Бюджетное финансирование

 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 9 апреля 1999 г. N 395 г. Москва Утратилo силу - Постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 г. N 492 О снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 05.07.99 г. N 781; от 29.05.2002 г. N 364) В целях упорядочения расходов, связанных с использованиемтопливно-энергетических ресурсов организациями, финансируемыми засчет средств федерального бюджета, Правительство РоссийскойФедерации п о с т а н о в л я е т: 1. Федеральным органам исполнительной власти и иным прямымполучателям средств федерального бюджета: а) утвердить согласованные с Министерством топлива иэнергетики Российской Федерации годовые объемы потребления (лимитыв натуральном и стоимостном выражении) электрической и тепловойэнергии, природного газа (далее именуются - топливно-энергетическиересурсы) для организаций, находящихся в их ведении, сраспределением по регионам, а также с указаниеморганизаций-поставщиков, видов и стоимости потребляемыхтопливно-энергетических ресурсов; б) обеспечить в утверждаемых на 1999 год сметах организаций,находящихся в их ведении, соответствие расходов на оплатутопливно-энергетических ресурсов лимитам их потребления,установленным не ниже уровня, обеспечивающего жизнедеятельностьуказанных организаций, предусмотрев для организаций, включенных вперечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасностьгосударства и финансируемых за счет средств федерального бюджета,поставки топливно-энергетических ресурсов которым подлежатгарантированной оплате за счет средств федерального бюджета и неподлежат прекращению или ограничению ниже установленных имсоответствующими федеральными органами исполнительной властилимитов в натуральном и стоимостном выражении, утвержденныйпостановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 1998г. N 601, полное соответствие расходов на оплатутопливно-энергетических ресурсов лимитам потребления; (В редакцииПостановления Правительства Российской Федерацииот 05.07.99 г. N 781) в) проводить ежемесячно, начиная с апреля 1999 г., денежныерасчеты с организациями, находящимися в их ведении, запотребленные топливно-энергетические ресурсы в пределахустановленных лимитов их потребления и лимитов бюджетныхобязательств, предусмотренных статьями экономической классификациирасходов бюджетов Российской Федерации, в соответствии сФедеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год", а такжеисходя из порядка финансирования бюджетных расходов в I квартале1999 г., установленного постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 30 декабря 1998 г. N 1590 "О порядке исполненияфедерального бюджета в период до вступления в силу Федеральногозакона "О федеральном бюджете на 1999 год" (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 1999, N 1, ст. 209); г) осуществить в апреле - мае 1999 г. погашение задолженностипо указанным в подпункте "в" настоящего пункта статьям, возникшейв связи с недофинансированием в I квартале 1999 г. 2. Министерству финансов Российской Федерации: а) вносить в установленном порядке по представлениюфедеральных органов исполнительной власти и иных прямых получателейсредств федерального бюджета соответствующие изменения вутвержденные объемы финансирования потреблениятопливно-энергетических ресурсов по статьям экономическойклассификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределахобъемов, устанавливаемых Федеральным законом "О федеральном бюджетена 1999 год"; б) обеспечить через систему федерального казначействаМинистерства финансов Российской Федерации контроль засвоевременным перечислением федеральным органам исполнительнойвласти и иным прямым получателям средств федерального бюджетасредств на оплату потребленных топливно-энергетических ресурсов. 3. Федеральным органам исполнительной власти и иным прямымполучателям средств федерального бюджета совместно с Министерствомтоплива и энергетики Российской Федерации обеспечить заключениедоговоров между энергоснабжающими организациями и организациями -потребителями топливно-энергетических ресурсов, финансируемыми засчет средств федерального бюджета, на поставку (подачу) этихресурсов в пределах выделенных им средств, предусмотрев вдоговорах условие о внесении в них по согласованию сторонуточнений и дополнений в зависимости от объемов финансирования. 4. Установить, что: а) поставка (подача) топливно-энергетических ресурсовэнергоснабжающими организациями организациям - потребителям этихресурсов, финансируемым за счет средств федерального бюджета,сверх объемов финансирования, установленных в соответствии спунктом 1 настоящего постановления, осуществляется на основаниидополнительных договоров в пределах средств, изыскиваемыхпотребителями за счет других источников финансирования; б) (Утратил силу - Постановление Правительства РоссийскойФедерации от 29.05.2002 г. N 364) 5. Федеральной энергетической комиссии Российской Федерацииобеспечить контроль за соблюдением региональными энергетическимикомиссиями субъектов Российской Федерации порядка расчета тарифовна электрическую и тепловую энергию, не допускающего установлениядля организаций, финансируемых за счет средств федеральногобюджета, тарифов, превышающих средний тариф для соответствующейгруппы потребителей, расположенных на территории субъектаРоссийской Федерации, а также за выполнением указанными комиссиямиуказов Президента Российской Федерации от 25 июля 1998 г. N 889 "Омерах по снижению тарифов на электрическую энергию" и от 25 июля1998 г. N 890 "О дополнительных мерах по снижению цен на природныйгаз" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31,ст. 3837 и 3838). 6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации принять соответствующие решения в отношенииорганизаций - потребителей топливно-энергетических ресурсов,финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов, в том числе утвердить порядок ихфинансирования. 7. Государственному комитету Российской Федерации постатистике ввести в организациях, финансируемых за счет средствфедерального бюджета, ежеквартальную отчетность (в натуральном истоимостном выражении) об объемах потребления имитопливно-энергетических ресурсов. Председатель Правительства Российской Федерации Е.Примаков

Целевой характер бюджетных ассигнований.
Бюджетные ассигнования должны использоваться исключительно назначениям. Учреждениям доводятся специальные кошторысы, где указываются конкретные направления использования бюджетных средств.
2. Получение максимального эффекта при минимуме расходов.Это достигается при оптимальном финансировании задач как экономического , так и социального развития государства и обратного притока средств от решения этих задач.
3. Безвозвратность бюджетных ассигнований.
4. Бесплатность бюджетных ассигнований. За использованием бюджетных средств, которые предусмотрены утвержденными в установленном законодательством порядке кошторысом учреждения организация не выплачивает никаких процентов.
Используют такие формы бюджетного финансирования.
1. Финансирование по системе «нетто-бюджет». Эта форма характеризуется предоставлением бюджетных средств на строго ограниченный перечень расходов, утвержденный в бюджете.
2. Финансирование по системе «брутто-бюджет». Используется для предприятий, учреждений , которые полностью финансируются из бюджета. По этой форме финансирования бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, которые обеспечивают как текущую деятельность, так и расширенное производство, независимо от специфики предприятий учреждений.
Методы бюджетного финансирования:
1. Прямое бюджетное финансирование. Сущность этого метода заключается в выдаче бюджетных ассигнаций , которые обеспечиваются определенными источниками поступления.
2. Трансферты. В случае не обеспечения нужных расходов определенными источниками поступлений недостатка этих источников на региональном уровне используются дотации и субвентации.
3. Бюджетные кредиты. Они занимают промежуточное положение между бесповоротным бюджетным финансированием и кредитами коммерческих банков. Отличие от бюджетного бесповоротного финансирования заключается в том, что этот вид кредита дается с условием возврата, заключается в том, что этот вид кредита дается с условием возврата, вообще без процентов, за льготные проценты, которые намного меньше процентов, которые используют коммерческие банки. Выдача такого вида кредита выполняется на основе распоряжения Кабинета Министров Украины.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О Бюджете развития Российской Федерации Принят Государственной Думой 5 ноября 1998 года Одобрен Советом Федерации 12 ноября 1998 года Настоящий Федеральный закон определяет правовые иорганизационные основы формирования и расходования средствфедерального бюджета, предназначенных для осуществления наконкурсной основе государственной поддержки инвесторов,финансирующих высокоэффективные инвестиционные проекты (далее -инвестиционные проекты), либо путем предоставления имгосударственных гарантий, либо путем непосредственного выделения имсредств на условиях возвратности, платности и срочности. С т а т ь я 1. Бюджет развития Российской Федерации 1. Бюджет развития Российской Федерации (далее — Бюджетразвития) является составной частью федерального бюджета,формируемой в составе капитальных расходов федерального бюджета ииспользуемой для кредитования, инвестирования и гарантийногообеспечения инвестиционных проектов в порядке, установленномнастоящим Федеральным законом. 2. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития,устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете наочередной финансовый год. 3. Кредитование, инвестирование и гарантийное обеспечениеинвестиционных проектов за счет средств Бюджета развитияосуществляются на условиях, определяемых статьями 5 и 7 настоящегоФедерального закона. С т а т ь я 2. Источники формирования средств Бюджета развития 1. Средства Бюджета развития формируются за счет следующихисточников: внутренних и внешних заимствований Российской Федерации наинвестиционные цели; части доходов федерального бюджета от использования и продажиимущества, находящегося в федеральной собственности; доходов федерального бюджета от использования и приватизацииобъектов федеральной собственности, созданных в результатефинансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджетаразвития; доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюджетныхинвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности исрочности; отчисления части поступлений в федеральный бюджет отразмещения государственных ценных бумаг в доле, устанавливаемойфедеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод; 50 процентов средств сумм превышения фактически поступившихдоходов от внешнеэкономической деятельности над доходами отуказанной деятельности, установленными федеральным законом офедеральном бюджете на очередной финансовый год; других источников, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации. 2. Денежные средства Бюджета развития аккумулируются наспециальных счетах органов Главного управления федеральногоказначейства Министерства финансов Российской Федерации вучреждениях Центрального банка Российской Федерации. С т а т ь я 3. Использование денежных средств Бюджета развития 1. Денежные средства Бюджета развития направляются на: финансирование инвестиционных проектов, отобранных наконкурсной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом; исполнение обязательств Правительства Российской Федерации попредоставленным инвесторам государственным гарантиям за счетсредств Бюджета развития в порядке, устанавливаемом ПравительствомРоссийской Федерации. 2. Использование денежных средств Бюджета развития нафинансирование инвестиционных проектов осуществляется исключительнона конкурсной основе на условиях возвратности, плотности исрочности. 3. Отвлечение временно свободных денежных средств Бюджетаразвития на финансовые операции, не связанные с реализациейинвестиционных проектов Бюджета развития, не допускается. С т а т ь я 4. Управление Бюджетом развития 1. Управление Бюджетом развития осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации. 2. По поручению Правительства Российской Федерацииуполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти: осуществляет оперативное управление Бюджетом развития; проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов дляпредоставления денежных средств и государственных гарантий за счетсредств Бюджета развития; обеспечивает согласованное финансирование инвестиционныхпроектов за счет средств инвесторов и средств, выделяемых изфедерального бюджета; предоставляет инвесторам от имени Правительства РоссийскойФедерации государственные гарантии за счет средств Бюджетаразвития. 3. Деятельность по управлению Бюджетом развития регулируетсянастоящим Федеральным законом, другими федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации. С т а т ь я 5. Предоставление государственных гарантий 1. Государственные гарантии за счет средств Бюджета развития всоответствии с настоящим Федеральным законом являютсяобязательством Правительства Российской Федерации возместитькредитору за счет средств Бюджета развития часть фактическипредоставленных им средств на финансирование инвестиционногопроекта в случае невозврата заемщиком (инвестором) основного долгав срок, установленный кредитным договором. 2. Предоставление государственных гарантий за счет средствБюджета развития осуществляется на конкурсной основе. Государственные гарантии за счет средств Бюджета развитияпредоставляются заемщикам (инвесторам) в пользу кредитныхорганизаций, резидентов и нерезидентов Российской Федерации наравных правах. 3. Соотношение между размером государственных гарантий,предоставляемых за счет средств Бюджета развития, и размеромфактически предоставляемых кредитором средств для реализацииконкретного инвестиционного проекта устанавливает ПравительствоРоссийской Федерации в соответствии с федеральным законом офедеральном бюджете на очередной финансовый год и настоящимФедеральным законом. Для различных категорий инвестиционных проектов, если такиекатегории предусмотрены нормативными правовыми актами ПравительстваРоссийской Федерации или законодательством Российской Федерации,указанный норматив может иметь различные значения. С т а т ь я 6. Порядок проведения инвестиционных конкурсов Порядок проведения инвестиционных конкурсов в целях либопредоставления инвесторам государственных гарантий за счет средствБюджета развития, либо выделения инвесторам денежных средств засчет средств Бюджета развития на финансирование инвестиционныхпроектов на условиях возвратности, платности и срочностиустанавливается Правительством Российской Федерации. С т а т ь я 7. Условия и порядок предоставления инвесторам государственных гарантий за счет средств Бюджета развития и выделения инвесторам денежных средств за счет средств Бюджета развития на финансирование инвестиционных проектов 1. Предоставление инвесторам государственных гарантий за счетсредств Бюджета развития и выделение инвесторам денежных средств нафинансирование инвестиционных проектов за счет средств Бюджетаразвития осуществляются при: более высоком относительно других инвестиционных проектовуровне отдачи в федеральный бюджет на каждый рубль предоставляемыхгосударственных гарантий за счет средств Бюджета развития иливыделяемых денежных средств на финансирование инвестиционногопроекта за счет средств Бюджета развития; наличии у заемщика собственных денежных средств в размере неменее 20 процентов полного объема финансирования инвестиционногопроекта, а по крупным инвестиционным проектам (не менее 50миллионов долларов США) — не менее 10 процентов указанного объема; диверсификации риска государства с частным капиталом (наличиечастных соинвесторов и кредиторов, готовых предоставить средства нафинансирование инвестиционного проекта совместно с государством, втом числе наличие у инвестора собственных средств, не покрытыхгосударственной гарантией). 2. Выделение денежных средств за счет средств Бюджета развитияосуществляется: путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционныхпроектов, обеспеченных собственными средствами инвестора и инымиисточниками финансовых ресурсов в дополнение к бюджетным средствам; посредством прямых инвестиций в имущество коммерческихорганизаций, осуществляющих инвестиционные проекты, присоответствующем увеличении доли государства в уставных капиталахэтих организаций. 3. Кредитование инвестиционных проектов осуществляетсяисключительно путем оплаты счетов за товары, услуги, необходимыедля реализации указанных проектов, в объемах и по графикам, которыесогласованы с уполномоченными на то Правительством РоссийскойФедерации федеральными органами исполнительной власти. 4. Кредитование и гарантийное обеспечение инвестиционныхпроектов осуществляются поэтапно. На каждом этапе доля, которуюсоставляют выделяемые денежные средства за счет средств Бюджетаразвития от общего объема средств, необходимых для финансированияэтапа, или доля покрытых государственной гарантией за счет средствБюджета развития средств кредиторов не должна превышать предельноезначение, установленное для инвестиционных проектов в целомПравительством Российской Федерации в соответствии с настоящимФедеральным законом. 5. Для каждого отдельного инвестиционного проекта должна бытьразработана индивидуальная схема его финансового обеспечения, в томчисле график перечисления денежных средств всеми соинвесторами,объем и формы государственного участия в финансированииинвестиционного проекта и обеспечение возвратности получаемыхденежных средств за счет средств Бюджета развития (залоговые схемы,или безусловные контргарантии финансовых институтов, или другиеформы обеспечения возвратности). С т а т ь я 8. Возмещение вложенных за счет средств Бюджета развития денежных средств Возмещение вложенных за счет средств Бюджета развития денежныхсредств обеспечивается путем: возврата заемщиками кредитов, выданных за счет средств Бюджетаразвития, и уплаты процентов за пользование ими; возврата средств от реализации имущества, используемого вкачестве предмета залога при предоставлении государственныхгарантий за счет средств Бюджета развития или при осуществлениифинансирования инвестиционного проекта на условиях возвратности,платности и срочности, в случае прекращения реализацииинвестиционного проекта по вине заемщика и в иных случаях,предусмотренных условиями кредитного соглашения между заемщиком иПравительством Российской Федерации. С т а т ь я 9. Участие субъектов Российской Федерации в реализации целей и задач Бюджета развития 1. Субъекты Российской Федерации принимают участие вреализации целей и задач Бюджета развития путем выдачи заключений,предусматривающих принятие ими обязательств по предоставлениюгосударственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых наих территориях с предоставлением государственных гарантий за счетсредств Бюджета развития или финансируемых на условияхвозвратности, платности и срочности за счет средств Бюджетаразвития. Государственная поддержка указанных инвестиционных проектовсубъектами Российской Федерации может быть оказана путемпредоставления государственных гарантий, оформленных в соответствиис требованиями законодательства субъектов Российской Федерации,путем кредитования на условиях возвратности, платности и срочностиза счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или прямыхинвестиций, и также иными способами, определяемыми субъектамиРоссийской Федерации самостоятельно с учетом настоящегоФедерального закона и законодательства субъектов РоссийскойФедерации. 2. Правительство Российской Федерации может передавать органамисполнительной власти субъектов Российской Федерации правопроведения инвестиционных конкурсов Бюджета развития по отдельнымкатегориям инвестиционных проектов. Условия и порядок передачиуказанного права определяет Правительство Российской Федерации,если иное не установлено федеральным законом. 3. Государственные гарантии субъектов Российской Федерациимогут предоставляться в качестве: обеспечения обязательств получателей средств Бюджета развитияперед Правительством Российской Федерации; гарантий обеспечения части объема финансированияинвестиционного проекта, не покрытой государственными гарантиями засчет средств Бюджета развития. Категории инвестиционных проектов, для которых при подачезаявок на участие в инвестиционном конкурсе наличие заключенияорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерацииявляется обязательным, определяет Правительство РоссийскойФедерации, если иное не установлено федеральным законом. С т а т ь я 10. Контроль за исполнением Бюджета развития 1. Контроль за исполнением Бюджета развития в частииспользования денежных средств и государственных гарантий за счетсредств федерального бюджета осуществляется аналогично контролю заисполнением федерального бюджета. Отчет об исполнении Бюджетаразвития представляется в Государственную Думу ФедеральногоСобрания Российской Федерации в составе отчета об исполнениифедерального бюджета. 2. Проверка финансовой деятельности Правительства РоссийскойФедерации по использованию средств Бюджета развития проводитсяСчетной палатой Российской Федерации по поручению ГосударственнойДумы. Отчет об указанной проверке представляется в ГосударственнуюДуму. С т а т ь я 11. Вступление в силу настоящего Федерального закона Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня егоофициального опубликования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 26 ноября 1998 года N 181-ФЗ

В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 1 июля 2018 г. № 175-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции от 25 декабря 2018 г., с учетом изменений, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2018 № 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 478-ФЗ) (далее — Федеральный закон № 175-ФЗ) положения статьи 2, статьи 3, части 1 статьи 5, статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан — участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральным законом № 175- ФЗ, в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 года, с учетом особенностей, установленных статьей 8 Федерального закона № 175-ФЗ.

Части 2.3 и 2.6 статьи 3, статьи 18 — 18.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 175-ФЗ, далее — Федеральный закон № 214-ФЗ) не применяются в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 г.

Следовательно, на деятельность застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 г., связанную с использованием денежных средств участников долевого строительства распространяются положения статьи 18-18.1 Федерального закона № 214-ФЗ, без учета изменений, внесенных Федеральными законами от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ, от 1 июля 2018 г. № 175-ФЗ, от 25 декабря 2018 г. № 478-ФЗ.

При этом, частью 8.3 статьи 8 Федеральный закон № 175-ФЗ предусмотрены ограничения для застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 г., в том числе привлекать средства в форме кредитов, займов, ссуд, за исключением целевых кредитов на строительство и предоставляемых основным обществом застройщика целевых займов.

Указанные выше ограничения не распространяются на исполнение обязательств застройщика, получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 г., которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона № 478- ФЗ, т. е. до 25 декабря 2018 г.

Следовательно, действующим законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости допускается привлекать застройщикам денежные средства в форме кредитов, займов, ссуд, если соответствующий договор заключен до 25 декабря 2018 г.

Статьей 18 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона от 1 июля 2017 г. № 141-ФЗ) предусмотрен перечень целей для использования денежных средств участников долевого строительства застройщикам, получившим разрешения на строительство до 1 июля 2018 г., которым в том числе предусмотрены расходы на возмещение затрат на уплату процентов по целевым кредитам на строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.

Направление расходования денежных средств участников долевого строительства регламентируется редакцией статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ в зависимости от даты выдачи застройщику разрешения на строительство, при этом для застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 г., действующий правовой режим не допускает расходование денежных средств на затраты поименованные в действующей редакции статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ и отсутствующие в перечне целей, установленных статьей 18 Федерального закона № 214-ФЗ в редакции от 1 июля 2017 г.

Таким образом, для вышеуказанных застройщиков расходы на погашение основной суммы долга по целевым кредитам, а также на уплату процентов и погашение основной суммы долга по нецелевым кредитам за счет средств участников долевого строительства не допускаются.

В соответствии со статьей 18.2 Федерального закона № 214-ФЗ при принятии распоряжния к исполнению уполномоченный банк контролирует соответствие назначения и размера платежа, указанного в распоряжении, содержанию документов, представленных застройщиком и являющихся основанием для составления распоряжения, и требованиям статьи 18 указанного Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 11, 14, 15 части 1 статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ.

Статьей 18 Федерального закона № 214-ФЗ установлены цели использования денежных средств с расчетного счета застройщика. По расчетному счету застройщика могут осуществляться операции по зачислению и списанию денежных средств в соответствии с положениями Федерального закона № 214-ФЗ.

Следовательно, при осуществлении уполномоченным банком контроля в части запрещенных операций, устанавливается соответствие назначения и размера платежа, указанного в распоряжении застройщика, содержанию документов, представленных застройщиком и являющихся основанием для составления распоряжения, а также соответствие платежа требованиям статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ. Иной контроль за совершением операций по расчетному счету застройщика, получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 г., уполномоченным банком не осуществляется.

При установлении соответствия платежа целям, указанным в части 1 статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ, уполномоченный банк осуществляет операции по списанию денежных средств с расчетного счета застройщика вне зависимости от факта возникновения целевых расходов.

Так, по мнению Минстроя России целевыми будут являться кредиты, предоставляемые как для осуществления расходов, так и для возмещения произведенных ранее затрат на строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, при условии соответствия целям, предусмотренным статьей 18 Федерального закона № 214-ФЗ.

При этом, застройщики и уполномоченные банки руководствуются при совершении операций по расчетному счету застройщика положениями статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ и общими положениями постановления Правительства РФ от 1 августа 2018 г. № 897 «Об утверждении состава документов, необходимых для проведения операций по расчетному счету застройщика».

Особенности открытия, ведения и закрытия счета эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве установлены статьей 15.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 214-ФЗ).

Счет эскроу открывается уполномоченным банком (эскроу-агент) для учета и блокирования денежных средств, полученных банком от владельца счета — участника долевого строительства (депонента) в счет уплаты цены договора участия в долевом строительстве в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, в целях передачи эскроу-агентом таких средств застройщику (бенефициару) в соответствии с частью 6 статьи 15.5 Федерального закона № 214-ФЗ.

Пунктом 4 статьи 2 Федерально закона № 214-ФЗ дано определение целевого кредита (целевого займа), из которого следует, что застройщик вправе привлекать средства в форме целевых кредитов на строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство либо нескольких разрешений на строительство в соответствии с условиями договора, заключенного между застройщиком и кредитором (банком), в том числе являющимся уполномоченным банком.

В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 15.4 Федерального закона № 214-ФЗ в случае, если строительство (создание) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется застройщиком за счет средств целевого кредита, участники долевого строительства вносят денежные средства в счет уплаты цены договоров участия в долевом строительстве на счета эскроу, открытые в уполномоченном банке, который предоставил такой целевой кредит.

Таким образом, положениями Федерального закона № 214-ФЗ допускается открытие счетов эскроу в уполномоченных банках, предоставивших целевые кредиты в целях финансирования строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

Дополнительно сообщаем, что ограничения, установленные частями 8.1-8.5 статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ не применяются к застройщикам, заключающим договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу, за исключением застройщиков заключающих договоры участия в долевом строительстве по правилам, установленным частями 16 и 17 статьи 8 Федерального закона № 478-ФЗ, на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, и одновременно договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу.

В соответствии со частью 8.3 статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ застройщик, получивший разрешение на строительство до 1 июля 2018 г. не вправе в том числе использовать принадлежащее ему имущество для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, а также для обеспечения исполнения собственных обязательств застройщика перед третьими лицами, не связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство либо нескольких разрешений на строительство, принимать на себя обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц.

Указанные выше ограничения не распространяются на исполнение обязательств застройщика, получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 г., которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона № 478- ФЗ, т. е. до 25 декабря 2018 г.

Положениями статьи 361 ГК РФ определено, что договор поручительства, является одним из способов обеспечения исполнения гражданско-правового обязательства, начинает исполняться поручителем в тот момент, когда он принимает на себя обязанность отвечать перед кредитором за должника по основному договору. Такая обязанность принимается поручителем при подписании договора (если самим договором не предусмотрено иное), поскольку именно в этот момент происходит волеизъявление стороны отвечать солидарно с основным должником по его обязательствам.

При этом, частью 8.1 статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ предусмотрены ограничения для застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 г., в том числе по расчетному счету застройщика не допускается совершение операции, связанной с обеспечением исполнения обязательств третьих лиц.

Указанные выше ограничения, в соответствии с частью 8.2 статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ, не распространяются на исполнение обязательств застройщика, получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 г., которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона № 478- ФЗ, т. е. до 25 декабря 2018 г.

В случае поступления распоряжений о совершении операций по расчетному счету застройщика, совершение которых не допускается частью 8.1 статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ, уполномоченный банк отказывает в проведении операции по счету и уведомляет об этом контролирующий орган и Фонд в день отказа от проведения операции по счету.

Уполномоченный банк осуществляет контроль за операциями по расчетному счету застройщика на основании информации, содержащейся в распоряжении застройщика. За операциями, связанными с обязательствами, возникшими до 25 декабря 2018 г. контроль осуществляется на основании информации, содержащейся в распоряжении застройщика, в котором должна быть указана дата возникновения таких обязательств.

Уполномоченный банк вправе запросить у застройщика дополнительные документы, копии документов, являющиеся подтверждением того, что дата возникновения соответствующего обязательства возникла до 25 декабря2018 г.

При этом, отдельный расчетный счет застройщика, открытый в уполномоченном банке в отношении отдельного разрешения на строительство, имеет специальное назначение и денежные средства, находящиеся на нем, включают в себя денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства, указанного в данном разрешении на строительство многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, для возмещения затрат на такое строительство.

Законодательство об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов содержит прямой запрет на списание банком с такого счета застройщика денежных средств в целях обеспечения исполнения собственных обязательств застройщика перед третьими лицами, не связанных с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирного дома.

Таким образом, в случае если требование к поручителю, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника в силу договора поручительства, возникает после того, как должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, то уполномоченный банк отказывает в проведении операции по исполнению застройщиком обязательств по договору поручительства, возникших в результате наступления после 25 декабря2018 года соответствующих обстоятельств, предусмотренных условиями такого договора.

Относительно соответствия застройщика требованиям Федерального закона № 214-ФЗ в зависимости от даты выдачи разрешения на строительства сообщаем.

Частями 20-22 статьи 8 Федерального закона № 478-ФЗ (в редакции Федерального закона № 151-ФЗ) уточнены положения ранее принятых законодательных актов в отношении застройщиков, которые по одним объектам заключают договоры участия в долевом строительстве при условии уплаты взноса в компенсационный фонд, а по другим объектам — договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу.

Застройщик, заключающий в отношении проектов строительства договоры участия в долевом строительстве только с использованием счетов эскроу, должен соответствовать требованиям, установленным пунктами 1, 2 — 6 и 8 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ.

1. В соответствии с ч. 20 ст. 8 Федерального закона № 478-ФЗ застройщик, получивший разрешение на строительство до 01 июля 2018 года и заключающий договоры участия в долевом строительстве по правилам, установленным частями 16 и 17 статьи 8 Федерального закона № 478-ФЗ, на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, и одновременно договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу, должен соответствовать:

1) по проектам строительства, в отношении которых привлечение денежных средств осуществляется по договорам участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу, требованиям, предъявляемым действующим законодательством к застройщикам, заключающим договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу с учетом требований, предусмотренных частями 8 — 83 статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ;

2) по проектам строительства, в отношении которых привлечение денежных средств осуществляется по правилам, установленным частями 16 и 17 статьи 8 Федерального закона № 478-ФЗ, на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, требованиям Федерального закона № 214-ФЗ с учетом особенностей, установленных действующей редакцией статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ.

2. В соответствии с ч. 20 ст. 8 Федерального закона № 478-ФЗ застройщик, получивший разрешение на строительство после 01 июля 2018 года и заключающий договоры участия в долевом строительстве по правилам, установленным частями 16 и 17 статьи 8 Федерального закона № 478-ФЗ, на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, и одновременно договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу, должен соответствовать:

1) по проектам строительства, в отношении которых привлечение денежных средств осуществляется по договорам участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу, требованиям, предъявляемым действующим законодательством к застройщикам, заключающим договоры участия в долевом строительстве с использованием счетов эскроу с учетом требований, предусмотренных абзацем вторым пункта 1 статьи 2, частью 11, пунктом 13 части 2 статьи 3, статьями 18 — 182 Федерального закона № 214-ФЗ, и требований, предусмотренных пунктами 14 — 17, 7 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ;

2) по проектам строительства, в отношении которых привлечение денежных средств осуществляется по правилам, установленным частями 16 и 17 статьи 8 Федерального закона № 478-ФЗ, на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, требованиям действующей редакции Федерального закона № 214-ФЗ.

3.Застройщик, получивший разрешения на строительство до 1 июля 2018 года и заключающий договоры участия в долевом строительстве только по правилам, установленным частями 16 и 17 статьи 8 Федерального закона № 478- ФЗ, на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, должен соответствовать требованиям Федерального закона № 214-ФЗ с учетом особенностей, установленных действующей редакцией статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ.

4. Застройщик, получивший разрешение на строительство после 1 июля 2018 года и заключающий договоры участия в долевом строительстве только по правилам, установленным частями 16 и 17 статьи 8 Федерального закона № 478- ФЗ, на основании заключения контролирующего органа о соответствии критериям, должен соответствовать требованиям действующей редакцией Федерального закона № 214-ФЗ.

Таким образом, застройщики, получившие разрешения на строительство после 1 июля 2018 года и продолжающие реализацию проектов при наличии заключения контролирующего органа о соответствии критериям, в силу ранее установленного правового регулирования должны соответствовать требованиям, предъявляемым к застройщикам: один застройщик — одно разрешение на строительство, отсутствие обязательств по кредитам, займам, не связанным со строительством, не осуществлен выпуск или выдача ценных бумаг, обязательства застройщика, не связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством, не превышают один процент от проектной стоимости строительства, имущество, принадлежащее застройщику, не используется для обеспечения исполнения обязательств третьих лиц, отсутствуют обязательства по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц. При этом для таких застройщиков исключены требования по соблюдению нормативов финансовой устойчивости и к размеру собственных средств, в силу невозможности соответствия таких застройщиков данным требованиям.

Подпунктом «д» пункта 8 статьи 1 Федерального закона № 151 -ФЗ отменяется необходимость получения заключения о соответствии застройщика и его проектной декларации требованиям Федерального закона № 214-ФЗ для застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства только с использованием счетов эскроу. Подпункт «д» пункта 8 статьи 1 Федерального закона № 151-ФЗ вступает в силу по истечении двух лет после дня официального опубликования Федерального закона № 151 -ФЗ, то есть с 28 июня 2021 года.

В выдаче заключения о соответствии застройщика и его проектной декларации отказывается в случае выявления контролирующим органом фактов несоответствия застройщика требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ в редакции Федерального закона № 151-ФЗ, и (или) несоответствия проектной декларации требованиям, установленным статьями 20 и 21 Федерального закона № 214-ФЗ в редакции Федерального закона № 151-ФЗ. Отказ в выдаче такого заключения по иным основаниям не допускается. При этом следует учитывать, что согласно части 8 статьи 16 Федерального закона от 27 июня 2019 года N 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 02.08.2019 № 261-ФЗ) к застройщикам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства только с использованием счетов эскроу предъявляются требования, установленные пунктами 1, 2 — 6 и 8 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ.

Таким образом, до момента вступления в силу подпунктов «г» и «д» пункта 8 статьи 1 Федерального закона № 151-ФЗ, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства оценивается соответствие застройщиков, планирующих привлечение денежных средств участников долевого строительства только с использованием счетов эскроу, в целях получения заключения о соответствии по следующим требованиям:

1) наличие проектной документации и положительного заключения экспертизы проектной документации;

2) в отношении застройщика не проводятся процедуры ликвидации юридического лица — застройщика;

3) в отношении юридического лица — застройщика отсутствует решение арбитражного суда о введении одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом;

4) в отношении юридического лица — застройщика отсутствует решение арбитражного суда о приостановлении его деятельности в качестве меры административного наказания;

5) в реестре недобросовестных поставщиков, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», отсутствуют сведения о юридическом лице — застройщике (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица) в части исполнения им обязательств, предусмотренных контрактами или договорами, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства или организации таких строительства, реконструкции и капитального ремонта либо приобретение у юридического лица жилых помещений;

6) в реестре недобросовестных участников аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ведение которого осуществляется в соответствии с пунктами 28 и 29 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствуют сведения о юридическом лице — застройщике (в том числе о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа юридического лица);

7) лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа застройщика, лицо, являющееся членом коллегиального исполнительного органа застройщика, или лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа управляющей компании, если она осуществляет функции единоличного исполнительного органа застройщика, либо временный единоличный исполнительный орган застройщика (далее — руководитель застройщика), физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале участие более чем пять процентов) корпоративным юридическим лицом — застройщиком, главный бухгалтер застройщика соответствуют требованиям, установленным статьей 3.2 Федерального закона 214-ФЗ;

8) требованиям к содержанию информации о застройщике в проектной декларации;

9) требованиям к содержанию информации о проекте строительства к проектной декларации.

Основания для направления уведомления об отсутствии у застройщика права привлекать денежные средства граждан, установлены частью 2.6 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ как для застройщиков, привлекающих денежные средства на расчетный счет, открытый в уполномоченном банке, так и для застройщиков, привлекающих денежные средства с использованием счетов эскроу.

При этом установленные частью 2.6 статьи 3 Федерального закона № 214- ФЗ положения не применяются в отношении застройщиков, получивших разрешение на строительство до 1 июля 2018 г.

Так, основанием для направления уведомления об отсутствии у застройщика, получившего разрешение на строительство после 1 июля 2018 г. и привлекающего денежные средства с использованием счетов эскроу, права привлекать денежные средства граждан является установление фактов несоответствия застройщика требованиям, указанным пунктом 1, 2 — 6, 8, 9 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ и неисполнения застройщиком обязанности по передаче участнику долевого строительства объекта долевого строительства по зарегистрированному договору участия в долевом строительстве — в течение шести месяцев со дня наступления такой обязанности.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона № 151 -ФЗ) застройщик, получивший разрешение на строительство после 1 июля 2018 года, не вправе привлекать средства в форме кредитов, займов, ссуд, за исключением целевых кредитов на строительство в соответствии с требованиями части 6 указанной статьи и предоставляемых учредителями (участниками) застройщика целевых займов.

При этом, в соответствии с пунктом 1.5 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона № 151-ФЗ) застройщик, получивший разрешение на строительство после 1 июля 2018 года, вправе иметь обязательства, не связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства и со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство либо нескольких разрешений на строительство, в объеме, не превышающем один процент от проектной стоимости строительства.

В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ (в редакции Федерального закона № 151-ФЗ) к застройщику, получившему разрешение на строительство до 1 июля 2018, требования, предусмотренные пунктом 1.5 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ не применяются. При этом, в соответствии с частью 8.2 и частью 8.4 статьи 8 Федерального закона № 175-ФЗ (в редакции Федерального закона № 151-ФЗ) указанный в настоящем абзаце застройщик вправе иметь обязательства, возникшие у него до вступления в силу указанных ограничений, введенных в действие Федеральным законом № 478-ФЗ, и исполнять их.

Таким образом, в случае если между кредитной организацией и застройщиком заключен договор о предоставлении кредитной линии с лимитом задолженности по кредиту, не связанному с долевым строительство, то выдача траншей по кредитному договору о предоставлении кредитной линии с лимитом задолженности по нецелевому кредиту, заключенному до 25 декабря 2018 года, для застройщика, получившего разрешение на строительство после 1 июля 2018 года, ограничена требованием пункта 1.5 части 2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ (в редакции Федерального закона № 151-ФЗ), а для застройщика, получившего разрешение на строительство до 1 июля 2018 года, размером лимита задолженности по такому кредитному договору. Иных норм, ограничивающих выдачу траншей по такому кредитному договору, действующее законодательство не содержит.

Кроме того, для застройщиков, получивших разрешение на строительство после 1 июля 2018 г. положениями статьи 18 Федерального закона № 214-ФЗ установлен запрет на привлечение средств в форме кредитов, займов, ссуд, не являющихся целевыми, в том числе на приобретение прямо или косвенно через третьих лиц долей (акций) балансодержателей земельных участков, на которых реализуется проект строительства многоквартирного дома с последующей передачей данных земельных участков в аренду застройщику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *