Государственные гражданские служащие

Гражданский служащий имеет право на:

— обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

— ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительнос-ти служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

— оплату труда и другие выплаты в соответствии со служебным контрактом;

— получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

— доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений;

— доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

— ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов, и материалов;

— защиту сведений о гражданском служащем;

— должностной рост на конкурсной основе;

— профессиональное развитие;

— членство в профессиональном союзе;

— рассмотрение индивидуальных служебных споров;

— проведение по его заявлению служебной проверки;

— защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения;

— медицинское страхование;

— государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

— государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

— гажданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Гражданский служащий обязан:

— соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;

— исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

— исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

— соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

— соблюдать служебный распорядок государственного органа;

— поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

— не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;

— беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

— представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;

— сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

— соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, связанные с гражданской службой;

— сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

— Гражданский служащий обязан указывать стоимостные показатели в соответствии с требованиями, устанавливаемыми федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

— Гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.

— В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.

— Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, в целях исключения конфликта интересов в государственном органе не может представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе данного государственного органа в период замещения им указанной должности.

— Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Прежде всего отметим, что Федеральный закон от 31.07.95 № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ). Закон № 79-ФЗ вступил в силу с 01.02.2005 (ст. 71Закона № 79-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 14 Закона № 79-ФЗ гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ, способное привести к причинению вреда этим законным интересам (п. 1 ст. 19 Закона № 79-ФЗ).

Запреты, связанные с гражданской службой, установлены ст. 17 Закона № 79-ФЗ. Среди них отсутствует запрет на занятие педагогической, научной или творческой деятельностью.

Правовое регулирование труда совместителей осуществляется главой 44 ТК РФ (ст. 282—288 ТКРФ).

В соответствии сост. 282 ТК РФ совместительством является выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Помимо этого, в настоящее время продолжает действовать Положение об условиях работы по совместительству, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Минюста СССР и Секретариата ВЦСПС от 09.03.89 № 81/604-К-3/6-84 (далее — Положение).

В приложении к данному Положению приведен перечень работ, которые не являются совместительством. Среди них, в частности, педагогическая работа с почасовой оплатой труда в объеме не более 240 часов в год. При этом такая работа допускается в рабочее время по основному месту работы с согласия руководителя организации без удержания из заработной платы (п. 3, 12 Перечня).

На наш взгляд, данные пункты не вступают в противоречие с ТК РФ и Законом № 79-ФЗ. Поэтому в настоящее время государственные гражданские служащие вправе в рабочее время выполнять педагогическую работу с почасовой оплатой труда в объеме не более 240часов в год с согласия руководителя организации и при условии, что это не повлечет конфликт интересов.

Запреты, связанные с гражданской службой

По своему содержанию запреты близки к правоограничениям гражданского служащего, но имеют свою специфику. В первом случае поведение и действия служащих ограничиваются, во втором — императивно запрещаются. Запреты, связанные с гражданской службой, — это обусловленные и установленные действующим законодательством нормы, однозначно запрещающие гражданскому служащему производить те или иные действия как на службе, так и вне ее. Они также обусловлены особенностями правового режима чиновника

В связи с прохождением гражданской службы для служащего существуют определенные запреты (15 запретов) 1 Федеральный закон № 79-ФЗ 2004 г. Ст. 17. .

Участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Закон запрещает чиновнику на платной основе участвовать в работе органов управления этих организаций. В противном случае он будет уделять основное внимание коммерческой организации, а не службе.

Но закон не запрещает служащему за плату участвовать в деятельности органов управления некоммерческих организаций (например, фондов), которые по закону могут заниматься предпринимательской деятельностью. Прибыль от этой деятельности должна идти на достижение целей этой некоммерческой организации, а не на счет ее сотрудников.

Гражданский служащий может участвовать в работе органа управления коммерческой организации, когда это предусмотрено федеральным законом и ему в административном порядке указом Президента РФ поручено участвовать в управлении данной организацией. Установлено, что в целях государственного контроля и регулирования рыночной экономики в органах управления крупных акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, представители государства участвуют в работе органа управления.

Замещать должность гражданской службы в случае:

  • избрания или назначения на государственную должность;
  • избрания на выборную должность в органе местного самоуправления;
  • избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза.

Данный запрет означает, что гражданский служащий не может быть одновременно депутатом законодательного органа любого уровня — от Государственной Думы до поселкового совета. Не может быть гражданским служащим и лицо, замещающее назначаемую государственную должность Российской Федерации или субъекта РФ (политик). Например, федеральный министр по закону — не гражданский служащий и на него не распространяются нормы, в том числе ограничения и запреты Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.

Осуществлять предпринимательскую деятельность. Служащим запрещено заниматься деятельностью в целях извлечения прибыли — предпринимательской, или коммерческой. Им не разрешается владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности. Смысл этого запрета — предотвратить ситуацию, когда гражданский служащий, используя свои полномочия, работал бы только на свой бизнес, а не на государство.

Если он добровольно пошел на службу государству, то должен получать заработную плату только из государственного бюджета и на время службы забыть о своей предпринимательской деятельности. Но законом не запрещено, чтобы предпринимательской деятельностью занимались родственники гражданского служащего — например, жена дети. Закон разрешает служащему с уведомления руководителя заниматься любой оплачиваемой предпринимательской деятельностью — педагогической, научной, творческой и т.д.

Если гражданский служащий является собственником акции, доли, пая, он обязан на время прохождения службы передать в доверительное управление под гарантию государства все находящиеся в его собственности акции, доли, паи. Общие условия такой передачи установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 1012—1026).

Приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход. Этот пункт является продолжением и конкретизацией предыдущего. К ценным бумагам относятся: облигация, вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификаты, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законодательством отнесены к числу ценных бумаг.

Быть поверенным или представителям по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы. Дело в том, что представитель действует не только от имени, но и в интересах представляемого. Значит, он будет использовать свой должностной ресурс в пользу третьих лиц. Поэтому выполнение представительских функций на гражданской службе запрещается.

Получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Этот запрет установлен для того, чтобы гражданский служащий за преподнесенный ему подарок не оказывал предпочтения какому-либо лицу, чтобы он не оказался обязанным какой-либо организации, желающей получить от него выгоду. Данный пункт раскрывает содержание понятия «вознаграждение»: подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Под вознаграждением (подарком) подразумеваются материальные, имущественные ценности или деньги. Это безвозмездная передача дарителем гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права к дарителю.

Закон регулирует вопрос получения гражданским служащим подарков в связи с исполнением должностных обязанностей — протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. В этом случае они признаются собственностью государства — либо федеральной, либо субъекта РФ — и передаются служащим в течение месяца по акту в государственный орган, где он проходит службу.

Вознаграждение считается принятым в связи с исполнением должностных обязанностей, если:

  • имеется договор дарения или на подарке указана должность лица его принявшего;
  • вознаграждение вручено по месту работы во время участия чиновника в официальных мероприятиях (совещаниях, переговорах), на которых он представляет государственный орган.

Гражданскому служащему нельзя получать вознаграждения косвенным путем, например при их передаче близким родственникам.

Вместе с тем данный запрет не лишает гражданского служащего возможности принимать символические подарки в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства. При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ, в которой разрешено принимать подарки, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда. Все, что свыше этой суммы, может считаться взяткой с последующей уголовной ответственностью (ст. 285, 290 УК РФ).

Выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц. Исключения здесь составляют служебные командировки, осуществляемые в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе между органами государственной власти России и других государств, международными и иностранными организациями.

Данный пункт конкретизирует предыдущий и также преследует цель предотвратить подкуп гражданского служащего. Служащим запрещено выезжать за границу по личным делам за счет принимающей стороны. В противном случае они будут этой стороне обязанными. При командировках внутри государства служащий не имеет права получать командировочные деньги от граждан или организаций — он должен их получать только от командирующего государственного органа Конечно, служащему не запрещено пользоваться услугами принимающей стороны — размещением, транспортом. питанием, но только в объеме обычного гостеприимства.

Использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать его другим лицам. Это конкретный пункт, не требующий особых комментариев.

Разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей. Конфиденциальной служебной информацией признается информация, не составляющая государственную тайну, но и не являющаяся общедоступной. В целях реализации данного запрета важно в каждом государственном органе определить и утвердить перечень сведений, содержащих информацию конфиденциального и служебного характера, включив данное положение в должностной регламент и служебный контракт служащего. Чиновник обязан соблюдать установленные правила предоставления служебной информации.

Допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором служащий замещает должность гражданской службы. Закон не содержит запрета на публичные выступления служащего, в том числе в средствах массовой информации. Но он как государственное лицо не должен публично осуждать конституционный строй России, деятельность государственных органов и должностных лиц. Он обязан дистанцироваться от партий и политиков, которые выступают с нападками на правительство. Если чиновник не согласен с проводимой государственной политикой, он должен уйти в отставку.

Принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Государственные награды гражданские служащие получают в знак признания их заслуг и достижений на государственной службе России. Признание заслуг лица, находящегося на российской государственной службе, другим государством ставило бы его в двусмысленное положение. То же самое касается политических партий или конфессий.

Этот запрет содержит единственное требование: служащий вправе принимать награды, почетные и специальные звания другого государства, иностранной организации, партии или религиозного объединения, но только с письменного разрешения руководителя своего государственного органа

Использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также агитации по вопросам референдума. Под этим запретом понимается возможность использования гражданским служащим своего административного ресурса — организационных, финансовых, информационных и других средств. Запрещенными следует считать все действия чиновника по привлечению своих подчиненных или других гражданских служащих к осуществлению в служебное время деятельности по агитации в пользу того или иного кандидата в депутаты, мэры и т.п.

Использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций. Кроме того, нельзя публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. Признавая записанное в Конституции РФ политическое и идеологическое многообразие в России, следует строить государственную службу, свободную от партийного диктата. Задачи, выполняемые гражданским служащим, требуют от них как профессиональных управленцев проявления политической нейтральности, беспристрастности.

Данный запрет требует, чтобы гражданский служащий не использовал свои должностные полномочия и свой административный ресурс в пользу какой-либо политической партии или религиозного объединения для пропаганды программы и решений партий и иных организаций. Служащие должны руководствоваться исключительно законом, а не партийными решениями.

Гражданский служащий может быть членом любой зарегистрированной в Минюсте РФ политической партии. Этот запрет не ограничивает конституционную свободу слова и убеждений гражданского служащего. Членство в партии не заносится в личное дело служащего. Но агитировать за какую-либо партию и участвовать в политических акциях (съездах, митингах) служащий может только во внеслужебное время. Гражданский служащий имеет право выдвигаться и регистрироваться кандидатом на выборы как самостоятельно, так и от какой-либо политической партии.

Создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур. Данный пункт дополняет и конкретизирует предыдущий. Гражданские служащие не имеют права заниматься «партийным строительством», создавая на государственной службе первичные партийные организации или конфессиональные службы. Этот опыт в советские времена уже был.

На гражданской службе могут в уведомительном порядке быть созданы профсоюзы в целях представительства и защиты социально-трудовых интересов служащих. Разрешения руководителя государственного органа на создание профсоюза не требуется. Руководители государственного органа обязаны воздерживаться от всякого вмешательства в дела профсоюза. Профсоюз не имеет права вмешиваться в деятельность государственных органов. То же самое касается ветеранских организаций.

Прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров. Речь идет, по сути, о забастовках гражданских служащих, которые запрещены. Термин «забастовка» не употребляется в законе, потому что она разрешена Конституцией. Гражданский служащий не может участвовать в забастовках против государственной власти, прекращая исполнение своих должностных обязанностей. Это создает угрозу престижу и безопасности государства. Данный запрет носит как коллективный, так и индивидуальный характер. Конечно, это серьезное ограничение общегражданских прав и свобод гражданского служащего, но служащий идет на него сознательно, подписывая служебный контракт.

Ряд запретов действует и после увольнения гражданского служащего с гражданской службы. В частности, гражданин после увольнения со службы не вправе:

  • замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности;
  • разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Требования к служебному поведению гражданского служащего, зафиксированные в ст. 18 Федерального закона № 79-ФЗ, — это установленные законодательством РФ принципы и правила нравственного поведения гражданских служащих как на службе, так и вне ее. Заметим, речь идет не о деятельности, а о поведении гражданских служащих. В основе этих требований лежат этические категории долга чести, добросовестности, честности, неподкупности и т.д. Государство нормой Федерального закона № 79-ФЗ требует от гражданских служащих неукоснительного соблюдения этих нравственных принципов и правил.

1. Государственный служащий не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органа управления коммерческой организацией, если иное не предусмотрено федеральным законом или если в порядке, установленном федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально — технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) принимать без разрешения Президента Российской Федерации награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций;
10) выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
11) принимать участие в забастовках;
12) использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.

2. Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом.

Комментарий к статье 11

1. В статье установлены правоограничения (запреты), обусловленные особенностями государственной службы.

Их назначение:
— обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов;
— установить препятствия возможному злоупотреблению государственных служащих;
— создать условия для независимости служебной деятельности;
— и вместе с тем гарантировать осуществление государственными служащими гражданских прав.

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением государственным служащим официальных обязанностей.

Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность государственного служащего.

Установленные правоограничения можно рассматривать в двух основных аспектах:
— несовместимости должности государственного служащего с другими видами деятельности;
— обеспечения дисциплинарного режима на государственной службе.

Закон (подп. 3 п. 2 ст. 25) за несоблюдение правоограничений обоих видов предусматривает лишь одно последствие — прекращение государственно — служебных отношений, что, на наш взгляд, не совсем правильно.

Прокомментируем сначала запреты на некоторые виды деятельности, не совместимые с государственной службой.

1) В подп. 1 п. 1 комментируемой статьи предусматривается, что государственный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью. Это означает, что он не может занимать иную должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Такое требование имеет безусловный характер и не связано с подконтрольностью, подотчетностью или какой-либо иной «связанностью» с компетенцией государственного органа, в котором работает государственный служащий. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что государственный служащий обязан посвящать все свое рабочее время служебной деятельности.

Закон (подп. 1 п. 1 ст. 11) предусматривает лишь одно исключение из этого правила: государственным служащим разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Как видно из содержания комментируемой статьи, право государственных служащих заниматься преподаванием заменено правом на педагогическую деятельность, которая в отличие от понятия «преподавание» законодательно определена.

В Федеральном законе «Об образовании» установлено, что педагогическая деятельность осуществляется:
— в форме индивидуальной трудовой педагогической деятельности (ст. 48);
— в виде сотрудничества с образовательными учреждениями на контрактной основе в формах, предусмотренных уставами этих учреждений (ст. 53).

Образовательное учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации уполномоченным органом (п. 5 ст. 33); право на ведение образовательной деятельности возникает у него с момента получения лицензии (разрешения) (п. 6 ст. 33); государственный статус образовательного учреждения устанавливается при его государственной аккредитации (п. 6 ст. 12).

В соответствии со ст. 48 Закона «Об образовании» индивидуальная трудовая педагогическая деятельность рассматривается как предпринимательская и подлежит обязательной государственной регистрации. В свою очередь в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 11 комментируемого Закона государственному служащему предпринимательская деятельность запрещена. Следовательно, государственный служащий не имеет права заниматься индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.

Таким образом, право на занятие оплачиваемой педагогической деятельностью государственный служащий может реализовать исключительно в виде сотрудничества с образовательными учреждениями. При этом он не обязан проверять наличие регистрационного свидетельства, лицензии, аккредитации. За ведение незаконной (неразрешенной) деятельности ответственность несет образовательное учреждение.

Нормативного определения научной и иной творческой деятельности не существует. Опираясь на неофициальные мнения, высказанные в различного рода публикациях, можно сделать вывод, что под научной деятельностью следует понимать подготовку и опубликование научных монографий, трудов, статей, обзоров; проведение научных исследований (экспериментов, наблюдений, опытов и т.п.) и создание разработок; участие в научных конференциях, симпозиумах, «круглых столах», научно — практических семинарах и т.п.; участие в работе творческих коллективов по анализу различных проблем и разработке рекомендаций и т.д.

Исходя из ч. 1 ст. 44 Конституции РФ, предусматривающей свободу научного творчества, следует считать, что для занятий научной деятельностью не требуется официального статуса научного сотрудника. Каждый государственный служащий независимо от ученых степеней и званий имеет право заниматься научной деятельностью на возмездной основе.

Если свое право на педагогическую деятельность государственные служащие могут реализовать исключительно в форме сотрудничества с образовательными учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, то в своей научной деятельности они вправе сотрудничать с любыми организациями, которые проводят научные исследования; организуют конференции, симпозиумы, семинары; осуществляют издание и публикацию научных работ и т.п.

В отличие от образовательной научная деятельность не лицензируется.

Что касается понятия «иной творческой деятельности», то его законодательного определения, кроме сферы культуры, также не существует.

Согласно ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре под творческой деятельностью понимается создание культурных ценностей и их интерпретация. Под культурными ценностями понимаются произведения культуры и искусства, результаты исследований в этой сфере и т.д.
———————————
ВВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.
Для реализации государственными служащими права на занятие оплачиваемой творческой деятельностью важно подчеркнуть, что она может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. При этом не требуется официального статуса творческого работника. Профессиональные и непрофессиональные творческие работники равноправны в области авторского и смежных прав на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства и т.д.

Защита авторских, издательских и иных прав на интеллектуальную собственность осуществляется на основе специальных законов об охране объектов интеллектуальной собственности: Патентный закон, Закон о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем, Закон о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных, Закон об авторском праве и смежных правах и др. .
———————————
ВВС РФ. 1992. N 42. Ст. 2319, 2322, 2328, 2325; 1993. N 32. Ст. 1242.
Государственные служащие имеют право заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью только вне служебного времени.

Могут ли быть установлены ограничения государственному служащему для занятия научно — исследовательской, творческой и педагогической деятельностью на условиях штатного совместительства? На наш взгляд, могут. Если государственный служащий по роду своих должностных обязанностей непосредственно и существенно участвует в принятии решений, создающих правовые последствия для организации или сотрудников организации, в которой он совместительствует; если руководитель органа, в котором работает государственный служащий, обоснованно считает, что совместительство повредит интересам службы; если организация подконтрольна, подотчетна или регулируется органом, в котором государственный служащий работает. В указанных случаях государственный служащий имеет право обжаловать запрет вышестоящему начальнику либо в суд.

Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью не исключает выполнение государственным служащим дополнительной работы в соответствии с законодательством о труде. Наряду с выполнением обязанностей по своей должности руководитель государственного органа может поручить ему другие обязанности по иной государственной должности или обязанности временно отсутствующего государственного служащего, если это соответствует его образованию или профессиональной подготовке. При этом размер доплат за совмещение государственных должностей или выполнение обязанностей временно отсутствующего государственного служащего устанавливается в размерах, предусмотренных нормами трудового законодательства.

Хотя запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью и относится к числу занятий, не совместимых с должностью государственного служащего (это специфическое правило государственной службы для развитых стран), он может быть временно и ослаблен. Такой фактор, как низкий уровень оплаты труда, может в какое-то время настоятельно потребовать допуска госслужащих к другой оплачиваемой работе, если государство в рамках своей обязанности по их материальному обеспечению не может установить им соразмерные оклады.
2) Запрет заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов РФ, органов местного самоуправления (подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона). Это непосредственно вытекает из ч. 3 ст. 97 Конституции РФ, согласно которой депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Государственные служащие, избранные депутатами Государственной Думы, законодательных (представительных) органов субъектов РФ и органов местного самоуправления, приостанавливают свою службу на весь период депутатских полномочий.

Приостановление, как и восстановление на службе оформляется приказами соответствующих руководителей государственных органов, полномочных зачислять этих служащих на государственные должности и увольнять их, на основании заявлений (рапортов) и документов, подтверждающих соответственно избрание их депутатами или прекращение депутатских полномочий.

Граждане по окончании периода приостановления их государственной службы в случаях, предусмотренных подп. 2 п. 1 ст. 11 Закона, вправе продолжить государственную службу или уволиться с нее.

3) Подп. 3 п. 1 комментируемой статьи запрещает государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью.

На какие конкретно виды предпринимательской деятельности налагается запрет? Госслужащим запрещено: заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли; владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом, составляющим материальную основу предпринимательской деятельности, а именно: зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками, иными вещами, используемыми в производственном процессе и в коммерческой деятельности. Им запрещено приобретать имущественные права на нематериальные объекты — товарные знаки, промышленные образцы, «ноу — хау», торговые секреты, фирменные наименования

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Закон
Республики Казахстан
О государственной службе Республики Казахстан

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2021 г.)

См. о внесении изменений:

Закон РК от 29.06.20 г. № 351-VI (вводится в действие с 1 июля 2021 г.)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной службы

Статья 3. Действие настоящего Закона

Статья 4. Основные принципы государственной службы

Статья 5. Уполномоченный орган

Статья 6. Служба управления персоналом (кадровая служба)

Статья 7. Классификация государственных должностей государственных служащих

Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 8. Статус государственных служащих и их правовые гарантии

Статья 9. Основные права государственных служащих

Статья 10. Основные обязанности государственных служащих

Статья 11. Основные функции политических государственных служащих, являющихся руководителями государственных органов, и акимов областей, городов республиканского значения и столицы

Статья 12. Полномочия руководителей аппаратов центральных государственных органов и аппаратов акимов областей, городов республиканского значения и столицы

Статья 13. Ограничения, связанные с пребыванием на государственной службе

Глава 3. ПОСТУПЛЕНИЕ НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

Статья 14. Поступление на политическую государственную службу

Статья 15. Поступление на административную государственную службу

Статья 16. Условия поступления на государственную службу

Статья 17. Квалификационные требования

Статья 18. Ограничения, принимаемые при поступлении на государственную службу

Статья 19. Специальная проверка

Статья 20. Испытательный срок при поступлении на государственную службу

Статья 21. Принятие присяги государственными служащими

Глава 4. ОСОБЕННОСТИ ПОСТУПЛЕНИЯ НА АДМИНИСТРАТИВНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ КОРПУСА «А» И ЕЕ ПРОХОЖДЕНИЯ

Статья 22. Исключена

Статья 23. Занятие административной государственной должности корпуса «А»

Статья 24. Трудовые договоры с административными государственными служащими корпуса «А»

Статья 24-1 Исключена

Статья 25. Преобразование государственной должности в административную государственную должность корпуса «А»

Статья 25-1. Преобразование административных государственных должностей корпуса «А»

Глава 5. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЖНОСТИ КОРПУСА «Б»

Статья 26. Отбор на государственные должности корпуса «Б» граждан, впервые поступающих или вновь поступающих на государственную службу

Статья 27. Конкурс на занятие административной государственной должности корпуса «Б»

Статья 28. Общий конкурс

Статья 29. Внутренний конкурс

Статья 30. Назначение на государственную должность

Глава 6. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Статья 31. Должностные инструкции

Статья 32. Рабочее время

Статья 33. Оценка деятельности государственных служащих

Статья 34. Обучение государственных служащих

Статья 35. Поощрения

Статья 36. Стажировка государственных служащих

Статья 37. Продвижение по государственной службе

Статья 38. Временное возложение обязанностей

Статья 39. Прикомандирование государственных служащих к государственным органам, загранучреждениям Республики Казахстан и иным организациям

Статья 40. Призыв государственных служащих на воинскую службу

Статья 41. Ротация государственных служащих

Статья 42. Прием на работу граждан в период создания государственного органа

Глава 7. СЛУЖЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Статья 43. Ответственность государственных служащих

Статья 44. Дисциплинарные проступки и взыскания

Статья 45. Сроки наложения дисциплинарных взысканий

Статья 46. Гарантии прав государственных служащих при привлечении их к дисциплинарной ответственности

Статья 47. Материальная ответственность государственных служащих за причинение ущерба

Статья 48. Временное отстранение государственного служащего от исполнения должностных полномочий

Глава 8. СЛУЖЕБНАЯ ЭТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 49. Требования к государственным служащим по соблюдению служебной этики

Статья 50. Дисциплинарные проступки, дискредитирующие государственную службу

Статья 51. Конфликт интересов

Статья 52. Антикоррупционное поведение государственных служащих

Глава 9. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ

Статья 53. Оплата труда государственных служащих

Статья 54. Отпуска государственных служащих

Статья 55. Пенсионное и социальное обеспечение государственных служащих

Статья 56. Меры социальной защиты государственных служащих

Статья 57. Гарантии и компенсации государственным служащим при командировках

Статья 58. Гарантии и компенсации персонала дипломатической службы

Глава 10. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ

Статья 59. Прекращение государственной службы политическими государственными служащими

Статья 60. Отставка и увольнение политических государственных служащих

Статья 61. Прекращение государственной службы административными государственными служащими

Глава 11. ИНЫЕ ВОПРОСЫ

Статья 62. Восстановление на государственной службе

Статья 63. Аттестация

Статья 64. Привлечение иностранных работников в государственные органы

Статья 65. Международное сотрудничество в сфере государственной службы

Статья 66. Иные вопросы прохождения государственной службы

Глава 12. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 67. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной службы

Статья 68. Переходные положения

Статья 69. Порядок введения в действие настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с поступлением на государственную службу Республики Казахстан, ее прохождением, прекращением, определяет правовое положение, материальное обеспечение и социальную защиту государственных служащих, а также вопросы деятельности иных лиц в государственных органах.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Подпункт 1 изложен в редакции Закона РК от 03.07.20 г. № 357-VI (см. стар. ред.)

1) корпус «А» — административные государственные должности управленческого уровня, для которых предусмотрены особый порядок поступления, прохождения и прекращения государственной службы Республики Казахстан, а также специальные квалификационные требования;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2) исключен в соответствии с Законом РК от 03.07.20 г. № 357-VI (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) корпус «Б» — административные государственные должности, не включенные в корпус «А»;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4) бонус — денежная выплата, устанавливаемая государственным служащим по результатам оценки эффективности их деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5) квалификационные требования — требования, предъявляемые к гражданам, претендующим на занятие государственной должности по образованию, опыту работы и компетенциям;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6) государственная служба Республики Казахстан (далее — государственная служба) — деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнению должностных полномочий, направленная на реализацию задач и функций государственной власти;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7) компетенции — совокупность знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения профессиональной деятельности на конкретной государственной должности;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9) должностные полномочия — права и обязанности, предусмотренные конкретной государственной должностью, отвечающие целям и задачам, стоящим перед государственными органами, в которых осуществляют свою деятельность государственные служащие;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9-1) исключен в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

10) административный государственный служащий — государственный служащий, осуществляющий свою деятельность на постоянной профессиональной основе, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

11) категория административной государственной должности — совокупность административных государственных должностей с соответствующими квалификационными требованиями;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

12) государственный служащий — гражданин Республики Казахстан, занимающий в установленном законодательством Республики Казахстан порядке оплачиваемую из республиканского или местных бюджетов либо из средств Национального Банка Республики Казахстан государственную должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

13) служебная этика государственных служащих (далее — служебная этика) — правила поведения государственных служащих, установленные настоящим Законом и Этическим кодексом государственных служащих Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья дополнена подпунктом 13-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI

13-1) непосредственный руководитель государственного служащего — вышестоящее по государственной должности лицо, по отношению к которому государственный служащий находится в прямом подчинении в соответствии с его должностной инструкцией;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Подпункт 14 изложен в редакции Закона РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.); Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

14) уполномоченный орган по делам государственной службы (далее — уполномоченный орган) — центральный государственный орган, осуществляющий реализацию единой государственной политики в сфере государственной службы;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

15) государственная должность — структурная штатная единица государственного органа, на которую возложен установленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

16) политический государственный служащий — государственный служащий, назначение (избрание), освобождение и деятельность которого носят политико-определяющий характер, который несет ответственность за реализацию политических целей и задач;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

17) конфликт интересов — противоречие между личными интересами государственного служащего и его должностными полномочиями, при котором личные интересы государственного служащего могут привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению им своих должностных полномочий;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

18) наставник — государственный служащий, закрепляемый за государственным служащим, впервые принятым на государственную службу, оказывающий ему практическую помощь в его профессиональной адаптации;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья дополнена подпунктом 18-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI

18-1) оператор по техническому обеспечению процедур тестирования и бесперебойного функционирования единой автоматизированной базы данных (информационной системы) по персоналу государственной службы (далее — оператор) — юридическое лицо, определяемое Правительством Республики Казахстан, на которое возложено техническое обеспечение процедур тестирования государственных служащих, кандидатов на занятие государственных должностей и иных граждан, сопровождение и администрирование единой автоматизированной базы данных (информационной системы) по персоналу государственной службы;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Подпункт 19 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.); внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.20 г. № 357-VI (см. стар. ред.)

19) низовая должность — государственная должность административных государственных служащих корпуса «Б», которая в соответствии с реестром должностей политических и административных государственных служащих является нижестоящей должностью в нижестоящей категории должностей, предусмотренных в штатном расписании государственного органа;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

20) временно вакантная государственная должность — государственная должность, временно свободная в связи с прикомандированием, нахождением государственного служащего, занимающего данную государственную должность, в социальном отпуске либо на обучении на основе государственного заказа, а также отсутствием его на рабочем месте более двух месяцев подряд вследствие заболевания, если заболевание входит в перечень заболеваний, для которых установлен более длительный срок нетрудоспособности, утверждаемый уполномоченным государственным органом в области здравоохранения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

21) уполномоченная комиссия — комиссия по рассмотрению вопросов поступления граждан Республики Казахстан на административную государственную службу, ее прохождения и прекращения, а также привлечения в государственные органы иностранных работников, положение и состав которой утверждаются Президентом Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

22) надбавка — денежная доплата к должностному окладу, устанавливаемая административному государственному служащему корпуса «Б» в порядке, определяемом законодательством Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

23) прикомандирование — занятие государственными служащими государственных должностей в других государственных органах, загранучреждениях Республики Казахстан и иных организациях с сохранением прежнего места работы (государственной должности) в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в сфере государственной службы

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1. Правовую основу государственной службы составляют Конституция Республики Казахстан, Трудовой кодекс Республики Казахстан, настоящий Закон, иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 3. Действие настоящего Закона

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1. Действие настоящего Закона распространяется на:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1) всех государственных служащих, за исключением случаев, когда Конституцией, конституционными законами или иными законодательными актами Республики Казахстан для них определен иной правовой статус;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2) административных государственных служащих, назначаемых местными представительными органами или избираемых в соответствии с законами Республики Казахстан, в части, не урегулированной законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) государственных служащих, проходящих правоохранительную службу, с особенностями, предусмотренными законодательными актами Республики Казахстан о правоохранительной службе.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Действие настоящего Закона не распространяется на:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1) лиц, осуществляющих техническое обслуживание и обеспечивающих функционирование государственных органов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 03.07.19 г. № 262-VI (введены в действие с 1 января 2020 г.) (см. стар. ред.)

2) служащих и технических служащих Национального Банка Республики Казахстан и его ведомств, уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) лиц, осуществляющих деятельность в государственных органах на основании трудового договора в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан, в том числе иностранных работников государственных органов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 4. Основные принципы государственной службы

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1. Государственная служба в Республике Казахстан основывается на принципах:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1) законности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2) казахстанского патриотизма;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) единства системы государственной службы независимо от разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4) приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5) эффективности, результативности, прозрачности в деятельности государственных органов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6) равного права граждан на доступ к государственной службе;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7) добровольности поступления граждан на государственную службу;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8) профессионализма государственных служащих;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9) меритократии — признания личных заслуг и достижений государственного служащего, его продвижения по государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

10) обязательности исполнения решений, принятых вышестоящими государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий, для подчиненных государственных служащих и государственных служащих нижестоящих государственных органов;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

11) подконтрольности и подотчетности государственных служащих;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

12) личной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и превышение им своих должностных полномочий;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

13) этичности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

14) нетерпимости к правонарушениям;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

15) учета общественного мнения и гласности, за исключением деятельности, составляющей государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

16) правовой и социальной защищенности государственных служащих;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

17) равной оплаты труда за выполнение равнозначной работы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

18) поощрения государственных служащих за образцовое выполнение должностных обязанностей, безупречную государственную службу, выполнение заданий особой важности и сложности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

19) непрерывности обучения государственных служащих и развития необходимых компетенций;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

20) практической ориентированности подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. В государственных органах не допускается создание организаций политических партий. Государственные служащие при исполнении должностных полномочий руководствуются требованиями законодательства Республики Казахстан и не связаны с решениями политических партий, общественных объединений и их органов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 5. Уполномоченный орган

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В пункт 1 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.04.16 г. № 484-V (см. стар. ред.); Законом РК от 03.07.20 г. № 357-VI (см. стар. ред.)

1. Единую систему органов по делам государственной службы образуют уполномоченный орган, его территориальные подразделения, организации, подведомственные уполномоченному органу.

Территориальные подразделения осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, установленной уполномоченным органом в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Уполномоченный орган:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1) разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, а также принимает нормативные правовые акты в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2) разрабатывает и утверждает типовые квалификационные требования к категориям административных государственных должностей;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) ведет мониторинг состояния кадрового состава политических и административных государственных служащих, а также политических и административных государственных должностей государственной службы, включая общую координацию по формированию единой автоматизированной базы данных (информационной системы) по персоналу государственной службы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4) исключен в соответствии с Законом РК от 03.07.20 г. № 357-VI (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Подпункт 5 изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

5) определяет порядок, программы, организацию тестирования административных государственных служащих, кандидатов на занятие административных государственных должностей и граждан, поступающих на правоохранительную службу в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также порядок обжалования результатов тестирования;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6) разрабатывает и представляет на утверждение Президенту Республики Казахстан реестр должностей политических и административных государственных служащих, а также акты в соответствии с настоящим Законом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7) исключен в соответствии с Законом РК от 30.12.20 г. № 393-VI (см. стар. ред.)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Пункт дополнен подпунктами 7-1 — 7-4 в соответствии с Законом РК от 06.04.16 г. № 484-V; изложен в редакции Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

7-1) разрабатывает порядок прикомандирования государственных служащих к государственным органам, международным и иным организациям;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7-2) разрабатывает порядок исчисления стажа работы государственных служащих, дающего право на установление должностного оклада;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7-3) исключен в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7-4) ежегодно формирует Национальный доклад о состоянии государственной службы в Республике Казахстан и вносит его в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в Правительство Республики Казахстан для последующего представления Президенту Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8) координирует деятельность государственных органов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации административных государственных служащих, в том числе за рубежом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9) координирует формирование и размещение государственного заказа по подготовке, переподготовке и повышению квалификации административных государственных служащих;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

10) осуществляет государственный контроль в соответствии с законодательством Республики Казахстан за соблюдением законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы государственными органами, за соблюдением служебной этики государственными служащими, за качеством оказания государственных услуг;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

11) определяет порядок проведения конкурсов на занятие административной государственной должности;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

12) исключен в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

13) определяет порядок разработки и утверждения должностной инструкции административного государственного служащего;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

14) утверждает типовое положение о службе управления персоналом (кадровой службе);

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

15) разрабатывает и утверждает типовые формы документов кадрового делопроизводства административной государственной службы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

16) вносит предложения должностным лицам и государственным органам об отмене их решений, принятых с нарушением настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

17) вносит государственным органам в пределах своей компетенции обязательные к рассмотрению представления об устранении нарушений, выявленных по результатам проверки по вопросам государственной службы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

18) участвует в подготовке проектов международных договоров по вопросам государственной службы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

19) осуществляет в государственных органах оценку эффективности управления персоналом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

20) координирует и осуществляет методологическое руководство деятельностью служб управления персоналом (кадровых служб);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

21) рассматривает жалобы физических и юридических лиц на действия (бездействие) и решения государственных органов или должностных лиц по вопросам нарушения законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы, а также соблюдения служебной этики;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

22) осуществляет координацию деятельности государственных органов по организации проведения стажировок административных государственных служащих;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Пункт дополнен подпунктом 22-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI

22-1) приобретает услуги по техническому обеспечению процедур тестирования государственных служащих, кандидатов на занятие государственных должностей и иных граждан, сопровождению и администрированию единой автоматизированной базы данных (информационной системы) по персоналу государственной службы у оператора, определяемого Правительством Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

23) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Уполномоченный орган имеет в областях, городах республиканского значения, столице советы по этике, положение о которых утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4. Решения уполномоченного органа и его территориальных подразделений оформляются в форме приказов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 6. Служба управления персоналом (кадровая служба)

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1. Служба управления персоналом (кадровая служба) в пределах своей компетенции:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1) координирует деятельность структурных подразделений государственного органа по исполнению законодательства Республики Казахстан в сфере государственной службы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2) организует деятельность дисциплинарной, конкурсной и иных комиссий по кадровым вопросам;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) обеспечивает соблюдение процедур проведения оценки деятельности административных государственных служащих, конкурсного отбора, продвижения по службе государственных служащих, служебных расследований, привлечения государственных служащих к дисциплинарной ответственности, увольнения государственных служащих;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4) организует отбор кадров, оформляет документы, связанные с прохождением государственными служащими государственной службы, осуществляет учет персональных данных государственных служащих, сведений о результатах оценки деятельности административных государственных служащих и прохождения обучения, в том числе в единой автоматизированной базе данных (информационной системе) по персоналу государственной службы;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5) обеспечивает соблюдение ограничений, связанных с пребыванием на государственной службе;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6) организует стажировку, наставничество, оценку деятельности, подготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих в соответствии с установленными сроками, разрабатывает порядок применения поощрений государственных служащих;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7) осуществляет иные полномочия, установленные законодательством Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Пункт 2 изложен в редакции Закона РК от 30.12.20 г. № 393-VI (см. стар. ред.)

2. Служба управления персоналом (кадровая служба) организационно самостоятельна от других структурных подразделений государственного органа, непосредственно подчинена руководителю аппарата, а в государственном органе, осуществляющем руководство в сфере внешнеполитической деятельности или в котором не введена должность руководителя аппарата, — руководителю государственного органа.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

3. В областях, городах республиканского значения, столице, районах, городах допускается создание в соответствии с законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы единой службы управления персоналом (кадровой службы) для исполнительных органов, финансируемых из бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц. Единая служба управления персоналом (кадровая служба) областных, городов республиканского значения, столицы, районных, городских исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов, создается по решению должностного лица (органа), имеющего право назначения руководителей данных исполнительных органов.

Для районных, городских территориальных подразделений центрального государственного органа и его ведомства допускается создание единой службы управления персоналом (кадровой службы) в межрегиональном или областном территориальном подразделении центрального государственного органа и его ведомства. Единая служба управления персоналом (кадровая служба) районных, городских территориальных подразделений создается по решению руководителя межрегионального или областного территориального подразделения центрального государственного органа и его ведомства или вышестоящего органа.

По решению руководителя центрального государственного органа допускается создание единой службы управления персоналом (кадровой службы) для центрального государственного органа, его ведомств и территориальных подразделений.

По решению руководителя ведомства центрального государственного органа допускается создание единой службы управления персоналом (кадровой службы) для ведомства центрального государственного органа и его территориальных подразделений.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 7. Классификация государственных должностей государственных служащих

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1. Государственные должности государственных служащих учреждаются в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2. Для административных государственных служащих устанавливаются категории государственных должностей. Для политических государственных служащих категории государственных должностей не устанавливаются.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3. Реестр должностей политических и административных государственных служащих утверждается Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Статья 8. Статус государственных служащих и их правовые гарантии

Статус государственного служащего включает общие права, свободы и обязанности государственного служащего как гражданина Республики Казахстан с ограничениями, установленными законами Республики Казахстан, связанными с пребыванием на государственной службе, а также права, обязанности и ответственность, обусловленные особенностями государственной службы.

Граждане Республики Казахстан приобретают статус государственного служащего с момента назначения или избрания на государственную должность и утрачивают с момента прекращения государственной службы в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в сфере государственной службы.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 9. Основные права государственных служащих

Государственный служащий имеет право:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1) пользоваться правами и свободами, гарантируемыми гражданам Республики Казахстан Конституцией и законами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

В подпункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом РК от 06.10.20 г. № 365-VI (см. стар. ред.)

2) на правовую и иную защиту в соответствии с законодательством Республики Казахстан в случае доведения им до сведения вышестоящего руководителя и (или) руководства государственного органа, в котором он работает, и (или) уполномоченных государственных органов о ставших ему известными случаях готовящихся, совершаемых или совершенных коррупционных правонарушений;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) на охрану труда, здоровья, безопасные и необходимые для эффективной работы условия труда;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4) на социальную и правовую защиту;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5) участвовать в пределах своих должностных полномочий в рассмотрении вопросов и принятии по ним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностными лицами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6) посещать в установленном порядке для исполнения должностных полномочий организации;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7) требовать от руководителя точного определения задач и объема должностных полномочий в соответствии с государственной должностью, занимаемой государственным служащим;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8) на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9) на стимулирование и оплату труда в зависимости от государственной должности, которую он занимает, качества работы, опыта и иных оснований, установленных настоящим Законом;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

10) на подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета и средств Национального Банка Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

11) на сохранение места работы (государственной должности) в случаях направления его государственным органом на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования в соответствии с законодательством Республики Казахстан или стажировку, а также в иных случаях, предусмотренных законами Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

12) беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения им государственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

13) на продвижение по государственной службе с учетом квалификации, компетенций, способностей, заслуг и добросовестного исполнения своих должностных обязанностей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

14) требовать служебного расследования при наличии безосновательных, по мнению государственного служащего, обвинений;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

15) на увольнение с государственной службы по собственному желанию, за исключением случаев рассмотрения его ответственности за коррупционное правонарушение либо за дисциплинарный проступок, дискредитирующий государственную службу;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

16) на пенсионное и социальное обеспечение;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

17) получать в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных полномочий;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

18) на внесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений по совершенствованию государственной службы.

Иные права государственного служащего могут устанавливаться законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

Статья 10. Основные обязанности государственных служащих

Государственные служащие обязаны:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

1) соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

2) приносить присягу государственного служащего в порядке, утвержденном Президентом Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Казахстан, их обращения и принимать по ним необходимые меры;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

4) осуществлять функции в соответствии со своими должностными полномочиями;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

5) при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

6) соблюдать служебную дисциплину;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

7) соблюдать ограничения, установленные законами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

8) соблюдать служебную этику;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

9) выполнять приказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов и должностных лиц, изданные в пределах их должностных полномочий;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

10) хранить государственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе после прекращения государственной службы, в течение времени, установленного законом, о чем дают подписку;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

11) не разглашать получаемые при исполнении должностных полномочий сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них предоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

12) обеспечивать сохранность государственной собственности, использовать вверенную государственную собственность только в служебных целях;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Подпункт 13 изложен в редакции Закона РК от 06.10.20 г. № 365-VI (см. стар. ред.)

13) незамедлительно доводить до сведения вышестоящего руководителя и (или) руководства государственного органа, в котором они работают, и (или) уполномоченных государственных органов о ставших им известными случаях готовящихся, совершаемых или совершенных коррупционных правонарушений;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья дополнена подпунктом 13-1 в соответствии с Законом РК от 26.11.19 г. № 273-VI

13-1) предупреждать коррупционные правонарушения со стороны подчиненных государственных служащих;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

14) повышать свой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполнения должностных обязанностей;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Подпункт 15 изложен в редакции Закона РК от 03.07.17 г. № 86-VI (см. стар. ред.); Закона РК от 26.11.19 г. № 273-VI (см. стар. ред.)

15) завершить обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования по направлению государственного органа, в том числе получить степень по соответствующей программе послевузовского образования, отработать в государственном органе, направившем их на обучение в рамках государственного заказа по программам послевузовского образования, непосредственно после завершения обучения, а также на государственной службе в порядке и сроки, определенные Правительством Республики Казахстан по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан. Неисполнение данных обязательств влечет возмещение государственным служащим государству бюджетных средств, выделенных на его обучение, и связанных с обучением затрат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *