Горюче смазочные материалы

Что означает сокращение ГСМ

Тормозные и охлаждающие жидкости

За такой аббревиатурой скрывается довольно простое объяснение: горюче-смазочные материалы – категория продуктов переработки нефти, необходимых для обслуживания всех видов транспорта. Видами ГСМ являются в первую очередь все разновидности топлива, также в группу входят многочисленные смазки и масла для деталей двигателей внутреннего сгорания, других узлов авто и прочих средств передвижения. Третья категория – тормозные и охлаждающие жидкости.

Относительно последней группы возникают некоторые споры, поскольку все предыдущие виды горюче-смазочных материалов всё же производятся из нефти, а к примеру антифризы – продукт на основе спиртовых соединений и воды. Однако для удобства автовладельцев любые антифризы и подобные соединения, причисляют к горюче-смазочным материалам, несмотря на возражения официальных классификаторов.

Учитывать и классифицировать горюче смазочные материалы – удел регистрационных и учётных органов, а пользуются ГСМ живые люди. Несмотря на некоторые расхождения в определениях, не рассказать о полезных и эффективных составах только потому, что они официально не относятся к описываемой группе, было бы совершенно несправедливо.

Топливо, как основной вид ГСМ

Бензин, дизель, виды сжиженного нефтяного газа (пропан, бутан) – основная и самая большая группа. К слову, керосин тоже относится к ГСМ, поскольку является компонентом разных типов топлива, сырьём в нефтеперерабатывающих процессах. Характеристики выбора разных видов топлива хорошо известны: это быстрая воспламеняемость или устойчивость к детонации, температурным условиям, достаточное цетановое или октановое число, наличие разумного объёма присадок, обеспечивающих двигателю стабильность и ровный ход.

Не стоит забывать и о мазуте: непосредственно для транспортных средств и двигателей внутреннего сгорания такой состав не применяется, но всё же является топливом, произведенным из нефти. Мазут активно используется в котельных и печных отопительных установках, теплогенераторах.

Смазывающие составы

Это различные масла, специальные пластичные (они же консистентные) смазки – также продукты нефтепереработки, относящиеся к ГСМ. Выпускаются всегда с дополнительными присадками, а наибольшее распространение имеют следующие составы:

  • Виды масел – трансмиссионное, трансформаторное, редукторное, гипоидное, а наивысшая популярность, конечно же, принадлежит моторному;

  • Виды смазок – литиевая, графитовая, ШРБ-4, молибденовая, высокотемпературная, НК-50, №158, ВНИИП 232, синие смазки, Литол, Циатим, медные и т.д.

Предназначены составы для самых разных целей: одни обеспечивают антикоррозионную защиту механизмов и уменьшают трение между деталями, другие улучшают топливо до оптимального качества, но большинство масляных добавок чаще всего универсальны и выполняют сразу несколько функций.

Стоит отдельно отметить состав смазок – в них, помимо базовой основы в виде масел и загустителя, присутствуют присадки. Такие средства, кроме того, что являются компонентами смазок, выпускаются отдельно и помогают достигать самых разных целей: улучшают адгезию или напротив, снижают трение, повышают октановое или цетановое число топлива, останавливают процессы окисления, облегчают работу двигателя при условиях высокого давления и т.д.

Строго говоря, охлаждающие жидкости в категорию ГСМ действительно не входят, поскольку состав Тосола и любых других антифризов – это никак не продукт нефтепереработки, а производные спирта плюс вода. Этот параметр разъясняется в ГОСТ 28084-89 (СТ СЭВ 2130-80). Технически действительно нельзя классифицировать такие жидкости, как относящиеся к ГСМ. Но противостоять мнению владельцев транспортных средств не может ни одна номенклатура, поэтому народное мнение неумолимо: любые ОЖ и тормозные составы воспринимаются, как товар, что относится к ГСМ.

Охлаждающие жидкости

Летние – вода деионизированная или дистиллированная плюс пакет ингибиторов коррозии;

Зимние низкозамерзающие (антифризы)

  • G11 – недорогие виды антифризов с присадками против коррозии, пенистости;

  • G12 – средняя ценовая категория, для высоких оборотов двигателей, против антикоррозийные присадки;

  • G13 – пропиленгликолевые антифризы без токсичных добавок, высший класс эко-безопасности.

Тормозные жидкости

Относящиеся также условно к категории ГСМ, эти в идеале несжимаемые при нагреве и перегревании составы обеспечивают безопасность вождения через безотказную работу тормозной системы. От материала, используемого в производстве ТЖ зависит и её качество, и срок хранения. Различают минеральные, пропиленгликолевые и силиконовые тормозные жидкости, кроме того, в состав обязательно входят различного рода присадки и растворитель. Выбираются такие жидкости, как и любые другие горюче смазочные материалы, по типу тормозов – дисковые или барабанные, а также по назначению: на замену или на долив.

DOT-4 и DOT-5 на сегодняшний день являются наиболее востребованными составами, кроме того, применяются жидкости классов DOT-4/6 и DOT-5.1 для ABS, DOT-5 для спортивных авто.

В завершении обзора стоит напомнить, что самый простой способ выбрать любой вид ГСМ – посмотреть в паспорт транспортного средства: в нём всегда указаны рекомендации производителя.

В сегодняшней статье мы расскажем все о ГСМ: что это такое, какие виды горючего относятся к таким нефтепродуктам, для чего они используются и каким требованиям отвечают.

1. Понятие.
2. Виды горючего, относящиеся к ГСМ.
3. Что относится к ГСМ. Смазки.
4. Специальные жидкости, относящиеся к ГСМ.

Понятие

Аббревиатура «ГСМ» – общее обозначение топлива, которое используется для двигателей внутреннего сгорания. ГСМ – это горюче-смазочные материалы: различные материалы, которые производятся из нефти.

В перечень ГСМ включен широкий спектр веществ, которые обеспечивают бесперебойную работу двигателей внутреннего сгорания и различных технических узлов. Среди них:

  • смазочные материалы – пластичные вещества и различные виды масел;

  • горючее – разные марки бензина, дизельное топливо, керосин;

  • технические жидкости – охлаждающие и тормозные.

Производством горюче-смазочных материалов занимаются промышленные предприятия. В большинстве случаев это компании, которые могут организовать полный цикл производства, начиная от добычи и заканчивая реализацией.

Изготовление нефтепродуктов возможно лишь при соблюдении стандартов и норм, поэтому каждая партия товара проходит лабораторные исследования на соответствие качеству. Для реализации топлива, жидкостей и смазок нужно предоставить пакет документов, в котором отражаются технические и эксплуатационные характеристики, относящиеся к определенному виду продукции.

Виды горючего, относящиеся к ГСМ

Наибольшую долю продукции, которая относится к ГСМ, составляют различные виды топлива. В данную категорию включены:

  • Бензин – горючая смесь летучих углеводородов, которая используется в двигателях внутреннего сгорания автомобилей, самодвижущихся устройствах, мотоциклах, садовой технике и прочих машинах. Основная характеристика топлива – скорость воспламенения, на основе которой происходит выделение энергии движения. При выборе нужного горючего необходимо обращать внимание на следующие характеристики: наличие присадок, октановое число, состав, давление паров и т. д.

  • Дизельное горючее – углеводородная смесь, которая характеризуется степенью вязкости. Маловязкое используется для ДВС быстроходного транспорта, грузовых автомобилей. Виды топлива высокой вязкости применяются в промышленной сфере – оборудование, сельскохозяйственные машины, специальная техника, тепловозы, военные машины. Востребованность обусловлена низкой взрывоопасностью, высоким КПД, мягкой и плавной работой ДВС.

  • Керосин – продукт, который получают после вторичной переработки углеводородного сырья. Применяется в ракетостроении и авиации, а также в технических целях (промывка механизмов, очистка приборов). Получил популярность за счет высокого показателя испаряемости и теплоты сгорания. Благодаря тому, что керосин хорошо выдерживает низкие температуры и уменьшает силу трения деталей, применяется в качестве смазки.

Природный газ – ископаемые нефтяных месторождений. Этот продукт не получают путем переработки нефти, поэтому он не относится к горюче-смазочным продуктам.

Что относится к ГСМ. Смазки

К смазочным материалам относят разнообразные виды масла для трансмиссий, моторов и других движущихся частей, которые уменьшают трение, защищают от износа. В зависимости от консистенции подразделяются на:

  • Твердые – графит, хлористый кадмий, дисульфид молибдена. Такие горюче-смазочные материалы используются для узлов сухого трения, которые отводят тепло.

  • Пластичные – в зависимости от нагрузок проявляются свойства твердого или жидкого материала. Отличаются длительным сроком эксплуатации.

  • Полужидкие – масла, которые проходят по системе и снижают трение между различными элементами.

Качество горюче-смазочных материалов определяется наличием присадок, которые улучшают эксплуатационные характеристики. В зависимости от назначения продукции и сферы использования повышают один или несколько показателей.

Особенности добавок к моторному нефтепродукту:

  • модификаторы – до 10 %;

  • защита вещества – 7–12 %;

  • защита поверхности – 80–85 %.

В зависимости от метода производства горюче-смазочные материалы подразделяются на:

  • минеральные;

  • синтетические;

  • полусинтетические.

Чтобы покупателям было легче сориентироваться в многообразии представленной продукции, упаковки ГСМ маркируются. Указывается вязкость, зольность, температура застывания (возможность использования в зимнее или летнее время), наличие и количество присадок.

Специальные жидкости, относящиеся к ГСМ

Такие продукты применяются в различных механизмах в качестве рабочего вещества. Для повышения качества в специальные жидкости добавляют присадки, которые защищают от коррозии.

К этому виду ГСМ относят тормозные и охлаждающие жидкости.

Охлаждающие жидкости применяются для отвода тепла в двигателях внутреннего сгорания. Отвечают следующим требованиям:

  • отличаются высокой температурой кипения;

  • не образуют накипи;

  • температура замерзания ниже температурных показателей окружающей среды;

  • не разрушают резиновые детали;

  • способность вспениваться при попадании нефтепродуктов и вызывать поломки при замерзании равна нулю;

  • при нагревании немного увеличиваются в объеме.

Наиболее распространенные горюче-смазочные материалы – вода и антифризы.

Тормозные жидкости получают после глубокой очистки нефтяных масел. В составе присутствуют гликоли и эфиры.

Отличительные свойства:

  • высокая вязкость – подвижность при низких температурах и тягучесть при высоких;

  • низкая температура замерзания;

  • кипение при температуре свыше 115 градусов для барабанных тормозов и более 190 градусов для дисковых;

  • хорошие смазочные характеристики;

  • не вызывают повреждения резиновых манжет, шлангов, клапанов (высыхания, разъедания, набухания).

Применяются в гидроприводах сцепления, тормозных системах (гидравлических, гидропневматических).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *