Как списать аптечку?

Вопрос аудитору

ФСС РФ разрешил бюджетному учреждению направить часть суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на предупредительные меры по сокращению травматизма. Учреждение заключило контракты на приобретение аптечек, спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты. Как отразить эту операцию в учете?

Согласно п. 3 правил, утв. приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н, организации могут за счет средств ФСС РФ проводить предупредительные мероприятия по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний (в т.ч. приобретать специальную одежду и обувь, аптечки для оказания первой помощи и прочие материалы). Для этого предварительно необходимо получить разрешение фонда.

Сумма взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний уменьшается на стоимость приобретенных материалов. Соответственно, аптечки, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты необходимо оплатить по виду расходов 119 и подстатьям 341 (аптечки), 345 (спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты) КОСГУ. Это следует из п. 51.1.1.4 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н), пп. 11.4.1, 11.4.5 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н).

Минфином России были изданы системные рекомендации по отражению в учете приобретения материалов в рамках мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (письмо Минфина России от 16.02.2017 № 02-07-07/8786).

В бухгалтерском учете приобретение материальных запасов в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ может быть отражено записями:

Дебет КРБ (КПС 119) Х 109 Х0 213 (Х 401 20 213) Кредит КРБ (КПС 119) Х 303 06 731 – начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (пп. 130, 131 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н, п. 15.3.1 Порядка № 209н);

Дебет КРБ Х 105 35 345 Кредит КРБ (КПС 119) Х 302 34 73Х – приобретены спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (пп. 31, 34, 127 Инструкции № 174н, пп. 11.4.5, 15.3 Порядка № 209н);

Дебет КРБ (КПС 119) Х 302 34 83Х Кредит КИФ Х 201 11 610 – оплачены материалы поставщику (пп. 73, 127 Инструкции № 174н, п. 66.5.1 Порядка № 132н, п. 16.3 Порядка № 209н),

одновременно увеличивается сумма на забалансовом счете 18 (коды 341, 345 КОСГУ) (п. 367 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н);

Дебет (КПС 119) КРБ Х 303 06 831 Кредит КИФ Х 201 11 610 – перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за вычетом расходов на приобретение аптечек и средств индивидуальной защиты (пп. 73, 130 Инструкции № 174н, п. 66.5.1 Порядка № 132н, п. 16.3.1 Порядка № 209н).

Учет операций по приобретению аптечек для оказания первой помощи

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт, компания «РосКо – Консалтинг и аудит»

Какой порядок налогового и бухгалтерского учета приобретения аптечек для оказания первой помощи? Какие особенности учета, если впоследствии расходы на приобретение аптечек возмещаются за счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ? Разберемся в практических аспектах учета подобных расходов и доходов.

Начнем с того, что наличие медицинской аптечки обязательно для всех организаций, независимо от осуществляемых видов деятельности. В соответствии со ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в том числе, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства. Условия труда представляют собой совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. В силу ст. 209 ТК РФ охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое (ст.223 ТК РФ). Таким образом, независимо от наличия вредных производственных факторов, работодатель обязан иметь аптечки в организации.

Источником приобретения медицинских аптечек могут быть собственные средства организации, а также средства ФСС РФ в счет финансового обеспечения предупредительных мероприятий по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Налогообложение

Расходы на приобретение аптечек для оказания первой помощи впоследствии могут возмещаться за счет средств, подлежащих уплате в ФСС РФ. И в этом случае возникают спорные моменты в части возможности принятия НДС к вычету, а также налогового учета доходов (расходов).

1.1 Налог на прибыль

Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ в составе прочих расходов учитываются расходы на обеспечение нормальных условий труда. Перечень расходов на «нормальные условия», приведенный в ст.163 ТК РФ, является открытым, то есть предприятие само вправе определять, что относится к нормальным условиям труда в его понимании. Между тем анализ норм ст.22, 163, 209, 223 ТК РФ и других отраслей права позволяет сделать вывод, что конкретный перечень нормальных условий труда в ТК РФ не установлен. Приведенные нормы закона, не связывают обязанность работодателя обеспечить нормальные условия труда и отдыха для работников с каким-либо особым характером работы или видом деятельности (решение АС Мурманской области от 11.11.2015 г. №А42-8232/2014).

Мероприятия по улучшению условий труда работников работодатель обязан проводить за счет собственных средств. Таким образом, расходы на осуществление подобных мероприятий можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ) при условии их экономической обоснованности (письма Минфина РФ от 24.03.2014 г. №03-03-06/2/12697, от 21.11.2013 г. №03-03-06/1/50213).

Спорным вопросом является возможность налогового учета расходов на комплектацию аптечек изделиями медицинского назначения, не приведенного в перечне лекарственных препаратов и медицинских изделий, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 г. №169н (далее по тексту – Перечень №169н).

Так, в перечне №169н должны содержаться:

— изделия медицинского назначения для временной остановки наружного кровотечения и перевязки ран (жгут кровоостанавливающий, бинты марлевые медицинский нестерильный и стерильные, пакет перевязочный медицинский индивидуальный стерильный с герметичной оболочкой, салфетки марлевые медицинские стерильные, лейкопластырь бактерицидный и рулонный);

— изделия медицинского назначения для проведения сердечно-легочной реанимации (устройство для проведения искусственного дыхания или карманная маска для искусственной вентиляции легких);

— прочие изделия медицинского назначения (ножницы для разрезания повязок, салфетки антисептические, из бумажного текстилеподобного материала, стерильные спиртовые, перчатки медицинские нестерильные смотровые);

— прочие средства.

То есть лекарственные препараты в приведенном перечне №169н не значатся.

А, по мнению финансистов, укомплектация аптечек должна производиться строго по Перечню №169н (письмо Минфина РФ от 20.08.2012 г. № 03-03-06/1/412). Это означает, что организация не сможет признать в налоговом учете расходы на приобретение лекарственных средств, которые не поименованы в Перечне №169н. С такой позицией финансового ведомства трудно согласиться. Приведенный Перечень №169н содержит ограничительно­ минимальный набор изделий медицинского назначения. Как уже отмечалось, налоговое законодательство, в частности, глава 25 НК РФ не содержит запрета на комплектацию аптечек дополнительными лекарственными средствами.

Кроме того, для отдельных видов деятельности существуют еще отраслевые санитарные правила. Так, для организаций железнодорожного транспорта утверждено Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.04.2003 г. №32 «О введении в действие «Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. СП 2.5.1250-03».

Пунктом 4.6.4 СП 2.5.1250-03 «Санитарные правила по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте» установлено, что аптечка первой помощи должна быть укомплектована медикаментами и перевязочными материалами. Аптечка железнодорожная для оказания первой помощи пострадавшим в вагонах поездов дальнего следования при возникновении чрезвычайных ситуаций или временного расстройства здоровья пассажиров должна включать в себя помимо перевязочных материалов валидол, анальгин, корвалол, цитрамон, баралгин, дротаверина г/х и ацетилсаллициловую кислоту.

С целью исключения налоговых рисков, список лекарственных препаратов, которые должна содержать медицинская аптечка, необходимо утвердить руководителем организации (например, в качестве приложения к положению об охране труда).

Немало спорных моментов возникает в том случае, если расходы на приобретение препаратов для оказания первой помощи возмещаются за счет средств ФСС РФ.

Минздравсоцразвитием РФ утвержден типовой перечень (далее по тексту – Перечень №181н) ежегодно реализуемых работодателем за счет средств ФСС РФ мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (приказ от 01.03.2012 г. №181н). Например, за счет средств ФСС РФ может финансироваться создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи (п. 26 Перечня №181н).

Согласно правилам финансового обеспечения предупредительных мер (Приложение к Приказу Минтруда РФ от 10.12.2012 г. №580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», далее по тексту — Правила финансового обеспечения), за счет сумм страховых взносов в ФСС РФ подлежат возмещению расходы страхователя, в том числе на приобретение страхователями аптечек для оказания первой помощи (пп.»к» п. 3 Правил финансового обеспечения).

При этом страхователь обособленно осуществляет учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально отчитывается перед ФСС РФ об их использовании по форме, приведенной в письме ФСС РФ от 02.07.2015 г. №02-09-11/16-10779 (п.12 Правил финансового обеспечения).

Проанализируем порядок налогового учета доходов (полученных средств из ФСС РФ) и расходов (приобретение аптечек).

Как правило, финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний, ФСС РФ зачисляет на расчетный счет организации либо производит зачет средств в счет уплаты страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. И в этом случае у страхователя возникает вопрос о необходимости налогообложения полученных средств.

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к положениям ст.41 НК РФ, определяющей понятие «доходы». Так, доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. При получении компенсации расходов на финансирование предупредительных мер, страхователь не получает никакой экономической выгоды, а следовательно, данные средства не облагаются налогом на прибыль, несмотря на то, что положениями ст.251 НК РФ не предусмотрено исключение из состава налогооблагаемых доходов такого вида финансирования (письма Минфина РФ от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568).

Так, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2013 г. № А27-9551/2012 судьями отмечено, что поскольку финансирование заключается в том, что сумма расходов, осуществляемых страхователем, засчитывается ФСС РФ в счет уплаты страховых взносов, а в НК РФ отсутствует норма, которая бы квалифицировала такое финансирование в качестве дохода по налогу на прибыль, то ссылка налогового органа на п.8 ст.250 НК РФ необоснованна. Таким образом, средства страхователя, затраченные на проведение мероприятий, приведенных в Правилах финансового обеспечения и компенсируемые за счет средств ФСС РФ, в состав доходов в целях исчисления налога на прибыль не включаются.

Аналогичный подход применяется и в отношении налоговых расходов, связанных с приобретением аптечек. Расходы, которые впоследствии компенсируются ФСС РФ, для целей исчисления налога на прибыль не учитываются (письма Минфина РФ от 15.02.2011 г. №03-03-06/2/33, от 24.09.2010 г. №03-03-06/1/615, от 14.08.2007 г. №03-03-06/1/568, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 25.03.2013 г. №А27-9150/2012). При этом расходы в виде начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний признаются в «расходной» налоговой базе в полном объеме (пп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ).

1.2 Единый налог при УСН

В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ отметим, что расходы на обеспечение нормальных условий труда, в том числе расходы на приобретение аптечек, в закрытом перечне разрешенных расходов «упрощенца» не значатся (п.1 ст.346.16 НК РФ). На этом основании финансисты делают вывод, что такие расходы не учитываются при расчете единого налога (письмо Минфина РФ от 24.10.2014 г. №03-11-06/2/53908).

Однако рассматриваемые расходы можно классифицировать в качестве материальных расходов (п. 2 ст. 346.16, пп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ) и признать на дату погашения задолженности перед поставщиком медицинских аптечек (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Однако такой порядок налогового учета может вызвать претензии налоговых органов. Арбитражная практика по данной тематике отсутствует.

В отношении доходов и расходов, финансируемых за счет средств ФСС РФ, проблемы в налоговом учете возникают те же, что и для организаций, применяющих общую систему налогообложения.

1.3 НДС

Напомним основные условия, при которых налогоплательщик имеет право применить налоговый вычет по НДС в части приобретенных медицинских аптечек (п.1 ст.172 НК РФ):

— товар приобретен для операций, подлежащих налогообложению НДС;

— счет-фактура оформлен в соответствии с требованиями ст.169 НК РФ;

— товар принят к учету.

В отношении приобретения аптечек за счет собственных средств без последующей компенсации расходов ФСС РФ никаких сомнений в возможности принятия НДС к вычету не возникает. Если вышеуказанные условия соблюдены, то НДС правомерно принимается в состав налоговых вычетов в общеустановленном порядке.

Однако на практике у налогоплательщика могут возникнуть проблемы в случае возмещения ФСС РФ стоимости приобретенных аптечек с учетом НДС. То есть получается, что налогоплательщик возместил сумму НДС из бюджета (в момент приобретения аптечек) и впоследствии получил (зачел) ее в общей сумме возмещаемых расходов ФСС РФ. Но и в данной ситуации никаких ограничений в части принятия НДС в полном объеме к вычету, положения ст.172 НК РФ и ст.170 НК РФ не содержат.

Перечень ситуаций, при которых ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, ограничен (п.3 ст.170 НК РФ). При этом возмещение расходов на приобретение аптечек за счет средств ФСС РФ не подпадает под применение описанных в п.3 ст.170 НК РФ ситуаций.

Бухгалтерский учет

Согласно п.7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 (утв. приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. №92н), бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету, отражаются как возникновение целевого финансирования. Суммы целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний включаются в состав прочих доходов (абз.3 п.9 ПБУ 13/2000). Списание бюджетных средств со счета учета целевого финансирования производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены (п.9 ПБУ 13/2000).

Операции по приобретению медицинских аптечек с последующим возмещением расходов за счет средств ФСС РФ отражаются в бухгалтерском учете записями:

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Сумма, в рублях

Приняты к учету медицинские аптечки

100 000

Отражен «входной» НДС

10 000

Принят НДС к вычету

10 000

Погашена задолженность поставщику

110 000

Медицинские аптечки переданы в соответствующие подразделения организации

20,23,25,26,44

100 000

Отражена сумма финансирования на осуществление предупредительных мероприятий (на основании полученного разрешения от ФСС РФ)

100 000

Отражено уменьшение задолженности страховых взносов на сумму осуществленных расходов

100 000

Отражена сумма целевого финансирования по приобретенным аптечкам в составе доходов будущих периодов

100 000

Средства целевого финансирования признаются в составе доходов будущих периодов в момент принятия к учету аптечек с последующим отнесением на доходы отчетного периода при отпуске (передаче) аптечек в производственные подразделения организации.

Отражено отнесение доходов будущих периодов в состав прочих доходов

100 000

Штраф за отсутствие (неукомплектацию) аптечек

И в завершении статьи напомним, что отсутствие в организации аптечки первой помощи, равно как и ее неукомплектация, могут привести к административной ответственности.

Например, в одном из решений Московского городского суда от 12.12.2014 г. №7-9197, организация была признана виновной в нарушении требований Перечня №169н с наложением штрафа в 50 000 рублей (п.1 ст. 5.27 КоАП РФ). Аналогичное решение вынесено и в постановлении АС Московского округа от 27.04.2015 г. №А41-15774/2014.

Статья актуальна на 07.02.16

Бюджетные организации (июль 2019)

В выпуске

  • Удержания из заработной платы сотрудника невозвращенных сумм командировочных расходов
  • Отражение в учете бюджетного учреждения операций по приобретению молока и выдаче его сотрудникам
  • Дата отражения в учете документов от поставщиков коммунальных услуг при несвоевременном поступлении
  • Списание аптечек медицинских в бюджетном учреждении
  • Исправление казенным учреждением ошибок в учете

Скачать выпуск в формате pdf

Удержания из заработной платы сотрудника невозвращенных сумм командировочных расходов

Вопрос

Можно ли остаток денежных средств по командировке удержать из заработной платы? И как это правильно сделать?

Ответ

Чтобы удержать из заработной платы работника невозвращенную сумму, нужно:

  • составить приказ руководителя об удержании в произвольной форме. Сделать это нужно не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возврата подотчетной суммы (ст. 137 ТК РФ, Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0);
  • получить согласие работника на удержание. Работник должен подтвердить, что не оспаривает оснований и размеров удержания (ст. 137 ТК РФ, Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0).

Максимальный размер удержаний из заработной платы работника — 20% от начисленной суммы за минусом НДФЛ (ст. 138 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития России от 16.11.2011 N 22-2-4852).

В учет будут сделаны записи:

Д ХХХХ0000000000112 Х 208 26 567 К 00000000000000000 Х 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 112, КОСГУ 226

— выданы командировочные расходы;

Д ХХХХ0000000000112 Х 401 20 226 К ХХХХ0000000000112 Х 208 26 667

— приняты расходы (сумма меньше выданной);

Д ХХХХ0000000000111 Х 401 20 211 К ХХХХ0000000000111 Х 302 11 737

– начислена заработная плата сотруднику;

Д ХХХХ0000000000111 Х 302 11 837 К ХХХХ0000000000111 Х 304 03 737

– произведены удержания (на сумму невозвращенных командировочных расходов);

Д ХХХХ0000000000111 Х 304 03 837 К ХХХХ0000000000112 Х 208 26 667

— погашение задолженности подотчетного лица в сумме удержаний из его заработной платы (п. 106 Инструкции № 174н);

Д ХХХХ0000000000111 Х 302 11 837 К 00000000000000000 Х 201 11 610

— выдана заработная плата с учетом удержанной суммы

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 111, КОСГУ 211.

Обоснование

Обоснование: Чтобы удержать из заработной платы работника невозвращенную сумму, нужно:

  • составить приказ руководителя об удержании в произвольной форме. Сделать это нужно не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возврата подотчетной суммы (ст. 137 ТК РФ, Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0). Если этот срок нарушен, то взыскать задолженность можно в судебном порядке;
  • получить согласие работника на удержание. Работник должен подтвердить, что не оспаривает оснований и размеров удержания (ст. 137 ТК РФ, Письмо Роструда от 09.08.2007 N 3044-6-0). Согласие оформляется в произвольной форме. Например, подпись работника под согласием можно предусмотреть в приказе руководителя об удержании. Если согласие работника на удержание отсутствует, то взыскать задолженность можно будет только в судебном порядке.

Максимальный размер удержаний из заработной платы работника — 20% от начисленной суммы за минусом НДФЛ (ст. 138 ТК РФ, Письмо Минздравсоцразвития России от 16.11.2011 N 22-2-4852). Поэтому если невозвращенная подотчетная сумма превышает 20% начисленной зарплаты за минусом НДФЛ, то удерживать ее придется в течение нескольких месяцев.

В учет будут сделаны записи:

Д ХХХХ0000000000112 Х 208 26 567 К 00000000000000000 Х 201 11 610

— выданы командировочные расходы

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 112, КОСГУ 226

Д ХХХХ0000000000112 Х 401 20 226 К ХХХХ0000000000112 Х 208 26 667

— приняты расходы (сумма меньше выданной)

Д ХХХХ0000000000111 Х 401 20 211 К ХХХХ0000000000111 Х 302 11 737

– начислена заработная плата сотруднику

Д ХХХХ0000000000111 Х 302 11 837 К ХХХХ0000000000111 Х 304 03 737

– произведены удержания (на сумму невозвращенных командировочных расходов)

Д ХХХХ0000000000111 Х 304 03 837 К ХХХХ0000000000112 Х 208 26 667

— погашение задолженности подотчетного лица в сумме удержаний из его заработной платы (п. 106 Инструкции № 174н)

Д ХХХХ0000000000111 Х 302 11 837 К 00000000000000000 Х 201 11 610

— выдана заработная плата с учетом удержанной суммы

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 111, КОСГУ 211

Бухгалтерские записи по удержанию из заработной платы неиспользованных подотчетных сумм относятся к некассовым операциям.

В результате применения некассовых операций кассовые расходы на расчеты по оплате труда приводятся в соответствие с доходами и расходами на возмещение подотчетных сумм по следующей схеме:

  • уменьшение исполнения по коду КОСГУ, на котором учитывалась задолженность подотчетного лица (подстатья 226 КОСГУ);
  • увеличение исполнения по коду КОСГУ, по которому было произведено соответствующее удержание (счет 304 03) из выплат, причитающихся подотчетному лицу по счету 302 1x (подстатьи 211 КОСГУ).

Отражение в учете бюджетного учреждения операций по приобретению молока и выдаче его сотрудникам

Вопрос

Какие будут проводки по начислению и выдаче молока за вредные условия труда (учреждение бюджетное)?

Ответ

Расходы на приобретение молока для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ (Приказ № 209н). При этом применяется КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (Приказ № 132н, Таблица КВР и КОСГУ).

Бесплатная выдача работникам учреждения здравоохранения, занятым на работах с вредными условиями труда, молока осуществляется по Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) (п. 25.2 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации).

В учете бюджетного учреждения будут сделаны записи:

Д ХХХХ0000000000000 0 105 32 342 К ХХХХ0000000000244 0 302 34 73Х

Д ХХХХ0000000000244 0 302 34 83Х К 00000000000000000 0 201 11 610

Увеличение забалансового счета 18 по КВР 244, КОСГУ 214

Д ХХХХ0000000000244 0 109 Х0 272 К ХХХХ0000000000000 0 105 32 442

Обоснование

Расходы на приобретение молока для бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ (Приказ № 209н).

При этом применяется КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (Приказ № 132н, Таблица КВР и КОСГУ).

Приобретенное молоко принимается к учету в составе материальных запасов, что отражается записью по дебету счета 0 105 32 342 «Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения» и кредиту счета 0 302 34 73Х «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» (п. 34 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).

Перечисление денежных средств поставщику молока с лицевого счета бюджетного учреждения отражается записью по дебету счета 0 302 34 83Х «Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов» и кредиту счета 0 201 11 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (п. 129 Инструкции N 174н).

Одновременно на списанную со счета сумму производится запись по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (п. 367 Инструкции N 157н) по КВР 244 и КОСГУ 214.

Бесплатная выдача работникам учреждения здравоохранения, занятым на работах с вредными условиями труда, молока осуществляется по Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210) (п. 25.2 Отраслевых особенностей бюджетного учета в системе здравоохранения Российской Федерации, утвержденных Минздравсоцразвития России).

В учете при этом списание молока при его выдаче работникам оформляется записью по дебету счета 0 109 Х0 272 «Затраты по расходованию материальных запасов в себестоимости готовой продукции» и кредиту счета 0 105 32 442 «Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения» (п. 37 Инструкции N 174н).

Записи выглядят так:

Д ХХХХ0000000000000 0 105 32 342 К ХХХХ0000000000244 0 302 34 73Х

Д ХХХХ0000000000244 0 302 34 83Х К 00000000000000000 0 201 11 610

Увеличение забалансового счета 18 по КВР 244, КОСГУ 214

Д ХХХХ0000000000244 0 109 Х0 272 К ХХХХ0000000000000 0 105 32 442

Дата отражения в учете документов от поставщиков коммунальных услуг при несвоевременном поступлении

Вопрос

В форме 0503769 по состоянию на 30.06.2019 года не представляется возможным отразить сумму кредиторской задолженности, в частности, по коммунальным услугам, так как документы от поставщика на момент сдачи отчетности не поступили, сумма неизвестна. Как правильно поступить во избежание ошибок в учете и отчетности?

Ответ

Ч. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 СГС «Концептуальные основы», Письмо Минфина России от 28.02.2019 N 02-07-05/13459; Письмо Минфина России от 29.12.2017 N 02-07-05/88435, на первый взгляд, позволяют сделать вывод о возможности принятия к бухгалтерскому учету документов от поставщиков коммунальных услуг, в частности, в рассматриваемом вопросе: за июнь – в июле.

Однако, ФСБУ «События после отчетной даты», п. 1.7 Методических рекомендаций к нему, трактуют факт несвоевременного поступления после отчетной даты первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, произошедшие в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в отчетном периоде, как повод для внесения исправления в отчетность. Косвенный вывод таков: документы за отчетный период (от 30.06.2019 года) должны быть отражены в отчетности за отчетный период (на 30.06.2019 года – за первое полугодие 2019 года).

Полагаем, что применение положений данного стандарта более актуально при составлении годовой бухгалтерской отчетности. В целях же формирования промежуточной отчетности рекомендуем закрепить данное положение в учетной политике (п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), отразив порядок ежемесячного (ежеквартального) признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) таких объектов бухгалтерского учета, как расчеты с поставщиками коммунальных услуг.

При формировании же отчетности за 2019 год в случае невозможности своевременного получения документов, рекомендуем сформировать резерв по обязательствам учреждения, по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру в виду отсутствия первичных учетных документов (на фактически произведенные расходы, по которым в срок не поступили документы) (на услуги связи, на коммунальные услуги и иные услуги) в соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н,п. 160.1 Инструкции № 174н.

Однако, четких официальных разъяснений по данному вопросу нет.

Учреждению в любом случае необходимо руководствоваться критерием достоверности отчетности и ответственностью, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в ст. 15.11 КоАП РФ.

Обоснование

По данному вопросу следует руководствоваться следующими нормативными положениями:

  • каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Дата составления которого является обязательным реквизитом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • первичный (сводный) учетный документ составляется в момент совершения факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно по окончании операции (ч. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 СГС «Концептуальные основы»);
  • к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета. Указанные документы должны быть надлежащим образом оформлены лицами, ответственными за их оформление (п. 23 СГС «Концептуальные основы»);
  • лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (ч. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 24 СГС «Концептуальные основы»);
  • даты формирования, подписания и представления первичного учетного документа в некоторых случаях могут не совпадать, так как для его подписания могут потребоваться проверки, согласования, принятие решений (Письмо Минфина России от 28.02.2019 N 02-07-05/13459);
  • в случае непредставления в бухгалтерию документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета бухгалтер не имеет оснований отражать записи в бухгалтерском учете и вносить сведения в регистры бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 29.12.2017 N 02-07-05/88435).

Данные положения, на первый взгляд, позволяют сделать вывод о возможности принятия к бухгалтерскому учету документов от поставщиков коммунальных услуг, в частности, в рассматриваемом вопросе: за июнь – в июле.

Однако, с 01.01.2019 года вступил в силу ФСБУ «События после отчетной даты».

В п. 1.7 Методических рекомендаций, доведенных Письмом Минфина России N 02-06-07/55005, сказано, что несвоевременное поступление после отчетной даты первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, произошедшие в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в отчетном периоде, не является событием после отчетной даты.

В этом же пункте приведены примеры: если документы, относящиеся к отчетному периоду, поступили после того, как отчетность уже была составлена и подписана (принята) учредителем, указанные операции отражаются в учете на дату поступления документов, но как ошибки прошлых лет (п. 1.7 Методических рекомендаций).

Таким образом, СГС «События после отчетной даты» трактует факт несвоевременного поступления после отчетной даты первичных учетных документов, оформляющих факты хозяйственной жизни, произошедшие в отчетном периоде, информация о которых подлежит отражению в бухгалтерском учете и (или) раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности в отчетном периоде, как повод для внесения исправления в отчетность. Косвенный вывод таков: документы за отчетный период (от 30.06.2019 года) должны быть отражены в отчетности за отчетный период (на 30.06.2019 года – за первое полугодие 2019 года).

Однако, полагаем, что применение положений данного стандарта более актуально при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

В целях же формирования промежуточной отчетности рекомендуем закрепить данное положение в учетной политике (п. 9 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»), отразив порядок ежемесячного (ежеквартального) признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) таких объектов бухгалтерского учета, как расчеты с поставщиками коммунальных услуг.

При формировании же отчетности за 2019 год в случае невозможности своевременного получения документов, рекомендуем сформировать резерв по обязательствам учреждения, по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру в виду отсутствия первичных учетных документов (на фактически произведенные расходы, по которым в срок не поступили документы) (на услуги связи, на коммунальные услуги и иные услуги) в соответствии с п. 302.1 Инструкции № 157н,п. 160.1 Инструкции № 174н.

Однако, четких официальных разъяснений по данному вопросу нет.

Учреждению в любом случае необходимо руководствоваться критерием достоверности отчетности и ответственностью, предусмотренной ст. 15.15.6 КоАП РФ, по отношению к составу административного правонарушения, содержащегося в ст. 15.11 КоАП РФ.

Списание аптечек медицинских в бюджетном учреждении

Вопрос

Как правильно оформить списание медицинских аптечек? Нужно ли привлекать сторонние организации, как отразить в бухгалтерском учете?

Ответ

Выбытие материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (п. 34 Инструкции № 157н). Списание аптечки в результате ее расходования либо по истечении срока годности осуществляется на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В Инструкции № 174н не приведены бухгалтерские записи по списанию медикаментов в связи с истечением срока годности. Официальных разъяснений нет, учреждению целесообразно закрепить в учетной политике необходимые корреспонденции. Полагаем, в зависимости от причины списания в учете делаются записи (п. 37 Инструкции № 174н):

Д 0 401 10 172 К 0 105 31 441 – списана аптечка по истечении срока годности;

Д 0 401 20 (109 ХХ) 272 К 0 105 31 441 – списана израсходованная аптечка.

Уничтожение медикаментов требует привлечения сторонней организации в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674 (ст. 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», который регулирует отношения, возникающие, в частности, в связи с хранением и применением лекарственных средств).

При этом отражение в учете стоимости выполненных работ по уничтожению медикаментов на основании договора со специализированной организацией и Акта приемки-сдачи выполненных работ производится следующими корреспонденциями:

Д ХХХХ0000000000244 0 109 ХХ (401 20) 226 К ХХХХ0000000000244 0 302 26 73Х- если заключен договор на утилизацию;

Д ХХХХ0000000000244 0 109 ХХ (401 20) 225 К ХХХХ0000000000244 0 302 25 73Х- если заключен договор на вывоз и утилизацию.

Обоснование

Принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, (в том числе в результате прекращения признания объекта в качестве актива субъекта учета (выбытия с балансового учета) осуществляется, если иное не установлено настоящей Инструкцией, на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) (п. 34 Инструкции № 157н).

Списание аптечки в результате ее расходования либо по истечении срока годности осуществляется на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

В Инструкции № 174н не приведены бухгалтерские записи по списанию медикаментов в связи с истечением срока годности. Официальных разъяснений нет, учреждению целесообразно закрепить в учетной политике необходимые корреспонденции.

Полагаем, в зависимости от причины списания в учете делаются записи (п. 37 Инструкции № 174н):

Д 0 401 10 172 К 0 105 31 441 – списана аптечка по истечении срока годности;

Д 0 401 20 (109 ХХ) 272 К 0 105 31 441 – списана израсходованная аптечка.

Принятие комиссией учреждения решения о списании аптечки с учета не требует от членов комиссии профессиональных знаний. Данное решение принимается в случае установления истекшего срока годности, либо по факту использования аптечки, что не требует ни привлечения эксперта в состав комиссии, ни специализированной организации для выдачи соответствующего заключения.

Однако, само уничтожение медикаментов требует привлечения сторонней организации, так как лекарственные средства подлежат уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ (ст. 59 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», который регулирует отношения, возникающие, в частности, в связи с хранением и применением лекарственных средств).

Данный порядок определен Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 N 674. Расходы, связанные с уничтожением лекарственных средств, возмещаются их владельцем (п. 9 Правил).

Владелец лекарственных средств, принявший решение об их изъятии, уничтожении и вывозе, передает указанные лекарственные средства организации, осуществляющей уничтожение лекарственных средств, на основании соответствующего договора (п. 10 Правил).

При этом отражение в учете стоимости выполненных работ по уничтожению медикаментов на основании договора со специализированной организацией и Акта приемки-сдачи выполненных работ производится следующими корреспонденциями:

Д ХХХХ0000000000244 0 109 ХХ (401 20) 226 К ХХХХ0000000000244 0 302 26 73Х- если заключен договор на утилизацию;

Д ХХХХ0000000000244 0 109 ХХ (401 20) 225 К ХХХХ0000000000244 0 302 25 73Х- если заключен договор на вывоз и утилизацию.

Исправление казенным учреждением ошибок в учете

Вопрос

Бухгалтер в январе 2018 года не начислил амортизацию по одному основному средству. Ошибка выявлена в мае 2019 года. Нужно ли доначислять амортизацию за декабрь? Какие исправительные проводки использовать?

Ответ

Ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности (Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

В данном случае отсутствие своевременного начисления амортизации является ошибкой. Относится она к ошибке прошлых лет (2018 год). В данном случае необходимо бухгалтерской справкой оформить дополнительные записи:

Д Х 401 28 271 К Х 104 ХХ 411

либо (если амортизация по объекту начислялась на счет 0 109 00 000, который был списан на уменьшение доходов отчетного периода)

Д Х 401 18 130 К Х 104 ХХ 411

Обоснование

Ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности (Методические рекомендации по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»).

В данном случае отсутствие своевременного начисления амортизации является ошибкой. Относится она к ошибке прошлых лет (2018 год).

В данном случае необходимо применить положения п. 33 Стандарта: ошибка отражается путем выполнения в соответствии с пунктом 28 настоящего Стандарта записей по счетам бухгалтерского учета в период (на дату) обнаружения ошибки и (или) ретроспективного пересчета бухгалтерской (финансовой) отчетности. Корректировке подлежат сравнительные показатели, раскрываемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности за отчетный год, начиная с того предшествующего года, в котором была допущена ошибка, за исключением случаев, когда осуществление такой корректировки не представляется возможным. Скорректированные сравнительные показатели предшествующего года (годов) приводятся в бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетного года обособленно с отметкой «Пересчитано»

В целях обособления операций, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, Инструкциями N 157н, N 162н предусмотрены соответствующие счета бухгалтерского учета:

  • 0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному»;
  • 0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет»;
  • 0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному»;
  • 0 401 29 000 «Расходы прошлых финансовых лет»;
  • 0 304 84 000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному»;
  • 0 304 94 000 «Консолидируемые расчеты года иных прошлых лет»;
  • 0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному»;
  • 0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет».

Применение данных счетов наглядно описано в Методических рекомендациях по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки.

В данном случае необходимо бухгалтерской справкой оформить дополнительные записи:

Д Х 401 28 271 К Х 104 ХХ 411

Либо (если амортизация по объекту начислялась на счет 0 109 00 000)

Д Х 401 18 130 К Х 104 ХХ 411

Исправительные операции, а также операции по закрытию счетов, на которых обособлена информация по исправлению ошибок прошлых лет, отражаются в отдельном регистре — журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет».

Согласно Методическим указаниям, показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям выявленных ошибок прошлых лет.

Входящие остатки корректируются по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также по строкам, отражающим значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Показатели оборотов по счетам бухгалтерского учета (увеличения, уменьшения объектов учета), доходов, расходов, отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируются на основании данных соответствующих регистров бухучета без учета оборотов по исправлению ошибок прошлых лет — как если бы выявленные ошибки прошлых лет были исправлены в момент их допущения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Подробнее об услуге «Экспертная поддержка» смотрите

Медикаменты закуплены бюджетным учреждением за счет муниципального бюджета. Истек срок их годности, возможности замены нет.
Медикаменты учтены бюджетным учреждением на счете 4 105 31 000.
Каков порядок их списания в связи с истечением срока годности (проводки, документальное оформление) в 2018 году?

5 февраля 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание медикаментов с истекшим сроком годности осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). При этом отражается бухгалтерская запись по дебету счета 4 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом счета 4 105 31 440 «Медикаменты и перевязочные средства».

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения при организации бухгалтерского учета руководствуются положениями:
— «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета…», утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
В соответствии с п. 34 Инструкции N 157н выбытие материальных запасов (в том числе в результате принятия решения об их списании) осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом).
Согласно п. 4 ст. 5 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» на медикаменты изготовитель обязан устанавливать срок годности — период, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению. Соответственно, по истечении срока годности медикаменты подлежат списанию.
На основании п. 37 Инструкции N 174н списание медикаментов, пришедших в негодность в связи с истечением срока годности, согласно принятому решению об их списании, отражается по дебету счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 105 01 440 «Медикаменты и перевязочные средства». Основанием для отражения выбытия медикаментов является Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230).
Таким образом, списание медикаментов в связи с истечением срока их годности отражается в учете бюджетного учреждения бухгалтерской записью:
Дебет 4 401 10 172 Кредит 4 105 31 440
— на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), отражено списание медикаментов с истекшим сроком годности.

К сведению:
Вывоз отходов класса опасности Г, к которым, в частности, относятся не подлежащие использованию лекарственные средства, для обезвреживания или утилизации должен осуществляться специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности (п.п. 2.1, 4.29 Санитарно-эпидемиологических требований к обращению с медицинскими отходами, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *