АО или ОАО?

Реорганизация компании – один из самых удобных и выгодных методов, который помогает решить самые разные проблемы. Если говорить о реорганизации в форме преобразования, то данный процесс заключается в том, что одна компания прекращает свое существование, а на ее основе формируется другая компания, имеющая иную организационно-правовую форму.

Процедура преобразования

Реорганизация ООО в форме преобразования целесообразна в случаях, когда есть необходимость поменять организационно-правовую форму на ту, которая в большей мере соответствует стратегии будущей деятельности компании, будет способствовать оптимизированию бизнес-процессов, решению различных организационных и финансовых вопросов.

Перевод ООО в ОАО будет целесообразным в тех случаях, когда компания планирует заняться привлечением дополнительных инвестиций. Также имеет место и принудительная реорганизация компаний. Например, если количество участников ООО будет составлять более 50 человек, оно должно будет ликвидироваться или преобразоваться в ОАО.

Согласно законодательству РФ, юридические лица могут реорганизовываться в производственные кооперативы и такие хозяйственные общества, как ОДО, ЗАО и ОАО. Однако ООО не может быть реорганизовано в хозяйственные товарищества.

Стандартный срок проведения преобразования ООО составляет примерно 2-3 месяца.

Пошаговая инструкция по проведению преобразования

Преобразование ООО в АО включает в себя 9 основных шагов.

Шаг 1. Принятие решения о преобразовании

Решение о реорганизации принимается на Общем собрании участников единогласно. Также в ходе собрания решается порядок и условия проводимой процедуры, избираются органы управления, утверждаются Устав и передаточный акт.

Шаг 2. Уведомление ИФНС

В налоговую инспекцию по месту регистрации юридического лица отсылается сообщение о начале процедуры преобразования. Его следует направить на протяжении 3 рабочих дней с момента принятия решения о преобразовании.

Согласно уведомлению налоговая инспекция вносит в ЕГРЮЛ запись, свидетельствующую о том, что общество находится в состоянии реорганизации. Данная запись заносится в течение 3 рабочих дней. После этого юридическому лицу предоставляется свидетельство о внесении записи в реестр, а также выписку из ЕГРЮЛ. Данные документы доказывают факт внесения записи.

Шаг 3. Оповещение кредиторов

В ходе преобразования ООО ликвидируется, но при этом все его права и обязательства переходят создаваемой компании. Поэтому о будущей реорганизации необходимо обязательно уведомить всех кредиторов. Согласно законодательству, уведомить кредиторов необходимо не позднее, чем через месяц после принятия общим собранием решения о преобразовании.

Кредиторы общества имеют полное право в течение месяца со дня получения оповещения или в течение месяца с момента опубликования сообщения в СМИ требовать от общества досрочного погашения всех обязательств, возникших до того, как было опубликовано сообщение в «Вестнике». В случаях, когда юридическое лицо не может досрочно исполнить свои обязательства, кредитор может потребовать их прекращение и возмещения нанесенных ему убытков.

Общество обязано исполнить только требования тех кредиторов, которые прислали ему их в письменной форме в течение месяца со дня последнего опубликования уведомления о преобразовании.

Шаг 4. Публикация уведомления в СМИ

Одним из этапов преобразования ООО в АО является публикация сообщения о данной процедуре в «Вестнике государственной регистрации». О том, как правильно составлять подобные уведомления, можно узнать на официальном сайте журнала.

Сообщение должно опубликовываться два раза с периодичностью в один месяц. Законодательством не установлены конкретные сроки первой публикации, однако чем скорее она будет осуществлена, тем быстрее будет выполнен сам процесс. Но подать уведомление в журнал можно только после того, как обществу будет выдано свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ.

Шаг 5. Проведение инвентаризации имущества

Преобразование ООО в ЗАО или ОАО не может быть осуществлено без такого этапа, как инвентаризация имущества. Она подтверждает достоверность данных, которые отображаются в бухгалтерском учете. Результаты инвентаризации отображаются в Акте инвентаризации.

Шаг 6. Проведение общего собрания участников общества

Этот этап включает в себя:

  • принятие учредительных документов;
  • избрание руководящих органов;
  • подписание передаточного акта;
  • изменение и утверждение Устава АО;
  • составление заключительной и вступительной бухгалтерской отчетности.

Шаг 7. Предоставление данных в Пенсионный фонд по месту регистрации

Предоставить информацию в Пенсионный фонд общество обязано в течение одного месяца со дня подписания передаточного акта.

Шаг 8. Государственная регистрация ОА

Заключительным этапом преобразования ООО в АО является государственная регистрация, для осуществления которой нужно предоставить в налоговую инспекцию, где было зарегистрировано ООО, утвержденный пакет документов.

Шаг 9. Эмиссия ценных бумаг

Эмиссия акций – еще одна обязательная процедура процесса реорганизации общества в ОАО. Она производится в несколько стадий:

  • принятие решения о размещении акций;
  • утверждение решения о выпуске акций;
  • государственная регистрация выпуска акций;
  • размещение акций;
  • государственная регистрация отчета о результатах выпуска акций.

Список необходимых документов

Для осуществления процедуры преобразования в 2014 году в налоговую инспекцию необходимо подать такие документы:

  • заявление;
  • решение о преобразовании общества;
  • Квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • Утвержденный Устав и передаточный акт;
  • Документ, подтверждающий факт публикации оповещения о преобразовании в журнале «Вестник»;
  • Документ, подтверждающий факт передачи данных о реорганизации в Пенсионный фонд.

Занятие предпринимательской деятельностью может осуществляться в различных формах. Ранее наиболее распространенными формами занятия бизнесом в виде юридического лица были закрытое акционерное общество (ЗАО), открытое акционерное общество (ОАО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО). Вместе с тем правоприменительная практика показала отсутствие существенных различий между ЗАО и ОАО. Эти формы ведения бизнеса попросту дублировали друг друга и потому не имели под собой правовой основы для дальнейшего существования. По этой причине поправками в Гражданский кодекс Российской Федерации (Федеральный закон № 99-ФЗ от 05.05.2014 г.) с 1 сентября 2014 года ЗАО и ОАО были упразднены и к регистрации государственным регулятором больше не принимаются. Вместо них введены новые формы бизнеса в виде акционерных обществ. Законодательно все акционерные общества поделены на публичные акционерные общества (далее — ПАО) и непубличные акционерные общества. К непубличным обществам относятся акционерные общества, не являющиеся ПАО (далее – АО), и ООО. Теперь ЗАО именуется непубличным АО или просто АО, если оно не реорганизовано в ООО. Хотя законодательное решение о перепрофилировании ЗАО в ООО было принято еще в 2014 году, в 2018 году актуальность такой реорганизации осталась. Она заключается в необходимости приведения формы ЗАО в соответствие с давно действующими законодательными изменениями.

Суть законодательных новшеств, принятых в отношении ЗАО

По мнению субъекта законодательной инициативы определенное (по некоторым данным немалое) число существовавших ЗАО были таковыми организациями только на бумаге. Они обычно состояли из одного или максимум двух человек, которые практически не вели учет своих акционеров. Зачем это делать, если я в единственном лице или нас всего два человека. При этом нарушались следующие законодательные требования, касающиеся вопросов:

  • оформления и последующего наличия списка акционеров;
  • открытого доступа для ознакомления с действующим порядком ведения реестра акционеров путем публикации информации об этом в общедоступных печатных источниках;
  • обязательного наличия внутренних прав и обязанностей для руководящих лиц ЗАО.

Кроме того, небольшие по составу акционеров ЗАО с числом менее 50 человек имели право самостоятельного ведения списка владельцев акций. На практике это требование либо практически не выполнялось в таких маленьких акционерных обществах, либо осуществлялось с различными отступлениями от установленных требований. При этом форма ЗАО предусматривала определенную закрытость функционирования от широкой публики, которая значительно сужала возможности влияния государства на процесс выпуска и реализации большого числа акций.

Сложившиеся обстоятельства создавали реальные предпосылки для бесконтрольной реализации большого числа акций владельцами небольших ЗАО, что могло негативно отразиться вначале на зарождающийся фондовый рынок страны, а затем и всю экономику государства в целом. Государству необходимо было срочно принимать меры по усилению государственного регулирования в вопросах публичности работы ЗАО при выпуске большого числа акций.

По этим причинам в 2014 году Федеральными законами № 142-ФЗ 02 июля 2013 г. и № 99-ФЗ от 05 мая 2014 г. установлены следующие изменения, касающиеся всех ЗАО:

  • ЗАО как форма бизнеса отменена с 01.09.2014 г. и переведена в разряд непубличных акционерных обществ;
  • непубличное АО с 01.10.2014 г. с любым числом акционеров (даже в количестве одного человека) не может само составлять и вести реестр акционеров. Данная функция должна быть передана уполномоченному на то государством лицу, имеющему специальную лицензию и именуемым регистратором или держателем реестра акционеров.

Теперь ЗАО, желающие от своего имени в ходе своей основной деятельности выпускать на рынок ценные бумаги или иные платежные средства (в юридических терминах это означает «быть эмитентом ценных бумаг»), должно сменить свой статус на АО или ООО. Каждое из этих обществ имеет свои особенности.

Особенности АО

Юридическое лицо в форме АО в отличие от ПАО представляет собой некоторый прообраз бизнеса семейного типа небольших размеров. Владельцами акций такой организации могут выступать исключительно её создатели без права отчуждения этих ценных бумаг в пользу третьих лиц, если иное не предусмотрено уставом. Если акционер покидает АО, то свою часть акций он вправе продать только своим коллегам по бизнесу, то есть оставшимся владельцам ценных бумаг своей компании. АО работает исключительно в закрытом режиме без открытой публикации данных о своей деятельности. Число участников АО не должно превышать 50 человек. При наличии большого числа лиц, желающих стать участниками АО, превышающего число 50, компания подлежит в обязательном порядке реорганизации в течение 1 года в ПАО со всеми вытекающими последствиями. В противном случае необходимо сократить число акционеров до 50 человек или компании грозит принудительная ликвидация в судебном порядке.

Другой отличительной особенностью АО выступает разделение прибыли, получаемой от проводимого бизнеса, между их акционерами в строгом соответствии с числом акций, принадлежащих им на законных основаниях.

Кроме того, эффективность деятельности АО напрямую зависит от числа акционеров. Бесконтрольное уменьшение количества владельцев акций ставит под серьезную угрозу прибыльное функционирование бизнеса в целом. В этом случае снижение числа обладателей акций до 2-3 лиц сопровождается трудностями в управлении крупномасштабным бизнесом (полезных идей мало, так как их некому генерировать) с возможностью его последующего краха в целом. Наиболее оптимальным выходом из сложившейся трудной ситуации является перепрофилирование компании в ООО.

С какой целью нужно в 2018 году перерегистрировать ЗАО в ООО?

ЗАО, при наличии желания остаться в 2018 году акционерным обществом, должно реализовать следующие мероприятия, определенные на законодательном уровне.

  1. Сменить форму бизнеса на АО или ПАО согласно изменениям в гражданском законодательстве путем выполнения установленным порядком процедуры государственной перерегистрации.
  2. Передать учет своих акционеров государственному регулятору, уполномоченному выполнять функции регистратора. Невыполнение требования о передаче реестра акционеров регулятору влечет за собой наложение административного штрафа в сумме от 700 тыс. рублей до 1 млн. рублей либо дисквалификацией руководителя компании (статья 15.22 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

Кроме того, положение ЗАО может усугубиться необходимостью наличия достаточно серьёзных денежных средств для выплат регистратору, выступающему по своему статусу в качестве профессионального участника фондового рынка. Данные обстоятельства часто являются своеобразным катализатором для принятия решения о перерегистрации ЗАО в более простую форму бизнеса в виде ООО. При принятии такого решения следует учитывать отличительные особенности создания и функционирования бизнеса в форме ООО на современном коммерческом рынке.

Отличительные признаки ООО

Отличительной особенностью ООО выступает создание бизнеса в данной форме при полном отсутствии акций. Общество организуется на базе уставного фонда, включающего денежные и другие материальные средства, а также интеллектуальные права. Данные вложения именуются уставным капиталом ООО. Такой фонд является материальной основой деятельности компании и состоит из долей, принадлежащих участникам бизнеса на праве собственности. Размеры уставного капитала четко прописываются в учредительных документах на этапе создания общества. Компания в виде ООО несет имущественную и денежную ответственность исключительно в пределах объема уставного капитала. При этом каждый участник бизнеса ответственен только в пределах сделанного им вклада в уставную капитализацию компании в форме ООО.

Все материальные средства ООО и его нематериальные права принадлежат исключительно участникам компании данного вида. Каждый их них наделен правом продажи в любое время, принадлежащей ему доли в обществе, либо потребовать выкупить её оставшимися партнерами или самой компанией.

ООО может быть создано с нуля или путем реорганизации ЗАО в ООО.

Причины реорганизации ЗАО в ООО

В общем случае реорганизация любого предприятия представляет собой его перепрофилирование с последующим сохранением существующих прав и обязанностей по ранее заключенным сделкам. Процесс реорганизации предусматривает продолжение бизнеса без увольнения наемных рабочих (хотя иногда бывает и сокращение числа работающих сотрудников). Обстоятельствами, вынуждающими провести реорганизацию ЗАО в ООО, часто выступают отношения, регулируемые в области ценных бумаг. Вот некоторые из них.

  1. Выплаты государственному регулятору, уполномоченному на ведение реестров акционеров, стали непомерными для ЗАО, так как превышают большую часть получаемой прибыли.
  2. Число владельцев акций ЗАО по объективным и субъективным причинам резко снизилось до небольшой группы лиц (от 1 до 3). Данное обстоятельство значительно снизило оперативность управления бизнесов из-за невозможности совершать сделки без согласия остальных акционеров. В ООО существует такая возможность.
  3. Пассивность участия в бизнесе некоторых акционеров ЗАО сопровождается начислением им незаслуженно высоких дивидендов из общей суммы прибыли, получаемой компанией в целом. Перепрофилирование ЗАО в ООО позволит более честно распределять получаемую прибыль (в соответствии с реальными результатами работы в компании).
  4. Намерение вести хозяйственную деятельность, не требующую привлечения крупных инвестиций и коллегиальности в управлении бизнесом.
  5. Желание продать свой бизнес по более высокой стоимости (по цене не ниже цены, прописанной в уставе ООО) и более простым способом (без реестра участников).
  6. Необходимость приведения формы ведения бизнеса, существующей в виде ЗАО, в соответствие с действующими законодательными требованиями гражданского законодательства, вступившими в силу 01.09.2014 г. и упразднившими ЗАО.

По этим причинам в 2018 году ЗАО может быть перепрофилировано в ООО, если оно ранее не было преобразовано в АО, а для перехода к форме акционеров существует ряд принципиальных препятствий.

Порядок перерегистрации ЗАО в ООО

Правовые нормы по преобразованию ЗАО в ООО изложены в следующих законодательных актах:

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (статьи 57-60);
  • Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. «Об акционерных обществах»;
  • Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
  • Федеральный закон № 129-ФЗ от 08.08.2001 г. «О регистрации юридических лиц».

Перерегистрация ЗАО в ООО осуществляется в следующем порядке.

  1. Согласно вышеизложенным законам реорганизация компании начинается с обсуждения вопроса о преобразовании ЗАО в ООО на общем собрании акционеров. При единодушном мнении по обсуждаемому вопросу принимается соответствующее решение, оформляемое в письменном виде с соблюдением законодательных требований. При единоличном владении ЗАО руководитель компании письменно оформляет такое решение.
  2. Далее необходимо в установленные сроки о принятом решении известить регулятора, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (ИФНС), а также заинтересованных лиц. При этом ИФНС извещается не позднее трех дней со дня принятия решения. С этой целью заполняется уведомление по форме Р 12003, которое утверждается общим собранием участников ЗАО (при учреждении компании двумя и более лицами) или единоличным владельцем общества. Утверждение данного документа свидетельствует о начале реорганизации ЗАО. Данное уведомление направляется регистратору для внесения записи в ЕГРЮЛ. При этом следует помнить, что регистрационный регулятор вправе провести выездную проверку деятельности ЗАО за последние 3 года (пункт 11 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно действующему пункту 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации все права и обязанности ЗАО, включая кредиторские долги, в полном объеме отходят ООО. Данная правовая норма делает необязательным публичное уведомление иных заинтересованных лиц (кроме, регистратора) о начале реорганизации. Однако, исходя из практики, будет нелишним направить такое уведомление кредиторам и партнерам по бизнесу. Кроме того, в обязательном порядке о предстоящей реорганизации ЗАО в ООО следует довести до сведений наемного персонала компании.

  1. Далее готовятся документы и подаются регистратору. К ним относятся:
  • заявление о реорганизации по форме Р 12001;
  • устав ООО, утвержденный общим собранием членов ЗАО (два экземпляра);
  • принятое решение о перерегистрации ЗАО в ООО;
  • передаточный акт;
  • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за перерегистрацию компании в сумме 4 тыс. рублей.

Срок принятия решения регулятором по представленным документам составляет пять рабочих дней.

  1. Следующим шагом является перевод акционеров в статус членов ООО путем проведения процесса обмена акций ЗАО на доли уставного капитала ООО. При этом порядок обмена акций на доли капитализации определяется общим собранием участников бизнеса (статья 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»). После перевода акций в доли уставного капитала ООО ценные бумаги подлежат погашению.
  2. 5. Далее через 5 рабочих дней следует обратиться к регистратору за документами, подтверждающими перерегистрацию ЗАО в ООО (либо мотивированном отказе в случае каких-либо ошибок в представленных бумагах). Документом, подтверждающим упразднение ЗАО и его перевод в статус ООО, служит выписка из ЕГРЮЛ.
  3. Заключительным шагом в процессе реорганизации ЗАО в ООО выступает сообщение уже от имени руководства вновь созданного ООО в Центральный Банк России о завершении реорганизации ЗАО и погашении его акций в полном объеме. Такое уведомление должно быть отправлено в тридцатидневный срок со дня организации ООО. На этом перепрофилирование ЗАО в ООО считается окончательно завершенным.

На практике реорганизация предприятия путем переформатирования ЗАО в ООО может иметь достаточно много нюансов и различных сложностей, а также значительно отличаться от стандартной процедуры, описанной в законодательных актах. Чтобы избежать ошибок, лишних неприятностей и непомерных расходов нервов и денежных средств следует прибегнуть к помощи опытных специалистов ТАРП СВАО. Мы окажем вам всестороннюю помощь в оперативном и безошибочном преобразовании ЗАО в ООО, обеспечив при этом:

  • погашение акций ЗАО без передачи регистратору реестра акционеров и, следовательно, без дополнительных денежных трат;
  • увеличение уставной капитализации, при необходимости, без выпуска дополнительного числа акций;
  • исключение необходимости организации и проведения аудиторской проверки деятельности реорганизуемой компании;
  • преобразование ЗАО в ООО по упрощенному порядку в течение 10 дней.

Опыт и знания наших специалистов всегда к вашим услугам. Вам достаточно позвонить к нам или прислать своего доверенного специалиста, полностью располагающего всей требуемой информацией. Мы всегда рады оказать вам посильную помощь.

Однако такое обстоятельство порождает вопрос о том, является ли преобразование закрытого акционерного общества в открытое преобразованием юридического лица в том значении, которое придает этому термину ГК. В ГК содержится лишь косвенное определение понятия преобразования юридического лица. В частности, п.5 ст.54 ГК, устанавливая правовые последствия реорганизации юридических лиц, говорит, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы)… Из этого следует, что преобразованием юридического лица является изменение его «вида» или «организационно-правовой формы». Понятия вида, организационно-правовой формы юридических лиц даны в ст.46 ГК путем перечисления конкретных видов, в которых в силу ст.1141 ГК могут создаваться юридические лица в Республике Беларусь. Перечень видов коммерческих организаций является исчерпывающим и включает: хозяйственные товарищества (полное товарищество, коммандитное товарищество), хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, унитарные предприятия и крестьянские фермерские хозяйства. Причем, говоря о хозяйственных обществах, п.3 ст.63 ГК определяет, что хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью. Определение акционерного общества, данное в п.1 ст.96 ГК, также едино для открытого и закрытого акционерного общества. Закон об акционерных обществах, действующий в части, не противоречащей ГК, определяет, что акционерным обществом признается общество, имеющее уставный фонд, разделенный на определенное число акций… (ст.29), и далее указывает, что акционерное общество может быть открытым или закрытым. Таким образом, законодатель дает единое определение акционерного общества. Следовательно, независимо от того, является ли акционерное общество открытым или закрытым, у него одна организационно-правовая форма — акционерное общество. Трансформация закрытого акционерного общества в открытое или, наоборот, открытого в закрытое не является преобразованием юридического лица в значении, устанавливаемом ГК. Этот вывод, основанный на анализе законодательства Республики Беларусь, находит свое подтверждение как в литературе, так и в законодательстве Российской Федерации. «Различия открытых и закрытых АО все же не приводят к расщеплению акционерных обществ на две самостоятельные организационно-правовые формы, ибо укладываются в рамки единого понятия АО и не противоречат общим принципам акционерной формы предприятия»*. Данный вывод содержится и в п.1 ст.4 Закона Российской Федерации «Об акционерных обществах» от 24.11.95г. (в редакции законов от 13.06.96г. N 65-ФЗ, от 24.05.99г. N 101-ФЗ), который указывает, что закрытое или открытое общество — это тип акционерного общества, а не его организационно-правовая форма.

15 января 2008

Корректируем устав. К вопросу о внесении изменений в учредительный документ АО
Корректируем устав. К вопросу о внесении изменений в учредительный документ АО

Единственным учредительным документом акционерного общества является его устав. В соответствии с законом ряд сведений, как-то: наименование общества, его местонахождение, права акционеров, количество и категории акций и т.п. – подлежат обязательному включению в устав. При этом данный учредительный документ может содержать и другие положения, перечень которых является открытым.

Изменение любых параметров общества или его деятельности, отражаемых в уставе акционерного общества в обязательном либо добровольном порядке, должно быть надлежащим образом оформлено и признано официально — зарегистрировано.

Федеральным законом от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – ФЗ «Об акционерных обществах) установлена корпоративная процедура, в рамках которой устав общества может быть изменен.

По общему правилу, внесение в устав акционерного общества изменений относится к компетенции общего собрания, при этом решение о внесении изменений в устав должно быть принято ¾ голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании (ст.49 ФЗ «Об акционерных обществах»). Соответствующее требование к количеству голосов предъявляется не только непосредственно к решению об изменении устава, но и голосованию по некоторым другим вопросам компетенции общего собрания, разрешение которых обусловливает необходимость вносить соответствующие коррективы в устав. Так, определение категории, количества, номинальной стоимости объявленных акций как параметров, которые (в случае их наличия) должны быть отражены в уставе, осуществляется тремя четвертями голосов акционеров, принимающих участие в голосовании.

В этой связи необходимо отметить следующее. В соответствии со ст.58 ФЗ «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров считается правомочным, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной размещенных голосующих акций Общества. Для повторного собрания условие о кворуме является еще менее строгим – требуется присутствие акционеров-владельцев более 30% голосующих акций общества.

В результате решение о внесении изменений в устав на повторном собрании может быть принято всего лишь 22,5% (плюс один голос) голосов акционеров. При этом установление уставом более жестких требований к кворуму на общем собрании не допускается.

Подобная законодательная конструкция порождает многочисленные злоупотребления, в том числе связанные с проведением общего собрания без надлежащего уведомления акционеров, отказом во внесении их в список для участия в голосовании, созданием препятствий в регистрации на общем собрании.

На взгляд автора, с учетом вышеуказанного в ст. 58 следует внести изменения, предоставив акционерам право предусмотреть в уставе необходимость участия в голосовании большего количества акционеров: например, до 70% акционеров для первого собрания и до 50% — для повторного.

При голосовании по вопросам, касающимся внесения изменений и дополнений в устав, затрагивающих интересы акционеров – владельцев привилегированных акций общества, голоса последних учитываются. Для принятия таких изменений необходимо, чтобы за соответствующее решение проголосовали ¾ акционеров – владельцев обыкновенных акций общества и ¾ акционеров – владельцев привилегированных акций.

Законом отдельно выделены случаи, когда изменения в устав вносятся на основании решений Совета Директоров. Так, в соответствии с п.5 ст. 13 ФЗ «Об акционерных обществах» внесение в устав общества изменений, связанных с созданием филиалов, открытием представительств общества и их ликвидацией, осуществляется на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Кроме того, уставом компетенция Совета Директоров может быть расширена по сравнению с тем, как она предусмотрена законом. Например, ст. 65 Закона предусмотрена возможность наделения СД правом принятия решения о размещении дополнительных акций в пределах количества объявленных акций, предусмотренных уставом общества. В этом случае согласно п.2 ст. 12 Закона об АО изменения в устав вносятся на основании решения Совета Директоров (и зарегистрированного отчета об итогах дополнительного выпуска акций).

Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации. Соответствующее требование установлено ст. 14 ФЗ «Об акционерных обществах» и Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации» или Закон о регистрации).

Как отмечается в юридической литературе, нормы Закона о регистрации не содержат механизмов проверки соответствия изменений, вносимых в учредительные документы, требованиям законодательства (1).
В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины (2).
Исходя из буквального толкования ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации» перечень документов, представляемых на государственную регистрацию, является исчерпывающим. Данный вывод подтверждает и положение ст. 23 Закона о регистрации, в соответствии с которой одним из оснований для отказа заявителю в государственной регистрации является непредставление в регистрирующий орган документов, установленных ФЗ «О государственной регистрации».

Между тем, иными нормативно-правовыми актами предусмотрено представление в регистрирующий орган дополнительно к указанным иных документов. Например, в соответствии с п.2 ст. 13 ФЗ «Об акционерных обществах» внесение в устав общества изменений и дополнений, связанных с увеличением уставного капитала общества, осуществляется на основании решения общего собрания акционеров об увеличении уставного капитала общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, если в соответствии с уставом общества последнему принадлежит право принятия такого решения, на основании решения общего собрания акционеров об уменьшении уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости акций, иного решения, на основании которого осуществляется размещение акций и размещение эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций либо, если в соответствии с федеральным законом процедура эмиссии акций не предусматривает государственную регистрацию отчета об итогах выпуска акций, выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг.

Иными словами, в налоговый орган должен быть подан отчет об итогах выпуска акций, представление которого ст. 17 Закона о государственной регистрации не предусмотрено.

Для устранения данной коллизии следует, на наш взгляд, внести в ст. 17 Закона о государственной регистрации изменения, дополнив его указанием «на иные документы, представляемые в соответствии с иными нормативно-правовыми актами». Соответствующей корректировке надлежит подвергнуть и ст. 23 ФЗ «О государственной регистрации».

Статьей 8 Закона о государственной регистрации установлен достаточно короткий срок, в течение которого регистрационные действия должны быть произведены: 5 рабочих дней. Естественно, что в данный период осуществить юридическую экспертизу вносимых изменений не представляется возможным.

Законодатель в принципе не предоставляет налоговым органам права производить какую бы то ни было правовую проверку, допуская возможность отказа заявителю в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, только по основаниям непредставления необходимых для государственной регистрации документов (перечень которых установлен законом) или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (ст.23 Закона о государственной регистрации).

Как отмечается в Письме МНС РФ от 25.12.2003 N 09-1-03/5891-АЦ386 «Об оформлении документов, представляемых при государственной регистрации», регистрирующий (налоговый) орган не осуществляет юридическую экспертизу представленных при государственной регистрации документов.

Между тем, на практике налоговыми органами определенные проверочные действия производятся. Как отмечается в судебной практике, «не будучи обязанным проводить правовую экспертизу представляемых документов на их соответствие закону, налоговый орган может такую проверку провести» (3).

В соответствии с Письмом ФНС от 01.02.2005 N 14-1-04/253@ «По вопросам государственной регистрации юридических лиц» в случае указания в заявлении о государственной регистрации адреса (места нахождения), в отношении которого имеется документированная информация (заявление собственника помещения, сведения, поступившие от правоохранительных органов и др.) о его незаконном использовании при указании в качестве места нахождения юридического лица, регистрирующий орган принимает решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимого для государственной регистрации документа — заявления.

Следует отметить, что указание в заявлении сведений, не соответствующих действительности, и непредставление надлежащего документа (заявления) – это нарушения, имеющие разные правовую природу. Исходя из этого очевидно, что перечень оснований для отказа в государственной регистрации, как и полномочий по проверке представляемых на государственную регистрацию документов, является неполным.

В связи с изложенным целесообразно дополнить Закон о государственной регистрации указанием на право налоговых органов осуществлять проверочные действия в полном объеме, включая юридическую экспертизу, в том числе устанавливать соответствие вносимых изменений требованиям законодательства, а также фактическим обстоятельствам, для чего запрашивать и получать дополнительные документы (например, договор аренды помещения, находящегося по адресу, указанном в заявлении на государственную регистрацию и в учредительных документах общества).

Одновременно надлежит увеличить срок совершения регистрационных действия до, как минимум, 20 рабочих дней и расширить перечень оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотрев возможность отказа в связи с несоответствием вносимых в устав изменений требованиям законодательства и (или) фактическим обстоятельствам.
В соответствии со ст. 14 Закона об АО изменения устава приобретают юридическую силу для третьих лиц с момента государственной регистрации или, в случаях, предусмотренных законом, — с момента уведомления регистрирующего органа о внесенных изменениях (например, в случае внесения изменений в части обособленных подразделений общества). Однако, как отмечается в п. 3 ст. 52 ГК РФ, юридические лица и их учредители не вправе ссылаться на отсутствие регистрации таких изменений в отношениях с третьими лицами, действовавшими с учетом этих изменений.
Как указывается в юридической литературе, «эта норма актуальна в ситуациях, когда контрагенты при заключении договора исходили из того, что изменения в устав были должным образом приняты общим собранием акционеров и документы поданы на регистрацию (соответственно мы должны считать действительными заключенные при таких условиях сделки, даже если впоследствии изменения не были зарегистрированы)» (4).

Таким образом, установлен двоякий подход к определению момента, с которого вносимые в устав изменения имеют юридическую силу: 1) с момента принятия решения соответствующим органом управления – для акционеров общества и 2) с момента регистрации соответствующих изменений налоговым органом – для третьих лиц (кредиторов, контрагентов и пр.).

В этой связи представляет интерес следующий пример из судебной практики (5).

Гражданин К.В.Г., являющийся акционером закрытого акционерного общества «Рыболовецкая агрофирма «Ейская», обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» о признании недействительными решений совета директоров от 22.06.2000 и 29.06.2000.
При рассмотрении дела установлено следующее.

22 июня 2000 года совет директоров ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» принял решение об увеличении уставного капитала путем выпуска дополнительных акций, размещаемых посредством закрытой подписки среди акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций.

18 мая 2000 года общим собранием акционеров утвержден Устав ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» в новой редакции и избран совет директоров.

Совет директоров принял первое из оспариваемых решений еще до регистрации новой редакции Устава.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах» изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции подлежат государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц. При этом согласно пункту 2 статьи 14 изменения и дополнения в устав общества или устав общества в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации. Это означает, что для самих акционеров новая редакция устава (или соответствующие изменения и дополнения в устав) приобретает силу со дня принятия решения общим собранием акционеров. Исходя из такого понимания пункта 2 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах», кассационная инстанция пришла к выводу, что при совершении действий, связанных с принятием решений о размещении дополнительных акций, совет директоров был вправе руководствоваться новым Уставом уже с 18 мая 2000 года (то есть с даты утверждения новой редакции Устава), включая и те положения, в которых идет речь об объявленных акциях. Кроме того, по мнению кассационной инстанции, с даты утверждения Устава в новой редакции совет директоров также приобрел право принимать решения об увеличении уставного капитала. Такой вывод представляется правильным, однако требует некоторого уточнения. В соответствии с действующим законодательством решение о выпуске эмиссионных ценных бумаг (равно как и отчет об итогах размещения) подлежат государственной регистрации. Поскольку соответствующий федеральный орган, уполномоченный осуществлять действия по регистрации выпусков ценных бумаг, является тем самым «третьим лицом», о котором идет речь в пункте 2 статьи 14 ФЗ «Об акционерных обществах», применительно к рассматриваемому случаю это означает, что дополнительный выпуск акций ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская» мог быть зарегистрирован только после государственной регистрации новой редакции Устава, поскольку (как можно понять из комментируемого Постановления) в прежней редакции Устава отсутствовали положения об объявленных акциях и о праве совета директоров принимать решения об увеличении уставного капитала. То есть получается, что совет директоров был вправе принимать решения о размещении дополнительных акций с даты утверждения новой редакции Устава, однако зарегистрировать соответствующее решение о выпуске дополнительных акций и отчет о размещении акций можно было только после государственной регистрации новой редакции Устава ЗАО «Рыболовецкая агрофирма «Ейская».
***
1. М.В. Телюкина. Комментарий к ФЗ «Об акционерных обществах».
2. Формы документов, используемые при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридических лиц, и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»
3. Постановление ФАС Московского округа в Постановлении от 20 апреля 2005 г. N КГ-А40/3177-05
4. М.В. Телюкина. Там же.
5. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2005 N Ф08-6115/2004

Статья опубликована в журнале «Акционерный вестник», №1-2 (51), январь-февраль 2008 г

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *