС, ведь какой тогда смысл исправлять ошибку и доплачивать НДФЛ, если размер штрафа от этого не изменится.

Поэтому если на момент выявления нарушения контролерами налог уплачен в полном объеме — фактически это не неуплата налога, а его несвоевременная уплата. Стало быть, и штраф нужно применять другой — согласно ст. 126 НКУ — за неуплату суммы денежного обязательства в течение сроков, определенных НКУ:

  • при задержке до 30 к. дн. включительно, следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — 10% погашенной суммы налогового долга;
  • при задержке более 30 к. дн., следующих за последним днем срока уплаты суммы денежного обязательства, — 20% погашенной суммы налогового долга.

Такой же позиции придерживаются и суды (см., например, постановление ВСУ от 27.03.2018 г. по делу № П/811/618/17). В данном постановлении предприятие обосновало свои исковые требования тем, что НДФЛ был перечислен в день выплаты зарплаты, поэтому имеет место только несвоевременное перечисление сумм налога, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НКУ. В свою очередь, санкция, установленная ст. 127 НКУ, применяется за неначисление, неудержание и/или неуплату налогов плательщиком, в т.ч. налоговым агентом, однако истцом такие нарушения допущены не были.

Суд отметил: когда есть начисления, то за несвоевременность уплаты налогоплательщиком согласованной суммы денежного обязательства в течение сроков, предусмотренных НКУ, этот налогоплательщик привлекается к ответственности по ст. 126 НКУ. Вместе с тем размер данной санкции напрямую зависит от времени задержки такой уплаты, а не от количества допущенных нарушений в течение определенного периода.

Аналогичной позиции придерживаются и другие суды (см. постановления ВС от 11.09.2018 г. по делу № 805/3649/17-а, от 24.10.2018 г. по делу № 820/2405/16, от 08.10.2019 г. по делу № 820/5099/18, постановления Восьмого апелляционного административного суда от 29.07.2020 г. по делу № 460/2556/19, от 11.08.2020 г. по делу № 460/2751/19, решение Харьковского окружного административного суда от 15.06.2020 г. по делу № 520/13912/19.

Похожая ситуация рассматривалась в публикации «Несвоевременно уплатили НДФЛ и военный сбор в бюджет — каким будет штраф?».

Ответственность за неначисление, неуплату и недоплату НДФЛ и ВС

Достаточно распространенным является случай, когда налоговый агент не начислил (неправильно рассчитал) сумму НДФЛ, что, в свою очередь, привело к ошибке в виде недоплаты налога в бюджет и указания недостоверных сведений в форме № 1ДФ.

Ошибку обнаружила ГНСУ

В таком случае это грозит штрафами, указанными в таблице 2.

Таблица 2

Санкции за неначисление, неуплату, несвоевременную уплату, недоплату НДФЛ

№ п/п

Вид санкции

Размер

Основание

Финансовая ответственность за неначисление, неудержание, неуплату НДФЛ

25% суммы налога, подлежащей начислению и/или уплате в бюджет;

50% суммы налога, если те же действия совершены повторно в течение 1095 дней;

75% суммы налога, если нарушение происходит третий и каждый следующий раз

п. 127.1 НКУ

Финансовая ответственность за предоставление с недостоверными сведениями или с ошибками формы № 1ДФ

1020 грн;

повторно в течение года — штраф 2040 грн

п. 119.1 НКУ

Административная ответственность должностного лица, допустившего ошибку

от 2 до 3 НМДГ (от 34 грн до 51 грн);

повторно в течение года — от 3 до 5 НМДГ (от 51 грн до 85 грн)

ст. 1634 КоАП

Пеня (в случае просрочки по уплате налога)

За каждый календарный день просрочки согласно правилам, установленным ст. 129 НКУ

п. 129.1, п. 129.4 НКУ

Ошибку исправляет налогоплательщик самостоятельно

По этому поводу есть действующее разъяснение из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua), касающееся ответственности налогового агента в случае самостоятельного исправления ошибки при начислении и перечислении НДФЛ в бюджет.

Также есть письмо ГФС от 23.11.2016 г. № 20232/5/99-99-13-01-01-16, разъясняющее правила применения штрафов при самостоятельном исправлении ошибок налоговым агентом.

По мнению контролеров, к налоговым агентам применяются те же штрафы, которые указаны в таблице 2. Отличие состоит лишь в том, что в день зачисления средств на соответствующий счет Казначейства Украины заканчивается начисление пени (пп. 129.3.1 ПКУ).

Что касается штрафа в размере 1020 грн за недостоверные сведения в форме № 1ДФ (п. 119.1 НКУ) и админштрафа (ст. 1634 КоАП) — мы в целом согласны.

А вот с применением штрафа в размерах 25%, 50%, 75% (п. 127.1 НКУ) трудно согласиться. Мы считаем, в таком случае может быть применен только штраф в соответствии со ст. 126 НКУ в размере 10% погашенной суммы налогового долга (20% — при задержке более 30 к. дн.). Ведь, несмотря на то что налогоплательщик самостоятельно исправляет ошибку и погашает задолженность по НДФЛ, данное погашение осуществляется по истечении предельного срока уплаты налога.

Таким образом, мы ознакомились с наиболее распространенными штрафами, которые применяются к налоговым агентам в части начисления, уплаты и перечисления НДФЛ.

Напоследок отметим, что согласно п. 521 подраздела 10 р. ХХ НКУ за нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, установленного КМУ на всей территории Украины с целью предупреждения распространения на территории Украины коронавирусной болезни (COVID-19), штрафные санкции не применяются.

В период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, налогоплательщикам не начисляют пеню, а начисленная, но не уплаченная за данный период пеня подлежит списанию.

К тому же в п. 522 подраздела 10 р. ХХ НКУ установлен мораторий на проведение документальных и фактических проверок на период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина, в частности, кроме:

  • документальных внеплановых проверок, осуществляемых по обращению налогоплательщика;
  • документальных внеплановых проверок по основаниям, определенным пп. 78.1.7 и пп. 78.1.8 НКУ.

Как видим, в «карантинный» период штрафные санкции по НКУ не налагаются, хотя к административной ответственности, налагаемой согласно КоАП, привлечь могут.

Недавно на это обратили внимание и налоговики в разъяснении из категории 103.26 раздела «Запитання – відповіді з Бази знань» ЗІР (zir.tax.gov.ua). Поэтому желаем вам не допускать ошибок и избегать штрафов!

Редакция газеты

«Интерактивная бухгалтерия»

С 1 января 2021 года ставка НДФЛ по доходам, превышающим 5 млн рублей в год,увеличится. До достижения порога в 5 млн рублей доходы будут облагатьсяпо ставке 13%, все, что свыше — по ставке 15%. Ранее с таким предложениемвыступил Президент РФ.

«Полученные от такого повышения средства будут адресно направляться на лечение детей с тяжелыми и редкими заболеваниями, — отмечал ранее Председатель ГД Вячеслав Володин Володин Вячеслав Викторович Володин
Вячеслав Викторович Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Избран депутатом в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» . — Причем это именно дополнительное финансирование – все действующие федеральные и региональные программы, направленные на лечение детей, будут сохранены».

По данным Правительства, в бюджет по итогам 2021 годапоступит 60 млрд рублей, по итогам 2022 года — 64 млрд рублей, в 2023 году – 68,5млрд рублей.

10 ноября во втором чтении было принято 18 поправок. В том числе добавлено, что единовременные доходы граждан (например, выплаты по страховке,суммы, полученные от продажи имущества), превышающие 5 млн рублей, будутоблагаться полностью по ставке 13% и не будут учитываться в общем доходе за год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *