Бухучет в медицинских центрах

В медицине организации и ведению учета уделяется особое внимание. Это обусловлено объективной необходимостью. Некорректный учет чреват серьезным искажением данных о результатах финансово-хозяйственной деятельности организации, отсутствием возможности подтвердить законность поступления медикаментов и оборудования. Указанные нарушения – достаточный повод для отзыва лицензии на оказание медицинских услуг.

С чего начинается учет?

Организация учета в медицинском центре мало чем отличается от таковой в любой другой компании, работающей в сфере услуг. Сначала формируется учетная политика. Она определяет направление ведения учета, позволяет выбрать оптимальный способ применения законодательных норм.

Учетная политика формируется непосредственно при создании медицинской компании. Она утверждается приказом руководителя. В учетной политике закрепляются правила ведения бухучета, в отношении которых отсутствует жесткий законодательный регламент.

Разработан и сформирован документ может быть главным бухгалтером медицинского центра, специалистами профильного аутсорсера.

Нюансы учета расходников и медикаментов

Переходя от теории учета к практике, следует отметить важность правильного оформления поступления, расходования, списания лекарственных препаратов, нелекарственных средств, расходных материалов. Согласно нормам действующего законодательства, их учет осуществляется в составе материально-производственных запасов. Учитываются лекарственные средства, расходники по стоимости затрат на их приобретение. Для отражения материально-производственных запасов используется счет 10. При постановке расходников и препаратов на учет следует обязательно проверять наличие и качество подтверждающей первички (накладных от поставщиков).

Списание материально-производственных запасов в производство может осуществляться разными методами. Использовать следует тот, который закреплен в учетной политике. Наиболее распространенным является способ ФИФО. Он предусматривает списание в порядке очередности. При использовании метода учета по стоимости единицы списание осуществляется по единице товара вне зависимости от других поступлений. Такой метод рекомендован при наличии активов, учитывать которые необходимо в особом порядке. Учитывать материально-производственные запасы можно и по средней стоимости. В этом случае списание в производство предусматривает расчетное определение стоимости с учетом складских остатков. Данный метод используется редко. Оптимальным он будет в случае необходимости исключения учета в разрезе партий препаратов или расходников.

Отдельно хотелось бы отметить списание просрочки. Здесь не обойтись без постоянного мониторинга сроков годности препаратов и расходных материалов. Просроченные группы препаратов списываются путем оформления соответствующего акта. Отражение списания в учете осуществляется по стандартным правилам. Списанные препараты могут быть утилизированы либо возвращены поставщику.

Обязательная инвентаризация

Бухучет в медицинском центре предусматривает постоянный контроль наличия и количества медпрепаратов, расходных материалов. Причем это касается как обычных групп материально-производственных запасов, так и препаратов особого назначения.

В целях обеспечения контроля проводятся плановые инвентаризации. Порядок их проведения является стандартным. Он регламентируется ФЗ №3 (08.01.1998). Если речь идет о контроле наличия препаратов особого назначения (психотропных, наркотических веществ), регламент предусматривает:

  • Обязательное ежемесячное проведение инвентаризационных мероприятий.

  • Уведомление органов МВД при обнаружении недостач.

  • Ограниченный допуск лиц к проведению инвентаризации.

  • Регистрацию сведений об инвентаризации в специальном журнале.

Учет оборудования

При оказании услуг медицинского характера компания использует не только профильные расходные материалы, лекарственные препараты и нелекарственные средства. Отдельной категорией учета и контроля является оборудование. Каждой его единице присваивается статус инвентарного объекта.

На все поступающее в медцентр оборудование оформляются соответствующие документы. Как правило, это:

  • Товарная накладная.

  • Акт приема-передачи.

  • Карточка ОС-6.

Накладная определяет наименование основного средства, его стоимость, а также содержит информацию о поставщике. Акт приема-передачи фиксирует факт оприходования оборудования. В этом документе отмечаются инвентарный номер объекта, срок его использования, данные амортизационной группы. Карточка ОС-6 содержит данные из акта приема-передачи. Перечень этих данных может дополняться в процессе эксплуатации основного средства, принятого к учету. Небольшие медицинские центры с малым количеством ОС на балансе могут ограничиться ведением журнала формы ОС-6Б вместо карточек на каждую единицу оборудования и медтехники.

Что касается непосредственно учета в формате отражения операций на счетах, отдельно вносятся данные по:

  • стоимости поступающего оборудования;

  • стоимости доставки;

  • оплате услуг перевозчика;

  • стоимости монтажа и пуско-наладки;

  • оплате подрядчику;

  • сформированной стоимости основного средства с учетом затрат на доставку, установку, пуско-наладку.

Стоимость оборудования, принятого к учету, относится к расходам в течение всего срока его эксплуатации. Отнесение производится равномерными частями в соответствии с порядком определения амортизации. Учет данных осуществляется на счете 02. Начисления по нему производятся с месяца следующего за месяцем принятия ОС к учету.

Налоговый учет

Говоря об учете в медцентре, нельзя упустить тему налогообложения. Организациям медицинского профиля вменены стандартные обязательства налогоплательщиков. Их объем определяется актуальным режимом налогообложения. Работать медучреждения могут на упрощенке или ОСН.

Режим налогообложения определяет сложность и объемы налогового учета. На ОСН, например, придется отдельно учитывать, рассчитывать платежи по налогам на прибыль, имущество и на добавленную стоимость. Отчитывать, соответственно, тоже придется по каждому из указанных налогов. На УСН исчисляется, уплачивается единый налог. Метод его расчета определяется при переходе на данный режим налогообложения. Сдавать в ИФНС, соответственно, необходимо общую декларацию.

Отдельной темой является зарплатный налоговый учет в медцентре. Вне зависимости от применяемого режима, компания, будучи налоговым агентом, обязана исчислять, удерживать, уплачивать в бюджет НДФЛ. Также в статью расходов следует добавить обязательные страховые взносы. И отчетность по зарплатным налогам, взносам тоже никто не отменял.

Чтобы защитить авторские права редакции, некоторые файлы на нашем сайте доступны после регистрации. Чтобы защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте доступны после регистрации. В будущем году ожидаются некоторые перемены в налоговом и бухгалтерском учете в медицинских клиниках. Мы сделали подборку самых значимых, на наш взгляд, нововведений в бухгалтерском учете в клинике, на которые стоит обратить внимание. Можно получить выгоду при обучении сотрудников, согласно поправке в ФЗ от 18 июля г.

Код Для кого.

Бухгалтерское сопровождение в частных медицинских учреждениях имеет множество нюансов, так как их деятельность предусматривает получение прибыли. Бухгалтерия такой организации отличается особой спецификой, ведь на балансе зачастую стоят сотни позиций, начиная от расходных материалов и заканчивая дорогостоящим оборудованием. При ведении бухучета в платных клиниках должны учитываться многочисленные факторы:.

Организация учета в медицинских учреждениях

Любая организация не может развиваться без учета. По законодательству все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет. Когда речь заходит об учете управленческом, не все собственники бизнеса, в том числе и медицинского, видят его отличия от бухгалтерского учета.

Характеристики бухгалтерского учета: регистрационный, предназначен для внешнего пользователя, говорит о том, что уже произошло, требует точности до последней копейки, форма определяется нормативами и положениями контролирующих органов, представляет общие итоговые данные.

Характеристики управленческого учета: аналитический, служит внутренним задачам, оценивает то, что должно произойти, использует приближенные оценки, форма определяется потребностями руководства организации, требует детальной финансовой информации по каждому подразделению. Управленческий учет — система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленцев.

Управленческий учет создается для того, чтобы оперативно принимать решения, связанные с деятельностью организации. В бухгалтерском учете регистрируется только информация о свершившихся хозяйственных операциях.

В управленческом учете отображаются также планируемые затраты и финансовые результаты. Информация, собираемая и предоставляемая управленческим учетом, является коммерческой тайной. Зачастую в клиниках бухгалтерский учет ориентирован на налоговый учет; затраты учитываются по элементам без фиксации места их возникновения и основываются на нормативных документах, которые регулируют налогообложение; затратами, как правило, управляют собственники клиник, которые часто не имеют экономического образования.

Управленческие решения принимаются на основании разобщенной недостоверной неактуальной информации и на субъективном мнении руководителей клиники. Для успешного развития частного медицинского учреждения крайне важно построение и развитие полноценного управленческого учета в медицинской организации:. Оптимизация использования ресурсов медицинского учреждения Для развития медицинского учреждения нужны свободные средства, поэтому оптимизация расходов и экономия ресурсов крайне необходимы.

Делимся с вами практическими советами, как построить в медицинском центре или клинике систему здоровой экономии. Система планирования и учета Введите систему планирования: у вас должен быть четкий план расходов, которого вы будете придерживаться.

Превышение суммы плановых затрат должно быть детально проанализировано. Контроль статей расходов и воздержание от незапланированных необоснованных расходов поможет увеличить прибыль медицинского учреждения Читать статью. Решение многих стратегических управленческих задач опирается на аналитическую финансовую и нефинансовую информацию включая сравнительную информацию о клиниках-конкурентах, о поставщиках материалов, о потребителях медицинских услуг.

Основой управленческого учета является планирование и бюджетирование. Стратегическое планирование дает возможность руководителям клиник принимать решения о расширении деятельности медицинского учреждения; об удовлетворении потребностей потребителей медицинских услуг; об увеличении рыночного спроса; о дополнительных видах медицинских услуг; о партнерстве.

Стратегическое планирование — поиск новых возможностей для развития клиники на рынке. Тактическое планирование создает условия для реализации этих возможностей. Средством оперативно-календарного планирования — как способа контроля реализации возможностей — является бюджетирование. Бюджетирование — это процесс составления и принятия бюджетов и контроль их исполнения; его основная задача — оптимальное распределение ресурсов клиники во времени.

Этапы бюджетирования включают: проектирование и формирование финансовой структуры медицинского учреждения; разработка структуры генерального бюджета и формирование отчетов по выполнению бюджетов. Перейти к содержимому Управленческий учет в медицинской организации.

Оптимизация использования ресурсов медицинского учреждения. Для развития медицинского учреждения нужны свободные средства, поэтому оптимизация расходов и экономия ресурсов крайне необходимы.

Бухгалтерский учет в медицинском центре

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь , чтобы оставить комментарий. Авторитетные эксперты постоянно публикуют актуальные материалы по темам: бухгалтерский учет, налогообложение, НДС, НДФЛ, страховые взносы, кадровое делопроизвоство, начисление отпускных и больничных, компенсации за неиспользованный отпуск, тарифная сетка, прием и увольнение работников, регистрация юридических лиц и их ликвидация, упрощенка УСН , вмененка ЕНВД , заработная плата и сотням других. Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения. На портале можно скачать многочисленные документы: кодексы и законы РФ, письма и приказы минфина, письма и приказы минэкономразвития, постановления Правительства РФ, касающиеся предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения. Сайт www. Любое воспроизведение материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции — обладателя исключительных имущественных прав.

Бухучет в медцентре: от учетной политики до бухгалтерской практики

Содержание страницы Организация учета в медицинских учреждениях Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях Особенности учета в бюджете Нюансы налогообложения. Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Особенности бухгалтерского учета в частных клиниках

Заниматься медицинской деятельностью имеют право только лицензированные организации и ИП, получившие разрешение на те или иные манипуляции. Формируется учетная политика конкретного учреждения: в ней описывается, каким именно образом проводится бухучет для операций без жесткого регламента. Бюджетные учреждения. Правительство же определяет правила и порядок приема пациентов. В основном услуги предоставляются на бесплатной основе, для платных же имеется заранее установленный прейскурант, который клиника не может изменить самостоятельно. Частные клиники. Их цель — извлечение прибыли, на первом месте стоят платные процедуры. Деятельность может включать в себя услуги, которые не облагаются НДС, в таком случае необходимо ведение раздельного учета. Бухгалтерия клиники обязана вести учет расходников и медикаментов, оборудования.

Ведение бухгалтерского учета в медицинских организациях

Любая организация не может развиваться без учета. По законодательству все юридические лица обязаны вести бухгалтерский учет. Когда речь заходит об учете управленческом, не все собственники бизнеса, в том числе и медицинского, видят его отличия от бухгалтерского учета. Характеристики бухгалтерского учета: регистрационный, предназначен для внешнего пользователя, говорит о том, что уже произошло, требует точности до последней копейки, форма определяется нормативами и положениями контролирующих органов, представляет общие итоговые данные. Характеристики управленческого учета: аналитический, служит внутренним задачам, оценивает то, что должно произойти, использует приближенные оценки, форма определяется потребностями руководства организации, требует детальной финансовой информации по каждому подразделению.

В медицине организации и ведению учета уделяется особое внимание.

Открываете свое дело и не знаете, как поставить бухгалтерский, налоговый и кадровый учет в медицинском центре? Один из профилей компании «ОЛТА-консалт» — профессиональный бухгалтерский учет в медицине. Мы обслуживаем медицинские организации с года.

кие медицинские организации ведут бухгалтерский учет согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н (далее План счетов бухгалтерского учета).

В структуре затрат медицинской организации большое место занимает стоимость использованных лекарственных средств, медикаментов и прочих материалов.

В соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 9 июня 2001 года №44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01″ (далее ПБУ 5/01), материалы, используемые при оказании услуг, являются частью материально — производственных запасов организации.

К бухгалтерскому учету материалы принимаются согласно пунктам 5, 6 ПБУ 5/01 по фактической себестоимости, которой в случае приобретения за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета, для обобщения информации о наличии и движении материалов предназначен счет 10 «Материалы» . В бухгалтерском учете медицинской организации принятие на учет материалов отражается записью:

Фактический расход материалов при оказании услуг отражается по кредиту счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство. В бухгалтерском учете для этого используется следующая запись:

Согласно пункту 16 ПБУ 5/01, медицинская организация вправе самостоятельно выбирать один из способов оценки материально-производственных запасов при отпуске в производство (выбытии). Оценка материалов производится одним из следующих способов:

По себестоимости каждой единицы;

По средней себестоимости;

По себестоимости первых по времени приобретения материально — производственных запасов (способ ФИФО);

По себестоимости последних по времени приобретения материально — производственных запасов (способ ЛИФО).

Выбранный метод должен быть отражен в учетной политике организации и должен использоваться на протяжении всего отчетного года (по отдельному виду (группе) запасов).

Однако, в случае, если законодательно будут внесены корректировки и изменения в нормативную базу учета отдельных хозяйственных операций, организации вправе вносить изменения в действующую учетную политику.

Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (например, драгоценные металлы), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО) основана на допущении, что материально-производственные запасы используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. При применении этого способа оценка материально-производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

Оценка по себестоимости последних по времени приобретения материально- производственных запасов (способ ЛИФО) основана на допущении, что материально- производственные запасы, первыми поступающие в производство, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. При применении этого способа оценка материально — производственных запасов, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости ранних по времени приобретения, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость поздних по времени приобретения.

Оценка материально-производственных запасов на конец отчетного периода производится в зависимости от принятого способа оценки запасов при их выбытии, то есть по себестоимости каждой единицы запасов, средней себестоимости, себестоимости первых или последних по времени приобретений.

Ввиду значительного ассортимента используемых материалов медицинские организации должны обратить особое внимание на выбор метода оценки запасов, взвесив достоинства и недостатки каждого из них.

Помимо избранного метода оценки МПЗ, медицинские организации должны решить еще одну проблему — когда именно материалы списывать в расход.

Дело в том, что после отпуска со склада материалы могут храниться по различным структурным подразделениям медицинской организации (основным и вспомогательным) длительное время, в связи с чем просчитать остатки зачастую оказывается просто невозможно.

Исходя из этого, существует реальная необходимость введения оперативных отчетов медицинских работников об использовании полученных со склада материалов. В этом случае, медицинская организация может воспользоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина Российской Федерации от 28 декабря 2001 года №119н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов». Согласно пункту 98 указанного документа:

«Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения.

На фактически израсходованные материалы подразделение — получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.

Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производятся на основании указанного выше акта.

Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией».

При определении себестоимости оказанных медицинских услуг, медицинские организации (как впрочем, и все остальные субъекты предпринимательской деятельности) используют Положение по бухгалтерскому учету ПБУ «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н.

В соответствии с пунктом 2 ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Случаи выбытия активов, не признаваемых для целей бухгалтерского учета расходом, перечислены в пункте 3 ПБУ 10/99.

Согласно указанному бухгалтерскому стандарту расходы медицинской организации делятся на:

· расходы по обычным видам деятельности;

· операционные расходы;

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с оказанием медицинских услуг. Указанные расходы принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности. Если оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

При формировании расходов по обычным видам деятельности медицинская организация должна сгруппировать их по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация;

· прочие затраты.

Перечень статей затрат медицинская организация устанавливает самостоятельно.

Расходы медицинской организации признаются в бухгалтерском учете лишь в том случае, если у организации выполняются все условия, перечисленные в пункте 16 ПБУ 10/99. Если хотя бы одно из условий не выполняется, то в учете медицинской организации признается .

Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от намерения организации получить выручку от оказания медицинских услуг, операционных или иных доходов, и от формы осуществления расхода (денежная или натуральная). В соответствии с пунктом 18 ПБУ 10/99 расходы в бухгалтерском учете признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. Если расходы обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов и когда связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, то расходы должны быть обоснованно распределены.

Определение доходов в бухгалтерском учете медицинская организация также определяет в соответствии с нормами бухгалтерского законодательства, а именно в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 №32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ (далее ПБУ 9/99).

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) (пункт 2 ПБУ 9/99).

В соответствии с пунктом 5 ПБУ 9/99:

«Доходами от обычных видов деятельности является выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее — выручка)».

Следовательно, доходами от обычных видов деятельности у медицинской организации будет являться выручка от оказания медицинских услуг.

Кроме доходов от обычной деятельности в бухгалтерском учете признаются прочие доходы, к которым относятся операционные доходы, внереализационные доходы, чрезвычайные доходы (пункт 4 ПБУ 9/99).

Для признания выручки (доходовот обычных видов деятельности) в бухгалтерском учете медицинской организации необходимо одновременно выполнение следующих условий:

· организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

· сумма выручки может быть определена;

· имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

· услуга оказана;

· расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете медицинской организации признается , а не выручка.

Обращаем внимание, что признание выручки при оказании медицинских услуг производится по факту оказания услуги.

Для отражения в бухгалтерском учете выручки от оказания услуг необходимо иметь документы, подтверждающие, что услуга оказана. Как правило, таким документом выступает акт выполненных работ (оказанных услуг).

Обратите внимание!

Первичные учетные документы принимаются к учету:

· если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной учетной документации.

· если организацией утверждена форма первичного документа, не предусмотренная в альбомах унифицированных форм.

Форма акта выполненных работ (оказанных услуг) законодательно не утверждена, поэтому медицинская организация вправе разработать такую форму самостоятельно. При этом следует помнить, что самостоятельно разработанные формы в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон №129-ФЗ) должны в обязательном порядке содержать следующие реквизиты:

· наименование документа (формы);

· код формы;

· дата составления;

· наименование организации, составившей этот документ;

· измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

· перечень должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

· личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Образец разработанного акта утверждается отдельным организационно-распорядительным документом медицинской организации.

Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель медицинской организации по согласованию с главным бухгалтером (пункт 3 статьи 9 Закона 129-ФЗ).

Для учета выручки от оказания услуг в бухгалтерском учете медицинской организации используется счет 90 «Продажи» субсчет

Одновременно производится списание себестоимости оказанных услуг:

Более подробно с особенностями оказания услуг в области здравоохранения Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Услуги в области здравоохранения».

Медицинские учреждения могут действовать на основе частного или бюджетного финансирования. Законодательством разрешено создавать клиники образованием юридических лиц или путем регистрации в качестве ИП. Для работы в сфере медицинских услуг необходимо оформить лицензию. После получения разрешительной документации можно оказывать услуги по амбулаторному и стационарному лечению, экстренной помощи и санаторно-курортному оздоровлению.

Организация системы бухгалтерского учета в бюджетных медучреждениях строго регламентирована. Основное отличие их деятельности от коммерческих предприятий – отсутствие большой свободы действий и преобладание бесплатных видов услуг. Правила обслуживания пациентов закреплены в правительственном Постановлении от 4 октября 2012 года №1006. Тарификация услуг коммерческими структурами производится на основании решения руководства. В бюджетных организациях за ценообразование отвечают государственные органы.

Учетная политика

Для создания эффективной системы учета на предприятии инициируется разработка и утверждение учетной политики. Документ носит локальный характер, содержит нормы и стандарты отражения операций для конкретного учреждения с привязкой к законодательным положениям. Текст документа утверждается руководством компании.

Учетная политика должна быть сформирована на этапе открытия предприятия. На протяжении работы организации документ не надо аннулировать и принимать заново, при необходимости разрешено вносить в него изменения и дополнения. Структура учетной политики медицинских предприятий:

  1. Блок с организационной информацией. В нем приводятся формы ведения учета, утверждается рабочий вариант плана счетов и типовые корреспонденции по основным хозяйственным операциям. В разделе указывают перечень и формы первичной документации, которая должна применяться должностными лицами учреждения. В первой части учетной политики фиксируются правила документооборота и назначаются лица, которые наделяются правом подписи.
  2. В следующем пункте раскрывается технология обработки сведений из документов, согласовывается порядок мониторинга операций и выдачи наличных денежных средств работникам предприятия, закладываются правила распределения накладных затрат.
  3. Отдельный раздел должен быть посвящен особенностям применяемой системы налогообложения и списку льгот по налоговым ставкам.

Особенности бухгалтерского учета в коммерческих медицинских организациях

Основная цель создания клиник и медицинских центров с частным капиталом – извлечение прибыли. Доходы формируются за счет оказания платных услуг населению или юридическим лицам.

ВАЖНО! Частные медицинские организации отражают операции по рабочему плану счетов, созданному на основе Приказа Минфина от 31 октября 2000 г. под №94н.

Осуществляемые расходы компаний отражаются в учете на 20 счете. Структура затрат представлена:

  • оплатой стоимости лекарственных препаратов;
  • расходами на инвентарь, медицинское оборудование;
  • оплатой труда персонала;
  • суммами перечислений в бюджет в счет погашения налоговых обязательств.

Медицинским предприятиям предоставлена возможность оказания услуг, подлежащих обложению НДС и освобожденных от этого вида налога. При наличии льготной категории операций в бухгалтерском учете необходимо организовать раздельный их учет с обычными видами услуг. Перечень ситуаций, позволяющих обойтись без начисления НДС, приведен в ст. 149 НК РФ.

Бухгалтерия учреждения в своей работе ориентируется на нормы ПБУ 10/99. Этот документ регламентирует порядок признания расходов и приводит упрощенную классификацию затрат. По стандарту расходы подразделяются на обычные, операционные и внереализационного характера. Траты, осуществляемые при проведении медицинских манипуляций в рамках услуг клиентам, причисляются к обычным видам деятельности. Их отражают в учете в размере фактически понесенных расходов.

Доходные операции показываются на счетах учета по правилам, оговоренным в ПБУ 9/99. В медицинских учреждениях доходными поступлениями по обычным видам хозяйственной деятельности являются принимаемые платежи за оказание платных услуг.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Доходы признаются в учете только после фактического оказания медицинской услуги.

Для отражения сумм доходов используется 90 счет. На его субсчетах аккумулируется выручка, себестоимость и НДС и выводится сумма прибыли или убытка. Выручку показывают через корреспонденцию с участием Д62 и К90.1. Параллельно производится списание суммы сформированной себестоимости по услуге через дебетование 90.2 и кредитование 20 счета.

Учет медикаментов и расходных материалов

В учете медицинских организаций к категории МПЗ относятся:

  • медикаменты;
  • расходное сырье и материалы.

Их оприходование осуществляется по накладным, получаемым от поставщиков. Стоимость отгружаемых МПЗ отражается в дебете 10 счета с разбивкой по номенклатурным группам. Для списания ценностей предприятие может использовать метод, который прописан в учетной политике:

  • способ списания по стоимости единицы изделия;
  • методика ФИФО;
  • вариант со средней стоимостью.

Для медучреждений характерно проведение постоянного мониторинга сроков годности лекарственных препаратов. Для реализации контрольных мероприятий руководством предприятия назначается отдельное должностное лицо. При выявлении просроченных экземпляров медикаментов они должны быть возвращены поставщику или переданы на утилизацию. Документальное оформление избавления от просроченных лекарств производится путем составления акта. В нем прописываются наименования препаратов, их номерные обозначения и серии, сроки годности.

Процедура инвентаризации в медицинских структурах не отличается от стандартного алгоритма действий. Исключение составляют психотропные вещества и препараты, относимые к группе наркотических веществ.

ЗАПОМНИТЕ! Контроль медикаментов особого назначения (наркотических и психотропных) отличается от общепринятых стандартов, он регламентируется нормами Закона от 8 января 1998 г. №3-ФЗ.

Если по средствам особого назначения обнаруживаются недостачи, то о выявленном несоответствии в трехдневный срок надо сообщить в МВД. Инвентаризационные мероприятия реализуются каждый месяц. В состав комиссии можно включать только персонал с актуальным допуском к работе с наркотическими веществами.

Ежемесячно по каждому врачебному кабинету делается подсчет норм расходования материалов, сведения о фактическом использовании вносятся в отчет. Документы передаются в бухгалтерию. Типовые корреспонденции счетов:

  • принятие к учету медикаментов и расходного сырья – Д10 – К60;
  • Д20 – К10 – запись при расходовании лекарственных препаратов.

Учет медицинской техники и оборудования

Медицинское оборудование учитывается в составе основных средств. Они подлежат амортизации. Выбор способа амортизации осуществляется по нормам ПБУ 6/01. Каждой единице оборудования присваивается индивидуальный инвентарный номер. Приемка и постановка на учет техники осуществляется на основании:

  • товарной накладной;
  • акта приемки-передачи ОС;

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Д07 – К60 на предприятие поступило медицинское оборудование к установке;
  • Д07 – К76 – отражается сумма средств, потраченная на доставку техники;
  • Д08 – К07 – списана фактическая стоимость оборудования, учтены расходы на его монтаж;
  • Д01 – К08 – оборудование установлено, настроено и готово к эксплуатации, техника переводится в состав основных средств.

Особенности учета в бюджете

Бюджетные медицинские структуры могут оказывать платные услуги. В ежегодную смету доходов и расходов должно быть включено предполагаемое финансирование из бюджета и плановые показатели поступлений от платного набора услуг. Выручка от коммерческой деятельности направляется на оплату счетов, связанных с осуществлением платных услуг, погашение налоговых обязательств. Оставшиеся ресурсы показываются как доход бюджета.

Имущественные активы государственными медицинскими структурами эксплуатируются на праве оперативного управления. Списание вышедшего из строя или устаревшего оборудования производится после документального обоснования необходимости такого действия комиссией. Для согласования процедуры с собственником списываемых объектов используются:

  • списки оборудования, подлежащего списанию;
  • копии решения по созданию комиссии, занимающейся вопросами списания основных средств;
  • копии, снятые с протокола заседания комиссии;
  • акты на списание техники.

Документальное оформление снятия с учета оборудования происходит путем заполнения акта формы 0306003 или формы 0306033.

К СВЕДЕНИЮ! Отражение в учете операций по списанию имущества невозможно, если нет документов на согласование процедуры вывода из эксплуатации конкретных объектов.

Медикаменты списываются в таких случаях:

  • при просрочке Д 0 401 101 72 – К 0 105 21 440;
  • при выявленных недостачах, оформленных актом, дебетуется 0 401 101 72 и кредитуется 0 105 214 40 (0 105 314 40);
  • при продаже через аптеку по дебету показывается 2 401 101 30, а по кредиту – 2 105 214 40 (2 105 314 40).

Если после утилизации медоборудования остались материалы, подлежащие оприходованию, в учете делается запись между дебетом 0 105 00 000 и кредитом 0 401 10 172. Стоимость материалов определяется по текущим рыночным ценам.

Нюансы налогообложения

Медицинские организации наделены правом применять ставку по в размере 0%. Норма закреплена в ст. 284.1 НК РФ. Получаемые организацией средства от страховой компании в рамках программы ОМС не включаются в базу налогообложения налогом на прибыль. Не входят в налогооблагаемую базу для расчета налога на прибыль и доходы, которые были получены медучреждением в форме имущества по программе целевого финансирования.

Частные медицинские предприятия могут выбрать общую систему налогообложения или перейти на . В случае с УСН выгодно использовать схему налогообложения «доходы за минусом расходов». для медицинского профиля деятельности нельзя применять.

В бюджетном учреждении ведется предметно-количественный учет по всем медикаментам. Медикаменты с аптечного склада передаются старшей медсестре по требованию-накладной. Проверяющие указали, что в бухгалтерском учете необходимо видеть остатки старшей медсестры и остатки на посту. При этом фактически остатки числятся на старшей медсестре, как на материально ответственном лице.
Как ведется учет медикаментов в бюджетном учреждении от старшей медицинской сестры на пост?
Как оформляется выбытие медикаментов?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет медикаментов в бухгалтерском учете бюджетного учреждения от старшей медицинской сестры на пост осуществляется в порядке, определенном учетной политикой учреждения.

Обоснование вывода:
При организации бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями:
— Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — N 157н);
— Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы», утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
— Инструкции, утвержденной Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — N 174н).
Кроме того, в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам, учреждения здравоохранения могут использовать положения Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (далее — Инструкция N 747), которая не утратила в настоящее время свою силу. Например, опираясь на положения Инструкции N 747, строят свои разъяснения специалисты финансового ведомства в отношении учета медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в бюджетных учреждениях здравоохранения (смотрите, например, Минфина России от 25.03.2016 N 02-07-10/17036).
Отметим, что следует различать бухгалтерский и «специальный» учет медикаментов.
Предметно-количественный учет лекарственных средств для медицинского применения осуществляется медицинским учреждением согласно Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств». В частности, данной нормой устанавливаются перечень лекарственных средств, подлежащих предметно-количественному учету, а также порядок их «специального» учета и соответствующие документы. Кроме того, особенности предметно-количественного учета лекарственных средств в учреждениях, имеющих аптеку, описаны в разделе II Инструкции N 747.
Пунктом 45 Инструкции N 747 предусмотрено, что стоимость лекарственных средств, выданных в отделения (кабинеты) учреждения, списывается в расход. Данная норма может быть обусловлена тем, что лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства — 5-дневной, наркотические лекарственные средства — 3-дневной, все остальные — 10-дневной (п. 19 Инструкции N 747). А также в отделении (кабинете) не допускается создание запасов лекарственных средств сверх текущей потребности (п. 11 Инструкции N 747).
Наряду с этим списание материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется на основании положений Инструкций NN 157н, 174н. Данные нормативные правовые акты не содержат особенностей списания медикаментов. Они списываются в общем порядке, предусмотренном для списания материальных запасов.
При этом важным является вопрос момента списания материальных запасов, который определяется учреждением самостоятельно при соответствующем обосновании данного решения. Принятое решение закрепляется в учетной политике учреждения.
При принятии решения о моменте списания лекарственных препаратов учреждению следует избегать крайностей и учитывать, что они делятся на потребляемые и непотребляемые.
Кроме того, желательно определить, насколько важно обеспечить контроль за сохранностью конкретной группы (вида) материальных ценностей, насколько они значимы. Например, не вызывает сомнения значимость осуществления особого учета наркотических средств.
При этом следует понимать, что действующие в настоящее время нормативные правовые акты не устанавливают четких границ между:
— потребляемыми и непотребляемыми материальными запасами;
— имуществом, подлежащим списанию прямым расходом при выдаче из мест хранения, и ценностями, которые могут списываться с баланса только после оформления дополнительных документов.
Учет медикаментов на балансе учреждения в течение всего времени их использования позволит избежать претензий со стороны контролирующих органов. В то же время польза, извлекаемая из формируемой в бухгалтерском учете информации, должна быть сопоставима с затратами на ее подготовку.
Таким образом, в медицинском учреждении в соответствии с принятым решением, закрепленным в учетной политике, выбытие медикаментов может осуществляться как прямым расходом при их выдаче со склада в отделение, так и по факту оказания медицинской услуги.
Если в учреждении принимается решение о списании с бухгалтерского учета медикаментов непосредственно по факту оказания медицинской услуги, то в таком случае медикаменты, переданные старшей медицинской сестре, продолжают учитываться на счете 105 01 до момента их списания. На основании сведений, получаемых медицинской сестрой с поста с периодичностью, установленной учреждением (но не реже 1 раза за интервал, для которого установлен размер текущей потребности), она фиксирует дату выбытия медикаментов, которой затем отражается их выбытие в бухгалтерском учете. Иными словами, в бухгалтерском учете отражается списание по счету 105 01 в порядке Инструкции N 174н.
Выбытие медикаментов осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством РФ Минфином РФ ( Инструкции N 157н). Таким Актом может быть Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). К нему, в частности, могут прикладываться документы, на основании которых осуществляется фактическое расходование лекарственных средств (Приложение N 5 к Минфина России от 30.03.2015 N 52н). То есть документы по «специальному» учету медикаментов.
Для целей отражения в учете остатков медикаментов, переданных на пост, может быть предусмотрено ведение дополнительного аналитического учета медикаментов на счете 105 01, переданных старшей медицинской сестрой непосредственно в отделение. Например, медикаменты учитываются на балансовом счете 105 01 с указанием материально ответственного лица — старшей медсестры. При их передаче в отделение отражается их внутреннее перемещение со сменой аналитики, например, «медикаменты на посту». Списание медикаментов в бухгалтерском учете со счета 105 01 в таком случае будет также производиться на основании Акта о списании материальных запасов (ф. 0504230), составленного по данным, представленным старшей медицинской сестрой. Следует отметить, что подобный вариант учета является правом, а не обязанностью учреждения. Конкретное решение о порядке учета и списания медикаментов принимается учреждением и закрепляется в рамках формирования его учетной политики. Принимая такое решение, необходимо сопоставить возможные трудозатраты с полученным результатом.
На основании изложенного в рассматриваемой ситуации могут быть отражены следующие бухгалтерские записи:
1. Дебет 0 105 01 340 (Медикаменты, выданные на пост) Кредит 0 105 01 340 (Медикаменты у старшей медсестры) — отражены выданные на пост медикаменты;
2. Дебет 0 109 60 272 Кредит 0 105 01 440 (Медикаменты, выданные на пост) — отражено списание фактически израсходованных медикаментов, формирующих себестоимость конкретной услуги, непосредственно по факту оказания медицинской услуги.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Оплата пластиковой картой является одним из наиболее удобных видов оплаты услуг для физических лиц. Эти операции называются эквайрингом. Число медицинских организаций, предлагающих клиентам такую возможность, с каждым годом увеличивается.

Эквайринговые операции обладают целым рядом преимуществ по сравнению с другими видами расчётов:

  • Снижение к минимуму наличных расчетов, что позволяет меньше беспокоиться о сохранности наличности, о рисках, связанных с приемом фальшивых денег, об организации кассы с выделением отдельного помещения и т.п.
  • Поскольку все больше людей при расчетах применяют пластиковые карты, организация становится более привлекательной для клиентов, что, в свою очередь, приведет к увеличению оборотов;
  • На операции по пластиковым картам не распространяется лимит расчетов наличными.

При пользовании услугой эквайринга обязательно наличие расчетного счета в банке, а также должен быть непременно заключен договор эквайринга.

Принцип работы с использованием эквайринга заключается в следующем:

  • услуги организации оплачиваются с пластиковой карты клиента через специальное оборудование;
  • банк-эквайер переводит ее на расчетный счет организации, при этом за свои услуги снимает комиссию.

Как правило, перечисление денежных средств на расчётный счёт организации производится банком уже за вычетом своей комиссии за эквайринговые услуги. Возможными ошибками при осуществлении этих операций могут быть следующие:

  1. Такая ошибка приводит к искажению бухгалтерской и налоговой отчетности, если услуга оказана в одном месяце (отчетном периоде), а деньги поступили в другом. Налоговая инспекция при обнаружении этой ошибки доначислит пени за несвоевременную уплату налога.

    Вывод:
    Выручку от оказания услуг отражать в бухгалтерском учете следует на дату оказания услуг.

  2. В этом случае занижается выручка от реализации услуг и расходы организации на сумму комиссия банка. Налоговики при проверке восстановят сумму выручки и доначислят налоги.

    Вывод:
    Выручку от оказания услуг следует отражать в учете в полном объеме. Комиссия банка, удерживаемая по договору эквайринга, является расходами.

  3. Поскольку организация в этом случае не оформляет и необходимые кассовые документы (книга кассира- операциониста, отчет кассира-операциониста и др.), при проверке правильности использования ККТ имеется риск предъявления штрафных санкций налоговиками.

    Вывод:
    Расчеты, производимые платежными картами, пробиваются на отдельную секцию ККМ и отражаются отдельно в Z-отчете как сумма безналичной выручки. При этом в журнале кассира-операциониста по графе 12 отражает количество пластиковых карт, по которым велись расчеты, а по графе 13 указывается сумма, полученная при оплате данными картами. Сведения из журнала кассира о сумме выручки, полученной как наличными, так и посредством пластиковых карт, переносятся в справку-отчет кассира-операциониста (форма № КМ-6).

Когда речь идёт об учете основных средств в медицинской организации, в большинстве случаев под ОС понимается специальное медицинское оборудование. Учитывая его высокую стоимость, важно правильно сформировать первоначальную стоимость объектов основных средств.

Источниками пополнения основных средств служат:

  • Приобретение оборудования за плату;
  • Спонсорская помощь;
  • Дарение;
  • Приобретение оборудования в кредит.

Высокая стоимость медицинского оборудования позволяет также использовать его в качестве взноса в уставной капитал медицинской организации

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации. Согласно пункту 18 ПБУ 6/01 существует четыре способа начисления амортизации:

  1. линейный способ;
  2. способ списания стоимости пропорционально объему оказываемых услуг;
  3. способ уменьшаемого остатка;
  4. списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования.

Наиболее часто применяется первый (линейный) способ начисления амортизации. В этом случае годовая сумма амортизационных отчислений вычисляется, базируясь на первоначальной стоимости объекта основных средств и нормы амортизации, определяемой исходя из срока полезного использования этого объекта.

Для определения срока полезного использования объекта основных средств применяются следующие исходные характеристики:

  • Ожидаемый срок использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью и мощностью;
  • Прогнозируемая степень физического износа, зависящая от условий эксплуатации, влияния среды, системы проведения ремонта;
  • Нормативно-правовые и иные ограничения использования объекта (срока аренды) (п. 20 ПБУ 6/01).

Второй метод — списание стоимости пропорционально объёму оказываемых услуг- в качестве исходных характеристик использует натуральный показатель объёма оказанных услуг за отчётный период и соотношение первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объёма услуг за весь срок полезного использования.

При использовании способа уменьшаемого остатка при начислении амортизации годовая сумма отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчётного года и нормы амортизации. Для определения нормы амортизации используются такие характеристики, как срок полезного использования объекта основных средств и коэффициент ускорения, устанавливаемый в соответствии с законодательством РФ.

Способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования опирается на использование такой характеристики, как годовая сумма амортизационных отчислений. Она определяется, исходя из первоначальной стоимости основных средств и годового соотношения, в числителе которого стоит число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы этого объекта.

У организаций, применяющих УСН (15%), существуют особенности признания для налогообложения амортизационных расходов, что регламентируется ст. 346.18 НК РФ.

Организациям, оказывающим медицинские услуги, целесообразно, на наш взгляд, применять упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы минус расходы -15%», поскольку доля расходов у таких организаций значительная (амортизация оборудования, расходы на персонал, материалы и т.д.)

Если медицинская организация применяет общую систему налогообложения, то согласно статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации услуги, оказываемые таким предприятием, не облагаются НДС.

Бухгалтерия в медицине имеет свою специфику, требует профессионального знания бухгалтерского и налогового учета, а также навыков работы со специализированным программным обеспечением.

Наша компания обладает многолетним опытом ведения бухгалтерского учета для предприятий, работающих в сфере оказания медицинских услуг, поэтому может предложить вам качественные бухгалтерские и аудиторские услуги. Для получения более подробной информации о наших услугах обращайтесь к нашим специалистам.

В соответствии с положениями статьи 161 Бюджетного Кодекса РоссийскойФедерации:

«Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственнойвласти Российской Федерации, органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления для осуществленияуправленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функцийнекоммерческого характера, деятельность которой финансируется изсоответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда наоснове сметы доходов и расходов».

Бюджетные медицинские учреждения ведут бухгатерский учет в соответствии сИнструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РоссийскойФедерации от 26 августа 2004 года №70н «Об утверждении инструкции по бюджетномуучету» (далее Инструкция №70н).

Согласно указанной Инструкции №70н:

«Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора,регистрации

и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых инефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органовуправления государственных внебюджетных фондов, органов управлениятерриториальных государственных внебюджетных фондов, органов местногосамоуправления и созданных ими бюджетных учреждений (далее в целях настоящейИнструкции — учреждения) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанныхактивов и обязательств.

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Обухгалтерском учете», бюджетным законодательством, иными нормативными правовымиактами Российской Федерации и настоящей Инструкцией».

Причем в пункте 2 Приказа Минфина Российской Федерации от 26 августа 2004года №70н указано, что до 1 октября 2005 года все бюджетные учреждения обязаныперейти на новый План счетов.

Введение нового Плана счетов связано с необходимостью отслеживатьправильность расходования бюджетных средств, а также результативностьиспользования этих средств. Новый план счетов поможет бухгалтерам бюджетныхучреждений вести бухгалтерский учет в соответствии с действующимзаконодательством.

Номер счета нового Плана счетов состоит из 26 разрядов. При формированииномера счета Плана счетов бюджетного учета используется следующая структура:

1 — 17 разряд — код классификации доходов, ведомственной, функциональнойклассификации расходов бюджетов, классификации источников финансированиядефицита бюджетов;

18 разряд — код вида деятельности: при отсутствии возможности отнесения копределенному виду деятельности — 0; бюджетная деятельность — 1,предпринимательская и иная деятельность, приносящая доход, — 2, деятельность засчет целевых средств и безвозмездных поступлений — 3;

19 — 21 разряд — код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета;

22 — 23 разряд — код аналитического счета Плана счетов бюджетного учета;

24 — 26 разряд — код Классификации операций сектора государственногоуправления.

Разряды 18 — 23 образуют Код счета бюджетного учета.

Органам государственной власти, органам управления государственныхвнебюджетных фондов, органам управления территориальных государственныхвнебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешается введение в коданалитического счета Плана счетов разрядов для получения дополнительнойинформации, необходимой внутренним пользователям.

Также в Инструкции №70н содержится информация о новых формах учетныхдокументов (актов, ведомостей и так далее), приведена корреспонденциясчетов.

В части третьей Инструкции №70н изложен порядок применения плана счетовбюджетного учета.

В новом плане счетов всего 5 разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

И забалансовые счета.

Обратите внимание!

Помимо того, что изменилось содержание счетов, мы видим, что появились совсемновые для бюджетного учета счета, такие как, «Непроизведенные активы»,»Нематериальные активы», «Амортизация», «Нефинансовые активы в пути».

Таким образом, с 1 октября 2005 года бюджетные медицинские учреждения обязаныорганизовать бухгалтерский учет в соответствии с Инструкцией №70н. В том случае,если ими в установленном порядке оказываются платные медицинские услуги, учет потаким операциям ведется раздельно с предоставлением всей установленнойотчетности.

При принятии решения об оказании платных услуг государственные имуниципальные учреждения обязаны в установленном порядке оформить смету доходови расходов по специальным средствам.

Порядок формирования сметы следующий. Исходя из планируемых объемов оказанияуслуг и расценок на них, определяются поступления средств по их источникам — такполучается доходная часть сметы. Впоследствии, исходя из принятого порядкараспределения средств за платные услуги, определяются направления ихрасходования (на оплату труда, начисления на оплату труда, приобретениехозяйственного инвентаря, медицинского оборудования, восстановление сметыдоходов и расходов по бюджету, перечисление средств по подчиненности,формирование фондов развития и тому подобное).

Оказание платных услуг государственными и муниципальными учреждениямипроизводится, как правило, в специально организованных структурныхподразделениях (отделениях, кабинетах) медицинского учреждения.

Оказание услуг работниками лечебного учреждения осуществляется в свободное отосновной работы время, с обязательным составлением графиков работы по основнойработе и работе по оказанию платных медицинских услуг.

Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускаетсятолько с последующим внесением данных в табели учета рабочего времени.

В ряде случаев раздельный учет платных медицинских услуг организуется и поисточникам поступления финансовых средств (наличные от физических лиц (граждан),оплата по договорам добровольного медицинского страхования и тому подобное).

Формирование и бухгалтерский учет затрат на оказание платных услуг бюджетнымиучреждениями, Инструкцией №70н не предусмотрены.

Новая Инструкция №70н разрабатывалась с учетом всех новых требований вотношении бухгалтерского и налогового учета, а также с учетом международныхстандартов в области учета и отчетности.

Остановимся на самых значительных изменениях в бюджетном учете, обусловленныхвведением Инструкции №70н.

1. Отказ от применения мемориально-ордерной формы ведения бухгалтерскогоучета и переход на более прогрессивную журнальную форму.

Отказ от ведения бухгалтерского учета «вручную» и обязательный переход киспользованию автоматизированного учета с применением наиболее прогрессивныхбухгалтерских программ.

Для этой цели в новой Инструкции №70н приводятся, обязательные к применению,новые формы первичных документов, учетных регистров, учитывающих спецификусовременного бюджетного учета.

Автоматизация бюджетного учета основывается на едином, взаимосвязанномтехнологическом процессе обработки первичных учетных данных и отражения операцийпо соответствующим разделам Плана счетов бюджетного учета.

2. Отражение операций при ведении бюджетного учета учреждениямиосуществляется в соответствии с Планом счетов бюджетного учета, установленнымИнструкцией №70н. Введение нового плана счетов бюджетного учета призваноразрешить ряд проблем.

Как уже отмечалось, бухгалтерский учет по всем источникам финансированиявелся на едином балансе. Это правило нарушалось теми учреждениями, которыефинансировались из нескольких источников.

Для эффективного контроля за расходованием средств бюджетным учреждением, всябухгалтерская отчетность, включая баланс (форма 1) и отчет об исполнении сметырасходов (форма 2-мфб), на практике составлялась раздельно по каждому источникуфинансирования.

Кроме этого, в учете не было предусмотрено разделения на активы,приобретенные за счет бюджетных средств и за счет внебюджетной(предпринимательской) деятельности. Это также усложняло ведение учета.

Применение нового плана счетов разрешит эти проблемы.

3. Новая Инструкция №70н привела нормы бюджетного учета, применяемыебюджетными организациями, в соответствие с требованиями законодательстваРоссийской Федерации.

В частности это:

В отношении учета основных средств, к которым относятся материальныеобъекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работили оказании услуг, либо для управленческих нужд учреждения, независимо отстоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12месяцев.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальнойстоимости.

Новая Инструкция №70н изменила порядок определения первоначальной стоимостиосновных средств.

Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактическихвложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основныхсредств.

Вложениями на приобретение, сооружение и изготовление основных средствявляются:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), в томчисле налог на добавленную стоимость (кроме их приобретения за счет средств отпредпринимательской и иной деятельности, приносящей доход);
  • суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договорустроительного подряда и иным договорам;
  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационныеуслуги, связанные с приобретением основных средств;
  • регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи,произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основныхсредств;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которуюприобретен объект основных средств;
  • затраты по доставке объектов основных средств до места их использования,включая расходы по страхованию доставки;
  • иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением иизготовлением объекта основных средств.

Вложения на приобретение и сооружение основных средств определяются(уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях,когда оплата производится в валюте Российской Федерации, в сумме, эквивалентнойсумме в иностранной валюте (условных денежных единицах).

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных учреждением подоговору дарения (безвозмездно), признается их текущая рыночная стоимость надату принятия к бухгалтерскому учету, а также стоимость услуг, связанных с ихдоставкой, регистрацией и приведением их в состояние, пригодное дляиспользования.

В новом плане счетов отсутствует счет «Малоценные и быстроизнашивающиесяпредметы» и введены новые счета, такие как: «Непроизведенные активы»,»Нематериальные активы».

4. Новой Инструкцией №70н введен счет «Амортизация».

Этот счет предназначен для отражения данных, характеризующих степеньизношенности основных средств и нематериальных активов учреждения.

Расчет годовой суммы начисления амортизации основных средств и нематериальныхактивов производится линейным способом исходя из первоначальной(восстановительной) стоимости основных средств и нематериальных активов и нормыамортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этогообъекта.

В течение отчетного года амортизация на основные средства и нематериальныеактивы начисляется ежемесячно в размере 1/12 годовой суммы.

В течение срока полезного использования объекта основных средств начислениеамортизации не приостанавливается, кроме случаев перевода его на консервацию насрок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта,продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Срок полезного использования объектов основных средств определяется припринятии объектов к бухгалтерскому учету в соответствии с классификациейобъектов основных средств, включаемых в амортизационные группы, установленнойПравительством Российской Федерации.

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах,срок полезного использования устанавливается учреждением в соответствии стехническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Срок полезного использования объектов нематериальных активов определяетсяучреждением исходя из срока действия лицензии, свидетельства и другихограничений сроков использования объектов медицинской собственности согласнозаконодательству Российской Федерации, ожидаемого срока использования этогообъекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезногоиспользования, нормы амортизации устанавливаются в расчете на двадцать лет (ноне более срока деятельности учреждения).

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активовначинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объектак бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этогообъекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета или его выбытия всвязи с уступкой (утратой) учреждением исключительных прав на результатымедицинской деятельности (для объектов нематериальных активов).

Начисление амортизации не может производиться свыше 100% стоимости объектовосновных средств и нематериальных активов.

Начисление амортизации на объекты основных средств и нематериальных активовпрекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашениястоимости объекта или списания этого объекта с бухгалтерского учета.

Начисленная амортизация в размере 100% стоимости на объекты, которые пригодныдля дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для списания их попричине полной амортизации.

По объектам основных средств и нематериальных активов амортизация начисляетсяв следующем порядке:

  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью до 1000рублей включительно амортизация не начисляется;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью от 1000рублей до 10 000 рублей включительно амортизация начисляется в размере 100%балансовой стоимости при передаче объекта в эксплуатацию;
  • на объекты основных средств и нематериальных активов стоимостью свыше 10 000рублей амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными в установленномпорядке нормами.

Таким образом, применение Инструкции №70н приводит к разрешению наиболееважных проблем бухгалтерского учета.

Рассмотрим на конкретном примере применение Инструкции №70н.

Пример.

Учреждение оказало медицинские услуги, не облагаемые НДС, заказчику на сумму1500 рублей.

Себестоимость данной услуги составила 1 000 рублей.

Акт приемки-передачи выполненных медицинских услуг подписан, работы принятызаказчиком и оплачены.

Итак, проводки будут выглядеть следующим образом:

Окончание примера.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИПОЛУЧЕННЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ

Особенности использования вырученных за платные услуги денежных средствприсутствуют в деятельности только государственных и муниципальных медицинскихучреждений.

Коммерческие учреждения вправе самостоятельно распоряжаться средствами.

Государственные и муниципальные учреждения в выборе направлений расходованияотносительно не самостоятельны.

Во-первых, они используют их строго согласно смете по специальным средствам,во-вторых, они в обязательном порядке представляют отчетность об объемахвырученных средств (если объем таких средств значителен, то финансирующие органывполне могут если не отказать, то задержать финансирование на неопределенноевремя).

Полученные средства государственными и муниципальными учреждениями послеуплаты налогов, в соответствии с действующим законодательством, оплатыкоммунальных услуг и амортизационных отчислений, связанных с функционированиемструктурного подразделения медицинского учреждения, оказывающего платныемедицинские услуги и других обязательных платежей, направляются в обычномпорядке на расходы, связанные с уставной деятельностью учреждения, в том числена увеличение расходов на оплату труда, приобретение медицинского оборудования,хозяйственного инвентаря, медикаментов, оплату работ по капитальному, среднему итекущему ремонту.

Распределение же прочих средств осуществляется строго в соответствии сосметой доходов и расходов по специальным средствам (приобретение хозяйственногоинвентаря, медицинского оборудования, материалов, на оплату труда персоналаучреждения и так далее).

Использование средств на оплату труда работников учреждений осуществляется наосновании разработанных положений об оплате труда работников, занятых оказаниемплатных услуг. При этом средства направляются, в том числе, и на выплату премийуправленческому и обслуживающему персоналу.

БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результатыхозяйственной деятельности бюджетной организации за отчетный период и состоит изтаблиц, которые составляются на основе данных бухгалтерского учета.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности вбюджетных учреждениях и иных организациях определен Приказом Минфина РоссийскойФедерации от 21 января 2005 года №5н «Об утверждении Инструкции о порядкесоставления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетнойотчетности».

Бухгалтерская отчетность бюджетных организаций подразделяется на годовую,квартальную и месячную.

Органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетныхфондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов,органы местного самоуправления и созданные ими бюджетные учреждения (далееглавные распорядители, распорядители, получатели средств бюджетов; органы,организующие исполнение бюджетов, органы, осуществляющие кассовое обслуживаниеисполнения бюджетов) составляют годовую, квартальную и месячную бюджетнуюотчетность (далее — бюджетная отчетность) по формам документов согласноприложению №1 Инструкции №70н.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями,получателями средств бюджетов; органами, организующими исполнение бюджетов,органами, осуществляющими кассовое обслуживание исполнения бюджетов, наследующие даты:

  • месячная — на первое число месяца, следующего за отчетным:
  • квартальная — на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года;
  • годовая — на 1 января года, следующего за отчетным.

Бюджетная отчетность составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц,оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных и электронных носителяхинформации.

Главные распорядители средств бюджета, органы, организующие исполнениебюджета, органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджета, имеютправо вводить дополнительные специализированные формы бюджетной отчетности,представляемые в составе форм годовой, квартальной, месячной отчетности, которыеотражают специфику деятельности распорядителей, получателей средств бюджетов;органов, организующих исполнение бюджетов, органов, осуществляющих кассовоеобслуживание исполнения бюджетов.

Бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтеромглавного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов; органа,организующего исполнение бюджетов, органа, осуществляющего кассовое обслуживаниеисполнения бюджетов.

При ведении бюджетного учета на договорных началах централизованнойбухгалтерией, либо специализированной организацией, бухгалтерская отчетностьподписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателясредств бюджетов; органа, организующего исполнение бюджетов, органа,осуществляющего кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и руководителемцентрализованной бухгалтерии, либо специализированной организации.

Бюджетная отчетность составляется на основе данных Главной книги. Показателигодовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации,проведенной в общеустановленном порядке.

Бюджетная отчетность должна составляться нарастающим итогом с начала года врублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.

Согласно пункту 8 Инструкции №70н:

«Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляютее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленныесроки.

Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основаниипредставленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность дляпредставления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета(главному распорядителю), в установленные им сроки.

Орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, составляети представляет отчет о кассовых поступлениях и выбытиях органу, организующемуисполнение соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение бюджета, на основании представленнойсводной бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета и отчета окассовых поступлениях и выбытиях соответствующего бюджета составляетконсолидированную отчетность об исполнении соответствующего бюджета.

Орган, организующий исполнение местного бюджета, представляетконсолидированную отчетность в органы, организующие исполнение бюджетасоответствующего субъекта Российской Федерации.

Органы, организующие исполнение бюджета соответствующего субъектаРоссийской Федерации, представляют консолидированную отчетность органу,уполномоченному на формирование консолидированной отчетности об исполнениибюджета по Российской Федерации. Отчетность представляется в тысячах рублей безкопеек».

В состав бюджетной отчетности включаются следующие формы документов (пункт 9Инструкции №70н):

  • Баланс исполнения бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателясредств бюджета (форма 0503130);
  • Баланс по поступлениям и выбытиям средств бюджета (форма 0503140);
  • Баланс по операциям кассового обслуживания бюджета (форма 0503150);
  • Баланс исполнения бюджета (форма 0503120);
  • Пояснительная записка (форма 0503160);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (форма 0503121);
  • Отчет о кассовых поступлениях и выбытиях (форма 0503123);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя),получателя средств бюджета (форма 0503127);
  • Отчет об исполнении бюджета (форма 0503122);
  • Месячный отчет об исполнении бюджета (форма 0503128);
  • Справка по некассовым операциям по исполнению бюджета (форма 0503129);
  • Справка по внутренним расчетам (форма 0503125);
  • Справка об остатках денежных средств на банковских счетах получателя средствбюджета (форма 0503126).

Формы бюджетной отчетности составляются на отчетную дату и представляютсясоответствующему главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, органу,организующему исполнение бюджета.

Формы регистров бюджетного учета для органов государственной властиРоссийской Федерации, федеральных государственных учреждений, а такжерекомендации по применению регистров бюджетного учета утверждены ПриказомМинфина Российской Федерации от 23 сентября 2005 года №123н «Об утверждении формрегистров бюджетного учета».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *