Федеральный стандарт бухгалтерского учета

Содержание

Согласно статье 4 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» федеральные стандарты бухгалтерского учета являются нормативным документом регулирования бухгалтерского учета. Для организаций государственного сектора (в том числе бюджетных и автономных учреждений) утверждаются отдельные федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора — это нововведенные положения для ведения бухгалтерского в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году, в котором были введены первые пять федеральных стандартов бухгалтерского учета. В 2019 году ввели еще пять федеральных стандартов бухгалтерского учета.

Порядок утверждения федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора

Разработанные в установленном порядке федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора утверждаются приказами Минфина РФ. В приказах Минфина РФ содержится наименование каждого утверждаемого стандарта и срок начала его действия.

Система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе

По завершении выполнения Программы разработки стандартов система нормативного регулирования учета и отчетности в государственном секторе будет иметь следующую четырехуровневую структуру:

I. Закон о бухгалтерском учете

II. Стандарты учета и отчетности государственного сектора

III. Документы Минфина, разъясняющие порядок применения документов второго уровня

IV. Внутренние документы субъектов общественного сектора

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с 2018 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, применяемые с 2018 года:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора (утв. Приказом Минфина РФ № 256н от 31.12.2016).

  2. Основные средства (утв. Приказом Минфина РФ № 257н от 31.12.2016).

  3. Аренда (утв. Приказом Минфина РФ № 258н от 31.12.2016).

  4. Обесценение активов (утв. Приказом Минфина РФ № 259н от 31.12.2016).

  5. Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности (утв. Приказом Минфина РФ № 260н от 31.12.2016).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2019 года

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора, начиная с 2019 года сектора:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (утв. Приказом Минфина РФ № 274н от 30.12.2017).

  2. События после отчетной даты (утв. Приказом Минфина РФ № 275н от 30.12.2017).

  3. Доходы (утв. Приказом Минфина РФ № 32н от 27.02.2018).

  4. Отчет о движении денежных средств (утв. Приказом Минфина РФ № 278н от 30.12.2017).

  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (утв. Приказом Минфина РФ № 122н от 30.02.2018).

Федеральные стандарты бухгалтерского учета, применяемые с начала 2020 года

С 1 января 2020 года вступят в силу следующие федеральные стандарты бухгалтерского учета для государственного сектора:

  1. «Информация о связанных сторонах», утвержден приказом Минфина России от 30.12.2017 № 277н;

  2. «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 37н;

  3. «Непроизведенные активы», утвержден приказом Минфина России от 28.02.2018 № 34н;

  4. «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утвержден приказом Минфина России от 30.05.2018 № 124н;

  5. «Долгосрочные договоры», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 145н;

  6. «Концессионные соглашения», утвержден приказом Минфина России от 29.06.2018 № 146н;

  7. «Запасы», утвержден приказом Минфина России от 07.12.2018 № 256н.

Федеральные стандарты бухгалтерского учета и методология бухгалтерского (бюджетного) учета

В настоящее время силами Минфина ведется разработка полного набора федеральных стандартов бухгалтерского учета в секторе государственного управления. Согласно последней редакции Программы разработки стандартов утверждение федеральных стандартов бухгалтерского учета должно закончиться к 01.01.2021 года. По окончании данной работы принципы и требования бухучета будут приведены в соответствие с условиями деятельности субъектов бюджетной сферы в рыночной экономике. Инструментом реформирования выступают международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора.

Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета потребует внесения изменений в действующие нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского (бюджетного) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных учреждений. Основные изменения будут заключаться в постепенном перемещении методологии бухгалтерского (бюджетного) учета из Инструкции по применению Единого плана счетов в федеральные стандарты бухгалтерского учета. Привычный План счетов бюджетного учета сохранится, но будет расширяться за счет дополнительных счетов и описания новых бухгалтерских проводок, необходимых для отражения учета объектов в соответствии с федеральными стандартами бухгалтерского учета.

Новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора

Как видно из вышеуказанного перечня принятых федеральных стандартов бухгалтерского учета для государственного сектора: Минфин России вводит в действие федеральные стандарты, регулирующие бухгалтерский учет основных учетных объектов организаций негосударственного сектора (доходов, расходов, запасов, основных средств, нематериальных активов, финансовых активов, финансовых обязательств и вознаграждений работникам), а также формирование бухгалтерской отчетности данных организаций. Таким образом, создается новая система российского бухгалтерского учета организаций негосударственного сектора.

Отметим, что все указанные стандарты являются очень востребованными и необходимыми для формирования реалистичной учетной и отчетной информации организаций негосударственного сектора.

В соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2020, № 30, ст. 4742), частями 2.1 и 3 статьи 21 и пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 50, ст. 7344, 2019, № 30, ст. 4149), подпунктом 5.2.21(1) Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 31, ст. 3258; 2020, № 6, ст. 698), в целях регулирования бюджетного учета активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений и составления бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений приказываю:

1. Утвердить федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» (далее — Стандарт).

2. Установить, что Стандарт применяется при составлении бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, начиная с отчетности 2022 года.

3. Департаменту бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (Романову С.В.) обеспечить методологическое сопровождение применения Стандарта.

Министр А.Г. Силуанов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 декабря 2020 г.

Регистрационный № 61313

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 30.10.2020 г. N 255н

Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность»

1. Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность» разработан в целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее — бухгалтерский учет), к формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее соответственно — Стандарт, бухгалтерская (финансовая) отчетность).

2. Положения Стандарта применяются одновременно с применением положений федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»1 и (или) других федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, и Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений2 (далее — нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности).

3. Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в соответствии с обязательными общими требованиями к минимальному составу и порядку представления публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснений к ним, установленными федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»3.

II. Термины и их определения

4. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

5. В Стандарте используются термины и определения в указанных ниже значениях.

Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность — бухгалтерская (финансовая) отчетность, подготовленная в отношении группы субъектов отчетности, в которой показатели их активов, обязательств, доходов, расходов, движения денежных средств и иных объектов бухгалтерского учета представлены как соответствующие показатели одного субъекта отчетности.

Субъект консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления или иной субъект отчетности, уполномоченный формировать консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность по соответствующему периметру консолидации (далее — субъект консолидированной отчетности).

Периметр консолидации — группа субъектов отчетности, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит включению в консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

III. Субъекты консолидированной отчетности

6. К субъектам консолидированной отчетности относятся:

а) Федеральное казначейство;

б) финансовые органы субъектов Российской Федерации;

в) финансовые органы муниципальных образований;

г) органы управления государственными внебюджетными фондами;

д) главные администраторы доходов бюджетов, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджетов, главные распорядители бюджетных средств, а также главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных (муниципальных) бюджетных и (или) автономных учреждений (далее — главные администраторы (распорядители) средств соответствующего бюджета);

е) централизованная бухгалтерия (по решению главного администратора (распорядителя) средств соответствующего бюджета, финансового органа публично-правового образования).

7. Федеральное казначейство составляет:

а) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации на основе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной главными администраторами (распорядителями) средств федерального бюджета;

б) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на основе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Российской Федерации, сформированной согласно подпункту «а» настоящего пункта, и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.

в) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность сектора государственного управления Российской Федерации на основе сформированной им консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, и консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, представленной финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

8. Орган управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации составляет консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности органа управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации и бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений.

9. Финансовый орган субъекта Российской Федерации составляет консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность субъекта Российской Федерации и бюджета территориального органа государственного внебюджетного фонда на основе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной финансовыми органами муниципальных образований, входящих в субъект Российской Федерации, главными администраторами (распорядителями) средств бюджета субъекта Российской Федерации, главными администраторами доходов бюджета субъекта Российской Федерации, не являющимися получателями средств субъекта Российской Федерации, органом управления территориальным государственным внебюджетным фондом субъекта Российской Федерации.

10. Финансовый орган муниципального образования составляет консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность муниципального образования на основе консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной финансовыми органами входящих в него муниципальных образований, бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной главными администраторами (распорядителями) средств местного бюджета, главными администраторами доходов местного бюджета, не являющимися получателями средств местного бюджета.

11. Орган управления территориальным государственным внебюджетным фондом составляет консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности органа управления территориальным государственным внебюджетным фондом и бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственных ему казенных и бюджетных учреждений.

12. Главный администратор (распорядитель) средств соответствующего бюджета составляет консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность на основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, представленной подведомственными ему получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, а также бюджетными, автономными учреждениями.

13. Централизованная бухгалтерия составляет консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность по субъектам централизованного учета, входящим в периметр консолидации, в порядке, предусмотренном Стандартом, нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, для главного администратора (распорядителя) бюджетных средств, финансового органа публично-правового образования.

IV. Порядок формирования консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

14. Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов отчетности, входящих в периметр консолидации, и исключения взаимосвязанных показателей по операциям между ними.

15. В случае если бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта отчетности подготовлена исходя из правил (стандартов) бухгалтерского учета, отличных от федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, составление консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется с использованием дополнительной информации, позволяющей выполнить корректировку показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности.

16. Бухгалтерская (финансовая) отчетность субъекта отчетности, входящего в периметр консолидации, должна быть подготовлена за тот же отчетный год и на ту же отчетную дату, которые определены для консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

17. В случае если в течение отчетного года субъект отчетности включается в периметр консолидации в связи с его созданием (учреждением) или выбывает из периметра консолидации в связи с его ликвидацией (упразднением), в консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность включаются данные бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта отчетности за период его присутствия в периметре консолидации, начиная с даты его создания (учреждения) или до даты его ликвидации (упразднения).

В случае изменения в течение отчетного года подведомственности субъекта отчетности, в том числе в связи с его реорганизацией, он включается в периметр консолидации того субъекта консолидированной отчетности, который по состоянию на отчетную дату уполномочен принимать его бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

18. При формировании консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности субъект консолидированной отчетности осуществляет следующие процедуры:

а) проверяет и, при необходимости, уточняет периметр консолидации;

б) выполняет проверку представленной ему бухгалтерской (финансовой) и (или) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, путем выверки показателей представленной отчетности по контрольным соотношениям на соответствие показателей;

в) при необходимости выполняет корректировку данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной исходя из правил (стандартов) бухгалтерского учета, отличных от федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов;

г) осуществляет выверку взаимосвязанных показателей по операциям субъектов отчетности, отраженным в предоставленной ему бухгалтерской (финансовой) и (или) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях их взаимоисключения при составлении консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

д) выполняет суммирование одноименных показателей по соответствующим строкам и графам форм бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;

е) исключает взаимосвязанные показатели по операциям между субъектами отчетности, входящими в периметр консолидации, при составлении консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

19. При составлении консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности исключению подлежат взаимосвязанные показатели по следующим видам операций между субъектами отчетности, входящими в периметр консолидации:

а) движение финансовых, нефинансовых активов и обязательств между субъектами отчетности, подведомственными одному главному администратору (распорядителю) средств соответствующего бюджета, в том числе при реорганизации субъекта отчетности, изменении типа государственного (муниципального) учреждения;

б) безвозмездная передача (получение) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между субъектами отчетности, подведомственными разным главным администраторам (распорядителям) средств соответствующего бюджета, и (или) субъектами отчетности, созданными различными публично-правовыми образованиями, в том числе при реорганизации субъекта отчетности, изменении типа государственного (муниципального) учреждения;

в) поступление (перечисление) межбюджетных трансфертов и возврат неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение;

г) предоставление (возврат) бюджетных кредитов и осуществление (погашение) заимствований между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части целевых иностранных кредитов (заимствований), начисленных сумм процентов, штрафных санкций, пеней, а также иные выбытия (поступления) по предоставленным бюджетным кредитам (полученным долговым обязательствам);

д) исполнение государственных (муниципальных) гарантий между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в части начисленных сумм процентов, штрафных санкций, пеней и иных выбытий (поступлений) по предоставленным государственным (муниципальным) гарантиям;

е) поступление (перечисление) субсидий, грантов, имеющих целевое назначение, бюджетным, автономным учреждениям и возврат неиспользованных остатков субсидий, грантов, имеющих целевое назначение;

и) иные операции, показатели по которым подлежат выверке и исключению согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

20. При составлении консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности сектора государственного управления Российской Федерации исключению также подлежат взаимосвязанные показатели по следующим видам операций:

а) поступление (перечисление) налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей;

б) поступление (перечисление) взносов по обязательному социальному страхованию.

21. Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной субъектами отчетности, входящими в соответствующий периметр консолидации, исходя из правил (стандартов) бухгалтерского учета, отличных от федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, подлежат корректировке в целях обеспечения соответствия консолидируемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности .

V. Состав консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности

22. В состав консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности включаются следующие формы отчетов:

а) Консолидированный бухгалтерский баланс;

б) Консолидированный отчет о финансовых результатах;

в) Консолидированный отчет о движении денежных средств;

г) Отчет об исполнении консолидированного бюджета;

д) Отчет об исполнении консолидированного бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда;

е) Пояснительная записка к консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, Пояснения.

23. Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется по формам и в порядке, установленным Министерством финансов Российской Федерации4.

1 Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный N 46517) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55140), от 30 июня 2020 г. N 130н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2020 г., регистрационный N 59804).

2 Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный N 20558) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный № 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный № 35854), от 20 марта 2015 г. № 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный N 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный № 40889), от 16 ноября 2016 г. № 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный № 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный N 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный № 50553), от 30 ноября 2018 г. № 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный N 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный N 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный № 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный N 56918), от 30 января 2020 г. N 11н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2020 г., регистрационный N 58191), от 6 апреля 2020 г. N 53н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2020 г., регистрационный № 58170), от 30 июня 2020 г. N 127н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 сентября 2020 г., регистрационный N 60060).

3 Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 260н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный № 46519) с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 93н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный N 55130), от 13 декабря 2019 г. N 231н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 2020 г., регистрационный N 57276).

4 Абзацы тридцать первый и сорок шестой статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2020, N 30, ст. 4742).

Новые стандарты бухучета в 2021 году

Минфин ежегодно вводит новые правила. ФСБУ, или федеральный стандарт бухгалтерского учета — это нормативный документ, который устанавливает требования к ведению бухучета и допустимые способы ведения бухгалтерии в учреждениях государственного сектора. Изменение учета в бюджетной сфере началось еще в 2018 году — были введены первые пять ФСБУ. В 2020 году ввели вторую пятерку стандартов, а с 1 января 2021 действует еще семь стандартов.

Новые стандарты бухучета обязательны к применению всеми учреждениями бюджетной сферы. Теперь организации госсектора не имеют права вести учет в обход новых норм и правил. Большинство положений не содержат кардинальных изменений, а только закрепляют нормативы, действовавшие раньше, но только на уровне рекомендаций.

Итак, федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2021 года для госсектора следующие:

  1. Выплаты персоналу (приказ Минфина № 184н от 15.11.2019).
  2. Нематериальные активы (Пр. № 181н от 15.11.2019).
  3. Непроизведенные активы (Пр. № 34н от 28.02.2018).
  4. Затраты по заимствованиям (Пр. № 182н от 15.11.2019).
  5. Совместная деятельность (Пр. № 183н от 15.11.2019).
  6. Информация о связанных сторонах (Пр. № 277н от 30.12.2017).
  7. Финансовые инструменты (Пр. № 129н от 30.06.2020).

Выплаты персоналу

Новые стандарты бухгалтерского учета бюджетных учреждений с 2021 года предусматривают единые требования к порядку признания, первоначальной и последующей оценке обязательств организации перед служащими и другими получателями выплат. Подробную информацию о бухучете выплат необходимо раскрывать в отчетности.

По новым правилам выплаты делятся на две группы:

  • текущие (зарплата);
  • отложенные (отпускные).

Порядок оценки и учета перечислений зависит от группы. Все текущие выплаты учитываются в составе принятых обязательств по оплате труда и зарплатным начислениям. Отложенные фиксируются как резерв будущих расходов по выплатам персоналу по счету 0 401 60 000.

В учетной политике на 2021 год необходимо предусмотреть порядок начисления резерва по пенсионным и аналогичным выплатам. В этот резерв входят суммы государственного пенсионного обеспечения и выплаты по коллективному договору учреждения (локальному зарплатному акту) в момент достижения работником пенсионного возраста или конкретного стажа.

Нематериальные активы

Введенные в 2021 году федеральные стандарты бухгалтерского учета для организаций государственного сектора регулируют учет нематериальных активов. Теперь к НМА относятся исключительные и неисключительные права пользования. Пользовательские права на лицензионные программы не учитываются на забалансе по счету 01, их отражают на балансе по новым аналитическим счетам к регистру 0 111 00 «Права пользования активами».

Детализировали учет исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, дополнив счет 0 102 00 «Нематериальные активы» новой аналитикой. Для отражения прав пользования нематериальными активами используют новые подстатьи по КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования отражают на подстатьях 352 и 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — на подстатьях 353 и 453.

После проведения годовой инвентаризации необходимо перераспределить программные продукты, права пользования по новым группам учета. Аналитический учет нематериальных активов следует вести в разрезе объектов учета по инвентарным номерам и ответственным лицам и отражать эти сведения в инвентарной карточке (инструкция № 157н).

Непроизведенные активы

Новые правила бухгалтерского учета в 2021 году изменяют порядок отражения прав на земельные участки в отчетах. Тем, кто впервые применит ФСБУ «Непроизводственные активы», необходимо переоценить земельные участки на балансе (земля, внесенная в ЕГРН) до кадастровой стоимости. Во время годовой инвентаризации земли и других непроизводственных активов надлежит уточнить дополнительные сведения для аналитического учета этих объектов (инструкция № 157н).

Непроизведенные активы

Затраты по заимствованиям

Принятые бухгалтерские изменения на 2021 год устанавливают единые правила признания затрат по государственным и муниципальным долгам публично-правовых образований и заимствованиям бюджетных и автономных учреждений. Определены общие требования к раскрытию информации об указанных затратах в бухгалтерской отчетности.

Затраты по долговым обязательствам бюджетных и автономных учреждений по новому ФСБУ делятся так:

  • процентные расходы по долгосрочным обязательствам;
  • прочие затраты по долговым обязательствам.

Расходы учитывают обособленно по каждой категории. Изначально прочие затраты признаются в составе расходов будущих периодов — по счету 0 401 50 000. Затем их включают в состав капитальных вложений или относят к расходам текущего периода.

Совместная деятельность

Под совместной деятельностью понимаются операции, которые проводят в рамках договора простого товарищества. Государственные и муниципальные учреждения участвуют в таких операциях при условии, что договор простого товарищества (договор совместной деятельности) заключается не с целью извлечения прибыли или ведения предпринимательской деятельности. Новый федеральный стандарт регулирует учет объектов от ведения совместной деятельности.

Информация о связанных сторонах

ФСБУ определяет правила раскрытия в годовой отчетности информации о физических и юридических лицах, которые влияют на работу учреждения госсектора или на деятельность которых оказывают влияние бюджетные организации. К связанным сторонам относят:

  • аффилированные лица (члены наблюдательного совета автономного учреждения);
  • лица, заинтересованные в сделках бюджетного учреждения;
  • лица, влияющие на хозяйственную деятельность организации по учредительным документам, соглашениям;
  • лица, на действия которых влияет бюджетная организация.

Финансовые инструменты

Минфин ввел новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2021 года: они затрагивают финансовые инструменты бюджетных учреждений. Под финансовым инструментом понимают договор, в результате заключения которого у одной стороны появляется актив, а у другой — финансовое обязательство перед другой стороной или увеличиваются чистые активы. ФСБУ определяет порядок учета:

  • денежных средств;
  • дебиторской задолженности;
  • долговых требований;
  • активов до погашения (деньги на депозитах от трех месяцев, долговые ценные бумаги);
  • активов для перепродажи (акции, облигации, векселя);
  • активов для получения доходов от участия (акции с целью владения, доли в уставных капиталах, участие в учреждениях).

В составе финансовых обязательств учитывают кредиторскую задолженность и долговые обязательства.

Стандарты 2020 года

Стандарты прошлого года:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки (№ 274н от 30.12.2017).
  2. События после отчетной даты (№ 275н от 30.12.2017).
  3. Доходы (№ 32н от 27.02.2018).
  4. Отчет о движении денежных средств (№ 278н от 30.12.2017).
  5. Влияние изменений курсов иностранных валют (№ 122н от 30.02.2018).

Обратите внимание, что порядок формирования кодов бюджетной классификации изменен. Теперь нормы закреплены в приказе Минфина № 132н. Чиновники утвердили новый порядок классификации операций сектора государственного управления — КОСГУ. Новые коды закреплены в приказе № 209н. Подробнее — в материале «Изменения по КБК с 2020 года: что важно знать бюджетникам и НКО».

Учетная политика

Теперь бюджетники обязаны составлять учетную политику на основании положений ФСБУ № 274н. Этот приказ Минфина не предусматривает кардинальных изменений. По сути, новые положения об учетной политике — это действующие нормы закона № 402-ФЗ. Отметим, что есть и новшества.

Так, ФСБУ определил следующие аспекты:

  1. Конкретизировано лицо, ответственное за составление учетной политики. Это главбух либо иное лицо, на которого возложены обязанности по ведению бухучета.
  2. Готовый документ необходимо сделать общедоступным. Учетная политика подлежит публикации на официальном сайте учреждения.
  3. Подведомственные учреждения должны разрабатывать свою УП на основании положений вышестоящей организации, министерства, ведомства.
  4. Ограничены случаи внесения изменений и дополнений в документ.

Новый порядок составления УП с учетом изменений ФСБУ — в отдельном материале «Составляем учетную политику для бюджетной организации на 2020 год».

События после отчетной даты

Этот ФСБУ закрепил не только понятия событий после отчетной даты, но и правила их отражения в учете в зависимости от периода их совершения. Стандарт обозначил классификацию событий такого характера. Так, в зависимости от того, к какому виду относится конкретное событие, зависит и способ его отражения в бухгалтерском учете учреждения. Также норматив раскрывает особенности включения этой информации в отчетность организации.

Ранее такие положения раскрывались лишь в учетной политике учреждения. Причем каждый экономический субъект мог установить собственные исключительные правила. Новые ФСБУ эти разногласия устранили. Теперь события после отчетной даты отражаются в учете только согласно обозначенным нормам и никак иначе.

Доходы

Первоначальное понятие доходов было представлено еще в ФСБУ 2018 «Концептуальные основы». Это поступление экономической выгоды или повышение полезного потенциала активов, определенное за отчетный период. Причем вложения и вклады от учредителя нельзя причислить к доходам. Также нельзя признать доходом безденежный обмен товарами, работами, услугами между контрагентами без осуществления соответствующих расчетов.

Стандарты по доходам следует применять далеко не ко всем случаям. ФСБУ «Доходы» неприменим при продаже ОС или НМА, при получении арендных платежей, при получении безвозмездных поступлений и в иных ситуациях.

Теперь доходы следует разделять на две группы. Те, что получены от обменных операций, называют обменные доходы. К ним относят поступления от операций с активами и имуществом учреждения. Необменные доходы — те, что получены от необменных операций. К ним относятся поступления от налогов, взносов, штрафов, безвозмездных поступлений из бюджета, возмещение неустоек, ущерба, вреда и прочее.

Влияние изменений курсов иностранных валют

Действующие нормы по ведению бухучета устанавливают, что любая операция хозяйственной жизнедеятельности субъекта отражается в учете в рублевом эквиваленте. То есть если операцию совершили в иностранной валюте, то сумму необходимо пересчитать. Порядок и правила пересчета закрепляют ФСБУ.

Новый стандарт устанавливает методы и порядок пересчета стоимости активов и обязательств, предусмотренные для заграничных российских учреждений. Также положения закрепляют правила отражения данных сведений в отчетности организаций бюджетной сферы.

Стандарты бухучета 2018 года

С января 2018 года действуют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета, утвержденные приказами Министерства финансов РФ еще 31.12.2016:

  1. Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (№ 256н).
  2. Основные средства (№ 257н).
  3. Аренда (№ 258н).
  4. Обесценение активов (№ 259н).
  5. Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности (№ 260н).

Программа внедрения нового учета регламентирована приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н.

Основные средства

В учете основных средств в учреждениях госсектора изменится группировка объектов ОС: теперь нежилые помещения, здания и сооружения объединят в одну группу, а для многолетних насаждений создали отдельную категорию. Библиотечный фонд учреждения теперь не выделяется в отдельную группу.

ФСБУ ввел абсолютно новое понятие «инвестиционная недвижимость» для недвижимых объектов учреждения, которые сдаются в аренду или увеличивают стоимость остального имущества. Такая недвижимость не используется учреждением для выполнения основных видов деятельности.

С 2018 года основные средства разрешено учитывать комплексно. Например, объединить офисную технику в один объект. Аналогичным образом объединяют офисную мебель (стол, шкаф, кресло) или другие объекты.

Изменены границы стоимости объектов основных средств. Теперь к малоценным будут относиться все объекты стоимостью менее 10 000 рублей. Их следует учитывать на забалансовом счете.

100% амортизация теперь начисляется на ОС стоимостью до 100 000 рублей, как и в налоговом учете. Библиотечный фонд стоимостью до 100 000 рублей учитывается аналогичным образом.

Для объектов стоимостью свыше 100 000 рублей амортизация рассчитывается по-новому. Используют три метода:

  • линейный;
  • уменьшаемого остатка;
  • пропорционально объему произведенной продукции.

Придется пересчитать и доначислить амортизацию. В помощь бухгалтерам бюджетной сферы Минфин выпустил методические рекомендации по переходу и внедрению новых правил. Указания содержатся в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257.

Отчетность

Этот ФСБУ содержит методологию составления и предоставления бухгалтерской отчетности. Некоторые отчетные данные придется раскрывать в обязательном порядке.

Активы и обязательства учреждения будут разделены на краткосрочные и долгосрочные, или оборотные и внеоборотные соответственно.

Также чиновники определили ряд принципов, которым должна отвечать бюджетная отчетность учреждения:

  • уместность (релевантность);
  • достоверное предоставление (полнота, нейтральность, отсутствие существенных ошибок);
  • верификация;
  • своевременность;
  • существенность;
  • сопоставимость;
  • понятность.

Аренда

Если учреждение арендует имущество или сдает основные средства в аренду, такие операции следует проводить в соответствии с новым федеральным стандартом. Чтобы правильно отразить операции в учете, необходимо определить, к какой категории относится аренда: к операционной (нефинансовой) или к неоперационной (финансовой).

Имущество, полученное по неоперационной сделке, учитывают в составе основных средств бюджетного учреждения. Одновременно к учету принимают и денежное обязательство в сумме кредиторской задолженности по арендной плате.

Не применять эти правила учреждение вправе, если государственной организации предоставляют активы во временное владение или пользование. Например, биологические или нематериальные активы во временном пользовании.

Бухгалтерское сопровождение

ул. Николая Пимоненко, 13, Бизнес Сити Форум, офис 7B/35, 04050, Киев, Украина.

Tel.: +380 (44) 467 6353info@units.com.ua

В соответствии с Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности.», регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется Министерством финансов Украины, которое утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

Этим Законом установлено, что национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета — нормативно-правовой акт, утвержденный Министерством финансов Украины, определяющий принципы и методы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, не противоречащие международным стандартам.

В настоящее время Министерством финансов Украины были утверждены следующие положения (стандарты) бухгалтерского учета (ПСБУ):

  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 «Баланс»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовыхрезультатах»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 4 «Отчет о движении денежныхсредств»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 5 «Отчет о собственном капитале»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 6 «Исправление ошибок иизменения в финансовых отчетах»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 «Нематериальные активы»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 11 «Обязательства»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 12 «Финансовые инвестиции»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 13 «Финансовые инструменты»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 14 «Аренда»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 17 «Налог на прибыль»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 20 «Консолидированная финансовая отчетность»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 21 «Влияние изменений валютных курсов»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 22 «Влияние инфляции»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 23 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 24 «Прибыль на акцию»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 26 «Выплаты работникам»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 27 «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 28 «Уменьшение полезности активов»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 29 «Финансовая отчетность по сегментам»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 30 «Биологические активы»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 31 «Финансовые расходы»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 32 «Инвестиционная недвижимость»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 33 «Расходы на разведку запасов полезных ископаемых»;
  • Положение (стандарт) бухгалтерского учета 34 «Платеж на основе акций»;

Учет и начисление заработной платы в Украине

Следует отметить, что в настоящее время в Украине происходит процесс внедрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).

Важным шагом на пути к реализации поставленных задач по реформированию бухгалтерского учета является принятие распоряжением Кабинета Министров Украины от 24 октября 2007 г. № 911-р Стратегии применения Международных стандартов финансовой отчетности в Украине, целью которой является совершенствование системы бухгалтерского учета в Украине с учетом требований международных стандартов и законодательства Европейского Союза.

Одними из основных направлений реализации Стратегии является законодательное регулирование порядка применения международных стандартов, в частности с 2010 года обязательное составление финансовой отчетности и консолидированной финансовой отчетности согласно Международным стандартам финансовой отчетности предприятиями-эмитентами, ценные бумаги которых находятся в листинге организаторов торговли на фондовом рынке, банками и страховщиками, по собственному решению другими эмитентами ценных бумаг и финансовыми учреждениями в Украине.

Внимание, последние редакции законов и других нормативных актов Украины на украинском языке Вы всегда можете найти на сайте Верховного Совета Украины.

Единая Украина!

Стандарт – это определенная норма, закрепленная документально. Что касается бухучета, к нему существуют определенные требования, декларирующие минимальные нюансы и допустимые способы ведения. Их и называют стандартами.

Познакомимся подробнее с отраслевыми стандартами бухучета, в отличие от федеральных и внутренних.

Каков статус отраслевых стандартов бухгалтерского учета?

Виды стандартов для ведения учета

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года в ч. 1 ст. 21 выделяет такие виды стандартов для учета:

  • федеральные – установленные законодательством страны, актуальны для любых организаций, действующих на территории Российской Федерации;
  • отраслевые – принятые нормативными документами по соответствующей области деятельности;
  • внутренние – принимаемые локальными актами каждого отдельного предприятия.

ВАЖНО! Федеральные и отраслевые стандарты являются обязательными к применению. Разрабатывая внутрифирменные стандарты, организация должна позаботиться о том, чтобы они не противоречили отраслевым и федеральным.

Особенности отраслевых стандартов

Отраслевые стандарты – это правила, регулирующие применение федеральных стандартов бухучета в разных отраслях функционирования, создающиеся с учетом нюансов отдельных видов деятельности (отраслей) или их направлений.

Какой отраслевой стандарт бухгалтерского учета используется для операций с ценными бумагами в некредитных финансовых организациях?

Принципы составления отраслевых, как и иных стандартов бухучета, направлены на его регулирование:

  • приведение требований в соответствие с потребностями людей и организаций, составляющих и получающих бухгалтерскую отчетность;
  • достижение современного уровня развития практики и научных методов финансового учета;
  • организация единства правил для различных систем бухгалтерского учета;
  • упрощение учета и отчетности (для тех категорий, имеющих право применять упрощенные методы бухгалтерии).

К СВЕДЕНИЮ! Категорически не допускается, чтобы полномочия по принятию отраслевых стандартов и контролю в сфере финансового учета пересекались.

Общее между федеральными и отраслевыми стандартами

  1. Регулируют способы бухгалтерского учета в организации.
  2. Безоговорочно обязательны к применению.
  3. Устанавливают:
    • минимально необходимые правила ведения бухгалтерского учета;
    • допустимые методы учета.

Что делать, если федеральные и отраслевые стандарты бухучета по определенному вопросу учета не утверждены?

Отличия отраслевых стандартов от федеральных

  1. Отраслевые стандарты конкретизируют федеральные.
  2. Имеют более элементарный механизм использования.
  3. Принимается во внимание вид деятельности, для которого они создаются.
  4. Могут быть утверждены только по результатам экспертизы в Совете по стандартам.

Отраслевые стандарты могут быть универсальными для отдельных направлений деятельности, детализировать специальные правила к бухучету или же раскрывать особенности его ведения в конкретных сферах.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В свете постепенного перехода к международным стандартам учета (МСФО) разработка и использование отраслевых стандартов являются весьма целесообразными. Центробанк РФ, регулирующий отечественный рынок, активно занимается разработкой и внедрением стандартов для всех основных отраслей, действующих сегодня в различных экономических секторах.

Поводы для разработки отраслевых стандартов

Помимо необходимости приближения требований учета к международным, Банк РФ руководствуется следующими соображениями, диктующими появление разнообразных отраслевых стандартов:

  • стремлением к универсальности бухгалтерской отчетности;
  • желанием повысить информативность подаваемых форм;
  • планируемым в ближайшем будущем переходом на план бухгалтерских счетов, единый для кредитных и некредитных финансовых организаций.

Отраслевые стандарты постоянно пополняются и внедряются в жизнь организаций постепенно, по мере их принятия и утверждения в Совете по Стандартам.

Что входит в отраслевые стандарты

Отраслевые требования к способам и методом бухучета конкретизируют особенности применения федеральных, поэтому содержат ту же информацию, но имеющую специфичный характер:

  • сведения об объектах бухучета, их определении и классификации;
  • правила их принятия к учету и списания;
  • методы, по которым устанавливается их стоимость;
  • применяемый план бухгалтерских счетов;
  • требования к финансовой отчетности и др.

Примеры отраслевых стандартов

Выпуская новый отраслевой стандарт, Банк РФ размещает его на своем официальном сайте. Кроме уже утвержденных, там содержатся проекты стандартов, готовящихся к экспертизе. Относительно каждого из опубликованных Положений Банк России публикует специальные разъяснения и инструкции. Приведем примеры самых «свежих» новинок отраслевых стандартов от Банка РФ.

  1. Отраслевые стандарты для некредитных финансовых организаций (НФО):
    • для деятельности по договору доверительного управления имуществом (№505-п от 18 ноября 2015 года);
    • для операций с резервами, отражающими оценочные и условные обязательства некредитных организаций (№508-п от 03 декабря 2015 года);
    • учет бухгалтерией производных финансовых инструментов (№488-п от 04 сентября 2015 года);
    • бухгалтерский учет доходов, расходов, прочего совокупного дохода (№487 от 04 сентября 2015 года);
    • порядок составления бухгалтерских отчетных документов (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • порядок составления финотчетности участников рынка ценных бумаг и различных инвестиционных фондов, торговых организаторов и контрагентов, агентств кредитного рейтинга и кредитных историй, брокеров по страховкам (№532-П от 03 февраля 2016 года) и др.
  2. Отраслевые стандарты для страховых организаций:
    • порядок составления документов для отчетов бухгалтерии (№526-п от 28 декабря 2015 года);
    • операций по ведению страховой деятельности (№502-п от 05 ноября 2015 года);
    • бухучет в российских страховых организациях и обществах взаимного страхования (№491-П 04 сентября 2015 года) и др.
  3. Отраслевые стандарты для кредитных финансовых организаций (КФО):
    • правила начисления и выплаты вознаграждений персоналу КФО (№465-п от 15 апреля 2015 года);
    • особенности выполнения требований по резервам (№554-п от 20 октября 2016 года);
    • учет основных средств, недвижимости, активов, которые временно не эксплуатируются, запасов, предназначенных на продажу и полученных в качестве залога или отступного (№448-п от 22 декабря 2014 года);
    • требования по осуществлению хеджирования (№525-п от 28 декабря 2015 года) и др.

Новшества 2018 года

Банк России стал исполнять новые, дополнительные функции: по регулированию отраслевых требований к бухгалтерскому учету отдельных видов деятельности. Например, ранее контроль для некредитных финансовых организаций выполняли Финансовая служба по финансовым рынкам и Федеральная служба страхового надзора, а сами требования разрабатывал Минфин РФ. Для НФО с 1 января 2018 года начинают действовать отраслевые стандарты, принятые Банком России: эти организации должны перейти на новый ПБУ.

Для создания Положений относительно бухучета в НФО Банк России использовал базу, ранее разработанную им относительно КФО. Многие пункты остались аналогичными, но есть и новшества, связанные с повсеместным сближением с МСФО.

СПРАВКА! Если в положениях, принятых Банком РФ как главным регулятором рынка, какие-либо вопросы не нашли урегулирования в соответствующих нормативных актах, рекомендуется пользоваться требованиями МСФО.

Специализированные организации готовы помочь руководству предприятий оперативно перейти на новые способы ведения учета, оказав содействие в:

  • формулировании учетной политики;
  • соотнесении имеющихся ПБУ с отраслевыми и федеральными стандартами;
  • нумерации новых лицевых счетов;
  • разработке методики оценки активов и обязательств;
  • автоматизации бухучета по новым требованиям.

Специалисты готовы обучать и консультировать работников бухгалтерской сферы по любым вопросам, связанным с переходом на новый уровень учета финансовой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *