Детский плате

Условия платы за детский сад

Федеральным законом об образовании разделены функции:

  • по предоставлению бесплатного и общедоступного дошкольного образования и

  • по осуществлению присмотра и ухода за детьми

в организациях, осуществляющих дошкольную образовательную деятельность, в том числе в детских садах.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом об образовании отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах),

  • а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях (детских садах).

пункты 3 и 6 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций (детских садов) позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в детских садах в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в детских садах, отнесено к полномочиям учредителей детских садов (органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов) соответствующих детских садов.

пункт 5 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» и пункт 3 части 1 Статьи 9 «Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Присмотр и уход за детьми в детских садах

Присмотр и уход за детьми в детских садах по своему существу является деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях.

Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

часть 1 Статьи 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей» Семейного кодекса РФ

Таким образом, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (присмотр и уход за детьми), в том числе в детских садах. Данная позиция была подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 мая 2006 г. № 5-П

С учетом этого за присмотр и уход за ребенком учредитель детского сада, вправе:

  • устанавливать плату, взимаемую с родителей, и

  • ее размер,

  • если иное не установлено Федеральным законом об образовании.

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Под присмотром и уходом за детьми в детом саду в Федеральном законе об образовании понимается:

  • комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей,

  • обеспечению соблюдения ими личной гигиены и

  • режима дня.

пункт 34 Статьи 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Присмотр и уход за детьми осуществляется детским садом на основании:

  • договора об оказании соответствующих услуг между родителями ребенка и детским садом.

Размер родительской платы за детский сад

При установлении детским садом размера родительской платы за присмотр и уход за детьми следует иметь в виду, что в родительскую плату не допускается включение:

  • расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также

  • расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных детских садов, реализующих образовательную программу дошкольного образования.

часть 4 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Это связано с тем, что:

  • обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях, в том числе и в детских садах,

  • посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг),

  • в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ,

отнесено к полномочиям субъектов РФ.

пункт 3 части 1 Статьи 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в детском саду необходимо учитывать, что:

  • в соответствии с Конституцией РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, и

  • это предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей.

Меры социальной поддержки при оплате детского сада

В части оплаты детского сада такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:

  • установлено право, а не обязанность учредителя детского сада устанавливать плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в детском саду;

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • при введении родительской платы учредитель детского сада вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке;

часть 2 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в детских садах, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается;

часть 3 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

  • в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих детский сад, реализующий образовательную программу дошкольного образования, родителям выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ,

  • но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка,

  • не менее 50% размера родительской платы на второго ребенка,

  • не менее 70% размера родительской платы на третьего ребенка и последующих детей.

часть 5 Статьи 65 «Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность» Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Для реализации указанных в Законе об образовании мер поддержки семей с детьми по оплате детского сада органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредители детских садов:

  • должны принять правовые акты, определяющие категории родителей, для которых размер родительской платы за детский сад будет снижен

  • либо которые будут освобождены полностью от родительской платы за детский сад.

Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано:

  • установить средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных детских садах на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, а также

  • утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы за детский сад и порядок ее выплаты.

При этом учредителям государственных и муниципальных детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо:

  • также предусмотреть средства на возмещение затрат детского сада на осуществление присмотра и ухода за детьми.

Субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки:

  • как для семей, имеющих детей,

  • так и для детских садов, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования.

статья 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
статья 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и
статья 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

Размер платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми в детских садах, в 2018 году

В соответствии с рассмотренными выше нормами законодательства об образовании в каждом регионе свой размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в детских садах.

Но в среднем по всей стране на начало 2018 года статистика (Росстат) дает следующие цифры по родительской плате за детский сад:

Условия оплаты детского сада Родительская плата за детский сад,
рублей/день
Пребывание одного или 2-х детей до 3-х лет в группе с 8-10 часовым пребыванием 88,14
Пребывание в детском саду с 10-12 часовым рабочим днём 114,7
Для детей от 3 до 7 лет пребывание в группе с 8-10 часовым рабочим днём 105,65
Группа с 10-12 часовым днём 137,49
Круглосуточный детский сад 144,73
Многодетная семья с 3-мя и более детьми
За ребёнка до 3-х лет с 10 часовым днём 61,70
За ребёнка до 3-х лет за пребывание в течение 10-12 часов 80,29
Круглосуточные группы 84,52
За детей от 3 до 7 лет 10 часовое пребывание 73,96
За детей от 3 до 7 лет за пребывание в течение 10-12 часов 96,24
За детей от 3 до 7 лет круглосуточное пребывание 101,31

Для иллюстрации усредненный размер родительской платы в детских садах в региональном разрезе приведен в следующей таблице (данные Росстата на начало 2018 года):

Регион Родительская плата за детский сад,
рублей/месяц
Дальневосточный округ
Амурская область 3 251
Камчатский край 3 325
Магаданская область 4 032
Приморский край 1 684
Сахалинская область 3 097
Чукотский автономный округ 3 000
Хабаровский край 3 087
Приволжский федеральный округ
Кировская область 1 114
Нижегородская область 1 705
Пензенская область 1 225
Пермский край 1 479
Башкортостан 1 265
Республика Марий Эл 1 758
Республика Мордовия 1 316
Республика Татарстан 1 474
Самарская область 1 354
Ульяновская область 1 401
Саратовская область 1 284
Северо-западный федеральный округ
Архангельская область 2 286
Вологодская область 1 754
Калининградская область 1 625
Ленинградская область 1 817
Мурманская область 2 219
Новгородская область 1 428
Псковская область 1 695
Республика Карелия 2 645
Республика Коми 2 481
Чувашская республика 1 749
Удмуртия 1 164
Санкт-Петербург 839
Центральный федеральный округ
Белгородская область 1 500
Брянская область 930
Владимирская область 2 141
Воронежская область 1 214
Ивановская область 1 265
Калужская область 946
Костромская область 1 493
Курская область 1 676
Липецкая область 1 024
Москва 2 018
Московская область 2 541
Орловская область 864
Рязанская область 1 171
Смоленская область 1 687
Тамбовская область 1 217
Тверская область 1 425
Крымский федеральный округ
Республика Крым 706
Севастополь 1 795

Родительская плата за детский сад в регионах во многом определяется их финансовыми возможностями.

За более подробной информацией об оплате детского сада (за реальным размером родительской платы за детский сад) необходимо обращаться в свой региональный орган власти в сфере образования:

  • обычно это территориальные подразделения соответствующих министерств образования,

  • но в разных регионах РФ название ведомства может отличаться.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

ПРАВО НА ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВНИМАНИЕ!!!

На основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 02.12.2020 № 996 «О размерах платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, на 2021 год»——> ,

— устанавливается новый размер ежемесячной родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, на 2021 год согласно приложению.

· Размер ежемесячной родительской платы за присмотр и уход за детьми в возрасте от 1 года до 3 лет в группе полного дня — 1354,50 рублей

· Размер ежемесячной родительской платы за присмотр и уход за детьми в возрасте от 3 лет до 8 лет в группе полного дня — 1261,10 рублей

На основании

  • Закона Санкт-Петербурга об образовании в Санкт-Петербурге

  • Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.11.2016 № 3432-р «Об утверждении Административного регламента Комитета по образованию по предоставлению государственной услуги по выполнению отдельных функций по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям семей, имеющим детей, в виде предоставления компенсации родительской платы и части родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении Комитета по образованию»

родителям (законным представителям) предоставляется компенсация родительской платы и части родительской платы за присмотр и уход за детьми

Родительская плата не взимается за присмотр и уход за детьми в государственных дошкольных и иных государственных образовательных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, относящимися к следующим категориям детей:

  • дети-инвалиды;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети с туберкулезной интоксикацией;
  • дети, посещающие группы, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования;
  • дети, семьи которых имеют в своем составе ребенка-инвалида;
  • дети, у которых оба или единственный родитель (законный представитель) являются инвалидами I или II группы;
  • дети, у которых один из родителей (законных представителей) является военнослужащим срочной службы;
  • дети, у которых один из родителей (законных представителей) занимает штатную должность в государственном дошкольном или ином государственном образовательном учреждении, осуществляющем образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.

Компенсация части родительской платы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга предоставляется в размере:

  • 20 процентов среднего размера родительской платы — на первого ребенка в семье;
  • 40 процентов среднего размера родительской платы — на каждого ребенка из неполной семьи, имеющей среднедушевой доход семьи ниже двукратного размера величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий месяцу обращения;
  • 50 процентов среднего размера родительской платы — на каждого ребенка из семьи, в которой один из родителей является инвалидом I или II группы;
  • 50 процентов среднего размера родительской платы — на второго ребенка в семье;
  • 70 процентов среднего размера родительской платы — на третьего ребенка и последующих детей в семье;
  • 70 процентов среднего размера родительской платы — на каждого ребенка из семьи, имеющей среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения, установленного в Санкт-Петербурге за квартал, предшествующий месяцу обращения.

При наличии у родителей (законных представителей) права на получение компенсации по нескольким основаниям компенсация предоставляется по одному основанию с максимальным размером.

Компенсация предоставляется ежемесячно путем уменьшения размера родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребёнка в ГБДОУ, на размер предоставленной компенсации.

Для получения компенсации родитель (законный представитель) ребёнка ежегодно подаёт заявление о предоставлении компенсации руководителю ГБДОУ по форме, утверждаемой Комитетом по образованию.

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие основания для получения компенсации:

  • Один ребёнок в семье — свидетельство о рождении ребёнка, паспорт родителя (законного представителя).

  • Двое детей в семье — свидетельства о рождении каждого ребёнка, паспорт родителя (законного представителя).

  • Трое и более детей в семье — свидетельства о рождении каждого ребёнка, паспорт родителя (законного представителя).

Ребенок из неполной семьи, имеющей среднедушевой доход ниже двукратной установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения:

  • свидетельство (а) о рождении ребёнка (детей);
  • документы о доходах членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;

  • документы, подтверждающие статус неполной семьи, в которой единственный родитель имеет статус одинокой матери, либо один из родителей умер, признан судом безвестно отсутствующим (умершим), лишен родительских прав (ограничен в родительских правах), родители (один из родителей) отбывают (отбывает) срок наказания в местах лишения свободы, а также в которой родители (один из родителей) уклоняются (уклоняется) от уплаты алиментов, а решение суда (судебный приказ) о взыскании алиментов не исполняется (свидетельство о смерти, приговор суда, решение суда, судебный приказ и иные документы, подтверждающие статус неполной семьи);

  • паспорт родителя (законного представителя).

Ребенок из семьи, в которой один из родителей инвалид I или II группы:

  • свидетельство (а) о рождении ребёнка (детей);

  • документ, подтверждающий наличие инвалидности I или II группы у одного из родителей (законного представителя) ребёнка;
  • паспорт родителя (законного представителя).

Ребенок из семьи, имеющей среднедушевой доход ниже установленной в Санкт-Петербурге величины прожиточного минимума на душу населения:

  • свидетельство (а) о рождении ребёнка (детей);

  • документы о доходах членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления;
  • паспорт родителя (законного представителя).

Документы представляются в оригинале с приложением копии. Оригинал возвращается заявителю. Копии документов заверяются должностным лицом образовательного учреждения и хранятся в личном деле воспитанника.

Заявление о предоставлении компенсации части родительской платы —->

ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ заявления опредоставлении компенсации части родительской платы ——>

Дополнительное соглашение к договору об образовании при приеме ребенка на обучение по образовательным программам дошкольного образования (от 1 года до 3 лет)———>

Дополнительное соглашение к договору об образовании при приеме ребенка на обучение по образовательным программам дошкольного образования (от 3 до 8 лет)———>

Размер ежемесячной платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в ГБДОУ (далее родительская плата), устанавливается в процентном соотношении от объема затрат в месяц на содержание ребенка в ГБДОУ в зависимости от вида Группы и режима работы ГБДОУ.

Размер родительской платы ежегодно устанавливается Правительством Санкт-Петербурга в соответствии с п.3 ст.65 Закона Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п.4. ст.9 Закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 № 461-83, Закона Санкт-Петербурга от 29.10.2014 № 509-96.

Основные задачи дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в современных условиях

Современное дошкольное образование детей исходит из понимания того, что как дети проведут первые семь лет жизни до порога школы, зависит их способность в будущем быть успешными и перспективными, эмоционально устойчивыми к изменениям жизненных условий в наших нынешних социально-экономических условиях.

Дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях рассматривается важнейшей составной частью образования в целом и должно быть направлено:

  • на обогащение развития,

  • а не на быстроту познания в большом количестве.

Считается, что дети ещё успеют всё узнать, и в этом и состоит главная задача дошкольной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС):

  • дать детям детство и сохранить радость детства;

  • в искусственном и весьма однообразном образовании, нет возможности сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка, не обеспечивая нормально-гармоничного развития.

Вся предшествующая система образования была направлена в основном на передачу знаний, умений, навыков. Задачей дошкольных образовательных учреждений в современных условиях является, прежде всего, развитие:

  • творческой активности детей,

  • самостоятельности,

  • самосознания и др.

Показателем эффективности образования в дошкольных образовательных учреждениях считается:

  • не «обученность» детей или сумма усвоенных ими знаний,

  • а уровень психического развития каждого ребенка.

Виды дошкольных образовательных учреждений

Дошкольное образование в РФ предоставляют дошкольные образовательные учреждения (ДОУ). Чаще всего — это детские сады, и реже — другие образовательные учреждения, которые организуют:

  • присмотр за детьми и

  • обучают их по дошкольной программе в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

К дошкольным образовательным учреждениям в соответствии с Федеральным законом об образовании относятся образовательные учреждения, осуществляющие в качестве основной цели своей деятельности:

  • образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также

  • присмотр и уход за детьми.

ч. 2 статьи 23 «Типы образовательных организаций» Федерального закона № 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон об образовании определяет общие параметры правового статуса дошкольных образовательных учреждений, в то время как специфика их деятельности устанавливается с учетом подзаконных нормативных правовых актов самих дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время к дошкольным образовательным учреждениям (ДОУ) относятся образовательные учреждения следующих видов:

  • детский сад:

    • реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности;

  • детский сад для детей раннего возраста:

    • реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет;

    • создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников;

  • детский сад для детей пред школьного (старшего дошкольного) возраста:

    • реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности,

    • а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях;

  • детский сад присмотра и оздоровления:

    • реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур;

  • детский сад компенсирующего вида:

    • реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья;

  • детский сад комбинированного вида:

    • реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании;

  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников:

    • реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;

  • центр развития ребенка — детский сад:

    • реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и

    • при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое;

    • в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

Законодательством об образовании предусматривается также возможность создания в дошкольных образовательных учреждениях:

  • групп по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  • семейных дошкольных групп, которые могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Продолжительность работы таких групп варьируется — полный день, сокращенный день, продленный день, кратковременное или круглосуточное пребывание.

Права и обязанности дошкольных образовательных учреждений

Федеральный закон № 273-ФЗ предусматривает:

  • с одной стороны, стандартизированный подход к обучению в дошкольных образовательных учреждениях и

  • с другой стороны, самостоятельность разработки образовательной программы дошкольного образования дошкольными образовательными учреждениями, дает им возможность адаптации обучения к индивидуальным особенностям и потребностям воспитанников,

  • а также предполагает педагогическую автономию дошкольных образовательных учреждений.

Ряд обязанностей дошкольных образовательных учреждений призван обеспечить права обучающихся, связанные с созданием условий:

  • для охраны и укрепления здоровья,

  • организации питания.

В частности, дошкольные образовательные учреждения обязаны:

  • создавать необходимые условия для работы медицинских работников,

  • осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и педагогов.

Дошкольные образовательные учреждения в известных пределах самостоятельны в осуществлении финансовой, хозяйственной деятельности.

К компетенции дошкольных образовательных учреждений отнесены:

  • материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса,

  • оборудование помещений в соответствии с установленными требованиями;

  • при этом данные права одновременно являются и обязанностями дошкольных образовательных учреждений.

В ряду организационных прав дошкольных образовательных учреждений:

  • самостоятельная разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся,

  • правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов;

  • самостоятельный подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;

  • установление структуры дошкольного образовательного учреждения, штатного расписания и др.

Дошкольные образовательные учреждения обязаны:

  • предоставлять учредителю и общественности ежегодный отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также

  • отчет о результатах самооценки деятельности дошкольного образовательного учреждения;

  • обеспечить открытость и доступность информации о своей деятельности, в том числе:

    • по вопросам создания, структуры, о реализуемых образовательных программах;

    • об оказываемых услугах;

    • о руководителе и персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования и квалификации;

    • о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и т.д.

  • в целях обеспечения информирования населения по указанным параметрам дошкольные образовательные учреждения обязаны обеспечить создание и ведение официального сайта в сети Интернет.

В следующем материале будут рассмотрены особенности правового регулирования разграничения образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений и деятельности по оказанию услуг в части присмотра и ухода за детьми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *