Бухгалтерский учет в АНО

Порядок организации и ведения бухгалтерского учета уставной деятельности

Автономные некоммерческие организации имеют статус юридического лица, а, следовательно, так же как и для других юридических лиц АНО обязательно соблюдение всех официальных документов в области организации бухгалтерского учета. Согласно ст. 6 Федерального закона № 129-ФЗ ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях и за соблюдением законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организации.

Как и любая другая, автономная некоммерческая организация при осуществлении своей деятельности должна использовать принадлежащее ей имущество в соответствии с целями ее создания. Контроль за деятельностью автономной некоммерческой организацией возлагается Законом на ее учредителей. Порядок осуществления этого контроля должен быть определен в учредительных документах организации.

Согласно ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях» учредительным документом автономной некоммерческой организации является устав, утвержденный учредителями. По их желанию учредители могут заключить и учредительный договор. Обязательным учредительным документом считается только устав. В нем и должен быть предусмотрен порядок осуществления надзора за деятельностью организации.

Здесь возможны различные варианты, но единственное, что неизменно, — это обязанность учредителей осуществлять этот надзор. Для его реализации учредители могут образовать надзорный орган, например, такой, как попечительский совет в фондах (см. ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»), или сформировать ревизионную комиссию. Более того, надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации со стороны учредителей может быть установлен через всю структуру управления этой организации. Учредители, войдя в орган управления, также в состоянии осуществлять в определенной мере возложенный на них законом надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации. Формы надзора не определены и не ограничены Законом, здесь учредители вправе проявить находчивость и мудрость в выборе формы надзора с тем, чтобы проводимый надзор не мешал эффективной деятельности автономной некоммерческой организации.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98) бухгалтерская служба каждой организации обязана руководствоваться в своей деятельности учетной политикой, утвержденной руководителем организации. В качестве составных частей учетной политики утверждаются:

  • — рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • — формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • — порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • — методы оценки активов и обязательств;
  • — правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • — порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • — другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Приказ об учетной политике издается не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Выбранная учетная политика считается применяемой АНО со дня государственной регистрации.

Основными задачами бухгалтерского учета АНО являются, прежде всего, учет и контроль за целевым использованием полученных средств, а также раздельный учет целевых доходов и расходов и доходов/расходов от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход деятельности.

В отношении бухгалтерского учета в некоммерческих организациях есть письмо Минфина РФ от 28.03.2005 г. N 07-05-06/89 «О бухгалтерском учете некоммерческих организаций». В соответствии со взаимосвязанными ст.ст. 1 и 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» имущество, являющееся собственностью организации (в том числе некоммерческой), является объектом бухгалтерского учета этой организации.

Специфика бухгалтерского учета в НКО определяется также и налоговыми аспектами — целевое финансирование НКО налогами не облагается, а по предпринимательской деятельности предусмотрен ряд льгот.

Особенности бухгалтерского учета основных средств

Исходя из Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, и принимая во внимание специфику деятельности некоммерческой организации (в частности то, что она не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; как правило, создается с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников; др.), считается, что при принятии к бухгалтерскому учету такой организации имущества в качестве основных средств достаточно единовременное выполнение следующих условий:

  • — использование в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации, определенных ее уставом, для управленческих нужд некоммерческой организации либо в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • — использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • — организацией не предполагается последующая перепродажа, дарение данного имущества, а также передача его в собственность третьих лиц по иным основаниям.

Однако письмо Минфина РФ это не нормативный правовой акт, хотя он и был официально опубликован в журнале ведомственных нормативных правовых актов. Получается, что автономные учреждения обязаны вести бухгалтерский учет на основании положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. N 26н. Но возможно, что законодатель учтет особенности деятельности именно автономных учреждений (у них много общего с государственными учреждениями и предприятиями) и создаст специальные правила бухгалтерского учета именно для автономных учреждений различных направлений деятельности.

Особенности бухгалтерский учет целевого финансирования

Первый вопрос, который возникает при определении порядка учета целевого финансирования, заключается в установлении возможности использования ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». На то, что автономные учреждения, являющиеся разновидностью некоммерческих организаций, не могут применять данное положение, прямо указано в п. 1 ПБУ 13/2000, согласно которому настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству РФ и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

Существует точка зрения, согласно которой некоммерческие организации, ведущие активную предпринимательскую деятельность, объемы которой превышают объемы основной уставной деятельности, все же могут применять ПБУ 13/2000. Однако, по мнению автора необходимо соблюдать приведенное выше прямое указание о сфере применения данного ПБУ. В то же время можно использовать отдельные положения ПБУ 13/2000, закрепив их в учетной политике, в части, не противоречащей Положению по ведению бухгалтерского учета и Плану счетов бухгалтерского учета.

Автономные учреждения как некоммерческие организации должны применять особый порядок учета целевого финансирования и целевых поступлений, а также их расходования. Учет целевого финансирования автономного учреждения, поступающего в денежной и других формах, ведется на счете 86 «Целевое финансирование». Таким образом, рекомендуем строить систему учета, отражая на субсчетах счета 86 источники финансирования. Собранная на субсчетах бухгалтерская информация является основой для отчета об использовании средств перед бюджетом. Поскольку в организациях выполняются несколько проектов и программ, второй уровень субсчетов можно рекомендовать для отражения доходов и расходов по целевым проектам и программам. Следующий уровень детализации может соответствовать конкретным статьям бюджета для каждой целевой программы. В итоге детализация счета 86 будет выглядеть следующим образом:

  • — первый уровень субсчета — источники финансирования, отраженные на субсчетах первого уровня счета целевого финансирования;
  • — второй уровень субсчета — номера целевых проектов и программ, отраженные на субсчетах второго уровня;
  • — третий уровень субсчета — номера бюджетных статей конкретных целевых проектов, в частности:
    • 1) заработная плата;
    • 2) социальные отчисления;
    • 3) аренда помещения для проведения целевого мероприятия;
    • 4) транспортные расходы;
    • 5) покупка оборудования по целевому проекту;
    • 6) ремонт оборудования целевого проекта;
    • 7) административные расходы и т.д.

Для подтверждения данных бухгалтерских регистров на оправдательных документах следует проставлять маркировку с целью идентификации полученных доходов и понесенных расходов с определенным источником финансирования. При отсутствии подобной системы идентификации налоговым органам при документальной проверке будет сложно сделать выводы о целевом использовании средств и ведении раздельного учета. Следствием этого может стать отнесение целевых доходов к внереализационным и последующее их налогообложение.

Как организовать раздельный учет

Если вы ведете автономный налоговый учет, то суммы полученных целевых средств нужно записывать в отдельный регистр. Также надо завести отдельный регистр, где вы будете отражать суммы, которые истратили за счет целевых поступлений. Заметим: такие формы есть в системе регистров налогового учета, рекомендованной МНС России. Впрочем, вы можете разработать и свои регистры.

Теперь предположим, что некоммерческая организация ведет налоговый учет на основе данных бухучета. Ясно, что в этом случае доходы и расходы в рамках целевого поступления нужно выделять на счетах бухгалтерского учета. Покажем, как это надо делать.

Начнем с доходов. Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н) требует, чтобы:

  • — доходы от целевого поступления отражались по кредиту счета 86 «Целевое финансирование»;
  • — доходы от предпринимательской деятельности собирались по кредиту субсчета «Выручка» счета 90 «Продажи» и по кредиту субсчета «Прочие доходы» счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Получается, что вводить дополнительные субсчета, чтобы разделить доходы от целевого поступления и от предпринимательской деятельности, не надо. Следует только указывать, какие поступления вы будете включать в расчет налога на прибыль, а какие нет. Для этого на счете 86 нужно открыть два субсчета:

  • — «Целевые поступления, которые не увеличивают налогооблагаемый доход»;
  • — «Целевые поступления, которые увеличивают налогооблагаемый доход».

Что касается учета расходов, то его можно организовать, открыв два субсчета на счете 20 «Основное производство»:

  • — «Расходы по некоммерческой деятельности»;
  • — «Расходы по предпринимательской деятельности».

А на счете 26 «Общехозяйственные расходы» открыть три субсчета:

  • — «Расходы по некоммерческой деятельности»;
  • — «Расходы по предпринимательской деятельности»;
  • — «Расходы как по некоммерческой, так и по предпринимательской деятельности».

Практически все общехозяйственные расходы относятся как к некоммерческой, так и к предпринимательской деятельности. А значит, эти расходы нужно между ними разделить. Как это делать, в главе 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» не сказано.

Мы советуем делить данные затраты пропорционально доходам, полученным от каждого вида деятельности. Причем в выручку от предпринимательской деятельности не следует включать внереализационные доходы. Кстати, такой порядок распределения общехозяйственных расходов установлен для бюджетных организаций пунктом 3 статьи 321.1 Налогового кодекса РФ. В этой статье разъяснены особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.

Пример

Автономная некоммерческая организация «Альта» разрабатывает новые способы лечения травматизма. В 2008 году организация получила 150 000 руб. членских взносов. Также за этот период «Альта» оказала платные услуги на 50 000 руб. (без НДС и налога с продаж). Кроме того, от сдачи помещений в аренду было получено 24 000 руб. (в том числе НДС — 4000 руб.).

«Альта» ведет раздельный учет доходов и расходов по целевым поступлениям. Из целевых поступлений истрачено 120 000 руб. А затраты на оказание платных услуг составили 25 000 руб. Общехозяйственные расходы равны 60 000 руб. Эту сумму нужно распределить между затратами на некоммерческую деятельность и расходами по предпринимательству. Получается, что часть общехозяйственных расходов, которая приходится на некоммерческую деятельность, равна:

60 000 руб. * 150 000 руб. : (150 000 руб. + 50 000 руб.) = 45 000 руб.

А доля общехозяйственных расходов, которая связана с предпринимательством, составит:

60 000 руб. х 50 000 руб. / (150 000 руб. + 50 000 руб.) = 15 000 руб.

В учете «Альта» бухгалтер сделал такие проводки:

Таблица 6

Дебет

Кредит

Сумма

Наименование операции

150 000

Начислены членские взносы

150 000

Поступили членские взносы

50 000

Отражена выручка от оказания платных услуг

50 000

получены деньги от пациентов

24 000

начислена арендная плата

24 000

получена арендная плата

20 — «Расходы по некоммерческой деятельности»

10 (20,70)

120 000

отражены расходы по ведению некоммерческой деятельности

20 — «Расходы по предпринимательской деятельности»

10 (20,70,…)

25 000

отражены работы по ведению предпринимательской деятельности;

26 — Расходы как по некоммерческой, так и по предпринимательской деятельности

10 (20, 70,…)

60 000

отражены общехозяйственные расходы

20 «Расходы по некоммерческой деятельности»

26 «Расходы как по некоммерческой, так и по предпринимательской деятельности»

45 000

отнесена на затраты на некоммерческую деятельность часть общехозяйственных расходов

20 — «Расходы по предпринимательской деятельности»

26 — «Расходы как по некоммерческой, так и по предпринимательской деятельности»

15 000

отнесена на затраты на некоммерческую деятельность часть общехозяйственных расходов

20 — «Расходы по некоммерческой деятельности

165 000 руб. (120 000 + 45 000) —

списаны расходы по некоммерческой деятельности за счет целевых поступлений

90 Себестоимость продаж

20 — «Расходы по предпринимательской деятельности»

40 000 руб. (25 000 + 15 000)

списаны расходы по коммерческой деятельности

Бухгалтерский учет в НКО: сложности и особенности

По закону (ФЗ №7, 12.01.1996) НКО могут формироваться для осуществления общественной деятельности в социальной, спортивной, духовной, научной, образовательной, культурной сферах. Также они могут специализироваться на оказании организациям, населению правовой, иной помощи. Предпринимательская деятельность для НКО тоже доступна. Но, в отличие от коммерческой организации, результаты такой деятельности (прибыль) между участниками компании не распределяется. Заработанные средства считаются целевыми, идут на соответствующие нужды НКО.

Что отражать в бухучете?

Бухучет в некоммерческой организации должен быть систематическим, полноценным. В нем отражаются:

  • все доходы организации;

  • расходы;

  • убытки.

Доходы от некоммерческой деятельности формируются за счет спонсорской помощи, благотворительных взносов, взносов участников, государственной помощи. Доходы от предпринимательства – это, соответственно, прибыль от реализации произведенных товаров, оказания услуг, выполнения работ, а также от продажи имеющихся активов.

Некоммерческие расходы НКО – не что иное, как выплаты на цели, для достижения которых создана организация. Также в данную учетную статью входят типовые организационные, административные расходы.

В расходы от предпринимательской деятельности включаются убытки от производства, реализации.

Специфика бухучета во многом определяется принципом функционирования организации, сферой ее интересов.

Учет в НКО без предпринимательского компонента

Бухгалтерский учет в некоммерческой организации, которая ничего не производит, не реализует, можно смело назвать упрощенным. Суть в том, что в данном случае все поступающие средства зачисляются на кредит счета 86, а расходы проводятся по дебету того же счета. Если организация продает активы, бухгалтеру следует использовать счет 91. А стандартный для коммерческих организаций счет 90 не используется никогда.

Также следует отметить важный нюанс, касающийся налогового учета. По закону с целевых поступлений не исчисляется НДС. Это значительно укорачивает бухгалтерские проводки при отражении в учете средств, получаемых компанией для покрытия различных затрат. В целях оптимизации контроля движения средств рационально использовать систему субсчетов к основному 86 счету. На отдельные субсчета принято выводить отражение целевых поступлений, идущих на покрытие организационных и административных затрат, выплат на основные цели и т.п.

В обязательном порядке в бухучете НКО, не занимающейся предпринимательской деятельностью, отражаются основные средства и все операции с ними (прибытие, оприходование, амортизация, выбытие, продажа). Расчет амортизации осуществляется согласно действующим ПБУ. При продаже основных средств бухгалтерия НКО исчисляет НДС с разницы между балансовой и продажной стоимостью, списывает учтенную стоимость реализованного ОС, ставит на приход материалы, оставшиеся от проданного ОС.

Бухучет в организациях, ведущих предпринимательскую деятельность

Предпринимательская деятельность НКО значительно усложняет бухгалтерский учет. Его ведение требует профессионального подхода, знания специфики законодательства о некоммерческих организациях, жесткой настройки распределения поступлений и расходов между основной общественной и вспомогательной предпринимательской деятельностью.

В зоне особого внимания бухгалтера НКО находятся формулировки назначения получаемых, расходуемых средств. Грамотное оформление первички – отличная страховка от возможных финансовых и юридических проблем. Деятельность некоммерческих организаций строго контролируется. Подозрение в нецелевом использовании средств, неправильном (нерациональном) их распределении, уклонении от уплаты налогов не просто портит репутацию. Это может грозить административным и уголовным преследованием.

Принимать к учету целевые поступления бухгалтеру необходимо при наличии в первичке приемлемых формулировок. Если в документе не указано, что взнос целевой, не облагается НДС, он может быть расценен налоговиками как налогооблагаемый доход.

Не допускается применение обобщенных формулировок в бухгалтерской первичке, подтверждающей расходы. Это важно не только на внешнем уровне. Конкретизация описания производимых оплат позволяет оперативно распределять суммы по соответствующим субсчетам.

Затраты в НКО должны быть обоснованными. Кроме первички в качестве обоснований применяются обращения граждан на предоставление помощи, распоряжения, письма участников организации, приказы на распределение средств и т.п.

Затраты по общественной и предпринимательской деятельности важно разделять. Для этого в учете используются разные субсчета. Например, предпринимательские затраты могут отражаться на счетах 20-2, 26-2. А основные (связанные с общественной деятельностью) – на счетах 20-1, 26-1. Ведение общего учета (без соответствующего распределения затрат) – грубое нарушение ПБУ.

Финансовые результаты НКО тоже отражаются в учете отдельно. Основные (некоммерческие) фиксируются на счете 86. Для отражения предпринимательских используется счет 90. Причем убыток и прибыль со счета 90 ежегодно списывается на счет 86. То есть все финансовые результаты от предпринимательской деятельности должны идти на достижение целей, для которых создана некоммерческая организация.

Продажа активов и другие операции отражаются в бухучете на счете 91. Ежегодно закрытие осуществляется на счет 86.

Как отчитываются НКО?

Для каждой некоммерческой организации обязательной является сдача бухгалтерской отчетности. Отчитываются субъекты по результатам деятельности ежегодно. Согласно ФЗ №402 (06.12.2011), налоговики ждут от НКО отчет о целевом использовании средств и бухгалтерский баланс. Если организация занимается предпринимательской деятельностью, она дополнительно сдает отчет о финансовых результатах.

Федеральное законодательство не требует от НКО отчетов о движении капитала, денежных средств. Но в узкоспециализированных отраслевых нормативных актах такие требования могут быть закреплены. В этом случае ежегодный пакет отчетности НКО увеличивается.

Бухучет некоммерческой организации специфичен. Ошибки в нем могут приводить к серьезным негативным последствиям, как юридическим, так и финансовым. Для минимизации рисков современные НКО все чаще доверяют учет специалистам. Передача бухгалтерии на аутсорсинг – рациональное решение для любой некоммерческой организации, вне зависимости от специализации, приоритетной отрасли, наличия или отсутствия предпринимательской деятельности, объема активов и путей поступления средств.

Налогообложение некоммерческой организации на УСН

ИА ГАРАНТ
Вновь созданный благотворительный фонд применяет УСН с объектом налогообложения «доходы». В штате имеются два человека. На расчетный счёт поступают средства по договорам пожертвования, в которых не указано, на какие именно цели перечисляются средства. В уставе указано, что фонд имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. Как вести раздельный учёт? С каких сумм нужно платить УСН?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Суммы, полученные благотворительным фондом в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание некоммерческой организации.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 118 ГК РФ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) фондом для целей этих нормативных правовых актов признается не имеющая членства некоммерческая организация (далее — НКО), учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда.
На фонд как одну из правовых форм, в которой создаются НКО, распространяется и положение п. 3 ст. 213 ГК РФ, согласно которому коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.
Так как фонд, будучи юридическим лицом, является участником гражданских правоотношений, порядок осуществления им права собственности определяется согласно нормам ГК РФ и иных принятых в соответствии с ним федеральных законов (п.п. 1, 2 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 3 ГК РФ).
Напомним, что согласно ст. 128 ГК РФ, определяющей виды объектов гражданских прав, под имуществом в гражданском законодательстве понимаются в том числе и деньги.
В силу п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе распоряжаться им любым образом.
Пунктом 1 ст. 26 Закона № 7-ФЗ установлено, что источниками формирования имущества НКО в денежной и иных формах являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности НКО;
  • другие не запрещенные законом поступления.

В соответствии с п. 1 ст. 346.15 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы по налогу учитывают доходы от реализации и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст.ст. 249 и 250 НК РФ.
Согласно пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ.
Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении на логовой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о НКО взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, а также доходы в виде безвозмездно полученных НКО работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Таким образом, у общественных организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, суммы членских взносов, а также суммы, полученные в виде добровольных пожертвований, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при наличии документов, подтверждающих использование данных денежных средств на содержание НКО и (или) ведение ею уставной деятельности (письмо Минфина России от 28.03.2014 № 03-11-06/2/13904).
Подобный вывод содержат также письма Минфина России от 02.03.2012 № 03-03-04/16, от 07.12.2010 № 03-03-06/4/119, от 01.11.2010 № 03-03-06/4/105, от 14.11.2008 № 03-03-06/4/79, от 30.06.2008 № 03-03-06/4/44, УФНС России по г. Москве от 16.02.2010 № 16-12/016014@, от 15.01.2009 № 19-12/001802.
Согласно п. 2 ст. 7 Закона № 7-ФЗ фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей этим целям и необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых фонд создан.
По мнению специалистов Минфина России, изложенному в письме от 11.04.2008 № 03-03-06/4/26, предусмотренные п. 2 ст. 251 НК РФ целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевого финансирования или целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности.
По нашему мнению, к расходам фонда на ведение уставной деятельности следует относить расходы, направленные на осуществление деятельности, обозначенной в уставе фонда в качестве цели и предмета ее деятельности.
Заметим, согласно п. 3 ст. 7 Закона № 7-ФЗ попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства.
В рассматриваемом случае фонд на основании устава имеет право расходовать на своё содержание до 20% от средств, расходуемых на благотворительную деятельность за год. То есть именно это ограничение следует учитывать при направлении средств на содержание фонда (в том числе выплату зарплаты штатным сотрудникам).
Обращаем внимание, что НКО должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету (п. 1 ст. 3 Закона № 7-ФЗ).
Несмотря на свободу выбора: либо баланс, либо смета, для выполнения целевых программ, на наш взгляд, фонду целесообразно составлять смету доходов и расходов, рассчитанную на определенный период времени (финансовый план).
Требования к составлению финансового плана (сметы доходов и расходов) законодательством не установлены. В связи с этим НКО (фонд) може т самостоятельно определить статьи доходов и расходов, планировать их размер исходя из имеющихся источников средств, учитывая цели и направления своей деятельности.
В соответствии с п. 3 ст. 29 Закона № 7-ФЗ утверждение финансового плана (сметы) НКО и внесение в него изменений относится к компетенции высшего органа управления НКО. А порядок управления фондом определяется его уставом.
Таким образом, высший орган управления фонда может оценить экономическую обоснованность и целесообразность расходов на содержание НКО и утвердить их в смете (финансовом плане). Смету следует согласовать с членами, участниками, учредителями фонда либо с попечительским советом.
На основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения раздельного учета НКО нормативными документами по бухгалтерскому учету и НК РФ не определен. Поэтому фонду необходимо самостоятельно разработать регистры учета расходования средств и порядок, в соответствии с которым ведение учета доходов и расходов целевых поступлений, а также сумм доходов и расходов от иной деятельности в организации будет производиться раздельно. Указанный порядок должен быть утвержден руководящим органом фонда.
Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н (далее — Инструкция), счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации в том числе о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, и т.п.
Пожертвования, полученные в качестве источника финансирования уставной деятельности фонда, отражаются проводками:
Дебет 51 Кредит 76
— поступили денежные средства на расчетный счет НКО в качестве пожертвования;
Дебет 76 Кредит 86
— полученные денежные средства учтены у НКО в качестве целевого финансирования.
Инструкция предусматривает, что использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86. Так, в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» отражаются расходы на содержание некоммерческой организации, осуществленные за счет средств целевого финансирования.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Молчанов Валерий
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Родюшкин Сергей

Особенности учета и отчетности общественного объединения

Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit

Рассмотрим особенности бухгалтерского и налогового учета в общественных объединениях, состав и порядок представления отчетности.

Что представляет собой общественное объединение?

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан.

Цели такого объединения прописываются в уставе. Членами такого объединения могут быть как граждане, так и юридические лица (Федеральный закон от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее по тексту — Закон №82-ФЗ), Федеральный закон от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту — Закон №7-ФЗ), ст.123.4 ГК РФ).

Общественные объединения создаются на основе общности интересов (например, общественная организация инвалидов, право на создание которой предусмотрено в Федеральном законе от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»).

Отметим, что организационно-правовыми формами общественных объединений могут быть (ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях»):

  • общественная организация;

  • общественное движение;

  • общественный фонд;

  • общественное учреждение;

  • орган общественной самодеятельности;

  • политическая партия.

Общественное объединение, которое создано в форме юридического лица, может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительного и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, которое необходимое для функционирования его деятельности (ст.30 Закона №82-ФЗ).

Специфика правового статуса общественных объединений предопределяет порядок бухгалтерского учета.

Какие бывают виды общественных организаций?

Особенности бухгалтерского учета и отчетности общественного объединения

При подготовке отчетности объединения должны руководствоваться общими бухгалтерскими стандартами. Федеральным законом о бухгалтерском учете от 06.12.2011 г. №402-ФЗ сделаны определенные послабления для ведения бухгалтерского учета НКО и, соответственно, общественных объединений. Так, объединения вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (пп.2 п.4 ст.6 Закона №402-ФЗ).

Общественные объединения представляют налоговую, бухгалтерскую, пенсионную, статистическую отчетность в установленном порядке. Годовая бухгалтерская отчетность объединения состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании денежных средств и отчета о финансовых результатах (п.2 ст.14 Закона №402-ФЗ, приказ Минфина РФ №66н, Информация Минфина РФ «Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций» (ПЗ-1/2015)).

Кроме того, существует и специальная отчетность, которую должны формировать общественные объединения.

Важно!

Общественные объединения должен представлять в Минюст отчеты о деятельности и другую отчетность (п.32 Закона №7-ФЗ, рекомендации по заполнению приведены в Методических рекомендациях по заполнению, утв. приказом Минюста РФ от 17.03.2011 г. №81).

Порядок регистрации общественных организаций (объединений)

Особенности налогового учета общественных объединений

Статус деятельности общественных объединений определяет и особенности их налогообложения. Общественные объединения могут применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения. Общественные объединения вправе применять ЕНВД, если такой режим установлен на территории региона в части видов деятельности, предусмотренных ст.346.26 НК РФ (письма ФНС РФ от 29.06.2015 г. № ГД-4-3/11277@, Минфина РФ от 18.07.2014 г. №03-11-09/35501).

Важно!

При определении предельной величины доходов с целью возможности применения «упрощенки», доходы от целевого финансирования не учитываются (письмо Минфина РФ от 19.08.2015 г. №03-11-06/2/47934).

Применяя общую систему налогообложения, общественным объединениям предоставляется ряд налоговых льгот.

Льгота по налогу на прибыль

Cогласно ст.246 НК РФ все общественные объединения признаются плательщиками налога на прибыль.

Важно!

Средства, полученные объединениями на содержание и ведение уставной деятельности, не облагаются налогом на прибыль (п.1 пп.14 ст.251 НК РФ).

Как разъяснил Минфин РФ, пожертвования, полученные общественной организацией на реализацию ею уставных задач, признаются целевыми поступлениями, не подлежащими налогообложению, только в том случае, если полученные средства направлены на достижение общеполезной цели и организация ведет раздельный учет таких поступлений (письмо от 05.08.2011 г. №03-03-06/4/91). По окончании налогового периода объединения обязаны представить в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств (лист 07 декларации по налогу на прибыль).

Льгота по НДС

Общественные объединения являются плательщиками НДС (за исключением объединений, применяющих спецрежимы). При этом объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров, продукции, работ и услуг (ст.146 НК РФ). Однако для определенных операций существует льготы. Например, освобождены от налогообложения НДС:

— операции по реализации товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утв. Правительством РФ), работ, услуг производимых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80 процентов (пп.2 п.3 ст.149 НК РФ);

— услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми (пп.3 п.2 ст.149 НК РФ).

Полученные объединениями целевые средства (вступительные и членские взносы, пожертвования и иные средства) не облагаются НДС в случае, если их получение не связано с реализацией товаров, работ, услуг (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ).

Льгота по налогу на имущество

Общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды (законные представители) составляют не менее 80%, освобождены от налогообложения в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п.3 ст.381 НК РФ).

Статья актуальна на 16.05.2016

Отдельные моменты организации бухгалтерского учета в некоммерческих организациях.
Учет операций, связанных с предпринимательской деятельностью.

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Любая НКО, как каждый субъект экономических отношений, самостоятельно осуществляющий свою финансово-экономическую деятельность, должно действовать в соответствии с законами и нормами, принятыми для данного вида деятельности.

НКО, любой направленности деятельности, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания общественной организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Пунктом 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях устанавливаются ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций.

В случае если НКО наряду с уставной деятельностью занимается предпринимательской деятельностью, то бухгалтерский учет доходов и расходов ведется им в общеустановленном порядке в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается в бухгалтерском учете общественных организаций следующей проводкой:

Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
62 90 Отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг)

При осуществлении НКО предпринимательской деятельности основной проблемой, как правило, является учет расходов. Это связано с тем, что в соответствии с требованиями законодательства общественные организации обязаны вести раздельный учет расходов по предпринимательской деятельности и расходов по уставной деятельности, не связанной с предпринимательской.

Отсутствие раздельного учета влечет за собой огромное количество неблагоприятных последствий: от налоговых санкций за нарушение налогового законодательства до ликвидации организации.

Стоит подчеркнуть, что до настоящего времени порядок ведения раздельного учета расходов в некоммерческой организации на нормативном уровне не определен.

Исходя из вышеизложенного, некоммерческим организациям необходимо самостоятельно разработать способ распределения затрат между уставной и предпринимательской деятельностью и закрепить его в своей учетной политике.

В качестве рекомендательного порядка можно предложить следующее:

Необходимо четко разделить все расходы организации на прямые и косвенные.

Под прямыми расходами подразумеваются те затраты, которые непосредственно связаны с осуществлением какого-либо одного вида деятельности.

Под косвенными понимаются те расходы, которые относятся к нескольким видам деятельности или ко всей деятельности организации в целом.

Определившись с составом прямых затрат, организация должна вести раздельный учет прямых затрат по трем основным группам:

— расходы, связанные с осуществлением уставной деятельности организации в целом;

— расходы, связанные с осуществлением конкретных целевых программ (по видам программ);

— расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

В бухгалтерском учете по всем операциям, связанным с поступлением и расходованием средств по уставной и предпринимательской деятельности, НКО должны вести раздельный учет.

Для раздельного учета в первую очередь необходимо организовать надлежащий аналитический учет. Это означает, что все операции по уставной и предпринимательской деятельности должны отражаться на разных субсчетах соответствующих счетов бухгалтерского учета.

При раздельном отражении в бухгалтерском учете доходов и расходов по уставной и предпринимательской деятельности очень важно правильно оформлять первичные документы. Каждый документ, подтверждающий хозяйственную операцию, должен быть составлен таким образом, чтобы данную операцию можно было однозначно отнести к определенному виду деятельности.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов доходы от целевых поступлений отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование».

Доходы от предпринимательской деятельности следует отражать по кредиту субсчета «Выручка» счета 90 или по кредиту субсчета «Прочие доходы» счета 91 (в зависимости от вида хозяйственной операции).

Таким образом, получается, что вводить дополнительные субсчета для разделения целевых поступлений и доходов по предпринимательской деятельности в бухгалтерском учете не надо. Следует только определить, какие целевые поступления НКО будет включать в расчет налога на прибыль, а какие — нет.

Для этого на счете 86 «Целевое финансирование» рекомендуется открыть два субсчета:

— «Целевые поступления, не увеличивающие налогооблагаемый доход»;

— «Целевые поступления, увеличивающие налогооблагаемый доход».

Кроме этого, к субсчету «Целевые поступления, не увеличивающие налогооблагаемый доход» счета 86 «Целевое финансирование» нужно открыть отдельные субсчета второго порядка, на которых будут отражаться поступления по каждой целевой программе.

Для организации раздельного учета расходов, рекомендуется открыв два субсчета к счету 20 «Основное производство»:

— «Расходы по уставной деятельности»;

— «Расходы по предпринимательской деятельности».

Для ведения раздельного учета некоммерческих расходов к субсчету «Расходы по уставной деятельности» счета 20 «Основное производство» нужно открыть отдельные субсчета второго порядка. На них следует отражать расходование целевых средств по каждой целевой программе согласно соответствующей смете.

А на счете 26 «Общехозяйственные расходы» предлагается открыть три субсчета:

— «Расходы по некоммерческой деятельности»;

— «Расходы по предпринимательской деятельности»;

— «Общие расходы по уставной и предпринимательской деятельности».

К последнему виду расходов относится большинство общехозяйственных расходов.

В нормативных актах по бухгалтерскому учету способы распределения общехозяйственных расходов между разными видами деятельности не установлены, поэтому НКО должны самостоятельно установить критерий для их распределения. Обычно расходы распределяются пропорционально полученным от каждого вида деятельности доходам в общей сумме доходов (включая целевые поступления).

При необходимости к субсчету «Расходы по некоммерческой деятельности» счета 26 «Общехозяйственные расходы» следует открыть отдельные субсчета второго порядка, на которых будет отражаться расходование целевых средств по каждой целевой программе согласно смете.

Все применяемые некоммерческими организациями способы ведения раздельного учета доходов и расходов по предпринимательской и уставной деятельности, а также раздельного учета поступлений и расходов по каждой целевой программе в рамках уставной деятельности должны быть отражены в учетной политике для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета.

Говоря о расходах, связанных с предпринимательской деятельностью, необходимо подробнее рассмотреть вопрос об амортизации основных средств, в бухгалтерском учете все основные средства, которые принадлежат некоммерческим организациям, не амортизируются.

В пункте 17 ПБУ 6/01 сказано, что некоммерческие организации по основным средствам начисляют износ.

Кроме этого, Министерство финансов Российской Федерации своим Письмом от 31 июля 2003 года №16-00-14/243 «О начислении амортизации по основным средствам, приобретенным за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности» дает разъяснения о том, что амортизацию в данном случае начислять нельзя.

Причем это касается не только основных средств, которые были куплены за счет целевых средств, но и тех, что были приобретены за счет доходов от продажи товаров (работ, услуг) или неиспользуемого имущества организации.

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Поэтому, получаемые доходы от предпринимательской деятельности, после налогообложения их в соответствии с налоговым законодательством, являются источником осуществления уставной деятельности организаций, формирования имущества некоммерческих организаций в соответствии со сметой.

Отражаются они в бухгалтерском учете следующей проводкой:

Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»

Кредит 86 «Целевое финансирование».

Приобретенные в соответствии с утвержденной сметой основные средства отражаются в бухгалтерском учете при принятии объекта к учету проводкой:

Дебет 01 «Основные средства»

Кредит 08 «Вложения во внеоборотные активы» и

Дебет 86 «Целевое финансирование»

Кредит 83 «Добавочный капитал».

Итак, вместо амортизации некоммерческие организации по своим основным средствам начисляют износ в конце каждого года.

Сумма износа отражается на забалансовом счете 010 «Износ основных средств».

Сумма износа определяется исходя из положений статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации.

Относительно учета косвенных расходов можно рекомендовать НКО наладить их обособленный учет, выделив для этого отдельный субсчет на счете 26 «Общехозяйственные расходы». По итогам месяца сумма всех накопленных косвенных расходов за месяц распределяется пропорционально между видами деятельности (предпринимательской и уставной).

Для исключения вопросов со стороны налоговых органов логичнее состав косвенных расходов, подлежащих распределению, закрепить как элемент учетной политики общественной организации.

При этом следует иметь в виду, что определение состава косвенных расходов, подлежащих распределению между видами деятельности, должно носить документально подтвержденный характер, как в целях уставной, так и в целях предпринимательской деятельности.

НКО следует определить способ распределения косвенных расходов между видами деятельности. При этом возможны различные варианты такого распределения:

— сумма косвенных расходов, приходящаяся на предпринимательскую деятельность, может определяться исходя из удельного веса выручки от реализации товаров (работ, услуг) в общем объеме поступлений некоммерческой организации;

— исходя из удельного веса расходов на оплату труда работников, занятых в предпринимательской деятельности, в общем фонде оплаты труда.

Ежемесячно в течение года финансовый результат от осуществления предпринимательской деятельности (заключительными оборотами) со счета 90 «Выручка»/»Прибыль/убыток от продаж» списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года со счета 99 «Прибыли и убытки» списывается в кредит (дебет) счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При направлении чистой прибыли организации на финансирование ее уставной деятельности в бухгалтерском учете делается проводка:

Корреспонденция счетов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *