Эффективный контракт

По материалам сайта реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предписано Правительству РФ обеспечить увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза; доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе; доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе; доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе. Реализация Указа может быть достигнута с помощью введения так называемого «эффективного контракта» с работником.

В сфере образования введение эффективного контракта обосновано необходимостью исправления недостатков, обнаружившихся в ходе внедрения и применения новой системы оплаты труда (НСОТ), внедряемой на протяжении последних лет. В программных документах Правительства РФ отмечается, что решить задачу стимулирования работников с учетом результатов их труда не удалось для всех учреждений: показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений недостаточно проработаны, а их применение носит формальный характер. В системах оплаты труда работников учреждений во многих случаях сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, имеющие низкую эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качество труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).

Эффективный контракт – понятие из экономической теории. В законах, иных нормативных актах термин «эффективный контракт» не применяется, а используется понятие «трудовой договор» (в сфере государственной службы – «служебный контракт»).

Смысл эффективного контракта как экономической категории состоит в установлении трудовым договором взаимовыгодных условий как для работодателя, так и для конкретного работника.

С юридической точки зрения эффективный контракт можно кратко определить как детальное, в тексте трудового договора, регулирование и нормирование труда, обеспечивающие повышение и качества работы, и повышение благ, получаемых работником от выполнения работы, как материальных (зарплата), так и нематериальных (престиж, удобный режим работы и т.п.).

Введение эффективного контракта предусмотрено несколькими программными документами Правительства РФ.

В большинстве этих документов эффективный контракт просто упоминается без определения, без «расшифровки», что такой контракт из себя представляет. В Государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы дана, например, такая общая характеристика:
Под эффективным контрактом понимаются трудовые отношения между работодателем (государственным или муниципальным учреждением) и работниками, основанные на: наличии у учреждения государственного (муниципального) задания и целевых показателей эффективности работы, утвержденных учредителем; системе оценки эффективности деятельности работников учреждений (совокупности показателей и критериев, позволяющих оценить количество затраченного труда и его качество), утвержденной работодателем в установленном порядке; системе оплаты труда, учитывающей различия в сложности выполняемой работы, а также количество и качество затраченного труда, утвержденной работодателем в установленном порядке; системе нормирования труда работников учреждения, утвержденной работодателем; подробной конкретизации с учетом отраслевой специфики в трудовых договорах должностных обязанностей работников, показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда. Трудовые отношения между работодателем и работниками, включая установление заработной платы, формализуются при заключении трудовых договоров.

Определение эффективного контракта дается в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р (далее – «Программа СОТ»):
Эффективный контракт – это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии … эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Программа СОТ предусматривает принципы и элементы эффективного контракта. В частности, в трудовом договоре с каждым работников должны быть уточнены и конкретизированы трудовые обязанности, показатели и критерии эффективности деятельности, размеры вознаграждений, размеры поощрений за достижение коллективных результатов труда, обеспечение прозрачности оплаты труда (условия получения вознаграждений должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования). Показатели и критерии должны быть измеримыми. Эффективный контракт предполагает установление норм труда. В настоящее время нормирования труда педагогов в общем образовании де-факто не существует, централизованно установлены лишь нормы продолжительности урока и расчетные (не устанавливающие фактический размер зарплаты) нормы часов учебной работы (нагрузки) в классах (группах) за ставку заработной платы. Поскольку в общем образовании все ограничения предельных объемов учебной нагрузки сняты подзаконными нормативными правовыми актами, то установленные нормы часов за ставку зарплаты служат только для расчета заработной платы, но не для нормирования труда педагогов.

Программа СОТ ориентирует на повышение эффективности каждого работника, учреждения, отрасли. В сфере образования понятие эффективности необходимо скорректировать. Эффективность как экономическая категория, как правило, – это отношение полезных результатов к затраченным ресурсам, что предполагает достижение более высокого результата относительно издержек, т.е. так же и достижение прежнего результата с наименьшими затратами. Последнее неприменимо к оценке работы педагогических работников, перед которыми стоит задача повышения качества, результативности (продуктивности) работы, в т.ч. с возможным увеличением издержек, например, трудозатрат, материальных вложений и др. В трудовых договорах, заключаемых с педагогическими работниками на принципах эффективного контракта, должны устанавливаться показатели и критерии качества (результативности, продуктивности), а не эффективности.
Введение «эффективного контракта» связано с проблемами и рисками. При этом основной проблемой являются разработка измеримых показателей результатов работы педагога. Основным же риском представляется опасность «скатывания» деятельности педагогов к деятельности «по производству показателей» (имитации показателей) вместо достижения нужного результата.

Опыт школ, применивших непродуманные показатели для поощрения учителей, такие как отсутствие неуспевающих в классе, показал, что, учителя вынуждены были «рисовать» (по их выражению) неуспевающим учащимся завышенные оценки, чтобы иметь право на получение стимулирующей выплаты. Это очевидно не соответствует действительности. Очевидно, результаты введения подобных показателей результативности контрпродуктивны. Таким образом, введение показателей и критериев качества работы педагога требует тщательной апробации с участием всего коллектива заинтересованных работников.

Поскольку Программа СОТ и «Дорожная карта» Минобрнауки России предусматривают поэтапное внедрение, апробацию и совершенствование эффективного контракта ежегодно по 2018 год, то для проработки содержания и условий трудовых договоров на принципах эффективного контракта, а также и локальных актов по оплате труда, имеются необходимые временные возможности. Эффективный контракт предполагается вводить постепенно, по элементам. Такой подход уже продемонстрировала Программа СОТ, в которой дан примерный трудовой договор, отличающийся от примерного трудового договора, рекомендованного Минздравсоцразвития несколькими годами ранее, только одним пунктом, в котором размеры компенсационных выплат и стимулирующих выплат даны уже в виде таблиц, т.е. более развернуто по сравнению с ранее рекомендованным примерным трудовым договором.
«Эффективный контракт» должен обеспечивать такой уровень зарплаты педагогического работника, который является конкурентоспособным с другими секторами экономики. Конкретный размер зарплаты увязывается с объемами, интенсивностью и качеством выполненной по трудовому договору работы, заданные работнику показатели должны быть увязаны с показателями образовательной организации.

Таким образом, перед образовательной организацией ставятся многоплановые задачи:
• отказа от контрпродуктивных стимулирующих выплат за показатели, которые носят общий и формальный характер таких, например, как «добросовестное выполнение трудовых обязанностей» и замена их на показатели, имеющие конкретные измеримые параметры;
• исключения из числа стимулирующих таких выплат, которые фактически применялись в качестве гарантированной части заработной платы работника;
• обеспечение оптимального с точки зрения принципов оплаты труда распределения ФОТ на гарантированную часть (оплата за должность) и стимулирующую часть (оплата за достижения показателей качества, результативности, эффективности), т.е. обеспечение, справедливой дифференциации в оплате труда.

Необходимые для введения «эффективного контракта» изменения трудовых договоров могут быть осуществлены в порядке, установленном ст. 74Трудового кодекса РФ – изменения условий оплаты труда признаются изменением условий, определенных сторонами трудового договора» в связи с организационными и (или) технологическими изменениями труда по решению работодателя, т.е. фактически в одностороннем порядке по инициативе работодателя, и осуществляется с предварительным уведомлением работника в письменной форме не менее чем за два месяца. В случае отказа работника продолжать работу в предлагаемых условиях трудовой договор с ним расторгается по пункту 7 ст. 77 ТК РФ с выплатой двухнедельного выходного пособия по ст. 178 ТК РФ.

При согласии работника с новыми условиями как условий оплаты труда, так и уточненными должностными обязанностями такие условия указываются в дополнительном соглашении к основному трудовому договору (как изменения или дополнения основного трудового договора).

В настоящее время планируется разработка Минтрудом РФ актуализированных квалификационных требований в профессиональных стандартах, содержащих описание квалификационных требований применительно к конкретной работе (профессии). На первом этапе актуализация квалификационных требований и конкретизация трудовых обязанностей педагогических работников возможна на базе действующего раздела Единого квалификационного справочника и с использованием правовых возможностей, предоставляемых ЕКС в части изменения, конкретизации, дополнения трудовых обязанностей работника в рамках его должности с помощью разработки и принятия должностных инструкций.
На первом этапе предлагается внесение в трудовые договоры работников более детализованных условий выплаты компенсационных и стимулирующих надбавок и доплат.

Например, рекомендованная в целях введения «эффективного контракта» распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р федеральная форма примерного трудового договора предусматривает отражение в трудовом договоре с работником:
• компенсационных выплат по 3-м параметрам: «наименование выплаты», «размер выплаты» и «фактор, обусловливающий получение выплаты»;
• стимулирующих выплат по 5-ти параметрам: «наименование выплаты», «условия получения выплаты», «показатели и критерии эффективности деятельности», «периодичность» и «размер выплаты».

«Эффективный контракт» предполагает установление норм труда педагогических работников в локальных актах образовательной организации, а также определение в локальных актах и в трудовом договоре фактического содержания и объема трудовых функций каждого работника. Такое нормирование позволяет точно разделить гарантированную и стимулирующую части заработной платы каждого работника. Поэтому введение «эффективного контракта» должно повлечь за собой оптимизацию штата работников и структуры заработной платы.
Введение «эффективного контракта» влечет за собой определенные издержки, вызванные необходимостью регулярного оценивания достижения показателей качества, результативности и эффективности работы каждого работника. Эти издержки могут быть минимизированы путем введения автоматического оценивания с помощью использования электронных технологий с соответствующей компьютерной программой.

Что считать эффективным контрактом для бюджетника

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях на 2012–2018 годы определяет, что эффективный контракт в бюджетном учреждении — это трудовой договор с работником, в котором четко обозначены его должностные обязанности, все условия по оплате труда, показатели и критерии оценки эффективности его работы, условия получения премий, а также меры социальной поддержки. Таким образом, оплату труда в бюджетной сфере эффективный контракт связывает с результатами работы как конкретного работника, так и бюджетной организации в целом.

Эффективные контракты для бюджетников применяются в федеральных государственных учреждениях, а также заключаются с работниками государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации.

В договоре для каждой должности требуется конкретизировать:

  • обязанности;
  • показатели и критерии оценки эффективности деятельности;
  • зарплата;
  • дополнительные поощрения за достижения.

Рекомендуется также учитывать и нормативные акты (а при отсутствии разработать их), которые определяют:

  • систему оплаты труда (должностные оклады, ставки заработной платы, доплаты, надбавки и пр.);
  • систему нормирования труда;
  • условия труда по итогам проведения специальной оценки;
  • режим рабочего времени;
  • штатное расписание;
  • условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы).

Основная проблема при введении такого соглашения связана с тем, что нужно разработать понятные показатели результатов работы, которые можно легко измерить. Также нужно выстроить универсальную систему требований ко всем работникам, она должна вытекать из требований к деятельности самой бюджетной организации. Эти требования предусмотрены в государственном и муниципальном задании и иных подобных документах.

Если этого не сделать, получится обычный трудовой договор, только очень объемный. Он не обеспечит желаемой эффективности.

Как внедрить

Порядок не сложный и состоит из четырех этапов. Каждый потребует времени, внимания и всесторонней оценки, поэтому рекомендуется создать специальную рабочую группу, в которую нужно включить представителей администрации, сотрудников и профсоюза.

Этап 1. Разработать или актуализировать нормативную документацию, которая регламентирует критерии оценки эффективности и нормы труда и обязанности каждой должности по штатному расписанию. Помните, что все внутренние документы нужно утвердить и ввести в действие.

Этап 2. Изменить в правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, о премировании, стимулирующих и компенсирующих выплатах. Эти документы и эффективный контракт не должны противоречить друг другу.

Этап 3. Подготовить новый трудовой договоров для каждой должности. Они будут подписываться новыми сотрудниками. Для тех, кто уже работает, необходимо подготовить дополнительные соглашения к действующим трудовым договорам, и в них указать все нововведения, тем самым приравняв условия с эффективным контрактом.

Этап 4. Подписать дополнительные соглашения. Важно помнить, что в этом случае условия трудового договора меняются по инициативе работодателя, поэтому крайне важно выполнить все требования ТК РФ. Первым делом нужно направить сотруднику письменное уведомление не позже, чем за два месяца. Чтобы подписать дополнительное соглашение к трудовому договору, не обязательно дожидаться конца этого срока. Если работник отказывается, нужно в письменной форме предложить ему другую должность, в том числе нижеоплачиваемую. При этом важно, чтобы квалификация и опыт сотрудника позволяли ее занять (ч. 3 ст. 74 ТК РФ). Однако если бюджетное учреждение полностью переходит на эффективный контракт, не удастся подобрать вакансию с прежними условиями труда. В этом случае оформляется увольнение по соглашению сторон (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).

УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОГО КОНТРАКТА ДЛЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ

CONDITIONS OF IMPLEMENTATION EFFECTIVE CONTRACT FOR EDUCATIONAL RESEARCH STAFF OF UNIVERSITIES

А. А. Кондратьева, начальник отдела РЭУ им. Г.В. Плеханова И. М. Ширко, директор учебно-консультационного центра РЭУ им. Г.В. Плеханова

Увеличение оплаты труда научно-педагогическим работникам по отношению к среднему уровню заработной платы по субъекту РФ напрямую будет зависеть от эффективности их работы и качества предоставляемых ими услуг. Повышение заработной платы научно-педагогическим работникам должно быть увязано с механизмом перехода на «эффективный контракт». К особенностям введения «эффективного контракта» относится наиболее полное отражение в трудовых договорах сложности трудовой функции работников с учетом показателей и критериев оценки труда, условий оплаты труда и предоставления льгот. Increasing salaries educational research staff in relation to the average salary in the subject of the Russian Federation will directly depend on the effectiveness of their work and the quality of their services. Salary increase educational research staff must be linked to the mechanism of the transition to the «effective contract». The special features of the introduction of «effective contract» refers most complete reflection of the complexity of the employment agreements of labor between workers based on indicators and criteria to evaluate working conditions of pay and benefits. Ключевые слова: эффективный контракт, система оплата труда, целевые индикаторы, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, план мероприятий «дорожная карта», социальная политика, трудовой договор. Key words: effective contract, the wage system, target indicators, indicators and criteria for evaluating the effectiveness of the plan of activities «road map», social policy, employment contract.

Задачи по совершенствованию государственной социальной политики были сформулированы В.В. Путиным в ходе президентской предвыборной кампании в серии программных статей. Изложенные в публикациях принципы отражены в указах «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» и «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», подписанных в день инаугурации Президента России 7 мая 2012 года.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» сказано:

а) обеспечить:

•увеличение к 2018 году размера реальной заработной платы в 1,4-1,5 раза;

•повышение к 2018 году средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

б) в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев:

• повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальных работников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) — до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), — до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе;

Предложенный в статье аналитический обзор законодательно-нормативной базы по введению эффективного контракта в сфере высшего профессионального образования является научным результатом проведение прикладных научных исследований, выполненных в рамках государственного заказа Министерства образования и науки РФ.

с

РАЗВИТИЕ

•установление базовых окладов по профессиональным квалификационным группам;

•повышение заработной платы работников бюджетного сектора экономики с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет реорганизации неэффективных организаций.

Инструментами повышения заработной платы являются:

•»Дорожная карта» — план мероприятий по повышению эффективности образования и науки;

•Внедрение «эффективного контракта» и мероприятий, связанных со структурными изменениями в учреждениях образования и науки (реорганизация: объединение подразделений, создание базовых кафедр, конкурсные механизмы поддержки).

Во исполнение Пункта «е» вышеупомянутого Указа Президента 26 ноября 2012 г. Распоряжением Правительства России принята Программа совершенствования системы оплаты труда в государственных учреждениях на 2012-2018 годы. Основными положениями Программы являются:

•разработка «дорожных карт» по повышению эффективности учреждений социальной сферы, включая высшее образование и науку;

•повышение заработной платы;

•введение эффективного контракта, разработка показателей эффективности деятельности учреждений и работников.

На основании вышеизложенного Министерство труда и социальной защиты РФ предлагает создать систему оценки эффективности деятельности работников госучреждений и поставить оплату труда бюджетников в зависимость от сложности выполняемой работы, а также количества и качества затраченного труда.

Подобная система оплаты труда уже действует во многих развитых странах мира: США, Германии, Великобритании, Франции и Китае. Планируется их схемы взять за основу в нашей стране. Однако, в России стимулирующая составляющая оплаты труда будет равна не 5% и не 10%, как, например, в Великобритании или США, а более 20% 1.

По уровню бюджетных расходов на науку Россия сегодня входит в пятерку лидеров в мире. По данным R&D Funding Forecast, затраты некоторых стран на НИОКР в 2013 г. в процентах от ВПП выглядят следующим образом: Швеция — 3,62; Япония — 3,48; США

— 2,66; Китай — 1,65; Германия — 2,86; Россия — 1,48; Бразилия — 1,3; Индия — 0,9 2.

Однако, по результативности фундаментальных исследований, цитируемости научных публикаций, патентам и объему экспорта технологий позиции России гораздо слабее. Государственные инвестиции в науку мало эффективны. В настоящее время ведется работа по определению приоритетных направлений научно-технического развития и инновационной политики, завершается формирование программы долгосрочного научно-технического развития РФ.

Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг. (далее Программа) предусматривает изменение системы стимулирования путем упразднения постоянных выплат. Последние формально считаются стимулирующими, но реально не мотивируют работников к качественному и эффективному выполнению трудовых обязанностей. Предусматривается также возможность перераспределения средств на увеличение окладов работников и на реальные выплаты стимулирующего характера. При этом основой для повышения стимулирующей роли заработной платы будут сквозные отраслевые системы показателей оценки эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу «Российская Федерация — субъект Российской Федерации — учреждение — работник».

Целевые индикаторы развития отрасли устанавливаются в соответствующих государственных программах и «дорожных картах», разрабатываемых в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013-2015 годах и утверждаемых Правительством Российской Федерации.

На уровне субъектов Российской Федерации с учетом отраслевых целевых индикаторов устанавливаются соответствующие индикаторы развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения в каждом субъекте Российской Федерации и разрабатываются необходимые мероприятия по их достижению.

Критерии, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений определяются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами с учетом

1″Ученых переведут на эффективные контракты в 2014 году» Павел Панов, http://izvestia.ru

2R&D Funding Forecast, 2013г.

А. А. Кондратьева, И. М. Ширко

Условия внедрения эффективного контракта для научно-педагогических работников ВУЗов

достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.

Периодичность оценки эффективности деятельности учреждений и их руководителей устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в соответствии с положениями «дорожных карт» по каждой сфере деятельности учреждения.

Мероприятия Программы направлены также на развитие кадрового потенциала учреждений. С этой целью в 2013-2014 годах будут актуализированы квалификационные требования к работникам с учетом современных стандартов качества услуг, в том числе путем разработки профессиональных стандартов деятельности.

Актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников должны создать основу использования принципов эффективного контракта.

В соответствии с Программой эффективный контракт — это трудовой договор с работником, конкретизирующий его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлены размеры вознаграждения, а также поощрения за достижение коллективных результатов труда. Условия получения вознаграждения не могут допускать двойного толкования. Они должны быть понятны работодателю и работнику. Для оформления трудовых отношений с работниками с использованием принципов эффективного контракта должна быть использована примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения, приведенная в Приложении № 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда:

«IV. Оплата труда

1. За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата в размере:

a)должностной оклад, ставка заработной платы _рублей в месяц;

b)работнику производятся выплаты компенсационного характера:

Наименование выплатыРазмер выплатыФактор, обусловливающий получение выплаты

с) работнику производятся выплаты стимулирующего характера:

Наименование выплатыУсловия получения выплатыПоказатели и критерии оценки эффективности деятельностиПериодичностьРазмер выплаты

2.Выплата заработной платы работнику производится в сроки и в порядке, которые установлены трудовым договором, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

3.На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, коллективным договором и локальными нормативными актами.»

В целях решения задачи по достижению показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 и от 1 июня 2012 г. № 761, федеральные органы исполнительной власти предусматривают в «дорожных картах» мероприятия по координации работы с органами исполнительной власти.

В соответствии с «Дорожной картой» изменения в сфере науки и технологий, направленные на повышение эффективности и качества выполняемых

Научно-практический журнал

октябрь-декабрь 2013

работ в этой сфере, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту, направлены на достижение следующих показателей:

•снижение числа занятых в науке при росте числа исследователей ;

•рост доли вузовской науки от 10% до 13%;

•обновление оборудование;

•рост числа публикаций (в базе данных Scopus 1) в расчете на 100 исследователей от 9 до 10,5 единиц;

•рост числа отечественных патентных заявок на изобретения в расчете на 10 тыс. человек населения от 2,1 до 2,56 единиц;

•рост средней заработной платы научных сотрудников к средней заработной плате в соответствующем регионе от 128% в 2013 году до 200% в 2018 году.

Министерство образования и науки РФ запланировало начать реформу по переводу сотрудников научной деятельности на новую форму оплаты в 2014 году. В основе реформирования лежит формирование эффективного контракта, определяющего условия труда работника образования и науки и обязательного для заключения. Реформа будет проведена в два этапа и завершится в 2018 году. Для научно-педагогических работников форма контракта предусматривает учет количества и качества научных публикаций, объем выполненных НИОКР для российских и зарубежных партнеров, учебную нагрузку, подготовку кадров высшей квалификации, участие в оргкомитетах, международных конференциях, конгрессах и др.

Показатели эффективного контракта базируются на основных государственных нормативно-правовых и внутренних документах — «дорожной карте», программе развития, результативности НИОКР, общеотраслевых показателях, определяемых Министерством образования и науки РФ и др.

Показатели для оценки труда сотрудников, разрабатываемые образовательным или научным учреждением, должны отражать приоритетные для текущего периода времени требования. Таким образом, учреждение материально поддерживает своих наиболее активных работников. Задачи учреждения — мотивировать своих работников для раскрытия индивидуальных способностей, в полной мере задействовать их таланты при помощи стимулирующих факторов.

Для разных категорий научных сотрудников будут введены различные типы эффективного контракта, которые предусматривают соответствующие показатели эффективности. Могут использоваться и коллективные варианты эффективного контракта, если группа специалистов выполняет один конкретный проект.

Возможные показатели эффективного контракта для научного сотрудника: количество публикаций в высокорейтинговых журналах; цитируемость; объем выполненных НИОКР; степень участия в инновационной деятельности.

Возможные показатели для руководителя подразделения (отдела, лаборатории): количество публикаций сотрудников в высокорейтинговых журналах; цитируемость сотрудников; общий объем НИОКР, выполненных сотрудниками подразделения (отдела, лаборатории); степень участия в инновационной деятельности сотрудников.

Набор показателей эффективного контракта может определяться не только для отдельных категорий сотрудников, но и для каждого сотрудника персонально.

Ряд вузов России начал работу по созданию и внедрению механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками. Так, НИУ ВШЭ принял участие в разработке федеральной «Дорожной карты». В июне 2013 г. МГУ им. М.В. Ломоносова разработал «дорожную карту», включая показатели федеральной «дорожной карты», в том числе показатели повышения эффективности в сфере науки. Показатели эффективности МГУ сформированы на основе таких документов, как «Дорожная карта» МГУ, Программа развития МГУ, Результативность выполнения Государственного задания и Общеотраслевых показателей, определяемых Минобрнауки РФ. Наряду с МГУ им. М.В. Ломоносова разработкой и внедрением механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими работниками занимаются НИУ ВШЭ, МГТУ им. М.Э. Баумана, МЭСИ и другие университеты. Из региональных вузов известен опыт Волгоградского ГМУ Минздрава РФ, Тюменского ГНГУ. В начале 2013 г. в Томском политехническом университете заключен первый эффективный контракт с научно-педагогическим работником.

Введение эффективного контракта должно обеспечить достижение положительного эффекта для всех заинтересованных сторон:

1 Библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях.ИНр://ги^к1ресПа.огд^1к1/5сори$

А. А. Кондратьева, И. М. Ширко

Условия внедрения эффективного контракта для научно-педагогических работников ВУЗов

•для учреждения — к повышению репутации и рейтинговых показателей;

•для сотрудника — к определению четких ориентиров в работе и увеличению вознаграждения за ее результативность;

•для научного сообщества страны — к повышению статуса и росту признания российской науки в мире, глобальным вызовам и поиску сфер, в которых Россия может иметь конкретные преимущества.

Библиографический список

1.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

3.Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

4.Распоряжение Правительства РФ от 26.11.2012г. №2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.

5.Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

6.»Ученых переведут на эффективные контракты в 2014 году» Павел Панов, http://izvestia.ru

7.R&D Funding Forecast, 2013 г.

Кондратьева Алла Александровна — начальник отдела оперативного анализа и прогноза Прогнозно-аналитического управления РЭУ им. Г.В. Плеханова

Что такое эффективный контракт

Эффективный контракт — это один из ключевых элементов системы финансовой мотивации, построенной на поощрении специалистов за качественно выполненную работу. Для его разработки и внедрения необходимо выполнить ряд обязательных условий.

Такой вид оформления трудовых отношений, например, с научными сотрудниками и другими работниками бюджетной сферы, используется государственными учреждениями на основании Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012 и Распоряжения Правительства № 2190-р от 26.11.2012.

Помимо стандартных разделов, используемых в формах обычного трудового соглашения, в документе необходимо отразить подробную информацию:

  • о трудовых функциях и обязанностях;
  • полном доходе сотрудника, включая все виды дополнительных выплат к окладу;
  • видах социальной поддержки работника.

Поскольку каждый работник должен понимать, каким образом формируется его доход, эффективный договор содержит описание условий, при которых специалист может получить стимулирующие выплаты, и по каким показателям оценивается достигнутый результат.

Образец

Форма контракта близка по своей структуре к трудовому договору, но имеет свои отличия в части:

  • подробности изложения обязанностей, при описании которых необходимо обращаться к профессиональным стандартам в случаях, предусмотренных законодательством;
  • наличия показателей оценки результативности труда;
  • указания на размер, периодичность и условия начисления стимулирующих выплат в соответствии с показателями оценки результативности;
  • описания норм выработки, если они предусмотрены для профессии или должности.

Примерная форма трудового договора — эффективного контракта включает в себя:

  • общую часть с описанием предмета договора;
  • перечень обязательств, которые берут на себя работник и работодатель;
  • полное описание системы оплаты труда для должности с указанием показателей для расчета;
  • рабочее время и периоды для отдыха;
  • условия по социальному страхованию;
  • ответственность обеих сторон;
  • условия расторжения.

Алгоритм перехода

Переход на эффективный контракт бюджетных учреждений возможен только при условии проведения в организации подготовительных мероприятий и разработки необходимых документов.

Поэтапно переходный период строится следующим образом.

Этап 1. Подготовка плана мероприятий по переходу с обычного трудового контракта на новую форму, разработка Положения о переходе.

Этап 2. Организация комиссии для разработки Положений об оплате труда и о новой форме договора, показателей для оценки результативности, форм договора и соглашения с сотрудниками, утверждение Положения о работе комиссии, ее целях и задачах.

Этап 3. Разработка комиссией документов, необходимых для перехода.

Этап 4. Издание приказа, в который включена программа перехода и Положение об эффективном контракте, образец уведомления работника, документы, разработанные на этапах 2 и 3. Утвержденная форма приказа о переходе на эффективный контракт отсутствует в законодательной базе, и его нужно оформлять в соответствии с общими требованиями к приказами, издаваемыми в организации.

Этап 5. Информирование сотрудников об изменениях через уведомление, направляемое не позднее чем за два месяца до начала перехода. Образец уведомление о введении эффективного контракта можно скачать в конце статьи.

Этап 6. Введение в действие разработанных документов, размещение их на сайте организации.

Этап 7. Заключение дополнительных соглашений с работающим персоналом организации.

Уведомление о введении эффективного контракта

Для полноценного информирования работников о будущих изменениях в состав документа должна быть включена следующая информация:

  • обоснование введения новой формы трудового договора с опорой на законодательную базу, на основании которой производятся изменения;
  • краткое пояснение, определение эффективного контракта;
  • пояснение об изменении оплаты труда и возникающих в связи с этим изменениях условий трудового соглашения;
  • информирование о том, какие дальнейшие действия должны последовать со стороны предприятия, если работник не готов принять новые условия.

Документ составляется в двух экземплярах — по одному для каждой из сторон, подписывается руководителем организации и работником при получении.

Образец соглашения

Для реализации задачи внедрения новой формы трудового договора необходимо подписать с работающими специалистами доп. соглашение, в которое должна быть включена следующая информация:

  • причины внесения изменений в документ со ссылкой на Программу перехода;
  • функции и должностные обязанности, если они не были подробно указаны в ранее заключенном договоре;
  • показатели, по которым оценивается продуктивность работника;
  • правила начисления дополнительных выплат — стимулирующих и компенсационных;
  • виды и формы социальной поддержки.

Напомним, что уведомление работника государственного (муниципального) учреждения о переходе на новые условия необходимо вручить не менее чем за 60 дней, или два месяца.

Что делать, если работник отказывается

В случае отказа работником подписать новую форму документа он может быть уволен в соответствии со ст. 77 ТК РФ.

Неправомерным такое увольнение будет в случае, если:

  • работника не уведомили за 2 месяца о том, что условия будут изменены;
  • ему не была предложена должность, соответствующая его квалификации и опыту.

С вновь принимаемыми сотрудниками трудовые отношения начинаются с заключения эффективного контракта, уведомление о переходе на эффективный контракт в образовании (например) новому работнику давать не надо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *