Чем отличается спонсорство от благотворительности?

В чем разница и существенное отличие между: благотворительным пожертвованием (ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)») и пожертвованием (ст. 582 ГК РФ) для благотворителя? Пожертвование или благотворительное пожертвование направляют на строго определенные цели, или это не является в обоих случаях обязанностью?

23 июля 2019

Согласно п. 1 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, медицинским, образовательным организациям, организациям социального обслуживания и другим аналогичным организациям, благотворительным и научным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.
Таким образом, пожертвование должно преследовать общеполезную цель, которую желает достигнуть жертвователь (апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 09.02.2015 по делу N 33-299/2015).
Понятие общеполезных целей в ГК РФ не раскрывается. По смыслу этого понятия речь должна идти о целях, имеющих общественную значимость, связанных с пользой пожертвования для широкого круга лиц.
Как отмечают судьи, цель использования пожертвования не может быть любой, а обязательно общеполезной и не только благотворительной направленности (постановление АС Московского округа от 29.08.2018 N Ф05-13027/18).
Цели благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности обозначены в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее — Закон N 135-ФЗ). Анализ этой нормы позволяет прийти к выводу о том, что благотворительная деятельность по существу также направлена на достижение общественно значимых целей. Однако из п. 1 ст. 2, ст. 5 Закона N 135-ФЗ следует, что благотворительная деятельность возможна, например, и в форме адресной материальной поддержки граждан, нуждающихся в такой поддержке. При этом, как указано в ст. 5 Закона N 135-ФЗ, благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований. Обязанность благотворителей определять соответствующие цели и порядок, в том числе при осуществлении благотворительных пожертвований гражданам, законом не закреплена.
Между тем п. 3 ст. 582 ГК РФ предусмотрено, что пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества гражданину считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества. Это правило направлено на реальное обеспечение использования безвозмездно передаваемого жертвователем имущества в общеполезных целях (определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 1821-О).
Таким образом, различие между благотворительным пожертвованием и пожертвованием, урегулированным ст. 582 ГК РФ, состоит, в частности, в том, что при обычном пожертвовании гражданину жертвователь всегда обуславливает передачу имущества его использованием по определенному назначению для достижения общеполезных целей. Благотворительное пожертвование лишено такого обязательного признака: благотворитель вправе, но не обязан определять направление использования имущества благополучателем — гражданином. Следовательно, в определенных случаях благотворительное пожертвование (в частности, гражданину) в контексте норм главы 32 ГК РФ может признаваться не пожертвованием, а обычным дарением.
Также отметим, что понятие благотворительного пожертвования охватывает более широкий круг объектов гражданских прав по сравнению с пожертвованием, предусмотренным ст. 582 ГК РФ. Как уже было отмечено, в соответствии с п. 1 этой статьи пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Между тем благотворительное пожертвование может быть сделано в форме не только передачи имущества, но и, например, бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг (часть вторая ст. 5 Закона N 135-ФЗ). Отличительным признаком благотворительного пожертвования является и то, что оно может предусматривать передачу в собственность имущества, наделение правами владения, пользования и распоряжения объектами права собственности, выполнение работ, оказание услуг, как безвозмездно, так и на льготных условиях. В этом смысле благотворительное пожертвование не всегда является дарением.
Закон N 135-ФЗ не обязывает благотворителя обозначать цели пожертвования, как и указывать при передаче имущества (перечислении денежных средств), что передаваемое имущество (права) является именно благотворительным пожертвованием. Иногда благотворительный характер пожертвования может явствовать из обстановки или вытекать из условий, при которых сделано пожертвование. Тем не менее с тем чтобы достичь правовой определенности, избежать возможного недопонимания и споров (например, относительно того, действительно ли денежные средства перечислены в качестве пожертвования или перечисление произведено ошибочно и они составляют неосновательное обогащение получателя), целесообразно во многих случаях все же обозначать характер передаваемого имущества (выполняемых работ, оказываемых услуг) как пожертвование.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Договор пожертвования.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Ответ прошел контроль качества

Как известно, бюджетные учреждения вправе принимать от юридических и физических лиц подарки. Как требует законодательство РФ, получение подарков необходимо оформлять договором. Однако вид договора и порядок его оформления будут зависеть от условий предоставления этих подарков.

Рассмотрим в статье отличия заключения бюджетными учреждениями культуры и искусства договора пожертвования от заключения договора дарения, а также особенности отражения операций по получению имущества по указанным договорам в налоговом и бюджетном учете.

Порядок заключения договоров дарения и пожертвования регламентируется гл. 32 ГК РФ. Данный документ является основополагающим. Поэтому при рассмотрении порядка заключения этих договоров следует отталкиваться именно от Гражданского кодекса.

Договор дарения

Определение договора дарения представлено в ст. 572 ГК РФ. Согласно данной статье по договору дарения юридическое или физическое лицо (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать бюджетному учреждению (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или третьему лицу.

В соответствии со ст. 574 ГК РФ договор дарения может заключаться как в письменной, так и в устной форме.

В письменной форме договор оформляется при соблюдении следующих условий:

  • дарителем является юридическое лицо, и стоимость дара превышает 3000 руб.;
  • договор содержит обещание дарения в будущем.

Соответственно, в устной форме заключение договора производится в случае, если дарителем является физическое лицо и стоимость дара составляет не более 3000 руб.

Также стоит отметить, что при дарении недвижимого имущества такой договор подлежит обязательной государственной регистрации. Порядок ее проведения определен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Федеральный Закон N 122-ФЗ). Согласно ст. 13 данного Закона государственная регистрация прав проводится в следующем порядке:

  • прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов;
  • правовая экспертиза документов и проверка законности сделки;
  • установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;
  • совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.

Проведение государственной регистрации должно быть осуществлено не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации, а проведение ипотеки жилых помещений — не позднее чем в течение пяти рабочих дней с указанного дня.

В случае нарушения требования обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество договор дарения признается недействительным.

На это же ссылаются и судебные органы. Так, ФАС ЗСО в Постановлении от 23.10.2009 N А03-1921/2009 рассмотрел кассационную жалобу главного управления имущественных отношений Алтайского края на решение арбитражного суда по иску главного управления имущественных отношений Алтайского края к краевой общественной организации профессионального союза работников.

Проверив законность обжалуемого судебного органа, кассационная инстанция не нашла оснований для отмены судебного решения.

Исходя из материалов дела между Алтайской краевой общественной организацией профессионального союза работников (даритель) и администрацией Алтайского края (одаряемый) заключен договор дарения имущественного комплекса детского оздоровительно лагеря. Имущество передано дарителем одаряемому по акту.

Считая, что субъект РФ — Алтайский край является собственником вышеназванного имущества, и указывая на то, что данное имущество внесено в реестр краевой собственности, главное управление имущественных отношений Алтайского края обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Арбитражный суд пришел к правильному выводу о ничтожности состоявшейся сделки — договора дарения, поскольку указанный договор в установленном порядке не был зарегистрирован, стороны договора за его регистрацией не обращались. Таким образом, решение суда об отказе в иске является законным и обоснованным.

Довод заявителя о том, что договор дарения был зарегистрирован, подлежит отклонению, поскольку п. 1 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

Аналогичное судебное решение вынесено ФАС ЗСО в Постановлении от 02.03.2009 N Ф04-960/2009(751-А27-38). Суд установил, что обществом (дарителем) и муниципальным образованием (получателем) заключен договор безвозмездной передачи здания конторы в муниципальную собственность. Данный договор является договором дарения недвижимого имущества, поэтому подлежит государственной регистрации в силу п. 3 ст. 574 ГК РФ. Поскольку договор дарения недвижимого имущества в установленном законом порядке не зарегистрирован, кассационная инстанция сделала вывод о его незаключенности и отказала в удовлетворении иска муниципального образования о признании права муниципальной собственности на указанное здание.

Стоит отметить, что гражданское законодательство содержит также и запрет на дарение. Как определено в п. 1 ст. 575 ГК РФ, не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 руб.:

  • от имени малолетних и граждан, признанных недееспособными, их законными представителями;
  • работникам образовательных, медицинских, оказывающих социальные услуги и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;
  • лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Стоит отметить, что на указанных лиц запрет на дарение не распространяется в случае дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

При получении госслужащими подарков стоимостью свыше 3000 руб. они признаются федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором данное лицо замещает должность. В таком случае нельзя не обойти вниманием порядок налогообложения данных подарков. По этому поводу издано Письмо Минфина России от 13.03.2009 N 01-02-01/03-504.

При получении лицом, замещающим государственную и муниципальную должность, подарков, признаваемых в соответствии с законодательством федеральной собственностью, собственностью субъекта РФ или муниципальной собственностью и передаваемых служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность, дохода, подлежащего налогообложению, не возникает (ст. 575 ГК РФ).

Согласно ст. 211 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.

При этом не подлежит налогообложению доход в виде подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей, если их стоимость не превышает 4000 руб. за налоговый период (п. 28 ст. 217 НК РФ). Следовательно, обязанности по уплате НДФЛ не возникает независимо от того, является физическое лицо работником организации или нет.

Если же стоимость подарков превышает 4000 руб., организация, вручающая подарки, с суммы такого превышения обязана исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.

Руководителям и бухгалтерам бюджетных учреждений стоит обратить внимание на положения ст. 576 ГК РФ, которая устанавливает ограничение на дарение имущества. В частности, как сказано в п. 1 данной статьи, юридическое лицо, которому вещь принадлежит на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, вправе подарить ее с согласия собственника, если законом не предусмотрено иное. Это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимостью.

На первый взгляд все понятно. Однако изучение гражданского законодательства показало несоответствие ряда положений ГК РФ. Так, в п. 1 ст. 298 ГК РФ определено, что бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. То есть исходя из смысла п. 1 ст. 298 ГК РФ не допускается дарение имущества даже с согласия собственника. В то же время данный запрет не распространяется на имущество, полученное бюджетным учреждением от приносящей доход деятельности, а именно учреждение самостоятельно в решении вопроса о распоряжении таким имуществом. Иными словами, заключение подобных сделок не требует согласия собственника, тогда как ст. 576 ГК РФ ограничивает права учреждения в отношении указанных доходов. Следовательно, бюджетные учреждения вправе заключать договоры дарения только с согласия собственника, за исключением обычных подарков, которые они вправе презентовать самостоятельно.

Принимая во внимание безвозмездный характер дарения, а также существующее экономическое положение в стране, все чаще даритель отказывается от своих обязательств. На основании ст. 577 ГК РФ он вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, обязывающего его осуществить в будущем безвозмездную передачу вещи или прав. Исходя из п. 1 данной статьи отказ от исполнения договора дарения возможен в случае, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни.

Налоговый учет дара

Как определено п. 8 ст. 250 НК РФ, в целях налогообложения прибыли имущество, полученное по договору дарения, признается внереализационным доходом. В таком случае оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже остаточной стоимости — по амортизируемому имуществу. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком-получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки.

В случае превышения остаточной стоимости подаренного имущества над рыночной для целей налогообложения их первоначальной стоимостью будет признаваться именно остаточная стоимость, подтвержденная передающей стороной. В этой ситуации данные бухгалтерского и налогового учета по объекту будут различными: в бухгалтерском учете первоначальная стоимость будет равна рыночной цене, а в налоговом — остаточной стоимости по данным передающей стороны.

При превышении рыночной цены над остаточной оценка объекта в бухгалтерском и налоговом учете будет одинаковой ввиду того, что стоимость имущества, полученного по договору дарения, определяется исходя из рыночной цены.

При определении рыночной цены в налоговом учете используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ в целях налогового учета рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях. Идентичные товары должны иметь одинаковые характерные для них основные признаки (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель). Однородность товаров состоит в том, что они имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении рыночных цен следует учитывать несколько факторов:

  • принимаются ли во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость этих лиц не повлияла на результаты таких сделок (п. 8 ст. 40 НК РФ);
  • учитывается ли информация о заключенных на момент реализации этого товара, работы или услуги сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях (количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены) (п. 9 ст. 40 НК РФ).

В случае отсутствия на соответствующем рынке товаров, работ или услуг сделок по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или отсутствия предложения на этом рынке таких товаров, работ или услуг, а также при невозможности определения цен ввиду отсутствия либо недоступности информационных источников для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, устанавливается как разность цены, по которой такие товары, работы или услуги реализованы покупателем товаров, работ или услуг при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца товары, работы или услуги) и продвижении на рынок приобретенных у покупателя товаров, работ или услуг, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя (п. 10 ст. 40 НК РФ).

При невозможности использования метода цены последующей реализации применяется затратный метод. При нем рыночная цена товаров, работ или услуг, реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.

Договор пожертвования

В отличие от договора дарения, пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и субъектам РФ (республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам), а также городским, сельским поселениям и другим муниципальным образованиям.

В договоре пожертвования отражаются условия использования подаренного имущества, тогда как в договоре дарения никаких ограничений на пользование имуществом нет, то есть оно может применяться в любых целях, не противоречащих законодательству. Иными словами, если в договоре пожертвования не содержится таких условий, то данный договор будет считаться договором дарения.

Стоит отметить, что обязательное условие определения использования имущества по целевому назначению установлено только в случае, если пожертвование осуществляется гражданину. При пожертвовании юридическому лицу, в частности бюджетному учреждению, жертвователю дано лишь право на указание цели использования имущества.

Вместе с тем во избежание лишних разногласий с налоговыми органами при пожертвовании учреждениям в договоре в обязательном порядке необходимо отразить направление использования имущества.

Приведем пример из судебной практики.

Так, ФАС СЗО в Постановлении от 18.07.2005 N А13-15426/04-05 рассмотрена кассационная жалоба налогового органа на решение арбитражного суда о признании недействительным его решения в части взыскания штрафа за неуплату учреждением налога на прибыль.

Рассмотрев материалы дела, кассационная инстанция не нашла оснований для удовлетворения требований налоговиков.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена проверка соблюдения учреждением налогового законодательства. По ее результатам вынесено решение о привлечении учреждения к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислении налогов с соответствующими пенями. По мнению налоговиков, учреждение не включало в доходы, подлежащие обложению налогом на прибыль, суммы, поступавшие от юридических и физических лиц в виде благотворительной помощи и пожертвований.

Арбитражным судом установлено, что учреждением на основании заключенных договоров и соглашений к ним с физическими и юридическими лицами получались благотворительные взносы и пожертвования, которые зачислялись и использовались на финансирование расходов на нужды учреждения. При этом велся раздельный учет поступления и расходования спорных средств. Расходование благотворительных взносов и пожертвований осуществлялось по целевому назначению в соответствии со сметами доходов и расходов.

На этом основании суд пришел к правомерному выводу о том, что спорные суммы согласно пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ не должны включаться во внереализационные доходы.

Договор пожертвования может быть расторгнут по причинам, предусмотренным ст. 450 ГК РФ, а именно в случае существенного нарушения условий договора. При этом существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Рассмотрим судебную практику по расторжению договора пожертвования.

Так, Арбитражным судом Московской области в Решении от 29.12.2007 N А41-к1-12160/07 рассмотрен иск администрации муниципального района к региональной общественной организации о расторжении договора пожертвования.

Исследовав в полном объеме все представленные в материалы дела письменные доказательства, оценив их в совокупности и выслушав доводы и объяснения представителей сторон, присутствовавших на заседании, арбитражный суд пришел к следующему.

Исходя из материалов дела следует, что между муниципальным образованием и региональной общественной организацией был заключен договор пожертвования объекта незавершенного строительства. Пунктами указанного договора предусмотрено, что ответчик (региональная организация) обязуется провести межевание границ земельного участка под объектом незавершенного строительства, привлечь инвесторов, доработать проект строительства объекта, начать строительные работы после доработки проекта, использовать объект исключительно в качестве медицинского реабилитационно-восстановительного центра для инвалидов Чернобыля и инвалидов локальных войн, оказывать жителям муниципального района консультативно-диагностические услуги и реабилитационно-восстановительное лечение больных, использовать пожертвованное имущество по другому назначению только при наличии письменного согласия администрации муниципального района.

Данные условия договора сторонами не исполнены по истечении более чем пятилетнего срока с момента заключения договора, который суд находит разумным и достаточным для полного исполнения условий договора.

Поскольку ответчиком не представлены доказательства исполнения вышеназванных существенных условий договора и использования принятого им имущества в соответствии с указанным жертвователем назначением, требование истца о расторжении договора следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению согласно ст. 450 ГК РФ.

Необходимо ли в целях налогообложения вести раздельный учет по имуществу, полученному по договорам пожертвования? На этот вопрос дается ответ как в гражданском, так и в налоговом законодательстве.

Руководствуясь п. 3 ст. 582 ГК РФ, бюджетное учреждение, принимающее пожертвование, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Та же обязанность установлена и в налоговом законодательстве. Так, согласно п. 2 ст. 321.1 НК РФ в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Аналитический учет доходов и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений ведется по каждому виду поступлений.

Определение целевых средств дано в п. 2 ст. 251 НК РФ. К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. Подпунктом 1 п. 2 данной статьи к целевым поступлениям отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом.

Как известно, за правильностью уплаты налогов и сборов следят налоговые органы. И зачастую у них имеется своя точка зрения в отношении ведения раздельного учета по целевым поступлениям.

К примеру, Постановлением ФАС ВСО от 28.11.2006 N А33-27286/05-Ф02-6274/06-С1 признано незаконным решение налогового органа о привлечении учреждения к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль, поскольку целевые поступления в виде пожертвований не подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль и учреждением соблюдено требование Налогового кодекса о раздельном учете таких поступлений.

Бухгалтерский учет имущества, полученного по договору дарения (пожертвования)

Как определено п. 13 Приказа Минфина России от 30.12.2008 N 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (далее — Инструкция N 148н), имущество, полученное бюджетным учреждением по договору дарения, принимается на баланс по первоначальной стоимости. При этом первоначальной стоимостью признается их рыночная стоимость на дату принятия к бюджетному учету, а также стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное для использования.

Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бюджетному учету. В частности, для обоснования рыночной стоимости имущества, полученного по договору дарения, могут служить прайс-листы организаций, торгующих подобным имуществом, платежные документы передающей стороны, заключение фирмы-оценщика.

Рассмотрим порядок отражения операций по поступлению подаренного (пожертвованного) имущества в бухгалтерском учете на примере поступления основных средств (п. п. 21, 75 Инструкции N 148н):

  • отражение рыночной стоимости подаренного (пожертвованного) основного средства:

Дебет счета 0 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»

Кредит счета 0 401 01 180 «Прочие доходы»;

  • отражение операций по приведению подаренного (пожертвованного) основного средства в состояние, пригодное для использования:

Дебет счета 0 106 01 310 «Увеличение капитальных вложений в основные средства»

Кредит счетов 0 302 19 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств», 0 208 19 660 «Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению основных средств»;

  • принятие к учету подаренного (пожертвованного) основного средства по сформированной стоимости:

Дебет счета 0 101 00 310 «Увеличение стоимости основных средств»

Кредит счета 0 106 01 410 «Уменьшение капитальных вложений в основные средства».

Пример. Бюджетное учреждение культуры получило от юридического лица по договору пожертвования компьютеры в количестве 5 шт. К договору приложены счет-фактура и накладная на приобретение этих объектов, стоимость купленных компьютеров составляет 15 900 руб. за штуку (НДС не облагается). Подаренные компьютеры по условиям договора пожертвования надлежит использовать в рамках бюджетной деятельности.

В бюджетном учете учреждения культуры принятие к учету полученных в виде пожертвования объектов будет отражено следующим образом:


Спонсорство и благотворительность — есть ли разница?

Такие понятия как благотворительность и спонсорство довольно часто путают, нарушая тем самым логику обращения к потенциальному источнику спонсорских средств. Причина проста – просьба оказать благотворительную помощь мотивирована иначе, чем просьба предоставить спонсорское финансирование проекту или мероприятию на возмездных началах.

Сравним кратко два определения из Википедии и других источников:

Благотворительность — это оказание бескорыстной помощи нуждающимся в ней. Особое отличие благотворительности от других видов финансирования — свободный выбор благотворителем времени, вида и места помощи. Кроме того, состав такой помощи определяется благотворителем исходя из его видения нужд, что означает зачастую материальную не денежную помощь или оказание услуг. Отчасти, меценатство является одним из видов благотворительности.

Спонсорство — это целевая финансовая поддержка субъекта (юридическое или физическое лицо) для продвижения, реализации коммерческих проектов других субъектов. Спонсорство предполагает взаимное достижение целей в рамках одного проекта, хотя цели у партнеров, как правило, различаются. Важная особенность спонсорства – взаимные обязательства сторон и наличие определенных условий, т.е. договорные отношения, по сути – сделка. Спонсоров можно считать деловым сотрудничеством в рамках проекта, инициатором и организатором которого является одна из сторон.

Как видно из определений и следует из практики, благотворительность и спонсорство имеют только один общий аспект — одна сторона предоставляет другой некий ресурс. На этом сходство заканчивается. Например, в рамках благотворительной помощи свои цели, как правило, реализует только принимающая сторона, за исключением масштабных социально-значимых проектов. Таким образом, о коммерческой составляющей в рамках благотворительной деятельности говорить не приходится. Бизнесу подобные проекты редко интересны, что может привести к негативному результату. Обращение за безвозмездной и безусловной благотворительной помощью не имеет никакого отношения к спонсорству.

Все материалы «Спонсорство. Ликбез и FAQ» «

© Спонсорское агентство COMPRED.COM

Дополнительная информация по спонсорству

  • Статья Как говорить со спонсором?
  • Статья Проблемы спонсорства в России
  • Статья Как правильно искать спонсора?
  • Статья Как обращаться за благотворительной помощью?

Обращайтесь к нам при помощи формы быстрой связи. Мы ответим в течение рабочего дня. Звоните по телефону . Также можно написать на электронную почту

Базовые расценки на текстовые услуги в прайсе. Предварительные устные консультации по составу и объему работоказываем бесплатно

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *