Как проводится контрольная закупка?

Что бизнес должен знать о контрольных закупках?

С контрольной закупкой может столкнуться любой индивидуальный предприниматель или любое юридическое лицо. Так как контрольная закупка проводится без предупреждения, подготовиться к ней практически невозможно, но если знать, как она проходит, чего ждать от проверяющих и как оспорить результаты проверки, шансы защитить свои права у предпринимателя возрастают в разы.

26 декабря 2018 года правительство утвердило порядок проведения контрольных закупок контролирующими органами в Постановлении от 21.11.18 № 1398.

Что такое контрольная закупка

Контрольная закупка, как плановые и внеплановые проверки, регулируется ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и является одной из форм государственного контроля.

Постановление Правительства от 21.11.18 № 1398 о правилах проведения контрольных закупок вступило в силу с 1 декабря 2018 года. Проверить могут любое предприятие, которое продает какие-либо товары или услуги, вне зависимости от вида деятельности и доходов. Поводом для контрольной закупки может стать жалоба покупателя. Контрольная закупка, в отличие от других проверок, всегда проводится без предупреждения.

Контрольные закупки не нужно путать с проверочными. Проверочные закупки помогают полиции выявить места продажи товаров, которые нельзя продавать или продажа которых ограничена, — например, нелегального алкоголя.

Как проходит контрольная закупка

Проверяющий выглядит и действует как обычный клиент, но после совершения контрольной закупки он должен рассказать о своей истинной роли представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю.

Закупка проводится в том случае, если по-другому оценить качество предоставления товаров и услуг невозможно. В иных случаях проводится внеплановая проверка. Контрольная закупка предполагает, что проверяющий действует так же, как обычный потребитель товаров и услуг или тот, кто совершает сделку с ИП или юридическим лицом.

При этом личный контакт между проверяющим и предпринимателем или его сотрудниками необязателен, проверяющий может связаться с компанией по почте, телефону или в мессенджере.

На какие документы обратить внимание

Контрольная закупка должна проводиться на основе приказа руководителя надзорного органа. В этом приказе должно быть указано, в частности, название органа государственного контроля, имя проверяющего, имя предпринимателя и адрес его работы, место и основания проведения контрольной закупки, сведения о согласовании контрольной закупки с прокуратурой, если она была согласована, и о проведении фото и видеосъемки.

Если контрольная закупка проводится лично, после ее завершения проверяющий должен рассказать представителю компании о проведении закупки, предъявить служебное удостоверение, приказ о проведении закупки и копию приказа о проведении закупки.

После этого товары и услуги возвращаются индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица, если их можно вернуть, а деньги возвращаются тому, кто проводил проверку, или переводятся на счет, с которого поступили.

Акт о проведении контрольной закупки составляется в течение трех часов после ее проведения, а если она проводилась дистанционно — на следующий день. Акт подписывается проверяющим, индивидуальным предпринимателем или представителем юридического лица и свидетелями, если они есть. В акте должны быть обозначены в том числе сведения о приобретенных товарах и услугах и о выявленных нарушениях, если они есть.

При проведении контрольной закупки проверяющий может запросить документы о товаре или услуге, которые предприниматель обязан представить потребителю по закону о защите прав потребителей, также он может снимать фото и видео.

Если при проведении контрольной закупки не было обнаружено никаких нарушений, то внеплановая проверка по тому же основанию проводиться не может. Контрольная закупка с личным присутствием проверяющего должна проводиться в присутствии двух свидетелей или с использованием видеозаписи.

Кто может проводить контрольные закупки

Контрольные закупки могут проводиться разными надзорными органами, например, Федеральной налоговой службой, Роспотребнадзором, Рособрнадзором, Сельхознадзором и антимонопольной службой. Скажем, Роспотребнадзор может проводить контрольные закупки для защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического контроля.

Какие нарушения можно выявить при контрольной закупке

Контрольная закупка проводится в том случае, если по-другому выявить нарушения невозможно. Примеры нарушений, которые можно выявить при контрольной закупке: вес товара не соответствует заявленному, покупателю не выдается чек или сдача, лекарственные препараты и алкоголь продают тем, кому их нельзя продавать, например, без рецепта, образовательные услуги предоставляют без лицензии.

Если представители надзорного органа обнаружили нарушение, они могут назначить внеплановую проверку или возбудить дело об административном правонарушении.

Чтобы потенциально оспорить результаты контрольной закупки, нужно проверить, имеют ли проверяющие право проводить закупки, могут ли они доказать, что по-другому выявить нарушения было невозможно, согласована ли закупка с прокуратурой и являются ли свидетели незаинтересованными лицами.

На что обращают внимания проверяющие

Контрольная закупка проводится по тем же основаниям, что и внеплановая проверка, — чаще всего на основании заявления от потребителя, права которого были нарушены, при нарушении требований маркировки товаров или при причинении угрозы или вреда гражданам, животным, растениям, окружающей среде и объектам культурного наследия. Также закупка может проводиться, чтобы проверить, устранила ли компания нарушения, которые были выявлены ранее (Федеральный закон от 18.04.2018 № 81-ФЗ).

То, на что обращают внимания проверяющие, зависит от того, какие именно нарушения они должны выявить. Например, если ценники наклеены неправильно или если табачные изделия продают несовершеннолетним, проверять будут именно эти факты.

При этом нарушения должны быть такими, что их невозможно выявить с помощью других форм контроля. Например, товары в интернет-магазине стоят дороже, чем указано на сайте, или в магазине клиенту навязывают дополнительные услуги, например, страховку.

Проверять те нарушения, на которые потребитель не жаловался, представители надзорного органа не имеют права.

Возможные штрафы

Размер штрафов зависит от выявленных нарушений. При первом нарушении за год штраф можно заменить предупреждением, за исключением тех случаев, когда причинен имущественный ущерб или есть угроза причинения вреда жизни и здоровью людей или государственной безопасности. Надзорный орган не может проводить контрольную закупку по анонимному заявлению.

Например, отсутствие медицинской книжки у сотрудника будет стоить юридическому лицу до 20 000 руб. и до 1 000 руб. для ИП или повлечет за собой приостановление деятельности на срок до 90 суток. Продажа продуктов с истекшим сроком годности будет стоить юридическому лицу до 300 000 руб. и до 30 000 руб. для ИП, а введение потребителя в заблуждение по поводу потребительских свойств товара или услуги — до 500 000 руб. для юридического лица и до 15 000 руб. для ИП.

Штраф нужно оплатить в течение двух месяцев с момента выдачи постановления или в течение двух месяцев с того дня, как суд вынес распоряжение.

После контрольной закупки надзорный орган может назначить внеплановую проверку предприятия, если нужно собрать дополнительную информацию.

Когда проверка не нужна или признается недействительной

Контрольная закупка должны проводиться после того, как потребитель пожаловался на какое-либо нарушение и продавец или предприниматель, который оказывает услуги, не удовлетворил его требование или проигнорировал его жалобу. Тогда потребитель может обратиться в надзорный орган. Если своевременно удовлетворить претензию клиента, в контрольной закупке не будет необходимости.

По итогам проверки проверяющий должен отдать индивидуальному предпринимателю или представителю юридического лица акт, составленный по результатам проверки. Представителю компании или ИП следует также дать расписку о том, что он ознакомлен с актом, или о том, что он отказался с ним знакомиться. Если акт не отдали предпринимателю, это является грубым нарушением процедуры контрольной закупки, на основании чего ее результаты можно признать недействительными (ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ).

Также, чтобы результаты закупки были признаны действительными, дата проведения контрольной закупки в интернет-магазине должна совпадать с датой выдачи кассового или товарного чека покупателю. (ст. 493 ГК РФ)

На контрольную закупку не распространяется запрет проверок индивидуальных предпринимателей и юридических лиц до 2020 года и непроведение проверок предпринимателей, которые зарегистрировали компанию менее трех лет назад.

Результаты проверки можно оспорить в течение 10 дней, написав жалобу в суд в свободной форме. Чаще всего основаниями для аннулирования результатов проверки служит неправильное оформление документов проверяющими или случаи, когда проверяющий спровоцировал сотрудника компании на нарушение. Уточнить правила оформления документов и процедуры проверки при контрольных закупках можно в Постановлении Правительства от 21.11.18 № 1398.

19 февраля в 09:30 (по Мск) состоится вебинар «Что изменится в розничной торговле табаком с 1 марта 2019, как подготовиться?». Успейте зарегистрироваться.

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки, которую государственные службы проводят без предупреждения. Бизнесмен узнает о ней только когда всё уже произошло. С контрольной закупкой к бизнесмену может прийти налоговая, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор — каждая служба проверяет свою сферу.

Правила контрольной закупки

В декабре 2018 года появились правила контрольной закупки. Раньше чётких правил не было, поэтому результаты контрольной закупки было сложно оспорить. Теперь бизнесменам будет проще защититься и избежать штрафов.

Кого касается

Проверить могут любую компанию или предпринимателя, который что-то продаёт, оказывает услуги или выполняет работы. Ревизор может прийти в магазин как обычный покупатель, заказать пиццу по телефону или через интернет. И неважно, какой у вас бизнес: сеть супермаркетов, одиночная булочная или интернет-магазин натуральной косметики.

1. Покупка товара. Инспектор приходит как обычный покупатель. Проверяющий может быть с двумя свидетелями или снимать процесс на видео. Он сам выбирает товар или услугу или просит продавца помочь. Вычислить инспектора практически невозможно.

2. Объявление о контрольной закупке. Как только проверяющий расплатился наличкой или картой, он предъявляет удостоверение и объявляет, что сделал контрольную закупку. Затем инспектор показывает кассиру приказ и отдаёт копию под подпись. Если инспектор что-то купил через интернет или по телефону, он может сказать об этом не сразу, а только на следующий день.

3. Составление акта. Сразу после покупки инспектор составляет акт — на это у него есть максимум три часа. Если он сделал покупку через интернет, по телефону или отдал товар на экспертизу — не позднее следующего дня. Если инспектор обнаружил нарушения, он должен указать их в акте. Продавец может отказаться подписывать акт — тогда инспектор указывает это в документе. Копию акта проверяющий отдаёт продавцу.

4. Возврат товара и денег. Если проверяющий купил товар и не нашёл нарушений, он его возвращает, а продавец отдаёт ему деньги. Их нужно вернуть так же, как получил — наличкой или на карту. Если товар забрали на экспертизу, возвращать деньги не нужно.

Если ревизор заплатил за услугу или работу и объявил о контрольной закупке до того, как получил результат, деньги нужно вернуть. Например, инспектор пришёл в парикмахерскую, расплатился заранее и объявил о контрольной закупке. Стричь его не надо, только вернуть деньги.

Если инспектор расплатился после того, как ему оказали услугу — помыли машину или накормили в кафе — возвращать деньги не нужно.

Что делать при контрольной закупке

Проверьте соблюдение приказа. Изучите удостоверение инспектора и приказ о проведении контрольной закупки. Копию приказа ревизор должен отдать продавцу — если он не сделает этого, напомните.

Нарушение любого пункта приказа — повод признать результаты контрольной закупки недействительными и отменить штраф. Если в документе написано, что проверку делает Иванов, а пришёл Петров, это повод подать возражение. Если в приказе указано, что инспектор должен купить один товар, а он приобрёл другой — второй повод. Если в приказе сказано, что контрольную закупку должны провести 10 февраля, а инспектор пришёл 11 февраля — третий повод. Инспектор обязан действовать так, как сказано в приказе.

Что должно быть в приказе (п. 8 Правил):

  1. Название госоргана, который проводит контрольную закупку.
  2. ФИО и должность инспектора.
  3. Название компании или ФИО индивидуального предпринимателя, у которого проводят контрольную закупку. Если инспектор делает закупку по телефону или через интернет — номер телефона или адрес сайта.
  4. Регистрационный номер юрлица или индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика (если у госоргана есть эта информация).
  5. Что инспектор проверяет.
  6. Основание для проведения контрольной закупки.
  7. Товары, которые инспектор купит, или услуги, которые закажет. Способ их закупки и оплаты.
  8. Дата проведения закупки.
  9. Будет ли применяться фото- и видеосъемка.
  10. Дата и номер письма-извещения в прокуратуру о контрольной закупке.

Как выглядит акт проверки

Проверьте правильность составления акта. Нарушение правил оформления акта — повод оспорить результаты контрольной закупки. У каждого госоргана свои типовые акты, но есть общие требования.

Что должно быть в акте (п. 15 Правил):

  1. Дата, время и место составления акта о проведении контрольной закупки.
  2. Название госоргана, который проводит закупку.
  3. Дата и номер приказа о проведении контрольной закупки.
  4. ФИО и должность инспектора.
  5. Название юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя.
  6. Место, где проводят контрольную закупку. Если инспектор делает закупку по телефону или через интернет — номер телефона или сайт.
  7. Информация о товарах, работах или услугах, которые купил или заказал проверяющий. Способ покупки и оплаты.
  8. Информация о нарушениях или их отсутствии.
  9. Подпись продавца о том, что он знаком с приказом о проведении контрольной закупки и получил его копию. Если отказался — отметка про это.
  10. Сведения о свидетелях (если они были).
  11. Сведения о видеозаписи, фотосъемке.
  12. Подпись инспектора и свидетелей (если они были).
  13. Подпись продавца. Если не захотел подписывать акт, инспектор это указывает.

Берегитесь мошенников. Проверяйте документы и обращайте внимание на поведение проверяющих. Если возникают сомнения, звоните в госорган, сотрудниками которого они представились.

Причины для контрольной закупки

Госорганы не могут прийти с контрольной закупкой потому, что им так захотелось — только если для этого есть причины (ст. 10 ФЗ №294-ФЗ).

Нарушение прав потребителя. Например, на ценнике указана одна стоимость товара, а кассир пробивает другую. Или покупатель попросил продавца заменить футболку, которая не подошла по размеру, а тот отказался. Если покупатель пойдет в Роспотребнадзор, его жалобы будет достаточно для проведения контрольной закупки.

Угроза, вред здоровью или жизни. Например, человек попал в больницу с отравлением после того, как съел пирожное в кафе.

Маркировка в 2019 году: что делать

Нарушение правил маркировки товаров. Например, на бутылке вина нет акцизной марки. Кроме алкоголя, маркировка уже действует на шубы, молочку, мясо и рыбу. В 2019 году обязательную маркировку введут для табака, обуви, шин, духов, одежды и фотоаппаратов.

У предпринимателя уже находили нарушения. Госорганы захотят проверить, исправился ли он. Например, соответствует ли теперь цена товара на ценнике той, что пробивает кассир.

Инспектор может провести контрольную закупку, только если по-другому проверить предпринимателя нельзя. Если представитель госоргана не сможет доказать, что другого способа проверить бизнесмена не было, результаты контрольной закупки признают недействительными. Это правило пригодится бизнесмену, если он решит судиться (п. 3 Правил).

Чем грозит контрольная закупка

Если инспектор нашёл нарушения, к бизнесмену могут прийти с внеплановой выездной проверкой. Если нарушений много, после контрольной закупки против бизнесмена могут возбудить административное дело. Размер штрафа зависит от того, за что бизнесмена будут судить (п. 21 Правил).

Как оспорить результаты

Если бизнесмен не согласен с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно отправить возражения в тот орган, который проводил проверку:

  1. Когда инспектор оформит акт, подпишите его с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями». Совсем не подписывать акт нет смысла — в документе есть строка «пометка об отказе ознакомления с актом проверки». Если бизнесмен откажется подписывать акт, инспектор сделает отметку, что тот отказался прочесть документ.
  2. Подготовьте возражения в двух экземплярах: один для госоргана, второй для себя. Подробно опишите, с чем вы не согласны. Приложите копии документов, которые подтверждают вашу правоту.
  3. Отправьте возражения в госорган, который проводил закупку. Сделайте это в течение 15 дней после контрольной закупки (ст. 16 ФЗ №294 ФЗ). Документы можно отнести лично, отправить почтой или электронным письмом. Если выбрали последний вариант — подпишите документы электронной подписью.
  4. Дождитесь ответа госоргана. Срок зависит от того, кто проводил контрольную закупку. Например, если приходили из Роспотребнадзора, то ответить на возражение должны в течение 30 дней после того, как получили его (п. 87 приказа Роспотребнадзора).

Если госорган не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Например, если закупку проводил представитель регионального Роспотребнадзора, можно отправить возражения в федеральный Роспотребнадзор. Если решили идти в суд, проконсультируйтесь с юристом.

Коротко о контрольной закупке

Любой покупатель может внезапно оказаться инспектором госоргана, который проводит контрольную закупку. Поводом для проверки может стать жалоба покупателя.

Нарушение любого пункта приказа о контрольной закупке или правил составления акта — повод оспорить результаты закупки. Проверьте удостоверение инспектора, выполнение приказа и правильность составления акта.

Итогом контрольной закупки может стать внеплановая проверка или штраф. Если не согласны, напишите возражения и отправьте их в госорган, который проводил закупку. Если он не согласится с возражениями, идите в вышестоящий орган или суд.

Я столкнулся с контрольной закупкой. Что делать? Памятка для предпринимателя

Зачем нужна контрольная закупка и кто её проводит?

Контрольная закупка проводится по жалобе потребителя (покупателя); она помогает контролирующим инстанциям выявлять нарушения правил продажи товаров (работ, услуг).

Проводить контрольную закупку могут разные надзорные органы. Например,Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Федеральная налоговая служба, Федеральная антимонопольная служба, Рособрнадзор.

Важно: Контрольная закупка всегда проводится без предупреждения продавца (исполнителя). В ходе контрольной закупки проверяющий может запросить у продавца документы о товаре или услуге (накладные, сертификаты и декларации о соответствии и т.п.).

Есть два способа контрольной закупки:

  • обычная (непосредственно в магазине, офисе и т.п.);
  • дистанционная (приобретение через Интернет, по почте и т.п.).

Как проводится обычная контрольная закупка

При контрольной закупке проверяющий лично приобретает товар (услугу, работу) в магазине, офисе и т.п. Контрольная закупка от начала и до момента завершения должна проводиться в присутствии свидетелей или фиксироваться на фото и видео.

Важно: начало закупки – это непосредственная покупка товара либо заказ услуги, работы; завершение – объявление о том, что проводилась контрольная закупка.

После приобретения товара (услуги, работы) проверяющий должен сразу же:

  • сообщить о том, что была проведена контрольная закупка;
  • предъявить служебное удостоверение, выданное госорганом, организовавшим контрольную закупку;
  • показать приказ о проведении контрольной закупки и вручить его копию.

Если проверяющий предъявил удостоверение, но вы всё равно сомневаетесь в его полномочиях или в том, что проверка законна, это можно проверить. В удостоверении должен быть указан государственный орган – позвоните туда и спросите, действительно ли у вас должна была проводиться контрольная закупка и кто ответственный.

Проверяющий может потребовать от предпринимателя (продавца) либо его представителя (сотрудника) расписаться в приказе о проведении контрольной закупки. От получения этого приказа можно отказаться и подпись об ознакомлении не ставить. Однако это ни на что не повлияет: проверяющие в любом случае пришлют приказ по почте.

Что будет с товаром, купленным во время контрольной закупки?

Все, что приобретено в ходе контрольной закупки, проверяющие вернут, но за стоимость приобретенного. Это правило не касается товаров, которые можно использовать один раз (например, еда в ресторане). За такие товары деньги можно не возвращать.

Стоимость оказанной услуги или выполненной работы в рамках контрольной закупки также должны вернуть, если это возможно в силу их характера (например, составление договора). Работы и услуги, которые не были выполнены к моменту завершения контрольной закупки, можно не выполнять.

Если товар (услугу, работы) оплатили наличными денежными средствами, то вернуть проверяющему их нужно на месте. При безналичном расчете продавец (исполнитель) должен предпринять действия по возврату – отменить банковскую операцию и перечислить денежные средства на карту, с которой оплачивались товар (услуга, работа).

Важно: в некоторых случаях товар может быть отправлен на экспертизу и арестован. Например, это возможно, если для проверки была приобретена пищевая продукция. В таком случае часть имеющегося товара отправят на экспертизу, а остальная продукция будет арестована.

Обратите внимание: сроки проведения экспертизы по контрольной закупке не установлены, но, как показывает практика, они составляют около двух недель.

Результат экспертизы направляется проверяемому на следующий рабочий день после её окончания любым доступным способом, например на руки или по почте.

Что в итоге?

По итогам контрольной закупки составляется акт. Срок на его составление – три часа после завершения контрольной закупки.

Акт должен содержать следующие сведения:

  • дату, время и место составления;
  • наименование проверяющего госоргана;
  • дату и номер приказа о проведении контрольной закупки;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица или лиц, проводивших контрольную закупку;
  • наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности, где непосредственно была проведена контрольная закупка;
  • сведения о товарах (работах, услугах), приобретенных в ходе контрольной закупки, способах их приобретения и оплаты;
  • сведения о выявленных нарушениях обязательных требований или об их отсутствии (обязательно со ссылками на нарушенные пункты и статьи законов и иных нормативных правовых актов);
  • данные об ознакомлении с приказом и о получении его копии или сведения об отказе от этого;
  • сведения о свидетелях (Ф. И. О., место регистрации) или о фотовидеофиксации;
  • подписи проверяющих лиц и свидетелей (при наличии);

Составленный акт предприниматель или представитель (сотрудник) должен подписать. Отказаться от подписи акта можно, это не будет иметь никаких правовых последствий. Акт вручается проверяемому, о чем делается соответствующая отметка. При отказе от получения акта проверяющие направят его по почте.

С обычной контрольной закупкой разобрались. А как проводится дистанционная закупка?

Дистанционная контрольная закупка исключает непосредственный контакт проверяющего с продавцом при совершении сделки. То есть, инспектор может приобрести товар через Интернет, по телефону, электронной почте или с использованием сетей почтовой связи.

Предприниматель не узнает, что в отношении него была проведена дистанционная контрольная закупка, пока не получит приказ, направленный проверяющим по почте не позднее следующего дня после ее проведения.

Акт о проведении дистанционной контрольной закупки должен содержать те же данные, что и акт о проведении недистанционной контрольной закупки.

В ходе дистанционной контрольной закупки приобретенный товар могут отправить на экспертизу. Сроки проведения экспертизы едины, они составляют около двух недель. Результаты экспертизы не позднее следующего рабочего дня после их оформления направляются предпринимателю.

Я не согласен с результатами контрольной закупки. Их можно обжаловать?

Если по результатам контрольной закупки выявлены какие-либо нарушения, предпринимателя ждет административная ответственность.

В некоторых случаях выявленные нарушения влекут внеплановую выездную проверку. Например, это возможно, если по результатам экспертизы в пищевой продукции выявлены бактерии кишечной палочки.

Если предприниматель не согласен с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно всё сделать правильно:

— подписывая акт проверки сделать пометку «с возражениями» или «с замечаниями»;

— направить возражения в инстанцию, проводившую проверку.

Письмо с возражениями нужно составить в двух экземплярах – для себя и для «того» парня, т.е. проверяющей организации. В письме внятно и аргументировано изложите свою позицию, а также приложите документы, которые могут подтвердить правдивость ваших слов.

Документы и письмо нужно отправить в течение 15 дней после контрольной закупки; это можно сделать лично, отправить почтой или электронным письмом. В последнем случае заверьте документы электронной подписью.

— далее дождитесь ответа от проверяющей инстанции и действуйте в зависимости от результата. Например, в случае, если государственный орган с вашими возражениями не согласен, а вы по-прежнему убеждены в своей правоте, имеет смысл обратиться в вышестоящую инстанцию или в суд.

Однако после проведенной контрольной закупки «расслабляться» не стоит! Проверяющая инстанция может прийти снова в любой момент!

Контрольные закупки: особенности проведения, права проверяющих и проверяемых

Контрольная закупка — это вид внеплановой проверки, которую надзорные органы проводят без предупреждения.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель узнают о ней только тогда, когда контрольная закупка уже состоялась. С контрольной закупкой к предпринимателю может прийти налоговая инспекция, Роспотребнадзор, Росалкогольрегулирование, Росздравнадзор — каждый надзорный орган проверяет свою сферу.

На примере контрольной закупки Роспотребнадзора расскажем, когда проводится контрольная закупка, как она проходит, какие права есть у инспектора и проверяемого юридического лица или ИП.

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

При осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора проводятся контрольные закупки в порядке, установленном Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).

Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (ИП) обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Проверить могут любую компанию или ИП, который что-то продает, оказывает услуги или выполняет работы. Инспектор может прийти в магазин как обычный покупатель, заказать букет по телефону или через интернет. И неважно, какой у вас бизнес: сеть супермаркетов, одиночная парикмахерская или интернет-магазин компьютерной техники.

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 утверждены Правила организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора) (далее — Правила).

Правила определяют требования к проведению мероприятия по контролю, в ходе которого надзорным органом будут осуществляться действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, ИП обязательных санитарных или технических требований в ходе своей финансово-хозяйственной деятельности.

В чем необходимость упорядочивания такого метода, как контрольная закупка, в ходе осуществления надзорных мероприятий? Напомним, что санитарно-эпидемиологический надзор осуществляется для контроля соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и проводится в плановом и внеплановом порядке.

КОГДА БУДУТ ПРОВОДИТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ

Роспотребнадзор принимает решение о проведении контрольной закупки, если оценить соблюдение требований, установленных федеральными законами при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг потребителям, можно только в рамках проведения контрольной закупки.

Например, Иван Иванович Иванов купил в супермаркете дорогостоящий ром. Дома, попробовав напиток, понял, что купил контрафакт, кроме того, отравился некачественным алкоголем. Как Ивану Ивановичу вернуть деньги и призвать супермаркет к ответственности? Продавцы в магазине разводят руками и говорят, что «это вы купили не у нас, ничего не знаем». Да, у Иванова есть чек, там указано торговое наименование, время покупки, но нет прямых доказательств, что продукция некачественная. Любой качественный товар может быть заменен контрафактным, если у товара нет серийного номера, который дублируется в кассовом или товарном чеке.

Теперь Иван Иванович может обратиться в управление Роспотребнадзора с жалобой на факт продажи некачественного товара.

Сотрудники Роспотребнадзора под видом покупателей приобретут продукцию, и если она будет некачественной, смогут сразу же организовать и провести внеплановую проверку. Если в ходе проверки будут выявлены нарушения обязательных требований, то сразу же можно принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности.

СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ

Порядок проведения контрольной закупки:

Шаг 1. Представление о проведении контрольной закупки

Уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора; далее — инспектор) вносит руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора) мотивированное представление (письмо-предложение) о проведении контрольной закупки, обосновывает ее основания (например, проведение контрольной закупки с целью исследования продукта на соответствие техническому регламенту).

Шаг 2. Издание приказа о контрольной закупке

Если руководитель или заместитель руководителя надзорного органа согласен с основаниями, указанными в представлении, он принимает решение о проведении контрольной закупки, издается приказ о проведении контрольной закупки.

Контрольная закупка должна проводиться только на основании приказа (распоряжения) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля о проведении контрольной закупки.

В приказе о контрольной закупке должна быть следующая информация (п. 8 Правил):

  • наименование органа государственного контроля, а также вид государственного контроля, в рамках которого проводится контрольная закупка;
  • фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение контрольной закупки;
  • наименование юридического лица или ФИО ИП, в отношении которых проводится контрольная закупка. Место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, где непосредственно планируется проводить контрольную закупку.
  • при проведении дистанционной контрольной закупки в приказ о проведении контрольной закупки включается информация, позволяющая идентифицировать место проведения контрольной закупки (почтовый адрес, номер телефона, факса, адрес сайта, адрес электронной почты и (или) иная информация, название интернет магазина, адрес интернет-страницы);
  • государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, номер записи об аккредитации в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у органа государственного контроля (надзора) указанной информации);
  • основание проведения контрольной закупки;
  • сведения о товарах (работах, услугах), подлежащих приобретению в ходе контрольной закупки, способах их закупки и оплаты;
  • дату проведения контрольной закупки;
  • сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи в ходе контрольной закупки (особенно для дистанционной закупки);
  • сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры либо об извещении органов прокуратуры о ее проведении (с указанием даты и номера письма о согласовании либо извещения);
  • если контрольная закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, они подлежат описи с указанием номеров банкнот;
  • если контрольная закупка проводится путем безналичных расчетов, в приказ о проведении контрольной закупки включаются сведения об используемом способе безналичного расчета, а также о способе идентификации средства платежа (номер карты).

Шаг 3. Покупка товара или услуги

На основании приказа сотрудник Роспотребнадзора проводит закупку — под видом покупателя приобретает товар или услугу.

Сотрудник Роспотребнадзора, если у него есть приказ о проведении контрольной закупки, вправе:

  • выбирать товар (работы, услуги) самостоятельно либо с привлечением работника (представителя) юридического лица, индивидуального предпринимателя или его работника (представителя);
  • подписывать документы, а также совершать иные действия, необходимые для приобретения товаров (работ, услуг);
  • запрашивать документы и (или) информацию о товаре (работе, услуге), представление которых потребителю предусмотрено законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей (например, сертификат соответствия и пр.);
  • в необходимых случаях использовать средства фото- и киносъемки, а также видеозаписи как необходимый элемент подтверждения факта продажи, особенно в тех случаях, когда продукт будет приобретаться с целью исследования на соответствие техническому регламенту и пр. или при дистанционной закупке.

Шаг 4. Сообщение о том, что контрольная закупка состоялась, составление акта о контрольной закупке

После завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки или если товар приобретался с целью проведения лабораторного исследования) сотрудник Роспотребнадзора:

  • объявляет о проведении контрольной закупки;
  • предъявляет служебное удостоверение, приказ о проведении контрольной закупки и передает представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю либо его представителю копию приказа о проведении контрольной закупки.

Затем составляется акт о контрольной закупке. Руководитель юридического лица или ИП, продавец магазина (или иной представитель юридического лица или ИП) должны написать в акте о проведении контрольной закупки, что ознакомились с приказом.

Если представитель юридического лица или ИП отказывается от ознакомления с приказом или от получения копии приказа, в акт вносятся сведения об этом.

Обратите внимание!

Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки, а в случае проведения дистанционной контрольной закупки — не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

В акте о контрольной закупке должна быть следующая информация (п. 15 Правил):

  • дата, время и место составления акта о проведении контрольной закупки;
  • название госоргана, который проводит закупку;
  • дата и номер приказа о проведении контрольной закупки;
  • Ф. И. О. и должность инспектора;
  • название юридического лица или Ф. И. О. индивидуального предпринимателя;
  • место, где проводят контрольную закупку. Если инспектор делает закупку по телефону или через интернет — номер телефона или сайт;
  • информация о товарах, работах или услугах, которые купил или заказал проверяющий, способе покупки и оплаты;
  • информация о нарушениях или их отсутствии;
  • подпись продавца о том, что он знаком с приказом о проведении контрольной закупки и получил его копию. Если отказался — отметка об этом;
  • сведения о свидетелях (если они были);
  • сведения о видеозаписи, фотосъемке;
  • подпись инспектора и свидетелей (если они были);
  • подпись продавца. Если не захотел подписывать акт, инспектор это указывает.

К сведению

К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

Акт о проведении контрольной закупки подписывают должностное лицо органа государственного контроля, проводившее контрольную закупку, и свидетели (если они были), а также представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель (его представитель).

Если представитель юридического лица или ИП не согласны с результатами контрольной закупки, акт им надо подписывать с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями». Это потребуется для дальнейшего оспаривания результатов закупки.

Смысла вообще не подписывать акт нет — если руководитель или представитель юридического лица или ИП отказываются подписывать акт о проведении контрольной закупки, то в акт о проведении контрольной закупки вносятся сведения об отказе от совершения подписи.

Шаг 5. Возврат товара или передача на исследования

Если проверяющий купил товар и не нашел нарушений, он возвращает этот товар, а продавец отдает ему деньги. Их нужно вернуть так же, как получил — наличкой или на карту. Если товар забрали на экспертизу, возвращать деньги инспектор не будет.

Если инспектор заплатил за услугу или работу и объявил о контрольной закупке до того, как получил результат, деньги нужно вернуть.

Особенности проведения дистанционной контрольной закупки:

  • акт о проведении контрольной закупки составляется после завершения контрольной закупки;
  • объявление о проведении контрольной закупки осуществляется путем направления копии приказа о проведении контрольной закупки и экземпляра акта о проведении контрольной закупки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения контрольной закупки;
  • товар, результаты работы или услуги, как и при обычной контрольной закупке, возвращаются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Исключения — товар будет исследоваться на соответствие нормативно-правовым актам;
  • деньги возвращаются путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке, после возврата товара, результатов работы.

Если товар изымается и отправляется на проведение исследований, в акте о проведении контрольной закупки делается соответствующая запись: товары описываются, указывается название продукта, производитель, дата производства, фасовки, вид упаковки и пр.

На исследование товара отводится 1 день.

Приобретенные для последующих исследований товары перевозятся (транспортируются) и хранятся в соответствии с требованиями к перевозке и хранению продукции, установленными соответствующими техническими регламентами Таможенного союза (Евразийского экономического союза), в случае их отсутствия — нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обратите внимание!

Результаты исследований на соответствие нормативно-правовым актам товаров, приобретенных в ходе контрольной закупки, направляются юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю не позднее следующего рабочего дня после их оформления.

ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ ИНСПЕКТОР, ЕСЛИ ВЫЯВИТ НАРУШЕНИЯ

Если при контрольной проверке инспектор обнаружит нарушения, он вправе:

1. Назначить внеплановую проверку.

Например, все чаще крупные сетевые магазины удешевляют продукцию, закупая продукты оптом у небольших производителей, при этом разделку и фасовку продуктов производят прямо на территории магазина. Часто это касается мяса, которое упаковано не в заводскую герметичную упаковку, а в лоток, обернутый полиэтиленом. На магазинной упаковке в лучшем случае стоит наименование продукта и дата.

Сотрудник, купивший упаковку мяса под контрольную закупку, видит нарушение требований к товарной этикете. Например, дата на упаковке стоит без уточнения — это дата фасовки или разделки, что важно для определения срока годности. Поэтому сотрудник может провести дополнительную проверку соблюдения обязательных требований юридическим лицом или ИП.

Для этого инспектор инициирует проведение внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном Федеральным законом № 296-ФЗ. Он вправе тут же проверить, в каких условиях происходит разделка, как долго хранится мясо и при какой температуре и т. д.

2. Возбудить дело об административном правонарушении.

Если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, инспектор примет меры по привлечению лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к административной ответственности, т. е. составит и передаст иск в суд. Суд рассмотрит дело и вынесет решение об административной ответственности. Это может быть штраф или даже решение о приостановке деятельности.

ДЕЙСТВИЯ ПРОВЕРЯЕМЫХ ПРИ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКЕ

Удостоверьтесь, действительно ли к вам пришли представителя надзорного органа.

Проверьте удостоверение и обратите внимание на поведение проверяющих. Если есть сомнения, звоните в госорган, сотрудниками которого они представились.

Проверяйте правильность оформления и соблюдение приказа.

Изучите удостоверение инспектора и приказ о проведении контрольной закупки. Копию приказа инспектор должен отдать продавцу — если он не сделает этого, напомните.

Обратите внимание!

Нарушение любого пункта приказа — повод признать результаты контрольной закупки недействительными и отменить штраф.

Если в приказе написано, что проверку делает Иванов, а пришел Петров, это повод подать возражение. Если в приказе указано, что инспектор должен купить один товар, а он приобрел другой — второй повод. Если в приказе сказано, что контрольную закупку должны провести 20 мая, а инспектор пришел 21 мая — третий повод. Инспектор обязан действовать строго согласно приказу!

Проверьте правильность составления акта.

Нарушение правил оформления акта — еще один повод оспорить результаты контрольной закупки. У каждого надзорного органа свои формы актов, но есть общие требования, которые установлены Правилами.

КАК ОСПОРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ КОНТРОЛЬНОЙ ЗАКУПКИ

Если юридическое лицо или ИП не согласны с результатами контрольной закупки, их можно оспорить. Для этого нужно:

1) акт о проведении проверки подписывать с пометкой «с возражениями» или «с замечаниями»;

2) отправить возражения в тот орган, который проводил проверку, в нашем примере — в Роспотребнадзор (в его территориальный филиал, который проводил закупку).

Составьте письмо-возражение в двух экземплярах: один — для госоргана, второй — для себя. В письмо подробно опишите, с чем не согласны, приложите копии документов, которые подтверждают вашу правоту.

Отправьте возражения в течение 15 дней после контрольной закупки (ст. 16 ФЗ №294 ФЗ). Документы можно отнести лично, отправить почтой или электронным письмом. Если выбрали последний вариант — подпишите документы электронной подписью;

4) дождитесь ответа госоргана. Срок зависит от того, кто проводил контрольную закупку.

Если приходили из Роспотребнадзора, ответить на возражение должны в течение 30 дней после того, как получили его.

Если госорган не согласится с возражениями, можно обратиться в вышестоящий орган или в суд. Например, если закупку проводил представитель регионального Роспотребнадзора, можно отправить возражения в федеральный Роспотребнадзор.

См.: Н. В. Лебедева. О контрольных закупках Росздравнадзора. Санэпидемконтроль. Охрана труда. 2019. № 2. С. 8–13.

Или другого надзорного органа, например Росздравнадзора.

Пункт 87 Приказа Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров».

Новые правила организации и проведения контрольной закупки

Кратко о контрольной закупке

Контрольная закупка (далее – КЗ) — это мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.

Напомним, что контрольная закупка может проводится только при одновременно наличии следующих условий:

  • Проведение контрольной закупки установлено федеральным законом, регулирующих организацию и осуществление отдельного вида государственного контроля (надзора);
  • Наличие какого-либо из оснований, установленных для проведения внеплановых проверок.

Подробнее о контрольной закупке читайте в нашей статье – «Новое о контрольной закупке и дополнительном основании для проведения внеплановой проверки».

В настоящее время контрольная закупка проводится в рамках федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Подробнее – «Контрольную закупку будут проводить в рамках надзора в области защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического надзора». Что касается проведения контрольной закупки в рамках контроля в сфере охраны здоровья, который осуществляет Росздравнадзор, то данный вопрос находится на стадии рассмотрения законодателем (с проектом поправок можно ознакомиться по ссылке.

О новых правилах

Первого декабря 2018 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 21.11.2018 № 1398 «Об утверждении Правил организации и проведения контрольной закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора)» (далее – Правила).

Правила определяют порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, а также особенности и порядок проведения контрольной закупки.

Правила подготовлены во исполнение ч. 9 ст. 16.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – ФЗ № 294), которая гласит, что порядок принятия решения о проведении контрольной закупки либо внеплановой проверки, особенности и порядок проведения контрольной закупки устанавливаются Правительством РФ.

Контрольная закупка или внеплановая проверка

Согласно ч. 3 ст. 16.1 ФЗ № 294 контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок. Таким образом, что для проведения внеплановой проверки, что для проведения контрольной закупки, основания идентичные.

Однако ФЗ № 294 не поясняет, каким образом выбор делается в одних случаях в пользу внеплановой проверки, а в других – в отношении контрольной закупки.

Теперь пункт 3 Правил определяет, что контрольная закупка проводится в том случае, если никак иначе нельзя оценить соблюдение обязательных требований. В иных случаях принимается решение о проведении внеплановой проверки.

При этом, Правила не конкретизируют, каким образом определяется возможность либо невозможность оценки соблюдения требований. Видимо, решение будет приниматься по «внутреннему убеждению» должностного лица органа гос. контроля.

Пункт 3 Правил также определяет, что положениями о видах федерального гос. контроля, при организации которых применяется риск-ориентированный подход, для определения необходимости проведения контрольной закупки может быть предусмотрено использование индикаторов риска нарушения обязательных требований. Только как их будут использовать – тоже не совсем понятно. Отметим, что индикаторы риска по видам контроля, которые проводятся в отношении медицинских организаций, пока не предусмотрены.

Принятие решения о проведении контрольной закупки

На основании п. 4 Правил для проведения контрольной закупки уполномоченное должностное лицо органа гос. контроля вносит руководителю (его заместителю) мотивированное представление о проведении контрольной закупки с обоснованием наличия оснований ее проведения, а также возможности оценки соблюдения требований только в рамках контрольной закупки согласно п. 3 Правил.

При согласии с мотивированным представлением руководитель (его заместитель) принимает решение о проведении контрольной закупки. При этом, далее в пункте 7 Правил идет указание, что контрольная закупка проводится на основании приказа (распоряжения) руководителя (заместителя). Ввиду чего становится не совсем ясно — речь идет об одном акте (решение в форме приказа) или о двух: решение и приказ.

Кроме этого, Правила совсем не упоминают о сроках принятия решения после поступления мотивированного представления.

Способы проведения контрольной закупки

Правила устанавливают, что контрольная закупка проводится способами, применяемыми потребителями при приобретении товаров (работ, услуг) и совершении соответствующих сделок с юр. лицам и ИП.

Контрольная закупка может проводится способами, исключающими непосредственный контакт потребителя с работниками (представителями) юр. лица или ИП – дистанционная контрольная закупка. К таким способам относятся: использование сетей почтовой связи, сетей электросвязи, сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции теле и (или) радиоканалов.

Требования к приказу

Согласно п. 7 Правил, типовая форма приказа о проведении контрольной закупки устанавливается Министерством экономического развития РФ. По состоянию на начало декабря 2018 года форма еще не утверждена.

В пункте 8 Правил обозначено, что должен содержать приказ о проведении контрольной закупки. Помимо базовых сведений (наименование органа, ФИО должного лица, основание для проведения, дата и т.д.) приказ должен содержать:

  • Сведения о товарах (работах, услугах,), подлежащих приобретению в ходе контрольной закупки, способах их закупки и оплаты;
  • Сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи;
  • Сведения о согласовании проведения контрольной закупки с органами прокуратуры или об извещении органов прокуратуры о проведении КЗ;
  • При проведении дистанционной контрольной закупки указывается информация, позволяющая идентифицировать место проведения КЗ (сайт в интернете, адрес электронной почты, номер телефона и т.д.);
  • Иные сведения, если таковые будут предусмотрены типовой формой.

При этом, Правила ничего не упоминают про свидетелей. Часть 5 ст. 16.1 ФЗ № 294 говорит о том, что контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи. И только в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации.

Представляется логичным, во-первых, указывать в приказе не «сведения о применении фото- и киносъемки, а также видеозаписи», а сведения о проведении КЗ либо в присутствии двух свидетелей, либо с применением видеозаписи. Во-вторых, в случае необходимости, обозначить уже иные способы фиксации (хорошо бы еще обосновать эту самую «необходимость»).

Поэтому, к сожалению, продолжает оставаться неясной «природа» свидетелей, откуда они «берутся» и кто может ими быть.

Что может должностное лицо про КЗ

Должностное лицо, проводящее контрольную закупку, может:

  • Осуществлять выбор товара (работы, услуги) самостоятельно либо с привлечением работника (представителя) юр. лица или ИП;
  • Подписывать документы, а также совершает иные действия, необходимые для приобретения товаров (работ, услуг);
  • Запрашивать документы и (или) информацию о товаре (работе, услуге), представление которых потребителю предусмотрено законодательством о защите прав потребителей;
  • В необходимых случаях использовать средства фото- и киносъемки, а также видеозаписи.

Завершение контрольной закупки

Пункт 11 Правил определяет, что после завершения контрольной закупки (за исключением дистанционной контрольной закупки) должностное лицо органа гос. контроля:

  • Объявляет о проведении контрольной закупки;
  • Предъявляет служебное удостоверение и приказ о проведении контрольной закупки (ФИО в служебном удостоверении и ФИО должного лица, указанного в приказе, должны совпадать);
  • Передает представителю юр. лица или ИП копию приказа о проведении контрольной закупки.

Объявление о проведении дистанционной контрольной закупки осуществляется путем направления юр. лицу или ИП копии приказа и экземпляра акта о проведении контрольной закупки не позднее чем на следующий рабочий день после дня проведения КЗ.

Ознакомление с приказом

Об ознакомлении с приказом о проведении контрольной закупки и о получении копии приказа (за исключением случаев совершения дистанционной контрольной закупки), представитель юр. лица или ИП осуществляет соответствующую запись в акте о проведении контрольной закупки.

При отказе от ознакомления с приказом и получения копии приказа в акт о проведении контрольной закупки вносятся соответствующие сведения.

Акт о проведении контрольной закупки

Акт о проведении контрольной закупки должен быть составлен не позднее чем через 3 часа после завершения контрольной закупки. В случае проведения дистанционной контрольной закупки — не позднее следующего рабочего дня после ее проведения.

Акт о проведении контрольной закупки подписывается должностным лицом, проводившим контрольную закупку, и свидетелями (в случае их присутствия), а также представляется для подписи представителю юр. лица или ИП (за исключением дистанционной контрольной закупки).

При отказе юр. лица или ИП от подписания акта о проведении контрольной закупки, в акт о проведении контрольной закупки вносятся сведения об отказе от совершения подписи. Экземпляр акта вручается незамедлительно после его составления.

К акту о проведении контрольной закупки прилагаются документы, подтверждающие факт приобретения товаров (работ, услуг), включая кассовые чеки и приравненные к ним бланки строгой отчетности.

Типовые формы актов о проведении контрольной закупки товаров (работ, услуг) устанавливаются органом государственного контроля (надзора).

Отдайте товар, и мы вернем Вам деньги

При проведении контрольной закупки должностное лицо может приобретать товары (работы, услуги) путем наличного либо безналичного расчета. После объявления о проведении контрольной закупки (в том числе при дистанционной контрольной закупке) денежные средства должны быть возвращены путем:

  • Незамедлительного возвращения наличных денежных средств должностному лицу, которое проводило контрольную закупку;
  • Незамедлительного принятия необходимых действий по возврату денежных средств, перечисленных путем безналичных расчетов, на счет, с которого производилась оплата товара (работы, услуги) при контрольной закупке.

Исключение, когда возвращать денежные средства не нужно, составляют случаи:

  • Приобретения товаров в целях их последующих исследований или испытаний (результаты исследований или испытаний товаров направляются проверяемому не позднее следующего рабочего дня после их оформления);
  • Утраты в результате проведения контрольной закупки приобретенным товаром (в частности, пищевой продукцией) потребительских свойств;
  • Несения юр. лицом или ИП расходов в связи с проведением работ или оказанием услуг в рамках контрольной закупки.

Приобретенные в ходе КЗ товары (за исключением вышеуказанных случаев) возвращаются юр. лицу или ИП. Товары не возвращаются в случае их изъятия или ареста в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении или изъятии товаров в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Результаты работы или услуги, в отношении которых была проведена контрольная закупка (если это возможно по их характеру), возвращаются работнику (представителю) юр. лица или ИП. Весьма интересно, каким образом органы планируют возвращать «результаты услуг».

Работы или услуги, которые не были выполнены (оказаны) к моменту завершения контрольной закупки, выполнению (оказанию) не подлежат.

При дистанционной контрольной закупке возврат товаров (работ/услуг, если это возможно) осуществляется в порядке, аналогичном порядку, применяемому юр. лицами и ИП при совершении сделок с потребителями.

Если обнаружены нарушения

В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений обязательных требований юр. лицом или ИП, должностное лицо:

  • Если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований — обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном ФЗ № 294;
  • Если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении — принимает меры по привлечению к административной ответственности, за исключением вышеобозначенного случая.

В завершение…

Таким образом, в связи с утверждением Правил стало возможно реальное проведение контрольной закупки. Советуем организациям и ИП, в отношении которых может быть проведена контрольная закупка, внимательно ознакомиться с новыми Правилами. Нарушение органом гос. контроля (его должными лицами) данных Правил является основанием для обжалования результатов в суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *