Дисциплинарное взыскание

Содержание

Дисциплина труда устанавливается в компании с учетом Трудового кодекса и правил внутреннего трудового распорядка. Подписывая должностную инструкцию и другие документы при поступлении на работу, работник дает понять работодателю, что понимает свои должностные обязанности и готов соблюдать принятый распорядок.

Так, согласно Письму Минтруда РФ от 16.09.2016 N 14-2/В-888, в правилах внутреннего трудового распорядка, локальных нормативных актах или в трудовом договоре могут быть положения, предусматривающие недопустимость грубых, резких выражений при общении с коллегами или клиентами. Это значит, что к работнику, нарушающему данные положения, работодатель может применить меры дисциплинарного воздействия.

Виды дисциплинарных взысканий

Ст. 192 ТК РФ регламентирует три вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор и увольнение. Хотя некоторые работодатели то ли ошибочно, то ли намеренно устанавливают свои виды дисциплинарных взысканий — например, строгий выговор (действует только по отношению к отдельным категориям работников), депремирование или штраф за опоздания на работу — и даже применяют их на практике, нарушая закон.

Первое правило, которое работает в этом случае: важно применять только те виды дисциплинарных взысканий, которые установлены трудовым законодательством, а также понимать, чем они отличаются друг от друга. И если с таким дисциплинарным взысканием, как увольнением, все более-менее понятно, так как основания для его применения подробно прописаны в ст. 81 ТК РФ, то с замечанием и выговором могут возникнуть сложности.

Проблема заключается в том, что у замечания и выговора нет характерных отличий — в ст. 192 ТК РФ дается просто перечень дисциплинарных взысканий, без указания степени их строгости. Исходя из этого, работодатели могут отталкиваться от принципа «от более легкого к самому строгому»: замечание в списке идет первым, следовательно, это более мягкий вид взыскания, а увольнение — самое строгое, так как указывается в конце списка.

Кроме того, работодатель может расписать разницу между замечанием и выговором в локальном нормативном акте, зафиксировав основания для применения того и другого взыскания.

Основания для применения увольнения приводятся в ст. 81 ТК РФ. К ним относятся:

  • Неоднократное неисполнение трудовых обязанностей без уважительных причин (если ранее сотруднику выносилось замечание или выговор, и оно не снято (п. 5 ст. 81 ТК РФ).
  • Грубое нарушение трудовых обязанностей (прогул, хищения, появление на работе в состоянии алкогольного и наркотического опьянения и другие основания из п. 6 ст. 81 ТК РФ).
  • Для руководителя, его заместителей, главного бухгалтера: принятие необоснованного решения, которое повлекло нарушение сохранности имущества, его неправомерное использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ).
  • Для работника, обслуживающего денежные или товарные ценности: совершение по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей виновных действий, если эти действия служат основанием для утраты доверия к нему со стороны работодателя (п. 7 ст. 81 ТК РФ).
  • Для работника, наделенного воспитательными функциями: совершение по месту работы и в связи с исполнением трудовых обязанностей аморального проступка, несовместимого с работой (п. 8 ст. 81 ТК РФ).
  • Непринятие мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является (п. 7.1 ст. 81 ТК РФ).

Перечень дисциплинарных проступков дается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.) следует понимать:

  1. Отсутствие сотрудника на работе

В рамках этого нарушения могут возникнуть два вопроса: что следует считать рабочим местом и где именно работник обязан находиться при исполнении своих трудовых обязанностей? Такая ситуация возможна, если в трудовом договоре или локальном нормативном акте конкретное рабочее место работника не оговорено.

В этом случае разумно ориентироваться на то определение рабочего места, которое дается в ч. 6 ст. 209 ТК РФ. Им считается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

  1. Отказ или уклонение от медицинского освидетельствования или специального обучения и сдачи экзаменов по охране труда, технике безопасности и правилам эксплуатации (для работников, у которых это является обязательным условием допуска к работе).
  2. Отказ работника от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 162 ТК РФ), так как в силу трудового договора работник обязан выполнять определенную этим договором трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка (ст. 56 ТК РФ).

При этом следует учитывать, что отказ от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора не является нарушением трудовой дисциплины, а служит основанием для прекращения трудового договора по п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 74 ТК РФ.

Применение дисциплинарных взысканий: порядок и сроки

Главное правило, которое действует в этом случае: один дисциплинарный проступок = одно дисциплинарное взыскание.

Чтобы в принципе запустить механизм по привлечению сотрудника к дисциплинарной ответственности, работодатель должен прежде всего зафиксировать факт, дающий основание полагать, что дисциплинарный проступок действительно имел место быть. Это можно сделать с помощь приказа о проведении служебной проверки, заключения служебной проверки, акта.

Порядок применения взысканий, изложенный в ст. 193 ТК РФ, предполагает, что работник в течение двух дней дает письменное объяснение по требованию работодателя, где разъясняет обстоятельства и причины происшедшего.

Роструд рекомендует ознакомить работника под расписку с предложением, оформленным в виде адресованной именно ему резолюции на поступившем документе из правоохранительных, надзорных или контролирующих органов. Поскольку вероятность того, что сотрудник откажется ставить под этим документом подпись высока, то предложение предоставить объяснения причин совершения проступка следует зачитать вслух в присутствии свидетелей, а в заключении составить соответствующий акт с указанием даты, времени и места его составления.

Если с подготовкой письменного объяснения работник не укладывается в двухдневный срок, то работодатель составляет соответствующий акт. Впрочем, как отмечает Роструд, работник вправе представить свои объяснения и по истечении двухдневного срока, главное, чтобы это было сделано до завершения служебной проверки. При этом важно понимать, что факт непредоставления работником объяснения не может расцениваться как препятствие для применения дисциплинарного взыскания.

Далее издается приказ, который работник подписывает в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия на работе. Если работник отказывается ставить подпись под приказом, то работодателю нужно составить акт.

Работник имеет право обжаловать дисциплинарное взыскание в инспекции труда и суде.

Дисциплинарные взыскания завязаны на конкретные сроки, обозначенные в трудовом законодательстве:

  • Они применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка. Исключение составляют следующие периоды: болезнь работника, время на учет мнения представительного органа работников, время пребывания сотрудника в отпуске.
  • Они не применяются позднее 6 месяцев со дня проступка.
  • Они не применяются позднее 2-х лет со дня совершения по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки. Причем в этот период не входит время производства по уголовному делу.
  • Если в течение 1 года со дня действия взыскания работник не будет подвергнут новым «санкциям», то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания (ст. 194 ТК РФ).
  • До истечения 1 года со дня применения взыскания работодатель имеет право снять его по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения. Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ.

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

2. Исполнение дисциплинарного взыскания прекращается досрочно в случаях:

отмены решения о применении дисциплинарного взыскания;

отмены или признания утратившим силу федерального закона либо его положения, предусматривающего дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, за совершенное противоправное действие (бездействие), либо положения федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации, которое военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, было нарушено;

гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлеченного к дисциплинарной ответственности, признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим;

исключения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлеченного к дисциплинарной ответственности, из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов).

Юридическаяответственность — это те юридическиепоследствия отрицательного характера,которые наступают для лица, не выполняющегодолжным образом своих обязанностей,лежащих на нем в силу закона.

ВКонституции РФ понимание юридическойответственности выражено, прежде всего,в позитивном значении. То естьответственность за правильное,добросовестное выполнение лицом своихобязанностей. Но понимание юридическойответственности имеет и особое, негативноевыражение (осуждение, взыскание и т.д.)тогда, когда лицо безответственно илинедостаточно ответственно относитсяк выполнению своих обязанностей.

Втеории российского права традиционновыделяют пять видов юридическойответственности: уголовную,гражданско-правовую, административную,дисциплинарную и материальную.

Дисциплинарнаяи материальная ответственность нередкоименуется «трудоправовой ответственностью».По существу дисциплинарная и материальнаяответственность — это самостоятельныевиды юридической ответственности всфере труда, имеющие общий признак -субъектов трудового правоотношения(работник и работодатель). Дисциплинарнуюи материальную ответственность объединяети то, что они основаны на трудовомдоговоре.

Современныепринципы правового регулированиядисциплинарной ответственности даютвозможность глубже уяснить воздействиеэтих норм на общественные отношения иосновные направления их развития всовременных условиях хозяйствованияорганизаций различных организационно-правовыхформ и форм собственности. Принципыюридической ответственности могутвыполнять свою роль только будучиопосредованными конкретными нормамиправа.

Всовременной теории права сформировалосьдостаточно единодушное пониманиепринципов, определяющих основание ипределы юридической ответственности.В числе таких принципов вполне обоснованноназываются законность, справедливость,неотвратимость наступления,целесообразность, индивидуализациянаказания, ответственность за вину,недопустимость удвоения ответственности.

Применительнок правовому регулированию дисциплинытруда об основных принципах регулированиядисциплины труда указывается впостановлении Пленума Верховного СудаРФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применениисудами Российской Федерации Трудовогокодекса Российской Федерации». ВерховныйСуд РФ, в частности, указал, что исходяиз статьи 46 (часть 1) Конституции РФ,гарантирующей каждому судебную защитуего прав и свобод, и корреспондирующихей положений международно-правовыхактов, в частности статьи 8 Всеобщейдекларации прав человека, статьи 6 (пункт1) Конвенции о защите прав человека иосновных свобод, а также статьи 14 (пункт1) Международного пакта о гражданскихи политических правах, государствообязано обеспечить осуществление правана судебную защиту, которая должна бытьсправедливой, компетентной, полной иэффективной.

Учитываяэто, а также принимая во внимание, чтосуд, являющийся органом по разрешениюиндивидуальных трудовых споров, в силучасти 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынестизаконное и обоснованное решение,обстоятельством, имеющим значение дляправильного рассмотрения дел обоспаривании дисциплинарного взысканияили о восстановлении на работе иподлежащим доказыванию работодателем,является соблюдение им при применениик работнику дисциплинарного взысканиявытекающих из статей 1,2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55Конституции РФ и признаваемых РоссийскойФедерацией как правовым государствомобщих принципов юридической, аследовательно и дисциплинарнойответственности, таких как справедливость,равенство, соразмерность, вина, гуманизм.

Общепризнаннымив трудовом праве основными принципамидисциплинарной ответственности являютсяследующие:

-принцип законности дисциплинарнойответственности. Он состоит в требованиипривлечения к ответственности лишь завиновное, противоправное деяние и тольков установленных законом пределах.Указание на виновность как необходимоеусловие применения мер дисциплинарнойответственности формулируется черезпризму принципа справедливости наказания;

-принцип справедливости дисциплинарнойответственности, который закрепляетхарактер дисциплинарных санкций,устанавливающих необходимостьсоответствия взыскания степени вины итяжести совершенного проступка,исключающих возможность усилениявзыскания по результатам рассмотренияжалобы работника, подвергнутогонаказанию, и предусматривающихответственность за собственные действия.Принцип справедливости включает в себятребование применения одного юридическогонаказания за одно и то же правонарушение;

-принцип целесообразности применениядисциплинарного взыскания. Этот принципхарактеризует дисциплинарнуюответственность как средство достиженияопределенных социальных целей. Действиеуказанного принципа предполагаетстрогую индивидуализацию ответственности,учет при выборе меры ответственностисвойств личности правонарушителя, родаи характера его деятельности. Этотпринцип дисциплинарной ответственностивыражается также в возможностиосвобождения от наказания (ч. 1 ст. 192 ТКРФ), досрочного снятия дисциплинарноговзыскания (ч. 2 ст. 194 ТК РФ). Следовательно,принцип целесообразности дисциплинарнойответственности предполагает такжезакрепление права работодателя надосрочное снятие с работника вустановленном законом порядкедисциплинарного взыскания, если цельответственности достигнута ранее срокадействия этого взыскания;

-принцип неотвратимости ответственности.Данный принцип определяет предупредительноезначение наказания. Неотвратимостьдисциплинарной ответственности означает,что ни один дисциплинарный проступокне должен остаться вне поля зренияработодателя (его представителя).

Реализацияпринципа неотвратимости ответственностидолжна быть закреплена в обязательностивозбуждения дисциплинарного дела покаждому случаю нарушения трудовойдисциплины. Это само по себе будет иметьбольшое превентивное значение независимоот того, завершается ли дисциплинарноепроизводства стадией реализациидисциплинарной ответственности или жес учетом личности нарушителя иобстоятельств совершения дисциплинарногопроступка прекращается до нее.

-принцип быстроты наступления дисциплинарнойответственности. Этот принцип находитпрактическое выражение в установлениисроков наложения дисциплинарныхвзысканий (ст. 193 ТК РФ), в закреплениитребований оперативного решения вопросовпривлечения работника к дисциплинарнойответственности. Рассматриваемыйпринцип стимулирует деятельностьработодателя (его представителя) посвоевременному применению к работникамдисциплинарных взысканий и способствуетусилению воспитательного воздействиядисциплинарного наказания.

Принципыдисциплинарной ответственности понормам трудового права как самостоятельноговида юридической ответственностиреализуются через управленческиерешения и определяют правильноенаправление дисциплинарной практикив сфере труда.

Отличие административного правонарушения от дисциплинарного проступка

Чем административная ответственность отличается от дисциплинарной?

В зависимости от сочетания интеллектуального и волевого моментов различают следующие формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (самонадеянность или небрежность).

Администрации предоставлено право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушениях трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Поэтому за дисциплинарный проступок могут быть применены и меры общественного воздействия.

К дисциплинарным взысканиям не относятся меры дисциплинарного воздействия, например, такая мера дисциплинарного воздействия, как уменьшение ежегодного оплачиваемого отпуска на число дней прогула работникам, совершившим прогул без уважительных причин. (При этом продолжительность отпуска не может быть менее 24 рабочих дней. Отпуск уменьшается за тот рабочий год, в котором совершены прогулы, независимо от времени его фактического использования.) Эти меры являются дополнительными, применяются наряду с мерами дисциплинарного взыскания или независимо от них и считаются мерами дисциплинарного воздействия.

Следует отметить, что не может быть мер дисциплинарного воздействия, не предусмотренных законодательством. Так, запрещено в порядке дисциплинарного воздействия понижать разряды, лишать надбавок за классность и т.д.

Таким образом, дисциплинарный проступок в области трудовых отношений — это виновное противоправное нарушение трудовых обязанностей рабочими и служащими, за совершение которого может быть применена дисциплинарная санкция, содержащаяся в трудовом праве (мера дисциплинарного взыскания или воздействия).

ОТГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ ОТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ДИСЦИПЛИНАРНОГО ПРОСТУПКА

Особый вопрос о юридических критериях отграничения внешне сходных преступлений и административных правонарушений.

Практическая потребность в этом определяется тем, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности (ст. 2.1 КоАП РФ).

Такие юридические критерии содержатся в уголовном и административном законодательстве и могут относиться к объекту, объективной стороне, субъекту и субъективной стороне составов соответствующих правонарушений.

Например, закон определяет, в каких случаях мелкое хищение государственного имущества является административным правонарушением, а в каких — преступлением; субъектом определенных преступлений признается лицо, достигшее 14-летнего возраста, административного правонарушения — только лица, достигшие 16-летнего возраста; нарушение правил безопасности движения лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшие причинение потерпевшему легкого телесного повреждения — административное правонарушение, а те же действия, повлекшие смерть потерпевшего или причинение ему тяжкого телесного повреждения — преступление; умышленное повреждение насаждений, причинившее значительный ущерб государственному хозяйству — преступление, а те же действия, совершенные по неосторожности, — административное правонарушение. Поэтому для определения характера правонарушения, его юридической природы необходим тщательный сравнительный анализ положений законодательства, устанавливающего ответственность за их совершение.

Административное правонарушение отличается от дисциплинарного проступка тем, что последний, по общему правилу, опосредуется трудовыми, служебными отношениями.

Нередко нарушение трудовых, служебных обязанностей одновременно признается административным правонарушением. Подобные правонарушения получили в литературе название «административно-дисциплинарные правонарушения (проступки)».

Их субъектами являются не граждане, а лица, на которых возложено выполнение определенных трудовых служебных функций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

И в заключение о социальной природе противоправного поведения.

Главное в этом поведении — то, что оно противоречит существующим общественным отношениям, причиняет или способно причинять вред правам и интересам граждан, коллективов и общества в целом, препятствует поступательному развитию общества.

Правонарушения различают по своей направленности, по вероятности наступления вредных последствий и их тяжести, по характеру вызвавших их мотивов, по целям правонарушений и т.д.

Несмотря на все эти различия, правонарушения составляют одну группу явлений в социальном и правовом отношениях, так как обладают единой сущностью и сходными юридическими признаками.

Отечественная наука изучает правовые явления в социально-историческом аспекте, подчеркивая, что преступность — это относительно массовое, исторически изменчивое, социальное имеющее уголовно-правовой характер явление классового общества, слагающееся из всей совокупности преступлений, совершаемых в соответствующем государстве в определенный период времени». В своей принципиальной основе это положение относится и к другим видам правонарушений. В отличие от правомерных действий, которые могут быть прямо предусмотрены нормами права, а могут и вытекать в общей форме из «духа закона», противоправные действия должны быть четко сформулированы действующими правовыми нормами. С этой точки зрения правонарушения можно говорить лишь в рамках и с полиции закона, определяющего понятие и признаки гражданского, административного или иного правонарушения, а нередко и устанавливающего точный перечень противоправных деяний. Такого рода «формализм» противоправности обеспечивает ясность и

единство требований, предъявляемых ко всем гражданам и организациям.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Агопов А.Б. Административная ответственность: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп., — М.: Статут, 2004.
  2. Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / Под ред. д.ю.н., проф. Н.М.

    Конина. – М.: Норма, 2005.

  3. Рогачёва О.С. Административная ответственность: Учебное пособие/ О.С. Рогачёва; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та,2005.
  4. Административная ответственность: вопросы теории и практики. П/р Хаманевой Н.Ю. – М.: ИГП РАН, 2005.
  5. О.В. Смирнов Трудовое право: учебник /3-е издание, доп. перераб. М., Проспект, 1999
  6. Л.А.

    Сыроватская Трудовое право: учебник /2-е издание, доп. перераб. М., ЮРИСТЪ, 2001

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

  1. Кодекс об административных правонарушения (КоАП РФ) а) Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц б) Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

    в)

    Статья 2.1. Административное правонарушение

  1. Трудовой кодекс РФ а) Статья 191. Поощрения за труд б) Статья 192. Дисциплинарные взыскания в) Статья 193.

    Порядок применения дисциплинарных взысканий г) Статья 194. Снятие дисциплинарного взыскания

    д) Статья 195.

    Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию представительного органа работников

Отличие административной ответственности от дисциплинарной

Чем административная ответственность отличается от дисциплинарной?

В-пятых, их применение к виновному влечет для него неблагоприятные последствия, а также состояние наказанности в течение установленных федеральными законами сроков.

В условиях режима законности очень важно различать виды правонарушений, чтобы правильно квалифицировать конкретные правонарушения, законно и обоснованно наказывать виновных.

Преступления от проступков (административных, дисциплинарных) отличает ряд свойств.

Административное право России

а) административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу.

Нормы административной образуют самостоятельный институт права.

В отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только федеральными законами; дисциплинарная — законодательством о труде, о государственной службе, а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения отдельных категорий работников; материальная (имущественная) ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях — нормами административного права;

б) основанием административной является административное правонарушение; уголовной — преступление; дисциплинарной — дисциплинарный проступок; материальной (имущественной) — причинение материального вреда (убытков);

в) субъектами ответственности могут быть как физические, так и юридические лица; уголовной — физические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным.

Рекомендуем прочесть: Дотации на похороны

В чем отличие дисциплинарной ответственности от ответственности, предусмотренной коап?

е. противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Например, за нарушение правил противопожарной безопасности, правил дорожного движения, правил регистрации по месту проживания и др.

Дисциплинарные взыскания налагаются только тем работодателем, с которым работник состоит в трудовых правоотношениях.

Вопрос 53

Административной ответственности присущ всеобщий характер, т. е. нормы и правила обязательны для всех без исключения.

• административная ответственность регулируется нормами института ответственности, которые содержатся в законах и подзаконных актах (уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная — законодательством о труде, подзаконными актами, которые устанавливают особенности положения отдельных категорий служащих и рабочих; материальная ответственность — законодательством о труде, гражданским законодательством);

основанием ответственности является административное правонарушение (основанием уголовной ответственности является преступление, дисциплинарной — дисциплинарный проступок, материальной — причинение материального вреда);

• субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица (субъекты уголовной — только физические лица);

• за административные правонарушения применяются административные наказания (за преступления — меры уголовной ответственности, за дисциплинарные проступки — дисциплинарные взыскания);

• административные наказания применяются широким кругом уполномоченных органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами (меры уголовной определяются только судом; дисциплинарные взыскания — органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью; материальные — судами общей юрисдикции и арбитражными судами);

• применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы — лицо, к которому оно применено, считается подвергнутым административному наказанию в течение определенного срока (применение мер уголовной к лицу, осужденному за совершение преступления, влечет судимость; один из видов дисциплинарного взыскания — увольнение с работы);

• меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях (уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные — в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной -в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства).

Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические нарушения

Дисциплинарную ответственность за такое деяние возможно применить лишь в том случае, если это нарушение совершено виновным работником в период его рабочего времени, что и является дисциплинарным проступком.

Чем административная ответственность отличается от дисциплинарной

Чем административная ответственность отличается от дисциплинарной?

В данной работе хотелось бы осветить такие вопросы, как особенности и ее отличие от остальных видов юридической, поднять вопрос об наказании и обстоятельствах, смягчающих и отягчающих, о дисциплинарной и материальной ответственности.

Что такое административная? – это применение судьей, уполномоченным органом или должностным лицом установленных государством наказания на основании закона и в порядке, определяемом законом к физическим и юридическим лицам за административные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также осознанная готовность виновного лица понести это наказание.

Также ответственность – это вид юридической, которая выражается в применении уполномоченными органами административного наказания к гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

Административная ответственность

РЕФ-Мастер — уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы — Административная.

Правовое положение и организационное построение службы милиции по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых ОВД.

Административно-деликтное право Республики Беларусь

Рассматриваются: понятие деликтного права, его предмет и метод; деликтный закон, структура административно-деликтной

это «отрасль права, призванная регулировать общественные отношения в сфере государственного управления и отношения управленческого характера, возникающие во

внутриорганизационной деятельности иных государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями внешневластных управленческих функций».

администрация, позаимствованное из латинского языка, больше пришлось по душе ученым, и они использовали его при определении отрасли права, регулирующей управленческие

(управленческое) право оказывает регулятивное воздействие на те общественные отношения, возникновение которых непосредственно связано с

государственной управленческой деятельностью и непосредственно проявляет себя как регулятор общественных отношений в сфере государственного управления.

Как известно, «административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников.

Объясняется это тем, что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силу предоставленных ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иных

Из изложенного вытекает, что административное (управленческое) право не регулирует отношения между гражданами, между общественными организациями и внутри

«В обобщенном виде предмет административного права составляет общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе практической

К предмету административного права ученые в современный период относят и общественные отношения, регулируемые материальными и процессуальными нормами,

изложенными в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях Процессуально-исполнительном кодексе по делам об административных правонарушениях.

государственную дисциплину во всех сферах жизнедеятельности общества и государства.

Дисциплинарная ответственность за нарушение трудовой дисциплины

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *