Финансирование ОМС

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2021 года N 163

Об утверждении Правил предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования

Правительство Российской Федерации

постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 11 февраля 2021 года N 163

Правила предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования

1. Настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2021 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджету соответствующего территориального фонда обязательного медицинского страхования на дополнительное финансовое обеспечение медицинских организаций в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболеваний, представляющих опасность для окружающих, в рамках реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее — иные межбюджетные трансферты).

2. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования используют межбюджетные трансферты на цели, указанные в пунктах 1 и 2 части 5 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3. Иные межбюджетные трансферты предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

4. Условиями предоставления иных межбюджетных трансфертов являются:

а) заключение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашения о предоставлении иного межбюджетного трансферта в форме электронного документа с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации (далее — соглашение);

б) соответствие субъекта Российской Федерации критерию отбора субъекта Российской Федерации в целях предоставления иного межбюджетного трансферта, указанному в пункте 5 настоящих Правил.

5. Критерием отбора субъекта Российской Федерации в целях предоставления иного межбюджетного трансферта является превышение объемов средств, указанных в абзацах пятом — седьмом пункта 7 настоящих Правил, по субъекту Российской Федерации над объемом доходов, поступивших в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования субъекта Российской Федерации с 1 января по 31 декабря 2020 г. за счет источников формирования доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 6_1 части 4 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», более чем на 1 процент указанного объема доходов.

6. Результатом предоставления иных межбюджетных трансфертов является количество оплаченных в 2021 году случаев оказания медицинской помощи лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией, по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.

7. Размер иного межбюджетного трансферта бюджету i-го субъекта Российской Федерации () определяется по формуле:

,

где:

W — объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

— объем средств, необходимый территориальному фонду обязательного медицинского страхования для оплаты медицинской помощи по принятым к оплате счетам на оплату медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в i-м субъекте Российской Федерации, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (включая медицинскую помощь, оказанную указанным застрахованным лицам за пределами территории i-го субъекта Российской Федерации), за период с 1 января по 31 декабря 2020 г.;

— объем средств, направленных с 1 марта по 31 декабря 2020 г. из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходов медицинских организаций i-го субъекта Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в рамках реализации решений Правительства Российской Федерации, принятых в соответствии с частью 8_1 статьи 35 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и превышающих сумму принятых от указанных медицинских организаций счетов на оплату медицинской помощи, оказанной лицам, застрахованным по обязательному медицинскому страхованию в i-м субъекте Российской Федерации, в том числе с заболеванием и (или) подозрением на заболевание новой коронавирусной инфекцией (включая медицинскую помощь, оказанную указанным застрахованным лицам за пределами территории i-го субъекта Российской Федерации), за период с 1 марта по 31 декабря 2020 г.;

— объем средств, направленных с 1 января по 31 декабря 2020 г. из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования i-го субъекта Российской Федерации на цели, указанные в пунктах 4 и 5 части 5 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

— объем доходов, поступивших в бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования i-го субъекта Российской Федерации с 1 января по 31 декабря 2020 г. за счет источников формирования доходов бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, указанных в пунктах 1, 3, 4 и 6_1 части 4 статьи 26 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

k — корректирующий коэффициент, равный 0,9;

— значение предельного уровня софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2020 г. N 2221-р.

8. Перечисление иных межбюджетных трансфертов осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

9. Перечисление межбюджетного трансферта бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется на основании заявки, подтверждающей размер превышения объемов средств, указанных в абзацах пятом — седьмом пункта 7 настоящих Правил, над объемом доходов, указанных в абзаце восьмом пункта 7 настоящих Правил, с учетом корректирующего коэффициента и значения предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на 2021 год, представляемой территориальным фондом обязательного медицинского страхования в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

10. Типовая форма заявки, указанная в пункте 9 настоящих Правил, утверждается Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в соответствии с пунктом 6_1 части 8 статьи 33 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

11. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования представляют органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченному высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования отчетность об использовании предоставленных в соответствии с настоящими Правилами иных межбюджетных трансфертов, в том числе содержащую информацию о достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта, по форме, в порядке и сроки, которые утверждаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

12. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представляет в государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет» в порядке и сроки, установленные соглашением:

а) отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях финансового обеспечения которых предоставляется иной межбюджетный трансферт;

б) отчет о достижении значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта.

13. До заключения соглашения Федеральный фонд обязательного медицинского страхования представляет в Министерство здравоохранения Российской Федерации информацию о соблюдении субъектом Российской Федерации условия предоставления иного межбюджетного трансферта, предусмотренного подпунктом «б» пункта 4 настоящих Правил.

14. Межбюджетные трансферты, использованные территориальными фондами обязательного медицинского страхования не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации с целью их дальнейшего перечисления в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

15. В случае если территориальным фондом обязательного медицинского страхования по состоянию на 31 декабря 2021 г. допущены нарушения обязательств по достижению значения результата предоставления иного межбюджетного трансферта и до первой даты представления отчетности о достижении такого значения в 2022 году указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования в бюджет субъекта Российской Федерации для последующего перечисления в федеральный бюджет (), определяется по формуле:

,

где:

— размер межбюджетного трансферта, предоставленного бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования;

Т — фактически достигнутое значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта на отчетную дату;

S — значение результата предоставления иного межбюджетного трансферта, установленное соглашением.

16. Контроль за использованием территориальным фондом обязательного медицинского страхования межбюджетного трансферта, полученного из бюджета субъекта Российской Федерации, осуществляется Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

17. Контроль за целевым и эффективным использованием иных межбюджетных трансфертов субъектами Российской Федерации осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 17.02.2021,
N 0001202102170019

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в 1991 году. С этого момента было положено начало развитию новой отрасли здравоохранения – страховой медицине.
Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Как формируются средства ОМС для финансирования медицинской помощи?
Финансовые средства фонда обязательного медицинского страхования образуются за счет части единого социального налога по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации, части единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в установленном законодательством размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Источники финансирования медицинской помощи
Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» с 1 января 2008 года конкретизирован список видов медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках государственных гарантий. Теперь он включает в себя первичную медико-санитарную помощь, неотложную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, в том числе и специализированную (санитарно-авиационную), специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную. Законом определены источники финансирования.
За счет средств обязательного медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая в соответствии с базовой программой ОМС, являющейся составной частью Программы государственных гарантий и предусматривающей первичную медико-санитарную, специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, а также обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации в случаях заболеваний (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита), травмах, отравлениях, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных заболеваниях, при беременности, родах, послеродовом периоде, абортах, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальном периоде.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются:
специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти;
высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;
медицинская помощь, предусмотренная федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с сформированным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей — сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительная диспансеризация работающих граждан, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;
дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии — соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ) при условии размещения в этих учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи;
скорая медицинская помощь, а также первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, оказываемая федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, за исключением затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;
лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, муковисцедозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) по перечню лекарственным препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с установленным государственным заданием и в порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти в любых, независимо от формы собственности и уровня подчиненности, специализированных медицинских организациях. В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощью осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2015 года.
Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 года. Порядок передачи бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджеты фондом обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) устанавливается федеральным законом, определяющим размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя:
специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь;
специализированную медицинскую помощь, оказываемую в онкологических диспансерах (в части содержания), в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ;
высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации дополнительно к государственному заданию, сформированному в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;
лекарственные препараты в соответствии:
с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственным средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцедозом, гипофизарными нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственным средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.
За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением муниципальных образований, медицинская помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывается федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, предоставляются:
скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной);
первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ.
В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы соответствующих бюджетов включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентами.
Кроме того, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в установленном порядке предоставляются медицинская помощь и иные услуги в медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также в медицинских организациях, которые не участвуют в реализации территориальной программы ОМС.
Кто управляет средствами ОМС
Средствами обязательного медицинского страхования управляют Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС, которые созданы на основании «Положения о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования» и «Положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования», утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4543-1 от 24.02.93 года.
В основе положений о фондах обязательного медицинского страхования лежит правовая конструкция, учитывающая мировой опыт наиболее эффективной защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС позволяет обеспечить финансовые условия для сохранения бесплатной для граждан медицинской помощи.
В отличие от государственных финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием медицинской помощи в рамках территориальных программ ОМС, тем самым гарантируют целевое их использование. При этом территориальные фонды ОМС аккумулируют страховые взносы и обеспечивают их использование на оплату медицинской помощи застрахованным гражданам в рамках территориальных программ ОМС. Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного медицинского страхования в России, выравнивает финансовые условия оказания медицинской помощи застрахованным гражданам всей территории Российской Федерации. Федеральный фонд ОМС осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды ОМС — это некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Правительство предлагает радикальные изменения в системе обязательного медицинского страхования: финансирование ОМС со следующего года предложено разбить на два потока — страховой и бюджетный, расходы на ведение дел страховщиков ОМС предложено сократить вдвое.

Эти предложения, благодаря которым к 2023 году экономия в системе ОМС ожидается в размере 6,8 млрд рублей, содержатся в поправках в федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Документ с поправками в ОМС является «спутником» к проекту о трехлетнем бюджете страны, в бюджете предложенные изменения уже учтены. Законопроект «О внесении изменений в ФЗ «Об обязательном страховании в РФ» (N1027750-7) поступил в Госдуму 30 сентября. Профильным назначен комитет по бюджету и налогам.

В частности, проект-спутник предусматривает, что со следующего года из общего потока финансирования системы ОМС будет выделен отдельный поток — прямое бюджетное финансирование высокотехнологичной помощи в ОМС на федеральном уровне. Оператором нового финпотока станет Федеральный фонд ОМС, с ним профильные федеральные учреждения будут заключать прямые договоры на финансирование.

В пояснительной записке к документу сообщается, что фонд будет заключать договоры с федеральными медцентрами напрямую: «Предусматривается наделение Федерального фонда ОМС полномочиями страховщика в части организации оказания и оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам федеральными медицинскими организациями. Федеральные медицинские организации будут осуществлять деятельность в системе ОМС в соответствии с договорами, заключаемыми между ними и Федеральным фондом ОМС».

«Объемы предоставления медицинской помощи будут распределяться между федеральными медицинскими организациями решением федерального органа исполнительной власти в порядке, устанавливаемом правительством РФ, с учетом мощностей таких организаций и объемов оказываемой медицинской помощи за счет иных источников финансирования», — говорится в пояснительной записке.

Кроме того, среди инициатив проекта — сокращение объема расходов на ведение дел вдвое — с нынешних 1-2% до 0,5-1% от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что преимуществом новой системы окажется экономия. «Уменьшение размера средств, предоставляемых страховой медицинской организации на ведение дела по ОМС, позволит высвободить средства обязательного страхования в объеме до 6,8 млрд рублей к 2023 году, которые могут быть направлены на реализацию территориальных программ обязательного медицинского страхования», — говорится в документе.

ФИНАНСИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОМС СНИЗИТСЯ

Влияние на сбалансированность всей системы ОМС предлагаемых изменений будет негативным, диспропорции финансирования затронут интересы регионов, уровень защиты прав застрахованных в системе ОМС снизится, считают представители страховщиков, работающих в системе ОМС, которых опросил «Интерфакс».

«Для всех 85 регионов РФ принятие поправок о прямом бюджетном финансировании высокотехнологичных медцентров означает, что из бюджетов ОМС регионов будет изъята часть средств и направлена в федеральные центры на оплату высокотехнологической помощи, оказанной в федеральных центрах. Территории, конечно, сохранят право направлять туда на лечение своих пациентов из регионов. Но, как будет проводиться отбор таких пациентов, кем, в каких случаях будут приниматься подобные решения — пока неясно. Ситуация непрозрачная», — сказал представитель одного из страховщиков, работающих в системе ОМС.

По его мнению, одновременно выстроенные в самих регионах высокотехнологичные медцентры «могут почувствовать изменения в финансировании собственных нужд».

Кроме того, наделение ФФОМС полномочиями страховщика по оказанию высокотехнологической помощи на федеральном уровне со следующего года в случае принятия поправок в закон об ОМС означает, что финансирование, контроль за оказанием медуслуг в высокотехнологичных федеральных медцентрах, экспертизу качества их услуг, их оплату, штрафные санкции будет осуществлять одна организация — ФФОМС. Тот же фонд должен будет организовать работу с жалобами, защиту пациентов в случае нарушения их прав при оказании высокотехнологической медпомощи.

СТРАХОВЩИКИ ВОЗВРАЩАЮТ В СИСТЕМУ ОМС 12 МЛРД РУБЛЕЙ В ГОД

Поправка о сокращении вдвое расходов на ведение дел оказалась для страховщиков ОМС «ударом». По закону, они обязаны обеспечивать застрахованных полисами, вести реестр застрахованных лиц и проводить экспертизу счетов, выставленных медиками за оказанную медпомощь по полисам ОМС. В последние годы страховщики ОМС по поручению Минздрава и ФФОМС строили за свой счет обширную систему защиты прав пациентов (институт страховых представителей трех уровней), где было задействовано более 14 тыс. экспертов и врачей.

Страховым представителям в системе ОМС вменяется в обязанность защита прав застрахованных, они дают разъяснения об особенностях программ ОМС на территориях, сообщают застрахованным лицам сроки ожидания медпомощи, информируют об особенностях проведения диспансеризации. Страховые компании по закону имеют право представлять интересы пациентов в судах, если речь идет о ненадлежащем качестве медпомощи в ОМС. Под особым контролем страховщиков оказались онкопациенты, страховщики обязаны анализировать случаи смерти пациентов в ОМС.

Готовясь к построению института страховых представителей, крупные страховщики ОМС приобретали небольшие региональные компании с лицензиями ОМС, они инвестировали средства в создание круглосуточных колл-центров для формирования системы информационного сопровождения пациентов. «Теперь в выстроенной цепочке защиты прав застрахованных по программам ОМС под ударом оказывается звено финансирования. К чему это приведет?» — задается вопросом представитель страховщика ОМС. Как минимум, «к сокращению числа страховых представителей, а возможно — к снижению числа страховщиков в системе ОМС», предположил он.

«С учетом того, что страховщики возвращают в систему ОМС в среднем порядка 12 млрд рублей в год, аргумент о сэкономленных в системе ОМС 6,8 млрд рублей выглядит неубедительно», — прокомментировал агентству расчеты к законопроекту вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.

Страховщики ОМС по результатам проведения различных экспертиз объемов и качества оказанной пациентам медпомощи в системе ОМС по закону имеют право налагать штрафы на медорганизации. Подавляющая часть средств, полученных от этих штрафов, возвращается обратно в систему ОМС, это также предусмотрено законом об ОМС.

Расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) в 2020 году были исполнены на 99,7% и почти не изменились по сравнению с показателем за 2019 год (99,8%). Об этом говорится в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за январь-декабрь 2020 года.

«В январе-декабре 2020 года расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования исполнены в общей сумме 2 360 463,1 млн рублей, или 99,7% утвержденного годового показателя (2 368 610,9 млн рублей), что аналогично соответствующему показателю 2019 года (99,8%). При этом основную часть расходов (99,94 %), произведенных Федеральным фондом обязательного медицинского страхования в отчетном периоде, составили расходы по разделу «Здравоохранение» (2 359 082,1 млн рублей)», — говорится в документе.

Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» составили 1 374,3 млн рублей, или 134,1% утвержденного показателя (1 025,1 млн рублей). Это выше показателя 2019 года (98,2%) на 35,9%. Отмечается, что перевыполнение связано с изменениями в сводной бюджетной росписи из-за финансового обеспечения мероприятий по модернизации ГИС (государственной интегрированной информационной системы) в сфере ОМС и организации ее информационного взаимодействия с ЕГИС (единая государственная информационная система) в сфере здравоохранения.

Доходы ФОМС в 2020 году не изменились по сравнению с 2019 годом. За январь-декабрь в бюджет фонда поступило 2 392 693,0 млн рублей, или 101,1% прогнозируемого годового объема, что аналогично показателю 2019 года (101,2%). Основную часть доходов (89,1%) составили страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Счетная палата подчеркивает, что общей особенностью исполнения бюджета ФОМС является то, что в 2020 году оно осуществлялось в условиях пандемии СOVID-19. «На фоне карантинных мер показатели хода исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в отчетном периоде в целом сопоставимы с аналогичными показателями 2019 года», — отмечается в документе.

Профицит и задолженность ФОМС

«На 1 января 2021 года текущий профицит бюджета фонда составил 32 229,9 млн рублей, при том что утвержденный на 2020 год объем дефицита составил 1 378,4 млн рублей. В результате остаток средств на счете фонда по состоянию на 1 января 2021 года увеличился по сравнению с остатками на начало 2020 года (36 398,3 млн рублей) на 32 229,9 млн рублей и составил 68 628,2 млн рублей», — говорится в аналитической записке.

ФОМС из-за недостатка собственных средств в октябре брал кредит на пополнение остатка средств бюджета на 70 000,0 млн рублей. Он был погашен в декабре. «Совокупная задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения, а также по пеням и штрафам, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, на 1 января 2021 года составила 76 886,7 млн рублей», — отмечается в документе. С начала года задолженность увеличилась на 5 525, 0 млн рублей, или на 7,7%.

Информационное агентство России ТАСС

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *