Экологический штраф

Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Исчислять и уплачивать «экологические» платежи обязаны те хозяйствующие субъекты (независимо от применяемой системы налогообложения), кто использует в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Помимо этого, надо представлять соответствующую декларацию о плате за НВОС в уполномоченный орган. Неисполнение названных обязанностей наказывается административными штрафами. Их величина с 17 июня 2019 года не изменилась. А вот за нарушения при обращении с отходами, их учете, нормировании и классификации субъектам теперь придется платить увеличенные штрафы (максимальный штраф – 1 млн руб.) из-за поправок в КоАП РФ, которые были внесены Федеральным законом от 17.06.2019 № 141-ФЗ.

Вводная информация

Хозяйствующие субъекты («упрощенцы» не являются исключением), использующие в своей деятельности объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату, компенсирующую такое воздействие. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ плата взимается за следующие виды негативного воздействия на окружающую среду:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, разделены на четыре категории (I – IV). Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029 (далее – Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей субъекту соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации о нем.

Для справки! Методические рекомендации по проведению актуализации объектов НВОС, включенных в государственный реестр, приведены в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287.

При осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно на объектах IV категории (характерный пример такого объекта – офис (офисное здание) субъекты освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ и действует с 1 января 2016 года.

Добавим: реализация субъектом данной преференции возможна только после присвоения объекту соответствующей категории (то есть если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории). Такие разъяснения даны в Письме Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Базовые правила исчисления и уплаты платежей за НВОС

Для удобства восприятия базовые принципы расчета, внесения платежей за НВОС, а также представления отчетности по ним приведены в таблице.

Аспект

Конкретика

Порядок исчисления платежей за НВОС

Платежи исчисляются исходя из объемов и массы сбросов загрязняющих веществ (по каждому в отдельности).

При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса сбросов в пределах нормативов допустимых (временно разрешенных) сбросов и сверх нормативов. Затем платежная база по каждому загрязняющему веществу (по классу опасности отходов производства) умножается на соответствующие ставки с применением установленных коэффициентов, после чего полученные величины суммируются (п. 1 – 4 ст. 16.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил № 255*). Формулы расчета платы за НВОС приведены в п. 17 – 21 Правил № 255

Отчетный период

Календарный год (п. 2 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Порядок и сроки их уплаты

В течение отчетного периода вносятся квартальные авансовые платежи (в размере 1/4 суммы платежа, уплаченного за предыдущий год) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода.

Платежи, исчисленные по итогам отчетного периода, вносятся не позднее 1 марта года, следующего за этим периодом. Годовой платеж определяется как разница между платой за НВОС, рассчитанной за год, и внесенными авансовыми платежами (п. 3, 4 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ)

Форма и порядок заполнения декларации о плате за НВОС, а также электронный формат

Утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3

Срок и периодичность представления декларации о плате за НВОС

Декларация представляется не позднее 10 марта года, следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются (п. 5 ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ, Письмо Росприроднадзора от 18.04.2016 № ОД-06-01-32/6777)**

Способ представления декларации о плате за НВОС

По выбору субъекта (п. 5, 6 Приказа Минприроды России № 3)***:

– либо на бумажном носителе (если у субъекта нет ЭП или технической возможности подключения к Интернету или годовая плата за предыдущий год была равна 25 000 руб. или менее) лично уполномоченным работником субъекта или по почте;
– либо в электронной форме по каналам ТКС

Место представления декларации о плате за НВОС

По месту учета объекта, негативно влияющего на окружающую среду (п. 7 Приказа Минприроды России Ф № 3).

Субъекты, использующие объекты, негативно влияющие на окружающую среду, должны зарегистрироваться в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту утверждена Приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554

* Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255.

** К декларации должны быть приложены следующие документы:

  • документ, который подтверждает полномочия лица, действующего от имени субъекта, на подписание и (или) представление декларации, если декларация подписывается и (или) представляется таким уполномоченным лицом;

  • перечень (реестр) документов, подтверждающих расходы на финансирование в отчетном периоде мероприятий по снижению НВОС, включенных в планы снижения выбросов и сбросов, если в отчетном году была произведена корректировка размера платы.

*** Датой представления «электронной» декларации считается дата ее регистрации в Росприроднадзоре. Датой представления «бумажной» декларации считается отметка Росприроднадзора о получении декларации с указанием даты, проставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления (п. 9 Приказа Минприроды России № 3).

Новые штрафные санкции

Декларация о плате за НВОС.

В этой части для субъектов ничего не изменилось. Как и раньше, за непредставление этой декларации или ее подачу с нарушением установленного срока грозит штраф по ст. 8.5 КоАП РФ, величина которого составит:

  • для должностных лиц – от 3 000 до 6 000 руб.;

  • для юридического лица – от 20 000 до 80 000 руб.

Обращение с отходами.

Законом № 141-ФЗ предусмотрены следующие составы правонарушений и наказания за них.

Статья КоАП РФ

Состав правонарушения и мера ответственности за него

Новая ст. 6.35 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления*. Статьей определено 12 составов правонарушений. Максимальные санкции (штраф в размере от 900 000 до 1 000 0000 руб. – ч. 12) предусмотрены для ЮЛ, причинивших отходами животноводства вред здоровью людей или окружающей среде либо своими действиями приведшие к эпидемии или эпизоотии (при отсутствии признаков уголовного преступления). Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Меньшие штрафы грозят субъектам за несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при скоплении, утилизации и перевозке любых отходов потребления и производства. В первый раз размер штрафа составит (ч. 1):

  • для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 250 000 до 300 000 руб.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая редакция ст. 8.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления. Статьей определено 12 составов правонарушений.

Так, за несоблюдение указанных требований при размещении отходов ИП в первый раз будет оштрафован на сумму от 40 000 до 50 000 руб., ЮЛ – от 300 000 до 400 000 руб. (ч. 4).

Отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение или ненаправление документов в уполномоченный орган повлечет штраф – для ИП от 40 000 до 60 000 руб., для ЮЛ от 200 000 до 350 000 руб. (ч. 7).

Аналогичные санкции предусмотрены при:

  • превышении указанных лимитов (ч. 8);

  • неотнесении к конкретному классу отходов I – V классов опасности (ч. 9);

  • отсутствии учета отходов (ч. 10);

  • отсутствии мониторинга состояния окружающей среды (ч. 11);

  • отсутствии инвентаризации объектов размещения отходов (ч. 12)

Новая ст. 8.2.2 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в виде штрафа в размере:

  • для ИП – от 70 000 до 100 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 100 000 до 250 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

Новая ст. 8.2.3 КоАП РФ

Предусматривает ответственность за несоблюдение правил охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства в виде штрафа в размере:

  • для ИП – от 50 000 до 60 000 руб.;

  • для ЮЛ – от 250 000 до 350 000 руб.

Альтернативное наказание – приостановление деятельности на 90 суток.

Повторные правонарушения наказываются строже

* Ранее подобные правонарушения квалифицировались по ст. 8.2 КоАП РФ с максимальным штрафом до 250 тыс. руб.

Вместо заключения

Помимо вышеназванных штрафов, Законом № 141-ФЗ также установлена ответственность за нарушения, связанные с экологическим сбором. Прежде такие санкции не были установлены.

1. Новая ст. 8.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, а также деклараций о количестве выпущенных в обращение товаров и упаковки, подлежащих утилизации.

Напомним: декларацию о количестве выпущенных в обращение товаров (упаковки) и отчетность о выполнении нормативов по утилизации производители и импортеры товаров, подлежащих утилизации, обязаны подать до 1 апреля года, следующего за отчетным (п. 17 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Начиная с отчетности за 2019 год субъектам грозят штрафы:

1) при непредставлении указанной отчетности или сдаче ее с опозданием – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП от 50 000 до 70 000 руб., для юридических лиц от 70 000 до 150 000 руб. (ч. 1);

2) при представлении обозначенной отчетности в неполном объеме либо указании в ней недостоверных сведений – для должностных лиц от 3 000 до 6 000 руб., для ИП двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 100 000 руб., для юридических лиц двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.

2. Новая ст. 8.41.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату экологического сбора.

Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 24.5 Закона № 89-ФЗ). Теперь неуплата этого сбора в установленный срок повлечет штраф в следующих размерах:

  • для должностных лиц – от 5 000 до 7 000 руб.;

  • для ИП – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 250 000 руб.;

  • для юридических лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе упаковки товаров), но не менее 500 000 руб.

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7) Кодекса об административных правонарушениях.

Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:

1.предупреждение;

2.штраф;

3.возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4.конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

  1. лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

6.исправительные работы;

7.административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.

За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:

  1. несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;
  2. невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;
  3. нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;
  4. загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;
  5. порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;
  6. нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;
  7. невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;
  8. неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;
  9. нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;
  10. несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;
  11. превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер полагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно-надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрощенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства.

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.

Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещения вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Юридическаяответственность — это обязательствоюридических и физических лиц передобществом и государством по соблюдениюдействующих законов по охране окружающейсреды. При отсутствии мер наказания,предусмотренных за невыполнения законов,эти законы действовать не будут. Правоваясистема нашей страны предусматриваетчетыре формы ответственности:дисциплинарную (включая материальную),административную, гражданско-правовую,уголовную.

Физическиелица могут нести все виды ответственности,юридические, т.е. предприятия, учрежденияи организации привлекаются лишь кадминистративной и гражданско-правовойответственности.

Ответственностьнаступает в соответствии с Трудовымкодексом РФ, Кодексом РФ об административныхправонарушениях (КоАП РФ), Уголовнымкодексом РФ, Гражданским кодексом РФ,а также в соответствии с природоресурснымии природоохранными нормативными актами.

Дисциплинарнаяответственностьприменяется при нарушениях работникамипредприятий, учреждений, организацийдисциплины труда. Дисциплина труда —это обязательное для всех работниковподчинение правилам поведения,определенным в соответствии с Трудовымкодексом РФ, иными законами, коллективнымдоговором, соглашениями, трудовымдоговором, локальными нормативнымиактами организаций.

Дисциплинарнаяответственность может применяться вслучаях, если работники не выполняютсвои обязанности, связанные с охранойокружающей среды, т.е. не соблюдаюттехнологические регламенты производственныхпроцессов, требования по своевременномуконтролю за техническим состояниемочистных сооружений, правила хранениялегковоспламеняющихся и токсичныхвеществ и т.п. Предусмотрены следующиевиды дисциплинарных взысканий: замечание,выговор, увольнение по соответствующимоснованиям.

В соответствиис нормами трудового законодательствапредусмотрена также материальнаяответственность тех лиц, должностныеобязанности которых связаны с организацией природо-

пользования иохраны окружающей среды. В соответствиисо ст. 238 ТК РФ «Работник несет материальнуюответственность как за прямойдействительный ущерб, непосредственнопричиненный им работодателю, так и заущерб, возникший у работодателя врезультате возмещения им ущерба инымлицам”.

Административнаяответственность.Согласно КоАП РФ административнымпроступком признается действие,посягающее на государственный илиобщественный порядок, собственность,права и свободу граждан. КоАП РФ группируетэкологические правонарушения понескольким направлениям и в несколькихглавах.

К проступкам,посягающимна государственную собственность, втом числе нарушению прав на недра, воды,леса, животный мир, относятся, например:

  • пользованиенедрами без разрешения (лицензии) либос нарушением условий, предусмотренныхразрешением (ст. 7.3);

  • самовольная добычаянтаря (ст. 7.5);

  • самовольноезанятие водного объекта или пользованиеим бес разрешения (ст. 7.6);

  • самовольноезанятие участка лесного фонда илиучастка леса, не входящего в леснойфонд (ст. 7.9);

  • пользованиеобъектами животного мира без разрешения(ст. 7.11).

Административныеправонарушенияв области охраны окружающей природнойсреды предполагают посягательства наряд природных ресурсов:

  • в отношении земель— порча земель, невыполнение обязанностейпо приведению земель в состояние,пригодное для использования по целевомуназначению, и т.д. (ст. 8.6—8.8);

  • в отношении недр— нарушение требований по охране недри гидроминеральных ресурсов, нарушениедействующих стандартов, норм, правил,условий лицензии, регламентирующихдеятельность на континентальном шельфеРФ (ст. 8.10, 8.17);

  • в отношении водныхресурсов — нарушение правил их охраны,водопользования (ст. 8.13, 8.14);

  • в отношении лесныхресурсов — нарушение порядка отводалесосек, нарушение правил лесопользования,нарушение правил в области воспроизводствалесов, незаконная порубка деревьев,кустарников и лиан, нарушение требованийк охране лесов (ст. 8.24—8.31);

  • в отношенииатмосферного воздуха — нарушениеправил охраны атмосферного воздуха(ст. 8.22, 8.23);

  • в отношенииживотного мира — нарушение правилохраны среды обитания, путей миграции,переселения, уничтожение редких инаходящихся под угрозой исчезновенияживотных или растений, а также правилохраны рыбных запасов (ст. 8.36—8.39).

На руководителейили собственников предприятий,деятельность которых можно квалифицироватькак административное правонарушение,могут накладываться следующие взыскания:предупреждение или штраф, максимальныйразмер которого составляет 200 минимальныхразмеров оплаты труда (МРОТ). Штраф спредприятий, учреждений, организацийможет достигать 2000 МРОТ. Крайними мераминаказания являются приостановлениеили закрытие предприятия, а такжеограничение или лишение праваприродопользования, т.е. лицензии.

Уголовнаяответственностьпредусмотрена Уголовным кодексом РФ(УК РФ) за экологические преступления.

Экологическоепреступление — это виновное, противоправное,общественно опасное деяние, посягающеена установленный в России экологическийправопорядок, экологическую безопасностьобщества и причиняющее вред окружающейприродной среде и здоровью человека.

Составыпреступлений можно подразделить на двегруппы.

  1. Нарушенияэкологических требований, норм и правил,которые относятся к окружающей средев целом:

  • нарушение правилохраны окружающей среды при производстверабот (ст. 246);

  • нарушение правилобращения экологически опасных веществи отходов (ст. 247);

  • нарушение правилбезопасности при обращении смикробиологическими либо другимибиологическими агентами или токсинами(ст. 248);

  • нарушениеветеринарных правил и правил установленныхдля борьбы с болезнями и вредителямирастений (ст. 249).

2. нарушениеэкологических норм и правил, которыми регулиру-

ется использованиеи охрана отдельных природных ресурсови объектов:

  • загрязнение вод(ст. 250);

  • загрязнениеатмосферы (ст. 251);

  • загрязнениеморской воды (ст. 252);

  • нарушениезаконодательства РФ о континентальномшельфе и об исключительной экономическойзоне РФ (ст. 253);

  • порча земли (ст.254);

  • нарушение правилохраны и использования недр (ст. 255);

  • незаконная добычаводных животных и растений (ст.256);

  • нарушение правилохраны рыбных запасов (ст. 257);

  • незаконная охота(ст. 258);

  • уничтожениекритических местообитаний для организмов,занесенных в Красную Книгу РФ (ст. 259);

  • незаконная порубкадеревьев и кустарников (ст. 260);

  • уничтожение илиповреждение лесов (ст. 261);

  • нарушение режимаособо охраняемых природных территорийи природных объектов (ст. 262).

Гражданско-правоваяответственностьпредполагает имущественную ответственностьпредприятия-загрязнителя за вред,который может быть нанесен вследствиеего хозяйственной деятельности окружающейприродной среды или здоровью человека.

Вопрос овозмещении вреда регулируется гражданскимзаконодательством, которое предусматриваетполное возмещение вреда, причиненногопротивоправным и виновным поведением,т.е. правонарушением. В Федеральномзаконе «Об охране окружающей среды”говорится о вреде, причиненном загрязнениемокружающей природной среды, уничтожением,повреждением, нерациональным использованиемприродных ресурсов, разрушениеместественных экологических систем идругими экологическими правонарушениями. Причинителями вреда являются юридическиеи физические лица, предпринимателинезависимо от ведомственной принадлежностии форм собственности, совершившиеэкологические правонарушения. Причинителем вреда может быть и сама природа: еестихийные силы, катастрофы (землетрясения,извержения вулканов, оползни и т.п.).потерпевшими также могут быть юридическиеи физические лица, сама окружающаяприродная среда с ее объектами, ресурсами.

Вопросы длясамопроверки

  1. Какие предусмотреныформы юридической ответственности занарушения экологического законодательства?

  2. В каких нормативныхправовых актах определены условияприменения юридической ответственностиза нарушения экологическогозаконодательства?

  3. Какие видыответственности применяются к гражданам?

  4. Какие видыответственности применяются к юридическимлицам?

  5. За какие проступки,посягающие на государственнуюсобственность на природные ресурсы,предусмотрена административ-

ная ответственностьКоАП РФ?

  1. Какие административныеправонарушения в области охраныокружающей среды предусмотрены КоАПРФ?

  2. Какая максимальнаясумма штрафа установлена КоАП РФ заэкологические правонарушения дляюридических лиц?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *