Амортизационные начисления

Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении

АО «Интер РАО — Электрогенерация» о досудебном рассмотрении

спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере

теплоснабжения, с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (рег. № 32731/17 от 06.03.2017)

В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» обратилось с заявлением о досудебном рассмотрении спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения АО «Интер РАО – Электрогеренация» (далее – Заявитель, филиал Каширская ГРЭС, Организация).

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и органом регулирования документов, а также на основании пп. б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Комитетом по ценам и тарифам Московской области (далее — Комитет), который в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в теплоснабжении постановлениями от 20.12.2016 № 209-Р «О внесении изменений в некоторые распоряжения Комитета по ценам и тарифам Московской области» и от 19.12.2016 № 207-Р «Об установлении тарифов на горячую воду на 2017 год» произвел корректировку тарифов на 2017 год, ранее установленных на 2016-2018 годы с применением метода индексации установленных тарифов.

Заявитель в своем заявлении просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии и в расходах на передачу тепловой энергии, с учетом обоснованных расходов на производство и передачу тепловой энергии, установить экономически обоснованные тарифы для Заявителя на 2017 год на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии, а также на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям (конечный тариф). Кроме того, Заявитель просит пересмотреть тарифы на горячую воду на 2017 год (компонент на тепловую энергию) с учетом требований в отношении тарифов на тепловую энергию.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением (расходы, относимые на производство и передачу тепловой энергии) на 2017 год, составляет 243 186 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной на 2017 год, составляет 327 534 тыс. руб.

Величина спора по разногласиям составляет 84 348 тыс. руб.

Статьи расходов:

1) «Операционные расходы»;

2) «Неподконтрольные расходы», в том числе:

2.1) «Расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль»;

2.2) «Амортизация ОС и нематериальных активов»;

2.3) «Налог на имущество»;

2.4) «Земельный налог»;

2.5) «Плата за водопользование»;

3) «Результаты деятельности до перехода к регулирования цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования (выпадающие за 2013-2015 годы)».

В соответствии с приказом с ФАС России от 23.12.2016 № 1839/16 «Об утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую в ценовых зонах оптового рынка субъектами оптового рынка — производителями электрической энергии (мощности) по договорам, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации с гарантирующими поставщиками (энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями, к числу покупателей электрической энергии (мощности) которых относятся население и (или) приравненные к нему категории потребителей), в целях обеспечения потребления электрической энергии населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, а также с определенными Правительством Российской Федерации субъектами оптового рынка — покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, на 2017 год» (далее – Приказ ФАС России), при утверждении цен на электрическую энергию (мощность) филиала Каширской ГРЭС расходы организации учитывались пропорционально расходу условного топлива с долей отнесения затрат на электрическую энергию (мощность) 97 процентов и на тепловую энергию 3 процента. Таким образом, ФАС России в целях единообразия подходов при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, производимых в режиме комбинированной выработки, а также недопущения двойного учета расходов считает целесообразным затраты организации, относимые на производство тепловой энергии на 2017 год, учитывать с долей 3 процента от общего объема затрат.

Согласно учетной политике организации на 2017 год, расходы по передаче тепловой энергии относятся непосредственно на регулируемый вид деятельности.

Затраты по статье «Операционные расходы».

В части расходов на производство тепловой энергии.

Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованными расходов по операционным расходам на 2017 год в размере 29 730 тыс. руб.

Респондентом в необходимой валовой выручке (далее – НВВ) на 2017 год данные расходы учтены в размере 29 531тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 199 тыс. руб.

Органом регулирования индекс операционных расходов учтен в размере 1 %, коэффициент эластичности операционных расходов принят на уровне 0,75, индекс изменения количества активов принят на уровне 0.

Спор заключается в применении индекса потребительских цен.

Органом регулирования при расчете операционных расходов на очередной период регулирования индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) принят на уровне 4 % (декабрь 2017/декабрь 2016) на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренный Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренным Правительством Российской Федерации (базовый вариант) от 24.11.2016, ИПЦ в среднем за год к предыдущему году составил 104,7 %.

С учетом изложенного, органом регулирования был нарушен пункт 59 Основ ценообразования, требования Заявителя по статье спора «Операционные расходы» подлежат удовлетворению в полном объеме.

В части расходов, относимых на передачу тепловой энергии.

Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованными расходов по операционным расходам на 2017 год в размере 18 377 тыс. руб.

Респондентом в НВВ на 2017 год данные расходы учтены в размере 18 254 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 123 тыс. руб.

В соответствии с подходом, примененным в части операционных расходов, относимых на производство тепловой энергии, органом регулирования был нарушен пункт 59 Основ ценообразования, требования заявителя по статье спора «Операционные расходы» подлежат удовлетворению в полном объеме.

Затраты по статье «Расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль».

Организацией по данной статье оспариваются расходы только на производство тепловой энергии.

Заявитель заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на страхование производственных объектов на 2017 год в размере 6 459 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы исключены из НВВ в полном объеме.

Сумма разногласий составляет 6 459 тыс. руб.

В соответствии с отзывом Органа регулирования затраты по данной статье исключены в целях не превышения предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 225 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования в состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности включатся расходы на страхование производственных объектов.

В соответствии с договором страхования от 27.12.2013 № 13РТК1302 сумма страховых взносов за 2016 год составляет 60 103,3 тыс. руб., процент отнесения расходов на тепловую энергию составляет 3 %, в этой связи учету по данной статье подлежат расходы в размере 1 803,1 тыс. руб.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению.

Затраты по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов».

В части расходов, относимых на производство тепловой энергии.

Общая сумма амортизации по электрической и тепловой энергии, заявленная организацией в ФАС России при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность) на 2017 год составляет 131 447,42 тыс. руб.

Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованными расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов на 2017 год в размере 35 384 тыс. руб.

Респондентом на 2017 год данные расходы исключены в полном объеме. Сумма разногласий составляет 35 384 тыс. руб.

Орган регулирования в своем отзыве отмечает, что при установлении экономически обоснованных тарифов на 2017 год организации было отказано в учете амортизации, в связи с тем, что инвестиционной программой не предусмотрено мероприятий, производимых за счет амортизационных отчислений.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Также в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В связи с Приказом ФАС России амортизационные отчисления для филиала Каширская ГРЭС учитывались пропорционально расходу условного топлива с долей отнесения затрат на электрическую энергию (мощность) в размере 97 %, что составило на 2017 год 127 504 тыс. руб.

ФАС России в целях единообразия подходов при регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию, производимых в режиме комбинированной выработки, а также недопущения двойного учета расходов считает целесообразным затраты организации, учесть в размере 3 % от общей величины амортизационных отчислений, что составит 3 943,42 тыс. руб.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя подлежат частичному удовлетворению.

В части расходов, относимых на передачу тепловой энергии.

Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованными расходов амортизации основных средств и нематериальных активов на 2017 год в размере 5 499 тыс. руб.

Респондентом на 2017 год данные расходы исключены в полном объеме. Сумма разногласий составляет 5 499 тыс. руб.

Орган регулирования в своем отзыве отмечает, что при установлении экономически обоснованных тарифов на 2017 год организации было отказано в учете амортизации, в связи с тем, что инвестиционной программой не предусмотрено мероприятий, производимых за счет амортизационных отчислений.

Сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В ФАС России не были представлены инвентарные карточки учета основных средств и акты ввода имущества в эксплуатацию.

Представлена амортизационная ведомость за отчетный период 01.01.2015-31.12.2015, в которой отсутствуют данные по полезному сроку использования и первоначальной стоимости основных средств.

По дополнительному запросу ФАС России был представлен документ в формате Excel «КашГРЭС_1-РБСУ_2015» (без подписи ответственного лица), из которого рассчитать величину амортизации на 2017 год также не представляется возможным.

Исходя из анализа и срока полезного использования, соответствующее имущество частично самортизировано.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в соответствии с законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении направления использования амортизационных отчислений не предусмотрено, за исключением случаев, когда амортизационные отчисления используются в качестве источника реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, утвержденной в установленном законодательством порядке.

В этой связи, ввиду того, что органом регулирования в нарушение пункта 73 Основ ценообразования анализ величины амортизации за 2017 год не производился, ФАС России считает необходимым органу регулирования запросить документы, проанализировать их на предмет выявления экономически обоснованных расходов.

В случаем выявления соответствующих расходов учесть их в НВВ тарифа на тепловую энергию (конечный тариф).

Статьи «Налог на имущество», «Плата за пользование водными объектами», «Земельный налог».

В части расходов, относимых на производство тепловой энергии.

Органом регулирования по данным статьям применено перекрестное субсидирование затрат производства тепловой энергии на передачу тепловой энергии, с целью не превышения предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

В своем заявлении Организация просит исключить расходы по данным статьям расходов, относимых на передачу тепловой энергии, и учесть данные расходы в тарифе на производство тепловой энергии, поставляемую с коллекторов источника тепловой энергии.

Комитетом по ценам и тарифам Московской области по дополнительному запросу ФАС России был представлен документ по расчету перекрестного субсидирования между производством тепловой энергии и передачей тепловой энергии, из которого рассчитать величину расходов, исключенную из тарифа на производство тепловой энергии на 2017 год по статьям «Налог на имущество», «Плата за пользование водными объектами», «Земельный налог» и включенную в расходы, относимые на передачу тепловой энергии, в составе конечного тарифа на тепловую энергию на 2017 год не представляется возможным.

В связи с тем, что перекрестное субсидирование не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, по статьям «Налог на имущество», «Плата за пользование водными объектами» и «Земельный налог», исключенные из расходов на передачу тепловой энергии расходы по данным статьям должны быть проанализированы органом регулирования и учтены в экономически обоснованном размере в тарифе на производство тепловой энергии.

В части расходов, относимых на передачу тепловой энергии.

В своем заявлении Организация просит исключить принятые при утверждении тарифов на 2017 год расходы по земельному налогу и плату за пользование водными объектами в полном объеме, в связи с тем, что они не были заявлены на регулирование Организацией, налог по имуществу учесть из расчета экономически обоснованных 435 тыс. руб.

В связи с тем, что перекрестное субсидирование не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации, расходы учтенные по статьям «Налог на имущество», «Плата за пользование водными объектами» и «Земельный налог» подлежат исключению в полном объеме.

Общая сумма налога на имущество подтверждена налоговой декларацией, Орган регулирования в своем отзыве не оспаривает экономическую обоснованность величины расходов по статье «налог на имущество», относимых на передачу тепловой энергии, в размере заявленном организацией.

В этой связи расходы по статьям «Налог на имущество» и «Плата за пользование водными объектами» подлежат исключению из расходов, относимых на передачу тепловой энергии, в полном объеме.

По статье «Налог на имущество» Органу регулирования необходимо исключить 5 026 тыс. руб., с учетом не исключения 435 тыс. руб., которые были экономически обоснованы Организацией и Органом регулирования не были оспорены.

С учетом вышеизложенного, требования организации подлежат полному удовлетворению.

Статья «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования».

Заявитель заявляет в ФАС России требования о признании экономически обоснованными расходов по статье «Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования» (за 2013-2016 годы) на 2017 год в размере 42 419 тыс. руб.

Респондентом на 2017 год расходы по данной статье включены в размере 14 198 тыс. руб. (только за 2016 год).

К дополнительному учету АО «Интер-РАО Электрогенерация» заявляет 28 221 тыс. руб.

Всего расходов по данной статьей за 2013-2016 годы Организацией в Орган регулирования было заявлено 104 263 тыс. руб.

В данную статью входят следующие расходы:

1) «Выпадающие доходы, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска тепловой энергии над фактическим за 2013-2015 годы»;

2) «Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов по статьям за 2014-2015 годы», в т.ч.:

2.1) «Амортизация основных средств и нематериальных активов»;

2.2) «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг»;

2.3) «Расходы на страхование производственных объектов»;

2.4) «Налог на имущество»;

2.5) «Земельный налог»;

2.6) «Водный налог».

В соответствии с отзывом Органа регулирования затраты по данной статье исключены в целях не превышения предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

1) «Выпадающие доходы, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска тепловой энергии над фактическим за 2013-2015 годы».

Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованными расходов на 2017 год в размере 8 742 тыс. руб.

Респондентом на 2017 год расходы по данной статье исключены в полном объеме.

Всего расходов по данной статьей за 2013-2016 годы Организацией в Орган регулирования было заявлено 15 383 тыс. руб.

Организацией в своем заявлении оспариваются выпадающие доходы по 2015 году.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения — на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

Организацией форма статистической отчетности № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» представлена только за 2015 год.

За 2012-2014 годы данная статистическая отчетность в ФАС России представлена не была, также отсутствует разбивка выпадающих доходов по видам деятельности, связанных с превышением учтенного объема полезного отпуска над фактическим. Кроме того, Заявителем не представлен расчет экономии энергетических ресурсов («недожега»).

2) «Экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов по статье за 2014-2015 годы».

Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованных расходов на 2017 год в размере 19 479 тыс. руб.

Респондентом на 2017 год расходы по данной статье исключены в полном объеме.

Всего расходов по данной статьей за 2013-2016 годы Организацией в Орган регулирования было заявлено 73 019 тыс. руб.

При анализе данной статьи было установлено, что разделение расходов между производством и передачей тепловой энергии в Орган регулирования постатейно представлено не было, соответствующее разделение (с приложением обосновывающих документов), также отсутствует в материалах, представленных Заявителем (амортизационные ведомости, документы, подтверждающие уплату налогов и т.д.).

В соответствии с пунктом 10 Основ ценообразования, регулируемой организацией ведется раздельный учет объема тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с осуществлением регулируемых видов деятельности.

В соответствии с приказом ФСТ от 12.04.2013 № 91 «Об утверждении Единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также Системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов», для организаций, осуществляющие регулируемые виды деятельности, установлены единые принципы классификации раздельного учета затрат относительно видов деятельности.

В этой связи, требования Организации не подлежат удовлетворению.

Статья «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель заявляет требования о признании экономически обоснованной расчетной предпринимательской прибыли на 2017 год в размере 8 355 тыс. руб.

Респондентом на 2017 год данные расходы исключены в полном объеме. Сумма разногласий составляет 8 355 тыс. руб.

В соответствии с отзывом Органа регулирования затраты по данной статье исключены в целях не превышения предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Согласно п. 71 и п. 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется и учитывается в тарифах в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с п. 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Комитетом в нарушение положений пунктов 71 и 74(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль в НВВ Заявителя не учтена.

Органу регулирования необходимо учесть расчетную предпринимательскую прибыль, в НВВ 2017 года в соответствии с вышеуказанными подходами ФАС России, и решением по статьям спора.

С учетом вышеизложенного расходы организации подлежат частичному удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, по результатам рассмотрения представленных со стороны АО «Интер РАО — Электрогенерация» и Комитета по ценам и тарифам Московской области по вопросу досудебного спора материалов, ФАС России принято решение:

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Московской области, нарушившим пункты 44, 59, 71, 73, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования АО «Интер РАО – Электрогенерация», указанных в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Комитетом по ценам и тарифам Московской области по тарифу на тепловую энергию и тарифу на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) на 2017 год (рег. № 32731/17 от 06.03.2017).

3. Признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих учету при расчете и установлении тарифов на тепловую энергию для АО «Интер РАО — Электрогенерация» на 2017 год по следующим статьям:

— «Операционные расходы» — 48 107 тыс. руб. (дополнительному учету подлежит 322 тыс. руб. (суммарно по производству и е тепловой энергии));

— «Расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль» — 1 803,1 тыс. руб. (дополнительному учету подлежит 1 803,1 тыс. руб. (по производству тепловой энергии));

— «Амортизация основных средств и нематериальных активов» — 3 943,42 тыс. руб. (дополнительному учету подлежит 3 943,42 тыс. руб. (по производству тепловой энергии)).

4. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести исключение перекрестного субсидирования из расходов, относимых на у тепловой энергии, по следующим статьям:

— «Налог на имущество» — 5 026 тыс. руб. (исключению подлежат 5 026 тыс. руб.);

— «Плата за пользование водными объектами» — 1 537 тыс. руб. (исключению подлежат 1 537 тыс. руб.);

— по статье «Земельный налог» — 1 629 тыс. руб. (исключению подлежат 1 629 тыс. руб.).

5. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения произвести анализ по следующим статьям с учетом подходов, изложенных ФАС России в настоящем решении:

— по статьям «Налог на имущество», «Земельный налог», «Плата за пользование водными объектами», с учетом исключения данных статей из расходов, относимых на у тепловой энергии, провести анализ и учесть в экономически обоснованном размере в тарифе на производство тепловой энергии;

— по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» в части расходов, относимых на у тепловой энергии, запросить у АО «Интер РАО – Электрогенерация» документы по данной статье, проанализировать их на предмет выявления экономически обоснованных расходов;

— по статье «Расчетная предпринимательская прибыль», Органу регулирования необходимо учесть расходы по данной статье в соответствии с подходами ФАС России, предписанными данным решением с учетом пункта 74 (1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

6. Органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

6.1. пересмотреть ранее установленные тарифы на тепловую энергию на 2017 год для АО «Интер РАО — Электрогенерация» с учетом пунктов 3 и 5 настоящего решения, обеспечив введение в действие соответствующих законодательству тарифов с 01 декабря 2017 года с учетом непревышения предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

6.2. пересмотреть тарифы на тепловую энергию для АО «Интер РАО — Электрогенерация» на 2018-2019 годы, исходя из требований пункта 6.1. настоящего решения, а также пересмотреть тарифы на горячую воду для АО «Интер РАО- Электрогенерация» на 2017-2019 годы (компонент на тепловую энергию) с учетом требований в отношении тарифов на тепловую энергию на 2017-2019 годы, обеспечив введение в действие соответствующих законодательству тарифов с 01 декабря 2017 года с учетом непревышения предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги;

6.3. при необходимости учесть средства, недополученные АО «Интер РАО — Электрогенерация» в 2017 году, указанные в пунктах 6.1 и 6.2 настоящего решения, в необходимой валовой выручке АО «Интер РАО — Электрогенерация» на 2018-2019 годы.

7. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Интер РАО — Электрогенерация» письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

— решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

— протокола заседания правления органа исполнительной власти Московской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

— экспертного заключения по делу об установлении для АО «Интер РАО — Электрогенерация» тарифов на тепловую энергию и горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) на 2017-2019 годы, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

8. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Интер РАО — Электрогенерация».

Амортизация — это постепенное перенесение стоимости основных средств на себестоимость продукции (работ, услуг).

В балансе основные средства указывают по остаточной стоимости (первоначальная стоимость за вычетом начисленной амортизации).

Исключение из этого порядка предусмотрено:

-для земли и объектов природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы);

-для жилищного фонда, который не используют для получения доходов;

-для объектов внешнего благоустройства и лесного или дорожного хозяйства;

-для скота;

-для многолетних насаждений, не достигших эксплуатационного возраста.

Амортизацию по такому имуществу не начисляют. Поэтому в балансе отражают их первоначальную стоимость.

Начисление амортизации приостанавливают:

на период реконструкции, модернизации и капитального ремонта основных средств, если срок проведения таких работ превышает один год;

если основные средства переведены на консервацию и срок консервации превышает три месяца.

Порядок начисления амортизации

Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная с того месяца, который следует за вводом основного средства в эксплуатацию.

Начисление амортизации прекращают с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда основное средство полностью самортизировано или списано с баланса фирмы.

Если основное средство полностью самортизировано (то есть сумма начисленной по нему амортизации равна его первоначальной стоимости), то его остаточная стоимость равна нулю. Следовательно, стоимость такого основного средства в балансе не отражают. Начислять амортизацию по нему не нужно.

Начисление амортизации в учете отражается по кредиту счета 02 и дебету соответствующего счета затрат.

Счет 02 «Амортизация основных средств» предназначен для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.

Начисленная сумма амортизации основных средств отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу). Организация-арендодатель отражает начисленную сумму амортизации по основным средствам, сданным в аренду, по кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (если арендная плата формирует операционные доходы).

При выбытии (продаже, списании, частичной ликвидации, передаче безвозмездно и др.) объектов основных средств сумма начисленной по ним амортизации списывается со счета 02 «Амортизация основных средств» в кредит счета 01 «Основные средства» (субсчет «Выбытие основных средств»). Аналогичная запись производится при списании суммы начисленной амортизации по недостающим или полностью испорченным основным средствам.

Аналитический учет по счету 02 «Амортизация основных средств» ведется по отдельным инвентарным объектам основных средств. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения данных об амортизации основных средств, необходимых для управления организацией и составления бухгалтерской отчетности.

Для начисления амортизации в учете делают запись:

Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 02 — начислена амортизация основных средств.

Методы начисления амортизации

Есть четыре метода начисления амортизации по основным средствам:

-линейный метод;

-метод уменьшаемого остатка;

-метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

-метод списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ).

При начислении амортизации можно использовать любой из этих методов. Для этого все основные средства делят на однородные группы, у которых есть общие признаки. Например, здания, компьютеры, транспорт, мебель и т.д.

По основным средствам одной группы можно использовать только один из перечисленных методов.

Выбранный метод применяется в течение всего срока службы (полезного использования) основного средства.

Срок полезного использования основных средств для целей налогообложения прибыли приведен в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1). Указанная Классификация может использоваться и для целей бухгалтерского учета.

Если же в Классификации срок полезного использования для того или иного основного средства не указан, можно установить его самостоятельно исходя:

из ожидаемого срока использования объекта;

из ожидаемого физического износа, который зависит от режима работы (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, а также системы планово-предупредительных ремонтов;

из нормативно-правовых и других ограничений срока службы объекта, указанных в технических документах по нему.

Линейный метод

Линейный метод предполагает равномерное начисление амортизации в течение всего срока полезного использования основного средства.

Пример

В декабре 2007 года предприятие приобрело станок. Первоначальная стоимость станка — 240 000 руб. (без НДС). Срок полезного использования — 5 лет. При использовании линейного метода ежегодно должна амортизироваться 1/5 стоимости станка.

Прежде всего определим годовую норму амортизации.

Для этого первоначальную стоимость станка примем за 100%. Годовая норма амортизации составит 20% (100% : 5 лет). Следовательно, годовая сумма амортизации составит 48 000 руб. (240 000 руб. х 20%).

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.). Ежемесячно в течение 5 лет бухгалтер предприятия должен делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

4000 руб. — начислена амортизация станка за отчетный месяц.

Метод уменьшаемого остатка

При начислении амортизации этим методом годовая норма амортизации определяется так же, как и при линейном способе. Однако начисление амортизации производится исходя не из первоначальной, а из остаточной стоимости основного средства на начало каждого отчетного года.

Пример

Вернемся к предыдущему примеру.

Годовая норма амортизации по станку составит 20% (100% : 5 лет).

В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 48 000 руб. (240 000 руб. х 20%). Остаточная стоимость станка на конец первого года — 192 000 руб. (240 000 — 48 000). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений — 4000 руб. (48 000 руб. : 12 мес.).

Ежемесячно в течение первого года бухгалтер предприятия должен был делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

4000 руб. — начислена амортизация станка за отчетный месяц.

В балансе «Актива» за 2007 год по строке 120 будет указана остаточная стоимость станка в сумме 192 000 руб.

Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит 38 400 руб. (192 000 руб. х 20%). Остаточная стоимость станка на конец второго года составит 153 600 руб. (192 000 — 38 400). Сумма ежемесячных амортизационных отчислений — 3200 руб. (38 400 руб. : 12 мес.).

Ежемесячно в течение второго года бухгалтер предприятия будет делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

3200 руб. — начислена амортизация станка за отчетный месяц.

В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.

Метод списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования

При использовании этого метода начисление амортизации производится исходя из первоначальной стоимости станка по формуле:

Сумма годовых амортизационных отчислений = (Количество лет, оставшихся до конца срока службы объекта основных средств):(Сумма чисел всех лет срока полезного использования объекта основных средств)х (Первоначальная стоимость объекта основных средств).

Пример

Снова вернемся к предыдущему примеру.

Срок полезного использования станка — 5 лет. Следовательно, сумма чисел лет срока полезного использования станка составит:

1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15 лет.

В первый год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит:

5 лет : 15 лет х 240 000 руб. = 80 000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений — 6666,7 руб. (80 000 руб. : 12 мес.).

Ежемесячно в течение первого года бухгалтер предприятия будет делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

6666,7 руб. — начислена амортизация станка за отчетный месяц.

В балансе предприятия за 2007 год по строке 120 будет указана остаточная стоимость станка в сумме 160 000 руб. (240 000 — — 80 000).

Во второй год начисления амортизации годовая сумма амортизации составит:

4 года : 15 лет х 240 000 руб. = 64 000 руб.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений — 5333,3 руб. (64 000 руб. : 12 мес.).

Ежемесячно в течение второго года бухгалтер предприятия будет делать проводку:

Дебет 20 Кредит 02

5333,3 руб. — начислена амортизация станка за отчетный месяц.

В третий, четвертый и пятый годы амортизация будет начисляться аналогично.

Метод списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг)

При этом методе амортизацию начисляют исходя из количества выпущенной продукции (объема выполненных работ, оказанных услуг) с использованием того или иного основного средства.

Пример

В сентябре отчетного года предприятие приобрело станок первоначальной стоимостью 120 000 руб. (без НДС). По технической документации к станку с его помощью может быть выпущено 1000 единиц готовой продукции.

Станок был введен в эксплуатацию в ноябре. В декабре отчетного года с его помощью было выпущено 90 единиц продукции.

На станок должна быть начислена амортизация в сумме:

90 шт. : 1000 шт. х 120 000 руб. = 10 800 руб.

В декабре бухгалтер предприятия сделал проводку:

Дебет 20 Кредит 02

10 800 руб. — начислена амортизация станка.

В балансе предприятия за отчетный год по строке 120 будет указана остаточная стоимость станка в сумме 109 200 руб. (120 000 — 10 800).

В январе следующего года фактический выпуск продукции составил 50 единиц. Сумма амортизации составит:

50 шт. : 1000 шт. х 120 000 руб. = 6000 руб.

В феврале фактический выпуск продукции составил 30 единиц. Сумма амортизации за февраль будет рассчитана так:

30 шт. : 1000 шт. х 120 000 руб. = 3600 руб.

В дальнейшем амортизация по станку начисляется в аналогичном порядке.

Начисление амортизации по основным средствам, бывшим в эксплуатации

Первоначальная стоимость основных средств, бывших в эксплуатации (например, подержанного компьютера или автомобиля), определяется в обычном порядке. В нее включают все расходы, связанные с покупкой (договорная цена основного средства, расходы по его доставке и установке и т.д.).

Сумма амортизации по этому основному средству прежним владельцем в учете фирмы-покупателя не отражается. Однако его срок полезного использования будет меньше.

Он рассчитывается так:

Срок полезного использования подержанного основного средства= Срок полезного использования нового основного средства — Срок фактической эксплуатации основного средства прежним владельцем.

Срок полезного использования нового объекта нужно определить по Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1).

Срок фактической эксплуатации основного средства прежний владелец должен указать в документах на проданное основное средство.

Пример

В сентябре 2007 года предприятие приобрело подержанный станок. Договорная стоимость станка — 120 000 руб. (без НДС). Амортизация по нему будет начисляться линейным методом. Станок был введен в эксплуатацию в ноябре 2007 года.

По Классификации основных средств нормативный срок эксплуатации такого станка — 10 лет. По данным прежнего владельца, станок уже отработал 6 лет. Следовательно, срок полезного использования станка составит 4 года (10 — 6), или 48 месяцев (4 года х 12 мес.).

Ежемесячная норма амортизации по станку составит:

(1 мес. : 48 мес.) х 100% = 2,083%.

Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит:

120 000 руб. х 2,083% = 2499,6 руб.

Амортизация по станку должна начисляться с декабря.

В балансе предприятие за 2007 год по строке 120 указывают остаточную стоимость станка в сумме 117 500,4 руб. (120 000 — 2499,6).

Если основное средство уже полностью отработало свой срок, можно определить срок его полезного использования самостоятельно. В этой ситуации нужно учитывать период, в течение которого основное средство еще может проработать.

Начисление амортизации по расконсервированным основным средствам

По основным средствам, которые законсервированы на период больше трех месяцев, амортизацию не начисляют. После расконсервации объекта амортизацию начисляйте в прежнем порядке. Однако срок использования такого основного средства нужно увеличить на период консервации.

Пример

На балансе предприятия числится станок. Он куплен и введен в эксплуатацию в январе 2007 года. Срок полезного использования станка — 7 лет. Амортизация по нему начисляется линейным методом. По станку нужно начислять амортизацию до февраля 2013 года (84 мес.).

Норма ежемесячной амортизации составит:

(1 мес. : 84 мес.) х 100% = 1,19%.

В сентябре 2007 года станок был законсервирован.

Период консервации — 6 месяцев.

После расконсервации амортизация на станок будет начисляться по той же норме (1,19%), но уже до августа 2013 года.

Начисление амортизацию по реконструированным или модернизированным основным средствам

Если объект основных средств был реконструирован или модернизирован, то срок его полезного использования может быть увеличен. Однако он не должен превышать те сроки, которые установлены для амортизационной группы, в которую включено основное средство.

Пример

В отчетном году предприятие купило основное средство. Срок его полезного использования — 3 года. В следующем году основное средство было модернизировано.

Предприятие может увеличить срок полезного использования компьютера до 5 лет. Больший срок установить нельзя.

Норму амортизации по такому основному средству (при использовании линейного метода) определяют так:

100% : Оставшийся срок полезного использования основного средства= Годовая норма амортизации

Если в результате работ стоимость основного средства увеличилась, то амортизацию по нему начисляют исходя из его новой стоимости. Причем в расчет берется остаточная, а не первоначальная стоимость.

Пример

В 2007 году предприятие приобрело станок. Первоначальная стоимость станка — 240 000 руб. (без НДС). По Классификации срок использования этого станка — от 5 до 7 лет. Срок полезного использования был установлен «Активом» в 5 лет. Амортизация начисляется линейным методом.

В 2008 году станок был модернизирован. Его стоимость увеличилась до 300 000 руб., срок полезного использования — до 7 лет. На момент проведения модернизации станок проработал 1 год, и на него была начислена амортизация в сумме 48 000 руб.

Новая годовая норма амортизации по станку составит:

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 1 декабря 2011 г. N 2736-У в пункт 6.9 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

См. текст пункта в предыдущей редакции

6.9. Руководитель кредитной организации по группам основных средств и нематериальных активов определяет способы начисления амортизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами Минфина России.

Способ начисления амортизации отражается в учетной политике кредитной организации.

Применение одного из способов по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока их полезного использования.

Способ определения амортизации нематериального актива ежегодно проверяется кредитной организацией на необходимость его уточнения. Если расчет ожидаемого поступления будущих экономических выгод от использования нематериального актива существенно изменился, способ определения амортизации такого актива должен быть изменен соответственно.

Абзац пятый утратил силу с 1 января 2012 г.

См. текст абзаца пятого пункта 6.9

Абзац шестой утратил силу с 1 января 2012 г.

См. текст абзаца шестого пункта 6.9

Применение другого способа определения амортизации нематериального актива осуществляется, начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором было принято решение об изменении способа определения амортизации, в течение оставшегося срока полезного использования.

Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности кредитной организации. Срок полезного использования объектов основных средств или нематериальных активов определяется кредитной организацией самостоятельно на дату ввода объекта в эксплуатацию (передачи нематериального актива для использования в запланированных целях).

Определение срока полезного использования объекта основных средств, включая объекты основных средств, ранее использованные другой организацией, производится исходя из:

ожидаемого срока использования в кредитной организации этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен); естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

При определении срока полезного использования основных средств кредитной организацией может быть применена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года N 1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 52; 2003, N 28, ст. 2940; N 33, ст. 3270; 2006 N 48, ст. 5028).

Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:

срока действия прав кредитной организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;

ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды.

Срок полезного использования нематериального актива не может превышать срок деятельности кредитной организации.

Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования.

Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.

Срок полезного использования нематериального актива ежегодно проверяется кредитной организацией на необходимость его уточнения. В случае существенного изменения продолжительности периода, в течение которого кредитная организация предполагает использовать актив, срок его полезного использования подлежит уточнению.

Изменение срока полезного использования нематериального актива производится с 1 января года, следующего за годом, в котором было принято решение о его изменении. После изменения срока полезного использования нематериального актива амортизационные отчисления должны производиться с учетом оставшегося срока полезного использования.

При изменении срока полезного использования нематериального актива или способа определения амортизации ранее начисленные суммы амортизации пересчету не подлежат.

Абзац двадцать третий утратил силу с 1 января 2012 г.

См. текст абзаца двадцать третьего пункта 6.9

В отношении нематериального актива с неопределенным сроком полезного использования кредитная организация ежегодно должна рассматривать наличие факторов, свидетельствующих о невозможности надежно определить срок полезного использования данного актива. В случае прекращения существования указанных факторов кредитная организация определяет срок полезного использования данного нематериального актива и способ его амортизации. Указанный срок полезного использования нематериального актива и способ его амортизации начинают применяться с 1 января года, следующего за годом, в котором было принято решение об установлении срока полезного использования нематериального актива и начисления амортизации.

Абзац двадцать пятый утратил силу с 1 января 2012 г.

См. текст абзаца двадцать пятого пункта 6.9

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *