Бюджетное обязательство

Содержание

Принятые бюджетные обязательства — бухгалтерские проводки

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Выплата зарплаты: счета и проводки

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Итоги

Что представляют собой принятые бюджетные обязательства?

Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):

  • принятие и подтверждение финансовых обязательств;
  • санкционирование выполнения финансовых обязательств;
  • подтверждение выполнения финансовых обязательств.

Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).

В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).

Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.

Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.

Пример

Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.

Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.

Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.

Учет принятых обязательств в регистрах бухучета: структура счетов для проводок

Принятие бюджетных обязательств государственными учреждениями осуществляется с применением счета 0 502 01 000 (принятые обязательства) по Единому плану счетов, утвержденному приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Учреждение вправе применять те счета, что приведены в нормативных актах, регулирующих бухучет в конкретных типах государственных учреждений — казенных (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н), бюджетных (приказ Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н), автономных (приказ Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н).

Но так или иначе все счета в указанных источниках права базируются на тех, которые утверждены приказом № 157н, поэтому в качестве регулирующего нормативного акта можно использовать данный приказ, юрисдикция которого распространяется на все типы учреждений.

Проводки по кредиту счета 0 502 01 000, имеющие отношение к принятию бюджетных обязательств, могут корреспондировать, в частности:

  • с дебетом счета 0 501 00 000 (лимиты обязательств), если учреждение — казенное;
  • с дебетом счета 0 506 00 000 (право на обязательства), если учреждение — автономное или бюджетное.

Бюджетные обязательства, как мы отметили выше, тесно связаны с финансовыми обязательствами, которым также соответствуют отдельные проводки. Для учета финансовых обязательств применяется счет 0 502 02 000 (принятые финансовые обязательства).

Полный код счета бюджетного учета — 26-значный. На практике первые 17 цифр в регистрах бухучета обычно не отражаются, поскольку они определены в перечне КБК и потому одинаковы для всех операций по расходованию бюджетных средств учреждениями в конкретной сфере бюджетного финансирования.

Таким образом, в регистрах бухучета бюджетных учреждений применяется 9-значный код (соответствующий 18–26 разрядам полного счета). При формировании счетов для проводок по бюджетным обязательствам он будет представлен в следующей структуре:

  • первая цифра — код финансового обеспечения (по перечню, приведенному в п. 21 Инструкции, утвержденной приказом № 157н);
  • следующие три цифры — синтетический код (в нашем случае — 501, 502 или 506);
  • следующие 2 цифры — аналитический код (соответствует периоду принятых обязательств — по перечню, приведенному в п. 309 Инструкции);
  • еще три цифры в структуре счета — это в общем случае код КОСГУ (но автономные учреждения применяют коды в соответствии с Инструкцией по приказу № 174н).

При этом вторая цифра в двузначном аналитическом коде счета (который следует за трехзначным синтетическим) будет определяться:

  • при использовании синтетического кода 501 — статусом лимита бюджетного обязательства (он может быть, к примеру, доведенным — в этом случае фиксируется цифра 1 или утвержденным — в этом случае используется цифра 9);
  • при использовании синтетического кода 502 — типом обязательства (если оно бюджетное — фиксируется цифра 1, если денежное — цифра 2).

В зависимости от конкретной хозяйственной операции в регистрах бухучета фиксируются проводки с использованием счетов, формируемых с учетом рассмотренных нами правил.

В числе самых распространенных хозяйственных операций государственных учреждений, которые соответствуют принятым ими бюджетным обязательствам:

  • оплата работ и услуг, оказываемых сторонними хозяйствующими субъектами;
  • выплата заработной платы сотрудникам;
  • освоение целевой субсидии.

Рассмотрим примеры проводок по соответствующим хозяйственным операциям.

Оплата работ и услуг сторонним поставщикам: счета и проводки

Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.

Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой

  • Дт 1 501 13 226;
  • Кт 1 502 11 226.

Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:

  • 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
  • 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
  • 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
  • 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).

Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
  • 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:

  • Дт 1 502 11 226;
  • Кт 1 502 12 226.

В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:

  • включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
  • включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.

Выплата зарплаты: счета и проводки

Зарплата в госучреждениях обычно выплачивается 2 раза в месяц — в виде аванса и основной суммы. Каждая выплата при этом формирует отдельную связку из бюджетных и денежных обязательств.

Допустим, зарплата сотрудника составляет 40 000 рублей, авансом уплачивается 15 000.

В случае с авансом обязательство оформляется проводкой:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Данная проводка отражает тот факт, что в данном случае сначала возникает только денежное обязательство на сумму 15 000 рублей по авансу. При этом бюджетное обязательство образуется только в конце месяца, при начислении всей зарплаты.

При начислении всей зарплаты (в конце месяца) проводки будут применены следующие:

1. Проводка, отражающая принятие бюджетных обязательств в рамках лимита, то есть на всю сумму в 40 000 рублей:

  • Дт 1 501 13 211;
  • Кт 1 502 11 211.

Счет 1 501 13 211 используется нами, поскольку включает коды:

  • 501 — отражающий тот факт, что зарплата будет выплачиваться за счет лимитов по бюджетным обязательствам;
  • 13 — показывающий, что используются лимиты, установленные на текущий финансовый год.

2. Проводка, которая, как и в первом случае, отражает принятие учреждением денежного обязательства на оставшуюся сумму зарплаты в 25 000 рублей:

  • Дт 1 502 11 211;
  • Кт 1 502 12 211.

Освоение целевых субсидий: счета и проводки

Допустим, бюджетное учреждение получило целевую субсидию на установку пожарной лестницы.

В данном случае мы будем использовать проводки:

1. Отражающую принятие учреждением бюджетного обязательства (по договору с предприятием, которое установит лестницу):

  • Дт 5 506 10 225;
  • Кт 5 502 11 225.

Счет 5 506 10 225 выбран нами, так как в его структуре присутствуют коды:

  • 5 — код финансового обеспечения (в данном случае — субсидия);
  • 506 — синтетический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что речь идет о реализации права на получение обязательств (данное право может быть реализовано только бюджетными и автономными учреждениями);
  • 10 — аналитический код по Плану счетов, отражающий тот факт, что принятые обязательства относятся к текущему финансовому году;
  • 225 — код КОСГУ, отражающий тот факт, что учреждение заказывает работы и услуги по содержанию имущества в виде установки пожарной лестницы.

Счет 5 502 11 225 выбран нами, так как в его структуре присутствует код вида 502 — синтетический код, отражающий тот факт, что учреждение приняло бюджетные обязательства.

2. Отражающую принятие учреждением финансового (денежного) обязательства (по факту завершения работ и получения документов на оплату):

  • Дт 5 502 11 225;
  • Кт 5 502 12 225.

Счет 5 502 11 225 использован нами по той же причине, что и в предыдущей проводке.

Счет 5 502 12 225 задействован нами, поскольку включает коды:

  • 502 — отражающего тот факт, что учреждение приняло финансовые обязательства;
  • 12 — отражающего тот факт, что обязательства относятся к текущему финансовому году.

Итоги

Принятые государственным учреждением бюджетные обязательства отражаются в регистрах бухучета с применением проводок со счетами по Единому плану, утвержденному Минфином, или же с применением проводок, которые утверждены в отдельных НПА для казенных, автономных и бюджетных учреждений, но так или иначе на основе Единого плана. Формируются данные счета с учетом значения конкретных кодов, которые входят в структуру соответствующих счетов.

Ознакомиться с иными сведениями об учете обязательств бюджетным учреждением вы можете в статьях:

  • «Порядок учета бюджетных обязательств»;
  • «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно ст. 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Также, понятия обязательств закреплены нормой п. 308 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н).

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к Приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в Приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно п. 6 ст. 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 140 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с п. 141 Инструкции, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Бюджетные обязательства простыми словами

Пусть для заказчиков «бюджетное обязательство» понятие и не новое, но многие до сих пор теряются и совершают ошибки при работе с ними. Как и когда принимать, как изменить и как снять БО — такой вопрос возникает у каждого представителя заказчика, который занимается закупками. В некоторых организациях работа с БО — прерогатива финансовых служб — по принципу «всё, что напрямую касается денег — наше».

У некоторых заказчиков с БО работают контрактные управляющие по логике «всё что связано с ЕИС — наше». На практике же в любой организации действует принцип — «кто первый от себя это спихнул — тот и молодец». Возможно именно поэтому столько путаницы в работе с БО и существует до сих пор. А если почитать статьи на различных ресурсах в сети Интернет, то неразберихи в работе только добавиться.

В этом материале мы не претендуем на истину в последней инстанции, но основные моменты разберём и проясним. Надеемся многим данная статья поможет.

Бюджетное обязательство — что это такое?

Понятие бюджетного обязательства дано в Бюджетном кодексе РФ. Оно вполне кратко и лаконично. Это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. На практике БО это своего рода идентификатор на ряду с идентификационным кодом закупки.

При формировании торговой процедуры закупки номер БО указывается в:

  • плане-графике закупок;
  • извещении об осуществлении закупки;
  • карточке контракта.

Когда заказчик формирует и ставит на учёт БО, то органы казначейства эти денежные средства как бы блокируют на счетах заказчика. Таким образом, не может произойти ситуации при которой заказчик заключит контракт на оказание услуг, а оплатить его не сможет.

ПРИМЕР: в 2019 году заказчику выделено пятьсот тысяч рублей на приобретение бумаги. Было решено провести один электронный аукцион на всю сумму ЛБО. В начале, разумеется, вносим эти лимиты в плановые документы — план закупок и план-график закупок. Далее необходимо сформировать сведения о принимаемом бюджетном обязательстве (если вы уверены в расчёте НМЦК это можно сделать раньше подготовки документации об аукционе). Сформировать сведения можно напрямую из ПГЗ или сделать это в Личном кабинете ЕИС в разделе «Реестр принимаемых бюджетных обязательств».

ДАННЫЕ В ПЛАНОВОМ БО

Для торговых процедур закупок карточка планового бюджетного обязательства формируется на основании позиции ПГЗ либо из реестра бюджетных обязательств в личном кабинете заказчика в ЕИС. Сведения о БО требуют от заказчика минимального «ручного заполнения». Порой достаточно просто сформировать эти сведения и направить их на контроль в УФК.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее!

Содержание планового БО следующее:

  • Общая информация: идентификационный код закупки, номер сведений о бюджетном обязательстве, дата документа, получатель бюджетных средств (наименование организации, номер лицевого счета, наименование и код ОФК).
  • Реквизиты документа-основания: вид, номер, дата, сумма, платеж требующий подтверждения, предмет по документу-основанию.
  • Расшифровка бюджетного обязательства — КБК, объект ФАИП, вид средств, сумма БО.

После того как заказчик сформирует сведения о БО необходимо отправить документ на контроль в органы Федерального казначейства. На проверку достоверности сведений о БО у сотрудников есть три рабочих дня. При правильном оформлении БО будет поставлено на учёт. Следующим этапом работы заказчика с этой закупкой будет формирование извещения и документации о закупке. Но это немного другая история, не по этой теме.

СВЕДЕНИЯ О ПРИНЯТОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ

К работе с бюджетными обязательствами заказчик вернётся по итогам торговой процедуры закупки при заключении контракта. В карточке контракта взаимосвязано формируются два документа — сведения о заключенном контракте и сведения о принятом БО. Оба документа формируются последовательно, одновременно подписываются одной ЭЦП заказчика и направляются на контроль в местное УФК.

По регламенту первично проверяются сведения о заключенном контракте. Если с заполнением этого документа всё в порядке, то сведения о заключенном контракте ставятся на учёт, а сведения о принятом БО принимаются на проверку.

Содержание сведений о принятом БО:

  • общая информация: ИКЗ, номер сведений о БО, дата документа, наименование и коды получателя бюджетных средств, наименование и коды ОФК, номер лицевого счета, учётный номер БО, тип бюджетного обязательства;
  • реквизиты документа-основания: номер и дата документа-основания, идентификатор закупки (для определённого вида закупок), номер реестровой записи, сумма и валюты обязательства, предмет по документу-основанию;
  • контрагенты: наименование, ИНН и КПП организации, банковские реквизиты;
  • расшифровка обязательства: КБК, код и наименование ФАИП, вид средств, признак условности платежа, сумма обязательства с разбивкой по прошлым и будущим периодам.

Большинство полей при заполнении сведений о принятом БО формируются автоматически из извещения о закупке, сведений о заключённом контракте, данных плана закупок и плана-графика закупок.

Ответы на ТОП-5 вопросов про БО:

  1. Закупки по п.29 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ — сведения о плановом БО в ЕИС не принимаются, при регистрации контракта и формировании сведений о заключённом контракте формируются сведения о принятом БО.
  2. Чтобы отменить уже поставленное на учёт БО, необходимо отменить связанную позицию Плана-графика закупок. После прохождения контроля ПГЗ можно аннулировать сведения о принятом БО.
  3. Дата постановки на учёт сведений о БО не влияет на дату публикации извещения. Только десять календарных дней от размещения в открытом доступе ПГЗ для первичных торговых процедур закупок.
  4. Если контрагент по контракту бюджетная организация, то в карточке реквизитов необходимо заполнять номер лицевого счёта.
  5. Признак безусловности платежа устанавливается в зависимости от наличия авансовых оплат по контракту или их отсутствия. Безусловное — аванс, условное — окончательные расчёты.

ДЕНЕЖНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Понятие и содержание (п. 990-995)

  • 990. Определение. Денежное обязательство — это обязательство, состоящее из права кредитора требовать от должника совершения акта передачи денег — уплаты или платежа. Оно обеспечивается корреспондирующей ему обязанностью должника соответствующее действие — уплату или платеж — совершить. Платежом могут называться как однократное действие по передаче денежной суммы, так и несколько действий, каждое из которых представляет собой передачу известной части общей суммы денежного обязательства. Платеж, производимый в несколько этапов, называется рассроченным (платежом в рассрочку), а акты частичной уплаты — выпла?пами. Во имя уточнения господствующего представления о денежных обязательствах как обязательствах предоставления денег в качестве средства платежа мы предлагаем понимать денежное обязательство несколько шире, а именно — без привязки актов передачи денег только к одной из макроэкономических функций, ими выполняемых. Важно не то, передаются ли деньги в качестве средства платежа или в каком-то ином качестве, а то, что они передаются именно как деньги в гражданско-правовом смысле этого слова, т.е. как вещи, определенные номинально заключенным в них числом денежных единиц (общим счетом по номиналу).
  • 991. Пределы применения понятия денежного обязательства. Сфера практического применения обязанностей по уплате денег не исчерпывается одними только гражданскими отношениями в строгом смысле слова. Так, обязанности по уплате налогов, таможенных сборов и пошлин, но предоставлению собственником имущества учреждения сметного финансирования этому учреждению, по выплате заработной платы, предоставлению содержания (алиментов), уплате административных и уголовных штрафов и многие другие исполняются посредством передачи обязанным лицом в собственность лица управомоченного определенных денежных сумм, т.е. посредством платежей. Можно считать установленным, что платежи всех типов (но любым причинам и основаниям) подчиняются единым техническим и процедурным правилам; в отдельных аспектах публичные платежи поставлены на одну доску с платежами частными и в материально-правовом смысле (см., например, ст. 855 ГК). Однако вопрос о том, осуществляются ли такие платежи в погашение денежных обязательств в гражданско- правовом значении, в нашей литературе даже толком не поставлен и еще ждет своих исследователей. Разумеется, уплата денег может производиться и в отсутствие у получателя соответствующего требования (таково, например, внесение аванса или предоплаты).
  • 992. Юридические свойства денежных обязательств. Денежные обязательства — всегда суть обязательства (1) родовые (генерические), т.е. обязательства с определимым (!) предметом исполнения; (2) универсальные {обычные) с точки зрения предметной сферы существования и субъектной сферы исполнения; (3) как правило — возмездные {процентные), но при том (4) номинальные {неизменные) в части своего размера. Все эти свойства денежных обязательств предопределяются специфическими качествами их объекта — денежных сумм. Перечисленные — основные — характеристики денежных обязательств предопределяют и ряд их других, производных свойств. Так, родовой характер денежных обязательств означает, что таковые (а) могут устанавливаться в целях передачи денег только в собственность кредитора; (б) всегда могут быть предметом кумуляции и разделения до любого предела; (в) могут быть прекращены посредством доставления кредитору не самих денег, а их требования к банкам, иным кредитным и расчетным организациям; (г) не могут прекратиться невозможностью исполнения; (д) их предмет не может быть некачественным, обремененным и т.д. Универсальность денежных обязательств позволяет исполнять их (а) любому лицу; (б) в любое время и в любой сумме; в целях (в) прекращения любых других обязательств, (г) возмещения стоимости любого имущества и ущерба, а также (д) для целей исчисления и выплаты любых компенсаций. Наконец, презумпция возмездности денежных обязательств означает существование законной обязанности уплаты на них процентов.
  • 993. Номинализм денежных обязательств. Проценты, валютные оговорки и индексация. Принцип номинализма денежных обязательств означает, что таковые подлежат исполнению именно в том виде (в тех денежных единицах и в том их количестве), который они имеют согласно условиям обязательства. В современных условиях принцип номинализма входит в резкое противоречие с реалиями современной рыночной экономики. Способами сглаживания этого противоречия являются такие инструменты, как (1) законные проценты — начисляемые на денежные суммы, являющиеся предметом законного пользования (ст. 317.1 ГК); (2) проценты за пользование чужими денежными средствами — на денежные суммы, являющиеся предметом пользования незаконного (ст. 395); (3) валютные оговорки (п. 2 ст. 317) и (4) индексация суммы (ст. 318, п. 2 ст. 590, п. 2 ст. 597). По нашему законодательству полностью универсальный характер имеет только инструмент № 2 — проценты за пользование чужими денежными средствами; что же касается инструментов (1) и (4), то таковые применяются не по всем категориям обязательств — только по тем, что прямо названы в ГК или иных Федеральных законах; о применении же валютной оговорки нужно договариваться.

  • 994. Особенности отдельных денежных обязательств. Законодательство о денежных обязательствах является наиболее унифицированным, т.е. состоит из большого числа норм, в равной степени относящихся к любым денежным обязательствам, безотносительно к основанию их возникновения. Но есть и нормы специализированные, определяющие некоторые специфические черты денежных обязательств, проистекающих из особых оснований. Таковы обязательства: (1) всегда или почти всегда только денежные — обязательства неустоечные, задаточные, процентные, обеспечительно-платежные, заемные и кредитные, гарантийные и страховые, вексельные и чековые; (2) рентные, главная особенность которых в особом, установленном ГК, порядке индексации их сумм (ст. 590, 597); (3) по оплате услуг естественно-монопольной и иной, регулируемой государством деятельности — суммы которых тарифицируются государством; (4) из договоров банковского вклада с гражданами — они подлежат исполнению но первому требованию, а риск ответственности за их нарушение — страхованию в особом, установленном законом порядке;
  • (5) из договоров банковского счета — исполнение таких обязательств образует особую специфическую сферу деятельности (расчетные отношения) и осуществляется с учетом правил об очередности (ст. 855).
  • 995. Основная классификация денежных обязательств. Главной юридической классификацией обязательств по уплате денег является их разделение по критерию цели своего установления на: (1) обязательства передачи денег как предмета договора, т.е. обязательства, для которых передача денег является causa proxima и causa credendi (целью обязательства) и направлена на то, чтобы юридически вынудить контрагента к предоставлению встречного удовлетворения (цены), а также (2) обязательства передачи денег как цены договора, т.е. как эквивалента или встречного удовлетворения — causa solvendi обязательства. Здесь уплата денег, будучи направленной на погашение существующего или будущего долга, имеет встречный, вторичный, добавочный характер. Главная разница между ними в следующем: если условие о предмете обязательства является существенным условием всегда (п. 1 ст. 432 ГК) и недостаток договоренности по нему ничем не может быть восполнен, то условие о цене, напротив, по общему правилу существенным не считается (п. 3 ст. 424); недостаток договоренности по нему может быть восполнен, в частности, решением суда о понуждении к заключению договора. Исполнение обязательства уплаты цены всегда является встречным (ст. 328) — понудить к нему ранее получения должником предоставления от контрагента невозможно.
  • Практически принцип номинализма означает, что платеж, скажем, в сумме 1 тыс. руб.,непременно удовлетворяет 1000-рублсвый имущественный интерес кредитора, независимоот того, когда и в каких именно условиях этот платеж произведен; доказывание обратного —например, факта возникновения особых убытков вследствие инфляции валюты долга —не допускается.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ 500-Х СЧЕТОВ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ 500-Х СЧЕТОВ В УЧЕТЕ БЮДЖЕТНЫХ И АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ШИХОВ А.Ю.,
редактор-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»

Бухгалтерский учет на основе Единого плана счетов в государственных и муниципальных учреждениях независимо от их типа в целом не имеет принципиальных различий. Однако в Едином плане счетов есть ряд счетов, которые применяются только учреждениями соответствующего типа. Особое значение при этом отводится 500-м счетам, которые предназначены для контроля за исполнением учреждениями утвержденных им планов.

История вопроса

Группа 500-х счетов в Едином плане счетов, утвержденном в составе Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н), представлена в разделе 5 «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта».
Понятие «санкционирование расходов» в бухгалтерском учете государственных (муниципальных) учреждений появилось еще в 2005 году в связи с принятием приказа Минфина России от 26.08.2004 № 70н, утвердившего Инструкцию по бюджетному учету. При этом наиболее существенные изменения в учет санкционирования расходов внесены Инструкцией № 157н, а именно:
— существенно изменилась структура соответствующего раздела Плана счетов;
— введены новые счета;
— несколько изменилось предназначение отдельных ранее используемых счетов.
Согласно Федеральному закону от 08.05.2010 № 83-ФЗ государственные и муниципальные учреждения, получившие статус бюджетного и автономного учреждения, были выведены из бюджетного процесса. В связи с этим применение счетов раздела 5 «Санкционирование расходов» на «равных правах» с казенными учреждениями стало невозможным, а необходимость контроля за исполнением бюджетными и автономными учреждениями своих обязательств по реализации полномочий соответствующих органов исполнительной власти осталась.
С учетом накопленного практического опыта на страницах нашего журнала наиболее подробно были разобраны операции по санкционированию расходов в учреждениях — получателях бюджетных средств <1>. При этом казенные учреждения могут практически в полном объеме применять опыт отражения таких операций в бюджетном учете уже в рамках Инструкции № 157н и Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н).

<1> См. статьи Г.А. Селезневой в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 8 за 2008 год, А.Ю. Шихова в журнале «Советник бухгалтера бюджетной сферы» № 3 за 2011 год.
Однако за последние восемь лет многие вопросы ведения бухгалтерского учета на счетах санкционирования расходов так и остались неурегулированными. Поэтому необходимость сбора и учета информации об осуществлении соответствующих хозяйственных операций на 500-х счетах бухгалтерам государственных (муниципальных) учреждений — особенно бюджетных и автономных — по-прежнему представляется излишней и неактуальной. Тем более что применение на практике полученных на рассматриваемых счетах сведений остается невостребованным не только самими бухгалтерами и руководителями учреждений, но и другими пользователями отчетности, в частности главными распорядителями бюджетных средств.
В то же время отсутствие четкой позиции Минфина России по порядку отражения операций на 500-х счетах привело к появлению среди бухгалтеров и экспертов различных точек зрения по данному вопросу. Поскольку отражение операций на этих счетах нормативно на федеральном уровне не раскрыто, то каждый главный распорядитель бюджетных средств, учредитель или главный бухгалтер учреждения вынужден были самостоятельно регулировать отражение операций на 500-х счетах, издавая ведомственные или локальные акты.
Тем не менее вопросы по применению 500-х счетов обозначаются все острее, поэтому мы предлагаем вниманию читателей свое решение проблем.

Объект учета

Напомним, что порядок исполнения бюджета по расходам, закрепленный в статье 219 Бюджетного кодекса РФ, в целом соответствует порядку бюджетного учета обязательств получателями бюджетных средств согласно Инструкции № 162н. Именно бюджетный процесс или, точнее, последовательность действий участников бюджетного процесса при исполнении бюджета по расходам является своего рода объектом учета, который отражается на 500-х счетах в бюджетном учете в соответствии с Инструкцией № 162н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *