Изменение сроков уплаты налогов

ФНС России запускает пилотный проект по увеличению срока исполнения требований об уплате налогов

Информация Федеральной налоговой службы от 9 декабря 2020 года

В декабре 2020 года ИП и организации Республики Коми, Ставропольского края и Воронежской области, имеющие текущие долги по налогам в размере более 100 тыс. рублей, могут получить отсрочку по их уплате до 45 дней. Такой механизм будет применяться при следующих условиях:

— у налогоплательщика отсутствуют неисполненные требования об уплате налогов, направленные ему до 1 декабря 2020 года;

— доход налогоплательщика снизился в III квартале 2020 года более чем на 10% по сравнению с II кварталом 2020 года.

Налоговые органы будут самостоятельно выявлять таких налогоплательщиков и направлять им сообщения о том, что они могут продлить срок исполнения требования до 45 дней в зависимости от снижения дохода.

Чтобы воспользоваться этой мерой поддержки, налогоплательщику, получившему соответствующее сообщение налогового органа, необходимо направить в налоговый орган в электронном виде подписанное ЭЦП обязательство не скрывать деньги и имущество, за счет которых должно производиться взыскание, и представить расшифровку дебиторской и кредиторской задолженности.

Форма обязательства и расшифровки дебиторской и кредиторской задолженности будет прилагаться к сообщению налогового органа.

Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, пеней и штрафа

Изменением срока уплаты налога (сбора, страховых взносов) признается перенос установленного законодательством срока уплаты, в том числе ненаступившего, на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога (сбора, страховых взносов) осуществляется в форме:

— отсрочки;

— рассрочки;

— инвестиционного налогового кредита (только для организаций) (далее — ИНК) (ст. 66 НК РФ).

Отсрочка предполагает уплату налога по истечении срока ее действия, а рассрочка — возможность постепенной уплаты суммы задолженности в соответствии с графиком (см. также постановление Восьмого ААС от 22.10.2013 N 08АП-7524/13).

Для переноса срока необходимо подать соответствующее заявление, по итогам рассмотрения которого будет принято решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или заключен договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита (п. п. 3, 3.1 ст. 61, п. 5 ст. 64, п. 4 ст. 67 НК РФ).

Срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога (сбора) либо ее части с начислением процентов на сумму задолженности, если иное не предусмотрено главой 9 НК РФ (п. 2 ст. 61 НК РФ).

Предоставление отсрочки, рассрочки или ИНК не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога, сбора, на что указано в п. 4 ст. 61 НК РФ.

Действие отсрочки, рассрочки или ИНК прекращается (п. 1 ст. 68 НК РФ):

— по истечении срока действия соответствующего решения или договора;

— досрочно в установленных ст. 68 НК РФ случаях.

По решению органов, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов, сборов и страховых взносов, изменение такого срока может быть обеспечено залогом имущества, поручительством либо банковской гарантией, если иное не предусмотрено главой 9 НК РФ (п. 5 ст. 61, ст.ст. 73, 74, 74.1 НК РФ).

Так, органом, уполномоченным принимать решение о соответствующем изменении срока уплаты налога, может быть:

Уполномоченный орган

Полномочия

Примечание

ФНС России*(1)

(пп. 1 п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 64 НК РФ, п. 1 Положения о ФНС России, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)

1) Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов, пеней, штрафов (например, НДС, водного налога и т.п.) в части, зачисляемой в федеральный бюджет, а также страховых взносов на срок, не превышающий трех лет

2) Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов, пеней, штрафов в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты на срок, не превышающий один год.

Исключение:

— предоставление рассрочки по уплате указанных налогов, доначисленных по результатам налоговой проверки (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, пп. «а» п. 17.1 Порядка)

3) Принятие решения о предоставлении инвестиционного налогового кредита по федеральным налогам (сборам, пеням, штрафам)

Исключения:

1) налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (НДС, акцизы) (пп. 3 п. 1 ст. 63 НК РФ);

2) государственная пошлина (пп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ);

3) НДФЛ, подлежащий уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами (пп. 6 п. 1 ст. 63 НК РФ);

4) предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль в части, относящейся к зачисляемой в бюджеты субъектов РФ (пп. 7 п. 1 ст. 63 НК РФ)

Налоговые органы осуществляют свои полномочия по изменению срока уплаты налога (сбора, пени, штрафа) в порядке, утвержденном приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@ (далее — Порядок) (п. 8 ст. 61 НК РФ)

Налоговые органы (Управления ФНС России по субъекту РФ) по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица*(2)

(п. 8 ст. 61, пп. 2 п. 1 ст. 63 НК РФ)

1) Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки на срок не более 1 года по региональным налогам

2) Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате федеральных налогов, пеней, штрафов в части, зачисляемой в региональные и местные бюджеты, доначисленных по результатам налоговой проверки, на срок, не превышающий один год (пп. 7 п. 2 ст. 64 НК РФ, пп. «а» п. 17.1 Порядка)

Решение налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) должно быть согласовано с соответствующим финансовым органом субъекта РФ.

Указанные органы не уполномочены принимать решение об изменении срока уплаты региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита (письмо Минфина России от 31.12.2010 N 03-02-07/1-614)

Налоговые органы по месту нахождения заинтересованного лица

(п. 17 Порядка)

Принятие решения об изменении сроков уплаты местных налогов:

— в форме отсрочки или рассрочки на срок до 1 года;

— в форме инвестиционного налогового кредита

Решение налогового органа об изменении срока уплаты налоговых платежей должно быть согласовано с соответствующим финансовым органом муниципального образования (письмо Минфина России от 03.07.2013 N 03-02-07/1/25500)

Налоговые органы по месту жительства заинтересованного лица

(п. 17 Порядка)

Принятие решения об изменении сроков уплаты:

1) местных налогов:

— в форме отсрочки или рассрочки на срок до 1 года;

— в форме инвестиционного налогового кредита;

2) страховых взносов, предусмотренных ст. 3 Федерального закона N 323-ФЗ, в форме отсрочки или рассрочки на срок, не превышающий 3-х лет

Решение налогового органа о предоставлении отсрочки (рассрочки) должно быть согласовано с соответствующим финансовым органом муниципального образования (письмо Минфина России от 10.10.2019 N 03-05-06-01/77622)

Органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 НК РФ совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина

(пп. 3 п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 333.16 НК РФ)

Принятие решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате государственной пошлины

К числу таких уполномоченных органов относятся суды (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23, п. 1 ст. 333.41 НК РФ)

ФТС России*(3) или уполномоченные им таможенные органы

(пп. 4 п. 1 ст. 63 НК РФ)

Решение об изменении срока уплаты налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (НДС, акцизы)

Налоговые органы (инспекция ФНС) по месту жительства физического лица*(1)

(п. 8 ст. 61, пп. 6 п. 1 ст. 63 НК РФ, п. 17 Порядка)

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по НДФЛ, подлежащему уплате физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог не удерживается налоговыми агентами.

При сумме НДФЛ с указанных доходов, превышающей 100 000 рублей, решение принимается по согласованию с УФНС по соответствующему субъекту РФ

Письма Минфина России от 05.06.2013 N 03-04-05/20756, от 14.01.2013 N 03-02-08/1, от 01.11.2012 N 03-02-08/95, от 02.08.2012 N 03-04-05/7-908, от 22.03.2012 N 03-04-05/9-358, от 20.04.2011 N 03-02-08/44, УФНС России по г. Москве от 28.07.2011 N 20-14/3/074179@ и др.

Органы, уполномоченные на это законодательством субъектов РФ

(пп. 7 п. 1 ст. 63 НК РФ)

При решении вопроса о предоставлении инвестиционного налогового кредита по:

— налогу на прибыль организаций в части, установленной для зачисления в бюджеты субъектов РФ;

— региональным налогам

Указанные функции не могут быть возложены на налоговые органы (письма Минфина России от 21.01.2013 N 03-02-07/1-13, от 28.07.2011 N 03-02-07/1-266)*(4).

Уполномоченным органом в данном случае может быть, к примеру, финансовый орган (письмо Минфина России от 13.01.2011 N 03-02-07/1-3).

При этом положения НК РФ не устанавливают порядка принятия соответствующего решения (Порядок разработан только для налоговых органов). То есть положения, направленные для упорядочения принятия таких решений, также могут быть предусмотрены законодательством субъектов РФ (письмо Минфина России от 13.12.2010 N 03-02-07/1-591)

Приказом ФНС России от 10.02.2020 N ЕД-7-8/90@ внесены изменения в Порядок изменения срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденный приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-8/683@.
При изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов, пеней и штрафов, предусмотренном подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ (невозможность единовременной уплаты сумм налогов по результатам налоговой проверки), необходимо учитывать правила нового пункта 17.1 настоящего Порядка.
Аналогично решения об отсрочке или рассрочке уплаты налогов на срок, не превышающий трех лет, в случае невозможности их единовременной уплаты по результатам налоговой проверки (пп.7 п.2 статьи 64 НК РФ) принимаются ФНС России с учетом правил нового пункта 17.1 настоящего Порядка.
Новый пункт 17.1 Правил устанавливает, что решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов по основанию, предусмотренному пп.7 п.2 ст.64 НК РФ, принимается:
а) при наличии условий, установленных абзацем пятнадцатым пункта 5_1 статьи 64 НК РФ, — управлением ФНС России по субъекту РФ по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;
б) при наличии условий, установленных абзацем шестнадцатым пункта 5_1 статьи 64 НК РФ, — ФНС России.
Если в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральные налоги, сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов, сборов изменяются на основании решений указанных в настоящем пункте уполномоченных налоговых органов в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Также Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) и Решение о временном приостановлении уплаты суммы задолженности по федеральным налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам могут принимать управления ФНС России по субъекту РФ и их руководители.

 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Ямало-Ненецкий автономный округ З А К О Н Утратил силу - Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.02.2005 г. N 7-ЗАО Об изменении срока уплаты налога и сбора, а также пени в части, зачисляемой в окружной бюджет и местные бюджеты муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе Принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 22 сентября 1999 года Настоящий закон Ямало-Ненецкого автономного округа (далее -автономного округа) в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, частью первой Налогового кодекса Российской Федерацииустанавливает порядок изменения срока уплаты налогов и сборов, атакже пени, в части, зачисляемой в окружной бюджет и местныебюджеты муниципальных образований в автономном округе; определяетоснования и условия предоставления отсрочки и рассрочки уплатырегиональных и местных налогов. Статья 1. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени 1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается переносустановленного законодательством Российской Федерации иЯмало-Ненецкого автономного округа срока уплаты налога и сбора наболее поздний срок. 2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускаетсяисключительно в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всейподлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислениемпроцентов на неуплаченную сумму налога (далее - суммазадолженности), если иное не предусмотрено настоящим Законом. 3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется вформе отсрочки, рассрочки, налогового кредита и инвестиционногоналогового кредита. 4. Отсрочка, рассрочка, налоговый кредит и инвестиционныйналоговый кредит предоставляются по налоговым платежам в части,подлежащей зачислению в окружной бюджет и местные бюджетымуниципальных образований в автономном округе, в порядке и наусловиях, предусмотренных настоящим Законом. 5. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяетсуществующей и не создает новой обязанности по уплате налога исбора. 6. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов,указанных в статье 3 настоящего Закона, может производиться подзалог имущества либо при наличии поручительства в соответствии сдействующим законодательством Российской Федерации, если иное непредусмотрено настоящим Законом. 7. Правила, предусмотренные настоящим Законом, применяютсятакже в отношении изменения срока уплаты налога и сбора вгосударственные внебюджетные фонды. При этом органы государственныхвнебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой этихналогов или сборов, пользуются правами и несут обязанностифинансовых органов, предусмотренные настоящим Законом. Статья 2. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога 1. Срок уплаты налога или сбора не может быть изменен, если вотношении юридического либо физического лица, претендующего натакое изменение (далее - заинтересованное лицо): 1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления,связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах; 2) проводится производство по делу о налоговом правонарушениилибо по делу об административном правонарушении, связанном снарушением законодательства о налогах; 3) имеются достаточные основания полагать, что это лицовоспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средствили иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицособирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянноежительство. 2. При наличии на момент вынесения решения об изменении срокауплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи,любое решение об изменении срока уплаты не может быть вынесено, авынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменноуведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учетаэтого лица. Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение впорядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 3. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора 1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения обизменении срока уплаты налога и сбора (далее - уполномоченныеорганы), являются: 1) по региональным налогам - финансовый орган органаисполнительной власти автономного округа; 2) по местным налогам - финансовый орган органа местногосамоуправления; 3) по государственной пошлине - уполномоченные органы,осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины; 4) по налогам и сборам, поступающим в государственныевнебюджетные фонды - органы соответствующих государственныхвнебюджетных фондов. 2. Если законодательством Российской Федерации предусмотреноперечисление федерального налога в бюджеты разного уровня, срокуплаты такого налога в части сумм, поступающих в окружной бюджет,изменяется на основании решения финансового органа органаисполнительной власти автономного округа, а в части сумм,поступающих в местный бюджет муниципального образования вавтономном округе, - на основании решения финансового органа органаместного самоуправления. 3. Если законодательством Российской Федерации или автономногоокруга предусмотрено перечисление регионального налога в бюджетыразного уровня, срок уплаты такого налога в части сумм, поступающихв окружной бюджет, изменяется на основании решения финансовогооргана органа исполнительной власти автономного округа, а в частисумм, поступающих в местный бюджет муниципального образования вавтономном округе, - на основании решения финансового органа органаместного самоуправления. 4. Если законодательством Российской Федерации или автономногоокруга предусмотрено перечисление местного налога в бюджеты разногоуровня, срок уплаты такого налога в части сумм, поступающих вокружной бюджет, изменяется на основании решения финансового органаоргана исполнительной власти автономного округа, а в части сумм,поступающих в местный бюджет муниципального образования вавтономном округе, - на основании решения финансового органа органаместного самоуправления. 5. По налогам и сборам, подлежащим зачислению в целевыебюджетные фонды, срок уплаты изменяется на основании решениясоответствующего уполномоченного органа. О вынесенном решенииуполномоченный орган уведомляет исполнительный органсоответствующего целевого бюджетного фонда. 6. В компетенцию вышеуказанных уполномоченных органов такжевходит решение вопроса о необходимости залога имущества илииспользования поручительства при изменении срока уплаты налога исбора. Статья 4. Основания предоставления отсрочки или рассрочки 1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собойизменение установленного срока уплаты налога при наличии оснований,предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шестимесяцев с соответственно единовременной или поэтапной уплатойналогоплательщиком суммы задолженности. 2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляютсязаинтересованному лицу независимо от организационно-правовой формыили формы собственности при наличии хотя бы одного из следующихоснований: 1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийногобедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельствнепреодолимой силы; 2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплатывыполненного этим лицом государственного (муниципального) заказа(контракта) органа исполнительной власти автономного округа (органаместного самоуправления); 3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременнойвыплаты им налога; 4) имущественное положение физического лица исключаетвозможность единовременной уплаты налога; 5) между органом исполнительной власти автономного округа(органа местного самоуправления) и заинтересованным лицом заключеносоглашение (договор) о сотрудничестве, предусматривающеепредоставление последнему отсрочки или рассрочки по уплате налога; 6) заинтересованным лицом производится аккумуляция финансовыхресурсов в целях закупки сырья и материалов для обеспечениянаращивания производства и реализации продукции (работ, услуг),имеющих приоритетное значение для жизнеобеспечения автономногоокруга. Перечень видов приоритетных производств утверждаетсяежегодно в Законе автономного округа об окружном бюджете наочередной финансовый год (представительными органами местногосамоуправления в бюджете муниципального образования в автономномокруге на очередной финансовый год); 7) осуществление этой организацией поставок в ОкружнойПродовольственный фонд; 8) осуществление геологоразведочными предприятиями,финансируемыми за счет средств окружного бюджета, разведки ипоисково-оценочных работ для воспроизводства минерально-сырьевойбазы; 9) производство и (или) реализация товаров, работ или услуглицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видовдеятельности, имеющих сезонный характер, утверждаетсяПравительством Российской Федерации. 3. Отсрочка и рассрочка по уплате налога могут бытьпредоставлены по одному или нескольким видам налогов. 4. Отсрочка или рассрочка по уплате налога по основаниям,предусмотренным подпунктами 5, 6, 7 и 8 пункта 2 настоящей статьимогут быть предоставлены только по региональным и местным налогам. 5. Основания, установленные настоящей статьей, применяютсятакже при предоставлении отсрочки и рассрочки по уплате сбора ипени. 6. Нормативными правовыми актами, принятыми представительнымиорганами местного самоуправления по местным налогам могут бытьустановлены иные основания предоставления отсрочки, рассрочки. Статья 5. Условия платности пользования отсрочкой или рассрочкой 1. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставленапо основаниям, указанным в подпунктах 1, 2, 5 и 8 пункта 2 статьи 4настоящего Закона, на сумму задолженности проценты не начисляются. 2. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставленапо основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 9 пункта 2 статьи 4настоящего Закона, на сумму задолженности начисляются процентыисходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации, действовавшей за периодотсрочки или рассрочки. 3. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставленапо основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 пункта 2 статьи 4настоящего Закона, на сумму задолженности начисляются процентыисходя из ставки, равной одной пятой ставки рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации, действовавшей за периодотсрочки или рассрочки. 4. Правила настоящей статьи применяются также в отношениипредоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов и пени. 5. Нормативными правовыми актами, принятыми представительнымиорганами местного самоуправления по местным налогам могут бытьустановлены иные условия предоставления отсрочки, рассрочки. Статья 6. Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки или рассрочки 1. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплатеналога с указанием оснований, а также предполагаемых сроковпогашения отсроченной суммы задолженности, подается всоответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаютсядокументы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2статьи 4 настоящего Закона. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицомв налоговый орган по месту учета в десятидневный срок после подачизаявления. 2. Заинтересованное лицо по требованию уполномоченного органапредоставляет ему документы об имуществе, которое может бытьпредметом залога, либо поручительство. 3. По ходатайству заинтересованного лица соответствующийуполномоченный орган вправе принять решение о временном (на периодрассмотрения заявления о предоставлении отсрочки, рассрочки)приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом.Копия такого решения предоставляется заинтересованным лицом вналоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дняпринятия решения. 4. При отсутствии обстоятельств, установленных статьей 2настоящего Закона, соответствующий уполномоченный орган не вправеотказать заинтересованному лицу в предоставлении отсрочки илирассрочки по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1и 2 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона, в пределах соответственносуммы причиненного ущерба либо суммы недофинансирования илинеоплаты выполненного этим лицом государственного заказа(контракта). 5. Правила настоящей статьи применяются также в отношениипорядка рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки илирассрочки по уплате сборов и пени. Статья 7. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки 1. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплатеналога или об отказе в ее предоставлении принимаетсясоответствующим уполномоченным органом в течение одного месяца содня получения заявления заинтересованного лица. 2. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплатеналога вступает в действие со дня, установленного в этом решении.При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного дляуплаты налога до дня вступления в силу этого решения, включаются всумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует днювступления этого решения в силу. 3. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога обеспечиваетсязалогом имущества или поручительством, решение об ее предоставлениивступает в действие только после заключения договора о залогеимущества или договора поручительства в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации. 4. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплатеналога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, поуплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, порядокначисления процентов, сроки и порядок уплаты суммы задолженности иначисляемых процентов, дату начала погашения суммы задолженности,порядок прекращения действия отсрочки, рассрочки. В случаепредоставления отсрочки или рассрочки под залог имущества илипоручительство решение должно также содержать указание на документыоб имуществе, которое является предметом залога либопоручительства. 5. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки поуплате налога или отказе в ее предоставлении направляетсясоответствующим уполномоченным органом в трехдневный срок со дняпринятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый органпо месту учета этого лица. 6. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочкипо уплате налога должно быть мотивированным. При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2статьи 4 настоящего Закона, в решении об отказе в предоставленииотсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведеныимеющие место обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 2настоящего Закона, исключающие изменение срока исполненияобязанности по уплате налога в соответствии со статьей 2 настоящегоЗакона. 7. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочкипо уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом впорядке, установленном законодательством Российской Федерации. 8. Правила настоящей статьи применяются также в отношениирешений о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате сборов ипени. Статья 8. Прекращение действия отсрочки и рассрочки 1. Действие отсрочки, рассрочки прекращается по истечениисрока действия соответствующего решения либо может быть прекращенодо истечения срока в случаях, предусмотренных настоящей статьейЗакона. 2. Действие отсрочки, рассрочки прекращается досрочно в случаеуплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы задолженности исоответствующих процентов до истечения установленного срока. 3. При нарушении налогоплательщиком условий предоставленияотсрочки или рассрочки, действие отсрочки или рассрочки может бытьпрекращено досрочно по решению соответствующего уполномоченногооргана. 4. Решение о предоставлении отсрочки, рассрочки отменяется приобнаружении факта изменения для налогоплательщика срока исполненияналогового обязательства при наличии обстоятельств, предусмотренныхпунктом 1 статьи 2 настоящего Закона. Решение отменяется, вчастности, при представлении налогоплательщиком недостоверныхсведений или документов, на основании которых уполномоченный органпринял такое решение. 5. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки(кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи),налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения имсоответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженностии начисленных процентов, а также пени за каждый день, начиная содня, следующего за днем получения этого решения, по день уплатыэтой суммы включительно в соответствии с действующим налоговымзаконодательством Российской Федерации. При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности ипроцентов определяется как разница между суммой задолженности,определенной в решении о предоставлении отсрочки или рассрочки,увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии срешением об отсрочке или рассрочке за период действия отсрочки илирассрочки и фактически уплаченными суммами задолженности ипроцентами. 6. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочкенаправляется принявшим это решение уполномоченным органомналогоплательщику, плательщику сбора по почте заказным письмом непозднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Копия такогорешения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учетаэтих лиц. 7. Решение соответствующего уполномоченного органа о досрочномпрекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжалованоналогоплательщиком или плательщиком сбора в суде в порядке,установленном законодательством Российской Федерации. Статья 9. Порядок и основания предоставления налогового кредита 1. Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплатыналога (кроме сбора) на срок от трех месяцев до одного года приналичии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1-3пункта 2 статьи 4 настоящего Закона. 2. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному илинескольким видам налогов. 3. Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу поего заявлению и оформляется договором между органом исполнительнойвласти автономного округа (органа местного самоуправления) изаинтересованным лицом после принятия соответствующего решенияуполномоченным органом. 4. Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица опредоставлении налогового кредита, принятие по нему решения ивступление его в действие производятся в порядке и в сроки,предусмотренные статьями 6 и 7 настоящего Закона. 5. Для получения налогового кредита заинтересованное лицо,осуществляющее деятельность на территории автономного округа ивходящее в вертикально-интегрированную компанию, представляетбюджет компании и финансовые документы, свидетельствующие оботсутствии собственных и заемных источников финансирования в целомпо компании. 6. Нормативными правовыми актами, принятыми представительнымиорганами местного самоуправления по местным налогам могут бытьустановлены иные основания предоставления налогового кредита. Статья 10. Условия платности пользования налоговым кредитом 1. Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанномув подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона, проценты насумму задолженности не начисляются. 2. Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанномув подпункте 3 пункта 2 статьи 4 настоящего Закона, проценты насумму задолженности начисляются исходя из полной ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации,действовавшей за период действия договора о налоговом кредите. 3. Нормативными правовыми актами, принятыми представительнымиорганами местного самоуправления по местным налогам могут бытьустановлены иные условия предоставления налогового кредита. Статья 11. Договор о предоставлении налогового кредита 1. Решение о предоставлении заинтересованному лицу налоговогокредита, принятое соответствующим уполномоченным органом, являетсяоснованием для заключения договора о налоговом кредите, которыйдолжен быть заключен в течение семи дней после принятия такогорешения. 2. Договор о налоговом кредите должен предусматривать суммузадолженности (с указанием на налог, по уплате которогопредоставлен налоговый кредит), срок действия договора, порядокначисления процентов, порядок погашения суммы задолженности иначисленных процентов, дату начала погашения суммы задолженности,ответственность сторон и порядок прекращения действия договора. Вслучае предоставления налогового кредита под залог имущества илипоручительство договор должен также содержать указание на документыоб имуществе, которое является предметом залога либопоручительство. Копия договора о налоговом кредите предоставляетсязаинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета впятидневный срок со дня заключения договора. 3. Договор о налоговом кредите вступает в силу со дня,установленного в этом договоре. При этом причитающиеся пени за всевремя со дня, установленного для уплаты налога до дня вступления всилу этого договора, включаются в сумму задолженности, еслиуказанный срок уплаты предшествует дню вступления этого договора всилу. 4. Если налоговый кредит обеспечивается залогом имущества илипоручительством, решение о его предоставлении вступает в действиетолько после заключения договора о залоге имущества или договорапоручительства в порядке, предусмотренном законодательствомРоссийской Федерации. 5. Форма договора о налоговом кредите устанавливается всоответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Статья 12. Прекращение действия договора о налоговом кредите 1. Действие договора о налоговом кредите прекращается поистечении срока действия такого договора либо может быть прекращенодо истечения срока в случаях, предусмотренных настоящей статьейЗакона. 2. Действие договора о налоговом кредите прекращается досрочнов случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммызадолженности и соответствующих процентов до истеченияустановленного срока. 3. Действие договора о налоговом кредите может быть досрочнопрекращено по письменному соглашению сторон или по решению суда. 4. Действие договора о налоговом кредите подлежит досрочномупрекращению при нарушении налогоплательщиком возложенных на негосоответствующим договором условий налогового кредита, в том числе вслучае установления нецелевого использования бюджетных средств. 5. Действие договора о налоговом кредите подлежит досрочномупрекращению при привлечении налогоплательщика к ответственности заналоговое правонарушение, совершенное в течение срока действиясоответствующего договора о налоговом кредите. 6. При досрочном прекращении действия договора о налоговомкредите (кроме случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи)налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения имсоответствующего решения уплатить всю оставшуюся неуплаченной суммузадолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня,следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этойсуммы включительно в размере, установленном налоговымзаконодательством Российской Федерации. При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженностиопределяется как разница между суммой задолженности, определенной вдоговоре о налоговом кредите, увеличенной на сумму процентов ипеней за несвоевременную уплату процентов, исчисленную всоответствии с этим договором о налоговом кредите за периоддействия налогового кредита, и фактически уплаченными в погашениезадолженности суммами налога, процентов и пеней. 7. Решение о предоставлении налогового кредита отменяется, азаключенный договор подлежит расторжению в порядке, предусмотренномдействующим законодательством, при обнаружении факта изменения дляналогоплательщика срока исполнения налогового обязательства, приналичии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 2настоящего Закона. Решение отменяется, в частности, припредоставлении налогоплательщиком недостоверных сведений илидокументов, на основании которых уполномоченный орган принял такоерешение. При этом налогоплательщик должен в течение 30 дней со дняполучения соответствующего решения уплатить все неуплаченные ранеев соответствии с решением о предоставлении налогового кредита суммыналога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченныесуммы налога за период действия договора о налоговом кредите иначисленные исходя из ставки рефинансирования Центрального банкаРоссийской Федерации, действовавшей за тот же период. 8. Решение о досрочном прекращении действия договора оналоговом кредите направляется принявшим это решение уполномоченныморганом налогоплательщику по почте заказным письмом не позднее 5дней со дня принятия указанного решения. Копия такого решения в теже сроки направляется в орган налоговой службы по месту учетаналогоплательщика или иного обязанного лица. Статья 13. Порядок и основания предоставления инвестиционного налогового кредита 1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такоеизменение срока уплаты налога (кроме сбора), при котороморганизации при наличии оснований, указанных в пункте 2 настоящейстатьи, предоставляется возможность в течение определенного срока(от одного года до пяти лет) и в определенных пределах уменьшатьсвои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммыкредита и начисленных процентов. 2. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставленорганизации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога,при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) проведение этой организацией научно-исследовательских илиопытно-конструкторских работ либо технического перевооружениясобственного производства, в том числе направленного на созданиерабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды отзагрязнения промышленными отходами; 2) осуществление этой организацией внедренческой илиинновационной деятельности, в том числе создание новых илисовершенствование применяемых технологий, создание новых видовсырья или материалов; 3) выполнение этой организацией особо важного заказа посоциально-экономическому развитию региона или предоставление еюособо важных услуг населению по перечню ежегодно утверждаемомуЗаконом автономного округа Об окружном бюджете на очереднойфинансовый год (представительными органами местного самоуправленияв бюджете муниципального образования в автономном округе наочередной финансовый год); 4) осуществление этой организацией поставок в ОкружнойПродовольственный фонд; 5) осуществление геологоразведочными предприятиями,финансируемыми за счет средств окружного бюджета, разведки ипоисково-оценочных работ для воспроизводства минерально-сырьевойбазы; 6) реализация этой организацией инвестиционного проекта натерритории Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии сЗаконом автономного округа "Об инвестициях". 3. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется: 1) по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящейстатьи, - на сумму кредита, составляющую 30% стоимостиприобретенного заинтересованной организацией оборудования,используемого исключительно для целей, перечисленных в подпункте 1пункта 2 настоящей статьи. 2) по основаниям, указанным в подпунктах 2, 3, 4, 5 и 6 пункта2 настоящей статьи, - на суммы кредита, определяемые по соглашениюмежду соответствующим уполномоченным органом и заинтересованнымлицом. 4. Инвестиционный налоговый кредит по основаниям,предусмотренным подпунктами 1, 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи,может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации вчасти, зачисляемой в окружной бюджет и местные бюджетымуниципальных образований в автономном округе, а также порегиональным и местным налогам, а по основаниям, предусмотреннымподпунктами 4, 5 и 6 пункта 2 настоящей статьи - только порегиональным и местным налогам. 5. Инвестиционный налоговый кредит предоставляетсязаинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договороммежду органом исполнительной власти автономного округа (органаместного самоуправления) и заинтересованным лицом после принятиясоответствующего решения уполномоченным органом. 6. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит,вправе уменьшить свои платежи по соответствующему налогу в течениесрока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующегоналога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит,за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченнаяорганизацией в результате всех таких уменьшений (накопленная суммакредита), не станет равной сумме кредита, предусмотреннойсоответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговыхплатежей определяется заключенным договором об инвестиционномналоговом кредите. 7. Если организацией заключено более одного договора обинвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек кмоменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредитаопределяется отдельно по каждому из этих договоров. При этомувеличение накопленной суммы кредита производится вначале вотношении первого по сроку заключения договора, а при достиженииэтой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указаннымдоговором, организация может увеличивать накопленную сумму кредитапо следующему договору. 8. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров обинвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаютсяплатежи по налогу, не могут превышать 50% размеров соответствующихплатежей по этому налогу, определенных по общим правилам без учетаналичия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода суммакредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплатеорганизацией за этот налоговый период. 9. Если накопленная сумма кредита превышает предельныеразмеры, на которые допускается уменьшение налога, установленныенастоящей статьей, для такого отчетного периода, то разница междуэтой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующийотчетный период. Статья 14. Условия платности пользования инвестиционным налоговым кредитом 1. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на платнойоснове. 2. Не допускается устанавливать проценты на суммуинвестиционного налогового кредита по ставке менее 1/2 ипревышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банкаРоссийской Федерации, действовавшей за период договора обинвестиционном налоговом кредите. 3. Нормативными правовыми актами, принятыми представительнымиорганами местного самоуправления, по местным налогам могут бытьустановлены иные основания и условия предоставления инвестиционногоналогового кредита, включая сроки действия инвестиционногоналогового кредита и ставки процентов на сумму кредита. Статья 15. Порядок рассмотрения заявлений о предоставлении инвестиционного налогового кредита 1. Заявление о предоставлении инвестиционного налоговогокредита с указанием оснований, а также предполагаемых сроковвозврата инвестиционного налогового кредита подается всоответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаютсядокументы, подтверждающие наличие оснований, указанных в подпунктах1-5 пункта 2 статьи 14 настоящего Закона. Кроме того,заинтересованное лицо, осуществляющее деятельность на территорииавтономного округа и входящее в вертикально-интегрированнуюкомпанию, представляет бюджет компании и финансовые документы,свидетельствующие об отсутствии собственных и заемных источниковфинансирования в целом по компании. Копия указанного заявлениянаправляется заинтересованным лицом в налоговый орган по местуучета в десятидневный срок после подачи заявления. 2. Заинтересованное лицо по требованию уполномоченного органапредоставляет ему документы об имуществе, которое может бытьпредметом залога, либо поручительство. Статья 16. Решение и договор о предоставлении инвестиционного налогового кредита 1. Решение о предоставлении организации инвестиционногоналогового кредита принимается соответствующим уполномоченныморганом в течение одного месяца со дня получения заявления иявляется основанием для заключения договора об инвестиционномналоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи днейпосле принятия такого решения. 2. Наличие у организации одного или нескольких договоров обинвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием длязаключения с этой организацией другого договора об инвестиционномналоговом кредите по иным основаниям. 3. Договор об инвестиционном налоговом кредите долженпредусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, суммукредита (с указанием налога, по которому организации предоставленинвестиционный налоговый кредит), срок действия договора,начисляемые на сумму кредита проценты и порядок их начисления,порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, датуначала погашения суммы задолженности, ответственность сторон ипорядок прекращения действия договора. В случае предоставленияинвестиционного налогового кредита под залог имущества илипоручительство договор должен также содержать указание на документыоб имуществе, которое является предметом залога либопоручительства. 4. Договор об инвестиционном налоговом кредите долженсодержать положения, в соответствии с которыми не допускаются втечение срока его действия реализация или передача во владение,пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иногоимущества, приобретение которого организацией явилось условием дляпредоставления инвестиционного налогового кредита, либоопределяются условия такой реализации (передачи). 5. Договор об инвестиционном налоговом кредите вступает в силусо дня, установленного в этом договоре. При этом причитающиеся пениза все время со дня, установленного для уплаты налога до днявступления в силу этого договора, включаются в сумму задолженности,если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этогодоговора в силу. 6. Если инвестиционный налоговый кредит обеспечивается залогомимущества или поручительством, решение о его предоставлениивступает в действие только после заключения договора о залогеимущества или договора поручительства в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации. 7. Копия договора об инвестиционном налоговом кредитепредоставляется заинтересованным лицом в налоговый орган по местуего учета в пятидневный срок со дня заключения договора. 8. Форма договора об инвестиционном налоговом кредитеустанавливается в соответствующим действующим законодательствомРоссийской Федерации. Статья 17. Прекращение действия договора об инвестиционном налоговом кредите 1. Действие договора об инвестиционном налоговом кредитепрекращается по истечении срока действия соответствующего договоралибо может быть прекращено до истечения срока в случаях,предусмотренных настоящей статьей Закона. 2. Действие договора об инвестиционном налоговом кредитепрекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всейпричитающейся суммы задолженности и соответствующих процентов доистечения установленного срока. 3. Действие договора об инвестиционном налоговом кредите можетбыть досрочно прекращено по письменному соглашению сторон или порешению суда. 4. Действие договора об инвестиционном налоговом кредитеподлежит досрочному прекращению при нарушении налогоплательщикомвозложенных на него соответствующим договором условийинвестиционного налогового кредита, в том числе в случаеустановления нецелевого использования бюджетных средств. 5. Действие договора об инвестиционном налоговом кредитеподлежит досрочному прекращению при привлечении налогоплательщика кответственности за налоговое правонарушение, совершенное в течениесрока действия соответствующего договора об инвестиционномналоговом кредите. 6. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредитаотменяется, а заключенный договор подлежит расторжению в порядке,предусмотренном действующим законодательством, при обнаружениифакта изменения для налогоплательщика срока исполнения налоговогообязательства, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1статьи 2 настоящего Закона. Такое решение отменяется, в частности,при предоставлении налогоплательщиком недостоверных сведений илидокументов, на основании которых уполномоченный орган принял такоерешение. При этом налогоплательщик должен в течение 30 дней со дняполучения соответствующего решения уплатить все неуплаченные ранеев соответствии с решением о предоставлении инвестиционногоналогового кредита суммы налога, а также соответствующие пени ипроценты на неуплаченные суммы налога, начисленные исходя из ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации,действовавшей за период действия договора об инвестиционномналоговом кредите. 7. Если в течение срока действия договора об инвестиционномналоговом кредите заключившая его организация нарушитпредусмотренные договором условия реализации либо передачи вовладение, пользование или распоряжение другим лицам оборудованияили иного имущества, приобретение которого явилось основаниемпредоставления инвестиционного налогового кредита, эта организацияв течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционномналоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее всоответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пении проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый деньдействия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя изставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации,действовавшей за период от заключения до расторжения указанногодоговора. 8. Если организация, получившая инвестиционный налоговыйкредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 2 статьи 14настоящего Закона, нарушает свои обязательства, в связи сисполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит втечение установленного договором срока, то не позднее трех месяцевсо дня расторжения договора, она обязана уплатить всю суммунеуплаченного налога и проценты на эту сумму. Проценты на указаннуюсумму за время действия договора начисляются за каждый деньдействия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансированияЦентрального банка Российской Федерации, действовавшей в период отзаключения до расторжения указанного договора. 9. Решение о досрочном прекращении действия договора оналоговом кредите направляется принявшим это решение уполномоченныморганом налогоплательщику по почте заказным письмом не позднее 5дней со дня принятия указанного решения. Копия такого решения в теже сроки направляется в налоговый орган по месту учетаналогоплательщика. Статья 18. Порядок начисления и уплаты процентов на суммы отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита 1. В соответствии с положениями настоящего Закона на суммыпредоставленных отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов начисляютсяпростые проценты. При предоставлении инвестиционного налоговогокредита простые проценты начисляются на накопленную сумму кредита. 2. Проценты начисляются исходя из фактического количества днейпользования суммой задолженности при отсрочке, рассрочке, налоговомкредите и из фактического количества дней пользования накопленнойсуммой кредита при инвестиционном налоговом кредите. 3. При предоставлении отсрочки, рассрочки проценты начисляютсяначиная со дня вступления в действие решения о предоставленииотсрочки, рассрочки по день окончания действия такого решениявключительно. При предоставлении налогового кредита, инвестиционногоналогового кредита проценты начисляются со дня вступления в силудоговора о налоговом кредите, инвестиционном налоговом кредите подень окончания действия договора о налоговом кредите,инвестиционном налоговом кредите. 4. Проценты начисляются исходя из ставки рефинансированияЦентрального Банка Российской Федерации или ее определенной части всоответствии с положениями настоящего Закона. В случае измененияставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерациипроценты начисляются исходя из фактического количества днейдействия соответствующих ставок рефинансирования. 5. Проценты уплачиваются в сроки, установленные в решении(договоре) об изменении срока уплаты налога. В случае, если всоответствующем решении (договоре) не указаны сроки уплатыпроцентов, проценты уплачиваются один раз в квартал, по состояниюна последнюю дату уплаты налога за налоговый период в соответствиис законодательством. 6. Допускается уплата процентов (или их части) ранее срока,установленного в пункте 5 настоящей статьи. При этом зачет суммуплаченных процентов осуществляется на дату фактического ихзачисления на расчетный счет органа исполнительной властиавтономного округа (органа местного самоуправления). Статья 19. Обеспечение своевременности уплаты процентов и суммы задолженности 1. В случае неуплаты суммы задолженности в срок, установленныйв решении (договоре) об изменении срока уплаты налога, на суммузадолженности начисляются пени по ставке, равной ставкерефинансирования Центрального Банка России, действовавшей за периоднеуплаты суммы задолженности. 2. Начисление пеней, указанных в пунктах 1, 2 настоящей статьипроизводится со дня фактической неуплаты сумм процентов (суммызадолженности) по день их полного погашения. Статья 20. Порядок зачета уплачиваемых сумм Суммы, поступающие от налогоплательщика в соответствии срешением (договором) об отсрочке, рассрочке, налоговом кредите,инвестиционном налоговом кредите, зачитываются в следующем порядке: в первую очередь - суммы начисленных процентов; во вторую очередь - суммы начисленных пеней за неуплату суммызадолженности; в третью очередь - суммы задолженности. Статья 21. Порядок учета сумм отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита 1. Налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика,имеющего решение о предоставлении ему отсрочки, рассрочки илидоговор о налоговом кредите либо инвестиционном налоговом кредите,осуществляет исчисление причитающихся к уплате налоговых платежей всоответствии с действующим законодательством Российской Федерации иавтономного округа. 2. Взыскание налогов и (или) сборов, по которым изменен срокуплаты, осуществляется налоговым органом в сроки, предусмотренныерешением о предоставлении отсрочки, рассрочки или договором опредоставлении налогового кредита, инвестиционного налоговогокредита. После прекращения действия решения (договора) об изменениисрока уплаты налога, в случае неуплаты или неполной уплаты суммызадолженности и пени, указанные суммы взыскиваются налоговыморганом в порядке, установленном законодательством РоссийскойФедерации для взыскания налоговой задолженности. В случае неуплатыначисленных процентов уполномоченный орган производит их взысканиечерез Арбитражный суд. 3. Суммы налогов, фактически причитающиеся к уплате ипревышающие размеры отсрочки, рассрочки, налогового кредита илиинвестиционного налогового кредита, подлежат уплате вобщеустановленном порядке. 4. Контроль за поступлением сумм отсрочки, рассрочки,налогового кредита, инвестиционного налогового кредитаосуществляется налоговым органом совместно с соответствующимуполномоченным органом. Контроль за правильностью исчисления ипоступлением сумм процентов за пользование отсрочкой, рассрочкой,налоговым кредитом, инвестиционным налоговым кредитомосуществляется уполномоченным органом. 5. Зачисление сумм указанных процентов производитсяотделениями федерального казначейства на раздел бюджетнойклассификации, соответствующий виду налога, по которому измененсрок уплаты. 6. Налогоплательщик, пользующийся отсрочкой, рассрочкой,налоговым кредитом или инвестиционным налоговым кредитом, обязанобеспечить ведение учета движения полученных в связи с этимденежных средств на отдельных субсчетах соответствующих счетовбухгалтерского учета и ежеквартально в срок до 30 числа месяца,следующего за отчетным кварталом, предоставлять соответствующемууполномоченному органу отчет об использовании бюджетных средств вразрезе счетов (субсчетов) бухгалтерского учета. Статья 22. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официальногоопубликования в окружных средствах массовой информации. 2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признатьутратившим силу Закон автономного округа от 18 июня 1997 года N 24"О порядке и условиях предоставления отсрочек (рассрочек) по уплатеналогов и других обязательных платежей в части, зачисляемой вокружной бюджет". Губернатор автономного округа Ю.В.Неёлов г. Салехард 5 октября 1999 г. N 26-ЗАО

Глава 9. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени

Постатейное содержание Главы 9 Налогового кодекса РФ

Статья 61. Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее — сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты пени производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.

7. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются также в отношении изменения срока уплаты налога и сбора в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой этих налогов или сборов, пользуются правами и несут обязанности финансовых органов, предусмотренные настоящей главой.

Статья 62. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога

1. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее — заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

2. При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статья 63. Органы, уполномоченные принимать решения об изменении срока уплаты налога и сбора

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора (далее — уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам — Министерство финансов Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта, пунктом 2 настоящей статьи и абзацем третьим пункта 1 статьи 66 настоящего Кодекса);

2) по региональным и местным налогам и сборам — соответственно финансовые органы субъекта Российской Федерации и муниципального образования (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3 — 5 настоящего пункта и пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, — Государственный таможенный комитет Российской Федерации или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине — уполномоченные органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины;

5) по налогам и сборам, поступающим во внебюджетные фонды, — органы соответствующих внебюджетных фондов.

2. Если законодательством Российской Федерации предусмотрено перечисление федерального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в федеральный бюджет, изменяется на основании решения Министерства финансов Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет, — на основании решения соответствующего финансового органа.

3. Если законодательством о налогах и сборах или бюджетным законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации предусмотрено перечисление регионального налога и сбора в бюджеты разного уровня, срок уплаты такого налога и сбора в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, изменяется на основании решения финансового органа этого субъекта Российской Федерации, а в части сумм, поступающих в местный бюджет, — на основании решения финансового органа муниципального образования.

Статья 64. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

6) иных оснований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в десятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, за исключением предоставления отсрочки или рассрочки по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 2 настоящей статьи.

12. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты региональных и местных налогов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Статья 65. Порядок и условия предоставления налогового кредита

1. Налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в подпунктах 1-3 пункта 2 статьи 64 настоящего Кодекса.

2. Налоговый кредит может быть предоставлен по одному или нескольким налогам.

3. Налоговый кредит предоставляется заинтересованному лицу по его заявлению и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и указанным лицом.

4. Подача и рассмотрение заявления заинтересованного лица о предоставлении налогового кредита, принятие по нему решения и вступление его в действие производятся в порядке и в сроки, предусмотренные статьей 64 настоящего Кодекса.

5. Если налоговый кредит предоставлен по основанию, указанному в подпункте 3 пункта 2 статьи 64 настоящего Кодекса, проценты на сумму задолженности начисляются исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период договора о налоговом кредите.

Если налоговый кредит предоставлен по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 64 настоящего Кодекса, проценты на сумму задолженности не начисляются.

6. Решение уполномоченного органа о предоставлении заинтересованному лицу налогового кредита является основанием для заключения договора о налоговом кредите, который должен быть заключен в течение семи дней после принятия такого решения.

Договор о налоговом кредите должен предусматривать сумму задолженности (с указанием на налог, по уплате которого предоставлен налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Копия договора о налоговом кредите представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

Статья 66. Инвестиционный налоговый кредит

1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам.

Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль (доход) организации в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации, принимается финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

2. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

3. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается органом исполнительной власти, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Статья 68. Прекращение действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита

1. Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

3. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

4. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

5. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом налогоплательщику или плательщику сбора по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета этих лиц.

6. Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком или плательщиком сбора в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Действие договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

8. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

9. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *