Информационная телекоммуникационная сеть

Г.Л. Багиев, Е.Л. Богданова
Оглавление книги

1.8. Телекоммуникационные сети

Одной из основных характеристик телекоммуникационной сети является предоставление возможности получения необходимой информации для обеспечения деятельности фирмы или удовлетворения личных потребностей пользователей.

Ниже представлены характеристики доступа к информационным ресурсам, распределенным по секторам рынка информации. Следует иметь в виду, что качество полученной информации (объем, достоверность, актуализация) зависит часто не от компьютерной сети, а от владельца информационной продукции.

Проблема информационного наполнения телекоммуникационных сетей становится все более важной в связи тенденциями развития мировой информационной инфраструктуры. Существующие на сегодняшний день несколько десятков сетей России не могут набрать необходимое число абонентов для самоокупаемости и стабильной деятельности. Поэтому остро встает вопрос о комплексном обслуживании пользователя.

Необходимо отметить также проблему качества баз данных и информационно-поисковых систем.

Как показывает практика, даже подготовленному пользователю очень трудно оценить параметры представленных систем. Приходится с сожалением констатировать, что нередко самые известные по рекламе системы не являются действительно самыми лучшими, так как иногда большая часть усилий производителя информационной продукции сосредоточена на организации рекламной деятельности, а проблемы качества поставляемых продуктов остаются на втором плане. Поэтому несомненный интерес для при выборе информационных систем представляют данные, полученные опытными экспертами на конкурсах информационных систем.

Телекоммуникационные сети подразделяются на два класса :

универсальные

специализированные.

Универсальные системы имеют широкий охват, и высокую цену. Специализированные системы не содержат всей возможной информации, поэтому их цена ниже.

Необходимо отметить, что количество документов, указываемое часто в рекламных проспектах, не всегда является признаком полноты и преимущества приобретаемой системы. Вместо полных текстов документов в системах иногда присутствуют краткие библиографические карточки.

При создании информационных фондов для предприятия выбирают фирму-поставщика информационной продукции, предоставляющего:

а) самые удобные условия платежа

б) низкую цену

в) технологию обновления фондов

г) систему гарантийного обслуживания

д) документы, подтверждающие права на продажу (устав, доверенность, права разработчика и договор с разработчиком либо его генеральным представителем).

Дадим краткую характеристику телекоммуникационных сетей .

Зарубежные телекоммуникационные сети

В течении многих лет (1969-1984 гг.) являлась наиболее развитой глобальной компьютерной сетью. Сейчас — одна из крупных подсетей INTERNET. Ориентирована на исследовательские задачи.

Самая крупная по числу региональных узлов и обслуживаемых пользователей компьютерная сеть. Охватывает практически все уголки земного шара. Число пользователей — более 30 млн. человек. В сети имеются практически все существующие в настоящее время информационные услуги.

Национальный научный фонд США организационно поддерживает и финансирует большую часть сети Internet, предназначенную для решения исследовательских и образовательных задач, организует специальные подсети:

NSFnet имеет иерархическую структуру и концентрируется вокруг крупных университетских центров США.

Milnet крупная сеть министерства обороны США

NASA Science Internet (NSI)

Объединяет несколько компьютерных сетей по космическим исследованиям, физике космоса и другим научным направлениям в общую интерсеть глобального распространения.

Является также, как и Internet , одной из старейших глобальных компьютерных сетей. Bitnet располагает сетевым доступом к распределенным базам научно-исследовательских данных.

Bitnet имеет несколько региональных частей:

EARN — Западная и Центральная Европа

В состав сети входят компьютеры национальных исследовательских центров Франции, Англии, Италии, Германии и других стран

NetNorth — Канада

Одна из наиболее крупных европейских компютерных сетей. Действует с 1982 года.

Сеть EVnet имеет региональные части практически во всех европейских странах, включая страны Прибалтики и Россию.

Российскую часть EVnet представляет АО «Relcom», имеющее шлюзы, соединяющие EVnet c Internet и NSFnet; высокоскоростные выделенные линии связи; прикладные службы сети — электронную почту, списки рассылки, архивную службу EVnet.

АО «Relcom». Москва, Тел. ( 095 ) 194- 3631

Факс (095) 194-3328

Используется среди молодежи мира, в том числе и в России, для неформального общения.

Российские телекоммуникационные сети

Российские телекоммуникационные сети, в отличие от зарубежной структуры информационного рынка, были сформированы на базе отраслевых сетей. Они обеспечивали в недавнем прошлом как формирование баз данных, так и электронные коммуникации для доступа к базам данных. Поэтому даже сейчас трудно разграничивать эти две разные области информационной деятельности в России.

В настоящее время действуют три основные закрытые сети :

сеть Администрации Президента

объединяет субъекты РФ, все министерства и органы исполнительной и законодательной власти;

сеть «Атлас»

объединяет банковскую сеть РФ и органы государственной власти

сеть PIENet НИЦ «Контур» ФАПСИ.

Эти сети не являются свободно доступными для всех пользователей.

С распадом старой системы управления экономики, разрешением привычных межотраслевых и внутриотраслевых связей многие предприятия столкнулись в начале 90-х годов с острой нехваткой практически любой информации делового характера. Дефицит информации сделал в короткое время прибыльным бизнес, связанный с информационно-посредническими услугами. Это имело положительные последствия и привлекло финансовые ресурсы к формированию коммерческой информационной инфраструктуры. На базе многих отраслевых сетей сформированы коммерческие организации, взявшие на себя обеспечение телекоммуникационных услуг.

Видя недостаточную развитость этого направления в России, многие зарубежные фирмы в тот момент включились в российский рынок телекоммуникаций. Появились общедоступные коммерческие специализированные системы, обеспечивающие выход на международные сети: Sprint, BizLink, Infonet, PIENet, GTS interlinc, Инфотел.

Все они созданы, как правило, совместными предприятиями на базе зарубежной техники и технологии и обеспечивают выход на международные сети. Несколько позже появились общедоступные коммерческие специализированные системы: Relcom, Сеть Ассоциации делового сотрудничества «Мир», Sedab, Ремарт. Большинство из них обеспечивают выход на международные сети.

Eunet/Релком

Сеть документального обмена, созданная ИВЦ ИАЭ им. Курчатова, СП «Диалог», «Демос», МНИОПК, одна из самых распространенных сетей России. В сети широко распространены телеконференции, особенно на тему коммерческих объявлений по различным группам товаров, открыт доступ к базам данных практически по любой тематике.

Сеть совместного российско-западно-германского предприятия, учрежденного в 1989 г. Через «075-Интерлинк» можно получить доступ к большинству международных информационных систем, базам данных пресс агентств и крупнейших газет, а также к специализированным юридическим, биржевым, медицинским и другим базам данных.

Компьютерная информационная сеть СП «Инфоком» и транснациональной компании Infonet. Сеть обеспечивает компьютерную связь с абонентами 120 стран мира, имеет службы электронной почты, телефакса, телекса, телеконференций.

Сеть, американской компании Bizlink, позволяющая проводить многосторонние компьютерные конференции. Информационный обмен осуществляется через электронный банк информации, без адресации, путем сортировки в соответствии с тематикой. Bizlink предоставляет доступ к международным научным и коммерческим базам данных, к библиотекам программного обеспечения.

Открытая территориальная информационная сеть, корпорации PIE Systems International и товарищества с ограниченной ответственностью PIENet. Предоставляемые услуги: передача оцифрованной видео- и графической информации, финансовых документов с обеспечением высокой степени конфиденциальности и достоверности с применением цифровой подписи и др. На базе PIENet реализована система бирж (электронных торгов) с учетом всех правил международной биржевой торговли.

Ремарт

Коммерческая информационная система акционерного общества «Русская коммерческая инициатива». Система обеспечивает доступ к биржевой информации. В её рамках созданы электронные магазины, электронная биржа, электронные аукционы, электронный торговый дом. В составе библиотек имеется информация о курсе валюты, биржевая, коммерческая, юридическая информация, сообщения информационных агентств.

Ситек

Система акционерного общества закрытого типа фирмы Мастак- Инфо. Система предоставляет разнообразную информацию по законодательству, тексты нормативных актов, информацию об участниках валютных торгов, о порядке приобретения безналичной валюты, об итогах торгов за последние 1-2 месяца, о московских банках, имеющих лицензии на проведение операций с наличной валютой, информацию о курсе обмена наличной валюты в банках.

Сеть Ассоциации делового сотрудничества «ИКС МИР» (Международные интеллектуальные рынки)

Сеть информационных центров на территории стран СНГ, предлагающих региональную коммерческую информацию. Электронная доска объявлений сети имеет информацию о базах данных сети, банке деловых предложений, регистры предприятий.

Версия для печати

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ: ИНТЕРНЕТ И ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА

Изучив материал данной главы, студент должен:

знать

  • • историю изобретения Интернета и Всемирной паутины (WWW);
  • • возникновение и основные этапы развития российского сегмента Интернета – Рунета;
  • • основные понятия и термины Интернета;

уметь

  • • правильно использовать основные понятия и термины Интернета;
  • • применять на практике полученные знания о строении Сети, ее функциональных возможностях;
  • • создавать простейший веб-документ с использованием языка HTML;

владеть

  • • основными особенностями правового регулирования авторского права применительно к информационным ресурсам Интернета;
  • • базовыми навыками корректного использования разных видов интернет-контента.

Изобретение Интернета и Всемирной паутины

Изобретение Интернета

Интернет, изобретенный около 1969 г., был в прямом смысле детищем холодной войны между СССР и США. В этот период военным ведомством США был запущен специальный информационно-компьютерный проект DARPANET (Defence Advanced Research Project Agency), который сразу же получил приритетное финансирование. Целью проекта было создание надежной связи между удаленными компьютерами для обмена данными и проведения расчетов с использованием ресурсов телефонной линии. Такая распределенная компьютерная сеть позволила бы сохранить вычислительные возможности компьютерного парка американских военных в случае атомной атаки русских ракет на территорию США. Как писали сами американцы, изначально Интернет был сетью управления военной инфраструктурой в условиях, которые должны были возникнуть после атомного взрыва. Разработка такой сети была поручена ведущим американским университетским центрам – Калифорнийскому университету в Лос-Анджелесе (University of California in Los Angeles), Стэнфордскому исследовательскому центру (Stanford Research Institute), Университету Юты (University of Utah) и Университету штата Калифорния в Санта-Барбаре (California Stale University in Santa Barbara). В соответствии с названием проекта создаваемая компьютерная сеть получила название ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network), и в 1969 г. компьютерные мощности всех четырех университетских центров были успешно объединены с помощью чрезвычайно эффективного средства информационного обмена, которое получило название Интернет, или связь между компьютерными сетями.

Для справки

День рождения Интернета. Первый сеанс интернет-связи состоялся 29 октября 1969 г. между Калифорнийским университетом в Лос-Анжелесе и Стэнфордским исследовательским центром, находящимися на расстоянии 640 км друг от друга. Ученым в первый раз удалось отправить всего три символа LOG, после чего сеть перестала функционировать. LOG должно было быть словом login (команда входа в систему). В рабочее состояние систему вернули уже в тот же день, и следующая попытка оказалась успешной. Поэтому именно эту дату можно считать днем рождения Интернета.

Очень скоро стало понятно, что производительность созданного средства информационного обмена настолько велика, что для решения военных задач достаточно использовать не более 10–15% ее возможностей, поэтому было принято решение подключить к сети Интернет и другие американские университеты, а также колледжи и другие образовательные институты. Это оказалось очень продуктивным решением, так как стимулировало быстрое и эффективное развитие аппаратного и, особенно, программного компьютерного обеспечения. Так, в 1971 г. появилась и получила широкое распространение программа, обеспечивающая обмен текстовыми файлами между компьютерами, находящимися в сети, т.е. тот сервис, который получил название электронной почты (англ. electronic mail, или e-mail).

Символическая плата за подключение вместе с дешевизной использования телефонных линий обеспечила широкое распространение не ограниченного по времени доступа в Интернет не только в университеты и школы, но и в квартиры и офисы, т.е. в любую точку, с которой могла быть установлена телефонная связь. Возникли многочисленные профессиональные организации нового типа – компании интернет-провайдеры, предоставляющие всем желающим доступ к сетевой инфраструктуре. В 1973 г. Интернет впервые стал транснациональной компьютерной сетью – к американскому сегменту сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель компьютеры, которые находились в Великобритании и Норвегии.

Постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 746
«Об утверждении Правил уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов»

В соответствии с частью 2 статьи 10.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов.

Правила
уведомления организаторами распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о начале осуществления деятельности по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также ведения реестра указанных организаторов
(утв. постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 г. N 746)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок представления лицами, осуществляющими деятельность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет») по обеспечению функционирования информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, предназначенных и (или) используемых для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет» (далее соответственно — информационный ресурс, организатор распространения информации), в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций уведомлений о начале осуществления указанной деятельности (далее — уведомление), а также порядок учета организаторов распространения информации.

2. Уведомление представляется в течение 5 рабочих дней со дня получения организатором распространения информации требования Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о представлении уведомления.

Требование о представлении уведомления формируется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде в течение 3 рабочих дней со дня получения обращения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации.

3. Уведомление может быть представлено организатором распространения информации по собственной инициативе.

4. В случае если в обращении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, содержится не вся информация, необходимая для формирования требования о предоставлении уведомления, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в течение одного рабочего дня направляет в указанный федеральный орган исполнительной власти запрос о предоставлении недостающей информации.

5. Уведомление представляется организатором распространения информации в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в электронном виде посредством заполнения соответствующей электронной формы на официальном сайте в сети «Интернет» www.97-fz.rkn.gov.ru (далее — официальный сайт).

6. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций устанавливает формы для приема уведомления в электронном виде и размещает их на официальном сайте.

II. Порядок представления уведомления

7. В уведомлении организатором распространения информации указываются следующие сведения:

а) об организаторе распространения информации:

для граждан Российской Федерации — фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или адрес места фактического проживания;

для российских юридических лиц — полное и сокращенное (при наличии) наименование, организационно-правовая форма, адрес местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя юридического лица, иного контактного лица организации;

для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания), идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;

для иностранных организаций — полное и сокращенное (при наличии) наименование, страна регистрации, налоговый идентификатор и (или) идентификатор в торговом реестре страны регистрации, адрес местонахождения;

для иностранных граждан и лиц без гражданства — фамилия, имя, отчество (при наличии), вид, номер и страна выдачи документа, удостоверяющего личность, адрес регистрации по месту жительства (пребывания) (при наличии);

б) почтовый адрес (при наличии) организатора распространения информации;

в) электронный адрес организатора распространения информации;

г) доменное имя информационного ресурса;

д) электронный адрес администратора информационного ресурса;

е) электронный адрес провайдера хостинга;

ж) описание сервиса (продукта), предоставляемой услуги.

8. Обязанность по направлению уведомления в электронном виде считается исполненной в случае заполнения на официальном сайте соответствующей формы и получения идентификатора заполнения.

9. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязана направить организатору распространения информации подтверждение о получении уведомления по электронному адресу, указанному в уведомлении, в день регистрации уведомления.

10. Организатор распространения информации обязан сообщить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций об изменении сведений, указанных в уведомлении, и о прекращении деятельности по обеспечению функционирования информационного ресурса не позднее 10 дней со дня соответствующих изменений.

11. В случае получения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информации о прекращении деятельности российского юридического лица или иностранной организации — организатора распространения информации либо о смерти индивидуального предпринимателя, гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства — организатора распространения информации Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вносит соответствующую запись в реестр организаторов распространения информации.

12. В случае передачи прав на информационный ресурс другому лицу организатор распространения информации уведомляет об этом Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

13. Направление информации, указанной в пунктах 10 — 12 настоящих Правил, в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляется посредством заполнения формы для приема уведомления об изменении первоначальных сведений в электронном виде на официальном сайте.

14. Доступ к формам для приема уведомления, размещенным на официальном сайте, осуществляется после прохождения организатором распространения информации идентификации и аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

в) сведения, связанные с организацией взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с организатором распространения информации;

18. Деятельность по обеспечению ведения реестра организаторов распространения информации осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с учетом положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

19. Сведения, содержащиеся в реестре организаторов распространения информации, являются открытыми и общедоступными, за исключением персональных данных, которые охраняются законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций размещает сведения, содержащиеся в реестре организаторов распространения информации, на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня внесения реестровой записи в реестр организаторов распространения информации.

20. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по мотивированному запросу заинтересованных государственных органов с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных в течение 5 рабочих дней со дня регистрации соответствующего запроса представляет в виде выписок сведения, указанные в пункте 7 настоящих Правил, содержащиеся в реестре организаторов распространения информации, или сообщает об отсутствии указанных сведений в реестре организаторов распространения информации.

Информационно-телекоммуникационная сеть — это совокупность методов и технологий, используемых для получения необходимой информации, которая способна обеспечить деятельность фирмы, а также удовлетворить личные потребности пользователей. Важно понимать, что качественные характеристики полученной информации, то есть ее достоверность, объем, актуальность и прочие характеристики, часто зависят от владельца информационной продукции, а не от компьютерной сети.

Информация и пользователи

Информационно-телекоммуникационная сеть — это совокупность ресурсов, перед которыми встает одна важная проблема — информационное наполнение. Развитие мировой инфраструктуры делает ее все более актуальной, ведь множество подсетей и совокупностей данных делают процесс обслуживания каждого пользователя сильно усложненным. Использование информационно-телекоммуникационных сетей требует высокого качества информации, которая в них поставляется, а также высококлассного комплексного обслуживания пользователей, качественного оборудования. Важный момент касается и поисковых систем, которые часто не соответствуют заявленным в рекламе возможностям.

Практика показывает, что даже подготовленные пользователи не способны в полной мере оценить параметры представленных систем. Довольно часто те системы, которые стали известны благодаря рекламе, на самом деле оказываются не настолько эффективными, так как в этих случаях основная часть усилий производителей направлена именно на рекламное продвижение, а проблемы качества поставляемого софта переходят на второй план.

Виды информационно-телекоммуникационных сетей

Существует два отдельных класса телекоммуникационных сетей: универсальные и специализированные. Характеристиками универсальных систем является высокая стоимость при широком охвате. В специализированных системах отсутствует вся возможная информация, поэтому и их стоимость ниже. Важно понимать, что количество документов, внесенное в рекламные проспекты, не всегда служит признаком полноты и преимуществом приобретаемой системы. Довольно часто полные тексты документов заменены на краткие библиотечные карточки. Если создается информационно-телекоммуникационная сеть — это вызывает необходимость в привлечении определенных фондов. При этом выбирается фирма-поставщик продукции, предлагающая: наиболее удобные условия для платежей, низкую стоимость, технологию для обновления, систему обслуживания по гарантии, документы, которые свидетельствуют о возможности осуществлять продажу.

Зарубежные телекоммуникационные сети

Использование информационно-телекоммуникационных сетей предполагает наличие нескольких разных типов, которые стали прародителями одной единой. То есть предполагает определенный эволюционный процесс, результатом которого стало появление известного всему миру интернета.

ARPANET — являлась на протяжении 15 лет наиболее развитой глобальной сетью, связывающей компьютеры. На данный момент она представляет собой одну из крупнейших подсетей интернета. Основной ориентир этого комплекса взят на задачи, связанные с исследовательской деятельностью.

INTERNET

INTERNET — это наиболее крупная информационно-телекоммуникационная сеть. Определение ее как глобальной связано с тем, что она охватывает каждый уголок земного шара. В качестве пользователей тут насчитывается более 30 миллионов человек, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Здесь на данный момент представлены все услуги, которые характерны для информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования. Национальным научным фондом США осуществляется поддержка и финансирование большей части сети интернет, которая ориентирована на решение образовательных и исследовательских задач. Для этих целей тут представлено несколько специализированных подсетей:

NSFnet характеризуется иерархической структурой и концентрацией вокруг крупных университетских центров в Соединенных Штатах Америки;

Milnet — сеть, принадлежащая министерству обороны США;

NASA Science Internet (NSI) − данная информационно-телекоммуникационная сеть — это совокупность из нескольких компьютерных сетей, занятых космическими исследованиями, физикой космоса, а также иными направлениями научного характера, которые объединены в общую глобальную интерсеть.

BITNET

BITNET, как и интернет, это одна из наиболее старых сетей глобального характера. Тут предоставляется сетевой доступ к научно-исследовательского характера. У Bitnet имеется несколько региональных частей:

Центральная и Западная Европа — EARN; сюда включены компьютеры исследовательских центров Англии, Франции, Германии, Италии и прочих государств;

Канада — NetNorth.

EVnet представляет собой наиболее крупную в Европе, которая была запущена в 1982 году. Данная информационно-телекоммуникационная сеть — это разветвленная структура, которая имеет региональные представительства во всех странах Европы, а также в Прибалтике и России.

Fidonet — молодежная сеть для неформального общения.

Российские телекоммуникационные сети

Использование информационно-телекоммуникационных сетей происходит повсеместно, и в России они формировались на базе отраслевых сетей. Не так давно их задачей было формирование баз данных и электронных коммуникаций для обеспечения доступа к ним. Поэтому эти две области информационной деятельности на российской территории и сейчас практически не разграничены. На данный момент имеются три закрытые системы, которые стали основными: сеть Администрации Президента, ставшая объединением субъектов РФ, всех органов и министерств законодательной и исполнительной власти; сеть «Атлас» — совокупность банковской сети и органов госвласти; сеть PIENet НИЦ «Контур» ФАПСИ. Все эти сети предназначены для специальных нужд и не доступны обычным пользователям.

Отраслевые сети

Когда в 90-х годах прошлого века на территории бывшего СССР произошел распад старой системы экономического управления, многие предприятия столкнулись с тем, что им не хватало информации делового характера. Именно на это время приходится расцвет бизнеса в сфере информационно-посреднических услуг. Распад привычной системы дал толчок для привлечения финансовых ресурсов и формирования коммерческой инфраструктуры информационного характера. Именно тогда многие отраслевые сети послужили основой для формирования коммерческих организаций, обеспечивающих телекоммуникационные услуги.

Основа для развития бизнеса

В тот момент многие фирмы из-за рубежа включились в российский рынок с целью сформировать такой инструмент развития, как информационно-телекоммуникационная сеть. Понятие о том, как это должно работать, у зарубежных представителей было, ведь там уже долгие годы вполне успешно функционирует много сетей и подсетей. Именно тогда сформировались специализированные системы, призванные обеспечить выход на международный уровень: Sprint, BizLink, Infonet, PIENet, GTS interlinc, Инфотел. Их создавали силами на базе зарубежной техники и технологий. Теперь они стали частью информационно-телекоммуникационной сети интернет.

Развитие телекоммуникаций и сетей

На данный момент развитие отрасли во всем мире осуществляется стремительными темпами. Если говорить о соответствии законодательству, то информационно-телекоммуникационная сеть — это технологическая система, предназначенная для трансляции информации по линиям связи. Доступ к информации может осуществляться исключительно при условии использования средств вычислительной техники. Передача данных посредством информационно-телекоммуникационной сети интернет производится без ограничений при условии, что требования федеральных законов к распространению информации и охране интеллектуальной собственности соблюдаются неукоснительно. На данный момент многие компании, как в России, так и по всему миру, занимаются развитием сетей мирового, федерального, регионального, корпоративного назначения, а также поставляют предприятиям-участникам сетей высококачественное технологичное оборудование, произведенное в полном соответствии со стандартами телевидения и связи.

С точки зрения информатики вычислительная сеть как прообраз информационно-телекоммуникационной сети представляет собой единый комплекс, включающий территориально распределенную систему ЭВМ и их терминалов, объединенных в единую систему средствами связи с использованием коммутационного оборудования, программного обеспечения и протоколов для передачи (получения) сведения, а также решения информационных, управленческих, вычислительных и/или других задач (34, 464).

В приведенной дефиниции можно выделить следующие признаки вычислительной сети, каждый из них характеризует одну из важных сторон вычислительной сети:

  • 1) функциональное предназначение любой вычислительной сети связано с передачей и получением сведений;
  • 2) сеть представляет собой систему вычислительных средств (терминалов), с помощью которых производится обработка информации и подготовка ее к передаче пользователю;
  • 3) передача сообщений и сведений (информации) обеспечивается коммутационным оборудованием, программным обеспечением и технологическими протоколами (совокупностью правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между пользователями).

Постепенно информационные, технические, технологические и коммутационные свойства сети эволюционировали в более компактное наименование и преобразовали его в понятие «информационно-телекоммуникационная сеть».

Выделенные черты и признаки были использованы законодателем при формулировании определения понятия, содержащегося в ст. 2 Закона «Об информации», в соответствии с которым информационно-телекоммуникационная сеть определяется как технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Первым признаком рассматриваемого понятия является высокотехнологичное свойство информационно-телекоммуникационной сети. Законодатель выделил технологичный характер сети и одновременно подчеркнул, что эта система состоит из включенных в ее состав элементов: вычислительных и программных средств, технических каналов телефонной связи и подсистему доступа к ним (коммутационного оборудования).

Следовательно, в состав информационно-телекоммуникационной сети обязательно должно входить три элемента:

  • вычислительная техника, т.е. компьютеры;
  • телефонные каналы связи;
  • система доступа к каналам связи (коммутационное оборудование и регламенты их использования).

Система доступа определяется соответствующими условиями (возможностью) получения информации или ознакомления с нею. Такие условия определяются режимом доступа или совокупностью условий организационного, правового и технического характера. В их состав могут включаться применительно к конкретным условиям функционирования информационно-телекоммуникационной сети различные правила и действия, направленные на возможность ознакомления, передачи и получения информации, в т. ч. действия по использованию технических средств. Такие правила и действия могут быть направлены, напротив, на защиту информации в сети, т.е. воспрепятствование доступа или получения информации. Иными словами, доступ — это всегда совокупность программно-аппаратных средств, коммутационного оборудования, а также правил и действий (мероприятий), определяющих возможности пользователя сети, т.е. юридически установленный состав, имеющий важное правовое значение.

Приказами Минкомсвязи России устанавливаются правила применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационным сетям. Например, приказом Минкомсвязи России от 11.12.2006 № 166 утверждены Правила применения средств связи, используемых для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений, которые содержат требования к средствам связи, используемым для обеспечения доступа к информации информационно-телекоммуникационных сетей, передачи сообщений электронной почтой и факсимильных сообщений (53).

Названные правила дают определение понятия «средства связи» — технические и программные средства, включающие любое из перечисленных технических средств (ТС) либо их комбинацию (два и более):

  • обмена электронными сообщениями, в т.ч. электронной почты, передачи голосовой информации электронной почтой, коротких текстовых сообщений, мультимедийных сообщений;
  • информационные ТС в части доменных имен, доступа к информационным ресурсам, управления;
  • удаленного доступа;
  • аутентификации и идентификации;
  • передачи факсимильных сообщений.

Названные средства связи подлежат обязательному декларированию (сертификации) соответствия стандартным требованиям. При этом устанавливаются соответствующие требования к каждому из вышеназванных технических средств.

Отдельными нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ устанавливаются особенности подключения государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям.

Например, постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 424 «Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям» (54) или Указом Президента РФ от 17.03.2008 № 351 «О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена» (55).

Информационно-телекоммуникационные сети могут быть:

  • локальными (в одном здании какой-либо организации);
  • ведомственными, охватывающими пользователей одного ведомства или корпорации;
  • региональными, объединяющими пользователей городов, областей и других территориальных единиц);
  • специального назначения (например, защищенная сеть ГАС «Правосудие» и ГАС «Выборы»);
  • глобальными (Интернет).

Развитие системы телекоммуникации в России приводит к активному использованию новых технологий обмена информацией. За счет этого граждане нашей страны могут своевременно получать нужную им информацию из любых источников.

Особенности российских информационно-телекоммуникационных систем

Главная особенность современных телекоммуникационных систем в нашей стране — это их интегрированность с системами отслеживания и обеспечения безопасности, работающими на государственном уровне.

Большинство телекоммуникационных систем, передающих информацию личного характера, подчиняются законам защиты государственных интересов Российской Федерации.

Компании, работающие в сфере телекоммуникации, предоставляют данные, хранящиеся на серверах, по запросам сотрудников правоохранительных органов.

С технической точки зрения, российские телекоммуникационные сети представляют собой интегрированные каналы передачи информации.

Например, большинство интернет-провайдеров предоставляет своим клиентам услуги:

  • доступа в интернет;
  • цифрового телевидения;
  • телефонии.

Компания, использующая интегрированный канал связи, стремится привлечь клиентов к максимальному использованию доступных мощностей.

Единая государственная информационно телекоммуникационная система

Потребность правоохранительных органов по оперативному обмену конфиденциальной информацией привели к необходимости создать специализированную телекоммуникационную систему.

Единая государственная информационно телекоммуникационная система — ЕИТКС ОВД состоит из региональных подразделений, соединенных друг с другом при помощи находящихся в собственности или взятых в аренду каналов связи. Каждая типовая система состоит из нескольких основных элементов.

Основой конструкции является локальная вычислительная сеть, подключенная к офисному телефону или мини-АТС. За счет этого обеспечивается оперативная передача данных в локальном масштабе (например, в пределах одного здания).

Сервисное оборудование телекоммуникационной системы представляет собой стандартные компоненты для передачи данных:

  • маршрутизаторы;
  • концентраторы;
  • роутеры;
  • широкополосные кабели;
  • точки радиодоступа.

Работоспособность всей системы обеспечивают:

  • инженерные компоненты;
  • прямое соединение с поставщиком услуг связи;
  • оборудование для мультиплексирования — распределения сигнала между остальными участниками цепи.

Интегрированные региональные подразделения общей телекоммуникационной системы обеспечивают оперативный обмен информацией между пользователями аппаратов государственного управления, федеральными информационными агентствами, а также электронными каталогами тематических сведений.

Надзорный и контролирующий орган государственной системы телекоммуникации — Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Развитие телекоммуникационных систем

Основная цель развития телекоммуникационных систем на любом уровне — это обеспечение стабильного канала связи и своевременного доступа всех участников к необходимой им информации.

С этой целью телекоммуникационные системы совершенствуются в двух направлениях:

  1. Аппаратное обеспечение систем представлено новейшими технологиями, установками и приборами, которые осуществляют быстрый обмен массивами данных. Например, оптоволоконные кабели и мощные концентраторы позволяют получать хороший уровень сигнала на большом удалении от источника.
  2. Программный аспект развития систем представляет собой внедрение безопасных приложений настройки и управления оборудованием для передачи данных. Современные программы в этой сфере обеспечивают стабильную работу оборудования, грамотное распределение сетевых мощностей между пользователями, а также сохранность персональных данных.

Крупные компании, поставляющие и обслуживающие телекоммуникационные системы РФ

К крупным компаниям, поставляющим и обслуживающим телекоммуникационные системы РФ, относятся:

  • InterZet — крупнейший в Санкт-Петербурге поставщик услуг доступа в интернет, а также цифрового телевидения и сопутствующих услуг. Клиентам предоставляется круглосуточная техническая поддержка, сотрудники компании самостоятельно обслуживают производственные мощности;
  • CSMC — московская компания, занимающаяся не только предоставлением доступа в интернет, но и созданием оборудования для локальных сетей под ключ. Клиентам предлагаются инженерные решения, разработанные в соответствии с их уникальными условиями.

ООО «Телекоммуникационные системы» г. Москвы

ООО «Телекоммуникационные системы» — это московская компания, работающая на рынке телекоммуникаций уже 14 лет, является подрядчиком большого количества операторов сотовой связи и интернет-провайдеров.

Основное направление деятельности — монтаж различных телекоммуникационных сетей от оптоволоконных до слаботочных. Именно силами этой компании развивается инфраструктура телекоммуникаций в городе Москве.

Обширная материально-техническая база компании позволяет проводить инженерные работы, предварительные изыскания и монтаж телекоммуникационных систем под ключ.

Телекоммуникационные системы Крыма

Современные системы телекоммуникации в Крыму подчиняются основным принципам российского законодательства, а компании предоставляют клиентам современное оборудование и высокий уровень сервиса.

«Крымские телекоммуникации» — наиболее известный поставщик подобных услуг в Феодосии, предоставляющий современные технологии оптоволоконного доступа к сети, телефонии и спутникового телевидения.

«Глобус-Крым-Телеком» — небольшая местная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг телефонии и широкополосного доступа в интернет.

Группа компаний «Раменские телекоммуникации»

Группа компаний «Раменские телекоммуникации» — это телекоммуникационный холдинг, предоставляющий услуги высокоскоростного доступа в интернет, передачи данных в локальных сетях, а также кабельного вещания.

Услуги телефонии, кабельного телевидения и доступа в интернет предоставляются клиентам с 2003 года, холдинг работает с физическими и юридическими лицами.

Особенность технического оснащения компании — системы постоянного мониторинга оборудования для своевременного предотвращения обрыва связи.

Современные информационно-телекоммуникационные системы России и других стран демонстрируются на ежегодной выставке «Связь».

Читайте другие наши статьи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *