Изменения приказ минтранса нормы расхода топлива

Самым первым и главным нормативным документом, предназначенным для планирования потребностей учреждения в горюче-смазочных материалах (далее — ГСМ) и контроля за их расходом, являются Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43). На целесообразность применения этих Норм юридическими лицами разных форм собственности, которые действуют на территории Украины и эксплуатируют автомобили, указало и Мининфраструктуры в своем письме от 21.02.2017 г. № 1441/18/10-17.

Именно Нормами № 43 установлены базовые линейные нормы расхода горючего для большинства автомобилей отечественного и импортного производства. Они приведены в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавитам) в таблицах приложений А и Б к Нормам № 43. А вот временные, временные индивидуальные и постоянные базовые нормы расхода топлива для транспортных средств и установленного на них оборудования разрабатывает ведущий институт в сфере автотранспорта — ГП «ГосавтотрансНИИпроект». Это же касается и новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, которые не вошли в упомянутый документ.

В то же время нормативный расход топлива рассчитывают для каждого конкретного авто в зависимости от его типа и назначения, исходя из установленных норм расхода топлива. При этом также учитывают коэффициенты корректировки, приведенные в разд. 3 Норм № 43. Как раз применение этих коэффициентов дает возможность учесть дорожные, климатические и другие эксплуатационные факторы, влияющие на фактический расход ГСМ.

В целом корректирующие коэффициенты могут быть такими, которые повышают нормы расхода топлива (п. 3.1 Норм № 43), и такими, которые уменьшают их (п. 3.2 Норм № 43). Но для холодного времени года, безусловно, более актуальными являются первые. Ведь низкая температура воздуха, сложные погодные и дорожные условия (снегопады, гололед, заносы и т. п.) значительно усложняют работу автотранспорта. В свою очередь, это неизбежно приводит к увеличению расхода ГСМ.

Итак, давайте выясним, какие же существуют «надбавки» для нормы расхода топлива в зимний период. Перечень повышающих «зимних» коэффициентов и порядок использования каждого из них приведены в таблице ниже.

Порядок применения коэффициентов корректировки норм расхода топлива в зимний период

Название коэффициента и условия применения

Значение коэффициента

Порядок применения

Пример применения

Надбавка при работе в холодное время года (п.п. 3.1.1.1 Норм № 43)

Эту надбавку применяют исходя из фактической температуры воздуха окружающей среды в пределах определенного диапазона.

В свое время Минтранс (письмо от 10.11.2009 г. № 5391-01/07/19-09) указал на возможность установить фиксированное значение надбавки с первого дня установления минусовой температуры в соответствующем диапазоне. Однако при нестабильных погодных условиях целесообразно все-таки пересматривать значение коэффициента корректировки ежедневно.

Более того, в случае колебания температуры около нулевой отметки с постоянным ее повышением главные транспортники рекомендуют:

• либо вообще не применять эту надбавку;

• либо пересматривать надбавку ежедневно в зависимости от температуры воздуха.

При этом в расчет следует принимать среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации.

В свою очередь, отчетный период устанавливает руководитель учреждения. Причем можно выбрать единый отчетный период для всех транспортных средств учреждения или индивидуальные для каждого автомобиля.

Для расчетов по большей части используют значение среднесуточной температуры. В то же время в случае необходимости можно применять и среднюю температуру за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер) или их комбинации (например, средняя температура за утро-день, за утро-день-вечер и т. п.), которая приходится на время эксплуатации техники.

При условии фиксирования температуры воздуха в начале и конце движения транспортного средства в путевых листах и/или других отчетных документах, среднюю температуру можно определять на основании этих данных.

Также допускается установление индивидуальных значений надбавки на отдельные периоды эксплуатации или отдельную часть маршрута (например, движение в ночное время в холодное время года)

В случае поездки в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, корректирующий коэффициент устанавливают с учетом температурных условий начального и конечного пунктов направления. А при необходимости могут учитывать и данные о температуре воздуха в промежуточных пунктах.

Следует также помнить: кроме температуры воздуха, на порядок применения надбавок влияет и средняя длина поездки в общем пробеге автомобиля. Так, если в маршруте служебного авто преобладают поездки на короткие расстояния (до 5 км), тогда стоит применять большие значения надбавки за работу в зимних условиях. И наоборот — если средняя длина поездки превышает 10 км, целесообразно использовать минимальные значения этой надбавки.

Конкретный порядок учета климатических условий при расчете нормативного расхода топлива определяет и утверждает руководитель учреждения своим приказом (распоряжением)

Согласно приказу руководителя учреждения значение корректирующего коэффициента пересматривается ежедневно с учетом фактической температуры воздуха. Отчетный период эксплуатации служебного автомобиля установлен на уровне продолжительности рабочего дня должностных лиц — с 8:00 до 17:00.

Средняя температура воздуха за время эксплуатации автомобиля — -9 °C (согласно данным Укргидрометцентра температура воздуха утром в 8:00 составляла -10 °C и -8 °C — вечером в 17:00).

Данные путевого листа за соответствующую дату свидетельствуют, что среднее расстояние поездки служебного автомобиля не превышало 5 км.

Учитывая это, норма расхода топлива для служебного автомобиля на эту дату была увеличена на 4 %

в зависимости от температуры воздуха :

ниже 0 °C (включительно) до -5 °C включительно

до 2 %

от -5 °C и до -10 °C включительно

до 4 %

от -10 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

от -15 °C и до -20 °C включительно

до 8 %

от -20 °C и до -25 °C включительно

до 10 %

ниже -25 °C

до 12 %

Надбавки на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние (до 2 км после перерыва с выключенным двигателем не менее 1 года) (п.п. 3.1.1.2 Норм № 43)

Применение этого коэффициента также зависит от фактической средней температуры воздуха. В целом порядок использования этой надбавки аналогичен правилам применения предыдущего коэффициента. В то же время следует учитывать несколько нюансов.

Во-первых, условия эксплуатации, которые предусматривают перерыв перед началом движения (с выключенным двигателем в течение по меньшей мере одного часа), должны быть надлежащим образом задокументированы. В частности, ответственные лица должны сделать записи об этом в путевых листах или в других отчетных документах.

Во-вторых, эту надбавку прибавляют к надбавке за работу в холодное время года, но только на пробег первых 2 км или на весь маршрут, если его расстояние не превышает 2 км. При этом соблюдение первого условия относительно продолжительности перерыва в работе автомобиля является обязательным.

И в-третьих, эту надбавку целесообразно применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после продолжительного перерыва с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля

По данным Укргидрометцентра средняя температура воздуха за утро-день составляла -14 °C. Согласно путевому листу средняя длина поездки служебного автомобиля — 15 км. Учитывая это, принято решение о применении минимального значения надбавки — 5 %. Эта надбавка касается лишь пробега первых 2 км (для «старта»). Поэтому коэффициент корректировки для всего пробега служебного автомобиля будет составлять:

(2 км : 15 км) х 5 % = 0,667 %

в зависимости от фактической температуры воздуха:

ниже 0 °C (включительно) до -5 °C включительно

до 2 %

от -5 °C и до -10 °C включительно

до 4 %

от -10 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

от -5 °C и до -20 °C включительно

до 8 %

от -20 °C и до -25 °C включительно

до 10 %

ниже -25 °C

до 12 %

Надбавка при работе в период сезонного бездорожья (снежные заносы, сильный снегопад, гололедица):

Для применения этой надбавки неблагоприятные условия движения должны быть надлежащим образом задокументированы. Информацию об этом следует отразить в путевых листах и/или других отчетных документах.

Кроме того, установлены такие ограничения относительно использования этих коэффициентов корректировки:

• могут применяться лишь к части маршрута с соответствующими условиями;

• период их использования не должен превышать 30 дней (суммарно) в год;

• одновременное применение коэффициентов, предусмотренных пп. 3.1.7 и 3.1.8 Норм № 43, запрещено

Согласно данным путевого листа пробег служебного автомобиля в течение рабочего дня составляет 40 км, из них 10 км со сверхсложными дорожными условиями (снежные заносы, гололед).

Учитывая то, что весь маршрут пролегал по дорогам общего назначения, принято решение о применении надбавки в пределах 35 %.

Таким образом, в расчете на весь маршрут автомобиля размер надбавки составит:

(10 км : 40 км) х 35 % = 8,75 %

• на дорогах общего пользования (п.п. 3.1.8 Норм № 43)

до 35 %

• за пределами дорог общего пользования и при условиях, требующих снижения скорости до 20 км/ч (п.п. 3.1.7 Норм № 43)

до 50 %

Надбавка на обогрев салона и обеспечение надлежащего осмотра (п.п. 3.1.13 Норм № 43):

Обоснованность применения этих надбавок и данные о температурном режиме (средняя) должны быть надлежащим образом задокументированы.

Эти надбавки не используются в «чистом виде». Значение этих коэффициентов требует корректировки в зависимости от рабочего объема двигателя. Для этого базовое значение надбавки следует умножить на условный коэффициент использования мощности двигателя (КИМ). В свою очередь, последний определяют по такой формуле:

КИМ = 2000 : Vр,

где Vр — рабочий объем двигателя в см3.

Обратите внимание! Требование о корректировке размера надбавок на величину КИМ касается всех автомобилей, кроме автобусов

В бюджетном учреждении эксплуатируется служебный автомобиль Daewoo Lanos с объемом двигателя 1498 см3 в зимний период.

Средняя температура воздуха в течение периода эксплуатации автомобиля составляла -12 °C. Для обогрева салона автомобиля и обеспечения надлежащего осмотра использовался встроенный обогреватель.

По приказу руководителя учреждения была установлена надбавка на обогрев салона на уровне 1 %.

КИМ = 2000 : 1498 см3 = 1,335.

Следовательно, при исчислении нормы расхода ГСМ для служебного автомобиля следует применять такой размер надбавки на обогрев салона :

1 % х 1,335 = 1,335 %

• с помощью встроенной системы обогрева

в зависимости от фактической температуры воздуха :

ниже +5 °C и до -5 °C включительно

до 0,5 %

от -5 °C и до -15 °C включительно

до 1 %

от -15 °C и до -25 °C включительно

до 1,5 %

ниже -25 °C

до 2 %

• с помощью автономного (независимого) оборудования*

в зависимости от фактической температуры воздуха :

ниже +15 °C и до +5 °C включительно

до 2 %

от +5 °C и до -5 °C включительно

до 4 %

от -5 °C и до -15 °C включительно

до 6 %

от -15 °C и до -25 °C включительно

до 8 %

ниже -25 °C

до 10 %

• в случае использования функции осушения воздуха в салоне

при температуре воздуха ниже +20 °C и до 0 °C включительно

до 4 %

Надбавка на запуск автомобилей, которые работают на сжатом природном или сжиженном нефтяном газе (п.п. 3.4.5 Норм № 43)

Эта надбавка не применяется во время эксплуатации автомобилей на жидком топливе.

Норму дополнительного потребления топлива устанавливают лишь в случае запуска (запусков) двигателя на жидком топливе с дальнейшим переходом на газовое горючее. При этом факт осуществления такого запуска (запусков) должен быть зафиксирован в путевом листе и/или другом отчетном документе.

Конкретный объем дополнительного потребления топлива зависит от количества запусков двигателя в течение отчетного периода. Так, следует применять минимально возможные значения нормы в соответствии с фактическими потребностями и с учетом рекомендаций завода — изготовителя автомобиля или газобаллонного оборудования.

В то же время частые запуски двигателя после долговременных простоев (с выключенным двигателем) и поездки на короткие расстояния требуют применения большего значения надбавки

Служебный автомобиль Skoda Octavia работает на газовом топливе. При этом базовая линейная норма расхода жидкого топлива для этого автомобиля составляет 8,1 л/100 км.

Согласно данным Укргидрометцентра средняя фактическая температура воздуха в течение отчетного периода эксплуатации составляла -15 °C.

С учетом фактических условий эксплуатации (частые поездки на короткие расстояния) принято решение о применении надбавки на запуск двигателя на уровне 4 %.

Дополнительная норма потребления жидкого топлива за соответствующий календарный день эксплуатации составляет:

8,1 л/100 км х 4 %= 0,3 л

от базовой линейной нормы расхода жидкого топлива на каждый календарный день эксплуатации в зависимости от фактической температуры воздуха :

+15 °C и выше**

до 0,5 %

ниже +15 °C и до +5 °C включительно**

до 1 %

от +5 °C и до -5 °C включительно

до 2 %

от -5 °C и до -10 °C включительно

до 3 %

от -10 °C и до -15 °C включительно

до 4 %

ниже -15 °C

до 5 %

* При условии отсутствия в приложении Г к Нормам № 43 норм расхода топлива на работу указанного оборудования.

** Для автомобилей с системой впрыскивания газа, конструкция которых требует запуска на бензине.

Кстати, все цифровые значения коэффициентов-надбавок, приведенные с предлогом «до», следует рассматривать как такие, которые могут применяться включительно. Например, если указан размер коэффициента «до 2 %», это значит, что можно установить надбавку на уровне 2 % и ниже.

Конкретные же размеры коэффициентов в регламентированных пределах и сроки их действия устанавливает непосредственно руководитель учреждения. Для их утверждения оформляют внутренний распорядительный документ — приказ (распоряжение) по учреждению (п.п. 3.5.8 Норм № 43).

ВНИМАНИЕ!

Максимальные значения коэффициентов соответствуют предельно допустимым нормативам для самых сложных условий эксплуатации. Такой размер надбавок нельзя устанавливать одновременно на все транспортные средства учреждения и на весь период их эксплуатации.

Учитывая это, корректирующие коэффициенты необходимо применять дифференцированно в зависимости от фактических потребностей. Более того, рекомендовано устанавливать индивидуальные значения надбавок для каждого автомобиля с учетом особенностей его конструкции, технического состояния и условий эксплуатации. Это поможет экономнее расходовать ГСМ и предотвращать злоупотребления.

Также имейте в виду: для корректировки линейных норм разрешено применять сразу несколько корректирующих коэффициентов, но с учетом установленных ограничений. Таким образом, если есть основания для использования нескольких надбавок одновременно, их значение следует свести воедино и рассчитать суммарный коэффициент корректировки (п. 3.3 Норм № 43):

K∑ = K1 + K2 + … + Кn.

И еще один важный момент: если отдельные надбавки применяются лишь к части маршрута, то суммарный коэффициент можно исчислять:

• либо в полном объеме отдельно для каждого участка дороги, на котором действовали определенные условия движения;

• либо не в полном объеме, а в части, пропорциональной длине этого маршрута.

Но прежде чем определить значение коэффициентов корректировки и порядок их применения, стоит подумать об обосновании такой необходимости . То есть основания для использования каждой из надбавок должны быть надлежащим образом зафиксированы и задокументированы. И для применения «зимних» коэффициентов первоочередное значение имеет определение фактической температуры воздуха. Так, законодательством предусмотрены три пути получения информации о температурном режиме:

1) по данным Укргидрометцентра Государственной гидрометеорологической службы;

2) на основании сведений из других достоверных официальных источников (это могут быть данные о фактической температуре воздуха местной метеостанции и т. п.);

3) по результатам собственных измерений.

И если отдаете предпочтение третьему варианту, то не забудьте назначить ответственное лицо и организовать ведение журнала учета фактической температуры воздуха. Причем необходимо обеспечить ведение такого журнала на постоянной основе.

Кроме того, Нормами № 43 предусмотрено несколько требований относительно порядка измерения температуры воздуха. В частности, рекомендовано использовать термометры с абсолютной погрешностью до ±1 °C. При этом имеет значение и его размещение. Это должно быть защищенное от прямых солнечных лучей место на высоте около 2 м от поверхности земли.

Вместе с тем можно использовать и «бортовой» указатель температуры (если он предусмотрен комплектацией авто) или переносные термометры. Однако результаты таких измерений не должны существенно отличаться между разными автомобилями учреждения, эксплуатирующимися в пределах одного населенного пункта, района и т. п. Также не допускается отклонение результатов собственных измерений от данных Укргидрометцентра или метеослужб других стран (в случае осуществления перевозок за пределы Украины) на 5 °C и более. Именно такое отклонение считается существенным. Исключение составляют лишь расхождения, которые могут быть инструментально доказаны и обоснованы локальными климатическими условиями.

Зато если учреждение не проводит собственных измерений и не фиксирует их документально, целесообразно все же направить запрос в подразделение Госгидрометеослужбы о предоставлении данных относительно температурных показателей за соответствующий промежуток времени.

После того как необходимые «зимние» коэффициенты определены, обоснованы и подкреплены приказом руководителя, можно приступать к расчету нормативного расхода топлива. Напомним, для его исчисления применяют такую формулу (п. 4.1 Норм № 43):

Qн = 0,01 х Hs х S х (1 + 0,01 х K∑),

где Qн — нормативный расход топлива, л (м3);

Hs — базовая линейная норма расхода топлива, л/100 км (м3/100 км);

S — пробег автомобиля, км.

Чтобы закрепить вышесказанное, рассмотрим условный пример расчета нормативного расхода топлива для служебного автомобиля.

Пример. В бюджетном учреждении для служебных поездок используется легковой автомобиль Chevrolet Lacetti F196 с объемом двигателя 1598 см3. Согласно путевому листу пробег этого служебного автомобиля за отчетный период составляет 250 км. Средняя фактическая температура воздуха по данным Укргидрометцентра была зафиксирована на уровне -10 °C. Для обогрева салона и обеспечения надлежащего осмотра в авто работала система обогрева (встроенная). Базовая линейная норма расхода ГСМ для указанной марки автомобиля составляет 7,2 л/100 км. На отрезке дороги 100 км были сильные снежные заносы.

На основании приказа руководителя учреждения было установлено применение таких надбавок при расчете нормативного расхода ГСМ на работу служебного авто:

К1 — надбавка за работу в холодное время года — 4 %;

К2 — надбавка за работу в период сезонного бездорожья (сильные снежные заносы) — (100 км : 250 км) х 35 % = 14 %;

К3 — надбавка на обогрев салона — (2000 : 1598 см3) х 1 % = 1,252 %.

Суммарный коэффициент корректировки составляет:

K∑ = 4 % + 14 % + 1,252 % = 19,252 %.

Таким образом, максимально допустимый нормативный расход топлива для работы служебного автомобиля составляет:

Qн = 0,01 х 7,2 л/100 км х 250 км х (1 + 0,01 х 19,252 %) = 21,47 л.

Итак, теперь вы знаете, какие «зимние» надбавки и когда можно применять, поэтому с легкостью сможете проконтролировать расходы ГСМ в вашем учреждении.

Кстати, порядок отражения потраченного горючего на счетах бухучета ничем не отличается от списания любых других запасов на фактические расходы. То есть дебетуем соответствующий субсчет учета расходов (Дт 8013 (8113)) и кредитуем субсчет учета ГСМ (Кт 1514).

Нормы расхода ГСМ на 2021 год: последняя редакция приказа Минтранса

Минтранс РФ выпустил изменения по нормам расхода ГСМ. Предыдущими редакциями воспользоваться уже невозможно. Ниже представлен приказ Минтранса РФ в текущей редакции на 2021 год, в том числе представлена последняя таблица норм расхода топлива, благодаря чему вы сможете воспользоваться данными для определения нормы расхода ГСМ на 2021 год по любому автомобилю.

Изменения в нормах расхода ГСМ 2021 год

В приказ Минтранса РФ включили такие марки автомобилей, которых ранее не было в документе, УАЗ-Patriot, Lada Granta, Priora,Vesta и др.

Нормы расхода топлива в новой редакции Министерство транспорта России определили и свежие критерии расчета горючего (смотрите Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (ред. от 20.09.2018))

Бухгалтерии организаций вправе использовать нормы, установленные Минтрансом для обоснования затрат на топливо, кроме того, предприятие может самостоятельно создать приказ с разработанными самостоятельно внутренними нормами расхода топлива.

Вам будет также интересно: Контроль топлива ГЛОНАСС

Последняя редакция таблицы нормы расхода топлива на 2021 год

Далее приведена таблица норм расхода топлива по автомобилям вновь включенным в таблицу норм расхода топлива после 2018 года

Изменения по легковым автомобилям отечественным и стран СНГ выпуска с 2008 года

N п/п

Модель, марка, модификация автомобиля

Число и расположение цилиндров

Мощность двигателя, л.с.

Рабочий объем, л

КПП

Базовая норма расхода топлива, л/100 км

Lada Granta 219010 1.6

(ВАЗ-11186)

1,596

8,2

(п. 103 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Lada Granta 219170 1.6

(ВАЗ-21127)

1,596

8,1

(п. 104 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Lada Priora 217020 1.6

(ВАЗ-21116)

1,596

8,0

(п. 105 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Lada Kalina 219410 1.6

(ВАЗ-11186)

1,596

8,6

(п. 106 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Lada Largus 1.6 (RSOY5L)

(Renault K4M 490)

1,598

10,7

(п. 107 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Lada Vesta 1.6

(ВАЗ-21129)

1,596

8,5

(п. 108 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Lada XRay 1.6

(ВАЗ-21129)

1,596

8,6

(п. 109 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

Lada XRay 1.6

(Renault H4M)

1,598

8,2

(п. 110 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

УАЗ-3163-10 Patriot

(ЗМЗ-40905)

2,693

13,8

(п. 111 введен распоряжением Минтранса России от 06.04.2018 N НА-51-р)

ИА ГАРАНТ

Как в организации (общая система налогообложения) в целях исчисления налога на прибыль правильно определить нормы расхода топлива на транспорт и спецтранспорт (используется на территории аэропорта), нормы расхода топлива которых не определены Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Порядок определения норм расхода топлива и оформления его результатов силами самой организации действующими нормативными документами не установлен.

Организация вправе самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива на основании результатов испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией и зафиксированных в акте контрольного замера расхода топлива. При этом во избежание споров с налоговыми органами целесообразно обратиться в специализированную организацию для разработки норм расхода топлива для транспорта и спецтранспорта.

При самостоятельном определении нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров и информации, указанной в документах производителя соответствующей техники, необходимо учитывать некоторые обстоятельства, изложенные ниже.

Обоснование позиции:

Пунктом 3 Методических рекомендаций, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Методические рекомендации) определено, что нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены, в частности, для расчетов по налогообложению предприятий. Однако главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на приобретение топлива для служебного транспорта и другой техники, а также не установлены правила определения обоснованности таких расходов.

В Методических рекомендациях, которые были разосланы ФНС России письмом от 15.04.2008 N СК-6-5/281 «для руководства в работе» нижестоящим налоговым органам, указано следующее:

«…для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), по решению юридического лица, осуществляющего эксплуатацию автотранспортных средств, в отношении данных автотранспортных средств могут вводиться базовые нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике» (п. 6 Методических рекомендаций)*(1).

В письмах Минфина России от 11.07.2012 N 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61 отмечалось, что в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций руководители организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке, налогоплательщик может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля.

Следовательно, организация имеет право до утверждения норм, разработанных специализированной организацией, самостоятельно разработать и утвердить временные нормы расхода топлива. Минфин России в письме от 13.12.2013 N 02-10-010/55111 (адресованном госучреждению) указал, что Методические рекомендации имеют рекомендательный характер (что следует из самого их названия), и несоблюдение установленного в них порядка (а значит, в том числе, установленного в п. 6 Методических рекомендаций в части разработки норм по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями), не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства. В письме Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875 разъясняется, что налогоплательщики вправе, но не обязаны использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, при определении обоснованности произведенных затрат на ГСМ.

Аналогичный вывод содержится в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 04.04.2008 N А09-3658/07-29 (ВАС РФ не нашел оснований для пересмотра этого решения (определение ВАС РФ от 14.08.2008 N 9586/08), АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 N Ф08-5527/15 по делу N А53-24671/2014)*(2).

О том, что экономическая обоснованность произведенных затрат на приобретение ГСМ может быть подтверждена нормами расхода ГСМ, которые установлены организацией самостоятельно, свидетельствует, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 15.12.2010 N А53-3254/2010. В нем говорится, что документальным подтверждением выступает акт, утвержденный приказом руководителя организации, который отражает данные контрольного замера по конкретной единице автомобильной техники.

Таким образом, организация может самостоятельно разработать нормы расхода топлива исходя из результатов контрольных замеров. При этом порядок самостоятельного определения норм расхода топлива и оформления его результатов действующими нормативными документами не установлен.

Результаты замеров не должны существенно отличаться от информации, указанной в документах производителя соответствующей техники. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009 организации было вменено нарушение, заключающееся в неправомерном составлении расчета, определяющего списание ГСМ, обосновывающего расход топлива, не соответствующий действующей технической документации.

В этой связи также отметим, что Распоряжением Министерства транспорта РФ от 20.09.2018 N ИА-159-р в п. 7 Методических рекомендаций были внесены изменения: базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля определяется не только по таблицам, приведенным Минтрансом в пп.пп. 7.1, 7.1.1, 7.2, 7.2.1 Методических рекомендаций, но и на основе данных завода-изготовителя. Они могут быть получены по результатам испытаний WLTP 1 или испытаний по Правилу ООН N 1012. Если применяются данные завода-изготовителя, полученные по результатам испытаний по Правилу ООН N 101, их нужно скорректировать на поправочный коэффициент. Здесь же, после Таблицы 7, даны ссылки на эти документы.

Очевидно, что в целях утверждения временных норм расхода топлива организация будет создавать комиссию для проведения соответствующих испытаний, производить контрольные замеры для выявления реального расхода топлива на 100 км, сопоставлять полученные данные с данными технической документации, а также информации, полученной от изготовителя.

Результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км (а не на 1 км (смотрите также постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009)), оформляются в акте контрольного замера расхода топлива для конкретной марки (модели) автомобиля, форма которого не установлена. Вами может быть использована Примерная форма приказа об утверждении норм расхода топлив и смазочных материалов (подготовлено экспертами компании «Гарант»).

Затем на основании указанного акта руководитель организации в приказе об учетной политике будет утверждать нормы списания топлива для конкретной марки (модели) транспортного средства.

Как уже было отмечено, основанием для издания такого приказа и подтверждением экономической обоснованности применения данных норм могут служить:

  • техническая документация завода-изготовителя*(3);

  • результаты испытаний, контрольных замеров, проведенных комиссией, при которых выявляется реальный расход топлива на 100 км, за один час непрерывной работы и т. п.

При разработке норм расхода топлива учитываются:

  • конструктивные особенности автомобиля (марка двигателя; рабочий объем двигателя, его мощность и тип, количество передач), его техническое состояние;

  • режим эксплуатации автомобиля;

  • дорожно-транспортные, климатические и иные факторы.

Кроме того, могут быть предусмотрены поправочные коэффициенты (например при эксплуатации в зимнее время, в городских условиях).

При установлении поправочных повышающих коэффициентов следует придерживаться норм, которые приведены в п. 5 Методических рекомендаций (постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009).

Периодичность и порядок пересмотра временных норм расхода топлива не установлены, следовательно, организация вправе определить их самостоятельно.

Полагаем, что порядок и периодичность пересмотра временных норм расхода топлива следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения (смотрите, например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.2008 N Ф04-7500/2008(16942-А27-37).

Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:

— Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;

— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;

— Энциклопедия решений. Учет списания топлива и смазочных материалов (для госсектора);

— Вопрос: Автомобиль «Volkswagen» относится к зарубежным автобусам 2008 года выпуска. Заводом-изготовителем определена базовая норма расхода топлива автомобиля «Volkswagen» по городу — 10,4 литра на 100 км. На основании Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р, базовый расход топлива указанного автомобиля определяется как 8,8 литров на 100 км. Летняя норма расхода топлива — 11 литров на 100 км. В зимний период расход топлива увеличивается на 10%. Как происходит увеличение расхода топлива в зимний период — от базовой нормы (8,8 литров на 100 км) или от летней нормы (11 литров на 100 км)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2016 г.);

— Вопрос: Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р утверждены Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. В нем четко по маркам автомобилей указаны нормы расхода топлива, однако отсутствует информация по автомобилю Hyundai Creta. Какими нормами руководствоваться организации в данной ситуации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, январь 2018 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

7 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) В общем случае организации во избежание споров с налоговыми органами могут применять нормы, которые установлены Методическими рекомендациями, а в случае отсутствия норм для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода, использовать нормы, разработанные специализированной организацией, утвержденные приказом руководителя.

Для этого ей следует обратиться в специализированную организацию, например в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ — www.nami.ru) или Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ — www.niiat.ru) (при наличии финансовых возможностей).

*(2) Судебные органы в большинстве своих решений также исходят из того, что НК РФ не содержит положений, ограничивающих принятие к учету для целей налогообложения расходов по ГСМ, расходов на содержание служебного транспорта какими-либо нормами (постановления ФАС Уральского округа от 12.10.2010 N Ф09-8425/10-С3, ФАС Московского округа от 28.09.2007 N КА-А41/9866-07, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2005 N А05-26242/04-10). Иными словами, налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Однако это не исключает необходимости представлять доказательства того, что произведённые расходы являются экономически обоснованными, в частности, в случае, когда ГСМ были использованы сверх норм, установленных налогоплательщиком самостоятельно (определение ВАС РФ от 09.07.2012 N ВАС-8327/12).

*(3) Нормы расхода топлива могут приводиться отдельными заводами-изготовителями в технической документации (например, в сервисной книжке) на конкретную марку транспортного средства (его модификацию) для условий эксплуатации в городском цикле, по загородным дорогам, в зимнее время и т.д. В то же время достаточно часто производители указывают в технической документации результаты замеров расхода топлива, полученные в условиях, существенно отличающихся от реальных условий эксплуатации. Следовательно, установленные нормы вовсе необязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения (как в большую, так и в меньшую сторону) следует должным образом обосновать в документах, оформляемых соответствующей комиссией. При этом повышенный расход топлива не должен быть связан с какими-либо неисправностями транспортного средства.

Ситуация

Работник торговой организации направлен в командировку на легковом автомобиле Renault Duster 2.0i, принадлежащем организации. Автомобиль оборудован 4-ступенчатой автоматической коробкой передач (АКПП), кондиционером, работает на бензине.

В соответствии с заданием работник следовал по маршруту Минск — Жодино — Могилев — Минск.

Пробег автомобиля составил:

1) по городам:

— Минск — 5 км;

— Жодино — 3 км;

— Могилев — 8 км;

2) по дорогам с асфальтобетонным и цементобетонным покрытием за пределами населенных пунктов (далее — загородные дороги):

— Минск — Жодино — 70 км;

— Жодино — Могилев — 169 км;

— Могилев — Минск — 199 км.

Приказом руководителя к линейной норме расхода топлива применяется повышение (понижение) по следующим основаниям <*>:

Основание Увеличение нормы, % Уменьшение нормы, %
Наличие кондиционера 7,00
Перемещение по загородным дорогам 15,00
Эксплуатация в городах с населением:
— от 100 тыс. до 300 тыс.чел.; 5,00
— от 300 тыс. до 1 млн.чел.; 10,00
— от 1 до 3 млн.чел. 15,00

Учетной политикой установлено, что учет топлива ведется в литрах с точностью два знака после запятой.

Линейная норма расхода топлива

На автомобиль Renault Duster 2,0i с 4-ступенчатой АКПП установлена обязательная к применению линейная норма расхода топлива (далее — линейная норма) — 9,8 л/100 км <*>.

Повышение (понижение) линейной нормы

К линейной норме расхода топлива применяются повышения (понижения) по отдельным основаниям <*>. Повышение (понижение) устанавливаются приказом руководителя <*>.

В рассматриваемой ситуации повышение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля <*>:

1) в городах с численностью:

— от 100 тыс. до 300 тыс.чел. — не более 5%;

— от 300 тыс. до 1 млн.чел. — не более 10%;

— от 1 млн. до 3 млн.чел. — не более 15%;

— свыше 3 млн.чел. — не более 25%.

По данным Белстата, численность населения на 01.01.2018 составляет:

— в Минске — 1982444 чел.;

— в Могилеве — 381353 чел.;

— в Жодино — 64559 чел.

В нашей ситуации применяется повышение линейной нормы при эксплуатации автомобиля:

— в Минске (население от 1 млн. до 3 млн.чел.) — на 15%;

— в Могилеве (население от 300 тыс. до 1 млн.чел.) — на 10%.

При эксплуатации автомобиля в Жодино повышение не применяется, т.к. численность населения меньше 100 тыс.чел.;

2) оборудованного кондиционером. Линейную норму можно повысить не более, чем на 7%. Повышение устанавливается независимо от времени года и температуры наружного воздуха.

В рассматриваемой ситуации автомобиль оснащен 4-ступенчатой АКПП. При эксплуатации автомобилей, оборудованных АКПП, допускается повышение линейной нормы не более, чем на 6% <*>. Вместе с тем для нашего автомобиля линейная норма установлена с учетом АКПП. Поэтому такое повышение не применяется.

Понижение линейной нормы производится при эксплуатации автомобиля на загородных дорогах. Такое понижение возможно не более чем на 15% <*>.

При применении одновременно нескольких повышений (понижений) нормы расхода топлива нормируемый расход топлива устанавливается с учетом их суммы или разности <*>.

Расчет нормируемого расхода топлива

Норма расхода топлива рассчитывается по формуле:

где

Рнорм — нормируемый расход, л;

Нлин — линейная норма расхода топлива, л;

Пi — расстояние, пройденное автомобилем в определенных условиях эксплуатации (пробег), км;

ki — коэффициент корректировки линейной нормы расхода топлива в этих условиях эксплуатации.

Примечание
Формула приведена из комментария к Инструкции N 141, размещенного на сайте РУП «Транстехника».

Коэффициент 0,01 применяется в связи с тем, что пробег определяется в километрах, а линейная норма установлена на 100 км.

Рассчитаем нормируемый расход топлива в рассматриваемой ситуации:

Рнорм Пояснения
(9,8 x 0,01) 9,8 л — линейная норма расхода топлива
x
(5 x (1 + 0,15 + 0,07)) Пробег по Минску
+
(3 x (1 + 0,07)) Пробег по Жодино
+
(8 x (1 + 0,1 + 0,07)) Пробег по Могилеву
+
((70 + 169 + 199) x (1 — 0,15 + 0,07)) Пробег по загородным дорогам
=
41,32 Расход топлива по норме, л

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *