Дотации

Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.

Цель предоставления дотаций

Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.

Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.

Кому предоставляется дотация

Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.

Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.

Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

  • регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

  • жилищно-коммунальные субсидии;

  • финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

  • компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

  • межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

  • перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

  • пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Финансовая поддержка субъектов РФ

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

  • дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

  • размер территории;

  • географическое положение;

  • отраслевая направленность;

  • масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Дотации производителям

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Помощь гражданам

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.

На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.

Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.

Минфин России опубликовал перечень регионов, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2020 году (приказ Минфина России от 15 ноября 2019 г. № 1032). Как и в 2019 году, дотационными признано 72 субъекта РФ. Такие регионы не вправе заключать соглашения о кассовом обслуживании исполнения регионального и муниципального бюджетов исполнительным органом власти региона.

К не получающим дотации регионам по-прежнему относятся Калужская, Ленинградская, Московская, Самарская, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Республика Татарстан, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.

Также в приказе приведены перечни регионов, в бюджетах которых доля дотаций в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 10% или 40% собственных доходов консолидированного бюджета. Список последних по сравнению с 2019 годом не изменился. А к десятипроцентным дотационным регионам добавились четыре области – Астраханская, Владимирская, Саратовская и Смоленская. В регионах с большой долей дотаций будут проводиться мероприятия по повышению эффективности использования бюджетных средств.

Еще один перечень регионов, представленный в бюджете – это те субъекты, в бюджетах которых доля трансфертов в течение этого же срока не превышала 20% собственных доходов. На 2020 год в него включено 48 регионов – на два региона меньше, чем на 2019 год (исключены Вологодская и Новгородская области). Указанные в этом списке регионы вправе размещать бюджетные средства на банковских депозитах.

31. Межбюджетные трансферты в РФ.

Согласно ст.6 БКРФ, межбюджетные трансферты — средства, предоставляемые одним бюджетомбюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системыРоссийской Федерации.

Дотации — межбюджетныетрансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе безустановления направлений и (или) условий их использования.

Субвенция — (от лат. subvenire -приходить на помощь) — средства, предоставляемые бюджету другого уровнябюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратнойосновах на осуществление определенных целевых расходов. С. в отличие от дотациидолжна быть использована строго по целевому назначению и в установленный срок;в противном случае она подлежит возврату предоставившему ее органу.

Субсидия – это бюджетныесредства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации,физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевыхрасходов.

Общимдля дотаций, субвенций и субсидий является их безвозмездный и безвозвратныйхарактер. Отличительной чертой субвенций и субсидий от дотаций является ихцелевой характер. А субвенции и субсидии разграничиваются по объемамфинансирования: за счет субвенции полностью финансируются те или иные целевыерасходы, а субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевыхрасходов.

Согласно ст.129, межбюджетные трансферты изфедерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерациипредоставляются в форме:

— дотацийна выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

— субсидийбюджетам субъектов Российской Федерации; -субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;

— иныхмежбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

— межбюджетныхтрансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов.

Под субсидиями бюджетам субъектов РоссийскойФедерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты,предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целяхсофинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочийорганов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметамведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного веденияРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательствпо выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местногозначения. Совокупность субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации изфедерального бюджета образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

Под субвенциями бюджетам субъектов РоссийскойФедерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемыебюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечениярасходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальныхобразований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации,переданных для осуществления органам государственной власти субъектовРоссийской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленномпорядке. Совокупность субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации изфедерального бюджета образует Федеральный фонд компенсаций.

Согласно ст.135 межбюджетные трансферты из бюджетовсубъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы РоссийскойФедерации предоставляются в форме:

— дотацийна выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравниваниебюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);

— субсидийместным бюджетам;

— субвенцийместным бюджетам и субвенций бюджетам автономных округов, входящих в составкраев, областей, для реализации полномочий органов государственной властисубъектов Российской Федерации, передаваемых на основании договоров междуорганами государственной власти автономного округа и соответственно органамигосударственной власти края или области, заключенных в соответствии сзаконодательством Российской Федерации;

— субсидийфедеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации;

— иныхмежбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченностипоселенийпредусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации в целях выравниванияфинансовых возможностей поселений по осуществлению органами местногосамоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя изчисленности жителей и (или) бюджетной обеспеченности. Дотации на выравниваниебюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовойподдержки поселений.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченностимуниципальных районов(городских округов) предусматриваются в бюджете субъекта Российской Федерации вцелях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городскихокругов). Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальныхрайонов (городских округов) образуют региональный фонд финансовой поддержкимуниципальных районов (городских округов).

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджетасубъектаРоссийской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемыефедеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целяхсофинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации,возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органовгосударственной власти Российской Федерации, в случаях, установленныхфедеральными законами.

Согласно ст. 142межбюджетные трансферты из местныхбюджетов предоставляются в форме:

— дотаций из бюджетов муниципальных районов навыравнивание бюджетной обеспеченности поселений;

— субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений вбюджеты муниципальных районов на решение вопросов местного значениямежмуниципального характера;

— субсидий, перечисляемых в бюджеты субъектовРоссийской Федерации для формирования региональных фондов финансовой поддержкипоселений и региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов(городских округов);

— иных межбюджетных трансфертов.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченностипоселений из бюджета муниципального района предоставляются поселениям, входящим всостав данного муниципального района, в соответствии с муниципальными правовымиактами представительного органа муниципального района, принимаемыми всоответствии с требованиями настоящего Кодекса и соответствующими им законамисубъекта Российской Федерации.Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченностипоселений из бюджета муниципального района образуют районный фонд финансовойподдержки поселений.

Законом субъектаРоссийской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий избюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), вкоторых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов(без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышалиуровень, установленный законом субъекта Российской Федерации.

Каждый третий регион России закончил 2019 год с дефицитом бюджета, следует из данных Минфина. Наибольший разрыв между доходами и расходами в Подмосковье. Регионы в прошлом году активно тратили остатки от дотаций предыдущего года

Читать в полной версии

Фото: Сергей Киселев / АГН

Фото: Сергей Киселев / АГН «Москва»

Число регионов России, которые закончили 2019 год с дефицитом бюджета, выросло по сравнению с предыдущим годом более чем в два раза — с 15 до 35, свидетельствуют данные Минфина об исполнении консолидированных бюджетов субъектов, с которыми ознакомился РБК. Доля таких регионов год к году выросла с 17 до 40%.

Суммарный дефицит 35 регионов оценивается в 233 млрд руб., следует из данных министерства. Еще в 2018 году 26 из них были профицитными, отметил управляющий директор группы рейтингов органов власти кредитного рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов.

Премьер-министр Михаил Мишустин распорядился направить 39,4 млрд руб. в 2020 году на поддержку сбалансированности региональных бюджетов за счет остатков средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели в 2019 году.

Где наиболее существенный дефицит

Наиболее внушительные суммы бюджетного дефицита у Московской области (74,4 млрд руб.) и Москвы (53,3 млрд руб.). Это два самых богатых российских региона: доходы столицы в 2019 году достигли 2,6 трлн руб. (это примерно пятая часть совокупных доходов консолидированных бюджетов всех регионов), доходы Подмосковья — 739 млрд руб.

Бюджеты и столицы, и области на 2019 год были сверстаны с еще более значительным дефицитом. Так, в Москве предполагался дефицит 276 млрд руб., в Подмосковье — 106,7 млрд руб.

В пресс-службе департамента финансов Москвы РБК сообщили, что доходная часть бюджета на 2019 год исполнена на 105%, расходная — на 96%. Рост доходной части был обусловлен развитием экономики города, улучшением финансовых показателей предприятий, ростом заработной платы, легализацией рынка труда, увеличением поступлений в бюджет от специальных налоговых режимов, отметили в пресс-службе.

Бюджетные расходы Москвы при этом снизились «за счет экономии при проведении конкурсных процедур». Кроме того, в минувшем году не были использованы бюджетные средства, предусмотренные на обслуживание государственного долга в связи с отсутствием потребности в привлечении новых заимствований, пояснили в департаменте.

Схожая ситуация сложилась и в Подмосковье. Расходы бюджета Московской области в 2019 году были исполнены на 92%, сообщили в пресс-службе регионального министерства экономики и финансов на запрос РБК. «Основной объем неисполнения сложился в результате экономии по итогам проведенных конкурентных процедур. Кроме того, расходы бюджета были сокращены за счет взвешенной долговой политики. В 2019-м были сэкономлены средства на обслуживание госдолга», — отметили в пресс-службе.

Подмосковье является лидером и по доле расходов консолидированного бюджета, которые не покрываются доходами, — 9,1% от общей суммы расходов. В Москве доля дефицита — чуть менее 2%.

Среди других лидеров по доле дефицита в расходах:

  • Башкирия — 6,4%;
  • Севастополь — 5,7%;
  • Иркутская область — 5,4%;
  • Липецкая область — 4,8%.

Наименьший дефицит в относительных значениях — в Чечне, Орловской и Магаданской областях (по 0,2% от расходов), Нижегородской (0,4%) и Челябинской (0,5%) областях. Еще в семи регионах дефицит не превышает 1% от расходов бюджета.

В тройку регионов — лидеров по профициту бюджета по итогам 2019 года вошли Красноярский край (38 млрд руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (31,7 млрд руб.) и Краснодарский край (31,5 млрд руб.).

Регионы истратили разовую поддержку

В конце 2018 года из федерального бюджета в бюджеты субъектов были перечислены значительные объемы нецелевой финансовой поддержки, в том числе для опережающей компенсации выпадающих доходов от исключения с 2019 года движимого имущества из объектов налогообложения, объяснили РБК в Минфине. Кроме того, в 2018 году в бюджеты регионов поступили значительные объемы разовых конъюнктурных доходов, в том числе по налогу на прибыль организаций.

«За счет указанных поступлений были сформированы остатки на начало 2019 года на счетах бюджетов субъектов, которые активно расходовались регионами в 2019 году. Это привело к увеличению числа регионов, исполнивших бюджеты с профицитом в 2018 году, и увеличению числа регионов, исполнивших бюджеты с дефицитом в 2019 году, в основном в субъектах с устойчивой ситуацией с исполнением бюджетов (Московская область, Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Нижегородская область, Свердловская область)», — пояснили в ведомстве.

«К концу 2018 года регионы подошли, накопив солидную подушку ликвидности. В течение 2019 года 68 регионов сократили государственный долг. Дефициты прошлого года были профинансированы в основном за счет прошлых запасов, а не заимствований», — отмечает Андрей Пискунов.

В целом доходы консолидированных бюджетов всех российских регионов в 2019 году выросли на 10% по сравнению с 2018 годом и составили 13,57 трлн руб., следует из данных Минфина.

Совокупные расходы регионов также выросли — на 14% — и составили 13,56 трлн руб. Совокупные доходы превысили расходы лишь на 5 млрд руб., тогда как годом ранее общий профицит был выше в 100 раз.

С суммарным профицитом 238 млрд руб. исполнены бюджеты 50 регионов по итогам 2019 года.

Кто больше всего зависит от дотаций

2018 год стал рекордным за последнее время по объему дотаций регионам из федерального бюджета, их сумма превысила 1 трлн руб., писали эксперты агентства «Эксперт РА» на основании расчетов по данным Минфина. При этом те или иные дотации получили все регионы без исключения, включая такие доходные регионы, как Москва и Тюменская область.

Агрегированный профицит консолидированных бюджетов составил тогда 510 млрд руб. и стал рекордным результатом за последние 17 лет, указывали аналитики. В 2017 году в России было лишь 45 профицитных регионов.

В 2019 году, согласно данным Минфина, дотации из федерального бюджета немного сократились и составили 921,6 млрд руб. Их получили все регионы, кроме Москвы и Калужской области.

Наиболее зависимыми от федеральных дотаций являются:

  • Республика Тыва (на дотации приходится 54% доходов консолидированного бюджета региона);
  • Дагестан (52%);
  • Чечня (50%);
  • Ингушетия (49%);
  • Республика Алтай (45%).

Несколько лет назад проблема дефицитов региональных бюджетов стояла очень остро, и Минфин предпринимал все усилия, чтобы принимались бездефицитные бюджеты, напоминает завкафедрой госрегулирования экономики РАНХиГС Владимир Климанов. В результате в 2017 году число регионов с профицитом сильно выросло, а в 2018 году достигло пика.

«В 2019 году серьезного роста экономики не наблюдалось. Кроме того, два основных источника дохода — НДФЛ и налог на прибыль — хотя и росли, но не сильно. Расходы у регионов не снизились», — прокомментировал Климанов причины сокращения числа профицитных субъектов. Кроме того, Минфин жестко настаивал на необходимости сокращения объемов госдолга регионов, что также повлияло на профицит бюджетов, отмечает он.

По данным Минфина, поступление налога на прибыль организаций и НДФЛ в консолидированные бюджеты регионов в прошлом году увеличилось на 8%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *