Государственная охрана труда

Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов, уполномоченных на исполнение специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в области охраны труда, направленная на осуществление государственной политики по охране труда, принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда, реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.

Основными целями государственного управления охраной труда являются:

· реализация и совершенствование государственной политики в области охраны труда;

· создание безопасных условий труда на предприятиях всех форм собственности;

· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания;

· обеспечение эффективного взаимодействия и сотрудничества субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда – работодателей, объединений работодателей, государственных органов, органов местного самоуправления, профсоюзов в лице их соответствующих органов, объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Реализация государственной политики в области охраны труда основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Трудового Кодекса Российской Федерации, Федеральных законов и других нормативных актов.

На территории Еврейской автономной области государственное управление охраной труда осуществляется территориальным органом Федеральной службы по труду и занятости – Государственной инспекцией труда в Еврейской автономной области, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда – управлением трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области и органами местного самоуправления.

Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда исполняет областное государственное бюджетное учреждение «Центр условий и охраны труда».

В целях государственного управления охраной труда управлением трудовой занятости населения правительства Еврейской автономной области определены следующие направления в работе:

· реализация подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Еврейской автономной области» на 2014 — 2021 годы государственной программы Еврейской автономной области «Содействие занятости населения и безопасности труда» на 2014 — 2021 годы», утвержденной постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 № 494-пп
«О государственной программе Еврейской автономной области «Содействие занятости населения и обеспечение безопасности труда» на 2014 — 2021 годы»;

· осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства в областных государственных учреждениях;

· подготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда;

· профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· внедрение передового опыта по охране труда других регионов;

· проведение в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

· осуществление на территории области в установленном порядке государственной экспертизы условий труда;

· организация сбора и обработка информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Еврейской автономной области;

· иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации

Дата обновления информации: 12.12.2018

Охрана труда – меры по предоставлению гражданам оптимальных условий выполнения трудовых функций, не несущих опасности для здоровья трудящихся. Эта задача настолько важная, что входит в компетенции политики нашего государства.

Проследим, какие цели преследует управление охраной труда, выполняемое государственными органами, как именно распределяются полномочия и функции державы в трудоохранной деятельности.

Тревожные тенденции изменения трудового законодательства в области охраны труда.

В чем смысл управления охраной труда

Государственное управление охраной труда – это активность госорганов, призванных исполнять надзорные и контролирующие функции в трудоохранной деятельности согласно принятой государственной политике. В сферу интересов политики державы по гарантированию безопасных и благоприятных трудовых условий входят:

  • принятие спецпрограмм по оптимизации и увеличению безопасности возможности трудиться;
  • актуализация нормативных актов, призванных гарантировать безвредность для трудящихся условий, в которых они должны исполнять свои трудовые обязанности;
  • формулирование адекватных требований к способам организации производства, технологической деятельности, основным используемым средствам и другим условиям труда;
  • профилактические меры и исправление нарушений сформулированных предписаний.

Защита трудовых прав работников федеральной инспекцией труда.

Зачем державе руководить трудоохранными процессами

Стремление к реализации в рамках государственной деятельности системы по охране труда, или же, другими словами, цель законодательства о труде – обеспечение соблюдения прав трудящихся граждан на возможность осуществлять трудовые функции в безопасности, а также защита интересов нанимателей и персонала. Она реализуется в таких задачах:

  • обеспечение преимущественного значения сбережения жизни и сохранности здоровья работающих граждан;
  • разработка, принятие и введение в силу нормативных актов и целевых программ, направленных на усовершенствование условий и оптимизацию охраны труда;
  • проверки соблюдения принятых правил, законов и предписаний по охране труда;
  • экспертная оценка производственной среды;
  • принятие процедур оценивания рабочей обстановки;
  • способствование профилактике аварийных ситуаций и несчастных случаев на работе;
  • помощь наемным работникам и членам их семей, чье здоровье пострадало в процессе профессиональной занятости;
  • выяснение обстоятельств и ведение учета фактов нанесения урона здоровью на производстве;
  • финансовая поддержка трудоохранных мероприятий;
  • обучение и аттестация инспекторов по охране труда;
  • работа со статистикой по несчастным производственным случаям, профзаболеваниям и выплаченным по ним компенсациям;
  • систематизация информации, касающейся оптимизации производственной среды и ее охраны;
  • введение эффективных налоговых практик, призванных обеспечить максимальные усилия нанимателей по созданию и поддержке безопасной трудовой среды;
  • установление стандартов относительно обеспечения работников защитными и профилактическими средствами, медицинским обслуживанием, соответствующими санитарно-бытовыми условиями и др.;
  • усвоение положительного международного опыта в трудоохранной сфере.

Государственное регулирование охраны труда: риск-ориентированный подход.

Кто в государстве управляет охраной труда

Правительство Российской Федерации стоит во главе федеральных органов исполнительной власти, именно оно стоит во главе управления охраной и безопасностью труда. Эту функцию оно может осуществлять непосредственно или поручить ее Министерству труда или другим федеральным органам, уполномоченным на такую работу (согласно ст. 216 ТК РФ).

Правительство РФ распределяет полномочия между ветками федеральных властей и закрепляет в соответствующих нормативных актах: положениях, регулирующих деятельность соответствующих федеральных органов, актах, уточняющих взаимодействие и взаимоподчиненность госорганов между собой.

Уполномоченным на управление охраной труда федеральным органам разрешено осуществлять такие функции:

  • разрешительные;
  • надзорные;
  • контрольные;
  • исполнительные;
  • координирующие и др.

ВНИМАНИЕ! Федеральные исполнительные власти обязаны согласовывать свои действия в области охраны труда с Министерством труда и соцразвития РФ.

На территории всех субъектов РФ руководство охраной труда осуществляется федеральными исполнительными властями в рамках возложенных на них полномочий. Те или иные конкретные полномочия органы власти могут передать местному самоуправлению, если это не противоречит законодательным актам (общегосударственным и местным).

Структура органов государства, управляющих охраной производственной среды

Структура управления охраной труда в нашем государстве регламентируется ст. 216 ТК РФ «Государственное управление охраной труда».

В Российской Федерации сложилась следующая иерархия государственного управления:

  1. Федеральный (общегосударственный) уровень – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда России), восстановленное по Указу Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 21 мая 2012 года № 636. Вырабатывает правовую основу всех властных органов по охране труда, а также управляет этой деятельностью как в долгосрочной экономической перспективе, так и оперативно.
  2. Региональный (уровень субъекта РФ) – конкретные функции по охране труда в законодательстве не расшифрованы. Предполагается, что это самостоятельное право и задача региональных органов исполнительной власти. Необходимо лишь согласовывать позиции с веткой власти более высокого уровня. Главное, адаптировать законодательную базу с учетом региональной специфики и администрировать эту деятельность.
  3. Муниципальный (местный уровень) – принимает на себя права, переданные ему «старшими» ветками власти, уточняет нормативно-правовую базу по охране труда, администрирует эту деятельность на местах.
  4. Корпоративный (индивидуальный, частный уровень) – обеспечение выполнения законодательных требований на каждом отдельно взятом предприятии путем издания внутренних нормативных актов.

Контролирующие государственные органы по охране труда

Управляющей деятельности в сфере охраны труда посвящена глава 57 Трудового кодекса РФ. Органы управления в этой области также подчиняются иерархии:

  1. Прокуратура РФ – высший надзорный орган нашей страны, обеспечивающий исполнение законов о трудовой деятельности. Главное лицо этой организации – Генеральный прокурор РФ, на местах ему подконтрольны региональные прокуроры. Прокуратура следит за неукоснительным исполнением трудового законодательства подчиненными ветками исполнительной власти и их должностными лицами, а также за соответствием правовых актов, издаваемых ими, нормами государственного права.
  2. Роструд – специально уполномоченный орган контроля над исполнением законодательства о труде и других нормативных документов, касающихся охраны труда. Это федеральный орган, подведомственный Минтруда и соцзащиты РФ. Его руководителя, который одновременно выполняет функции главного инспектора по охране труда в стране, назначать и увольнять может только представитель Правительства по рекомендации Министерства труда.
  3. Государственные инспекции по труду (территориальные представительства Роструда) – органы, через которые федеральная служба по охране туда осуществляет администрирование и контроль.
  4. Муниципальные структуры по охране труда – органы, посредством которых Роструд взаимодействует с частными работодателями. К ним могут относиться:
    • органы местного самоуправления;
    • профессиональные союзы работников и их объединения;
    • интеграции работодателей;
    • другие организации, уполномоченные на эту деятельность по ст. 365 ТК РФ.

Таким образом, можно выделить две ветки в структуре государственного управления охраной труда:

  1. Правительство РФ вкупе с федеральными исполнительными органами власти обеспечивают функционирование государственной политики в области охраны труда.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ реализуют принятые решения на региональном и муниципальном уровне, а также берут на себя полномочия по охране труда, предоставленные им федеральными органами.

На этой странице представлена статья 216 Трудового кодекса Российской Федерации в последней редакции.
Статья 216 ТК РФ

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

Станьте участником розыгрыша ценных призов на День охраны труда 2021. См. подробности и условия розыгрыша

  • обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
  • разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
  • устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
  • разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
  • обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
  • координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

  • обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
  • координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей – индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;
  • организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
  • исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесённые к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

С нашей точки зрения наиболее соответствует действительности концепция определения современной структуры системы и принципов государственного управления охраной труда в России, предложенная кандидатом экономических наук, советником Департамента социального развития Аппарата Правительства РФ А.П. Соловьевым. По материалам его статьи «Система управления охраной труда в Российской федерации» Соловьев А.П.. Система управления охраной труда в Российской федерации. //Справочник специалиста по охране труда. М.: ЗАО МЦФЭР. 2001. N0. с.14-26

исходя из существа основных принципов государственной политики в области охраны труда и направлений деятельности соответствующих федеральных органов исполнительной власти по реализации этой политики система государственного управления охраной труда образует три подсистемы управления: государственную межотраслевую, функциональную и отраслевую.

Государственная межотраслевая подсистема управления охраной труда

Данную подсистему представляют Министерство труда и социального развития РФ как орган, ведающий вопросами охраны труда, и Межведомственная комиссия по охране труда, утверждаемая Правительством РФ. Задачи и функции Минтруда России и Межведомственной комиссии в области государственного управления охраной труда предусмотрены в Положениях об этих органах, которые также утверждаются Правительством РФ.

Основные функции Минтруда РФ изложены в Положении Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (с изменениями на 6 сентября 2001 года), Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1997 года N 480. Собрание законодательства Российской Федерации. N 17 от 28.04.1997. ст. 2019о Министерстве, они практически соответствуют требованиям, изложенным в ст. 210 Трудового кодекса.

На федеральном уровне в области условий и охраны труда Минтруд:

осуществляет государственное управление охраной труда, координирует работу федеральных органов исполнительной власти в этой области;

разрабатывает федеральные программы улучшения условий и охраны труда;

представляет в Правительство Российской Федерации ежегодные доклады о состоянии условий и охраны труда и мерах по их улучшению;

разрабатывает межотраслевые правила и организационно-методические документы по охране труда;

разрабатывает предложения по совершенствованию механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, предупреждении производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

осуществляет организационно-методическое руководство Государственной экспертизой условий труда Российской Федерации, организует выборочную экспертизу соответствия проектов на строительство и реконструкцию объектов требованиям условий и охраны труда;

организует работу по аттестации рабочих мест, а также организует и проводит во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации сертификацию работ по охране труда в организациях;

разрабатывает предложения о формах государственного содействия производителям и потребителям специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;

проводит работу по совершенствованию системы предоставления льгот и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;

представляет по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации предложения в Правительство Российской Федерации о перечне тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда лиц, не достигших 18-летнего возраста;

организует обучение и проверку знаний работников в области условий и охраны труда;

разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления условиями и охраной труда, государственному регулированию рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников;

Те же функции выполняют органы по труду субъектов федерации или органы местного самоуправления, если такие функции на них возложены. В отличие от Министерства органы по труду ближе к непосредственным работникам и работодателям, что и вносит основные различия.

Кроме перечисленных функций, все федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими требования охраны труда, а также координировать свою деятельность с Минтрудом России Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» ст.11// Российская газета. 1999. 24 июля.

Основная Задача межведомственной комиссии по охране труда — это координация совместных действий и осуществление единой государственной политики в области охраны труда, обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, объединений профессиональных союзов и объединений работодателей по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих разработку и реализацию мер по охране труда, подготовку нормативных правовых актов по охране труда. Координация межрегиональных, межотраслевых и международных проектов по охране труда.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *