ФЗ о страховых взносах

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования *

(с изменениями на 19 декабря 2016 года)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании
пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ.
О соответствии Конституции Российской Федерации
пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ
см. пункт 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации
от 31 октября 2019 года N 32-П.

См. Сравнительный анализ главы 34 НК РФ и Федерального закона N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 25 ноября 2009 года N 276-ФЗ (Российская газета, N 226, 27.11.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 4 Федерального закона от 25 ноября 2009 года N 276-ФЗ);

Федеральным законом от 10 мая 2010 года N 85-ФЗ (Российская газета, N 100, 12.05.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ (Российская газета, N 169, 02.08.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 29 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ);

Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ (Российская газета, N 220, 30.09.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 19 Федерального закона от 28 сентября 2010 года N 243-ФЗ);

Федеральным законом от 16 октября 2010 года N 272-ФЗ (Российская газета, N 236, 19.10.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 16 октября 2010 года N 272-ФЗ);

Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ (Российская газета, N 274, 03.12.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 17 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ; Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 339-ФЗ);

Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 339-ФЗ (Российская газета, N 281, 13.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 23 декабря 2010 года N 383-ФЗ (Российская газета, N 293, 27.12.2010);

Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 428-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 432-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 3 июня 2011 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 120, 06.06.2011);

Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ (Российская газета, N 142, 04.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ);

Федеральным законом от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ (Российская газета, N 153, 15.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 56 Федерального закона от 11 июля 2011 года N 200-ФЗ);

Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 234-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011);

Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.11.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 12 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 305-ФЗ);

Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 339-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.11.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 8 Федерального закона от 28 ноября 2011 года N 339-ФЗ);

Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 365-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.12.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 365-ФЗ);

Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);

Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 16-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.03.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 5 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 16-ФЗ);

Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.06.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 9 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 94-ФЗ);

Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2012) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ);

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 269-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012) (вступил в силу с 1 января 2013 года);

Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 58 Федерального закона от 7 июня 2013 года N 108-ФЗ);

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.07.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 163 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ);

Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 237-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.07.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 333-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 358-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2013);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 428-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 59-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.04.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 6 Федерального закона от 2 апреля 2014 года N 59-ФЗ);

Федеральным законом от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2014) (о порядке вступления в силу см. статью 16 Федерального закона от 4 июня 2014 года N 143-ФЗ);

Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.06.2014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.07.2014) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 29 ноября 2014 года N 378-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2014, N 0001201411300011) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 406-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, N 0001201412020001) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 407-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.12.2014, N 0001201412020008) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 468-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2014, N 0001201412290020) (вступил в силу с 1 января 2015 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 519-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2014, N 0001201412310043) (о порядке вступления в силу см. статью 23 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 519-ФЗ);

Федеральным законом от 23 мая 2015 года N 132-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2015, N 0001201505230004);

Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2015, N 0001201507130019) (о порядке вступления в силу см. статью 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 213-ФЗ);

Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 316-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.11.2015, N 0001201511230059);

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 347-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280029) (вступил в силу с 1 января 2016 года);

Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 358-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.11.2015, N 0001201511280034);

Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 394-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2015, N 0001201512290036) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 394-ФЗ);

Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 305-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2016, N 0001201607040146);

Федеральным законом от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.11.2016, N 0001201611300033) (о порядке вступления в силу см. статью 13 Федерального закона от 30 ноября 2016 года N 401-ФЗ);

Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 438-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2016, N 0001201612200041).

____________________________________________________________________

В документе учтено:

постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 года N 32-П.

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ. — См. предыдущую редакцию.

Принят
Государственной Думой
17 июля 2009 года
Одобрен
Советом Федерации
18 июля 2009 года

Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет правового регулирования

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также — страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, за исключением положений статей 10, 11, 15, 17, 18, 18_1, 18_2, 18_4, 18_5, 19-23, частей 3-5 статьи 24, статей 25-27, 32, частей 1, 2, 4 статьи 33, статей 34-43, 45 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным правоотношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», а также на правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, которые регулируются федеральными законами о соответствующих конкретных видах обязательного социального страхования.

(Часть в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 358-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 394-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3. Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

4. В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

5. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. *1.5)

6. Внесение изменений в настоящий Федеральный закон, а также приостановление действия или признание утратившими силу положений настоящего Федерального закона осуществляется отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

(Часть дополнительно включена с 4 декабря 2015 года Федеральным законом от 23 ноября 2015 года N 316-ФЗ)

____________________________________________________________________

Положения части 6 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 23 ноября 2015 года N 316-ФЗ) применяются к проектам федеральных законов, внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации после дня вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2015 года N 316-ФЗ, — см. статью 2 Федерального закона от 23 ноября 2015 года N 316-ФЗ.

____________________________________________________________________

Комментарий к статье 1

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

1) организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации;

2) физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

3) индивидуальные предприниматели — физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Федеральным законом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями;

4) обособленное подразделение организации — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца;

5) банки (банк) — коммерческие банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию Центрального банка Российской Федерации;

6) счета (счет) — расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;

7) лицевые счета — счета, открытые в органах Федерального казначейства (иных органах, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

8) счета Федерального казначейства — счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

9) недоимка — сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный настоящим Федеральным законом срок;

10) место нахождения обособленного подразделения российской организации — место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение;

11) место жительства физического лица — адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

12) товар — любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации;

13) работа — деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц;

14) услуга — деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности;

15) финансовый год — календарный год с 1 января по 31 декабря;

16) законодательство Российской Федерации о страховых взносах — настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Комментарий к статье 2

Статья 3. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов

1. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее — контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — органы контроля за уплатой страховых взносов) (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 313-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

2. Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют также контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

3. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют обмен необходимой информацией соответственно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в электронной форме в порядке, определяемом соглашениями об информационном обмене.

Комментарий к статье 3

Статья 4. Порядок исчисления сроков, установленных настоящим Федеральным законом

1. Сроки, установленные настоящим Федеральным законом, определяются календарной датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или на действие, которое должно быть совершено, либо периодом, который исчисляется годами, кварталами, месяцами или днями.

2. Течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

3. Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом (за исключением календарного года) признается любой период, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.

4. Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем календарным месяцам и отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

5. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.

6. Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

7. В случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

8. Действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если документы либо денежные средства были сданы в организацию связи до двадцати четырех часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Комментарий к статье 4

Глава 2. Уплата страховых взносов

Статья 5. Плательщики страховых взносов

1. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели; *5.1.1.б)

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ. — См. предыдущую редакцию) *5.1.2)

2. Федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться иные категории страхователей, являющихся плательщиками страховых взносов.

3. Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям плательщиков страховых взносов, указанным в части 1 настоящей статьи или в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Комментарий к статье 5

Статья 5_1. Представительство в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом

1. Плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых настоящим Федеральным законом, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

2. Личное участие плательщика страховых взносов в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя плательщика страховых взносов не лишает плательщика страховых взносов права на личное участие в указанных правоотношениях.

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2016 г. N 19АП-7464/15 (ключевые темы: коллективный договор — плательщики страховых взносов — путевка — юбилейная дата — санаторно-курортное лечение)

26 сентября 2016

Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2016 г. N 19АП-7464/15

г. Воронеж

4 февраля 2016 г.

Дело N А35-2074/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года Постановление.

В полном объеме изготовлено 4 февраля 2016 года.

Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,

судей: Скрынникова В.А.,

Осиповой М.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарями Бауман Л.В.,

при участии:

от Общества с ограниченной ответственностью «Курскоблнефтепродукт»: Жукова О.В., доверенность N 3 от 10.12.2015,

от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по г.Курску и Курскому району Курской области: представитель не явился, извещено надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по г.Курску и Курскому району Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 30.10.2015 по делу N А35-2074/2015 (судья Лымарь Д.В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Курскоблнефтепродукт» (ОГРН 1024600947381, ИНН 4629047605) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по г.Курску и Курскому району Курской области о признании недействительным в части решения от 18.12.2014 N 05603014РВ0000492,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Курскоблнефтепродукт» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) по г.Курску и Курскому району Курской области (далее — орган Пенсионного фонда, Управление) о признании недействительным решений от 18.12.2014:

N 05603014РВ0000492 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах в части доначисления страховых взносов в размере 1 121 053,60 рублей, начисления пени в размере 155 725,19 руб., привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 224 210,73 руб.;

N 05603014ПН00001043 о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части начисления штрафа в размере 164 903,72 руб. Также Общество полагало размер санкций в оставшейся неоспоренной части подлежащим уменьшению в 10 раз.

Решением Арбитражного суда Курской области от 30.10.2015 по делу N А35-2074/2015 заявленные требования удовлетворены частично.

Признано недействительным решение Управления N 05603014РВ0000492 от 18.12.2014 в части доначисления 1 121 053,60 руб. страховых взносов, начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 155 725,19 руб., привлечения ООО «Курскоблнефтепродукт» к ответственности на основании п.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в сумме 260 740,51 руб. (224 210,72 + 36 529,78).

Признано недействительным решение Управления N 05603014ПН00001043 от 18.12.2014 в части привлечения ООО «Курскоблнефтепродукт» к ответственности на основании ч.3 ст.17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в сумме 305 375,89 руб. (164 903,72 + 140 472,17).

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, Управление обратились с апелляционной жалобой.

В обоснование доводов апелляционной жалобы Управление ссылается на неправомерное исключение Обществом из базы для начисления страховых взносов выплат в связи с использованием работниками дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, оплате путевок на санаторно-курортное лечение работникам, путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников Общества, а также выплате прочей материальной помощи (к юбилейным датам, в связи с болезнью работника, днем бракосочетания и т.п.), что привело к неуплате страховых взносов за проверяемый период.

По мнению органа Пенсионного фонда, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, производится в рамках трудовых отношений, то данные выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное социальное страхование в общеустановленном порядке, независимо от источника их финансирования, социальные выплаты на оплату стоимости санитарно-курортных путевок обусловлены наличием трудовых отношений работника и его работодателя, являются дополнительной мотивацией к труду, единовременные выплаты при увольнении в связи с уходом на пенсию по возрасту либо по инвалидности, производятся в рамках трудововых отношений работников с работодателями. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выпоаты и иные вознаграждения физическим лицам, прямо установлены в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ. В связи с чем. по мнению Управления, «прочая» материальная помощь (к юбилейным датам, в связи с тяжелым семейным положением, с тяжелой болезнью работника) является объектом обложения страховыми взносами.

В представленном отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции в указанной части законным и обоснованным.

В судебное заседание не явились представители Управления, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. В силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело было рассмотрено в отсутствие представителя Управления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Управлением в отношении ООО «Курскоблнефтепродукт» была проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки органом Пенсионного фонда было принято решение от 18.12.2014 N 05603014ПН00001043 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании», которым Общество привлечено к ответственности на основании ч.3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде финансовой санкции в размере 445 848,07 руб.

По результатам рассмотрения акта N 05603014АВ0001272 от 21.11.2014 Управлением 18.12.2014 вынесено решение N 05603014РВ0000492, в соответствии с которым ООО «Курскоблнефтепродукт» было привлечено к ответственности на основании п.1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 в виде штрафа в размере 297 270,30 руб. за неполную уплату страховых взносов.

Также согласно данному решению Обществу была начислена недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ:

— на страховую часть в размере 1 021 403,22 руб.;

— на накопительную часть в размере 197 955,98 руб.;

Начислена недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование:

— в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 233 116,89 руб.;

-в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования 33 875,42 руб.;

Начислены пени:

за несвоевременное уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую часть 127 053, 51 руб., на накопительную часть 24 651,47 руб.;

за несвоевременное уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 26 3030, 02 руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере 7463,26 руб.

Также по результатам проверки Управлением были составлены акт выездной проверки N 05603014АВ0001272 от 21.11.2014 и акт об обнаружении фактов, свидетельствующие о нарушениях законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании N 801/1 от 21.11.2014, в которых отражен вывод Управления о недостоверности сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а также о занижении страхователем базы для начисления страховых взносов, в том числе, что Обществом не исчислены страховые взносы при оплате путевок на санаторно-курортное лечение работникам, путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников Общества, а также выплате прочей материальной помощи (к юбилейным датам, в связи с болезнью работника, днем бракосочетания и т.п.), при оплате дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом.

Не согласившись с решениями Управления от 18.12.2014 N 05603014РВ0000492 в оспариваемой части ООО «Курскоблнефтепродукт» обратилось в Арбитражный суд Курской области с соответствующим заявлением.

Признавая недействительным решение Управления от 18.12.2014 в части доначисления 1 121 053,60 руб. страховых взносов, начисления пеней за просрочку уплаты страховых взносов в сумме 155 725,19 руб., привлечения ООО «Курскоблнефтепродукт» к ответственности на основании п.1 ст.47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 224 210,73 руб., также решения от 18.12.2014 N 05603014ПН00001043 привлечения Общества к ответственности на основании ч.3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ в части начисления штрафа в размере 164 903,72 руб., по эпизодам начисления страховых взносов на сумму выплат, производимых в пользу работников в связи с использованием дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, оплате путевок на санаторно-курортное лечение работникам, путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников Общества, а также выплате прочей материальной помощи (к юбилейным датам, в связи с болезнью работника, днем бракосочетания и т.п.), суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорные выплаты являются выплатой социального характера и не подлежат обложению страховыми взносами.

Соглашаясь с приведенной позицией Арбитражного суда Курской области, апелляционный суд руководствуется следующим.

На основании пп. «а» п. 1 ч.1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ организации являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признавались выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

С 01.01.2011 Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в названную норму внесены изменения, согласно которым объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов — организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением денежных выплат, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ), которая содержит перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами.

Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии со статьей 129 ТК РФ, оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12, выплаты, носящие социальный характер, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Статьей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Таким образом, оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений.

Вместе с тем, как указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. Указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

При этом положениями пп.1 п. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Статья 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусматривает, что социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, составной частью которой является федеральный бюджет.

Согласно пункту 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 года финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со статьей 262 ТК РФ, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых в установленном порядке бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации.

При таком правовом регулировании оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу положений пп.1 п.1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ, не подлежит обложению страховыми взносами, в связи с чем, доначисление страховых взносов по указанному основанию произведено необоснованно.

Следовательно, вывод органа Пенсионного фонда о занижении Обществом базы для начисления страховых на сумму выплат, производимых в пользу работников в связи с использованием дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за ребенком-инвалидом, а также о недостоверности представленных индивидуальных сведений в отношении указанных лиц, является ошибочным.

Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, 31.01.2008 (в редакции дополнительных соглашений к коллективному договору от 03.02.2009 и от 12.03.2010) трудовым коллективом ООО «Курскоблнефтепродукт» заключен типовой коллективный договор между работниками ООО «Курскоблнефтепродукт» (Работники) и ООО «Курскоблнефтепродукт» (Работодатель).

Как следует из текста коллективного договора от 31.01.2008, его заключение направлено на обеспечение эффективной деятельности Общества, достойного уровня жизни работников, ведение единой согласованной политики в области социально-экономических отношений, обеспечение соблюдений социально-трудовых прав работников, а также повышение взаимной ответственности сторон.

В соответствии с п.7.4.4 коллективного договора, Работодатель в качестве социальных льгот гарантирует организацию и необходимое финансирование санаторно-курортного лечения Работников в соответствии с утвержденными параметрами бизнес-планирования Общества.

Кроме того, в Обществе действовало Положение об организации санаторно-курортного оздоровления сотрудников ООО «Курскоблнефтепродукт», согласно которому путевки предоставлялись всем сотрудникам организации, проработавшим в Обществе 1 год.

Как следует из письменных пояснений Общества суду первой инстанции, целью приобретения санаторно-курортных путевок для работников и членов их семей являлось оздоровление работников, предоставление социальных гарантий работникам. Как следует из коллективных договоров, спорные выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, в силу чего не являются одной из форм оплаты труда работников или стимулирующих выплат (вознаграждением за труд).

Единственным основанием для получения санаторно-курортной путевки являлось наличие у сотрудника справки лечебных учреждений о необходимости получения соответствующего лечения и личное заявление, на основании которых распределялись путевки социальной комиссией Общества. Все сотрудники, прошедшие оздоровление в санаториях Российской Федерации, предоставили обратные талоны к путевкам.

Компенсации стоимости санаторно-курортных путевок сотрудникам Общества ООО «Курскоблнефтепродукт» не производило.

Суд первой инстанции также обоснованно учел, что частичная оплата стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря за детей работников относится к выплатам социального характера, не являющимся стимулирующими, не зависящим от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы. В данные суммы не являются оплатой труда работников, определенной абз. 1 ст. 129 ТК РФ, и не облагаются страховыми взносами.

С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников ООО «Курскоблнефтепродукт», а также членов их семей, не связано с трудовыми и гражданско-правовыми отношениями работников и работодателя. Исходя из положений коллективного договора от 31.01.2008, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение работников Общества и членов их семей не является вознаграждением за выполнение трудовых функций, не является составляющей частью заработной платы работников, а является социальной гарантией, предусмотренной локальным правовым актом — коллективным договором от 31.01.2008.

Установленная в трудовых договорах обязанность лиц, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, проходить ежегодные оздоровительное и санаторно-курортное лечение в санатории-профилактории Общества и закрепленная в коллективном договоре обязанность работодателя предоставлять бесплатные путевки в санаторий-профилакторий Общества на восстановительное лечение свидетельствует о том, что цель предоставления санаторно-курортной путевки — оздоровление, которое не зависит от трудовых успехов работника, не является средством вознаграждения его за труд.

С учетом изложенного, денежные средства, направленные ООО «Курскоблнефтепродукт» на приобретение санаторно-курортных и туристических путевок работникам, а именно в 2011 году на 579 546 руб. (1966 г.р. и старше) и 947 228 руб. (1967 г.р. и моложе); в 2012 году на 379 674 руб. (1966 г.р. и старше) и 939 002 руб. (1967 г.р. и моложе), не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в облагаемую базу при исчислении страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, поскольку не являются вознаграждением за выполнением работниками своих трудовых обязанностей.

В отношении прочих материальных выплат, (к юбилейным датам, в связи с болезнью работника, ко дню бракосочетания и т.п.) суд первой инстанции обоснованно принял во внимание следующее.

В коллективном договоре Общества от 31.01.2008 установлена, в том числе, выплата денежных вознаграждений работникам, не имеющим нарушений трудовой дисциплины, к юбилейным датам 50, 55, 60, 65 лет в зависимости от стажа работы на фирме и должностного оклада по штатному расписанию с учетом районного коэффициента.

Кроме того, Обществом на основании приказов производились выплаты единовременной материальной помощи в связи с юбилейными датами. При этом согласно коллективному договору работодатель вправе выделить денежные средства, в том числе на материальное поощрение в связи с юбилеем.

Учитывая, что событие, с которым связана выплата денежного вознаграждения, имеет непосредственное отношение к конкретному работнику и не связано с трудовыми взаимоотношениями между работником и Обществом, то оно отвечает признаку однократности (неповторяемости во времени).

Суд верно указал, что данные выплаты не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, не являются стимулирующими, не относятся к оплате труда работников, а, следовательно, подлежат квалификации как выплаты социального характера и не облагаются страховыми взносами.

По тем же основаниям не является оплатой труда в силу положений ст. ст. 15, 16, 129, 135, 164 ТК РФ, выходное пособие при расторжении трудового договора в связи с выходом на пенсию, предусмотренное подпунктом 7.4.10 п.7.4 раздела 7 «Социальные гарантии и компенсации. Оздоровление и отдых. Социальное страхование» типового коллективного договора ООО «Курскоблнефтепродукт» предусмотрена выплата при увольнении работник впервые, в том числе в связи с уходом на пенсию по возрасту, так как относится к выплатам социального характера.

Выплаты социального характера, (пособие при вступлении в брак впервые в размере 10 000 руб.), основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, также не являются оплатой труда работников.

Материалами дела подтверждается, что коллективным договором и Процедурой о Социальных гарантиях и компенсации для работников Общества предусмотрены выплаты молодым семьям, связи с их бракосочетанием.

ООО «Курскоблнефтепродукт» в течение 2011 и 2012 года осуществляло: выплату материальной помощи молодым семьям, связи с их бракосочетанием, в том числе: 2011 год на сумму 140 000 рублей, 2012 год на сумму 402 000 рублей. Указанная выплата производилось за счет прибыли Общества, и не зависела от трудовых успехов работника, не являлась средством вознаграждения его за труд.

Для выплаты сотрудники Общества предоставляли заявление и копию свидетельства о заключении брака. Выплата предназначалась для поддержки молодой семьи.

Следовательно, вывод органа Пенсионного фонда о занижении Обществом базы для начисления страховых на сумму выплат, производимых в пользу работников в связи с выплатами работникам прочей материальной помощи (к юбилейным датам, в связи с болезнью работника, днем бракосочетания и т.п.), а также о недостоверности представленных индивидуальных сведений в отношении указанных лиц, является ошибочным.

Таким образом, у органа Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для доначисления страховых взносов в сумме 1 121 053,60 руб., пени в сумме 155 725,19 руб., а также привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 224 210,73 руб., ч.3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 164 903,72 руб.

Как установил суд первой инстанции, доказательствами, представленными в материалах дела, подтверждается, что ООО «Курскоблнефтепродукт» не оспаривается факт представления Обществом в орган Пенсионного фонда РФ недостоверных сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении неоспариваемых Обществом эпизодов, за которые ООО «Курскоблнефтепродукт» на основании решения N 05603014ПН00001043 от 18.12.2014 Общество привлечено к ответственности на основании ч.3 ст.17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 280 944,35 руб. Также Общество не оспаривает доначисление решением от 18.12.2014 N 05603014РВ0000492 страховых взносов в сумме 365 297,91 руб., пени — 29 746,07 руб., штрафа в размере 73 059,73 руб.

Вместе с тем при определении размера подлежащей взысканию с Общества финансовых санкций в суммах 280 944,35 руб. и 73 059,73 руб. на основании решений от 18.12.2014 N 05603014ПН00001043 и N 05603014РВ0000492 соответственно судом первой инстанции учтено следующее.

Размер штрафа определен пенсионным фондом в соответствии с требованиями с части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ и части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ исходя из суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за отчетный период.

В соответствии с положениями статей 39, 44 Закона N 212-ФЗ, действовавших в момент совершения правонарушения, а также в период проведения выездной проверки и ее завершения, при вынесении решения о привлечении страхователя к ответственности подлежали установлению и оценке обстоятельства смягчающие ответственность.

С 1 января 2015 года статья 44 Федерального закона N 212-ФЗ признана утратившей силу, а в соответствии с новой редакцией пункта 4 части 6 статьи 39 Федерального закона N 212-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) органа контроля должен выявлять только обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения, которое предусмотрено названным Законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Следовательно, при разрешении вопроса о назначении наказания суд первой инстанции правомерно применил нормы, действовавшие в период совершения правонарушения.

Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации следует, что ответственность должна быть соразмерной характеру совершенного деяния, то есть должна быть дифференцированной и предусматривать возможность снижения санкции с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных обстоятельств. Санкции в экономических отношениях не должны носить карательный характер.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в постановлении от 8 декабря 2009 года N 11019/09, размер штрафной санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

На основании вышеизложенного, суд первой инстанции, учитывая обстоятельства дела, степень общественной опасности допущенного правонарушения, а также, что Общество ранее к ответственности не привлекалось, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для снижения размера финансовых санкций в два раза.

При этом апелляционный суд, поддерживая позицию суда первой инстанции, отмечает, что Постановлением от 19.01.2016 N 2-П Конституционный Суда РФ признал не соответствующими Конституции Российской Федерации подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28 июня 2014 года N 188-ФЗ как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Федеральным законом 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов.

Одновременно Конституционный Суда РФ указал, сославшись на правовые позиции, выраженные в Постановлении Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2014 года N 4-П, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ, допускается в исключительных случаях только в судебном порядке: суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.

Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 30.10.2015 по делу N А35-2074/2015 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления — без удовлетворения.

Учитывая, что в соответствии с пп.1 п. 1 ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов за рассмотрение апелляционной жалобы Управления судом апелляционной инстанции не решается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 30.10.2015 по делу N А35-2074/2015 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья

Н.А. Ольшанская

Судьи

В.А. Скрынников
М.Б. Осипова

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *