Договор между диспетчером и перевозчиком

Договор между экспедитором и перевозчиком


Как правило, та организация, что предоставляет услуги экспедитора, также оказывает и услуги перевозки. Поэтому отношения между такой организацией (перевозчиком) и клиентом (заказчиком) регулируются не простым договором перевозки или договором транспортной экспедиции, а чем-то обобщенным.
Согласно ст.785 ГК РФ, по договору перевозки в обязанности перевозчика входит доставка груза, вверенного ему заказчиком, до пункта назначения, а также выдача его уполномоченному лицу. Соответственно, заказчик обязан совершить оплату по условиям заключенного договора. Но это лишь основа юридических отношений. На самом деле, заключаемый договор экспедитор-перевозчик включает в себя множество нюансов.
Например, в обязанности такого универсального перевозчика, также входят и действия по планированию всех операций, связанных с перевозкой, и их осуществление. Сюда может войти обязанность по выбору маршрута, получение необходимых документов, соблюдение формальностей на таможне, проверка качества и количества груза, такелажные работы, уплата различных сборов и пошлин, а также хранение груза (ст.801 ГК РФ).
Но, и заказчик имеет определяемые Гражданским Кодексом обязанности. К примеру, он обязан выдать экспедитору доверенность, если она, конечно, необходима ему для осуществления своей деятельности. Но самое главное, клиент обязан предоставить перевозчику всю необходимую информацию об условиях транспортировки и хранения груза, а также о его свойствах. В случае, если компания перевозчик понесет убытки, связанные с сокрытием заказчиком информации, то заказчик и будет их возмещать. Однако, ГК РФ тут делает оговорку – исполнитель обязан своевременно убедиться в полноте предоставленной информации и затребовать недостающую (ст.804 ГК РФ).
Но, помимо организационных условий, необходимых лишь для начала выполнения перевозки, существуют и обязанности сторон, оговаривающие непосредственно погрузку и доставку груза. Заказчик обязуется обеспечить приемлемые условия для подачи транспорта – пригодные подъездные пути, а также документы, допускающие транспорт к месту погрузки. Кроме того, он же, должен своевременно подготовить груз – обеспечить тару, упаковку, перевозочные документы. В случае, если по каким-либо условиям груз не соответствует требованиям договора экспедитора — перевозчика, то он считается непредъявленным. Помимо этого, в обязанности заказчика входит проверка транспорта на пригодность к осуществлению перевозки, а также состояния груза.
Даже такие обязанности, как погрузка, увязка (закрепление) и укрытие груза должны выполняться, как правило, грузоотправителем или уполномоченным лицом, но под контролем перевозчика. Что касается проблем сроков, то необходимый простой транспорта, чаще всего, составляет 12 часов со времени прибытия под погрузку. В случае превышения данного срока по вине заказчика, им уплачивается штраф, в соответствии с договором. А вот если перевозчик опоздал с предоставлением транспорта более, чем на 6 часов, то штраф выплачивает именно он.

Что характерно для договора перевозки, то, когда транспорт тронулся, заказчик на время освобождается от различных обязанностей. А вот перевозчик выполняет свою деятельность в сроки и на условиях, обусловленных договором. Он, также, предоставляет заказчику всю информацию не только о возникающих проблемах, но и просто о состоянии перевозки.
Что касается выгрузки груза, то тут обязанности сторон почти аналогичные условиям погрузки – от предоставления приемлемых подъездных путей к месту выгрузки до соблюдения сроков выгрузки. А в случае, если под выгрузку предъявляется груз, не соответствующий товарной накладной по качеству или количеству, то должен составляться приемо-сдаточный акт.
Как и в простом договоре транспортной экспедиции, договор экспедитор – перевозчик, может определять возможность предоставления перевозчику права привлечения третьего лица для осуществления его обязанностей, обусловленных договором. Однако данный факт вовсе не освобождает компанию перевозчика от ответственности по договору, заключенному между ним и грузоотправителем. А вот между перевозчиком и третьим лицом может быть заключен другой договор, например, договор перевозки или фрахта.
Кстати, как и при многих других видах юридических взаимоотношений, ни одна из сторон рассматриваемого договора не будет нести ответственности, если условия договора либо невозможно исполнить вообще, либо нельзя исполнить в срок из-за воздействия непреодолимой силы. Имеются ввиду обстоятельства, которых нельзя было избежать или предвидеть: издание законного или подзаконного акта, военные действия, природные катаклизмы и техногенные катастрофы. Разумеется, действия данных сил должны быть подтверждены соответствующей Торговой Палатой.
Однако, существуют также компании, осуществляющие только услуги транспортной экспедиции либо только услуги по перевозке грузов. Но клиенту, как правило, требуется весь спектр услуг по перемещению его груза. Заключив договор с компанией экспедитором, заказчик уже не особо интересуется вопросом непосредственно перевозки. Данная проблема ложится на плечи экспедитора.
Взаимоотношения сторон, в данном случае, будут регулироваться договором между экспедитором и перевозчиком. Скорее всего, это будет просто договор перевозки, предусмотренный ст. 785 Гражданского Кодекса РФ. Но в данном Кодексе имеется еще одна статья, регулирующая похожие отношения – это договор фрахтования или чартера (ст.787). По данному договору одна из сторон (фрахтовщик) берет на себя обязательства по предоставлению другой стороне (фрахтователю), за определенную договором оплату, всю вместимость транспортного средства либо ее часть для перевозки груза. Причем речь может идти и о нескольких транспортных средствах и рейсах.
Кстати, договор между экспедитором и перевозчиком возможен еще и в виде договора аренды транспортного средства. Однако, в данном случае, компания экспедитор должна иметь возможность и сама быть перевозчиком (иметь необходимые лицензии и разрешения). То есть речь тут идет просто о нехватке транспортных средств, для исполнения обязательств перевозчиком.

Артём Богданов

Договор экспедирования на автомобильные перевозки (экспедитор-перевозчик)

ДОГОВОР № экспедирования на автомобильные перевозки

1. Предмет договора:
1.1. Настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон при выполнении Экспедитором в интересах Перевозчика услуг, связанных с организацией перевозки грузов в городском, междугородном и международном сообщении.
1.2. Перевозчик поручает, а Экспедитор принимает на себя обязательства, имеющие своей целью поиск Заказчиков, желающих воспользоваться услугами Перевозчика, а также оформление документов, производство агентских и других работ, связанных с выполнением грузоперевозок.
1.3. Экспедитор является распорядителем сумм, отпущенных Заказчиком на выполнение и организацию перевозки, и берет на себя проведение взаиморасчетов между Заказчиком и Перевозчиком. Вознаграждение Экспедитора определяется в виде разницы между суммой, полученной от Заказчика и суммами, уплаченными Перевозчику.

2. Обязательства Экспедитора.
2.1. Экспедитор осуществляет поиск и заключает договоры с Заказчиком от своего имени и в интересах Перевозчика.
2.2. Экспедитор, на основе заключенного договора и заявки на грузоперевозки, привлекает к перевозке грузов транспортные средства Перевозчика.
2.3. Экспедитор оказывает содействие по защите интересов Перевозчика в соответствии с действующими нормами ГК РФ в следующих случаях:
а) при возникновении аварийных ситуаций;
б) при определении степени повреждения транспортного средства и контейнера, полной или частичной порчи или недостачи груза;
в) при возникновении спорных ситуаций между Заказчиком и Перевозчиком.

3. Обязательства Перевозчика.
3.1. Перевозчик осуществляет доставку грузов в пункты назначения, указанные Заказчиком в ТТН или в инструкциях.
3.2. Перевозчик в ходе перевозки грузов, оперативно информирует Экспедитора обо всех изменениях, имеющих существенное значение для интересов Заказчика в отношении конкретных договоров перевозки и иных осуществляемых услуг с ними связанных.
3.3. Перевозчик выполняет объемы перевозок при условии получения соответствующей заявки от Экспедитора за сутки до начала заказанной перевозки или при согласованных сроков.
3.4. Исполнением обязательств Перевозчика считается:
а) прием всего объема груза, заявленного для перевозки, в указанные сроки в соответствии с графиком подачи подвижного состава в пункты отправления, и доставка всего предоставленного к перевозке груза в места разгрузки, указанные в ТТН;
б) перевозка и передача получателю принятых грузов по указанным в заявке маршрутам в сроки, определяемые в соответствии с п. 3.6. настоящего соглашения.
3.5. Перевозчик направляет в распоряжение Экспедитора автотранспортные средства в технически исправном состоянии, отвечающие техническим требованиям и обеспечивающие безопасное движение, в том числе и по экологическим характеристикам. Тип подвижного состава, предоставляемый Перевозчиком, обязан обеспечить сохранность перевозимого груза.
3.6. При выполнении каждого конкретного договора перевозки:
а) Перевозчик обязуется доставлять грузы по отдельным ТТН в сроки, исчисляемые исходя из норматива 500 км в сутки. Установленный сторонами срок доставки указывается в ТТН или заявке. В случае каких-либо задержек, не позволяющих выполнить перевозку в обусловленный срок, Перевозчик немедленно извещает об этом Экспедитора и принимает меры, необходимые для реализации перевозки в срок.
б) Перевозчик обязан по прибытии на место разгрузки, указанное в ТТН, сдать документы и груз представителю Получателя с отметкой получателя о доставке груза.
в) Один экземпляр ТТН с отметкой о выполненной работе и получении товаров необходимо представить в течение двух дней в адрес Экспедитора.
3.7. Перевозчик обеспечивает экипажи водителей всеми необходимыми и надлежащим образом оформленными документами для выполнения автомобильных перевозок, касающихся транспортного средства (свидетельство о регистрации ТС, санитарный паспорт и др.) и условий проезда по территориям, входящим в маршрут перевозки (разрешения на проезд, весовой контроль, пропуска и др.).
3.8. Перевозчик оплачивает за свой счет дорожные, в том числе необходимые для проезда по платным мостам (весовой контроль), экологические, въездные сборы, связанные с осуществлением автомобильных перевозок грузов.

4. Условия и порядок расчетов:
4.1. Оплата за предоставленные услуги производится путем перечисления Экспедитором денежных средств на счет Перевозчика в размере суммы, определяемой ставкой фрахта, указанной в заявке.
4.2. Оплата за предоставленные услуги производится в оговоренные сторонами сроки на основании оригинала ТТН с отметками получателя о доставке груза.

5. Ответственность сторон.
5.1. Перевозки выполняются в соответствии с условиями Устава автомобильного транспорта РФ, Правилами перевозки грузов, Конвенциями на международные автоперевозки и Законодательством РФ.
5.2. Стороны несут материальную ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязанностей по данному договору, за исключением форс-мажорных обстоятельств, возникших после заключения настоящего договора в результате событий чрезвычайного характера: военные действия, стихийные природные явления, массовые беспорядки и т.п., которые стороны не могли ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами. Подтверждением таких обстоятельств будет являться справка ТПП РФ или органов государственной власти. Сторона, для которой наступило действие форс-мажорных обстоятельств, информирует об этом другую сторону в письменном виде в течение одного дня после наступления форс-мажорных обстоятельств, при этом исполнение обязательств сторон отодвигается на срок действия форс-мажорных обстоятельств.
5.3. Ответственность Перевозчика:
— за непредставление транспортного средства под загрузку в согласованный срок Перевозчик оплачивает Экспедитору за каждый час опоздания на место загрузки сумму согласно часовой тарифной ставке данного транспортного средства:
— за срыв перевозки Перевозчик оплачивает Экспедитору сумму в размере 10% от согласованной суммы фрахта (срывом перевозки считается неподача транспортного средства к месту погрузки в течение двух часов);
— за просрочку срока доставки Перевозчик оплачивает Экспедитору сумму в размере ставки за один день работы транспортного средства, за каждый день просрочки;
— за полную или частичную утрату, повреждение груза, ухудшение его качества, а также потерю товарного вида. Перевозчик обязуется возместить стоимость утраченного или поврежденного груза Экспедитору в размере объявленной суммы, но не выше его действительной (фактической) стоимости, в течение 30 дней со дня предъявления претензии.
5.4. Размеры убытков определяются Независимой государственной экспертизой ТПП РФ, органами государственной власти или возмещаются с обоюдного согласия между Перевозчиком и Экспедитором.
5.5. Расходы по проведению независимой экспертизы относятся на сторону, которая должна возместить убытки.

5.6. Арбитраж
Стороны примут меры к разрешению всех споров и разногласий, которые могут возникнуть из настоящего договора или из отдельных контрактов, дружественным путем. В случае если стороны не придут к соглашению, все споры и разногласия передаются, за исключением подсудности общим судам, на разрешение арбитражного суда г.С-Петербурга, Россия. Решение Арбитража будет являться окончательным и обязательным для обеих сторон. Сборы и расходы в связи с Арбитражем будут относиться на сторону, согласно решению Арбитража.

6. Прочие условия.
6.1. Права и обязанности одной из сторон по данному договору не могут быть переданы другому юридическому или физическому лицу без письменного на то разрешения другой стороны.
6.2. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания сторонами, и будет действовать в течении года, а по взаиморасчетам — до полного их завершения. Каждая из сторон может расторгнуть настоящий договор, проинформировав об этом другую сторону письменно не позднее, чем за 30 дней до предлагаемого срока его фактического расторжения. В случае, если ни одна из сторон не заявит о намерении расторгнуть настоящий договор, действие договора продлевается на следующий календарный год.
6.3. Все приложения, дополнения, изменения к настоящему договору являются его неотъемлемой частью.
6.4. Каждая из сторон обязана незамедлительно известить другую сторону об изменении своих координат и банковских реквизитов.
6.5. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.

7. Юридические адреса и банковские реквизиты сторон.

Экспедитор

Перевозчик

___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
___________________________
______________ ( )

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *