Авторские вознаграждения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 марта 1994 года N 218
О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства

(с изменениями на 18 июня 2012 года)

____________________________________________________________________

В документе учтены:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 сентября 2007 года N ГКПИ07-910 (оставлено без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2007 года N КАС07-557);

решение Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2012 года N АКПИ12-503 (вступило в силу с 26 июля 2012 года).

____________________________________________________________________

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить согласованные с творческими союзами:

Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений согласно приложению N 1;

Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений путем звукозаписи, за сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат согласно приложению N 2;

Положение о минимальных ставках авторского вознаграждения за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства согласно приложению N 3.

2. Установить, что предусмотренные приложениями N 1, 2 и 3 к настоящему постановлению ставки авторского вознаграждения являются минимальными для определенных в них видов использования произведений. Конкретный размер вознаграждения, порядок и сроки его выплаты устанавливаются сторонами при заключении договора между пользователем произведения и его автором, либо правообладателем на это произведение, либо организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе в пределах полученных от них полномочий.

3. Разработать и представить в Правительство Российской Федерации:

Министерству культуры Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, творческими союзами — минимальные ставки вознаграждения, обеспечивающие защиту материальных прав исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей, организаций эфирного вещания (смежные права);

Комитету Российской Федерации по кинематографии совместно с Министерством культуры Российской Федерации, творческими союзами и Российским авторским обществом — минимальные ставки авторского вознаграждения за использование в кинематографии произведений литературы, науки и искусства;

Государственному комитету Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства совместно с Союзом архитекторов России — минимальные ставки авторского вознаграждения за создание и использование произведений архитектуры;

Комитету Российской Федерации по печати совместно с творческими союзами и Российским авторским обществом — минимальные ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы, искусства.

4. Установить, что минимальные ставки авторского вознаграждения за воспроизведение выпущенных в свет произведений литературы и искусства в передачах телерадиовещания, предусмотренные приложением N 1 к настоящему постановлению, применяются с 1 марта 1994 года.

5. Признать утратившими силу:

постановление Совета Министров РСФСР от 2 июня 1960 года N 793 «Об авторском вознаграждении за использование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства» (СП РСФСР, 1960, N 23, ст.104);

постановление Совета Министров РСФСР от 5 июля 1965 года N 815 «Об уточнении порядка выплаты авторского вознаграждения за использование в промышленности произведений декоративно прикладного искусства» (СП РСФСР, 1965, N 15, ст.90);

постановление Совета Министров РСФСР от 19 декабря 1988 года N 531 «О ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений литературы и искусства» (СП РСФСР, 1989, N 4, ст.21).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Приложение N 1к постановлению ПравительстваРоссийской Федерацииот 21 марта 1994 года N 218

ПОЛОЖЕНИЕ
о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений

(с изменениями на 18 июня 2012 года)

Раздел I

Ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений

Вид произведения

Ставки авторского вознаграждения в процентах от сумм валового сбора, поступающих от продажи билетов за публичное исполнение одного произведения или программы

многоактные

одноактные

1) Ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкальных (с текстом или без текста) и музыкально-драматических произведений, переводов указанных произведений с одного языка на другой, а также концертных, цирковых и танцевальных программ

Оригинальные драматические произведения

1. Пьеса

в прозе:

5,5

автору пьесы

2,5

художнику-сценографу и художнику по костюмам

в стихах:

автору пьесы

художнику-сценографу и художнику по костюмам

2. Пьеса для детей

в прозе:

автору пьесы

художнику-сценографу и художнику по костюмам

в стихах:

6,5

автору пьесы

3,5

художнику-сценографу и художнику по костюмам

3. Пьесы в кукольном исполнении

в прозе:

автору пьесы

художнику-сценографу и художнику по костюмам

в стихах:

10,5

автору пьесы

3,5

художнику-сценографу и художнику по костюмам

Инсценировки

4. Инсценировки произведений, не охраняемых авторским правом:

7,5

5,6

автору инсценировки

1,8

переводчику литературного произведения (в случае инсценировки охраняемого авторским правом перевода литературного произведения)

1,5

0,8

художнику-сценографу и художнику по костюмам

5. Инсценировки произведений, охраняемых авторским правом:

7,5

5,6

автору литературного произведения

1,8

автору инсценировки

1,8

переводчику литературного произведения (в случае инсценировки охраняемого авторским правом перевода литературного произведения)

1,5

0,8

художнику-сценографу и художнику по костюмам

Переводные драматические произведения

6. Переводы пьес, не охраняемых авторским правом

в прозе:

8,5

5,8

переводчику

автору промежуточного перевода (в случае использования охраняемого авторским правом промежуточного перевода)

1,5

0,8

художнику-сценографу и художнику по костюмам

в стихах:

переводчику

художнику-сценографу и художнику по костюмам

7. Переводы пьес, охраняемых авторским правом

в прозе:

12,5

7,8

автору пьесы

переводчику

автору промежуточного перевода (в случае использования охраняемого авторским правом промежуточного перевода)

1,5

0,8

художнику-сценографу и художнику по костюмам

в стихах:

8,5

автору пьесы

2,5

переводчику

художнику-сценографу и художнику по костюмам

8. Перевод инсценировки, охраняемой авторским правом

12,5

7,8

автору инсценировки

1,5

переводчику инсценировки

1,5

автору литературного произведения

переводчику литературного произведения (в случае перевода инсценировки охраняемого авторским правом переводного литературного произведения)

1,5

0,8

художнику-сценографу и художнику по костюмам

Принято совместное решение издательствами Института повышения квалификации специалистов профессионального образования и Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования об оплате гонорара научных статей, публикуемых в журнале со второго номера 2017 года.

С авторами публикаций, принятых решением РИО к опубликованию статей, заключается издательский договор, в котором прописываются необходимые требования к защите интеллектуальной собственности, а также условия, при которых выплачивается авторский гонорар.

По данным издательства вознаграждение автору статьи может составлять от 1500 рублей до 6000 рублей.

Основными требованиями являются: оригинальность статьи, её научно-прикладная ценность.Заимствования в любой форме (даже собственных текстов, которые раннее были опубликованы) должны быть исключены.

В этом случае, так же как и в случаях выявленного плагиата, статьи к рассмотрению РИО не принимаются.

Автору(ам) статьи, опубликованной в соответствующем номере журнала, помимо выплачиваемого гонорара, высылается экземпляр(ы) журнала на указанный почтовый адрес.

Облагается ли налогом на доходы физических лиц и военным сбором авторское вознаграждение в виде фиксированной суммы, полученное физическими лицами (резидентами, нерезидентами) по авторскому договору (договору о передаче прав на использование произведений), рассмотрим в этой статье.

Статьей 7 Закона № 3792 предусмотрено, что субъектами авторского права (права интеллектуальной собственности) являются, в частности, авторы произведений и лица, которым авторы передали свои авторские имущественные права.

Согласно п. 1 части первой ст. 8 этого Закона объектами авторского права являются, в частности, литературные письменные произведения беллетристического, публицистического, научного, технического или другого характера (книги, брошюры, статьи и т. п.).

В соответствии со ст. 33 указанного Закона договоры о передаче прав на использование произведений заключаются в письменной форме. В устной форме может заключаться договор об использовании (опубликовании) произведения в периодических изданиях (газетах, журналах и т. п.).

При этом договор о передаче прав на использование произведений считается заключенным, если между сторонами достигнуто согласие относительно всех существенных условий (срока действия договора, способа использования произведения, территории, на которую распространяется переданное право, размера и порядка выплаты авторского вознаграждения, а также других условий, по которым по требованию одной из сторон должно быть достигнуто согласие).

Авторское вознаграждение определяется в договоре в виде процентов от дохода, полученного от использования произведения, или в виде фиксированной суммы либо другим способом. При этом ставки авторского вознаграждения не могут быть ниже минимальной ставки, установленной Кабинетом Министров Украины.

Cогласно пп. 162.1.1 п. 162.1 ст. 162 Налогового кодекса физическое лицо — резидент (нерезидент), получающее доходы из источника их происхождения в Украине, является плательщиком налога на доходы физических лиц.

В соответствии с пп. 164.2.3 п. 164.2 ст. 164 этого Кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включаются, в частности, доходы от продажи объектов имущественных и неимущественных прав, в частности интеллектуальной (промышленной) собственности, и приравненные к ним права, доходы в виде сумм авторского вознаграждения, другой платы за предоставление права на пользование или распоряжение другим лицам нематериальным активом (произведениями науки, искусства, литературы или другими нематериальными активами), объекты права интеллектуальной промышленной собственности и приравненные к ним права (далее — роялти), в том числе полученные наследниками собственника такого нематериального актива.

Подпунктом 14.1.225 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса установлено, что роялти — это любой платеж, полученный в качестве вознаграждения за использование или за предоставление права на пользование объекта права интеллектуальной собственности, а именно на любые литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео- или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио- либо телевизионного вещания, передачи (программы) организаций вещания, других аудиовизуальных произведений, любые права, охраняемые патентом, любые зарегистрированные торговые марки (знаки на товары и услуги), права интеллектуальной собственности на дизайн, секретный чертеж, модель, формулу, процесс, права интеллектуальной собственности на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте (ноу-хау).

Не считаются роялти платежи, полученные:

  • как вознаграждение за использование компьютерной программы, если условия использования ограничены функциональным назначением такой программы и ее воспроизведение ограничено количеством копий, необходимых для такого использования (использование «конечным потребителем»);
  • за приобретение экземпляров (копий) объектов интеллектуальной собственности, отраженных в электронной форме, для использования по своему функциональному назначению для конечного потребления;
  • за приобретение вещей (в том числе носителей информации), в которых отражены или на которых содержатся объекты права интеллектуальной собственности, определенные в абзаце первом этого подпункта, в пользование, владение и/или распоряжение лица;
  • за передачу прав на объекты права интеллектуальной собственности, если условия передачи прав на объект права интеллектуальной собственности предоставляют право лицу, которое получает такие права, продать или осуществить отчуждение другим способом права интеллектуальной собственности или обнародовать (разгласить) секретные чертежи, модели, формулы, процессы, права интеллектуальной собственности на информацию о промышленном, коммерческом или научном опыте (ноу-хау), за исключением случаев, когда такое обнародование (разглашение) обязательно согласно законодательству Украины.

Особенности налогообложения роялти установлены для физических лиц п. 170.3 ст. 170 этого Кодекса, в котором указано, что роялти облагаются налогом по правилам, установленным для налогообложения дивидендов, по ставке 20%, определенной пп. 167.5.1 п. 167.5 ст. 167 указанного Кодекса (пп. 170.3.1 п. 170.3 ст. 170 Кодекса).

Правила, установленные для налогообложения дивидендов, определены п. 170.5 ст. 170 Налогового кодекса.

Согласно пп. 170.5.1 этого пункта налоговым агентом плательщика налога при начислении в его пользу дивидендов, кроме случаев, указанных в пп. 165.1.18 п. 165.1 ст. 165 этого Кодекса, является эмитент корпоративных прав или по его поручению другое лицо, осуществляющее такое начисление.

Кроме того, в соответствии с пп. 170.5.2 п. 170.5 ст. 170 Налогового кодекса любой резидент, который начисляет дивиденды, включая уплачивающего налог на прибыль предприятий способом, отличным от общего (являющегося субъектом упрощенной системы налогообложения), или освобожден от уплаты такого налога по любым основаниям, является налоговым агентом при начислении дивидендов.

Вместе с тем согласно п. 170.10 ст. 170 этого Кодекса доходы с источником их происхождения в Украине, начисляемые (выплачиваемые, предоставляемые) в пользу нерезидентов, облагаются налогом по правилам и ставкам, определенным для резидентов.

Следовательно, при начислении (выплате) роялти физическим лицам — нерезидентам, как и физическим лицам — резидентам, следует руководствоваться пп. 170.3.1 п. 170.3, подпунктами 170.5.1, 170.5.2 п. 170.5 ст. 170 Налогового кодекса.

Вместе с тем объектом обложения военным сбором являются доходы, определенные ст. 163 Кодекса (пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса).

В соответствии с п. 163.1 ст. 163 этого Кодекса объектом налогообложения резидента (нерезидента) является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.

В общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается, в частности, доход, полученный им в виде сумм авторского вознаграждения (роялти) (пп. 164.2.3 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса).

Ставка сбора составляет 1,5% объекта налогообложения, определенного пп. 1.2 п. 161 подраздела 10 раздела XX Кодекса (пп. 1.3 указанного пункта).

Таким образом, доходы в виде сумм авторского вознаграждения, полученные физическими лицами — резидентами (нерезидентами) по договорам о передаче прав на использование произведений, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 20% и военным сбором по ставке 1,5%.

Если между Украиной и страной нерезидента заключен международный договор об избежании двойного налогообложения относительно полного или частичного освобождения от налогообложения доходов нерезидентов с источником их происхождения из Украины, то субъекты хозяйствования обязаны применять правила, установленные в международном договоре.

_Два иска к нарушителям авторского права направило в Арбитражный суд Тюменской области Российское авторское общество в марте этого года. В апреле подано уже шесть таких исков. В числе нарушителей — концертные агентства, рестораны, кафе, фитнес-клуб, индивидуальные предприниматели. «Вслух.ру» попытался разобраться, кто и как защищает в Тюменской области права поэтов, композиторов и исполнителей, за что именно могут наказать и что грозит нарушителям. На вопросы корреспондента интернет-издания ответил полномочный представитель Российского авторского общества (РАО) и Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в УрФО и Пермском крае Алексей Звонарев._

— Как в целом устроена защита авторского права в России?

— Управлять правами единолично, когда мы говорим про музыкальные произведения малых форм (песни, музыкальные композиции без текста) очень сложно. Особенно в наш технологичный век. Поэтому давно существует коллективная система управления авторскими правами. Она действует во всем мире, и здесь мы ничего нового не придумали.

Для того чтобы управлять правами на коллективной основе, авторы объединяются в организацию и поручают ей от своего имени выдавать разрешения на использование своих произведений. РАО управляет правами в сфере публичного исполнения произведений, сообщения в эфир, передачи по кабелю и осуществляет сбор вознаграждения для авторов музыкальных произведений, которые включены в кинофильмы.

— Что считается публичным исполнением?

— Это представление произведений в живом исполнении или с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения. Или там, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. Иными словами, если песня звучит не дома и не в кабинете, куда закрыт доступ, все считается публичным исполнением. На это необходимо иметь разрешение от правообладателя. Оформляется оно подписанием лицензионного договора с РАО, которое действует как от имени авторов, уполномочивших его на управление своими правами, так и от тех, кто не является членом РАО.

Так как наша организация аккредитована государством на эту деятельность, мы вправе выдавать такие разрешения. Смысл аккредитации в том, что исполнитель получает разрешение на использование музыкальных произведений в одном месте. Иначе ему бы пришлось искать правообладателя на каждую песню и получать каждый раз отдельное разрешение. Согласитесь, это трудновыполнимо.

— Каков порядок действий во взаимоотношениях пользователя и РАО?

— Мы стараемся известить пользователя о существующих требованиях авторского законодательства всеми возможными способами — по электронной почте, через социальные сети, мессенджеры. Находим контакты, которые есть в открытых источниках. Зачастую сотрудники РАО звонят в организацию и просят дать адрес электронной почты, чтобы направить уведомление. Некоторые отказываются. Это их выбор. Мы делаем все возможное, чтобы рассказать о том, что могут возникнуть сложности в связи с незаконным использованием произведений.

А пользователи, как взрослые, ответственные люди, пожалуйста, несите ответственность сами за себя. Не хотите получить уведомление — ваше дело, но, когда наступают последствия, надо отдавать себе отчет, что это результат вашего бездействия. Если люди контактные, мы рассказываем им, что есть требования законодательства: если вы владелец места, открытого для свободного посещения, и у вас звучат охраняемые авторским правом произведения, вам необходимо получить разрешение на это.

— Сколько нужно заплатить за получение такого разрешения?

— Размер авторского вознаграждения зависит от разных факторов. Например, от количества посадочных мест в кафе и от регионального понижающего коэффициента, связанного с численностью населения в городе. Существуют повышающие коэффициенты за живое исполнение песен и понижающие — за своевременную реакцию на уведомление РАО.

Ставка авторского вознаграждения за исполнение песен в тюменском кафе в среднем составляет 1,5 тысячи рублей в месяц. Эта информация открытая, с ней можно легко ознакомиться на сайте РАО.

— Как чаще всего реагируют пользователи?

— В большинстве случаев идут подписывать договор. Но есть и те, кто предпочитает этого не делать.

— И что тогда происходит?

— Сотрудники РАО с видеокамерой фиксируют нарушение, оформляют необходимые документы и готовят претензию о выплате компенсации. В этот момент у нарушителей уже возникают проблемы. В соответствии с Гражданским кодексом, компенсация за одно незаконно использованное произведение не может быть меньше 10 тысяч рублей. То есть в кафе песенка прозвучала. Разрешения на это не было. Мы зафиксировали нарушение. Владельцу кафе, магазина или иного заведения практически гарантированно придется заплатить эти 10 тысяч рублей, как минимум.

— Грубо говоря, если сотрудник РАО просидел в кафе час, услышал и зафиксировал за это время 20 песен, то 10 тысяч рублей можно умножать на 20?

— Да. Но подчеркну: 10 тысяч рублей — это минимум. Максимальная сумма компенсации — 5 миллионов рублей. Понятно, что это цифры астрономические, и никто такой компенсации не требует. Как правило, выходя в суд, мы просим компенсировать 20 тысяч рублей за одно произведение. Но размер компенсации мы не обязаны ничем обосновывать. Мы можем запросить 20, а можем и 30, и 50, и 100 тысяч рублей. Скорее всего, суд сочтет такие цифры несоразмерными правонарушению. Поэтому устоявшаяся практика — удовлетворяют 20 тысяч.

— Неужели нет какого-то единственного судейского решения в этой сфере, на которое опирались бы все судьи?

— У нас в государстве не прецедентное право. Каждое дело рассматривается отдельно.

— Какое самое большое наказание понесли пользователи за нарушение авторских прав?

— Самые большие исполненные решения судов о взыскании компенсации были в Сургуте. Одно — на 870 тысяч рублей, другое — на 930 тысяч рублей.

— О чем идет речь?

— Речь идет о кафе. Было зафиксировано большое количество произведений, исполняемых нелегально. Плюс активное нежелание пользователей заключать лицензионный договор с РАО до этого. А потом такое же активное нежелание разойтись разумно в досудебном порядке.

— Не являются ли такие компенсации слишком суровыми?

— Даже когда мы фиксируем нарушение, стараемся минимизировать расходы пользователя. Но при условии, что он контактный и понимает, что попал в сложную ситуацию. Зачастую пользователи, которые проигнорировали уведомление о требованиях закона, получив претензию, соглашаются подписать договор и предлагают забыть факт зафиксированного нами нарушения. В таких случаях мы говорим: ребята, извините, но вам направляли уведомление, стало быть, вы должны были к нам прийти и подписать все необходимые документы.

Мы провели очень серьезную работу по сбору доказательств, потратили ресурсы, время, привлекли специалистов, теперь у нас нет возможности просто закрыть глаза на нарушение. Теперь мы с вами можем разойтись соглашением о выплате компенсации авторам в досудебном порядке или встретимся в суде. В досудебном порядке будет значительно дешевле.

— Какая еще ответственность, кроме гражданской, предусмотрена для нарушителей, которые не хотят добровольно подписывать лицензионный договор и используют произведения, не имея разрешений авторов?

— Административная и уголовная. Когда присутствует цель извлечения дохода, при незаконном публичном исполнении, наступает административная ответственность. То есть, если кто-то включит музыку и выставит из окна колонки, то он несет гражданскую ответственность за организацию публичного исполнения, но его нельзя привлечь к административной ответственности за нарушение авторских прав. А если это происходит в рамках осуществления предпринимательской деятельности, то привлечение по ст. 7.12 КоАП РФ более чем реально, и примеров тому десятки. Самое неприятное в этой статье, что, помимо штрафа предусмотрена конфискация орудия совершения правонарушения. Придется и штраф немаленький заплатить, и компьютер конфискуют.

Привлечение к уголовной ответственности — случай не частый, потому что состав преступления по ст. 146 УК РФ предполагает крупный размер деяний. Крупным размером считается не выплаченное авторское вознаграждение в размере 100 тысяч рублей и выше, если при этом произведения использовались без лицензионных договоров.

— Можете привести пример, когда наступила уголовная ответственность за нарушение авторских прав?

— Например, некая организация планирует гастроли, на концерте звучат охраняемые произведения. В этом случае размер авторского вознаграждения составляет 5% валового сбора от продажи билетов. Именно на организаторе концерта лежит обязанность заключения лицензионного договора и выплаты авторского вознаграждения. Если организатор лицензионный договор не заключил, провел концерт, и все это зафиксировано, тогда может наступить уголовная ответственность. В нашей практики такие случаи были. В частности, в Новосибирске организатор концертов был привлечен к уголовной ответственности.

— Можно предположить, что суды в 100% случаев оказываются на стороне Российского авторского общества. Но все же есть примеры, когда РАО проигрывает в суде?

— Не совсем корректная постановка вопроса. Наряду с ответчиком РАО — равноправная сторона в суде. Каждая из них доказывает обстоятельства, на которые она ссылается. Мы, конечно, прикладываем серьезные усилия для выигрыша, готовимся к процессам и выступаем с убедительными доказательствами.

На моей памяти в Тюмени всего два дела завершились не в нашу пользу. Это гораздо меньше одного процента от всех дел. При этом не могу сказать, что мы проиграли. Именно не выиграли. Мы не смогли доказать суду, кто именно осуществляет деятельность в кафе.

При этом ситуация была откровенно абсурдной. Кафе располагалось в центре города. Однако ни Роспотребнадзор, ни департамент потребительского рынка, ни Федеральная налоговая служба — никто не знал, кто владелец. Куда мы только не отправляли запросы, нигде не ответили. Вот поэтому мы дело и не выиграли. С моей точки зрения, ситуация дикая. Кто-то работает в сфере общепита, но никто не знает, кто именно, и никто не несет ответственность.

— Какие доказательства считаются убедительными? Это видеосъемка?

— Не просто видеосъемка, а правильно сделанная видеосъемка, которую суд признает допустимой. Там масса нюансов. Это серьезная работа, которую надо уметь делать профессионально. Благо, у нас хорошие специалисты.

— Судебное разбирательство — это обязательный исход дела?

— Судебные тяжбы для нас — процесс не очень желательный, мы бы предпочли обходиться без них. Почему мы вынуждены активно работать в этом направлении? Потому что норма закона не должна оставаться без санкции. Иначе она мертва. У нас в принципе в жизни многое не так, потому что ответственность предусмотрена, но она не наступает. А мы исповедуем принцип: сказав «А», обязательно скажем «Б». Практика показывает, что мы поступаем правильно.

Я проникся этой мыслью, когда для автомобилистов ввели штраф за непристегнутый ремень и сразу стали контролировать исполнение. На следующий день вся страна пристегнулась. Ответственность была серьезной, а действие, которое требовалось совершить, чтобы избежать нарушения, ничтожно.

Перед РАО не стоит задача заработать для авторов путем взыскания компенсации, самое главное — создать фон неотвратимости наказания за нарушение. Разумнее, проще, экономически выгоднее заключить договор и платить небольшое вознаграждение, чем бодаться в суде с профессионалами, тратить деньги на юриста, которому придется заплатить при любом исходе дела, а потом еще выплачивать совсем немаленькую компенсацию за нарушение прав.

— Российское авторское общество контролирует деятельность организаторов гастролей, кафе. А какие еще объекты попадают в зону вашего внимания?

— Это телекомпании, радиостанции, цирки, театры, кинотеатры. Точка приложения сил есть всегда. Даже телерадиокомпании, специфика работы которых связана с интеллектуальной собственностью, исполняют требования законодательства не в полном объеме. Дело в том, что действующие телерадиокомпании порой получают новые лицензии, но некоторые не спешат заключать договоры с РАО. Пока мы сами не увидим, что появилось новое СМИ, и не направим им уведомление, они не делают никаких шагов. Однако, если говорить о судебных процессах, то телерадиокомпании выступают в них ответчиками очень редко.

— Каким образом вы выявляете нарушителей?

— Мониторим интернет, средства массовой информации. Кинотеатры не открываются каждый день. Новые телерадиокомпании тоже не появляются как грибы. Театры тем более не создают часто. Самая динамичная сфера — общепит. О том, что открывается новое заведение, можно без труда узнать в интернете. И даже если это происходит без широкой рекламы, мы все живем в этом городе и видим, что в нем происходит.

— Бывает, что бдительные граждане сообщают в РАО о том, что в том или ином заведении используют музыкальные произведения без разрешения?

— Бывает. Но, как правило, это происходит по причинам, не связанным с защитой интеллектуальной собственности, а в ситуациях, когда жителям мешает громкая музыка. Если люди сталкивались с вопросами авторского права, то они обращаются в РАО. К сожалению для них, музыка от этого не станет тише. Она будет звучать легально, если пользователь заключит с РАО договор, а с уровнем децибел придется разбираться другим организациям.

— Между тем, люди рассматривают обращение в РАО как один из вариантов борьбы с явлением.

— Видимо, да. Бывает и конкуренты звонят.

— Сводят счеты?

— Не обязательно. Их, кстати, можно понять. Представьте, что два кафе конкурируют. В одном из них законно используют музыкальные произведения, в другом — незаконно. Первый, действуя по закону, вынужден тратить больше денег. В действиях второго усматриваются признаки недобросовестной конкуренции. За это предусмотрена ответственность, и Федеральная антимонопольная служба делает свое дело. В Тюмени были такие случаи.

— Допустим, что я открыл кафе. Через некоторое время я получаю от РАО уведомление и принимаю решение не использовать в кафе музыку. Просто отключаю магнитофон.

— На здоровье.

— И вопрос снимается?

— Абсолютно. Но на это очень мало кто идет, потому что это противоречит смыслу предпринимательской деятельности в названной сфере.

Какая-нибудь забегаловка теоретически еще может обойтись без музыки, то нормальное заведение — нет. Можно попытаться использовать неохраняемые произведения. Но и это, как показывает практика, не работает.

— Заведения все равно используют актуальную музыку?

— Не актуальную, а популярную. Это может быть музыка 70-х, 60-х, 50-х годов. Но все равно это произведения, которые еще не получили статус общественного достояния. Авторские права на них сохраняются.

— А каков срок действия авторских прав?

— Срок охраны прав на музыкальные произведения — вся жизнь автора, плюс 70 лет после его смерти. Здесь есть еще один момент. Помимо РАО существует ВОИС. Это организация, которая собирает вознаграждения за использование фонограмм. То есть, они контролируют смежные права и таким образом защищают тех, кто сыграл произведение, кто записал его. Ведь у них тоже есть права на свое исполнение или фонограмму.

Например, оркестр сыграл и записал Баха или Бетховена. Этот оркестр обладает смежными правами как исполнитель. То есть само произведение уже не охраняется, а конкретный вариант его исполнения охраняется. Разрешение на публичное исполнение у оркестра или студии получать не нужно, но вознаграждение им выплатить необходимо.

— Часто ли в вашей работе в том или ином качестве фигурируют тюменские артисты?

— Авторы есть, конечно. Те из них, кто популярен, являются членами РАО, и для них собирается вознаграждение. Но надо понимать, что какие-то осязаемые размеры авторского вознаграждения человек начинает получать только тогда, когда его произведения становятся хотя бы относительно известными. Потому что ставки авторского вознаграждения невелики для любой категории пользователей.

Если на радиостанции несколько раз в месяц прозвучало произведение местного автора, то его гонорарная доля будет исчисляться копейками, в буквальном смысле. Если произведение автора популярно, то оно звучит часто на всех радиостанциях, на всех телеканалах, во всех кафе. И из всех этих маленьких ручейков складываются ощутимые финансовые потоки. Также автор получает серьезный доход, когда его произведение попадает в репертуар известного исполнителя, особенно если тот активно гастролирует.

— А есть ли разница в ставках вознаграждения или в ответственности за нарушение прав, оттого получает ли пользователь какой-либо доход от публичного исполнения песни?

— Разницы нет. Логика очень проста. При любом использовании — приносит это доход или нет — необходимо иметь разрешение. А разрешение будет обязательно сопровождаться выплатой авторского вознаграждения. Почему это не связано с извлечением доходов? Если человек решил заняться деятельностью, не приносящей доход, например, он не может прийти в магазин и сказать: подарите мне стул. Точнее прийти и попросить — сможет, но стул в любом случае придется покупать. То же самое с интеллектуальной собственностью. Это в чистом виде расходная часть дела любого предпринимателя, которая должна быть заложена в смету расходов.

— Готовы ли закрывать глаза, если песня нелегально звучит на детском утреннике? Или спрос с детской игровой площадки и с кафе одинаковый?

— Закон обязывает в обоих случаях получить разрешение, но надо понимать, что авторское право — это право частное. Мы же являемся представителями авторов и управляем их правами. Авторский совет, управляющий Российским авторским обществом, устанавливает ставки авторского вознаграждения. И в случаях с детской игровой площадкой ставка будет либо минимальная, либо вообще нулевая.

Но зачастую происходит подмена понятий. В частности, пользователи могут благополучно зарабатывать и на детских утренниках, и на детских игровых площадках, а когда мы предъявляем претензии за нарушение прав, начинают педалировать детскую тему. А вообще в законе прописаны случаи, когда не требуется получения разрешения от правообладателей.

— Например, плата не взимается, если то или иное произведение используется в образовательных целях.

— Да, если объект интеллектуальной собственности используется в образовательных целях, это не влечет за собой выплату вознаграждения авторам. Другое дело, что иногда пользователи предпринимали попытки убедить суд в использовании произведения в кафе в образовательных целях. По-моему, даже судьям было смешно. Другие случаи свободного использования объектов интеллектуальной собственности — это официальные или религиозные церемонии, похороны, в объеме, оправданном характером церемоний.

— Часто ли авторы благодарят вас за то, что вы защищаете их интересы?

— Бывает. Такие случаи особенно ценны, так как мы понимаем, что не зря работаем. А вообще надо отметить, что отношение к авторскому праву за годы моей работы в этой сфере кардинально поменялось. Обращение к нам за заключением лицензионного договора со стороны пользователей стало обыденным делом, размер сборов вознаграждения увеличивается с каждым годом, совершенствуются механизмы распределения собранного вознаграждения.

Последние два года РАО очень много внимания уделяет именно распределению. Внедряется плеер FONMIX, который бесплатно устанавливается у пользователя на компьютер и автоматически формирует отчеты об использованных произведениях. Внедряется автоматическая система формирования отчетов для радиостанций. На сайте РАО для правообладателей созданы личные кабинеты, в которых они могут контролировать свои начисления и выплаты. Теперь нам не нужно, как раньше, направлять в Москву тонны бумажных отчетов. И это не может не радовать.

_P.S. Интернет-издание «Вслух.ру» намерено проследить за развитием событий в Арбитражном суде и рассказать читателям, в чью пользу завершатся последние судебные тяжбы в сфере защиты авторского права._

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *