Инструкция 162н

Важные изменения

Минфин России приказом от 14.09.2020 № 198н обновил приказ 157н и единый план счетов. Приказ отправлен на регистрацию в Минюст и еще не вступил в силу. Планируется, что все изменения начнут действовать с 01.01.2021 и будут применяться при составлении годовой бухгалтерской отчетности.

Обновленная инструкция по ведению бюджетного учета в бюджетных учреждениях выглядит так:

  1. Коды КОСГУ по подстатьям статей 560, 660, 730 и 830 при завершении года по счетам с остатками не обнуляются.
  2. Доходы будущих периодов разделяются по датам признания в учете. В финансовом результате текущего года суммы учитывают по счету 401 41. Остальные суммы отражают по счету 401 49 «Доходы будущих периодов к признанию в очередные годы».
  3. Вновь принятый к учету объект основных средств (ОС) после разукомплектования инвентарной группы отмечается новым инвентарным номером. Внутренние инвентарные номера по объектам в составе группы в дальнейшем не используются.
  4. На забалансовом счете 27 подлежат регистрации ОС в личном использовании работников. Это имущество организации, которое они используют, в том числе, за пределами учреждения и вне рабочего времени — ноутбуки, смартфоны и прочие гаджеты.

Единый план счетов

В 2020 действующая редакция инструкции 157н по бюджетному учету — это единая структура формирования счетов синтетического и аналитического учетов, предназначенная для распределения фактов финансово-хозяйственной деятельности субъекта по активам и пассивам. Помимо порядка формирования счетов бухучета, документ содержит подробные пояснения к правилам применения и оформления записей — бухгалтерских операций.

Кто применяет:

  • казенные, БУ и АУ;
  • госорганы и органы местного самоуправления;
  • финансовые органы и Казначейство;
  • внебюджетные фонды всех уровней.

Актуальная инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях в 2021 году с последними изменениями:

с изменениями 2021 года

Памятка по актуальным изменениям

ВАЖНО!
Для всех типов госучреждений предусмотрены отдельные нормативные акты, которые регламентируют особенности формирования единого плана счетов для конкретного типа.

Так, для бюджетников единый план счетов утверждает приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Открыть инструкцию 174н по бюджетному учету с изменениями 2021 года

Для автономных учреждений — приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н

Действующая редакция инструкции 183н по бюджетному учету

Для казенных госучреждений и других получателей средств бюджета — приказ Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н

Действующая редакция инструкции 162н по бюджетному учету

Особенности применения

Отметим, что применение всех бухгалтерских счетов, поименованных в нормативных документах, необязательно. Каждое учреждение самостоятельно определяет перечень синтетических и аналитических счетов, которые требуются для ведения полноценного бухучета. Рабочий план счетов утверждается в учетной политике организации.

В нормативах указано, могут ли бюджетные и автономные учреждения вести бюджетный учет по инструкции № 162н, — да, бюджетники и автономные учреждения ведут бухучет по этой инструкции. Полный перечень организаций, которые вправе применять 162н, перечислен в п. 4 приказа.

Напомним, что госучреждения вправе использовать дополнительную детализацию к действующим счетам бухучета. Это устанавливается учредителем либо вышестоящим распорядителем БС.

Первичные и учетные документы

Приказ 52н регламентирует формы первичной документации и учетные регистры для отражения хозяйственных фактов деятельности учреждения. Документ действует для всех типов госучреждений (приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н).

Открыть инструкцию 52н по бюджетному учету с изменениями в 2021 году

Документ устанавливает:

  • перечень форм первичных документов и журналов бухучета;
  • унифицированные бланки документации;
  • методические рекомендации по заполнению бланков.

Отметим, что учреждения вправе самостоятельно разработать (доработать, изменить или создать) иные формы первичной и учетной документации, которые учитывают особенности специфики деятельности организации. Такие нормы закреплены в законе № 402-ФЗ. Но такие решения согласовывают с вышестоящими РБС. Приказ 52н не обязателен к применению.

Отчетность бюджетников

Полный перечень отчетных форм для бюджетников регламентирован специальными НПА Минфина. Нормативный документ устанавливает:

  • полный состав отчетных форм;
  • периодичность сдачи;
  • порядок составления отчетности;
  • особенности отражения бухопераций в отчетных формах.

Чиновники разграничили состав и порядок составления бухгалтерской отчетности по типам учреждений.

Для получателей средств бюджета (казенные госучреждения, органы государственной и муниципальной власти, финорганы и Казначейство, внебюджетные фонды) действует инструкция по бюджетному учету для казенных учреждений — № 191н (приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

по бюджетному учету

АУ и БУ обязаны формировать бухгалтерскую отчетность, используя приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н.

в 2021 году с изменениями

Подробнее об отчетности читайте в статье «Как отчитываются бухгалтеры бюджетных организаций».

Напомним, что сроки сдачи устанавливаются индивидуально. В 33н сроки не регламентированы. Конкретные даты предоставления месячной, квартальной и годовой бухотчетности устанавливают вышестоящие РБС либо учредитель.

Минфин выпустил приказ № 292н от 30.11.2020. Норматив внес изменения в инструкцию № 33н и порядок составления основных отчетов. Приказ вступает в силу 16.02.2021 и утверждает новый порядок заполнения отчетных форм, начиная с отчетности по итогам 2020 года. Минфин утвердил изменения в следующих формах:

  1. Пояснительная записка (ф. 0503760). В таблице № 1 теперь отражают только те виды деятельности, которые учреждение запустило или, наоборот, закрыло в отчетном году. А в таблице № 4 следует раскрывать сведения об учетной политике.
  2. Сведения об исполнении ПФХД (ф. 0503766). Это ежеквартальная форма, но за 1 квартал ее не сдают. Отчет составляют по КФО 5,6. В раздел расходования средств вносят показатели, которые ниже плана исполнения: 45% — по состоянию на 01.07, 70% — по состоянию на 01.10, 95% — на 01.01.2021.
  3. Сведения о кредиторской задолженности (ф. 0503769). Изменили порядок заполнения сч. 304 06. Показатель на конец года включается в состав незавершенных расчетов после регистрации итоговых оборотов. Дебетовый остаток отражается в графах 2, 9 и 12 формы, но со знаком минус.
  4. Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503773). Внесли блок с корректировками по забалансу.
  5. Баланс (ф. 0503730). Скорректировали справку о наличии имущества и обязательств по забалансу и включили счета 38, 39, 45. Установили новое требование к ОКВЭД в кодовой части формы — организации ставят основной вид экономической деятельности, по которому производится большая часть расходов и платежей за год.
  6. Отчет о финансовых результатах (ф. 0503721). Добавили новую детализацию по КОСГУ 340 и 440. Заполнять детализирующие сроки необходимо только для подстатей 347 и 447.

Часть изменений вступает в силу не сразу, а с отчетности 2021 года. По новым правилам сдавайте формы за 2 квартал 2021 (по состоянию на 01.07.2021):

  1. Отчет об обязательствах учреждения (ф. 0503738). Суммы по обязательствам, принятым по извещениям о закупке у единственного поставщика, не включаются в графу 5. Для закупок по 44-ФЗ такие извещения не формируют, а по 223-ФЗ эти суммы больше не отражают на счете 0 502 07 000.
  2. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503769). В разрядах 24 и 25 номера счета в графе 1 раздела 1 ставятся нули. В КОСГУ указывается только разряд 3.
  3. Сведения о принятых и неисполненных обязательствах (ф. 0503775). В разделе 4 не учитываются обязательства по извещениям на закупку у единственного поставщика.

Документы, полезные в работе бухгалтера

Помимо ключевых инструкций по бухгалтерскому учету, бухгалтеры используют иные нормативно-правовые акты. Например, приказ № 173н регламентирует порядок формирования сведений и правила обмена этой информацией с органами ФК для ведения реестра договоров, заключенных по результатам закупки.

А вот порядок возврата денежных средств в федеральный бюджет государства установлен в инструкции 152н по бюджетному учету в 2021 году.

по бюджетному учету

Наконец то свершилось! Минюст зарегистрировал Приказ Минфина РФ от 17.08.2015 № 127н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Приказ № 127н). Положения этого документа вступили в силу 19.09.2015 и применяются при формировании показателей объектов учета на 1 октября 2015 года, если иное не пре­дусмотрено учетной политикой учреждения. Мы проанализировали все изменения и подготовили краткий анализ новшеств, актуальных для казенных учреждений.

Применение первичных учетных документов.

В обновленной Инструкции 162н пока сохранены ссылки на первичные учетные документы, утвержденные Приказом от 15.12.2010 № 173н. Напомним, что этот документ утратил силу в связи с изданием Приказа № 52н . Однако учреждения вправе применять старые формы первичных документов до внесения изменений в учетную политику на 2015 год с учетом своей организационно-технической готовности (п. 5 преамбулы к Инструкции № 162н, Письмо Минфина РФ от 10.06.2015 № 02 07 07/33768).

Изменения в Плане счетов.

План счетов бюджетного учета (приложение 1) скорректирован следующим образом:

  • добавлены новые счета:

* Аналитические счета по данной группе формируются по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета (кодам КОСГУ).

  • детализированы в разрезе статей (подстатей) КОСГУ следующие счета:

  • изменены наименования следующих счетов:

Новации в порядке применения Плана счетов.

Перенос остатков на начало года. Согласно поправкам, внесенным в п. 2 Инструкция 162н, при формировании остатков на начало текущего финансового года по счетам аналитического учета счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» в 8 – 17 х разрядах номеров счетов нужно указывать нули.

Учет нефинансовых активов.

Неучтенные объекты НФА. Излишки нефинансовых активов, вы-явленные в ходе проведения инвентаризации, теперь следует называть неучтенными объектами. Соответствующие изменения Инструкции 162н внесены в п. 7, 12, 16, 23. Напомним, что такие объекты принимаются к учету по их текущей оценочной стоимости, установленной для целей ведения бухгалтерского учета на дату принятия к учету (п. 31 Инструкции № 157н ).

Основные средства. Типовые корреспонденции счетов по учету объектов основных средств дополнены следующими проводками:

инструкция 162н * ОС учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности, принятые на хранение» до момента их демонтажа и (или) утилизации.

Согласно п. 10 Инструкции № 162н консервацию (расконсервацию) основного средства на срок более трех месяцев следует отражать в учете путем внесения записи в инвентарную карточку о консервации (расконсервации) объекта, без оформления бухгалтерских записей по соответствующим аналитическим счетам счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Нематериальные активы. Операции по принятию к учету безвозмездно полученных объектов нематериальных активов при закреплении права оперативного управления в случаях, предусмотренных законодательством РФ при получении их от резидентов РФ и физических лиц нерезидентов РФ, теперь отражаются так:

Данная корреспонденция счетов заменила прежнюю:

Дебет счета 0 102 30 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения»

изменения инструкции 162н Кредит счета 0 106 32 320 «Увеличение вложений в нематериальные активы – иное движимое имущество учреждения»

Амортизация ОС и НМА. Из пункта 19 Инструкции № 162н исключены положения о том, что начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов отражается в учете по дебету счета 0 106 34 340 «Увеличение вложений в материальные запасы – иное движимое имущество учреждения», поскольку этот счет в данном случае не применяется.

Непроизведенные активы. Согласно новой редакции Инструкции № 162н операции по принятию к учету земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, необходимо отражать следующей проводкой:

До внесения изменений Приказом от 29.08.2014 № 89н в п. 333 Инструкции № 157н земельные участки следовало учитывать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Теперь их учет ведется на счете 0 103 00 000 «Непроизведенные активы».
Операции по отнесению произведенных вложений в улучшение объектов непроизведенных активов, не отделимых от них, следует отражать так:

Материальные запасы. Добавлена корреспонденция счетов по отражению в учете операций по принятию к учету материальных запасов в случае реорганизации казенного учреждения в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования:

Торговая наценка на товары. Расширен перечень бухгалтерских записей по отражению в учете суммы торговой наценки.

Недвижимое имущество учреждения в пути. В обновленной редакции п. 35 Инструкции № 162н указано, что новый счет 0 107 11 000 применяется для учета воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов.

Имущество казны. Инструкция 162н дополнена корреспонденциями счетов по принятию к учету имущества в состав казны, а также по учету драгоценных металлов и камней, ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (далее – драгоценности), составляющих казну:

Изменения инструкции 162н:

Денежные средства в пути. Инструкция № 162н дополнена бухгалтерскими записями по отражению в учете операций, связанных с движением денежных средств.

Неучтенные денежные средства. Согласно изменениям Инструкции 162н, операции по оприходованию неучтенных денежных средств, выявленных в ходе проведения инвентаризации, следует отражать так:

Денежные документы. Расширен перечень корреспонденций счетов по отражению в учете операций по поступлению (выбытию) денежных документов.

Денежные средства в иностранной валюте. Добавлены корреспонденции счетов по отражению в учете операций с иностранной валютой.

От редакции: о других новшествах, введенных Приказом № 127н, читайте в следующем номере журнала.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Приказ Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муници-пальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов го-сударственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, ор-ганов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

М. Алексеева,
эксперт журнала
«Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение», №10, октябрь, 2015 г.

Напомним, в начале года были внесены изменения в Инструкцию N 157н <1>. Как следствие, теперь Приказом Минфина России от 24.12.2012 N 174н вносятся коррективы в бюджетный План счетов и Инструкцию по его применению (в Приказ от 06.12.2010 N 162н и Инструкцию N 162н <2>), которые применяются при формировании учетной политики начиная с 2013 г. Рассмотреть все внесенные изменения в одной статье не представляется возможным, тем более что часть из них носит уточняющий характер. Мы поговорим лишь об отдельных нововведениях, касающихся общих положений по ведению бюджетного учета, расчетов с прочими дебиторами на счете 304 06 000, учета принятых бюджетных (денежных) обязательств на счетах 502 01 000, 502 02 000, а также приведем вновь введенные корреспонденции счетов по некоторым операциям.

<1> Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.
<2> Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Изменения в общих положениях

Расширен круг организаций, применяющих Инструкцию N 162н. В соответствии с п. 1 Приказа N 162н данная Инструкция применяется в целях нормативно-правового регулирования в сфере ведения бюджетного учета, в частности:

  • органами государственной власти (органами местного самоуправления);
  • органами управления государственными внебюджетными фондами;
  • государственными академиями наук;
  • государственными (муниципальными) казенными учреждениями.

Далее мы будем называть указанные субъекты учета казенными учреждениями.

Согласно новой редакции п. 4 Приказа N 162н бюджетный План счетов теперь распространяется также на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, которые осуществляют в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

При этом стоит отметить, что ранее федеральные бюджетные и автономные учреждения, которым были переданы полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, также вели бюджетный учет и составляли бюджетную отчетность (Письмо Минфина России от 09.02.2012 N 02-03-09/428). Теперь эта норма установлена Приказом N 162н и распространяется на государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения.

Изменения в бюджетном Плане счетов. Эти изменения заключаются в следующем:

  1. исключены счета, которые не применяются в казенных учреждениях:
  • 107 10 000 «Недвижимое имущество учреждения в пути»;
  • 201 13 000 «Денежные средства учреждения в пути в органе казначейства»;
  • 207 24 000 «Расчеты по предоставленным займам (ссудам) в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
  • 210 06 000 «Расчеты с учредителем»;
  • 301 14 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом»;
  • 301 24 000 «Расчеты по заимствованиям, не являющимся государственным (муниципальным) долгом, в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
  • 301 44 000 «Расчеты по заимствованиям в иностранной валюте, не являющимся государственным (муниципальным) долгом»;
  • 504 00 000 «Сметные плановые назначения»;
  • 506 00 000 «Право на принятие обязательств»;

  1. внесены коррективы в названия некоторых счетов в связи с их изменениями в Едином плане счетов (Инструкция N 157н). Укажем в таблице старые и новые наименования.
 Номер счета
Наименование счета до внесения
изменений
 Новое наименование счета
 0 108 53 000
Драгоценные и ювелирные 
изделия
Драгоценные металлы и
драгоценные камни
 0 401 00 000
Финансовый результат 
хозяйствующего субъекта
Финансовый результат
экономического субъекта
 0 401 10 100
Доходы хозяйствующего субъекта
Доходы экономического
субъекта
 0 401 20 200
Расходы хозяйствующего 
субъекта
Расходы экономического
субъекта
 Забалансовый
счет 04
Списанная задолженность 
неплатежеспособных дебиторов
Задолженность
неплатежеспособных дебиторов
 Забалансовый
счет 07
Переходящие награды, призы, 
кубки и ценные подарки,
сувениры
Награды, призы, кубки и
ценные подарки, сувениры
 Забалансовый
счет 20
Списанная задолженность, не 
востребованная кредиторами
Задолженность, не
востребованная кредиторами

Изменения в аналитических счетах. Из счетов группы 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (109 61 000, 109 71 000, 109 81 000, 109 91 000) исключен код вида синтетического счета 1. Теперь применяются счета 109 60 000, 109 70 000, 109 80 000, 109 90 000. Казенные учреждения посредством освободившегося кода при необходимости могут устанавливать свои аналитические счета в рабочем плане счетов.

Введены новые аналитические счета к счетам:

  • 203 20 000 «Средства на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание, в пути»;
  • 206 70 000 «Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых вложений».

Изменения в общих положениях Инструкции. Согласно новому положению (дополнен п. 2 Инструкции N 162н) при ведении бюджетного учета учреждениями в 18-м разряде номера счета бюджетного учета применяются следующие коды вида финансового обеспечения (деятельности):

  • 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (бюджетная деятельность)»;
  • 3 «Средства во временном распоряжении».

Другие коды видов финансового обеспечения (деятельности), поименованные в Инструкции N 157н, в казенных учреждениях не применяются, в том числе код 2 «Приносящая доход деятельность». Это связано с тем, что доходы, полученные казенными учреждениями от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 3 ст. 161 БК РФ).

Новый раздел. В Инструкцию N 162н введен новый разд. 6, в котором изложен порядок учета операций по централизованному снабжению материальными ценностями.

Новое в учете отдельных операций

Расчеты с прочими кредиторами. В Инструкцию N 162н введен новый п. 111.1. В нем определен порядок применения казенными учреждениями счета 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Данный счет предназначен для отражения в бюджетном учете операций по приему-передаче объектов финансовых, нефинансовых активов и обязательств при создании бюджетного, автономного учреждения путем изменения типа казенного учреждения в течение финансового года в случае принятия государственными органами власти, органами местного самоуправления, осуществляющими функции учредителя, решения о предоставлении учреждению субсидий из соответствующего бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

Представим в таблице корреспонденции счетов по отражению казенными учреждениями операций на счете 0 304 06 000.

 Дебет 
 Кредит
 Перевод показателей активов и обязательств, сформированных по результатам
деятельности казенного учреждения с начала текущего финансового года и
числящихся на соответствующих счетах бюджетного учета (в разрезе
аналитических данных, подтвержденных регистрами аналитического учета
(ведомостями, карточками и т.д.)), на дату изменения типа казенного
учреждения на бюджетное (автономное) на основании справки (ф. 0504833) с
 отражением бухгалтерских записей:
 - в сумме нефинансовых активов 
 0 304 06 830 
 0 101 00 000,
0 102 00 000,
0 103 00 000,
0 105 00 000,
0 106 00 000,
0 107 00 000,
0 108 00 000,
0 109 60 000
(в части
незавершенного
производства
продукции)
 - в сумме начисленной амортизации 
 0 104 00 000 
 0 304 06 730
 - в сумме финансовых активов, за 
исключением безналичных денежных
средств
 0 304 06 830 
 0 201 35 000,
0 204 00 000,
0 205 00 000,
0 206 00 000,
0 207 00 000,
0 208 00 000,
0 209 00 000,
0 210 01 000,
0 215 00 000
 - в сумме задолженности учреждения 
перед работниками (подотчетными
лицами), по утвержденным
перерасходам, по полученным
переплатам (кредитовое сальдо)
 0 205 00 000, 
0 208 00 000
(кредитовое
сальдо),
0 209 00 000
(кредитовое
сальдо)
 0 304 06 730
 - в сумме задолженности учреждения по
уплате обязательных платежей в
бюджеты бюджетной системы РФ
(кредитовое сальдо)
 0 302 00 000 
0 303 00 000,
0 304 02 000,
0 304 03 000
 0 304 06 730
 - в сумме переплат обязательных 
платежей в бюджеты бюджетной системы
РФ, произведенных учреждением
(дебетовое сальдо)
 0 304 06 830 
 0 303 00 000
 Закрытие показателей расчетов, 
сформированных в результате перевода
активов и обязательств на дату
изменения типа учреждения (отражаются
последними (окончательными)
операциями по бюджетному учету на
дату изменения типа учреждения)
 0 401 30 000, 
0 304 06 000
 0 304 06 000,
0 401 30 000

Учет принятых бюджетных (денежных) обязательств. Согласно дополнениям, внесенным в п. 140 Инструкции N 162н, в показатели принятых бюджетных обязательств по счету 0 502 01 000 включаются:

  • обязательства по предоставлению в текущем финансовом году средств из соответствующего бюджета, предусмотренные условиями заключенных в отчетном периоде получателями бюджетных средств государственных (муниципальных) контрактов (договоров), включая бюджетные инвестиции в объекты государственной собственности РФ, а также обязательства по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), принятым в прошлые годы и не исполненным по состоянию на начало текущего финансового года, подлежащие исполнению за счет средств соответствующего бюджета (бюджетных ассигнований) в текущем финансовом году;
  • обязательства по оплате денежного содержания (денежного вознаграждения, денежного довольствия, заработной платы) работникам получателей средств соответствующего бюджета, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году;
  • обязательства по выплате за счет средств соответствующего бюджета работникам, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственным служащим, военнослужащим, иным категориям работников получателя бюджетных средств командировочных расходов (в том числе авансовых платежей), иных выплат (суточных, разъездных и т.п.) в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством РФ, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по оплате за счет средств соответствующего бюджета обусловленных законодательством РФ выплат государственным (муниципальным) служащим, а также лицам, замещающим государственные должности РФ, работникам казенных учреждений, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву (обладающим статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лицам, обучающимся (воспитанникам) в государственных образовательных учреждениях, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году;
  • публичные нормативные обязательства перед физическими лицами, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году;
  • обязательства по оплате обусловленных законодательством РФ обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (налогов, сборов, пошлин, взносов, иных выплат), предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году;
  • обязательства по возмещению вреда, причиненного получателем бюджетных средств при осуществлении им деятельности, по иным выплатам, обусловленные вступившими в законную силу решениями суда, предусмотренные к исполнению за счет средств соответствующего бюджета в текущем финансовом году;
  • обязательства по предоставлению из соответствующего бюджета субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, обусловленных правовым актом, соглашением, предусмотренные к исполнению в текущем финансовом году;
  • обязательства по предоставлению в текущем финансовом году из соответствующего бюджета межбюджетных трансфертов, обусловленные нормативным правовым актом, соглашением;
  • иные расходные обязательства, предусмотренные к исполнению за счет соответствующего бюджета в текущем финансовом году.

В показатели принятых денежных обязательств по счету 0 502 02 000 включаются (п. 141 Инструкции N 162н):

  1. в части расчетов с контрагентами, за исключением расчетов с подотчетными лицами и расчетов по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, в разрезе получателей авансовых платежей — юридических, физических лиц, иных публично-правовых образований (контрагентов):
  • на основании данных соответствующих счетов аналитического учета счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» (разница дебетовых оборотов, отражающих получение контрагентами денежных средств из соответствующего бюджета, и кредитовых оборотов, отражающих возвраты выданных в текущем периоде авансовых платежей и (или) зачеты авансовых платежей в оплату начисленных (принятых) в текущем периоде обязательств) — предоставленные в текущем периоде авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам, за минусом произведенных возвратов указанных авансовых платежей. Остатки выданных авансовых платежей, числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
  • на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» — начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем (отчетном) финансовом году. Кредитовые и дебетовые обороты, отражающие увеличение (уменьшение) кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет, в показатели принятых денежных обязательств за текущий период не включаются;
  • на основании дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счетов 1 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам», 1 304 02 000 «Расчеты с депонентами», 1 304 03 000 «Расчеты по удержаниям из выплат по оплате труда» — исполненные в текущем периоде принятые денежные обязательства прошлых лет;
  1. в части расчетов с подотчетными лицами в разрезе контрагентов (подотчетных лиц):
  • на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» за минусом кредитовых оборотов по этим счетам — полученные подотчетными лицами денежные средства (вне зависимости от способа выплаты) за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей;
  • на основании дебетовых оборотов по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами» — полученные в текущем периоде подотчетными лицами денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

При этом остатки выданных авансовых платежей подотчетным лицам, числящиеся на начало отчетного года по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в показатели принятых денежных обязательств текущего периода не включаются;

  1. в части расчетов по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ на основании аналитических данных в разрезе платежей в бюджеты бюджетной системы РФ:
  • на основании кредитовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (1 303 02 730 — 1 303 13 730) — начисленные (принятые) в текущем периоде платежи (налоги, взносы, пошлины, сборы и иные обязательные платежи);
  • на основании дебетовых оборотов соответствующих счетов аналитического учета счета 1 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты» (1 303 02 830 — 1 303 13 830) — обязательства по оплате платежей (налогов, взносов, пошлин, сборов и иных обязательных платежей) прошлых лет, числящихся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

При этом показатели расчетов по излишне уплаченным платежам (налогам, взносам, пошлинам, сборам и иным обязательным платежам), числящиеся на начало текущего периода по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты», а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты, в принятых денежных обязательствах текущего периода не учитываются;

  1. в части расчетов по расходам на обслуживание долговых обязательств на основании аналитических данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 1 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»:
  • в сумме кредитовых оборотов — начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году;
  • в сумме дебетовых оборотов — исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Прочие операции. Представим в таблице корреспонденцию счетов по отдельным операциям с учетом изменений и дополнений.

 Дебет 
 Кредит 
 Пункт
Инструкции
N 162н
 Вложения в уставный капитал организаций
 Вложения нефинансовых 
активов в уставный капитал
организаций
0 215 30 000,
0 104 00 000
 0 101 00 000, 
0 102 00 000,
0 103 00 000,
0 105 00 000,
0 108 00 000
10, 13,
17, 19,
20, 26,
98
 Передача объектов 
нефинансовых активов
управляющим компаниям в
доверительное управление
0 215 51 000,
0 104 00 000
 0 101 00 000, 
0 102 00 000,
0 108 00 000
 Материальные запасы
 Оприходование материальных 
запасов, не поступивших на
отчетную дату, при их
получении
0 105 00 000 
 0 107 33 340 
23
 Капитальные вложения
 Списание произведенных 
капитальных вложений в
объекты основных средств,
которые не были созданы, в
том числе в сумме расходов
по разработке проектно-
сметной документации,
строительно-монтажным
работам, и иных расходов,
не приведших к возведению
(созданию) объекта
основного средства (объекта
незавершенного
строительства), при наличии
решения уполномоченного
органа
0 401 20 273 
 0 106 11 410, 
0 106 31 410
34
 Операции со средствами
 Предоставление кредитов 
0 207 00 540 
 0 201 21 610 
44
 Выдача сумм подотчетным 
лицам
0 208 00 560 
 0 201 21 610 
44
 Возврат излишне полученных 
доходов
0 205 00 560 
 0 201 21 610, 
0 201 27 610
44, 52
 Перечисление средств в иные
финансовые активы, в том
числе в активы в
управляющих компаниях
0 204 00 560 
 0 201 21 610, 
0 201 27 610
44, 52
 Возврат администраторами 
доходов бюджета остатков
межбюджетных трансфертов
прошлых лет (отражается
финансовыми органами)
методом "красное сторно"
0 202 11 510 
 0 402 10 151 
56
 Денежные документы
 Безвозмездное получение 
главным распорядителем,
распорядителем, получателем
бюджетных средств денежных
документов
0 201 35 510 
 0 304 04 000 (между
учреждениями одной
подведомственности),
0 401 10 180 (между
учреждениями разной
подведомственности в
рамках одного
бюджета),
0 401 10 151 (между
учреждениями разных
бюджетов)
50
 Расчеты по доходам
 Начисление администратором 
доходов, распределяемых и
зачисляемых в иной бюджет
бюджетной системы РФ
0 205 00 560 
 0 401 10 000 
78
 Отражение расчетов по 
поступлениям в доход
бюджета возвратов
дебиторской задолженности
прошлых лет, в возмещение
причиненного ущерба
имуществу, недостачи
денежных средств, а также
иных платежей, оформленных
извещениями (ф. 0504805), у
получателей бюджетных
средств (администраторов
доходов бюджета),
осуществляющих отдельные
полномочия по начислению и
учету платежей в бюджет
0 304 04 000 
 0 205 00 660, 
0 303 05 730
78
 Распределение доходов в 
бюджет, отличный от кода
элемента доходов,
содержащегося в виде дохода
распределяемого
поступления, учреждением,
администрирующим доходы,
распределяемые и
зачисляемые в иной бюджет
бюджетной системы РФ
0 401 10 000 
 0 210 02 000 
78
 Отражение финансовым 
органом, как
администратором доходов,
поступления распределенной
части указанных выше
доходов по факту зачисления
на счет соответствующего
бюджета
0 210 02 000 
 0 401 10 000 
78
 Расчеты с подотчетными лицами
 Получение подотчетным лицом
денежных средств с
расчетных (дебетовых) карт,
выданных органом
Федерального казначейства
0 208 00 560 
 0 210 03 660 
84
 Принятие обязательств по 
компенсации произведенных
подотчетным лицом расходов
при увольнении сотрудника
0 208 00 560 
 0 302 00 730 
84
 Списание с балансового 
учета задолженности по
принятым к бюджетному учету
суммам произведенных
подотчетным лицом расходов,
не востребованных
подотчетными лицами
0 208 00 560 
 0 401 10 173 
с одновременным
отражением суммы
задолженности на
забалансовом
счете 20
84
 Отражение суммы средств, 
поступивших в доход бюджета
в погашение дебиторской
задолженности прошлых лет,
получателями бюджетных
средств, за которыми не
закреплены полномочия по
администрированию кассовых
поступлений в бюджет, на
основании извещения
(ф. 0504805)
0 303 05 830 
 0 208 00 660 
84
 Отражение суммы НДС, 
предъявленной учреждению
поставщиками (подрядчиками)
по приобретенным
нефинансовым активам,
выполненным работам,
оказанным услугам либо
фактически уплаченной при
ввозе нефинансовых активов
на территорию РФ, не
включаемой в стоимость
таких нефинансовых активов
(работ, услуг)
0 210 01 560 
 0 208 00 660 
84
 Принятие к учету финансовых
требований по компенсации
затрат государства к
получателям подотчетных
сумм при увольнении
сотрудника
0 205 31 560 
 0 208 00 660 
84
 Операции по платежам в бюджеты
 Начисление суммы налогов, 
сборов, страховых взносов и
иных обязательных платежей
в бюджет по расходам
0 302 00 830,
0 401 20 000,
0 106 00 310,
0 109 00 000
 0 303 00 730 
104
 Признание расходов в сумме 
начисленных налогов, сборов
и иных платежей в бюджеты
(в том числе НДС, налога на
прибыль), за исключением
страховых взносов во
внебюджетные фонды
0 401 20 290 
 0 303 00 730 
121
 Поступление средств на 
восстановление расходов в
отчетном году в погашение
дебиторской задолженности,
в возмещение причиненного
учреждению ущерба
0 304 05 000 
 0 303 00 830 
104

О.Гришакова

Эксперт журнала

«Учреждения физической культуры и спорта:

бухгалтерский учет и налогообложение»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *