Аудит в банке

Ранее на банки жаловались небольшие частные компании, которые занимаются оценочной деятельностью. По их мнению, кредитные организации при оценке залогов отдают предпочтение «рекомендованным» компаниям. А малые организации остаются не у дел.

В июле нынешнего года ряд частных компаний, занимающихся оценочной деятельностью, направили письмо в госорганы с просьбой разобраться с позицией ведущих банков страны, которые, как считают оценщики, лишают их работы и наносят вред их деловой репутации. В Нацбанке считают, что такие решения приняты для минимизации рисков в банковской системе.

Началось все с жалобы директора ЧУП «Захаров К.Н.» Константина Захарова. Он утверждал, что получает от постоянных клиентов информацию о том, что Белагропромбанк направляет их на оценку залогового имущества исключительно в организации, которые соответствуют определенным требованиям, установленным внутренним локальным нормативным актом банка.

В Белагропромбанке ответили, что не принимают документы о независимой оценке имущества, если эту оценку проводили ИП, а также компании, имеющие в штате менее пяти аттестованных оценщиков, оказывающие услуги менее чем по четырем направлениям оценки и имеющие опыт работы по направлению деятельности менее пяти лет. Предпочтение банк отдавал подконтрольным государству предприятиям или крупным частным структурам, которые прошли проверку службы безопасности Белагропромбанка.

Но по закону (указ № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь») контроль за деятельностью оценщиков и качеством оказываемых ими услуг осуществляют только аттестующий и контролирующие (надзорные) органы. То есть «особые» требования банка к оценщикам — незаконны.

Более того, введение рекомендованных списков банками ограничивает развитие конкуренции, ставит под сомнение качество работы и препятствует развитию малого и среднего бизнеса в сфере оценочной деятельности, чем саботирует исполнение некоторых пунктов директивы № 4. Кроме того, «стоп-листы» делают ничтожной выдачу документов, подтверждающих квалификацию оценщика и дающих право на осуществление оценочной деятельности, а именно свидетельства об аттестации оценщика, выдаваемого Госкомимуществом, свидетельств и лицензий, выдаваемых Государственным комитетом судебных экспертиз.

Впрочем, в Нацбанке на жалобу Захарова ответили в том ключе, что «сильный прав всегда»: банк, минимизируя свои риски, вправе принимать во внимание опыт, репутацию и квалификацию исполнителей независимой оценки. Иная позиция у МАРТа — еще в марте министерство вынесло предписание Беларусбанку за нарушение антимонопольного законодательства, которое выразилось в утверждении закрытого перечня исполнителей оценки.

Внутренний аудит хозяйствующих субъектов занимает важное место в системе аудита. Как свидетельствует опыт развития и организации аудита в странах с многоукладной экономикой, внутренний аудит имеет опорное положение. Нормативные акты, регламентирующие деятельность компаний, фирм, включают в себя положения об обязательности внутреннего аудита и составе его компонентов, требования к их организации. В соответствии с Законом № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Внутреннему аудиту принадлежит определяющая роль в обеспечении законности осуществления хозяйственных операций.

В развитых странах мира существуют центры внутреннего аудита, а также международные их объединения. Так, более 50 лет функционирует международный центр, объединяющий деятельность национальных институтов внутренних аудиторов США, Франции, Великобритании, Японии, Израиля, Индии и других стран. Главные задачи центра и национальных институтов состоят в обеспечении норм профессиональной практики внутреннего аудита, разработке и осуществлении программ непрерывного профессионального развития, программ сертификации внутренних аудиторов.

Деятельность в области внутреннего аудита хозяйствующих субъектов РФ имеет свои особенности, которые должны быть учтены в нормативных регламентах их деятельности, системе подготовки персонала и т.д. Отсутствие специализации по данному вопросу приводит к некомпетентному исполнению обязанностей аудитора, что обусловливает неэффективность всей аудиторской деятельности.

В специальной литературе даются различные трактовки понятия внутреннего аудита. Одни авторы считают целесообразным организацию внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах, другие придерживаются мнения, что внутренний контроль на предприятии должен осуществляться не специальными должностными лицами, а комиссией, состоящей из работников различных служб, или службой бухгалтерского учета.

Институт внутренних аудиторов США дает следующее определение внутреннего аудита. «Внутренний аудит есть независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита – помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы представляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок» .

Организация и развитие внутреннего аудита в российской экономике являются одним из основных условий становления правовых отношений. Основное преимущество внутреннего аудита заключается в том, что он обеспечивает действенный финансовый контроль хозяйственной деятельности предприятия при сохранении коммерческой тайны и соблюдении законных интересов всех субъектов производства. На основе оценки основных приведенных определений внутреннего аудита можно сделать вывод о том, что в них не затронуто данное преимущество. По нашему мнению, внутренний аудит представляет собой систему обеспечения правовой защиты имущественных интересов собственника на основе внутреннего финансового контроля соблюдения законности хозяйственной деятельности.

Внутренний аудит имеет свои цели и задачи, адекватный им правовой и организационный статус, отличный от внешнего аудита. Принципиальное различие содержания деятельности внешнего и внутреннего аудита состоит в том, что внутренний аудит обеспечивает достоверность постановки бухгалтерского учета, финансовых результатов, расчетов, в то время как внешний аудит только устанавливает их достоверность. Внешний аудит не может обеспечить достоверность учетной, финансовой и расчетной информации и не несет ответственность за это. Консультирование и рекомендации по исправлению допущенных нарушений и неточностей в учетном процессе и хозяйственной деятельности внешнего аудита носит рекомендательный характер, жесткий контроль за ходом исправления допущенных нарушений отсутствует. Внешний аудитор несет материальную ответственность только в пределах материального ущерба, понесенного экономическим субъектом в результате неквалифицированного проведения аудиторской проверки. Убытки могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию.

Внутренний аудитор, обеспечивая достоверность отчетности, бухгалтерского учета, подчиняясь непосредственно директору, проявляет инициативу в проведении проверок, контроле за законностью хозяйственных операций и правильностью их отражения в учете. Как показывают результаты обобщения научных исследований по аудиторской деятельности, опыт формирования многоукладной экономики и соответствующей ей хозяйственной организации агропромышленного производства, а также изучение условий защиты законных имущественных интересов хозяйствующих субъектов, основной задачей внутреннего аудита является обеспечение подготовки предприятия к внешней аудиторской проверке.

В современный период существует объективная необходимость организации трех основных видов аудита: внешнего, внутреннего и государственного. Государственный аудит представляет собой систему правовой защиты имущественных интересов государства на основе централизованного контроля достоверности отчетности, финансового состояния, соблюдения законности хозяйственной деятельности.

Обособление государственного аудита в отдельный блок аудиторских услуг определено необходимостью ведомственного контроля деятельности унитарных и федеральных казенных предприятий, а также коммерческих юридических лиц в части контроля целевого использования предоставляемых денежных средств в виде дотаций, компенсаций, финансирования капитальных вложений, помощи и др.

Как свидетельствует анализ, принятые нормативные акты но аудиторской деятельности не предусматривают существование государственного аудита. Однако практика деятельности унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения, федеральных казенных предприятий на праве оперативного управления свидетельствует о необходимости государственного аудита для контроля соблюдения установленных данным предприятиям прав. Не решены в полной степени вопросы проведения аудиторских проверок при судебных и арбитражных разбирательствах, которые могли бы осуществлять государственные аудиторы. Несмотря на серьезные отличия этих способов осуществления аудита, только органичное взаимодействие внешнего, внутреннего и государственного аудита обеспечивает эффективную защиту имущественных интересов хозяйствующих субъектов. Государственный аудит должен существовать наряду с государственным финансовым контролем, основная цель государственного аудита – установление достоверности отчетности государственных предприятий. Основная цель государственного финансового контроля – установление целевого использования государственных бюджетных средств и принятие мер по недопущению нарушений в исполнении бюджета.

В деятельности внутреннего аудитора значительное место занимает консультирование работников предприятия по вопросам учета, отчетности, нормативно-правового обеспечения. Рекомендации предоставляются по запросам и собственной инициативе аудитора. Постоянно проводится контроль исполнения замечаний и рекомендаций. В отличие от внутреннего аудитора внешний предоставляет рекомендации только по запросам клиентов и не настаивает на внедрении своих предложений, отдает это на откуп клиента, не контролирует качество внедрения мероприятий.

В настоящее время существующий в отдельных экономических субъектах внутренний аудит не имеет всеохватывающего значения и не выполняет возложенные на него функции по подготовке к аудиторской проверке и обеспечению законности хозяйственной деятельности. Например, в акционерном обществе «Подмосковное» внутренний аудит работает не более 20 лет. Необходимость его определена большими объемами выпускаемой продукции, наличием самостоятельно функционирующих на условиях полного коммерческого расчета 17 подразделений. Несмотря на положительную роль данного формирования, имеются серьезные недостатки, препятствующие его развитию (табл. 3.1). Аналогичные результаты наблюдаются и в других организациях. В ходе исследования определены предложения по совершенствованию деятельности органа контроля, реализация которых позволит усилить роль внутреннего аудита в обеспечении законности хозяйственных операций предприятия.

Таблица 3.1

Недостатки развития внутреннего аудита в ЗАО «Подмосковное»

Недостаток

Путь решения

Не соблюден принцип независимости, так как аудитор подчинен главному бухгалтеру

Служба внутреннего аудита должна подчиняться непосредственно руководителю

Внутренний аудит носит эпизодический характер

Работу следует осуществлять планомерно в течение года

Основная цель проверки – ревизия сохранности имущества и денежных средств подразделения

Проверке должны подвергаться вопросы в соответствии со стандартом проверки достоверности отчетности

Нет связи внутреннего и внешнего аудита; внешний аудит не использует результаты внутреннего

Внутренний аудит обеспечивает законность хозяйственных операций

Внутренний аудит не несет персональной ответственности за результаты внешней аудиторской проверки

Вменить в обязанности внутреннего аудитора подготовку и ответственность за результаты внешней проверки

Еще более серьезные недостатки наблюдаются в организации внутреннего контроля формирований, содержащих в своем составе подсобные сельскохозяйственные подразделения. Как свидетельствуют результаты обследования организации внутреннего контроля в подсобных хозяйствах ОАО «Самарэнерго» и ОАО «Ростовэнерго», отделы внутреннего аудита центрального аппарата не уделяют достаточного внимания проверке сельскохозяйственных подразделений, ограничиваясь вопросами собственности, сохранности имущества, кассы, выполнения распоряжений и указаний головной организации.

Становлению внутреннего аудита должна способствовать разработка методов работы внутренних аудиторов, внедрение в практику специфических средств их труда (стандартов, норм, руководств, положений, должностных инструкций и др.). В организации внутреннего аудита большое значение имеют органы управления предприятия, определяющие организационно-правовой статус аудиторов, нормативно-правовое обеспечение, проверку их работы.

Квалификационные требования к внутреннему аудитору

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется введением большого числа новых нормативно-правовых актов, что обусловливает большие квалификационные требования к специальности аудитор. Он должен обладать знаниями по организации, технологии и этике аудита, бухгалтерскому учету, финансам, кредиту, законодательству, налогообложению, контролю и ревизии хозяйственной деятельности, экономике, организации и управлению производством, компьютеризации учета и экономических программ, достаточными для практической деятельности в сфере внешнего и внутреннего аудита; владеть методами организации и проведения экспертизы бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, аудиторских проверок и услуг; уметь защищать законные имущественные интересы хозяйствующих субъектов в органах налогообложения и правоохранительных органах. Необходимость в высоком уровне квалификации аудиторов определяет состав требований к претендентам на получение специальности аудитора, принципиальные подходы к формам и методам подготовки, ее объему и продолжительности.

В целях улучшения организации внутреннего аудита на предприятиях целесообразно:

  • • рекомендовать всемерное развитие внутреннего аудита, опережающий режим подготовки аудиторов и повышения квалификации работников управления но аудиторской деятельности;
  • • определить состав требований к претендентам на получение специальности внутреннего аудитора, принципиальные подходы к формам и методам подготовки, ее объему и продолжительности;
  • • разработать и внедрить в производство отраслевые нормативные положения и организационные регламенты внутреннего аудита;
  • • разработать и установить порядок введения стандартов, норм, руководств для деятельности внутренних аудиторов;
  • • создавать профессиональные центры внутренних аудиторов на принципах самоорганизации.
  • Робертсон, Д. К. Аудит / Д. К. Робертсон. – М.: Контакт, 1993. – С. 6.

Контроль кредитных организаций помимо внутреннего аудита, осуществляемого в рамках системы внутреннего контроля, осуществляется также путем проведения внешнего аудита. Внешний аудит, проводимый независимым аудитором, является промежуточным звеном контроля за деятельностью кредитных организаций между внутренним контролем кредитной организации и внешним надзором за ее деятельностью со стороны Банка России. Это обусловлено, с одной стороны, договорным характером отношений между кредитной организацией и внешним аудитором. С другой – внешний аудит для кредитных организаций является обязательным в силу закона, а результаты внешнего аудита подлежат представлению в Банк России, который использует внешний аудит кредитных организаций и его результаты как один из инструментов банковского надзора.

Кредитные организации являются видом коммерческих организаций, деятельность которых в соответствии со ст. 5 Закона об аудиторской деятельности подлежит обязательному ежегодному внешнему аудиту независимой аудиторской организацией.

Отчетность кредитной организации согласно ч. 1 ст. 42 Закона о банках подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией. В данной статье также указано, что проводить аудит кредитных организаций вправе только аудиторские организации, имеющие в соответствии с законодательством РФ на осуществление таких проверок, которые ко времени получения такой лицензии осуществляли аудиторскую деятельность не менее двух лет.

Вместе с тем в новом Законе о лицензировании отдельных видов деятельности аудиторская деятельность не упоминается как деятельность, подлежащая лицензированию. Заметим, что до принятия указанного Закона лицензирование аудиторской деятельности предусматривалось утратившим ныне силу Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ с аналогичным названием. В соответствии с п. 5.2 ст. 18 этого Закона лицензирование аудиторской деятельности прекратилось с 1 января 2010 г.

Новый Закон об аудиторской деятельности в п. 2 ст. 23 установил, что проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги вправе только аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, вступившие в саморегулируемые организации аудиторов. Лицензирование аудиторских организаций и лицензионный контроль ранее осуществлялись в целях проверки качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, не являющихся членами саморегулируемых организаций аудиторов, для подтверждения соблюдения аудиторами требований об обучении по программам повышения квалификации.

В настоящее время согласно ст. 7 Закона об аудиторской деятельности вместо лицензионных требований требования к аудиторским организациям определяются Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696. Контроль соответствия качества работы аудиторских организаций и аудиторов указанным требованиям осуществляется в форме внутреннего и внешнего контроля.

Внешний контроль аудиторской деятельности проводится саморегулируемыми организациями, членами которых являются аудиторские организации, в отношении своих членов, а внешний контроль аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе и кредитных организаций, в соответствии со ст. 10 указанного Закона об аудиторской деятельности осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также Минфин России в соответствии с Положением о Минфине России, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329.

Противоречие ст. 42 Закона о банках нормам иных вышеназванных законов отсутствует, поскольку требование о необходимости лицензирования аудиторских организаций в данной статье упоминается лишь постольку, поскольку данное требование установлено законодательством РФ. Тем не менее по-прежнему остается в силе требование ст. 42 Закона о банках, касающееся необходимости двухлетнего опыта аудиторской деятельности, предъявляемое к аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитных организаций.

Аудиторская проверка кредитной организации, как отмечалось выше, осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации.

Указанные требования о необходимости включения в аудиторское заключение сведений о выполнении кредитной организацией обязательных нормативов, установленных Банком России, только подтверждают необходимость проведения аудиторских проверок кредитных организаций аудиторскими организациями, имеющими специальную подготовку в области аудита кредитных организаций. Соответственно, аудит кредитных организаций проводится аудиторскими организациями, в составе которых работают аудиторы, получившие квалификационный аттестат банковского аудитора в соответствии с Программой проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора (аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит)) (одобрена Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 22 декабря 2008 г. (протокол № 71) и утверждена Минфином России 27 января 2009 г.).

В указанных ранее документах Базельского комитета по банковскому надзору, касающихся внутреннего контроля в кредитных организациях, содержатся рекомендации, которые относятся также к взаимоотношениям кредитных организаций с внешним аудитом, и взаимоотношениям внешнего аудита кредитных организаций с внутренним аудитом (со службой внутреннего контроля).

В частности, согласно упомянутым рекомендациям внешним аудиторам не следует вступать в конфликт интересов с кредитной организацией. Цель аудита финансовых отчетов кредитной организации внешним аудитом состоит в том, чтобы позволить независимому аудитору вынести заключение о соответствии основных положений подготовленных этой кредитной организацией финансовых отчетов установленному механизму с учетом действующих в стране правил и нормативов.

Аудиторы на выборочной основе проверяют документальные подтверждения операций и учетных записей, являющихся основанием для финансовой (бухгалтерской) и публикуемой отчетности. Аудитор оценивает используемые кредитной организацией принципы и правила бухгалтерского учета и существенные допущения, сделанные руководством, а также общее представление финансовой отчетности.

Несмотря на то что внешние аудиторы по определению не являются частью кредитной организации и поэтому не входят в ее систему внутреннего контроля, их деятельность оказывает важное влияние на качество внутреннего контроля. К тому же внешние аудиторы обеспечивают обратную связь, помогающую следить за эффективностью системы внутреннего контроля.

Внешний аудитор обычно передает органам управления кредитных организаций информацию об управленческих недостатках, о замечаниях, относящихся к составу остатков на счетах или кредитного портфеля, состоянию ликвидности или доходам, финансовым нормативам, достаточности системы внутреннего контроля, анализу банковских рисков или соблюдению правовых или надзорных требований.

Служба внутреннего контроля также должна подлежать независимой проверке внешнего аудитора, соответственно внешнему аудитору следует получать консультацию и иметь доступ к соответствующим заключениям службы внутреннего контроля. Аналогичным образом внешний аудитор обычно информирует службу внутреннего контроля о любом существенном обстоятельстве, которое может повлиять на внутренний контроль.

Органы управления кредитной организации обязаны предоставлять внешнему аудитору информацию, необходимую аудитору при проведении аудиторской проверки и подготовки отчета, которая может оказать существенное влияние на финансовую отчетность и соответственно на аудиторское заключение.

Основная цель проведения внешнего аудита кредитной организации состоит в предоставлении аудитором мнения о том, дает ли опубликованная финансовая отчетность кредитной организации достоверное представление о финансовом положении кредитной организации и результатах его деятельности за период, отраженный в данной финансовой отчетности. Обычно аудиторский отчет готовится для акционеров, однако используется многими другими сторонами, такими, как вкладчики, другие кредиторы и контролеры. Отчет аудиторов позволяет определить достоверность финансовой отчетности.

Для подготовки заключения в отношении финансовой отчетности аудитор должен получить достаточное подтверждение тому, что информация, содержащаяся в бухгалтерских записях и прочих источниках, является надежной и достаточной для использования в качестве основы для подготовки финансовой отчетности, и тому, что соответствующая информация должным образом отражена в финансовой отчетности. Для этой цели аудитор:

  • – проводит проверку и оценку бухгалтерских систем и системы внутреннего контроля, на которые он намерен положиться;
  • – тестирует данные системы контроля с целью оказания содействия при определении характера, объема и продолжительности прочих аудиторских процедур;
  • – осуществляет такие проверки, проводит беседы и процедуры подтверждения бухгалтерских операций и остатков по счетам так, как он считает необходимым в данных обстоятельствах.

Однако подробная проверка всех операций кредитных операций является практически неосуществимой. Таким образом, аудит основан на проведении проверок и оценке систем внутреннего контроля, разработанных для подтверждения правильности бухгалтерских записей и сохранности активов, на использовании выборочных проверок и процедур аналитического исследования и на подтверждении и оценке активов и пассивов. При проверке финансовой отчетности ему может оказаться полезной большая часть работы службы внутреннего контроля.

Аудитор планирует и проводит аудит таким образом, чтобы иметь веские основания для выявления искажений в финансовой отчетности кредитной организации, которые по отдельности или в целом являются существенными в отношении финансовой информации, содержащейся в данной финансовой отчетности. Оценка того, что является существенным, находится в профессиональной компетенции аудитора, однако существенность может также зависеть от иных факторов, например, юридических или нормативных требований как к финансовой отчетности в целом, так и к ее отдельным статьям. Таким образом, аудитор может исходить из различного уровня существенности в отношении различных элементов финансовой отчетности.

Выборочный характер аудиторской проверки и другие присущие ей ограничения вместе с ограничениями, существующими в любой системе внутреннего контроля, делают неизбежным риск того, что некоторые значительные неточности могут остаться незамеченными. Поэтому аудитор должен считать представленные факты соответствующими истине, а документы и учетные записи – подлинными, если только у него не появилось доказательств в пользу обратного.

При обнаружении аудитором существенной ошибки в финансовой отчетности, включая применение неадекватной учетной политики, оценку активов, с которой он не согласен, или непредставление важной информации, он должен потребовать от руководства кредитной организации исправления указанной ошибки и внесения соответствующей корректировки финансовой отчетности. При отказе руководства кредитной организации внести исправление в финансовую отчетность отчет аудитора о результатах проверки финансовой отчетности будет содержать соответствующие оговорки или отрицательное заключение. Такой отчет сильно подорвет доверие к кредитной организации и даже повлияет на стабильность ее работы, поэтому органы управления кредитной организации, как правило, делают все необходимое, чтобы избежать такой ситуации. Аудитор не должен составлять заключение без оговорок, если ему не была предоставлена вся запрошенная им информация или не были даны соответствующие разъяснения.

Как правило, аудитор по результатам аудита направляет письмо органам управления кредитной организации. В письме обычно содержатся замечания и перечисляются несущественные ошибки или упущения, обнаруженные аудитором в процессе проверки, которые не упомянуты в отчете в качестве оговорки, поскольку обнаруженные в финансовых документах ошибки являлись несущественными. Письмо может касаться конкретных вопросов, таких, как содержание счетов бухгалтерского учета или кредитного портфеля, ликвидность, прибыль, коэффициенты, адекватность систем контроля или выполнение требований законодательства и органов надзора.

Органы надзора также должны учитывать наблюдения и рекомендации внешних аудиторов в отношении эффективности внутреннего контроля и следить за тем, чтобы органы управления кредитной организации принимали к сведению и выполняли замечания и рекомендации внешних аудиторов.

Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о банках аудиторское заключение внешнего аудитора направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации.

В целях организации взаимодействия Банка России с внешними аудиторами кредитной организации Банк России издал письмо от 10 ноября 2000 г. № 171-Т «Об усилении взаимодействия территориальных учреждений Банка России и аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов)», в которое включил рекомендации Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского кмитета по банковскому надзору «Отношения между органами надзора за банками и внешними аудиторами», одобренные для публикации Международным комитетом по аудиторской деятельности и Комитетом Базельских контролеров в 1989 г.

Данным письмом Банк России в целях повышения качества взаимодействия Банка России с аудиторскими организациями предложил территориальным учреждениям Банка России в качестве методической основы руководствоваться указанными рекомендациями Международного комитета по аудиторской деятельности и Базельского комитета по банковскому надзору.

Направление кредитными организациями в Банк России аудиторских заключений осуществляется в следующих целях:

  • – поддержание стабильности кредитной организации и защита интересов вкладчиков. Банк России как заинтересованный орган надзора осуществляет контроль за жизнеспособностью кредитной организации в данный момент и в будущем, и финансовая отчетность помогает ему оценить развитие ситуации. Внешний аудит позволяет оценить достоверность формирования финансовой отчетности;
  • – создание и наличие надежной системы внутреннего контроля для обеспечения безопасного и благоразумного управления деятельностью кредитной организации, тогда как система внутреннего контроля оценивается внешним аудитором;
  • – существование надежной системы учета как предпосылки получения надежной информации для оценки и управления рисками.

Иногда аудитор получает важную информацию, которая, насколько ему известно, не была сообщена Банку России, но которую следует предоставить Банку России. К примеру, такая ситуация может возникнуть, если:

  • – аудитору стало известно о фактах, которые могут угрожать существованию кредитной организации;
  • – аудитор обнаруживает факты, свидетельствующие о мошенничестве со стороны органов управления кредитной организации;
  • – точка зрения аудитора по каким-то важным вопросам, связанным с финансовой отчетностью, кардинально отличается от точки зрения органов управления, вследствие чего аудитор намерен составить аудиторское заключение, содержащее оговорки;
  • – аудитор счел необходимым, чтобы кредитная организация сообщила о каких-либо фактах в Банк России, а органы управления кредитной организации, получив такую рекомендацию, не сделали этого.
Беленькая Т.Д., Скрипка В.И.
  • Часть 1
  • Часть 2
  • Часть 3
  • Часть 4

Введение

Вступление России в рынок в значительной мере связано с реализацией потенциала кредитных отношений. Появились новые финансовые операции, банки создают новые финансовые инструменты.

Все это находит отражение в бухгалтерском учете и отчетности банка. Система банковского бухгалтерского учета и отчетности непрерывно совершенствуется, ориентируясь на принятые международные нормы и стандарты.

В современных условиях, когда налаживанию экономических связей между экономическими субъектами часто препятствует отсутствие доверия партнеров друг к другу, особо остро проявляется потребность в достоверной экономической информации, в которой заинтересованы все без исключения участники хозяйственного оборота, а также пользователи финансовой информации.

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляется в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности, которые находятся в стадии становления и постепенного совершенствования в соответствии с потребностями правового государства.

Государственный финансовый контроль ведется в масштабе Российской Федерации, субъектов России, а также на уровне местного самоуправления осуществляется муниципальный финансовый контроль.

Контроль является одним из важных элементов рыночной экономики, причем действуют системы как государственного, управленческого, так и независимого контроля, позволяющие обеспечить необходимой информацией все уровни управления.

Аудит имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием, и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность. Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия.

Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению, акционеров, можно было доверять.

Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Эти качества являются, по моему мнению, актуальными и на сегодняшний день

В России впервые должность аудитора была введена Петром I. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Три попытки организации института аудита в России (в 1889, 1912 и 1928 г.) оказались неудачными.

С появлением акционерных обществ, разгосударствлением экономики, развитием частного предпринимательства в конце 80-х годов в России появилась аудиторская деятельность и профессия аудитора.

Аудиторская деятельность (аудит) в России представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов(аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию других аудиторских услуг.

Аудитор (от латинского — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия, банка за определенный период.

Понятие аудита значительно шире таких понятий, как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает проверку достоверности финансовых показателей и, что особенно важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса, это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска, а также можно сказать, что аудит способствует уменьшению до приемлемого уровня информационного риска для пользователей финансовых отчетов.

В России создана соответствующая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам.

Переход к рыночным отношениям потребовал изменения банковской системы, и реорганизация ее началась в 1987 году. В результате реорганизации банковской системы в конце 1988 — начале 1989 годов начался процесс создания первых коммерческих банков. Задача этого этапа реорганизации состояла в создании условий для свободного перелива финансовых ресурсов в сферы и отрасли, дающие больший эффект.

Если говорить о банковском деле, то оно находится в процессе развития и совершенствования. Стремясь повысить экономическую эффективность и улучшить механизм распределения ресурсов, правительство предпринимает шаги в направлении создания в экономике атмосферы открытости, конкуренции и рыночной дисциплины. Банки, до этого жестко регулировавшиеся, получили большую самостоятельность. Для того чтобы выжить и добиться процветания, банкиры должны превратиться в предпринимателей, приспосабливающихся к рыночной экономике. Это становится невозможным без усиления контроля за качеством банковских активов, доходов, процедур учета и управленческого контроля.

Коммерческие банки, в соответствии с законодательством, подконтрольны Центральному Банку России и обязаны предоставлять в Центральный Банк подтверждение достоверности своей финансовой отчетности. Без аудиторского заключения годовой отчет банка не принимается Центральным Банком России.

Коммерческие банки как субъекты — плательщики налогов в соответствии с законодательством обязаны представлять бухгалтерские отчеты и расчеты сумм налога налоговым органам. Для целей налогообложения бухгалтерская отчетность банка также должна иметь аудиторское заключение.

Необходимость проведения аудита банка исходит также из того, что коммерческие банки должны открывать доступ заинтересованным пользователям к своей публичной финансовой отчетности.

Публичная финансовая отчетность банка — это отчетность, включающая в себя аудиторское заключение, баланс, отчет о прибылях и убытках и иную бухгалтерскую и финансовую отчетность, определенную действующим законодательством для предоставления пользователям финансовой отчетности и обязательной периодической публикации.

Исходя из этого, цель данной работы: дать характеристику системы внешнего аудита банка, показать его основные принципы и методики, а также возрастающее значение аудита в деятельности банков.

1. СУЩНОСТЬ БАНКОВСКОГО АУДИТА

1.1. Понятие о банковской деятельности

Банк — один из основных элементов инфраструктуры рыночной экономики. Без банка немыслима работа любого предприятия, поскольку деятельность каждой организации подразумевает контакт с банком, который начинается с открытия расчетного счета, расчетного и кассового обслуживания. Через банки осуществляются различные расчеты с партнерами, предоставляются кредитные ресурсы, совершаются определенные сделки и проводятся валютные операции.

Коммерческие банки выполняют следующие функции:

  • мобилизация временных свободных денежных средств и превращение их в капитал;
  • выпуск кредитных денег и кредитование государства, предприятий, населения. Денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды, и сокращается, когда эти ссуды возвращаются. Значение кредитования состоит в том, что оно обеспечивает финансирование народного хозяйства, расширение производства, а потребительские ссуды способствуют повышению уровня жизни населения и росту спроса на товары и услуги;
  • обеспечение расчетно-платежного механизма, то есть банки выполняют для своих клиентов операции по проведению расчетов и платежей;
  • эмиссионно-учредительская функция состоит в том, что банки выпускают и размещают ценные бумаги, а также предоставляют посредников для рынка ценных бумаг, кредита для подписки на ценные бумаги, а посредники продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу;
  • консультирование, предоставление экономической и финансовой информации.

Специфика банковской деятельности позволяет давать им консультации по слияниям, поглощениям, по инвестициям, по состоянию годовой отчетности.

Принципы деятельности банков состоят в следующем:

  • работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать средства на расчетных счетах своей клиентуры, сверх имеющихся у них ресурсов, ограничены. Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что банк должен обеспечивать не только количественное соответствие между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов. Прежде всего, это относится к срокам тех и других. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки (вклады краткосрочные или до востребования), а вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам (т.е. его ликвидность) оказывается под угрозой. Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при определении экономических нормативов деятельности банка и при регулировании его операций. В пределах имеющихся у банка ресурсов он свободен в проведении своих активных операций при соблюдении установленных экономических нормативов. Работа в пределах реально привлеченных ресурсов заинтересовывает банк в привлечении депозитов, вкладов, стимулирует поиск эффективных сфер их приложения и в результате этого происходит перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли;
  • полная экономическая самостоятельность и экономическая ответственность за результаты своей деятельности, которая заключается в свободе распоряжения собственными и привлеченными ресурсами, свободном выборе клиентов и вкладчиков, свободном распоряжении доходами после уплаты налогов. Экономическая ответственность означает, что по своим обязательствам банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом. Весь риск от своих операций банк берет на себя;
  • взаимоотношения банка и его клиентов строятся на рыночных принципах, то есть критерием отношений является прибыльность, риск, ликвидность.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сказать, что финансовые результаты деятельности банков, содержащиеся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, интересуют достаточно большое количество пользователей информации, к которым можно отнести: администрацию, руководство, персонал, партнеров, собственников, настоящих и потенциальных клиентов, государственные органы, внебюджетные фонды и пр.

1.2. Понятие о банковском аудите. Нормативная база. Цели и задачи банковского аудита

В 1993 году был сделан первый шаг в направлении создания законодательной базы и организации аудиторской деятельности. Указом Президента Российской Федерации «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” (от 22 декабря 1993 года за № 2263) утверждены Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации, которые определили правовые основы аудита как независимого вневедомственного финансового контроля. На основании этих правил, а также в соответствии с Федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, «О банках и банковской деятельности” и Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 года № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации” разработано «Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации” № 64 от 10 сентября 1997 года.

В соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности”, деятельность кредитной организации подлежит ежегодной аудиторской проверке аудиторской фирмой (самостоятельно работающим аудитором), имеющей лицензию Банка России на осуществление аудита кредитных организаций.

Банковский аудит является одним из видов аудиторской деятельности.

Основной целью банковского аудита является установление достоверности финансовой отчетности банка и соответствия совершенных им операций действующему законодательству Российской Федерации и выражение аудитором мнения о соответствии финансовой отчетности банка его действительному положению.

Второй целью аудиторской проверки является проверка адекватности системы внутреннего контроля банка.

Основные показатели (содержание, объем и формы) бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Для проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и выдачи лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области банковского аудита Центральным банком Российской Федерации создается Центральная аттестационно-лицензионная аудиторская комиссия (ЦАЛАК) Банка России.

Состав ЦАЛАК Банка России утверждается Председателем Центрального Банка Российской Федерации.

Функции, права ЦАЛАК Банка России, порядок проведения заседаний и принятия решений устанавливаются Положением о ЦАЛАК Банка России, утверждаемым Приказом Банка России.

К аттестации допускаются лица, имеющие экономическое или юридическое (высшее или среднее специальное) образование и стаж работы на постоянной основе не менее трех лет из последних пяти аудитором, руководителем или специалистом аудиторской фирмы, научным работником или преподавателем по экономическому профилю, а также бухгалтером, экономистом, ревизором, другим специалистом по банковскому делу в банковской системе.

Аттестация и повышение квалификации аудиторов для продления срока действия аттестата проводятся на базе учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов, определяемых ЦАЛАК Банка России и утверждаемых Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации по представлению Центрального банка Российской Федерации. ЦАЛАК Банка России рассматривает результаты аттестации и принимает решение о выдаче или отказе в выдаче аттестата претендентам. Аттестат выдается сроком до трех лет.

Аудит кредитных организаций могут осуществлять аудиторские фирмы и самостоятельно работающие аудиторы, имеющие лицензию Банка России.

Вопрос о выдаче лицензии на осуществление аудиторской деятельности аудитору или аудиторской фирме рассматривается Банком России при соблюдении определенных условий. Лицензия выдается ЦАЛАК Банка России на срок от одного года до пяти лет.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.

Аудиторские фирмы (аудиторы), помимо проведения проверок, могут оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета; составлению деклараций о доходах и бухгалтерской (финансовой) отчетности; анализу финансово-хозяйственной деятельности; оценке активов и пассивов кредитной организации; консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства Российской Федерации, а также проводить обучение и оказывать другие услуги кредитным организациям по профилю своей деятельности.

Аудиторские фирмы (аудиторы) не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Аудиторские фирмы (аудиторы) несут в установленном порядке ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении аудиторской деятельности.

Аудиторские фирмы (аудиторы), имеющие лицензии, представляют в территориальные учреждения Банка России по месту регистрации аудиторской фирмы (аудитора) и в Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности Банка России не позднее 15 августа текущего года отчеты о своей деятельности за период с 1 июля года, предшествующего текущему, до 1 июля текущего года.

Для развития аудита в России важнейшим направлением явилось проведение работ по становлению и созданию аудиторских фирм, определению их статуса, структуры, видов выполняемых услуг и др. По данным Департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России, по состоянию на 1 мая 1999г. действуют 3 313 лицензий на осуществление аудиторской деятельности в области общего аудита, страхового и инвестиционных институтов.

Аудиторские фирмы (АФ) могут иметь любые организационно-правовые формы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, за исключением формы открытого акционерного общества (ОАО). По данным ЦАЛАК, аудиторские фирмы имеют организационно-правовые формы закрытого акционерного общества (ЗАО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО).

К числу основных признаков классификации аудиторских фирм можно отнести следующие:

  • характер деятельности (выполняемые функции);
  • объем реализуемых услуг.

По характеру деятельности (выполняемым функциям) аудиторские фирмы подразделяются на универсальные и специализированные.

Универсальные аудиторские фирмы могут иметь несколько лицензий на право проведения того или иного вида обязательного аудита и занимаются самыми разнообразными видами работ. К их числу относятся: организация аудиторских проверок в области общего аудита, банковского аудита и др.: услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского учета: по анализу хозяйственно-финансовой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта: консультирование по вопросам финансового, управленческого и налогового учета; проведение обучения по бухгалтерскому учету и аудиту: компьютеризация учета; другие услуги по профилю своей деятельности.

Специализированные аудиторские фирмы выполняют более узкий круг работ и специализируются на определенных видах работ (например, аудиторские проверки, обучение и др.).

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой связанной с ней деятельностью.

Независимо от того, является ли фирма специализированной или универсальной, она обязательно должна выполнять основной вид услуг — проведение обязательного аудита. В противном случае она не может являться аудиторской фирмой.

По объему оказываемых услуг аудиторские фирмы подразделяются на большие, средние, малые. Универсальные фирмы чаше всего бывают большими и средними.

Основным критерием объема оказываемых услуг, на мой взгляд, следует считать объем выручки от реализации. При этом в качестве единицы измерения, как это принято у нас в стране, можно использовать минимальный размер оплаты труда.

В настоящее время в Российской Федерации в основном создаются небольшие и средние аудиторские фирмы. С развитием института аудита в нашей стране аудиторские фирмы будут объединяться в ассоциации, союзы, иные объединения.

Цель такого объединения — развитие аудиторской деятельности, обмен опытом, разделение сфер влияния. Созданы и успешно функционируют общественные профессиональные объединения аудиторов и бухгалтеров. Это, прежде всего, Ассоциация бухгалтеров и аудиторов России и СНГ, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Московская и Санкт-Петербургская аудиторские палаты, более 20 региональных аудиторских палат и др.

Аудиторские фирмы, работающие на рынке аудиторских услуг в России, можно сгруппировать следующим образом: фирмы большой пятерки и иные зарубежные аудиторские и консалтинговые фирмы; крупные российские региональные фирмы; средние и малые российские фирмы.

Фирмы большой пятерки (ранее большой шестерки) и иные аудиторские и консалтинговые фирмы имеют офисы во многих странах мира, в том числе во многих городах России (Москве, Санкт-Петербурге, Самаре и др.). Эти фирмы проводят аудит почти всех крупнейших компаний России, коммерческих, инвестиционных и др. Более 70 % услуг по аудиту выполняют именно эти фирмы. Они являются по существу монополистами, поскольку западные инвесторы признают заключения по аудиту именно этих фирм. Их услуги обходятся российским предприятиям и организациям значительно дороже, чем аналогичные услуги российских аудиторских фирм.

К числу фирм большой пятерки относятся: Andersen Worldwide, Ernst & Young, K.PMG, Price Waterhouse Coopers, Deloitte Tohmatsu International.

Крупные российские аудиторские фирмы выполняют разнообразные аудиторские услуги. К числу наиболее крупных и эффективно работающих фирм относятся: «Росэкспертиза”, ФБК, «Гориславцев и К°”, МКПЦН, «Руфаудит”, «Новгородаудит” (Новгород), «Внешаудит” и др. В основном это универсальные фирмы, которые ни в чем не уступают зарубежным фирмам.

Многие из крупных фирм имеют филиалы в других городах России. Они выполняют многие услуги из тех, которые выполняют фирмы большой пятерки, успешно конкурируя с ними.

Многие предприятия и фирмы иногда вынуждены пользоваться услугами как отечественных, так и зарубежных фирм. Российские фирмы более квалифицированно выполняют работу по аудиту, а западные способствуют распространению международных стандартов аудита и передовых методов работы.

В 1996 году Минфином России, наряду с фирмами «большой шестерки”, были рекомендованы девять российских аудиторских фирм для проведения аудита проектов, финансируемых Всемирным банком. В 1997 году в соответствии с договоренностью, достигнутой между МБРР и Правительством РФ в ходе третьего обзора проектов, финансируемых Всемирным банком в России, Департаментом организации аудиторской деятельности проведена экспертиза качества аудиторских проверок и состояния материально-технической базы в десяти аудиторских фирмах, в результате которой они рекомендованы МФ РФ Всемирному банку. После проверки предложенных фирм миссией Всемирного банка фирмы «Юникон” и «ФБК” отобраны для участия в проектах типа А (прибыльные проекты) и семь фирм — для участия в проектах типа Б (прочие проекты): «Петро-Балт-Аудит” (Санкт-Петербург), «МКД” (Санкт-Петербург), «Интеркон” (Москва), «Союзаудит” (Москва), «Гориславцев и К°” (Москва), «ГО МКПЦН” (Москва), «Новгородаудит” (Новгород).

Работа в данном направлении не прекращается. В связи с подготовкой к вступлению России во Всемирную торговую организацию (ВТО) Министерством финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами и функциями был подготовлен и представлен пакет документов по подготовке переговорной позиции России к вступлению в ВТО в части аудиторских услуг. Активное участие в этом приняли ведущие аудиторские фирмы, научные и практические работники сферы аудита и финансового контроля.

Преобладают среди российских фирм средние и малые. Более 90 % аудиторских фирм имеют штат менее 20–25 человек и один офис. Они проводят обязательный аудит и оказывают сопутствующие услуги в основном для небольших предприятий и организаций.

Количество частнопрактикующих аудиторов в России довольно велико, но, как показывают общие тенденции, будет сокращаться, а многие из них уже переходят на работу в аудиторские фирмы.

Профессиональные сотрудники аудиторской организации по выполняемым функциям могут быть разделены на следующие группы: руководители аудиторской проверки, старшие аудиторы (руководители звеньев или бригад), рядовые участники аудиторских проверок, прочие специалисты. К числу прочих относятся бухгалтеры-эксперты, программисты, экономисты и др.

Крупные и средние аудиторские фирмы могут иметь сложную структуру управления, включающую отделы (бюро).

В крупной аудиторской фирме имеются заместители руководителя, которым подчиняются соответствующие отделы. К основным относятся отделы по видам аудита и сопутствующим услугам. Кроме того, для ведения бухгалтерского учета в фирме имеется бухгалтерия, для осуществления хозяйственной деятельности — административно-хозяйственный отдел. Редакционно-издательский отдел занимается издательской деятельностью. Если у фирмы имеются филиалы, то организуется специальный отдел для связи с ними.

Небольшие аудиторские фирмы могут иметь упрощенную двухуровневую систему управления — руководитель аудиторской фирмы, как правило, являющийся и руководителем проверки, и подчиненные ему рядовые аудиторы.

Аудиторская проверка кредитной организации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами Банка России.

Кредитная организация самостоятельно выбирает аудиторскую фирму (аудитора) для проведения у нее аудиторской проверки с целью подтверждения достоверности годового отчета.

Перед заключением договора на проведение аудиторской проверки аудиторская фирма (аудитор) должна предъявить кредитной организации лицензию, выданную Центральным Банком Российской Федерации.

В недельный срок после начала аудиторской проверки по итогам деятельности за истекший год кредитная организация сообщает территориальному учреждению Банка России по месту нахождения своего корреспондентского счета информацию, содержащую данные об аудиторской фирме (аудиторе), привлекаемой для проведения проверки.

При проведении аудиторской проверки аудиторские фирмы (аудиторы) имеют право:

  • самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Центрального банка Российской Федерации, а также конкретных условий договора с кредитными организациями;
  • проверять у кредитной организации в полном объеме управленческую документацию и документацию о финансовой деятельности, наличие денежных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
  • получать по письменному запросу необходимую для осуществления аудиторской проверки информацию от третьих лиц, в том числе при содействии государственных органов, поручивших провести проверку;
  • привлекать на договорной основе к участию в аудиторской проверке аудиторов, аудиторские фирмы;
  • отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредставления проверяемой кредитной организацией необходимой документации. О всех случаях отказа от проведения проверки с указанием причин аудиторская фирма (аудитор) сообщает в 2-х недельный срок в территориальное учреждение Банка России.

При аудиторской проверке кредитной организации, имеющей филиалы, аудиторской проверке подлежат филиалы, валюта баланса каждого из которых составляет не менее 5 % от валюты баланса кредитной организации. Одновременно должно выполняться требование об аудиторской проверке филиалов кредитной организации, совокупная валюта баланса которых составляет не менее 60 % общей валюты баланса филиалов.

По заявлению экономического субъекта или собственной инициативе Банк России может назначить проверку качества аудиторского заключения. Установление неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам государства или экономического субъекта, является основанием для применения к аудиторской фирме (аудитору) мер ответственности, установленных Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации”.

В соответствии с п.24 Временных правил, Банком России лицензии могут быть аннулированы в следующих случаях:

  • в случае неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских проверок или оказания аудиторских услуг;
  • в случае обнаружения после выдачи лицензии факта предоставления аудитором недостоверных сведений;
  • в случае осуществления аудиторской фирмой (аудитором) аудиторской деятельности, не предусмотренной выданной ей лицензией;
  • в случае предоставления аудиторской фирмой (аудитором) полученных ею сведений третьим лицам без разрешения участников или руководителя кредитной организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
  • в случае умышленного сокрытия аудиторской фирмой (аудитором) обстоятельств, исключающих возможность проведения аудиторской проверки кредитной организации;
  • в случае вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений.

Решение об аннулировании лицензии принимает ЦАЛАК Банка России.

Аудиторская фирма (аудитор) вправе обжаловать решение об аннулировании лицензии в установленном порядке в суд или арбитражный суд.

В настоящее время проходить ежегодную аудиторскую проверку обязана большая часть экономических субъектов, в том числе коммерческие банки.

Банки должны получать аудиторское заключение установленной формы и ежегодно публиковать отчетность, заверенную аудиторской фирмой.

На основании действующих нормативных актов разработан и применяется Стандарт № 1 аудиторской деятельности в области банковского аудита «Порядок составления аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности кредитной организации, подготовленной по итогам деятельности за год”:

Федеральный закон от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности”;

Положение об аудиторской деятельности в банковской системе Российской Федерации от 10 сентября 1997 года № 64, утвержденное Приказом Банка России от 10 сентября 1997 года № 02–391 (с изменениями и дополнениями);

Положение банка России от 23 декабря 1997 года № 10-II «О порядке составления и представления в Банк России аудиторского заключения по результатам проверки деятельности кредитной организации за год”;

Правила (стандарты), аудиторской деятельности, одобренные Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации;

Положение Банка России от 28 августа 1997 года № 509 «Об организации внутреннего контроля в банках”.

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Она включает в себя: аудит и сопутствующие аудиту услуги.

Аудит подразделяется на:

  • внутренний;
  • внешний;
  • обязательный;
  • инициативный.

Исходя из приведенной классификации, целесообразно рассматривать цели и задачи аудиторской деятельности. Преимущество в этом отношении имеет именно внешний аудит, цель и основные задачи которого приведены во Временных правилах аудиторской деятельности в Российской Федерации и российских правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют особенности ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора, использование методов статистики и экономического анализа, применение новых информационных технологий, умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки, доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам, ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок, содействие росту авторитета аудиторской профессии.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта.

Внешний аудит в Российской Федерации с точки зрения направлений аудиторской деятельности подразделяется на:

  • общий аудит;
  • страховой аудит;
  • аудит банков;
  • аудит бирж;
  • аудит внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей.

Основная цель внутреннего аудита — защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.

Банки осуществляют создание системы внутреннего контроля и формируют службы внутреннего контроля в соответствии с «Положением об организации внутреннего контроля в банках” № 509 от 28 августа 1997 года.

Внутренний аудит организационно представлен как структурное подразделение банка и подчиняется руководителю банка. Для организации и проведения внутреннего аудита рекомендуется разрабатывать методические указания или инструкции, которые должны определять процесс проведения контроля на данном участке работы. Внутренний аудит проводится в соответствии с утвержденными годовыми планами. Руководитель аудита несет полную ответственность за всю организацию и проведение проверки.

Особое внимание в кредитных организациях должно быть направлено на ограничение рисков, принимаемых кредитными организациями, и на обеспечение порядка проведения операций и сделок. Под рисками банковской деятельности понимается возможность потери ликвидности и (или) финансовых потерь (убытков), связанная с внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность банка.

Перечень и определения рисков приводятся в соответствии с рекомендациями Базельского комитета по банковскому надзору «Основополагающие принципы эффективности банковского надзора”: риски, вызываемые последствиями неправомерных или некомпетентных решений отдельных работников. Эти риски возникают в условиях превышения исполнительными лицами банка установленных полномочий по принятию решений, несоблюдения сотрудниками банка установленных процедур проведения операций, а также нарушения правил и этических норм.

Данные риски включают:

  • хищение ценностей;
  • проведение сделок и операций, наносящих банку ущерб, сокрытие результатов таких операций;
  • вовлечение банка в коммерческие взаимоотношения с теневой или криминальной экономикой;
  • риски ликвидности и снижения капитала, формируемые решениями управленческого аппарата;
  • кредитный риск: кредитная деятельность требует определенных суждений относительно кредитоспособности заемщика. Основной риск— это кредитный риск, состоящий в неспособности или нежелании партнера действовать в соответствии с условиями договора. Этот риск имеет отношение не только к кредитованию, но и к другим операциям, которые находят свое отражение в балансе банка или на внебалансовом учете (вложения в ценные бумаги, гарантии, акцепты и др.);
  • cтрановой риск или риск неперевода средств: этот риск связан с экономическими, социальными или политическими условиями страны заемщика;
  • рыночный риск: банки несут риск потерь по балансовым и внебалансовым статьям в связи с движением рыночных цен. Специфическим элементом рыночного риска является валютный риск: банки выступают агентами рынка, устанавливая курс для своих клиентов или поддерживая открытые валютные позиции. Рыночные риски резко возрастают в период потрясений на соответствующих рынках;
  • процентный риск: этот риск связан с влиянием на финансовое состояние банка неблагоприятного изменения процентных ставок. Это риск находит свое отражение как в получаемых банком доходах, так и в стоимости его активов, обязательств и внебалансовых статей, проявляется как по чисто банковским операциям, так и по операциям на финансовых рынках;
  • риск потери ликвидности: этот риск связан с возможным невыполнением банком своих обязательств или необеспечением требуемого роста активов;
  • операционный риск: важнейшие виды операционных рисков связаны с нарушениями процесса внутреннего контроля и управления банком, а также в случае существенного сбоя операционной системы;
  • правовой риск: возникновение такого рода рисков связано с неадекватными или некорректными юридическими советами либо неверно составленной документацией, кроме того, сюда можно отнести несовершенство законодательной базы;
  • риск потери репутации банка: эти риски возникают из операционных сбоев, неспособности действовать в соответствии с определенными законами и инструкциями, а также при подозрении в связях с криминальными структурами или в легализации доходов, полученных преступным путем.

Угроза потери репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и рынка в целом.

В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.

Обязательный аудит проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами.

Инициативный (добровольный) аудит осуществляется по решению экономического субъекта, на основе договора с аудиторской фирмой (аудитором). Характер и масштабы такой проверки определяет клиент.

1.3. Этика аудитора

Этика — это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной группы. Функции аудитора можно сравнить с функциями врача, только объектом благотворного воздействия аудитора является не человек, а предприятие (кредитная организация).

Кратко этические нормы аудиторской деятельности сводятся к независимости, компетентности, добросовестности, объективности.

Профессиональные организации разрабатывают подробные кодексы профессиональной этики аудиторов, стараясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.

В этическом кодексе аудиторов обобщены этические нормы профессионального поведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество, готовое защищать их от всех возможных нарушений и посягательств. Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм — непременная обязанность и высший долг каждого аудитора, руководителя и сотрудника аудиторской фирмы.

Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и доверие к профессии аудитора. Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб. Сообщество аудиторов осуждает неэтичное поведение отдельных аудиторов и требует их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на проведение аудиторской деятельности.

Каждый нарушитель этики профессионального поведения имеет право на объективное публичное расследование допущенных отступлений от норм, предусмотренных этическим кодексом. По желанию нарушителя расследование может проводиться конфиденциально.

Этический кодекс содержит следующие требования

Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов

Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и решениях, жить и работать по совести; соблюдать правила нормы общей морали, правдивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримиримость к несправедливости.

Соблюдение общественных интересов

Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищаемые интересы клиента возникли в нарушении закона либо справедливости, он обязан отказаться от защиты.

Объективность аудитора

Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуемой информации.

Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято.

Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений.

Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и выводов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.

Внимательность аудитора

При выполнении профессиональных услуг следует проявить максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвержденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и контролировать работу, проверять подчиненных специалистов.

Независимость аудитора

Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их независимости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях. В заключении или в другом документе, составленном в результате оказанных услуг, аудитор обязан сознательно заявить о своей независимости в отношении клиента.

Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудитора либо позволяют сомневаться в его фактической независимости:

  • предстоящие (возможные) или ведущиеся судебные (арбитражные) дела с организацией клиента;
  • финансовое участие аудитора в делах организации клиента в любой форме;
  • финансовая и имущественная зависимость аудитора от клиента (например, совместное участие в инвестициях);
  • косвенное финансовое участие (финансовая зависимость) в организации клиента через родственников, служащих фирмы, через основные и дочерние организации и т.д.;
  • родственные и дружеские отношения с директорами и высшим управляющим персоналом клиента;
  • чрезмерная гостеприимность клиента, а также получение от него товаров и услуг по ценам, существенно сниженным относительно реальных рыночных цен;
  • участие аудитора (руководителей аудиторских фирм) в любых органах управления организации клиента, его основных и дочерних организаций;
  • неосторожные рекомендации и советы аудиторов (руководителей аудиторских фирм) о финансовых вложениях в организации, в которых они сами имеют какие-либо финансовые интересы;
  • прежняя работа аудитора в организации клиента либо в управляющей организации на любых должностях;
  • предложения от клиента о назначении аудитора на руководящую и иную должность в организации клиента.

По вышеуказанным обстоятельствам независимость считается нарушенной, если они возникли, продолжали существовать или были прекращены в периоде, за который должны быть выполнены профессиональные аудиторские услуги.

Основные обстоятельства, которые могут нанести ущерб независимости аудиторской фирмы либо позволяют сомневаться в ее фактической независимости:

  • если аудиторская организация участвует в финансово-промышленной группе, в группе кредитных организаций или холдинге и оказывает профессиональные аудиторские услуги организациям, входящим в эту финансово-промышленную либо банковскую группу (холдинг);
  • если аудиторская организация возникла на базе структурного подразделения бывшего или действующего министерства (комитета) или при прямом или косвенном участии бывшего или действующего министерства (комитета) и оказывает услуги организациям, ранее или в настоящее время подчиненным данному министерству (комитету);
  • если аудиторская организация возникла при прямом или косвенном участии банков, страховых компаний или инвестиционных институтов и оказывает услуги организациям, акции которых находятся в собственности, приобретены или приобретались названными выше структурами в период, за который аудиторская фирма должна оказать услуги.

В тех случаях, когда аудитор выполняет по поручению клиента другие услуги (консультирование, составление отчетности, ведение бухгалтерского учета и т. п.), необходимо следить, чтобы они не нарушали независимости аудитора. Независимость аудитора обеспечивается в том случае, когда:

  • консультации аудитора не перерастают в услуги по управлению организацией;
  • нет причин и ситуаций, влияющих на объективность суждений аудитора;
  • персонал, участвовавший в ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности, не привлекается к аудиторской проверке организации клиента;
  • ответственность за содержание бухгалтерского учета и отчетности принимает на себя организация клиента.

Профессиональная компетентность аудитора

Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту.

Принимая обязательство оказать определенные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно и профессионально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с использованием всех, в том числе новейших, нормативных актов.

Аудитор обязан воздерживаться от оказания профессиональных услуг, выходящих за пределы его компетенции, а также не соответствующих его квалификационному аттестату.

Аудиторская фирма может привлечь компетентных специалистов для помощи аудитору в решении поставленных конкретных задач.

Профессиональная компетентность аудитора основывается на общем и специальном высшем образовании, сдаче аттестационных экзаменов, подтверждаемых соответствующими дипломами и аттестатами, а также на опыте непрерывной практической работы по оказанию профессиональных аудиторских услуг совместно с другими специалистами данного профиля и профессионального уровня.

Аудитор обязан постоянно обновлять свои профессиональные знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности и гражданского права, организации и методов аудита, законодательства, российских и международных норм и стандартов бухгалтерского учета и аудиторской деятельности.

Аудиторская фирма обязана проводить ежегодное обучение аудиторов в объеме не менее 40 учебных часов с обязательным ежегодным контролем знания новых норм и положений, возникших в профессиональной аудиторской деятельности.

Для обеспечения качества выполнения профессиональных услуг аудитор обязан строго следовать российским и международным аудиторским стандартам.

Конфиденциальная информация клиентов

Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную информацию о делах клиентов, полученную при оказании профессиональных услуг без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с ними.

Аудитор не должен использовать конфиденциальную информацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.

Публикация, иное разглашение конфиденциальной информации клиентов не являются нарушением профессиональной этики в случаях:

  • когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть:
  • когда это предусмотрено законодательными актами или решениями судебных органов;
  • для защиты профессиональных интересов аудиторов в ходе официального расследования или частного разбирательства проводимого руководителями или уполномоченными представителями клиентов;
  • когда клиент вовлек аудитора в действия, противоречащие профессиональным нормам.

Аудитор отвечает за сохранение конфиденциальной информации помощниками и всем персоналом фирмы.

Налоговые отношения

Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодательство о налогообложении во всех аспектах: они не должны сознательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интересах либо в интересах других лиц.

При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен способствовать фальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.

О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фактах нарушения налогового законодательства, ошибках в расчетах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме сообщить администрации клиента и ревизионной комиссии акционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.

Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он не должен обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключают любые проблемы с налоговыми органами, а также должен предупредить клиента, что ответственность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.

Плата за профессиональные услуги

Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нормам профессиональной этики, если она выплачивается в зависимости от объема и качества предоставляемых услуг. Она может зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственности аудитора.

Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не должен зависеть от достижения какого-либо определенного результата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме указанных выше.

Аудитор не имеет права получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.

Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.

Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги. Заранее объявлять о расценках за оказываемые услуги аудитор не обязан.

Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызывает ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные профессиональные услуги.

Отношения между аудиторами

Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их деятельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам.

Аудитор должен воздерживаться от нелояльных действий в отношении коллеги при замене клиентом аудитора, содействовать вновь назначенному аудитору в получении информации о клиенте и о причинах замены аудитора. Информирование вновь назначенного аудитора проводится в письменной форме с соблюдением норм.

Вновь приглашенный аудитор, если такое приглашение сделано не по результатам конкурса, проведенного клиентом, прежде чем согласиться на предложение, обязан направить письменный запрос прежнему аудитору и убедиться, что не существует профессиональных причин для отказа от него.

Вновь приглашенный аудитор, не получивший ответа от прежнего аудитора на свой запрос в течение приемлемого времени и, несмотря на предпринятые усилия, не имеющий иной информации об обстоятельствах, препятствующих его сотрудничеству с данным клиентом, имеет право дать положительный ответ на полученное предложение.

Аудитор имеет право в интересах своего клиента и с его согласия приглашать для оказания профессиональных yслуг других аудиторов и иных специалистов. Отношения с другими аудиторами (специалистами), привлекаемыми дополнительно, должны быть деловыми и корректными.

Аудиторы (специалисты), дополнительно привлекаемые к оказанию услуг, обязаны воздерживаться от обсуждения с представителями клиента деловых и профессиональных качеств основных аудиторов, проявлять максимальную лояльность к пригласившим их коллегам.

Отношения сотрудников с аудиторской фирмой

Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудниками аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и дальнейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжелательные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.

Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выполнение профессиональных обязанностей, на преданности и непредубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.

Аудиторская фирма обязана разрабатывать методы профессиональной деятельности, обобщать нормативные акты, снабжать ими своих сотрудников, постоянно заботиться о повышении их профессиональных знаний и качеств.

Аудиторы, работающие в аудиторской фирме, обязаны добросовестно выполнять свою работу, постоянно совершенствоваться профессионально, осторожно и взвешенно подходить к содержанию документов, направляемых клиентам, во взаимоотношениях с ними руководствоваться профессиональными нормами и интересами фирмы.

Аттестованный аудитор, часто меняющий аудиторские фирмы либо внезапно покидающий ее и тем самым наносящий фирме определенный ущерб, нарушает профессиональную этику.

Специалисты, перешедшие в другую аудиторскую фирму, обязаны воздерживаться от осуждения или восхваления своих прежних руководителей и коллег, от обсуждения с кем бы то ни было организации и методов работы в прежней фирме; не должны разглашать известную им конфиденциальную информацию и документы аудиторской фирмы, с которой они прекратили трудовые отношения.

Руководители (сотрудники) аудиторской фирмы воздерживаются от обсуждения с третьими лицами профессиональных и личных качеств своих бывших сотрудников и коллег, за исключением случаев, когда эти бывшие сотрудники нанесли своими действиями существенный ущерб профессии и законным интересам фирмы.

По запросу руководителя аудиторской фирмы, в которую устраивается на работу аудитор, руководитель аудиторской фирмы, сотрудником которой ранее являлся данный аудитор, может дать письменную рекомендацию с указанием профессиональных и личных качеств аудитора.

Аудитор, по тем или иным причинам покидающий аудиторскую фирму, обязан добросовестно и в полном объеме передать фирме всю имеющуюся у него документацию и иную профессиональную информацию.

Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *