Иностранные юридические лица в РФ

Содержание

5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц в России

Именно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий режим, касающийся правового положения иностранного юридического лица, определяется, как правило, в специальном законодательном акте (инвестиционный закон, закон о концессиях, закон о специальных экономических зонах и т. д.).

Кроме этого, нормы о правовом положении иностранных юридических лиц можно встретить в международных (главным образом двусторонних) соглашениях, заключаемых государствами в различных областях. В них могут регламентироваться вопросы взаимного признания правосубъектности юридических лиц, определяться правовые режимы их функционирования, реже устанавливаются критерии определения национальности юридических лиц. Речь в данном случае идет прежде всего о торговых договорах.

Наиболее распространенными режимами, предоставляемыми этими соглашениями иностранным юридическим лицам, являются (как и в случае с иностранными физическими лицами) режим наибольшего благоприятствования и национальный режим.

Тем не менее положения международных договоров сами по себе, как правило, ничего не говорят о конкретном объеме дееспособности иностранных юридических лиц на территории соответствующих государств. Как уже было указано выше, эти вопросы регулируются их внутренним правом.

В Российской Федерации правовому положению иностранных юридических лиц посвящены статьи многих законов и подзаконных актов. Среди них, в числе наиболее значимых, можно назвать: ч. 4 п. 1 ст. 2 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г., распространяющую правила гражданского законодательства на отношения с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом; ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСР от 11 июня 1964 г. и ст. 210 АПК РФ от 5 мая 1995 г., предоставляющие иностранным предприятиям возможность обращаться в суды России использоваться процессуальными правами для защиты своих интересов.

Что же касается инвестиционной деятельности иностранных юридических лиц, осуществляемой на территории России, то правовые и экономические основы ее проведения определяются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. При этом, однако, следует иметь в виду, что Закон не распространяет свое действие на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые и некоммерческие организации. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с законодательством Российской федерации о банках и банковской деятельности, о страховании и о некоммерческих организациях.

В соответствии с Законом (ст. 2) в качестве инвесторов на территории России могут выступать иностранные юридические лица и организации, ими не являющиеся, и иностранные физические лица. При этом Закон определяет, что все перечисленные выше субъекты должны иметь право на основе законодательства государства своего учреждения, гражданства или постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. В соответствии с Законом статус иностранных инвесторов в определенных случаях жмут иметь в России также международные организации и иностранные государства.

Иностранные юридические и физические лица имеют право осуществлять хозяйственную деятельность на территории нашей страны как путем создания предприятий и открытия своих филиалов, так и путем совершения иных действий, не запрещенных действующим законодательством.

В первом случае могут создаваться и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, и предприятия, организуемые совместно с юридическими лицами и гражданами России (совместные предприятия) Учредители вправе самостоятельно решать, в рамках какой организационно-правовой формы будет создано предприятие. Перечень таких форм (а это, прежде всего: полное товарищество, товарищество на вере, акционерное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью), особенности их правового статуса, а также основные требования к учредительным документам соответствующего предприятия определяются частью первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. и положениями ряда специальных законов. В числе последних можно, например, назвать Закон о банках и банковской деятельности в Российской Федерации от 2 декабря 1990 г., Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г., Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г., Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. и др.

Все предприятия с иностранными инвестициями с момента регистрации становятся российскими юридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством России.

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона об иностранных инвестициях 1999 г. юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции в течение одного месяца со дня представления в соответствующий орган следующих документов:

• устава коммерческой организации с иностранными инвестициями и учредительного договора (в случаях, предусмотренных гражданским законодательством РФ);

• выписки из торгового реестра государства, в котором учрежден иностранный инвестор, или иного документа, подтверждающего юридический статус иностранного инвестора;

• документа о платежеспособности иностранного инвестора, выданного обслуживающим его банком;

• квитанции об уплате регистрационного сбора.

Документ о платежеспособности иностранного инвестора и выписка из торгового реестра страны его происхождения должны быть надлежащим образом легализованы и переведены на русский язык. Легализация осуществляется путем проставления на документах компетентным государственным органом страны учреждения иностранного инвестора специального штампа – апостиля или посредством их заверения консульским учреждением России в соответствующем государстве. Перевод таких документов на русский язык должен быть заверен нотариально.

Коммерческой организации с иностранными инвестициями может быть отказано в государственной регистрации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован иностранным, инвестором в судебном порядке.

В соответствии со ст. 21 и 22 Закона об иностранных инвестициях 1999 г. иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои филиалы. Пункт 3 ст. 4 этого нормативно-правового документа устанавливает, что «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица (головной организации), при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Российской Федерации обязательствам».

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории РФ той деятельности, которую осуществляет за пределами России головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица.

Государственный контроль за созданием, деятельностью и ликвидацией филиала иностранного юридического лица осуществляется посредством его аккредитации в порядке, определяемом Правительством РФ. Аккредитация производится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику России. Этот орган также определяется Правительством России. Филиал иностранного юридического лица имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность со дня его аккредитации, а прекращает ее со дня лишения его аккредитации. Как и предприятию с иностранными инвестициями, филиалу может быть отказано в аккредитации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Закон об иностранных инвестициях 1999 г. не оговаривает перечень и требования к содержанию документов необходимых для аккредитации филиала иностранной юридического лица, относя их определение к компетенции Правительства России. Вместе с тем п. 2 ст. 22 этого Закона устанавливает, что в числе таких документов должно быть положение о филиале, в котором в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения: наименование филиала и его головной организации организационно-правовая форма головной организации; местонахождение филиала на территории России и юридический адрес его головной организации; цели создания и виды деятельности филиала; состав, объем и сроки вложения капитала в основные фонды филиала; порядок управления филиалом. В положение о филиале иностранного юридического лица могут быть также включены иные сведения, отражающие особенности его деятельности на территории России и не противоречащие законодательству РФ.

Помимо создания коммерческих и некоммерческие предприятий, а также открытия своих филиалов, иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации деятельность, не связанную с образованием предпринимательских структур, в том числе свои представительства. Под ними в соответствии с п. 1 ст. 55 части первой ГК РФ понимаются «обособленные подразделения юридического лица, расположенные вне места его нахождения, которое представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту».

В соответствии с Положением иностранные юридические лица могут открывать на территории России свои представительства только с разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то аккредитирующим органом, к числу которых в зависимости от характера деятельности, относятся, в частности, Департамент морского и Департамент воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по рыболовству, Центральный банк Российской Федерации, Торгово-промышленная палата, Министерство финансов, Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции России, Министерство торговли, Министерство путей сообщения РФ и др.

Инофирма, заинтересованная в открытии представительства, подаёт в соответствующий аккредитирующий орган письменное заявление, в котором оговаривается цель открытия представительства, дается описание деятельности фирмы, ее планов и перспектив сотрудничества с российскими партнерами. К заявлению прилагаются официальные документы, в числе которых можно назвать: устав иностранного юридического лица, открывающего представительство; выписку из торгового реестра и банковскую справку о платежеспособности инофирмы; положение о представительстве и решение компетентного органа управления иностранного предприятия о его открытии, В случае необходимости аккредитирующим органом могут быть затребованы и другие документы. Представительство считается открытым с момента выдачи аккредитирующим органом разрешения на его открытие. Обычно оно выдается на срок от одного года до трех лет и может быть продлено по просьбе соответствующего иностранного юридического лица.

Как уже указывалось выше, ч. 4 п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ предоставляет иностранным предприятиям в гражданско-правовой сфере национальный режим. Вместе с тем сфера действия национального режима, предоставляемого иностранным юридическим лицам в России, может выходить за рамки отношений, подпадающих под действие гражданского законодательства, если это основывается на федеральном законе или международном договоре РФ. В качестве примера здесь можно привести положения п. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях 1999 г., который устанавливает, что «правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами».

Иностранные компании обладают правом приобретения уже действующих на территории России предприятий, долей участия в них, паев, акций, облигаций и других ценных бумаг, могут участвовать в приватизации. В последнем случае они должны осуществлять свою деятельность в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации и Основными положениями государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г., утвержденными Указами Президента России соответственно 24 декабря 1993 г и 22 июля 1994 г.

Кроме того, юридические лица иностранных государств в соответствии с законодательством нашей страны могут приобретать права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и прочее недвижимое имущество на тех же условиях они могут выступать в качестве пользователей недр, вести промысел ресурсов континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ, заниматься внешнеторговой, биржевой, рекламной, архитектурной, градостроительной, геодезической, картографической и иными видами деятельности.

Предоставление иностранным юридическим лицам и организациям в иной правовой форме национального режима в сфере международного гражданского процесса позволяет им защищать в российских судах свои права и законные интересы, а также отвечать по предъявляемым к ним требованиям на общих основаниях.

В случае, если в качестве вклада в уставный фонд создаваемого за рубежом предприятия российскими субъектами с территории нашей страны вывозятся валютные средства, необходимо руководствоваться положениями Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. Пункт 2 ст. 6 этого нормативного акта устанавливает, что валютные операции, связанные с движением капитала (в том числе осуществление вклада в уставный капитал создаваемого за рубежом предприятия), осуществляются резидентами в порядке, определяемом Центральным банком РФ. Таким образом, все эти действия являются законными только при наличии у российского предприятия, учреждения, организации или гражданина разрешения (лицензии) Банка России.

Российские юридические лица, осуществляющие свою деятельность за рубежом, кроме того, должны руководствоваться положениями международных договоров о поощрении и защите капиталовложений, торгово-экономическом сотрудничестве, правовой помощи, об избежании двойного налогообложения и других, а также предписаниями местного законодательства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Коммерческие организации с иностранными инвестициями и обособленные подразделения иностранных юридических лиц как субъекты отношений, регулируемых российским законодательством об иностранных инвестициях

6. Коммерческие организации с иностранными инвестициями и обособленные подразделения иностранных юридических лиц как субъекты отношений, регулируемых российским законодательством об иностранных инвестицияхСледующим важным вопросом следует признать определение

85. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФ

85. Гражданская правоспособность и дееспособность иностранных граждан в РФСогласно Основам гражданского законодательства иностранные граждане пользуются в РФ гражданской правоспособностью наравне с гражданами РФ. Закон закрепляет предоставление иностранцам

89. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ

89. Правовое положение иностранных юридических лиц в РФОтношение к понятию юридическое лицо неоднозначно. По одной теории (Савиньи), действительным субъектом права может быть только человек.Юридическое лицо – это искусственно созданный посредством простой фикции

Правоспособность и дееспособность юридических лиц

Правоспособность и дееспособность юридических лицПравоспособность юридического (как и физического) лица – это его способность приобретать права и обязанности в различных сферах общественной жизни. Поскольку же гражданские права и обязанности возникают в результате

Статья 123. Объем долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией

Статья 123. Объем долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией1. Внешние долговые требования Российской Федерации формируют долг иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц в России

5.3. Правовое положение иностранных юридических лиц в РоссииИменно внутреннее законодательство устанавливает правила, соблюдение которых обязательно для всех иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории данного государства. Общий

Статья 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства

Статья 399.Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.2. Личным законом

Процессуальная правоспособность иностранных международных организаций

2. Процессуальная правоспособность иностранных международных организацийВ ГПК РФ закреплено, что гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом. В ст. 399 ГПК РФ дается определение

21. Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лиц

21. Налогообложение прибыли и доходов иностранных юридических лицНалог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в России, исчисляется и удерживается российской или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в России через постоянное

СТАТЬЯ 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства

СТАТЬЯ 399. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом.2. Личным законом

Статья 2. 6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные

§ 4. Правоспособность юридических лиц

§ 4. Правоспособность юридических лиц1. Возникновение, прекращение и виды правоспособностиюридических лицЮридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

21. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФИностранные юридические лица могут осуществлять самые разные действия на территории РФ: заключать сделки на территории России с российскими лицами в отношении имущества, находящегося в России; заниматься

22. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ

22. ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФВопросы налогообложения иностранных юридических лиц определяются особым режимом. Правовое регулирование в этой области тесно связано с понятием «представительство» иностранного юридического лица. Эти вопросы

В настоящее время действующее федеральное законодательство в сфере закупок, а также региональные нормы, которые так же регламентируют закупочную деятельность для удовлетворения государственных и муниципальных нужд, содержат требование, согласно которому, все юридические лица, принимающие участие в закупочных процедурах, обязаны проходить процедуру регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, доступ к которой можно получить при обращении к официальному сайту. В том случае, если такая регистрация не была пройдена, что означает и отсутствие аккредитации в данной системе, это делает невозможным участие потенциальных исполнителей по контрактам в проводимых закупочных мероприятиях.

Дорогие читатели! Для решения именно Вашей проблемы — звоните на горячую линию или задайте вопрос на сайте. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

Порядок регистрации юридических лиц в Единой информационной системе в сфере закупок

Для того чтобы не лишать себя возможности участия в проводимых закупочных процедурах, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель должны выполнить определенные действия, которые делятся на два основных блока:

  1. Первый блок включает в себя прохождение процедуры регистрации в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), без которой невозможно создать и подтвердить учетную запись в ЕИС. В ходе этого блока действий уполномоченное лицо заказчика или сам заказчик проходят процедуру создания и подтверждения учетной записи с той целью, чтобы электронная система позволила перейти к этапу регистрации в ЕИС. Без подтвержденной учетной записи и прикрепленного юридического лица или индивидуального предпринимателя пройти процедуру получения аккредитации в ЕИС будет невозможно.
  2. Второй блок посвящен непосредственно регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, а также получению аккредитации в данной системе. Он состоит из достаточно большого количества шагов, пропуск одного из которых может стать основанием для отказа юридическому лицу в регистрации в системе.

Если говорить о тех шагах, которые должны быть реализованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то следует выделить следующие:

  • первым шагом становится создание первичной учетной записи. Она необходима для того, чтобы подтвердить основные контактные данные юридического лица или индивидуального предпринимателя, проходящего процедуру регистрации, а также осуществить фиксацию в специальных реестрах Единой информационной системы в сфере закупок основных сведений о таком юридическом лице или индивидуальном предпринимателе;
  • следующим шагом становится соединение сведений, содержащихся в ЕСИА и Единой информационной системе в сфере закупок путем подтверждения привязки учетной записи в последней системе к учетной записи в ЕСИА (на сайте Госуслуг). Осуществить такое соединение возможно в том случае, если в ЕСИА была пройдена регистрация участника, и к нему было прикреплено какое-либо юридическое лицо в качестве компании, в которой такой участник выступает в качестве администратора;
  • после того как соединение учетных записей было осуществлено, уполномоченное должностное лицо обязано создать администрирующие учетные записи в личном кабинете юридического лица на сайте Единой информационной системы с указанием тех ролей (то есть определенного объема полномочий), которые присущи таким учетным записям. Одна из учетных записей с ключевыми администрирующими полномочиями должна принадлежать руководителю компании с той целью, чтобы он мог подписывать от своего имени все те документы, которые публикуются в ЕИС и требуют его подписи, а также размещать и подписывать контракты;
  • после того как администрирующие учетные записи были созданы, от имени руководящей компании происходит заполнение всех основных сведений в личном кабинете компании в ЕИС, а также происходит направление в базы данных указанной системы сведений об используемых сертификатах электронных цифровых подписей;
  • после того как все перечисленные выше действия были выполнены в полном объеме, администратор компании или индивидуального предпринимателя отправляет его учетную запись на подтверждение с получением последующей аккредитации для полной работы в Единой информационной системе. В том случае, если никаких ошибок в заполнении анкеты организации не содержится, компания получает аккредитацию и может работать в системе государственных и муниципальных закупок, основная масса которых размещается как раз на сайте ЕИС.
После того как компания прошла регистрацию в ЕИС, она автоматически получает аккредитацию на основных электронных торговых площадках, так как сведения о компании выгружаются в Единый реестр участников закупок, а уже оттуда попадают к операторам электронных торговых площадок.

Для того чтобы анкета организации была принята для последующих проверки и прохождения процедуры регистрации в Единой информационной системе, в ней необходимо указать следующие сведения о регистрируемой компании:

  • полное и сокращенное наименование компании и сведения о ее руководителе с указанием полного наименования должности;
  • юридический и фактический адреса юридического лица (указываются оба адреса в том случае, если они не совпадают; если адреса совпадают, то необходимо сделать соответствующую пометку при указании юридического);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) компании, а также сведения об ИНН ее руководителя;
  • код причины постановки на учет (КПП), указываемый именно для компании (а в случае наличия у нее нескольких филиалов, имеющих самостоятельные КПП, указывается данный параметр только для головного подразделения);
  • сведения о номере свидетельства о постановке на налоговый учет в качестве налогового резидента Российской Федерации компании по месту ее юридической регистрации (ОГРН);
  • указание на те коды, которые присвоены компании по ее видам экономической деятельности (указанию подлежат основные и дополнительные коды ОКВЭД);
  • данные о том, к какому виду юридического лица относится компания на основании деления, выполненного положениями части 2 статьи 1 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», если речь идет о работе регистрируемой компании с заказчиками, проводящими свою закупочную деятельность на основании указанного закона;
  • сведения о контактных данных компании (указываются адрес электронной почты, номера телефонов руководителя и ответственных должностных лиц, а также адрес сайта компании в сети интернет).

Указанные сведения могут быть выгружены в автоматическом режиме из Единого государственного реестра юридических лиц, однако, в случае наличия каких-либо системных сбоев рекомендуется их вносить в ручном режиме.

В том случае, если в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении конкретной компании будут внесены какие-либо изменения, то они автоматически выгрузятся в учетную запись компании в Единой информационной системе в сфере закупок.

Виды юридических лиц, указанные в Приложении к Приказу Минэкономразвития №506/13н 2012 года, участвующие в государственных и муниципальных закупках

Минэкономразвития в 2012 году (10 августа) совместно с Федеральным Казначейством Российской Федерации выпустило Приказ под номером 506/13н, которым установил порядок регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок тех юридических лиц, которые перечислены в положениях части 2 статьи 1 Федерального закона №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Изменения в данный Приказ были внесены 29 августа 2014 года в соответствии с изменениями, которые были выполнены в отношении указанного выше Федерального закона №223-ФЗ.

В соответствии с Приложением к данному Приказу на сегодняшний день те правила проведения регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, которые были указаны в данном Приказе, должны применяться в отношении:

  • государственных компаний и корпораций;
  • субъектов естественных монополий;
  • организаций, которые осуществляют определенные виды деятельности, подлежащие государственному или региональному регулированию (например, в части вывоза или утилизации твердых бытовых отходов, электроснабжения и т. д.);
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • хозяйственных обществ, а также автономных учреждений;
  • компаний, в которых более пятидесяти процентов участия составляет государственный, региональный или муниципальный капитал (то есть выделенный из соответствующего уровня бюджета);
  • дочерних компаний, если указанные выше учредители сделали свой вклад в уставной капитал такой компании более, чем на пятьдесят процентов;
  • бюджетных учреждений различного уровня, в которых в соответствии с нормами положений Федерального закона №223-ФЗ были утверждены свои Положения о закупочной деятельности.

В каждом конкретном случае при любом действии компании в Единой информационной системе ее представитель обязан пользоваться только сертификатом квалифицированной электронной цифровой подписи.

Причины необходимости определения вида юрлица при регистрации в ЕИС

Определение принадлежности к тому или иному виду юридического лица является необходимым условием для прохождения компанией полной регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок. Это связано с тем, что на этапе заполнения первичных сведений тип юридического лица необходимо выбрать из прилагаемого списка. Если ни один из вариантов, который предлагается системой в виде данного списка, не соответствует конкретному регистрируемому юридическому лицу, то продолжение регистрации становится невозможным.

Еще одной причиной, по которой необходимо понимать, к какому виду юридического лица в соответствии с указанным выше Приказом Минэкономразвития относится та или иная компания, является перечень предоставляемых для подтверждения правомочности регистрации документов. Основной пакет документов в соответствии с указанным выше Приказом включает в себя следующие:

  • уставные документы компании (Устав или приравненные к нему по своему юридическому значению документы);
  • свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
  • в случае если речь идет о регистрации обособленного подразделения, которое не относится к самостоятельным юридическим лицам, но при этом самостоятельно участвует в различных мероприятиях закупочной деятельности, потребуется Положение об учреждении и функционировании такого обособленного подразделения либо приравненный к ним документ, подтверждающий полномочия такого подразделения;
  • также для обособленного подразделения потребуется предоставить уведомление о постановке на учет в налоговых органах (предоставляется вместо свидетельства о присвоении ИНН).

Если речь идет о компании, которая, например, относится к такому виду юридического лица, как госкорпорация, то потребуется предоставление Приказа о ее создании с указанием всех основных реквизитов. Перечень дополнительных документов будет различаться в каждом конкретном случае в зависимости от того, к какому виду юридического лица относится регистрируемая организация.

Все перечисленные документы должны быть выгружены в Единую информационную систему в сфере закупок в виде скан-копий, подписанных сертификатом квалифицированной электронной цифровой подписи руководителя компании или уполномоченного на представление ее интересов должностного лица.

Кроме перечисленных выше, следует выделить и еще один аспект в регистрации юридического лица в Единой информационной системе в сфере закупок, без учета которого становится невозможным завершение всей процедуры. Этим аспектом является указание дополнительных сведений об организации. В том случае, если регистрируемая в Единой информационной системе компания планирует заниматься осуществлением закупочной деятельности на основании положений Федерального закона №223-ФЗ, определение вида юридического лица, к которому принадлежит такая компания, позволит определить перечень дополнительных сведений, которые должны быть обязательно указаны в карточке организации при направлении учетной записи на подтверждение.

К какому виду юридических лиц относится ООО?

Общество с ограниченной ответственностью в настоящее время – один из наиболее популярных видов юридических лиц, которые действуют в экономической системе Российской Федерации. В первую очередь, использование данного типа юридического лица происходит с целью определения его позиции, как частной компании, в отличие от различного рода государственных, муниципальных или бюджетных компаний.

Если говорить о том, к какому виду юридического лица относится общество с ограниченной ответственностью (ООО) при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок при работе по Федеральному закону №223-ФЗ, необходимо обратиться к указанному выше Приказу Минэкономразвития. В соответствии с его положениями общество с ограниченной ответственностью может относиться к следующим видам юридических лиц:

  • оно может быть автономным учреждением;
  • выступать в качестве дочернего хозяйственного общества с участием в уставном капитале компании государства в целом, его субъекта или муниципального образования в размере не менее пятидесяти процентов;
  • быть юридическим лицом, которое обслуживает пользователей Единой информационной системы в сфере закупок;
  • являться оператором одной из официально аккредитованной электронной торговой площадки;
  • выступать оператором самой Единой информационной системы;
  • принадлежать к юридическим лицам, которые проводят закупки товаров, работ и услуг в соответствии с положениями части 4 статьи 5 Федерального закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
  • либо являться банком, как финансово-кредитным учреждением.

Иных видов юридических лиц для обществ с ограниченной ответственностью при регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ № 506/13н на сегодняшний день не выявлено.

Рейтинг автора
358

Автор статьи
Елена Мазлова

Юрист

Написано статей
321

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии. Это бесплатно.

8 (800) 350-31-84

LAW I Juvenis scientia 2016 № 1

О ПОНЯТИИ ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Ю. И. Еремина

Башкирский государственный университет Россия, 450074, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

В статье рассматривается понятие иностранного юридического лица. Актуальность исследования обуславливается следующими соображениями: в современных условиях Россия становится все более привлекательной для привлечения иностранного капитала и зарубежных хозяйствующих субъектов в национальную экономику страны. Однако прежде чем затрагивать тему осуществления предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами на территории России в целом, необходимо определить какие именно организации вообще могут быть квалифицированы как иностранные. В связи с этим целью исследования является формирование единого понятия иностранного юридического лица, поскольку в действующем законодательстве такое определение отсутствуют. Автором анализируется как гражданское, так и специальное законодательство, в котором содержатся разнообразные формулировки исследуемого термина, зависящие от предмета правового регулирования. Данное положение дел нельзя признать правильным, так как современное гражданское законодательство должно оперировать не только критериями определения личного статута и национальности юридических лиц, но и закреплять единую дефиницию иностранного юридического лица. В связи с обозначенной в публикации тенденцией отделения личного закона организации от ее государственной принадлежности, вполне оправданно использовать разные, но не противоречащие друг — другу определения иностранной компании в частноправовых и публично-правовых целях, которые будут характеризовать одно и то же явление, только с разных сторон. В итоге автором формулируется собственное определение иностранного юридического лица, которое может быть использовано в частноправовых отраслях.

Ключевые слова: понятие иностранного юридического лица, определение иностранной организации, дефиниция иностранной компании.

THE NOTION OF A FOREIGN LEGAL ENTITY

Y. I. Eremina

Bashkir State University

32 Zaki Validi St., 450074, Ufa, Russia

В современных условиях Россия становится все более привлекательной для привлечения иностранного капитала и зарубежных хозяйствующих субъектов в национальную экономику страны. Говоря об осуществлении предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами на территории России, прежде всего, необходимо определить какие именно организации могут быть квалифицированы как иностранные.

Проблема понятия иностранного юридического лица рассматривалась еще в дореволюционный период. К примеру, Г. Ф. Шершеневич утверждал, что иностранным должно быть признано общество, чьи деятельность, правление и имущество находятся за границей , а Л. А. Шалланд считал, что общество является иностранным, если оно было создано за границей и его правление тоже находится за рубежом .

В действующем законодательстве отсутствует единый подход к определению иностранного юридического лица. Как было замечено в юридической литературе, законодателем используются разнообразные понятия в этом плане .

Для начала проанализируем нормы гражданского законодательства, которое хотя и не дает конкретной дефиниции иностранной организации, но содержит критерий установле-

ния ее личного статута — место образования юридического лица (статья 1202 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ)). Иными словами ГК РФ использует жесткую коллизионную привязку к месту создания юридического лица. Стоит учитывать, что согласно Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридических лиц проводится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, которое указывается учредителями в их заявлении. Получается, что для признания компании иностранной российский законодатель использует критерий инкорпорации, дополнительно прибегая к критерию формальной (статутарной) оседлости. Напомним, что распространенная в государствах Западной Европы доктрина оседлости относит к иностранным те организации, чей главный административный орган (совет директоров, правление и иные исполнительные органы) локализован на территории иностранной страны. При этом в науке международного частного права различают формальную и реальную (эффективную) оседлость. Первая теория опирается на местонахождение исполнительных органов компании, указанное в уставе; вторая — на фактическое место пребы-

juvenis scientia 2016 № 1| ПРАВОВЕДЕНИЕ

вания центра управления. Критерий статутарной оседлости, как правило, приводит к тем же последствиям, что и критерий инкорпорации, так как законодательство государств, придерживающихся теории формальной оседлости требует, чтобы место пребывания постоянно действующего административного центра, зафиксированное в учредительных документах, и место государственной регистрации совпадали. Наглядным примером и выступает российское законодательство.

В мае 2014 года из общего правила при определении личного закона юридического лица было сделано одно исключение . Имеющие местонахождение постоянно действующего исполнительного органа в Республике Крым или Севастополе на день принятия этих субъектов в Российскую Федерацию юридические лица были управомочены обратиться с заявлением с требованием о внесении сведений о них в российский государственный реестр. Срок для подачи указанного заявления устанавливался до первого марта 2015 года. Исключением являлись некоторые виды организаций -банки, некредитные финансовые организации, для которых предусматривался иной срок . Обращение организаций с подобным заявлением дало им возможность приобрести права и обязанности российский компаний, но лишь с момента внесения записи о них в государственный реестр юридических лиц. В этом случае личным законом таких организаций провозглашалось право России. В противном случае, изначально учрежденные в иностранном государстве (Украина) юридические лица вправе вести коммерческую деятельность на территории Российской Федерации только после получения статуса филиала или представительства иностранной организации. Таким образом, в описанной выше ситуации, несмотря на изначальное учреждение организации в соответствии с иностранным правопорядком, при выполнении определенных требований и совершении конкретных действий, ее личным законом могло стать российское право.

Проанализируем специальное законодательство Российской Федерации.

Утративший силу Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» признавал иностранными участниками внешнеторговой деятельности (иначе иностранными лицами) юридические лица и организации в иной правовой форме, чья гражданская правоспособность определена по праву иностранного государства, в котором они были учреждены. Ныне действующий Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» дает определение иностранного лица, используя отрицательное определение: иностранное лицо — это юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом в соответствии с правом иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами. Однако по правилам логики, определение не должно быть только отрицательным, поскольку такое определение не раскрывает содержание исходного понятия, а только указывает на то, чем объект не является, не сказав, что он есть на самом деле.

Для целей валютного регулирования используется узкоотраслевое понятие «нерезидент» которое в некотором смысле приходится синонимом словосочетания «иностранное лицо» . Нерезидентом признаются юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, образованные в соответствии с иностранным законодательством и с нахождением за пределами Российской Федерации, а также находящиеся на территории России их филиалы, представительства и другие обособленные структурные под-

разделения. Видно, что валютное законодательство применяет в совокупности критерии инкорпорации и оседлости.

Федеральный закон «Об экспортном контроле» устанавливает, что иностранные лица — это юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых должна определяться по праву иностранного государства, в котором они были созданы.

Положение, регулирующее порядок аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, учреждаемых на территории России признает иностранными юридические лица, чья гражданская правоспособность определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они образованы и зарегистрированы.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержит определение иностранного инвестора. Им признается, в том числе, иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого должна определяться по праву страны, в которой оно образовано, и которое вправе в соответствии с правовыми нормами указанной страны инвестировать на территорию России.

Стоит учитывать, что если законодатель разрешает иностранным коммерческим структурам осуществлять предпринимательскую деятельность на собственной территории с использованием организационно-правовых форм предприятий, предусмотренных для национальных компаний, он не может зайти слишком далеко и распространить на их деятельность нормы отечественного материального права без определенных ограничений и изъятий. Поэтому он вынужден принимать так называемое «законодательство об иностранных инвестициях», имеющее прямое действие. Получается, что, несмотря на присутствие в составе участников или учредителей иностранного элемента (полное или частичное), личным законом коммерческой организации с иностранными инвестициями, созданной в соответствии с российским законодательством, будет признаваться право России. Подобные «осложнения» компании иностранным элементом не меняют ее государственной принадлежности. Если же какое-либо государство придерживается теории контроля, при этих же обстоятельствах решение вопроса о государственной принадлежности приведет ровно к противоположному результату. То есть коммерческая организация с иностранными инвестициями — это хотя и российская организация, но ее правовой статус определяется, прежде всего, специальным законодательством.

Итак, в зависимости от преследуемой цели в различных отраслях законодательства (гражданском, валютном, налоговом и других) приводятся разные определения иностранной организации. На данную ситуацию существуют противоположные точки зрения.

С одной стороны, если каждая отрасль права, более того, каждый нормативно-правовой акт, может иметь свое собственное понятие иностранной организации, обозначаемое одним термином, это приводит к логическому противоречию. Закон тождества в формальной логике гласит, что любая мысль должна быть тождественна сама себе. Тогда выходит, что отрасли права оперируют совершенно разными понятиями, соответственно, обозначаться они должны разными терминами. Но, на наш взгляд, в данном случае правильнее сказать, что наука и законодательство характеризуют различные существенные признаки, ведь юридическое лицо — это многогранное предельно широкое понятие. УДАЛЕНО 4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Существует и другая позиция. Так, проблему государ-

LAW I Juvenis scientia 2016 № 1

ственной принадлежности юридических лиц можно трактовать в рамках следующих отраслей права: коллизионного (определяет личный закон компании), административного (вводит определенные запреты и ограничения на занятие конкретной деятельностью для иностранцев) и международного права (перечисляет организации, на которые распространяются условия международного договора или дипломатическая защита). В частности, М. Иссад разделял национальность на два вида: частноправовую, означающую юридическую связь, и публично-правовую, обозначающую связь политическую . А.В Асосков придерживается мнения, согласно которому на сегодняшний день понятие «национальность» юридического лица зачастую используется в неоднородных значениях. Принадлежность организации к определенному государству устанавливает границы действия публично-правовых норм и его международных договоров. Употребление же обозначенного термина в международном частном праве отождествляет его с понятием личного статута (который относится к коллизионно-правовому регулированию и применяется только в частноправовых целях). А значит, нет нужды использовать слово «национальность» в международном частном праве и вносить путаницу в его систему. Ведь организация, которая в частноправовом отношении трактуется как иностранная, с позиции публичного права может признаваться отечественной, если этого требуют интересы государства . Соответственно и определения иностранных организаций могут быть различными в зависимости от сферы применения конкретного закона. Сторонники данного подхода испытывают собственные затруднения. Несмотря на это, в настоящее время активно развивается концепция отделения личного статута юридического лица от его государственной принадлежности. Эта тенденция может быть объяснена следующими причинами: интересы каждого государства (экономические, политические) заставляют тщательно формулировать понятие иностранных хозяйствующих субъектов и критерии их классификации на отечественные и иностранные. Вероятность неподчинения иностранной организации установленным для национальных юридических лиц императивным нормам становится источником бед для законодателя, который преследует цель дать формулировки, рассчитанные на все возможные случаи. Вопросы личного статута компании, применяемого в частноправовой сфере, не имеют огромного политического значения. В целях упрощения работы контрагентов компаний, судов и иных органов государства зачастую позволяют себе закрепить в коллизионном праве жесткие формулы прикрепления, не требующие сложного анализа в каждой конкретной ситуации.

Исходя из изложенного, можно подвести следующие итоги. Законодательство, содержащее упоминание понятий «иностранное юридическое лицо», «иностранная организация», содержит разрозненные определения данных терминов, относящиеся, как правило, к предмету его правового регулирования. Более того, ни один правовой акт полностью не раскрывает содержание понятия. Вместе с тем, при сопоставлении приведенных в исследовании определений можно выделить сходные моменты. Более того, стоит заметить, что и в рамках международного частного права отсутствует единое фопределение иностранного юридического лица. Гражданский кодекс России содержит только критерий для отнесения компании к иностранной. Такое положение дел, на наш взгляд, нельзя признать правильным.

Поэтому, чтобы сформулировать единое понятие иностранного юридического лица в рамках частноправовых

дисциплин, нужно, прежде всего, выявить его существенные признаки.

Во-первых, определять понятие нужно через ближайший род — «образование», «организация». Обратимся к нормам публичных отраслей права. К примеру, Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 11 определяет иностранную организацию как иностранное юридическое лицо, компанию и другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, международную организацию, филиал и представительство иностранного лица и международной организации, созданные на территории России. Таким образом, понятие иностранная организация гораздо шире понятия иностранного юридического лица и включает себя также международные организации, любое корпоративное образование, не обладающее статусом юридического лица, филиалы и представительства.

Во — вторых, в качестве существенного признака следует выделить образование юридического лица в соответствии с иным, нежели российским, правопорядком.

В-третьих, правовое положение, личный статут или по-другому личный закон юридического лица должен определяться исходя из того правопорядка, в соответствии с которым компания была учреждена.

Таким образом, современное гражданское законодательство должно оперировать не только критериями определения личного статута и национальности юридических лиц, но и закреплять единую дефиницию иностранного юридического лица. В связи с наметившейся тенденцией отделения личного закона организаций от их государственной принадлежности, вполне оправданно использовать разные, но не противоречащие друг — другу определения иностранной компании в частноправовых и публично-правовых отраслях, которые будут характеризовать одно и то же явление, только с разных сторон.

Автор считает наиболее приемлемым определение иностранного юридического лица как учрежденную на территории иностранного государства организацию, личным законом которой считается право данного государства. При этом именно личный закон юридического лица компетентен определять: является ли организация вообще юридическим лицом; организационно-правовые формы, в которых она вправе вести свою деятельность; требования к наименованию; содержание правоспособности; внутренние отношения, а также отношения по созданию, ликвидации, реорганизации и правопреемстве юридического лица; механизм приобретения гражданских прав и обязанностей; способность компании отвечать по обязательствам, а также ответственность ее учредителей и участников.

М. Л. Варданян определяет иностранное юридическое лицо как организацию, правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством иностранного государства, в котором учреждена или зарегистрирована такая организация . Однако как было описано выше, компетентный правопорядок призван отвечать на множество вопросов, не ограничиваясь только установлением правоспособности организации.

В связи с изложенным, предлагаем внести изменения в часть 1 статьи 1202 ГК РФ, изложив ее в следующей редакции:

«Иностранное юридическое лицо — это учрежденная на территории иностранного государства организация, личным законом которой считается право данного государства, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении

juverns scientia 2016 № 1| ПРАВОВЕДЕНИЕ

изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если постоянно действующий исполнительный орган иностранного юридического лица или его основное место деятельности находятся на территории России, при определении личного закона возможно применение российского права» .

ЛИТЕРАТУРА

1.Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Казань, 1899. С. 359-360.

2.Шалланд Л.А. Юридическое положение иностранных акционерных обществ в России // Право, 1902. №1. С. 18-19.

3.Международное частное право: Учебник / Л. П. Ануфриева, К.А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др. / Отв. ред. Г. К. Дмитриева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. С/ 244.

4.Гражданский кодекс Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. №146-ФЗ. Часть третья (с посл. изм. и доп. от 5 марта 2014 г. № 124-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 49, ст.4552.

5.Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. №237-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 33 (часть I), ст. 3431.

6.Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 19, ст. 2329.

7.Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образо-

вании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (с посл. изм. и доп. от 29 декабря 2014 г. №20 — ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 12, ст. 1201.

8.Федеральный закон от 13 октября1995 № 157-ФЗ (ред. от 10 февраля 1999 г.) «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации.1995. № 42, ст. 3923. (утратил силу).

9.Федеральный закон от 8 декабря 2003 г.№ 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. №223-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50, ст. 4850.

10.Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с посл. изм. и доп. от 29 июня 2015 г. №210-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 50, ст. 4859.

11.Варданян М. Л. Правовой механизм участия иностранных компаний в предпринимательской деятельности на территории России: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 27.

12.Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (с посл. изм. и доп. от 13 июля 2015 г. № 216-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 30, ст. 3774.

13.Временное положение «О порядке аккредитации филиалов иностранных юридических лиц, создаваемых на территории Российской Федерации» (утв. Минюстом РФ 31 декабря 1999 г.).

14.Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 5 мая 2014 г. № 106-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. № 28, ст. 3493.

15.Иссад М. Международное частное право. М., 1989.

16.Асосков А.В. Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте. М.: Статут, 2003.

17.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 29.12.2015 г. № 396-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. №32, ст. 3340.

18.Еремина Ю. И. Критерии определения личного закона и национальности юридического лица // Juvenis scientia. 2015. № 1. С.

Правовоеположение иностранных юридических лицв РФ определяется как правиламинашего законодательства, так и положениямимеждународных договоров РФ с другимигосударствами.

Основныеположения о применении права к юридическимлицам содержатся в п. 1 ст. 1202 Гражданскогокодекса:

«1.Личным законом юридического лицасчитается право страны, гдеучреждено юридическое лицо».

Такимобразом, современное российское гражданскоезаконодательство исходит при определении»национальности» юридическоголица из критерия инкорпорации. Этотпринцип применялся и в прежнемзаконодательстве. Из этого следует,что, для того чтобы установить, являетсяли то или иное образование юридическимлицом, необходимо выяснить, какуюгосударственную принадлежность оноимеет. Такая формула прикрепленияиспользуется также в законодательствеСША, Великобритании, Швейцарии,Лихтенштейна, чьи компании активноучаствуют в гражданском обороте сюридическими лицами Российской Федерации.

Квалификацияпонятия «юридическое лицо»осуществляется российским судом согласноправилам ст. 1187 ГК. Статья 1 Законао государственной регистрации предусматривает,что государственнаярегистрация — это акт уполномоченногофедерального органа исполнительнойвласти, осуществляемый посредствомвнесения в государственный реестрсведений о создании, реорганизации,ликвидации и иных сведений о юридическихлицах.

Т.о. местомгосударственной регистрации будетместо нахождения соответствующегооргана, на который возложено осуществлениефункций по регистрации юридическихлиц. В России это территориальные органыМНС России.

Какправило, правовойстатус иностранного юридического лицаподтверждается выпиской из торговогои иного реестра страныпроисхождения или иными доказательствами,предусмотренными законодательствомсоответствующей страны и легализованнымисоответствующим образом (См. п. 1информационного письма ВАС РФ от18.01.2001 N 58 «Обзор практики разрешенияарбитражными судами споров, связанныхс защитой иностранных инвесторов»).

Вомногих двустороннихмеждународных соглашениях,заключенных СССР, а затем Россией синостранными государствами о взаимномпоощрении и взаимной защите капиталовложений,применяетсятот же критерий инкорпорации,в некоторых соглашениях (например, сГрецией, Аргентиной и Японией) действуютодновременно два критерия — инкорпорациии местонахождения (доктринаоседлости), в соглашении с ФРГ и Италиейиспользован только критерий местонахождения.Принцип «контроля» применен внекоторых соглашениях РоссийскойФедерации (с Филиппинами, Кувейтом,Швейцарией, Бельгией и Люксембургом).Минская конвенция 1993 г. используеттрадиционный термин «правоспособностьюридического лица» и предусматриваетприменение законодательства государства,по законам которого оно было учреждено(ч. 3 ст. 23).

Следуетобратить внимание на то, что вчасти третьей ГК содержится переченьвопросов, которые должны определятьсяна основе личного закона юридическоголица.

Согласноп. 2 ст. 1202 ГК РФ на основе личного законаюридического лица определяются, вчастности:

«1)статус организации в качестве юридическоголица;

2)организационно-правовая форма юридическоголица;

3)требования к наименованию юридическоголица;

4)вопросы создания, реорганизации иликвидации юридического лица, в томчисле вопросы правопреемства;

5)содержание правоспособности юридическоголица;

6)порядок приобретения юридическим лицомгражданских прав и принятия на себягражданских обязанностей;

7)внутренние отношения, в том числеотношения юридического лица с егоучастниками;

8)способность юридического лица отвечатьпо своим обязательствам».

Вкомментариях А.С. Комарова к этому пунктуст. 1202 отмечалось, что и вотношении ряда других вопросов,не упомянутых в приведенном выше пункте,они должны решаться на основеприменения личногозакона юридического лица, поскольку ихсвязь с правосубъектностью юридическоголица очевидна (например,в отношении места, которое считаетсяместом нахождения юридического лица,возможности для юридического лица иметьфилиалы и представительства с определеннымправовым статусом вне места своегонахождения).

Согласност. 2 ГК РФ иностранныеюридические лица уравниваются в отношенииих прав и обязанностей с российскимиюридическими лицами.Правила,установленные гражданским законодательством,применяются к отношениям с участиеминостранных юридических лиц, если иноене предусмотрено федеральным законом.

Иностранныеюридические лица могут осуществлять натерритории России следующуюхозяйственную деятельность при условиисоблюдения ими правил ведения такойдеятельности, установленных внутреннимроссийским законодательством:

-заключать внешнеэкономические сделкибез каких-либо специальных разрешений (имеютсяв виду сделки купли-продажи товаров,бартерные сделки, лизинговые операции,строительный подряд и др.). При этом нетребуется, чтобы иностранное юридическоелицо было зарегистрировано в реестреюридических лиц, состояло на учете вналоговых органах, если оно не осуществляетсвою деятельность в России черезпостоянное представительство;

— арендовать земельныеучастки, здания и помещения дляофисов, осуществлятьпроизводственную деятельность,а также приобретать право собственностина недвижимое имущество (с учетомустановленных ограничений);

— совершатьсвязанные со сделками расчеты,кредитно-финансовые, транспортные ииные операции (вчастности, в области рекламы товаров иуслуг в соответствии с Федеральнымзаконом «О рекламе» 1999 г.);

— бытьучредителями и участниками создаваемыхв России обществ и товариществ;

— создаватьполностью принадлежащие им предприятия,хозяйственные общества и товариществаили же совместно с российскими лицамив организационно-правовых формах,предусмотренных российским законодательством(в частности, в форме акционерных обществи обществ с ограниченной ответственностью);

— заключатьинвестиционные соглашения,концессионные соглашения, соглашенияо разделе продукции и в иных формахучаствовать в разработке недр и природныхресурсов (Федеральные законы: «Онедрах» 1992 г., «О континентальномшельфе Российской Федерации» 1995 г.,»О соглашениях о разделе продукции»1995 г.);

-и др.

Основныеограничения прав иностранных юридическихлиц,установленные федеральнымзаконодательством, касаютсявозможности ограничения правасобственности на землю и невозможностииметь такое право на сельскохозяйственныеземельные участки (оположениях Земельного кодекса 2001 г. иЗакона об обороте земель сельскохозяйственногоназначения 2002 г.), а также ограниченияв сфере страхования и банковскойдеятельности, телевидения.

Необходимообратить внимание на то, что в строгоопределенных случаях ограниченияи изъятияподлежат применению нетолько к иностранным юридическим лицам,но и кроссийским юридическим лицам с иностраннымучастием. Согласноп. 2 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона «Обобороте земель сельскохозяйственногоназначения» права собственности наземельные участки из числа этих земельне могут иметь не только иностранныеюридические лица, но и российскиеюридические лица, в уставном капиталекоторых доля иностранных граждан, лицбез гражданства или иностранныхюридических лиц составляет более 50%.

Положенияч.3 ст.1202 ГК РФ направлены на обеспечениястабильности гражданского оборота:

«3.Юридическое лицо неможет ссылаться на ограничениеполномочий егооргана или представителя на совершениесделки, неизвестноеправу страны,в которой орган или представительюридического лица совершил сделку, заисключением случаев, когда будетдоказано, что другая сторона в сделкезнала или заведомо должна была знатьоб указанном ограничении». (Статья1202).

Именновнутреннее законодательство устанавливаетправила, соблюдение которых обязательнодля всех иностранных юридических лиц,осуществляющих свою деятельность натерритории данного государства. Общийрежим, касающийся правового положенияиностранного юридического лица,определяется, как правило, в специальномзаконодательном акте (инвестиционныйзакон, закон о концессиях, закон оспециальных экономических зонах и т.д.).

Кромеэтого, нормы о правовом положениииностранных юридических лиц можновстретить в международных (главнымобразом двусторонних) соглашениях,заключаемых государствами в различныхобластях. В них могут регламентироватьсявопросы взаимного признанияправосубъектности юридических лиц,определяться правовые режимы ихфункционирования, реже устанавливаютсякритерии определения национальностиюридических лиц. Речь в данном случаеидет прежде всего о торговых договорах.

Наиболеераспространенными режимами, предоставляемымиэтими соглашениями иностраннымюридическим лицам, являются (как и вслучае с иностранными физическимилицами) режим наибольшего благоприятствованияи национальный режим.

Темне менее положения международныхдоговоров сами по себе, как правило,ничего не говорят о конкретном объемедееспособности иностранных юридическихлиц на территории соответствующихгосударств. Как уже было указано выше,эти вопросы регулируются их внутреннимправом.

ВРоссийской Федерации правовому положениюиностранных юридических лиц посвященыстатьи многих законов и подзаконныхактов. Среди них, в числе наиболеезначимых, можно назвать: ч. 4 п. 1 ст. 2части первой Гражданского кодекса РФот 30 ноября 1994 г., распространяющуюправила гражданского законодательствана отношения с участием иностранныхюридических лиц, если иное не предусмотренофедеральным законом; ч. 2 ст. 433 ГПК РСФСРот 11 июня 1964 г. и ст. 210 АПК РФ от 5 мая 1995г., предоставляющие иностраннымпредприятиям возможность обращатьсяв суды России использоваться процессуальнымиправами для защиты своих интересов.

Чтоже касается инвестиционной деятельностииностранных юридических лиц, осуществляемойна территории России, то правовые иэкономические основы ее проведенияопределяются Федеральным законом «Обиностранных инвестициях в РоссийскойФедерации» от 9 июля 1999 г. При этом,однако, следует иметь в виду, что Законне распространяет свое действие наотношения, связанные с вложениеминостранного капитала в банки и иныекредитные организации, а также в страховыеи некоммерческие организации. Регулированиетаких отношений осуществляется всоответствии с законодательствомРоссийской федерации о банках и банковскойдеятельности, о страховании и онекоммерческих организациях.

Всоответствии с Законом (ст. 2) в качествеинвесторов на территории России могутвыступать иностранные юридические лицаи организации, ими не являющиеся, ииностранные физические лица. При этомЗакон определяет, что все перечисленныевыше субъекты должны иметь право наоснове законодательства государствасвоего учреждения, гражданства илипостоянного места жительства осуществлятьинвестиции на территории РоссийскойФедерации. В соответствии с Закономстатус иностранных инвесторов вопределенных случаях жмут иметь в Россиитакже международные организации ииностранные государства.

Иностранныеюридические и физические лица имеютправо осуществлять хозяйственнуюдеятельность на территории нашей страныкак путем создания предприятий и открытиясвоих филиалов, так и путем совершенияиных действий, не запрещенных действующимзаконодательством.

Впервом случае могут создаваться ипредприятия, полностью принадлежащиеиностранным инвесторам, и предприятия,организуемые совместно с юридическимилицами и гражданами России (совместныепредприятия) Учредители вправесамостоятельно решать, в рамках какойорганизационно-правовой формы будетсоздано предприятие. Перечень такихформ (а это, прежде всего: полноетоварищество, товарищество на вере,акционерное общество, общество сограниченной или дополнительнойответственностью), особенности ихправового статуса, а также основныетребования к учредительным документамсоответствующего предприятия определяютсячастью первой Гражданского кодексаРоссийской Федерации от 30 ноября 1994 г.и положениями ряда специальных законов.В числе последних можно, например,назвать Закон о банках и банковскойдеятельности в Российской Федерацииот 2 декабря 1990 г., Федеральный закон «Обакционерных обществах» от 26 декабря1995 г., Федеральный закон «О благотворительнойдеятельности и благотворительныхорганизациях» от 11 августа 1995 г.,Федеральный закон «О некоммерческихорганизациях» от 12 января 1996 г., Федеральныйзакон «Об обществах с ограниченнойответственностью» от 8 февраля 1998 г. идр.

Всепредприятия с иностранными инвестициямис момента регистрации становятсяроссийскими юридическими лицами иосуществляют свою деятельность всоответствии с законодательствомРоссии.

Всоответствии с п. 2 ст. 20 Федеральногозакона об иностранных инвестициях 1999г. юридические лица, являющиесякоммерческими организациями с иностраннымиинвестициями, подлежат государственнойрегистрации в органах юстиции в течениеодного месяца со дня представления всоответствующий орган следующихдокументов:

• уставакоммерческой организации с иностраннымиинвестициями и учредительного договора(в случаях, предусмотренных гражданскимзаконодательством РФ);

• выпискииз торгового реестра государства, вкотором учрежден иностранный инвестор,или иного документа, подтверждающегоюридический статус иностранногоинвестора;

• документао платежеспособности иностранногоинвестора, выданного обслуживающим егобанком;

• квитанцииоб уплате регистрационного сбора.

Документо платежеспособности иностранногоинвестора и выписка из торгового реестрастраны его происхождения должны бытьнадлежащим образом легализованы ипереведены на русский язык. Легализацияосуществляется путем проставления надокументах компетентным государственныморганом страны учреждения иностранногоинвестора специального штампа – апостиляили посредством их заверения консульскимучреждением России в соответствующемгосударстве. Перевод таких документовна русский язык должен быть завереннотариально.

Коммерческойорганизации с иностранными инвестициямиможет быть отказано в государственнойрегистрации в целях защиты основконституционного строя, нравственности,здоровья, прав и законных интересовдругих лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства. Отказ вгосударственной регистрации может бытьобжалован иностранным, инвестором всудебном порядке.

Всоответствии со ст. 21 и 22 Закона обиностранных инвестициях 1999 г. иностранныеюридические лица могут открывать натерритории России свои филиалы. Пункт3 ст. 4 этого нормативно-правовогодокумента устанавливает, что «филиалиностранного юридического лица, созданныйна территории Российской Федерации,выполняет часть функций или все функции,включая функции представительства, отимени создавшего его иностранногоюридического лица (головной организации),при условии, что цели создания идеятельность головной организацииимеют коммерческий характер и головнаяорганизация несет непосредственнуюимущественную ответственность попринятым ею в связи с ведением указаннойдеятельности на территории РоссийскойФедерации обязательствам».

Филиалиностранного юридического лица создаетсяв целях осуществления на территории РФтой деятельности, которую осуществляетза пределами России головная организация,и ликвидируется на основании решенияиностранного юридического лица.

Государственныйконтроль за созданием, деятельностьюи ликвидацией филиала иностранногоюридического лица осуществляетсяпосредством его аккредитации в порядке,определяемом Правительством РФ.Аккредитация производится федеральныморганом исполнительной власти,ответственным за координацию привлеченияпрямых иностранных инвестиций в экономикуРоссии. Этот орган также определяетсяПравительством России. Филиал иностранногоюридического лица имеет право осуществлятьпредпринимательскую деятельность содня его аккредитации, а прекращает еесо дня лишения его аккредитации. Как ипредприятию с иностранными инвестициями,филиалу может быть отказано в аккредитациив целях защиты основ конституционногостроя, нравственности, здоровья, прави законных интересов других лиц,обеспечения обороны страны и безопасностигосударства.

Законоб иностранных инвестициях 1999 г. неоговаривает перечень и требования ксодержанию документов необходимых дляаккредитации филиала иностраннойюридического лица, относя их определениек компетенции Правительства России.Вместе с тем п. 2 ст. 22 этого Законаустанавливает, что в числе такихдокументов должно быть положение офилиале, в котором в обязательном порядкедолжны быть отражены следующие сведения:наименование филиала и его головнойорганизации организационно-правоваяформа головной организации; местонахождениефилиала на территории России и юридическийадрес его головной организации; целисоздания и виды деятельности филиала;состав, объем и сроки вложения капиталав основные фонды филиала; порядокуправления филиалом. В положение офилиале иностранного юридического лицамогут быть также включены иные сведения,отражающие особенности его деятельностина территории России и не противоречащиезаконодательству РФ.

Помимосоздания коммерческих и некоммерческиепредприятий, а также открытия своихфилиалов, иностранные юридические лицамогут осуществлять на территорииРоссийской Федерации деятельность, несвязанную с образованием предпринимательскихструктур, в том числе свои представительства.Под ними в соответствии с п. 1 ст. 55 частипервой ГК РФ понимаются «обособленныеподразделения юридического лица,расположенные вне места его нахождения,которое представляют интересы юридическоголица и осуществляют их защиту».

Всоответствии с Положением иностранныеюридические лица могут открывать натерритории России свои представительстватолько с разрешения, выдаваемогоспециально уполномоченным на тоаккредитирующим органом, к числу которыхв зависимости от характера деятельности,относятся, в частности, Департаментморского и Департамент воздушноготранспорта Министерства транспортаРоссийской Федерации, Комитет РоссийскойФедерации по рыболовству, Центральныйбанк Российской Федерации,Торгово-промышленная палата, Министерствофинансов, Государственная регистрационнаяпалата при Министерстве юстиции России,Министерство торговли, Министерствопутей сообщения РФ и др.

Инофирма,заинтересованная в открытиипредставительства, подаёт в соответствующийаккредитирующий орган письменноезаявление, в котором оговаривается цельоткрытия представительства, даетсяописание деятельности фирмы, ее планови перспектив сотрудничества с российскимипартнерами. К заявлению прилагаютсяофициальные документы, в числе которыхможно назвать: устав иностранногоюридического лица, открывающегопредставительство; выписку из торговогореестра и банковскую справку оплатежеспособности инофирмы; положениео представительстве и решение компетентногооргана управления иностранногопредприятия о его открытии, В случаенеобходимости аккредитирующим органоммогут быть затребованы и другие документы.Представительство считается открытымс момента выдачи аккредитирующим органомразрешения на его открытие. Обычно оновыдается на срок от одного года до трехлет и может быть продлено по просьбесоответствующего иностранногоюридического лица.

Какуже указывалось выше, ч. 4 п. 1 ст. 2Гражданского кодекса РФ предоставляетиностранным предприятиям вгражданско-правовой сфере национальныйрежим. Вместе с тем сфера действиянационального режима, предоставляемогоиностранным юридическим лицам в России,может выходить за рамки отношений,подпадающих под действие гражданскогозаконодательства, если это основываетсяна федеральном законе или международномдоговоре РФ. В качестве примера здесьможно привести положения п. 1 ст. 4 Законаоб иностранных инвестициях 1999 г., которыйустанавливает, что «правовой режимдеятельности иностранных инвесторови использования полученной от инвестицийприбыли не может быть менее благоприятным,чем правовой режим деятельности ииспользования полученной от инвестицийприбыли, предоставленный российскиминвесторам, за изъятиями, устанавливаемымифедеральными законами».

Иностранныекомпании обладают правом приобретенияуже действующих на территории Россиипредприятий, долей участия в них, паев,акций, облигаций и других ценных бумаг,могут участвовать в приватизации. Впоследнем случае они должны осуществлятьсвою деятельность в соответствии сГосударственной программой приватизациигосударственных и муниципальныхпредприятий в Российской Федерации иОсновными положениями государственнойпрограммы приватизации государственныхи муниципальных предприятий в РоссийскойФедерации после 1 июля 1994 г., утвержденнымиУказами Президента России соответственно24 декабря 1993 г и 22 июля 1994 г.

Крометого, юридические лица иностранныхгосударств в соответствии с законодательствомнашей страны могут приобретать правана земельные участки, другие природныересурсы, здания, сооружения и прочеенедвижимое имущество на тех же условияхони могут выступать в качествепользователей недр, вести промыселресурсов континентального шельфа иисключительной экономической зоны РФ,заниматься внешнеторговой, биржевой,рекламной, архитектурной, градостроительной,геодезической, картографической и инымивидами деятельности.

Предоставлениеиностранным юридическим лицам иорганизациям в иной правовой форменационального режима в сфере международногогражданского процесса позволяет имзащищать в российских судах свои праваи законные интересы, а также отвечатьпо предъявляемым к ним требованиям наобщих основаниях.

Вслучае, если в качестве вклада в уставныйфонд создаваемого за рубежом предприятияроссийскими субъектами с территориинашей страны вывозятся валютные средства,необходимо руководствоваться положениямиЗакона РФ «О валютном регулировании ивалютном контроле» от 9 октября 1992 г.Пункт 2 ст. 6 этого нормативного актаустанавливает, что валютные операции,связанные с движением капитала (в томчисле осуществление вклада в уставныйкапитал создаваемого за рубежомпредприятия), осуществляются резидентамив порядке, определяемом Центральнымбанком РФ. Таким образом, все эти действияявляются законными только при наличииу российского предприятия, учреждения,организации или гражданина разрешения(лицензии) Банка России.

Российскиеюридические лица, осуществляющие своюдеятельность за рубежом, кроме того,должны руководствоваться положениямимеждународных договоров о поощрении изащите капиталовложений, торгово-экономическомсотрудничестве, правовой помощи, обизбежании двойного налогообложения идругих, а также предписаниями местногозаконодательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *