Доставка силами поставщика за счет покупателя

Содержание

Доставка товаров автомобильным транспортом может осуществляться как силами поставщика, так и силами покупателя. Причем и тот и другой для этих целей могут использовать собственный транспорт или же привлекать специализированного перевозчика. А значит, существует несколько вариантов доставки и нужно рассматривать все комбинации, так как вариант доставки товара существенно влияет на возможность применения вычета по НДС у покупателя по приобретенным товарам. Ведь если факт перевозки не подтвержден, то налоговики рассматривают такие товары, как не принятые к учету и соответственно отказывают в применении вычета.
Расходы по доставке товаров автомобильным транспортом с 01.01.2013 г. должны подтверждаться транспортной накладной (ТН) форма которой приведена в Приложении N 4 к Правилам N 272. Такие же разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 28.01.2013 г. N 03-03-06/1/36.
Первый вариант — товар, цена которого включает в себя услуги по доставке, доставляется поставщиком посредством специализированного перевозчика
Так как в данном случае покупатель не является заказчиком перевозки, то для принятия им товаров к учету достаточным является наличие накладной формы ТОРГ-12.
Вместе с тем, факт доставки товаров подтверждается отдельным документом — транспортной накладной формы ТН, выписываемой поставщиком в трех экземплярах.
Один экземпляр поставщик как заказчик услуг перевозки оставит себе, а два других отдаст перевозчику, который в свою очередь один экземпляр ТН вручит покупателю при доставке груза. Этот экземпляр будет служить у покупателя документальным подтверждением доставки груза силами поставщика.

Связанный курс

Бухгалтерский и налоговый учет для новичков + 1С:Бухгалтерия 8.3

Второй вариант — товар, цена которого включает в себя услуги по доставке, доставляется поставщиком собственными силами
В этом случае услуги доставки включены в цену товара, который доставляется собственным транспортом поставщика. В таких условиях доставка осуществляется в рамках договора поставки, поэтому у поставщика нет оснований для выписки транспортной накладной.
Товар принимается покупателем к учету на основании N ТОРГ-12, а доказательством наличия доставки товара служит договор поставки, из которого вытекает, что услуги по доставке включены в цену товара.
Третий вариант — товар доставляется самим покупателем силами привлеченного перевозчика
Принятие товаров к учету в этом случае покупатель осуществляет на основании накладной формы N ТОРГ-12, а документом, подтверждающим факт перевозки товаров, выступает товарная накладная формы ТН, являющаяся подтверждением договора перевозки, заключенного покупателем с транспортной организацией.

Четвертый вариант — товар доставляется собственными силами покупателя
Если товар доставляется собственным транспортом покупателя, то договор перевозки им не заключается, а, следовательно, оформление ТН не производится. Факт доставки товаров в организацию покупатель может подтвердить путевыми листами, оформляемыми на каждую поездку собственного автомобиля. Такая точка зрения изложена в Письме Минфина России от 31.01.2011 г. N 03-03-06/1/42, в Письме ФНС России от 18.08.2009 г. N ШС-20-3/1195 и других.
/ «Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»
26.07.2017

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающих
Бухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета

Заключая договор поставки, Продавец обязуется не только передать имущество Покупателю – предпринимателю, который будет использовать товар только в коммерческих целях. Согласно ст. 510 ГК РФ, по договору поставки Продавец должен доставить имущество на условиях, которые оговорены в соглашении. Если договором не определен транспорт, его характеристики, вид, а также иные условия доставки, таковые будут устанавливаться Поставщиком. Поэтому, не предусматривая в контракте положения о распределении расходов за доставку товара, Покупатель рискует оплачивать их в полном объеме.

Порядок распределения расходов на доставку

Вступая в договорные отношения по поставке товара, стороны в обязательном порядке должны достичь согласия по следующим условиям:

  • предмету договора;
  • цене имущества.

Когда в договоре нет таких условий, он будет считаться незаключенным и не повлечет никаких последствий для сторон. Если Покупатель и Поставщик не пропишут иные нюансы, в том числе по поводу того, кто будет нести расходы по доставке, в соответствии со ст. 510 ГК РФ, таковые решаются согласно:

  • положениям законодательства;
  • условиям нормативного акта;
  • сути обязательства;
  • обычаям делового оборота.

Например, на поставку скоропортящихся товаров действуют особые условия – необходимость отгрузки в специальной таре, осуществление доставки в течение суток с даты изготовления, отнесение затрат по доставке на Поставщика. При поставке металлических изделий из–за рубежа обычно используют специальные обычаи поставки, согласно которым на Поставщика возлагается обязанность передать груз первому перевозчику, а на Покупателя – оплатить все таможенные пошлины и доставку.

Обратите внимание. Если ни договор, ни закон, ни обычай делового оборота не устанавливает, как будут распределяться расходы на доставку между Поставщиком и Покупателем, Поставщик может определить судьбу таких расходов по собственному усмотрению.

Последствия несогласования условия о затратах

Если в договоре не будет условия о том, какая сторона будет нести расходы по доставке товара, Поставщик может возложить на Покупателя как часть издержек за доставку, так и их полную стоимость.

Согласно ст. 509 ГК РФ, поставка товара может осуществляться путем:

  • отгрузки имущества;
  • выборки предмета договора Покупателем.

При выборке товара со склада лично Покупателем никаких расходов по доставке товара у Поставщика не возникнет. В таких условиях, у Покупателя не будет никаких неблагоприятных сюрпризов в виде требований о компенсации затраченного бензина, амортизации оборудования либо услуг транспортной компании. Даже если Поставщик не изготавливает продукцию самостоятельно и несет затраты при поставке товара к себе на склад от Изготовителя, с Покупателя такие расходы истребовать нельзя.

В отличие от выборки товара, обязательство Поставщика отгрузить товар может стать причиной существенных расходов Покупателя. Если по договору Поставщик должен довезти заказанное у него имущество в обозначенное Покупателем место, а поставка будет осуществляться на дальние расстояния и/или с использованием морского или железнодорожного транспорта, то расходы по такому договору могут намного превышать стоимость самого товара. Также, помимо затрат на транспорт, которым необходимо доставить вещь, при поставке товара из–за границы, его необходимо растаможить, уплатить за него ввозные пошлины или налоги.

Если при поставке издалека условие о распределении будет несогласованно, а Поставщик требует его возмещения, по закону Покупатель обязан покрыть все затраты контрагента.

Как минимизировать риск компенсации расходов по доставке

Для того, чтобы обезопасить себя от необходимости оплачивать расходы по доставке товара, еще до заключения сделки Покупателю необходимо внимательно подходить к формулировке положений договора. Для этого Покупатель должен:

  • разработать выгодный для собственного бизнеса вариант компенсации расходов по договору поставки;
  • обсудить с Поставщиком будущую поставку и все ее условия;
  • при подписании сделки предлагать свой проект соглашения о поставке товаров;
  • включать в положение о распределении затрат по договору условие о том, что цена в договоре является окончательной и включает в себя расходы по доставке товара.

Если Поставщик принципиально не соглашается нести все расходы по отгрузке имущества самостоятельно, Покупателю следует выбирать контрагента, который предлагает более выгодные условия доставки, имеет близкое место нахождения либо везет товар с меньшими затратами.

Одним из способов минимизировать риски по доставке товара при заключении соглашения является осуществление поставки собственными силами, либо помощь в организации такого процесса. Например, Покупатель может обеспечить подачу транспорта, предложить услуги своего водителя, заправить бензобак и т.п.

Большой популярностью на сегодняшний день пользуются профессиональные транспортные компании, которые оказывают услуги по доставке груза от Продавца к Покупателю. За счет множества заказов, профессиональные грузоперевозчики могут отвозить груз по нестандартным маршрутам и по достаточно низким ценам.

Важно. Если иное не предусмотрено договором поставки, при сдаче товара первому перевозчику, риск гибели покупки переходит на Покупателя. Поэтому, если Покупатель не хочет нести риски гибели имущества до его получения, за доставкой следует все–таки обратиться к Поставщику.

Что делать, если Поставщик требует возмещения расходов по доставке

Если Покупатель и Поставщик не предусмотрели в договоре поставки условий о распределении расходов по доставке товара, и Поставщик полностью или частично требует компенсации от контрагента, Покупателю можно потребовать подтверждения произведенных Поставщиком расходов. В качестве доказательства затрат на доставку товаров, Поставщик может предоставить:

  • путевой лист;
  • наряд–заказ;
  • чеки на топливо;
  • акты принятия товара водителем;
  • квитанции на запчасти и т.д.

При анализе предоставленных документов, Покупателю необходимо оценить обоснованность таких расходов и их благоразумность. Так, следует проявить осторожность, если:

  • Поставщик использовал нетипичный или искусственно расширенный маршрут при доставке (например, доставлял товар с Москвы в Санкт–Петербург через Псков или зарубежье);
  • часть затрат отнес на наладку транспортного средства или закупку новых деталей;
  • требует завышенный для характера обычаев перевозки гонорар для водителя.

При несогласии с затратами Поставщика, Покупатель может направить письменное пояснение о причинах неоплаты. Если Поставщик обратится в суд за взысканием соответствующих платежей, Покупателю необходимо:

  • подготовить правовую позицию;
  • сформулировать возражения в отзыве;
  • явиться на судебные заседания и ответить на вопросы судьи.

Необоснованность расходов можно подтвердить прайс–листами компаний–перевозчиков, либо статистическими данными по региону, в котором производится доставка.

Чтобы не нести двойные затраты по договору поставки, Покупателю необходимо согласовывать все условия по сделке заранее. В предпринимательской деятельности лучше потратить лишнее время на вычитку договора, чем затем потерять несколько месяцев в суде и разориться на юристах.

Обзор общих документов в сфере экспорта / импорта, разделенных по типам: финансовые (счета-фактуры, страховой полис), транспортные (B / L, AWL, CMR), документы по обеспечению качества (акт технического осмотра). Поставщики должны быть ознакомлены с документами, которые должны быть подготовлены для экспорта товаров в зарубежные страны. В этой статье рассмотрим наиболее распространенные из них и их ключевые особенности.

Финансовые документы

Счёт-проформа («PI»)

Счет-проформа («PI») представляет собой административный документ, отправляемый поставщиком грузополучателю до отгрузки товаров, в котором указывается тип и количество отправляемых товаров, их стоимость и другие коммерческие и технические данные о предстоящей доставке. Счета-проформы выдаются, когда продавец запрашивает платеж от покупателя до начала операции доставки.

Коммерческий счёт («CI»)

В коммерческих счетах указывается тип товаров, поставляемых поставщиком грузополучателю, их качество и количество, их единица измерения и общие цены, название и адрес продавца, наименование и адрес покупателя (продано / отгружено / / счет-фактура сторонам), место доставки (в комплекте с применимыми Инкотермс 2010) и условия оплаты (вид оплаты и срок оплаты).

Коммерческий счет-фактура доказывает, что продажа произошла (для продавца) и что покупка была сделана (для продавца), определяет налогооблагаемую сумму для таможни и создает дебиторскую задолженность и счет к оплате в учетных системах продавца и покупателя соответственно.

В некоторых случаях коммерческий счет должен быть заверен местной торговой палатой (заверенный счет) перед отправкой импортеру (что означает, что счет должен быть проверен Торговой палатой поставщика, чтобы он считался действительным для покупателя). Заверенные счета-фактуры являются обычной практикой для экспорта в арабские страны.

Разница между проформами и коммерческими счетами

Различия между коммерческой счета-фактурой или счетом-проформой:

Коммерческий счет-фактура выдается, чтобы предоставить сотрудникам таможни достаточно информации для определения применимых ввозных пошлин и права на ввоз товаров в страну.

Коммерческий счет-фактура является фактическим счетом с налоговой и юридической значимостью, тогда как проформа-счет не является действительным счетом (т.е. экспортер не регистрирует кредит в своей учетной системе, а импортер не обязан регистрировать дебет с другой стороны). ).

Счет-проформа обычно используется только в том случае, если реальная поставка и соответствующая финансовая операция еще не осуществлены. Этот тип счета может выглядеть очень похожим на фактический коммерческий счет, так как он описывает товар и его стоимость.

Разница в форматах:

Для проформных и коммерческих счетов-фактур не указано никаких форматов (за исключением стран, где требуются консульские счета-фактуры).

Разница заключается в том, что в коммерческом счете-фактуре всегда должна указываться конкретная информация, которая считается действительной с налоговой и юридической точек зрения, например, описание и количество каждого отправляемого товара, стоимость отправления, страна происхождения, местоположение покупки, а также имена и адреса как продавца, так и покупателя.

Такое указание может отсутствовать в предварительных счетах-фактурах, которые должны содержать достаточно информации, чтобы обозначить будущую или предстоящую транзакцию.

Обязательства:

Экспортер всегда несет ответственность за предоставление коммерческого счета должностным лицам таможенных органов при отправке товаров, товаров или документов, которые включают денежную оценку и международные платежи.

В некоторых случаях, когда денежной транзакции не произошло, например, когда товары были отправлены в качестве подарков или в качестве образцов для ожидаемой будущей транзакции, экспортер может использовать предварительный счет-фактуру (так как такая поставка не облагаются налогом).

Консульский счёт-фактура

Некоторые страны требуют, чтобы продавцы выставляли счета местным покупателям в заранее определенных формах (консульские счета), и не разрешают выставлять счета в бесплатных форматах. Консульские счета используются странами, заинтересованными в контроле количества и качества импортируемых товаров по нескольким причинам (антидемпинговые, налогообложение, контроль импорта, статистика).

Чтобы оформить консульский счет, продавец запрашивает форму в консульстве страны-импортера, заполняет ее и представляет вместе со стандартным счетом.

Политика транспортного страхования грузов

Страховые сертификаты — это оборотные документы, выданные страховыми компаниями, которые защищают товары от заранее определенных случайных событий (или других событий, указанных в полисе) за плату.

Страховой сертификат является обязательным для определенных условий доставки, таких как CIF. Страховые полисы могут быть приобретены как покупателем, так и продавцом, в зависимости от того, кто несет договорную ответственность за риски, связанные с доставкой (что определяется применимым Инкотермс).

Чтобы подать иск против негативного события, покрываемого страховкой, оригинал сертификата должен быть представлен с копиями вспомогательных документов, таких как, помимо прочего, счет-фактура, упаковочный лист, коносамент и описание случая (обычно составляется страховым представительом в сотрудничестве с заинтересованными сторонами, грузоотправителем и перевозчиком).

Товаросопроводительные документы

Контрольный упаковочный лист («PL»)

В упаковочном листе указываются детали доставки заказа: количество (вес нетто и брутто, плюс объем) и качество отгруженного товара, дата отгрузки, другие детали логистики, такие как маршрут и экспедитор, а также HS тарифные коды на товары (таможенный код товара).

В упаковочном листе также могут указываться типы упаковок, используемых для перевозки, такие как ящики, коробки, корзины, бочки, картонные коробки, поддоны, контейнеры и так далее.

В упаковочных листах обычно не указывается информация о ценах, которая указывается в коммерческом счете.

Упаковочный лист, как правило, физически прикрепляется к упаковкам для облегчения таможенных операций в странах-экспортерах и импортерах и для возможности сверки поступающих товаров с заказами на покупку по прибытии в помещения покупателя.

В некоторых странах требуется, чтобы упаковочный материал, используемый для доставки товаров, обрабатывался для уничтожения опасных насекомых, личинок, паразитов, бактерий и вредителей.

В таких случаях к экспортеру может быть обращена просьба предоставить (в дополнение к упаковочному листу) фитосанитарный сертификат, подтверждающий, что такие обработки применялись за 3–60 дней до даты прибытия товара в страну-импортер.

Накладная на груз

Товарные накладные — это документы, сопровождающие груз и описывающие количество и качество отгруженного товара.

Как правило, продавцы просят покупателей подписать накладные после получения товара, чтобы доказать, что они были должным образом получены и приняты. Подпись собрана перевозчиком, который доставил груз получателю.

Объем накладной:

Для экспортера: убрать запас со склада или производственных линий и доказать доставку импортеру
Для экспортера: проверьте соответствие между заказом на поставку и доставкой при получении
Для перевозчика: подтвердите, что товары были собраны и доставлены в пункт назначения. В некоторых странах накладные также являются фискальными документами

Товарно-транспортная накладная («BL»)

Накладная на груз («B/L») является договорным документом между владельцем товара (экспортер / продавец) и перевозчиком, ответственным за доставку товара (оператор судна).

Накладная на груз представляет собой право собственности на товар и может быть как договорным, так и необоротным (последние называются «прямой B / L»).

Оборотная накладная может использоваться для передачи права собственности на товары в пути и является стандартным требованием для операций, охватываемых кредитными письмами.

B/L выдается перевозчиком (или одним из его представительов) грузоотправителю / экспортеру и подписывается капитаном, представительом или владельцем судна. Сфера действия этого документа состоит в том, чтобы подтвердить получение товара (груза), установить условия договора перевозки и подтвердить обязательство доставить товар в названный порт назначения физическому держателю оригинального B / L. Субъект или лицо, имеющее первоначальный счет, может потребовать доставку товара в порт прибытия.

B/L является критически важным документом для платежей, оплачиваемых аккредитивом. Когда в сделке участвуют аккредитивы, B/L должен быть выдан с конкретной формулировкой и содержать точные указания (например, франко-судно, имя получателя и уведомляющей стороны, имя и адрес местных представителей в порту прибытия, обозначение товара).

Накладная обычно показывает следующую информацию:

  • имя грузоотправителя
  • экспедитор и названия судов
  • качество и количество товара (вес нетто и брутто)
  • страхование
  • франко-судно
  • ETD / ETA (предполагаемое время отправления, предполагаемое время прибытия)
  • общие условия перевозки и другие договорные условия
  • и т.п.

Сторона, имеющая оригинал накладной, может забрать товар по прибытии в порт назначения.

Грузовая накладная («AWB»)

Авиагрузовая накладная («AWB») является транспортным документом, выданным для воздушных грузов. AWB не представляет право собственности на товары и не может использоваться для передачи их прав собственности во время транзита.

В авиагрузовой накладной просто указывается, что авиакомпания загрузила товары и обязана доставить их в указанный аэропорт назначения.

В AWB должно указываться:

  • грузополучатель (как правило, импортер или покупатель)
  • описание товара (количество и качество)
  • любой текст, необходимый для документальных аккредитивов

Сквозной коносамент («HBL»)

Это специальный коносамент, выданный экспедитором и, как правило, не подлежит рассмотрению (так как он не представляет собой право собственности на товары).

Экспортеры должны проверить, принимается ли банком импортера внутренний коносамент вместо выданного перевозчиком коносамента в случае, если операция покрывается аккредитивом (некоторые банки могут не принять его из-за его необоротного характера ).

Коносамент смешанной перевозки (FBL)

Мультимодальная коносамент («FBL») — это международный транспортный документ, выданный для охвата двух или более видов транспорта, таких как перевозка автомобильным транспортом, затем железнодорожным транспортом или морским транспортом, а затем автомобильным транспортом. FBL может быть предметом переговоров (при выдаче «на заказ») или не подлежит рассмотрению (в большинстве случаев).

FBL выдаются уполномоченными экспедиторами / перевозчиками FIATA либо в качестве договора доставки, либо в качестве подтверждения получения груза.

Международная транспортная накладная (CMR)

CMR — это обычный документ, когда товары перевозятся грузовиком от продавца к покупателю.

CMR заполняется продавцом или перевозчиком, но перевозчик должен подписать его при получении товара.

Этот документ имеет следующие цели:

  • в ней указаны обязанности и ответственность сторон (грузоотправитель и перевозчик)
  • это означает, что груз был передан от грузоотправителя перевозчику, и этот перевозчик завладел грузом
  • если он подписан получателем, это доказывает, что груз был доставлен и получен, и что перевозчик выполнил груз
  • CMR не подлежит обсуждению, не представляет название товара, но часто используется, даже в случае документальных аккредитивов.

Свидетельство о происхождении («COO»)

Некоторые импортеры требуют, чтобы продавец предъявил конкретный документ (называемый «сертификат происхождения»), который подтверждает фактическое происхождение товара.

Такой сертификат выдается Торговой палатой экспортера на основании ее письменного запроса и наличия документов, подтверждающих фактическое происхождение товара (требования могут отличаться для производителей и торговых посредников).

Если экспортер не может предоставить действительный сертификат происхождения, таможня импортирующей страны может отклонить таможенную очистку товара.

Страна происхождения и страна преимущественного происхождения не следует путать со страной доставки:

  • страна происхождения: означает страну, где товары были изготовлены
  • страна преимущественного происхождения: для продуктов, которые были произведены в нескольких странах, преимущественным происхождением является страна, в которую была добавлена ​​большая часть стоимости товаров (как правило, страна, в которой происходит более 50% от общей стоимости производства)
  • страна доставки: страна, из которой был отправлен товар, независимо от страны (преференциального) происхождения

Сертификат происхождения является часто запрашиваемым документом в виде аккредитива, поскольку импортер хочет, чтобы продавец подтвердил фактическое происхождение приобретенных и отгруженных товаров (например, для защиты с помощью недорогих товаров).

Чтобы получить сертификат происхождения, экспортер должен подать заявление в Торговую палату лично или через Интернет.

Палата, как правило, запрашивает подтверждение фактического происхождения материала, которым может быть, например, аналогичное свидетельство, выданное поставщиком экспортера, или другая аналогичная документация. Стоимость сертификата происхождения, как правило, пропорциональна стоимости накладной, которая сопровождает товар (от 0,25% до 1% от стоимости).

Сертификат происхождения форма А

Форма А — это особый тип сертификата происхождения, который разрешает импорт из пула развивающихся стран (включенных в ВСП, Общую систему преференций) по сниженным или нулевым тарифам в некоторых развитых странах или регионах. Сертификаты формы А выдаются торгово-промышленными палатами в стране происхождения продукта.

Сертификаты происхождения формы А были обнародованы ЮНКТАД (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) в целях содействия развитию стран с развивающейся экономикой.

Заявление о контроле места назначения

Заявление о контроле места назначения — это положение, установленное экспортером товаров, которое указывается в экспортных документах (таких как проформы и коммерческие счета-фактуры), для информирования импортера, экспедитора и других заинтересованных сторон (например, таможенных органов) о том, что товары имеют конкретный пункт назначения, а не другие.

Этот тип ограничений используется для соблюдения правил экспортного контроля, которые запрещают экспортерам отправлять товары в конкретные страны (например, Иран, Северная Корея и т. Д.).

Документы качества

Сертификат проведения приёмки третьей стороной

Некоторые покупатели запрашивают свидетельство о проверке третьей стороной, чтобы удостовериться, что импортируемые товары соответствуют определенным производственным стандартам / нормам, и чтобы убедиться, что количество и качество отгруженных товаров соответствуют количеству и качеству заказанных товаров.

Инспекции могут проводиться во время производственных операций, в порту отправления или в порту прибытия независимыми организациями, которые нейтральны как для покупателя, так и для поставщика (например, SGS, DNV, Lloyd’s и т. д.).

Расходы на такие проверки обычно несет покупатель, если иное не оговорено в договоре купли-продажи.

Вот четыре основных типа сторонних проверок:

1. Предпроизводственный контроль: этот тип инспекции требуется для определения качества сырья, компонентов и деталей, которые производитель будет использовать в ходе фактического производственного процесса. Этот тип проверок распространен для поставок большого объема, где риск некачественного сырья и деталей может привести к серьезным проблемам для конечного пользователя.

2. «Проверка качества образцов, взятых с производственной линии» (во время производства): этот тип проверки используется для оценки среднего качества продукта во время производственных операций, чтобы убедиться в его приемлемости и стабильности. Несмотря на то, что этот тип проверки является дорогостоящим, он может помочь обнаружить проблемы до отгрузки или получения бракованной продукции.

3. Проверка перед отгрузкой: это наиболее распространенный вид проверки, который проводится в месте отправления (склад отправителя или производственный объект) и на случайной выборке продукции.

4. При загрузке контейнера: в этом случае инспектор проверяет товар при погрузке в контейнеры (складские столы или склад экспедитора).

Последний тип проверки, менее распространенный, — это проверка в порту прибытия.

В любом из вышеперечисленных типов проверки могут быть визуальными или выполнены с использованием специальных инструментов (например: испытание PMI, чтобы проверить химический состав стального продукта).

Большинство аккредитивов включают сторонний сертификат проверки в качестве обязательного документа в соответствии с условиями кредита. Продавцы должны отклонять аккредитивы, если инспекционный отчет должен выдавать покупатель, а не нейтральная третья сторона, поскольку это подвергает их серьезным и очевидным платежным рискам.

Сертификат испытаний или сертификат качества материалов

Для некоторых товаров, таких как химические продукты и сырье, экспортеры предоставляют также химические сертификаты, подтверждающие, что товары соответствуют целевым показателям состава, кислотности, вязкости, влажности и соответствуют применимым нормам и правилам (таким как Reach или Rohs).

Такой анализ проводится, как правило, независимой лабораторией, назначаемой сторонами (до или после отправления).

Другие товары, например, сделанные из металла, поставляются с сертификатами качества материалов, выданными производителем (или другой назначенной организацией в качестве инспекционной компании) для проверки химических и механических свойств материалов (общепринятыми являются EN 10204 3.1, 3.2 , и т.д).

Транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру. Поставщик в свою очередь данную счет-фактуру отражает в журнале учета полученных счетов-фактур, без отражения операции в книге покупок.

Затем, Поставщик перевыставляет счет-фактуру от своего имени в следующем виде:

по строкам «Продавец» и «Адрес» указывается наименование и юридический адрес транспортной компании

по строке «Покупатель» указывается наименование и юридический адрес Покупателя товаров

Указанный счет-фактуру Поставщик регистрирует в своем журнале выданных счетов-фактур. В книге продаж документ не отражается.

В учете Поставщика данные операции отражены следующим образом:

— Д76.А К76.Б – оказанные транспортной компанией услуги отражены в учете Поставщика на транзитном субсчете счета 76;

— Д76.В К76.А – Поставщик перевыставил услуги Покупателю товаров;

— Субсчета «Б» и «В» закрываются денежными расчетами.

Где субсчет «Б» – транспортная компания, «В» — Покупатель товаров, «А» – транзитный субсчет счета 76 в учете у Поставщика.

Даты счета-фактуры полученной и счета-фактуры перевыставленной должны совпадать.

Описанный вариант учета утвержден Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость», по которому, при составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются полное или сокращенное наименование продавца — юридического лица в соответствии с учредительными документами, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;

Применимость данного порядка подтверждает ВАС РФ в своем постановлении от 25.03.13 №153/13, согласно которому, при составлении счетов-фактур посредником, заключившим в интересах комитента, принципала сделки по приобретению товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, должны указываться полное или сокращенное наименование, адрес и идентификационные номера продавца, который является налогоплательщиком сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных ему покупателем.

> Теперь рассмотрим, когда Поставщик товаров организует доставку, а Покупатель возмещает (компенсирует) все его расходы без каких либо вознаграждений.

В данном случае, документооборот, и отражение в учете Поставщика, как правило, отражается как перепродажа услуги. А именно:

— транспортная компания выставляет Поставщику счет-фактуру, которая заносится им в книгу покупок с выделением входного НДС;

— Поставщик в свою очередь, после получения счета-фактуры от транспортной компании, выставляет счет-фактуру от своего имени в адрес Покупателя, указывая в ней себя в качестве продавца оказываемой услуги, отражая ее в Книге продаж с выделением начисленного НДС.

В учете данные операции принято отражать следующим образом:

Дебет 91 Кредит 76 – услуги оказаны транспортной компанией Поставщику

Дебет 76 Кредит 91 – расходы по услугам предъявлены Поставщиком Покупателю

Однако, в данной схеме есть риски не признания ИФНС права на применение вычета Покупателем товаров предъявляемого ему за услуги по транспортировке.

Минфин РФ в своих письмах от 22.10.13 №03-07-09/44156 и от 06.02.13 №03-07-11/2568, указывает на то, что полученные продавцом товаров денежные средства от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке, подлежат включению в налоговую базу по НДС у Продавца товаров. Что касается НДС, предъявленный перевозчиком по услугам доставки товаров, подлежит вычету у Продавца товаров в общеустановленном порядке.

Дело в том, что в данной схеме Продавец не является агентом, так как отсутствуют существенные признаки агентского договора (п.1 ст.1005 ГК РФ). Минфин РФ перечисляемые возмещения увязывает с оплатой поставляемых товаров. А значит, предъявленный транспортной компанией НДС принять к вычету может только Продавец, так как на основании счета-фактуры, услуга была предоставлена ему. Покупатель же по мнению Минфина не вправе предъявить к вычету входной НДС, так услуга была оказана транспортной компанией иному юридическому лицу.

Итак:

Резюмируя все вышеизложенное, при выборе метода взаимоотношений с покупателями товаров и транспортными компаниями, а также порядка учета указанных услуг, Обществу следует оценить положительные и отрицательные моменты каждого из способов доставки и способов учета расходов по доставке.

Первые два варианта, по нашему мнению, являются полностью безопасными с точки зрения и бухгалтерского учета, и налогообложения НДС, и вопросов документирования операций.

При использовании третьего варианта, для исключения рисков споров с налоговыми органами по поводу квалификации отношений по транспортировке как агентских отношений, необходимо:

-либо заключить отдельный агентский договор на организацию доставки товаров;

-либо в договор поставки товаров включить существенные условия агентского договора (смешанный договор), в том числе информацию о вознаграждении агента.

Аваков С.В.

Ведущий специалист

ООО «Листик и Партнеры»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *