График работы продавца

График работы

Актуально на: 1 сентября 2017 г.

Начнем с того, что график работы организации и режим работы сотрудника – это разные понятия. Конечно, часто бывает так, что компания и ее сотрудники работают в одном режиме, допустим, с 9.00 до 18.00. Но не всегда. Посмотрим, какие бывают графики работы персонала.

Графики работы по Трудовому кодексу

Отдельной статьи, регламентирующей установление графиков работы для сотрудников, в ТК РФ нет. Оно и понятно. Ведь каждый работодатель вправе сам определять конкретные часы работы для своих работников с учетом установленного им режима рабочего времени (ст. 100 ТК РФ), а также требований законодательства, касающихся обязательного предоставления времени отдыха, ограничивающих привлечение ряда лиц к работе в ночное время и др.

Наиболее распространенным графиком работы в РФ является пятидневка: в неделю работник трудится 5 дней по 8 часов в день и имеет 2 выходных дня. Другой вариант – шестидневка. Он предполагает 6 рабочих дней в неделю и 1 выходной день. При этом нормальная продолжительность рабочего времени так же, как и при пятидневке, составляет не более 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Поэтому работодатель может установить, к примеру, такой график работнику: 5 дней по 7 часов и 1 день – 5 часов. График рабочих дней на 2017 год для пятидневки и шестидневки есть в производственном календаре.

Если же специфика деятельности предприятия такова, что работникам приходится работать разное количество часов в неделю, и соблюсти 40-часовую норму рабочего времени не получается, то нужно вводить суммированный учет (ст. 104 ТК РФ). При нем графики работы сотрудников могут быть самые разные.

График работы «2 через 2»

График работы «2 через 2» означает, что работник 2 дня работает, а потом 2 дня отдыхает. При этом каждый его рабочий день длится больше 8 часов. Норма рабочего времени отрабатывается за учетный период, к примеру, за квартал. Такой принцип применяется и при графике работы «4 через 4», «сутки через трое» и др.

Таким образом, режим труда и отдыха работников при суммированном учете рабочего времени регламентируется графиком работы. Образец графика на месяц можно найти в справочно-правовой системе Консультант+. Кстати, при работе «сутки через трое» и норме рабочей недели 40 часов лучше было составить график рабочего времени на весь 2017 год. Поскольку при меньшем учетном периоде вряд ли удастся соблюсти норму без сверхурочной работы.

График рабочего времени: образец

Таблица графика работы на месяц: образец (пустая)

Что значит гибкий график работы

ТК РФ предусматривает режим гибкого рабочего времени, устанавливаемый работникам, для которых нет жесткого условия о работе в определенный временной промежуток. Соответственно, четкий график рабочего времени сотруднику не устанавливается. Но при этом суммарно сотрудник должен отрабатывать определенное количество часов за учетный период (ст. 102 ТК РФ). К примеру, работник с гибким режимом рабочего времени, который в соответствии с трудовым договором должен за неделю отработать нормальную продолжительность рабочего времени – 40 часов в неделю, в один рабочий день может работать с 8.00 до 17.00 (с учетом перерыва), а в другой с 10.00 до 19.00.

Трудовой договор с условием о гибком графике работы: образец

Как составить график работы сотрудников магазина?

www.s-man.ru Левицкий Дмитрий

Доводилось ли вам наблюдать картину, когда приходя в магазин, например, утром в будние дни, вы наблюдаете стоящих без дела продавцов, которым просто нечем заняться? Однако зайди в такой магазин в 7 часов вечера и продавца не дозовешься! Все заняты работой и просто не успевают обслуживать входящий поток! Какие уж тут стандарты обслуживания? Теряем продажи и лояльность покупателей «полным ходом»! Выводить больше народу в смену? Тогда утром будут бездельничать еще больше народу, да и штат магазина придется увеличить! Что ж, постараемся обойтись более гуманными способами.

Отчего отталкиваться, принимая решение о необходимом количестве персонала в зале? Нам понадобятся 4 вводные величины:

  1. Время, необходимое для открытия магазина. Если все процедуры описаны (ну, вы понимаете, о чем я), мы знаем, сколько времени занимает эта работа. Если бы магазин открывал один сотрудник, сколько времени потребовалось бы?
  2. Время, необходимое для закрытия магазина. Все то же самое. Нам необходимо понять, сколько времени понадобится для того, чтобы один сотрудник полностью закрыл магазин.
  3. Объем работ, возникающий в процессе выполнения сотрудником основных обязанностей. Имеем ввиду то, сколько покупателей может обслужить 1 продавец в течение часа в соответствии со всеми правилами и стандартами обслуживания.
  4. Сколько покупателей заходит ко мне в магазин каждый час.

Вы все еще не считаете входящих посетителей!? Давно пора начать! Если у вас нет специального счетчика, считайте «руками». Не нужно это делать весь день, достаточно ежечасно делать 10тиминуный замер. Может быть охранник сгодится? Итак, предположим, что чтобы открыть наш магазин нужно 2 часа работы одного сотрудника (1 час двоих, 30 минут четверых и т.д.). Чтобы закрыть — 1 час. 1 продавец обслуживает в час 15 посетителей по нашим стандартам, учитывая, что кто-то говорит «спасибо я просто смотрю», а кто-то действительно покупает товар. Начнем с понедельника. Мы анализируем посещаемость нашего магазина по понедельникам и понимаем, сколько нужно продавцов, чтобы открыть магазин (2 человека с 9 до 10), сколько каждый час во время работы, и сколько на операции по закрытию. Закрашенные ячейки справа на рис 1 визуально показывают необходимое количество сотрудников. Рис. 1.

Вот такое количество сотрудников нам нужно каждый час по понедельникам, чтобы и без дела никто не стоял и покупатель получал тот уровень обслуживания, который был ему обещан нашим магазином. Теперь из полученной картины нам надо сконструировать смены для сотрудников и понять, сколько их вообще нам необходимо по понедельникам. Для этого в правой части таблицы на рис 2 мы начинаем формировать приемлемые для сотрудников смены, учитывая, что минимальное количество рабочих часов должно быть 4 (сотрудники просто не захотят приходить в магазин ради 3х или 2хчасовой смены!). Получим такую картину:

Рис 2.

Мы распределили нагрузку таким образом, что получили смену с 9 до 15 часов, с 9 до 16, смену с 12 до 20 часов, 3 смены с 13 до 20 часов и еще одну с 14 до 22. При этом неизбежно появляются «пустоты», которые в таблице мы закрашиваем зеленым цветом. Это означает, что в эти промежутки времени продавцы не будут загружены работой на 100%. Чем их занять!? Административно-хозяйственной работой! А возможно сейчас как раз время для наставничества на предмет повышения среднего чека? На графике видно также, что с 14 до 15ти часов продавцов все-таки не хватит. Нужен еще один, 8й сотрудник в зале на один час. Кто бы это мог быть!? Ну, конечно же, менеджер магазина! Он ведь заранее знает, что в этот час его продавцам понадобится помощь!

Такую же операцию мы проводим для каждого дня недели. Совсем не обязательно, что смены в разные дни будут совпадать. Во вторник у вас может получиться совсем другой набор смен, а в выходные он будет вообще разительно отличаться! В конечном итоге мы предлагаем нашим продавцам заполнить таблицу пожеланий, пример которой представлен на рис 3. Те смены, которые нам не нужны в каждый конкретный день, мы предусмотрительно «уничтожили», чтобы ребята ничего не напутали при составлении расписания.

Рис. 3.

Рис. 4.

В итоге на стенд магазина попадает график работы сотрудников, приведенный на рис 4.

Думаю, что преимущества такого подхода к формированию графика работы очевидны. В зале нет сотрудников, слоняющихся без дела, с другой стороны, покупатели получают должный уровень сервиса даже в «запару». Еще один важный эффект такого подхода в том, что продавцы понимают — на работе надо РА-БО-ТАТЬ. Некогда курить, «кучковаться» в зале, уныло зевать. Как только ты перешагиваешь порог магазина — тебе есть, чем заняться. А то в первой половине дня продавцы настолько «устали» от безделья и стояния на ногах, что когда вечерний наплыв покупателей происходит, они просто не в состоянии собраться и начать продавать! Привыкают люди работать вполсилы.

Мы рассмотрели пример в применении к продавцам-консультантам магазина непродовольственных товаров. Однако рассчитываем, что для вас не составит труда при необходимости провести аналогию с кассирами или сотрудниками, отвечающими за «подтоварку» в молочном отделе. Что ж, пожалуй, на сегодня достаточно. В следующей рассылке мы продолжим нашу беседу и поговорим о том, как на основе правильного рассчитанного количества смен, в целом понять, сколько же сотрудников должно быть в моем штатном расписании?

Как составить график работы сотрудников магазина? https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ruКак составить график работы сотрудников магазина? https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *