Кадастровая стоимость оспаривание

Примерная форма

В (суд субъекта РФ)
Административный истец: (Ф.И.О.)
адрес: ____________________,
телефон: ________________,
эл. почта: ________________
Представитель Административного истца:
(Ф.И.О.)
адрес: ____________________,
телефон: ____,
эл. почта: ____
Административный ответчик: (наименование)
адрес: ____________________,
телефон: ________________,
эл. почта: ________________
Госпошлина: ____________ рублей

Административное исковое заявление об оспаривании
результатов определения кадастровой стоимости земельного участка

Административному истцу на праве собственности/на праве постоянного (бессрочного) пользования/на праве пожизненного наследуемого владения/на праве аренды государственного (муниципального) участка принадлежит земельный участок площадью ________ кв.м, расположенный по адресу: ________________, с кадастровым номером ________________ (далее — Земельный участок). Права Административного истца на Земельный участок подтверждаются нотариально заверенной копией правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа (свидетельство о праве собственности/свидетельство о государственной регистрации права от «__» ____________ ____ г. N ____ /выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N ____, выданная «__» ____________ ____ г. /иные документы).

В соответствии с Распоряжением/другим документом Министерства экологии и природопользования Московской области/другого органа власти от «__» ____________ ____ г. N ____ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель ________________ по состоянию на «____» ____ ____ г.

С учетом указанного правового акта по данным государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость Земельного участка составляет ____________ (____________) рублей, что подтверждается кадастровой справкой о кадастровой стоимости Земельного участка от «__» ____________ ____ г. N ____, а также кадастровым паспортом Земельного участка от «__» ____________ ____ г. /кадастровой выпиской/выпиской из ГКН от «__» ____________ ____ г. N ____, содержащей сведения о кадастровой стоимости Земельного участка/письмом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «__» ____________ ____ г., выданным Административному истцу/ответом Росреестра о кадастровой стоимости Земельного участка от «__» ____________ ____ г. /другими документами.

Рыночная стоимость Земельного участка по состоянию на «__» ____________ ____ г. составляет ____________ (____________) рублей, о чем свидетельствует отчет независимого оценщика ____ об оценке рыночной стоимости Земельного участка от «__» ____________ ____ г. N ____, подтвержденный положительным экспертным заключением ____ от «__» ____________ ____ г. N ____ /другие документы.

Указанная кадастровая стоимость Земельного участка превышает/значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы Административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности, по уплате земельного налога/увеличение размера арендной платы, исчисляемой на основании кадастровой стоимости Земельного участка/другое.

Или

Кадастровая стоимость Земельного участка определена неверно, поскольку:

— при ее определении использованы недостоверные сведения о Земельном участке, а именно: сведения о Земельном участке неправильно указаны в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке/оценщик неправильно определил условия, влияющие на стоимость участка/оценщик неправильно применил данные при расчете кадастровой стоимости Земельного участка/другое. Об этом свидетельствуют следующие документы: ________________;

Порядок оспаривания решений и действий (doc, 40 Kb)

Описание административного порядка оспаривания решений или действий (бездействия) Федерального дорожного агентства и его должностных лиц

Порядок обжалования действия (бездействия) и решения Федерального дорожного агентства и (или) его должностных лиц устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявители имеют право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Росавтодора в досудебном (внесудебном) и судебном порядке.

Решения Росавтодора, принятые в ходе предоставления государственной услуги, могут быть обжалованы:

— в Министерстве транспорта Российской Федерации (Департамент транспортной безопасности и специальных программ) по адресу: г. Москва, ул. Рождественка, д. 1, стр. 1;

— в суде.

Досудебное обжалование

Заявитель может сообщить руководителю Росавтодора о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях или бездействии должностных лиц Росавтодора, нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики.

Заявитель вправе обратиться с обращением (жалобой) лично либо направить её в письменной форме по информационным системам общего пользования или по почте.

Личный прием в Росавтодоре проводится уполномоченными должностными лицами Росавтодора. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах размещается на информационных стендах Росавтодора и на официальном сайте Росавтодора.

Письменное обращение (жалоба) на действия (бездействие) и решения должностных лиц Росавтодора при предоставлении государственной услуги рассматривается в течение 30 рабочих дней со дня регистрации письменного обращения (жалобы).

Обращение (жалоба) Заявителя в письменной форме должно содержать следующую информацию:

— наименование Управления Росавтодора, в который направляется письменное обращение (жалоба), либо фамилия, имя, отчество, либо должность соответствующего должностного лица;

— фамилия, имя, отчество гражданина (наименование юридического лица), которым подается обращение (жалоба), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения (жалобы);

— суть обжалуемого действия (бездействия);

— личная подпись и дата.

Дополнительно указываются:

причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием);

обстоятельства, на основании которых Заявитель считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;

требования о признании незаконными действия (бездействия);

иные сведения, которые Заявитель считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов к обращению (жалобе) прилагаются документы и материалы либо их копии. В таком случае в обращении (жалобе) приводится перечень прилагаемых к нему документов.

При обращении Заявителя в письменной форме срок рассмотрения обращения (жалобы) не должен превышать 30 дней с момента получения обращения (жалобы).

В случае если по обращению (жалобе) требуется провести экспертизу, проверку или обследование, срок рассмотрения обращения (жалобы) может быть продлен, но не более чем на 30 дней по решению руководителя Федерального дорожного агентства или лица, исполняющего его обязанности. О продлении срока рассмотрения обращения (жалобы) Заявитель уведомляется письменно с указанием причин продления.

Обращение (жалоба) Заявителя не рассматривается в случае:

если в обращении (жалобе) не указаны фамилия либо наименование юридического лица, направившего обращение (жалобу), и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

если предметом обращения (жалобы) является решение, принятое в судебном порядке, то оно возвращается Заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения;

если государственным органом или должностным лицом получено письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи. Заявителю, направившему данное обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом;

если текст обращения (жалобы) не поддается прочтению, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

В случае если в письменном обращении Заявителя содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с Заявителем по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется Заявитель, направивший обращение.

Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, Заявителю, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

Если в результате рассмотрения жалоба признана обоснованной, то соответствующим должностным лицом принимается решение о привлечении к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации должностного лица, ответственного за действие (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной функции на основании настоящего Регламента и повлекшие за собой жалобу.

Обращения заинтересованных лиц считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы (в пределах компетенции) по существу всех поставленных в обращениях вопросов.

Должностным лицом, рассматривавшим жалобу, направляется Заявителю сообщение о принятом решении и действиях, проведенных в соответствии с принятым решением, в течение 5 дней после принятия решения.

Если в ходе рассмотрения жалоба признана необоснованной, заявителю направляется сообщение о результате рассмотрения жалобы с указанием причин, по которым она признана необоснованной.

Письменный ответ с указанием причин отказа в рассмотрении обращения (жалобы) направляется заявителю не позднее 30 дней с момента его получения.

Все обращения об обжаловании действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе предоставления государственной услуги на основании настоящего Регламента, фиксируются в книге учета обращений с указанием:

принятых решений;

проведенных действиях по предоставлению сведений и (или) применении административных мер ответственности к должностному лицу, ответственному за действие (бездействие) и решение, принятые в ходе предоставления государственной услуги, повлекшие за собой жалобу Заявителя.

Описание судебного порядка оспаривания решений или действий (бездействия) Федерального дорожного агентства и его должностных лиц

Заявитель вправе обжаловать решения, действия или бездействие Федерального дорожного агентства и его должностных лиц Росавтодора, в судебном порядке.

Сроки обжалования и юрисдикция суда, в который подается соответствующее заявление, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судебный порядок оспаривания кадастровой стоимости

2 года назад / Оценка

ООО «Оценочная компания «Юрдис»

Помимо «административного» (В Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости) существует возможность пересмотра установленной кадастровой стоимости через суд.

Процедура рассмотрения исковых заявлений об оспаривании кадастровой стоимости в суде регламентирована главой 25 Кодекса административного судопроизводства (КАС) РФ.

Для оспаривания кадастровой стоимости недвижимости через суд необходимо составить исковое заявление или обратиться в юридическую компанию для составления такого заявления. В ст. 246 КАС РФ определен печень тех документов, которые необходимы для подачи искового заявления в суд. Стоит обратить внимание, что КАС РФ предъявляет специальное требование к лицу, которое может быть представителем по делу: наличие высшего юридического образования.

Важно уточнить, что граждане (физические лица) могут обратиться с исковым заявлением в суд с целью оспаривания кадастровой стоимости, минуя комиссию при Росреестре, в то время как для юридических лиц до августа 2017 г. был предусмотрен обязательный досудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости. Но после вступления в силу с 10 августа 2017 года поправок в ч. 1 ст. 22 Закона № 237-ФЗ предварительное обращение в Комиссию больше не является обязательным и юридические лица также могут сразу обращаться в суд.

В зависимости от того, предшествовало ли подаче иска досудебное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о кадастровой стоимости при Росреестре, в суд может быть подано:

1. Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

2. Административное исковое заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) Комиссии Росреестра по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Непосредственно само исковое заявление может содержать следующие требования:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) реестровой ошибки.

По делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной административными ответчиками являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и Росреестр.

Административное исковое заявление должно отвечать требованиям ст. 125, ч. 1, 2 ст. 220, ч. 1 ст. 246 КАС РФ и содержать следующие сведения:

1. Наименование суда, в который вы направляете иск.

2. Ф.И.О., место жительства или место пребывания заявителя, дату и место рождения; наименование или Ф.И.О. представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании — если иск подает представитель; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты.

3. Наименование административного ответчика и его местонахождение, а также номера его телефонов, факсов и адрес электронной почты (если известны).

Необходимые документы

К административному исковому заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • уведомления о вручении другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, или копии заявления и документов по числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;

  • выписку из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;

  • копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;

  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании недостоверности указанных сведений;

  • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, — если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;

  • решение комиссии (при наличии);

  • документ, подтверждающий уплату госпошлины (ее размер составляет 300 рублей);

  • документы, удостоверяющие статус и полномочия адвоката, если представитель имеет статус адвоката; документы о высшем юридическом образовании, а также удостоверяющие полномочия — для представителя, не являющегося адвокатом;

  • иные документы, подтверждающие требования.

С административным исковым заявлением по оспариванию кадастровой стоимости и документами надо обращаться в суд общей юрисдикции на уровне субъекта РФ, в качестве которого выступает верховный суд республики, краевой и областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа, по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость (см. п. 15 ст. 20 КАС РФ и п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Подать административное исковое заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно в следующие сроки:

  • в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости — в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

  • в случае оспаривания решения, действий (бездействия) комиссии — в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно о таком решении.

С 01.01.2017 административное исковое заявление и прилагаемые к нему документы можно представить в суд в электронной форме при наличии технической возможности для этого в суде.

Дело об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается в течение двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд. Срок рассмотрения может быть продлен максимум на один месяц. Дело об оспаривании решения, действий (бездействия) комиссии должно быть рассмотрено в течение одного месяца.

При рассмотрении дела о пересмотре кадастровой стоимости заявитель должен доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Если кадастровая стоимость объекта недвижимости была изменена по решению суда, то для исчисления налога на имущество сведения о новой кадастровой стоимости применяются, по общему правилу, с 1 января года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как правило, для вынесения решения по оспариваемой кадастровой стоимости судом назначается специальная (судебная) оценочная экспертиза. Цель судебной экспертизы — независимое (и для истца, и для ответчика) определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Именно по факту рассмотрения результатов оценки данной экспертизы и выносится судебное решение.

Рассмотрение дел об оспаривании кадастровой стоимости заканчивается, чаще всего, положительным решением суда, за исключением немногих случаев, когда, например, выявляются серьезные ошибки в представленных суду документах (некорректная дата, по состоянию на которую составлен отчет, и проч.).

Например, в 2017 г. в судах было инициировано 15 817 споров о величине, внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости в отношении 28 311 объектов недвижимости. В результате рассмотрения таких споров требования истцов были удовлетворены в отношении 8 164 исков, т.е. более чем в половине случаев.

Информация о проведении государственной кадастровой оценки в субъектах Российской Федерации размещена в фонде данных государственной кадастровой оценки.

Результаты определения кадастровой стоимости, полученные в установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» порядке, могут быть оспорены в комиссии в случае ее создания уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или в суде.

Информация о порядке оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Вместе с тем в субъектах Российской Федерации, не перешедших на проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам, продолжают действовать результаты государственной кадастровой оценки, полученные в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Такие результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной при каждом управлении Росреестра по субъекту Российской Федерации.

Информация о порядке оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оспаривание кадастровой стоимости в суде осуществляется в установленном законодательством порядке рассмотрения судебных споров.

11.08.2020 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Статьей 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусмотрен порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных указанной статьей) на основании заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В подразделе «Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах» приведены результаты мониторинга судебных решений по оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости.

  • Информация о работе комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости
  • Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в комиссиях при территориальных органах Росреестра
  • Обобщенные сведения о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости в судах

Самостоятельная подготовка административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости
В случае принятия решения собственником или арендатором помещений, зданий или земельных участков об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также после полного изучения всех тонкостей производства этой категории споров, следует приступить к подготовке административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости.
Мы не рекомендуем пользоваться какими-либо образцами указанного заявления, поскольку каждый вопрос индивидуален и требует конкретных уточнений, то есть шаблона просто не может существовать. Содержание может варьироваться от нескольких обстоятельств, например:

  • объект недвижимости принадлежит административному истцу на праве собственности или на праве аренды государственного (муниципального) участка, при которых отношения сторон регулируют разные нормы действующего законодательства;
  • Вы являетесь бывшим собственником объекта недвижимости;
  • объект недвижимости находится в долевой собственности;
  • кадастровая стоимость объекта недвижимости установлена на основании Акта об утверждении кадастровой стоимости (отличается дата определения кадастровой стоимости);
  • оспариваемая кадастровая стоимость объекта недвижимости изменена (архивная кадастровая стоимость);
  • подсудность и другое.

Во-первых, следует определить основание подаваемого административного искового заявления. Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости включает в себя три самостоятельных требования, указанных в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»:

  • об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости;
  • об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки;
  • об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.

Рассмотрим подробнее каждое из указанных требований.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ОБЪЕКТА НЕДВИЖИМОСТИ ЕГО РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ
В случае, когда не выявлено недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных архив, однако результат проведенной оценки о рыночной стоимости такого объекта явно свидетельствует о завышении его кадастровой стоимости, оспаривание возможно через подачу в суд административного искового заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.
Необходимым документом будет являться сам отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, подтверждающий завышение кадастровой стоимости над рыночной.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ В СВЯЗИ С ВЫЯВЛЕНИЕМ НЕДОСТОВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ ОБ ОБЪЕКТЕ ОЦЕНКИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЕГО КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ ОБ ИСПРАВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ И (ИЛИ) КАДАСТРОВОЙ ОШИБКИ
Внимательно изучив отчет об итогах государственной кадастровой оценки и сопоставив с характеристиками объекта недвижимости, были выявлены недостоверные сведения, которые повлияли на величину установленной кадастровой стоимости.
Такие случаи не редкость и законодателем также предусмотрен четкий механизм действий заинтересованного лица для исправления таких ошибок в виде подачи в суд административного искового заявления об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости.
ТРЕБОВАНИЕ ОБ ОСПАРИВАНИИ РЕШЕНИЯ ИЛИ ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) КОМИССИИ
Важно отметить, что упомянутые выше требования на данный момент могут быть поданы сразу в суд без соблюдения досудебного порядка, когда до января 2017 года юридические лица были обязаны его соблюсти при оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости.
После вступления в силу с «01» января 2017 года Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предварительное обращение в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра субъекта Российской Федерации, в котором находится спорный объект недвижимости, больше не является обязательным и юридические лица также могут сразу обращаться в суд.
Но законодателем сохранена возможность обращения по усмотрению заинтересованного лица и в Комиссию. В случае, если подаче вышеуказанных требований в суд предшествовало досудебное обращение в Комиссию, а полученное в итоге решение не удовлетворило заявителя, в суд может быть подано административное исковое заявление об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
ОСПАРИВАНИЕ АРХИВНОЙ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
Стоит отметить также возможность оспаривания заинтересованным лицом архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости, то есть когда кадастровая стоимость объекта изменена.
Государственная кадастровая оценка объекта недвижимости проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет. При изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются и считаются архивными сведениями.
Возможны ситуации, когда у объекта недвижимости уже успела поменяться кадастровая стоимость, тогда как заявитель обязан уплатить налог, рассчитанный за прошлые периоды из архивной кадастровой стоимости.
К оспариванию архивной кадастровой стоимости объекта подлежит применению все вышесказанное, только теперь в требовании должно быть указано на установление или изменение именно архивной кадастровой стоимости, то есть на момент обращения в суд не действующей в новом периоде.

Особенностью оспаривания архивной кадастровой стоимости является наличие у заявителя права на применение оспариваемой архивной стоимости для целей, установленных законодательством, которое зависит от порядка применения такой кадастровой стоимости.
Напомним порядок применения результатов пересмотра кадастровой стоимости объекта:
для определения арендной платы установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление. Соответственно, требование об оспаривании архивной кадастровой стоимости для уплаты арендных платежей за 2020 год может быть подано в Комиссию или суд только в 2020 году;
для уплаты налоговых платежей Налоговым кодексом Российской Федерации установлен период начала срока уплаты налога не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления. Соответственно, требование об оспаривании архивной кадастровой стоимости для уплаты налоговых платежей за 2017, 2018 и 2019 годы может быть подано в 2020 году.
В случае подачи в суд административного искового заявления об оспаривании архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости с попуском установленного срока, производство по административному делу подлежит прекращению.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ ОБ ОСПАРИВАНИИ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
Подготовка документа начинается с шапки (преамбулы). Здесь необходимо указать всех лиц, участвующих в деле (суд, административный истец, административный ответчик, при наличии также заинтересованные лица).
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости или ранее учтенных объектов недвижимости.
Административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки к участию в деле также привлекается орган, на который возложена обязанность по исправлению кадастровой или технической ошибки.
По делам об оспаривании решений, действий (бездействия) Комиссии заинтересованными лицами (административными ответчиками) являются Комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.

Суд привлекает к участию в деле иных лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением суда. Например, собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости.
Далее переходим к описательной части искового заявления. В документе важно лаконично отразить суть спора, хронологию, описать фактические обстоятельства. В исковом заявлении нельзя давать свое субъективное суждение, не подтвержденные предположения, такое не будет принято даже ко вниманию суда.
Указывается объект недвижимости, его качественные и количественные характеристики, кадастровая стоимость. Также на каком основании спорный объект недвижимости принадлежит заявителю искового заявления.
Отдельно необходимо отразить разъяснение Вашей заинтересованности. Дело в том, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться те лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
То есть если вы являетесь собственником имущества, размер кадастровой стоимости которого оспариваете, то определение верной кадастровой стоимости объекта может влиять на права и обязанности административного истца как плательщика налога.
Если же объект принадлежит на праве аренды государственного (муниципального) участка, кадастровая стоимость которого может применяться для определения арендной платы за земельный участок, то определение верной кадастровой стоимости объекта влияет на права и обязанности административного истца как арендатора, в чью обязанность входит уплата арендных платежей, размер которых напрямую зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Самая сложная часть искового заявления – мотивировочная. Здесь приводятся положения действующего законодательства (статьи Кодексов, пункты Пленумов и другое), которые служат подкреплением вышеназванных фактических обстоятельств спора.
В просительной части излагаются в четкой форме требования, которые ставятся для разрешения перед судом. Например:
1. Установить кадастровую стоимость ___________ (объект недвижимости) с кадастровым номером ______________, общей площадью ______ кв.м., находящегося по адресу ____________________, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на ____________ года, в размере _______________ рублей;
2. Указать в резолютивной части решения дату начала применения кадастровой стоимости ___________ (объект недвижимости) с кадастровым номером ______________, установленной решением суда, а именно ____________ года;
3. Указать в резолютивной части решения дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ______________, а именно дату подачи в суд настоящего административного искового заявления (если объект принадлежит на праве аренды государственного (муниципального) участка).
И, в завершении написания административного искового заявления, указываем приложение. Категория споров об оспаривании кадастровой стоимости обладает своей спецификой также в части прикладываемых документов. К таким документам относятся:

  • выписка из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, в случае, если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений;
  • копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект
  • отчет, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Указанные документы необходимо приложить к заявлению именно по данному спору, но ими не ограничивается сбор и представление доказательственной базы. Соблюдению также подлежит статья 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержащая общие требования к прилагаемым к административному заявлению документов, к которым в нашем случае относятся:
1) уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Административное исковое заявление подается в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом.
После сбора всего пакета документов и подготовки административного искового заявления об оспаривании результатов кадастровой оценки можно обращаться в суд. Законодателем предусмотрено три варианта передачи заявления в суд:
1) почтовым направлением по адресу суда;
2) вручение лично при обращении в суд через канцелярию;
3) представление в электронной форме посредством Государственной автоматизированной системы «Правосудие».
В результате всех указанных действий может быть достигнута главная цель – установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в соответствующем такому объекту размере, что послужит основанием для расчета верной суммы налога для собственника налогоплательщика и арендных платежей для арендатора, когда арендная ставка находится в прямой зависимости от размера кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В статье приведено рассмотрение вопросов, с которыми приходится сталкиваться при самостоятельной подготовке административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости объекта недвижимости. При возникновении затруднений советуем все же обратиться за помощью к юристу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *