Агентский договор на коммунальные услуги

Содержание

Уплата коммунальных платежей через агентский договор как вариант оптимизации налогообложения в арендных отношениях

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист,
доцент ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», г. Саратов

При аренде зданий, строений, помещений для предпринимательских целей стороны нередко предусматривают обязанность арендатора возмещать арендодателю стоимость потребленных коммунальных ресурсов и услуг (электроэнергия, вода, газ, тепло и др.). В договоре аренды эта обязанность арендатора может быть выражена в виде компенсационных платежей или в виде переменной части арендной платы (размер которой как раз и зависит от стоимости потребленных коммунальных ресурсов и услуг).

Но если, например, арендодатель применяет УСН с объектом налогообложения «доходы» (а это весьма распространенный вариант в арендном бизнесе), то при возмещении арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг возникают сразу два аспекта, которые условно можно определить как налоговые «потери» в цепочке «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор»:

1. Уплачиваемое арендатором возмещение арендодатель вынужден включать в качестве доходов в налоговую базу по УСН, поскольку к числу неучитываемых доходов (п. 1.1 ст. 346.15, ст. 251 НК РФ) такое возмещение не отнесено (эта позиция подтверждена, например, в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.07.2011 № 9149/10, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2013 по делу № А78-2586/2012, Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.12.2018 № Ф04-5241/2018 по делу № А75-738/2018, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2019 № Ф07-15815/2019 по делу № А05-5434/2019, Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2017 № Ф09-3869/17 по делу № А76-16850/2016, Письмах Минфина России от 05.12.2012 № 03-11-06/2/142, от 17.04.2013 № 03-11-06/2/13097, от 17.04.2013 № 03-11-06/2/13101, от 09.08.2013 № 03-11-11/32283, от 12.05.2014 № 03-11-11/22068, от 21.03.2017 № 03-11-11/16222, от 19.12.2017 № 03-11-06/2/84953, от 15.01.2018 № 03-11-11/995 и др.). Но оплату коммунальных ресурсов (услуг) их поставщику арендодатель в расходы включить не может (поскольку при объекте налогообложения «доходы» учет расходов в принципе не предусмотрен). Эта налоговая «потеря» приводит к тому, что арендодатель, являясь своего рода лишь «ретранслятором» между арендатором и поставщиком коммунальных ресурсов (услуг), теряет на этом налог в рамках УСН (по общему правилу, по налоговой ставке 6%). Соответственно, арендодатель вынужден либо за свой счет дофинансировать оплату коммунальных ресурсов (услуг), либо предусматривать в отношениях с арендатором некий «компенсационный» платеж сверх стоимости коммунальных ресурсов (услуг).

2. Если поставщики коммунальных ресурсов (услуг) предъявляют НДС (а это стандартная ситуация), то арендодатель не принимает этот «входящий» НДС к вычету, а далее, соответственно, не предъявляет НДС арендатору. В результате в этом случае НДС как бы «теряется» в отношениях «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор». Понятно, это имеет значение, когда арендатор – плательщик НДС.

Вышеуказанные аспекты не проявляются, например, когда арендодатель – организация или индивидуальный предприниматель, применяющие ОСН (поскольку они учитывают как доходы, так и расходы; принимают к вычету «входящий» НДС от поставщика коммунальных ресурсов (услуг) и при выставлении переменной части арендной платы предъявляют «исходящий» НДС арендатору).

Но похожие налоговые «потери» частично имеют место также и в ситуации, когда арендодатель – физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя (про эту ситуацию мы далее еще вспомним).

Пытаясь как-то избежать налоговых «потерь», контрагенты, естественно, ищут варианты оптимизации налогообложения. В качестве одного из таких вариантов в некоторых случаях используется агентский договор.

Рассмотрим далее уплату коммунальных платежей через агентский договор в качестве варианта оптимизации налогообложения в арендных отношениях.

Общее описание варианта

Конкретное оформление рассматриваемого варианта может отличаться, но, как правило, в общих чертах структура отношений выглядит так (рассмотрим применительно к арендодателю на УСН с объектом налогообложения «доходы»):

1. В договоре аренды стороны предусматривают, что арендатор самостоятельно обеспечивает и оплачивает снабжение объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами).

2. Арендатор заключает с арендодателем отдельный агентский договор, по которому арендатор (уже в статусе принципала) поручает арендодателю (в статусе агента):

  • организовывать и совершать необходимые действия для снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами), заключать и оформлять необходимые для этого документы;

  • получать (аккумулировать) от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) и перечислять (ретранслировать) их поставщикам таких ресурсов (услуг);

  • получать и передавать принципалу и (или) поставщикам коммунальных ресурсов (услуг) информацию и документы по снабжению объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами) – первичные документы, счета, счета-фактуры, показания приборов учета и др.;

  • участвовать в качестве представителя принципала при разрешении спорных, конфликтных, аварийных ситуаций, при проведении проверок, поверок, связанных со снабжением объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами).

В качестве агента может выступать и иное лицо (не арендодатель). Но, как правило, агентом выступает сам арендодатель, при этом от своего имени (для того, чтобы не «выпускать из своих рук» снабжение объекта и не перезаключать потом, при смене арендатора, соответствующие договоры с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг)).

3. За выполнение посреднических функций принципал уплачивает агенту некое агентское вознаграждение, которое может быть не очень высоким (согласно ст.ст. 1005, 1006 ГК РФ агентский договор обязательно должен быть возмездным).

В приведенной ситуации получаемые агентом от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) не являются доходом агента в целях налогообложения, поскольку агент получает их как посредник – для последующего перечисления (ретранслирования) таких денежных средств поставщикам ресурсов (услуг) (пп. 9 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ). Доходом агента для целей налогообложения будет являться только агентское вознаграждение.

В свою очередь, для принципала (арендатора) агентский договор не препятствует учету в расходах платежей за коммунальные ресурсы (услуги). Понятно, если применяемая арендатором система налогообложения в принципе позволяет учитывать расходы; при этом по общему правилу учитываемые расходы должны быть обоснованными (экономически оправданными), документально подтвержденными и направленными на получение дохода – п. 1 ст. 252 НК РФ.

Таким образом, с точки зрения «доходов-расходов» вариант с агентским договором решает вопрос с налоговыми «потерями» у арендодателя, сохраняя расходную часть у арендатора. Единственный момент – агентское вознаграждение, включаемое в доходы агента, но, повторимся, в такой ситуации оно не обязательно должно быть большим.

С точки зрения «входящего» НДС от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) тоже все хорошо, поскольку, даже если агент применяет УСН и действует от своего имени, арендатор получает перевыставленный счет-фактуру с «входящим» НДС (п. 3.1 ст. 169 НК РФ).

Конечно, рассматриваемый вариант с агентским договором требует надлежащего документального оформления:

1. Необходимо правильно выстроить договор аренды, возложив на арендатора обязанность по самостоятельному обеспечению и оплате снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами).

2. Понятно, потребуется сам агентский договор с соответствующим функционалом агента. Примерный функционал агента мы изложили выше.

4. Агенту необходимо представлять принципалу отчеты с подтверждающими «входящими» документами от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) (ст. 1008 ГК РФ) и отдельно акты по своему агентскому вознаграждению.

Но в целом оформление при рассматриваемом варианте с агентским договором не является очень сложным.

Не превышаются ли пределы допустимой оптимизации налогообложения?

Один из важных вопросов по рассматриваемому варианту с агентским договором – не признает ли налоговый орган (а в последующем и суд) такой вариант недопустимым способом оптимизации (минимизации) налогообложения?

Статья 54.1 НК РФ признает недопустимой минимизацию налогообложения, являющуюся результатом искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (п. 1 ст. 54.1 НК РФ), или являющуюся результатом сделок (операций), преследующих такую минимизацию налогообложения в качестве основной своей цели (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ).

Нельзя забывать и о выработанных в судебной практике доктринах о реальной деловой цели операции и преобладании содержания (существа) над формой, по смыслу которых действительная деловая суть отношений и подлинные (фактические) обстоятельства хозяйственной деятельности имеют преимущество над их оформлением в документах (см., например: п.п. 3, 7, 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»).

При этом налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели (п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53). Иными словами, налоговая выгода может быть только попутной, «побочной» целью. Но у любой сделки, у любой операции в предпринимательской сфере должна быть и основная – подлинно деловая – цель.

Здесь уместно вспомнить также и доктрину добросовестности/недобросовестности налогоплательщика, нашедшую свое отражение в ряде решений Конституционного Суда РФ (см., например: Постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 № 24-П, от 19.01.2017 № 1-П, Определения Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 № 138-О, от 10.01.2002 № 4-О, от 14.05.2002 № 108-О, от 22.01.2004 № 41-О, от 08.04.2004 № 168-О), исходя из которой при выявлении недобросовестности, злоупотреблений в действиях налогоплательщика ему может быть отказано в признании и реализации тех или иных прав, в том числе по минимизации налогообложения, и в удовлетворении даже формально законных требований.

Из Определений Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-О и от 04.11.2004 № 324-О следует также, что оценка добросовестности налогоплательщика предполагает оценку заключенных им сделок на предмет их действительности. Заключенные сделки должны не только формально соответствовать законодательству, но и не вступать в противоречие с общим запретом недобросовестного осуществления прав налогоплательщиком. В случае, когда единственным результатом гражданско-правовой сделки или совокупности таких сделок является умышленное занижение налогов, цели налогоплательщика не могут быть признаны добросовестными (такое толкование указанных решений Конституционного Суда РФ содержится, например, в судебно-арбитражной практике: Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 08.07.2009 по делу № А11-1893/2008-К2-21/93, Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.07.2012 по делу № А78-7422/2011, Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28.08.2019 № Ф03-3555/2019 по делу № А04-6254/2018, от 14.08.2019 № Ф03-3141/2019 по делу № А51-17928/2018, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.07.2019 № Ф05-9310/2019 по делу № А40-202848/2018, Постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 14.06.2019 № Ф06-46926/2019 по делу № А55-14956/2018, от 10.06.2019 № Ф06-46925/2019 по делу № А55-13849/2018, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.12.2016 № Ф07-9878/2016 по делу № А56-95484/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 09.09.2019 № Ф08-6891/2019 по делу № А25-2124/2018, Постановлениях Арбитражного суда Уральского округа от 02.07.2019 № Ф09-3413/19 по делу № А50-31979/2018, от 18.03.2019 № Ф09-171/19 по делу № А76-284/2018, Постановлении Арбитражного суда Центрального округа от 27.12.2016 № Ф10-5163/2016 по делу № А68-12091/2015 и др.).

Соответственно, любые договорные конструкции, равно как и иные гражданско-правовые инструменты, не должны быть искусственными (фиктивными, номинальными), направленными только лишь на получение налоговой выгоды. В противном случае такие договорные конструкции (инструменты) могут быть квалифицированы как недопустимая схема по минимизации налогообложения.

Рассматриваемый вариант с агентским договором (при его правильном оформлении) на первый взгляд вроде бы не приводит к искажению реальных взаимоотношений сторон:

  • в законности самого по себе агентского договора сомневаться не приходится; в том числе, ничто не запрещает арендатору использовать агентский договор для обеспечения и оплаты снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами);

  • при рассматриваемом варианте правоотношения в рамках агентского договора обособлены от собственно арендных правоотношений, т.е. агентские правоотношения являются в достаточной степени реальными и самостоятельными (конечно, если они сопровождаются надлежащими документами), протекают параллельно с арендными правоотношениями.

Таким образом, нельзя сказать, что вариант с агентским договором как-то явно искажает реальные взаимоотношения сторон.

Возможность достижения того же экономического результата с меньшей налоговой выгодой, полученной налогоплательщиком путем совершения других предусмотренных или не запрещенных законом операций, не является основанием для признания налоговой выгоды необоснованной (п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»; аналогичная позиция закреплена в п. 3 ст. 54.1 НК РФ). Иными словами, целенаправленный выбор сторонами более выгодного с точки зрения налоговой оптимизации варианта снабжения объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами) – через агентский договор – сам по себе не делает полученную налоговую выгоду необоснованной или недопустимой.

С другой стороны, если в качестве агента выступает сам же арендодатель, то в той или иной степени может проявиться другой «плохой» признак – налоговая оптимизация как главная цель заключения агентского договора. Этот признак тоже делает налоговую оптимизацию недопустимой (пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.10.2006 № 53).

Как мы уже упоминали выше, налоговая оптимизация не должна являться главной целью сделки (операции). Она может быть только попутной, «побочной» целью совершаемых в предпринимательской сфере сделок и операций, при том, что у них обязательно должна быть и основная – подлинно деловая – цель.

Понятно, что многое зависит от оценки и усмотрения правоприменителя в каждом конкретном случае, но, полагаем, можно выделить следующие обстоятельства и ситуации, при которых в рассматриваемом варианте с агентским договором в большей мере проявляется налоговая оптимизация в качестве главной цели:

1. Первоначально договор аренды предусматривал оплату арендатором потребленных коммунальных ресурсов и услуг непосредственно через арендодателя (в виде компенсационных платежей арендодателю или в виде переменной части арендной платы). И лишь через какое-то время стороны изменили свои договорные взаимоотношения, предусмотрев, что арендатор самостоятельно обеспечивает и оплачивает снабжение объекта аренды коммунальными ресурсами (услугами). Для исполнения своих новых обязанностей арендатор привлек агента по агентскому договору – арендодателя. Т.е. «исторически» агентский договор был «придуман» арендодателем и арендатором уже в процессе сложившихся между ними отношений.

2. Договоры с поставщиками ресурсов (услуг) заключены арендодателем до появления агентского договора. А после перехода на рассматриваемый вариант с агентским договором арендодатель (уже в статусе агента) взаимодействует с поставщиками ресурсов (услуг) в рамках тех же самых договоров.

Про эту ситуацию мы еще упомянем ниже.

3. Агент фактически не выполняет никаких других функций, кроме как:

  • ретранслирование платежей от принципала (арендатора) поставщикам коммунальных ресурсов (услуг);

  • передача принципалу (арендатору) документов от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг).

Т.е. появление агентского договора не «облегчило» деятельность принципала (арендатора) и не освободило его от сколь-нибудь существенных действий и функций.

Во всех перечисленных случаях реальную деловую цель заключения агентского договора обосновать будет непросто и, соответственно, может проявиться другая главная цель заключения агентского договора – налоговая оптимизация. В этом случае налоговый орган (а затем, возможно, и суд) могут признать, что:

  • реальных агентских отношений фактически не было;

  • реальная деловая цель у агентского договора отсутствовала;

  • псевдоагент ретранслировал платежи от арендатора поставщикам коммунальных ресурсов (услуг) фактически в статусе арендодателя.

Понятно, при таком развитии событий платежи по коммунальным ресурсам (услугам) будут включены в налогооблагаемую доходную часть у арендодателя (с налоговыми пенями и штрафами), а перевыставленные псевдоагентом счета-фактуры от поставщиков ресурсов (услуг) будут признаны ненадлежащими для вычета «входящего» НДС у арендатора.

Правоприменительная и праворазъяснительная практика

Имеется и судебная практика, подтверждающая такой подход (например, Постановление ФАС Московского округа от 15.10.2009 № КА-А41/10689-09 по делу №А41-2078/09, Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 № 07АП-4121/2015 по делу № А03-23093/2014).

В то же время из ряда писем Минфина России следует, что использование рассматриваемого варианта возможно только в том случае, если договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора. В противном случае они не могут считаться заключенными во исполнение агентского договора (Письма Минфина России от 17.09.2012 № 03-11-06/2/126, от 18.09.2012 № 03-11-11/277, от 21.01.2013 № 03-11-06/2/07, от 24.01.2013 № 03-11-06/2/12). Такой вывод Минфина России основывается на правовой позиции, закрепленной в п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.11.2004 № 85, по смыслу которой сделка, совершенная до установления отношений по посредническому договору, не может быть признана заключенной во исполнение поручения в рамках данного посреднического договора.

Выше мы уже упомянули, что при рассматриваемом варианте факт заключения агентского договора после заключения договоров с поставщиками ресурсов (услуг) может негативно сказаться и при определении основной цели заключения агентского договора (основной целью может быть признана налоговая оптимизация).

Но главное финансовое ведомство здесь делает акцент на другом: агент не может ссылаться на возмещение принципалом (арендатором) стоимости потребленных коммунальных ресурсов и услуг через агентский договор (с неучетом их в доходах на основании пп. 9 п. 1 ст. 251, пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ), если агентский договор заключен после заключения договоров с поставщиками соответствующих ресурсов и услуг.

И все же, на наш взгляд, этот «плохой» признак нельзя считать абсолютно критичным.

Многое зависит от определения предмета агентского договора.

Из ст. 1005 ГК РФ следует, что предметом агентского договора может являться не только заключение агентом по поручению и в интересах принципала каких-либо договоров, но и, возможно, совершение агентом по поручению и в интересах принципала других юридических и иных действий.

Соответственно, в агентском договоре может быть предусмотрено, что агент совершает от своего имени и в интересах принципала только следующие юридические и иные действия:

  • обеспечение бесперебойного снабжения объекта коммунальными ресурсами и услугами (т.е. без акцентирования внимания на том, по каким договорам будет происходить такое «обеспеченное» снабжение – по вновь заключенным или по ранее заключенным агентом-арендодателем договорам);

  • разрешение с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг) всех спорных и аварийных ситуаций;

  • получение и проверка счетов от поставщиков ресурсов (услуг);

  • участие в фиксации показаний приборов учета, при необходимости – организация замены и поверки этих приборов;

  • оплата поставщикам ресурсов (услуг) стоимости потребленных коммунальных ресурсов (услуг) за счет принципала (т.е. аккумулирование и ретранслирование соответствующих сумм);

  • перевыставление принципалу счетов и иных документов по потребленным ресурсам и услугам.

Т.е. по такому агентскому договору принципал конкретно не поручает агенту заключить договоры с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг).

Факт заключения договоров на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами до заключения агентского договора можно несколько «сгладить» включением в агентский договор следующего положения: «В отношении договоров с поставщиками коммунальных ресурсов (услуг), заключенных до заключения настоящего агентского договора, стороны пришли к соглашению, что такие договоры также могут быть использованы (задействованы) агентом для исполнения своих обязанностей по настоящему агентскому договору.».

При изложенном варианте все основные действия и операции в рамках предмета агентского договора начинают осуществляться агентом уже после его заключения, т.е. логичная последовательность «сначала агентский договор, затем действия (операции) в рамках него» – соблюдается.

Хотя, повторимся, Минфин РФ все же настаивает на том, что при использовании рассматриваемого варианта договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами должны быть заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора.

Если арендодатель – физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя

Как мы отметили выше, при возмещении арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг некоторые налоговые «потери» в цепочке «поставщик коммунальных ресурсов (услуг) – арендодатель – арендатор» могут возникнуть и в случаях, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя.

Соответственно, возникает вопрос: применим ли рассмотренный выше вариант с агентским договором в ситуации, когда арендодателем является физическое лицо без статуса индивидуального предпринимателя?

На первый взгляд, принципиальной разницы с арендодателем на УСН нет и, соответственно, вроде бы можно и в указанной ситуации использовать вариант с агентским договором (при котором получаемые и ретранслируемые агентом от принципала денежные средства в счет оплаты коммунальных ресурсов (услуг) не являлись бы налогооблагаемым доходом агента, а доходом признавалось бы только агентское вознаграждение).

Но агенту необходимо за вознаграждение осуществлять активную регулярную деятельность, что само по себе не свойственно для физического лица без статуса индивидуального предпринимателя. Это все-таки существенный момент.

Подтверждений рассматриваемого варианта с агентским договором применительно к арендодателю – физическому лицу (без статуса индивидуального предпринимателя) в правоприменительной и праворазъяснительной практике нам обнаружить не удалось.

Поэтому вряд ли этот вариант можно считать приемлемым в указанной ситуации (даже если договоры на снабжение объекта коммунальными ресурсами и услугами заключены агентом после заключения с принципалом (арендатором) агентского договора).

Чтобы снять здесь налоговые риски нужно привлечь в качестве агента иное лицо (не арендодателя) с предпринимательским статусом.

Если арендодатель применяет ПСН или ЕНВД

К видам деятельности, в отношении которой может применяться ЕНВД, относится, в том числе, оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

ПСН может применяться, в том числе, в отношении сдачи в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности (пп. 19 п. 2 ст. 346.43 НК РФ).

Применительно к ПСН, Минфин России разъясняет, что доход арендодателя в виде денежных средств, поступивших от арендатора в счет возмещения коммунальных ресурсов и услуг (по договору аренды), является частью дохода в рамках ПСН, т.е. дополнительными налогами он не облагается (Письма Минфина России от 20.05.2016 № 03-11-12/28930, от 14.05.2013 № 03-11-12/16633).

Таким образом, в ситуации, когда арендодатель применяет ЕНВД или ПСН, в части «доходов-расходов» (по суммам в счет возмещения стоимости коммунальных ресурсов и услуг) вариант с агентским договором для целей налоговой оптимизации неактуален.

А вот в части «входящего» НДС от поставщиков коммунальных ресурсов (услуг) вариант с агентским договором может быть использован, поскольку агент, действующий от своего имени, сможет перевыставить арендатору счет-фактуру с «входящим» НДС (понятно, это имеет значение, когда арендатор – плательщик НДС).

Но нужно учитывать, что агентское вознаграждение по агентскому договору в любом случае нельзя будет отнести на ПСН или ЕНВД, т.е. его придется облагать дополнительными налогами в рамках какой-то иной системы налогообложения (в рамках ОСН или, если применяется, – в рамках УСН).

Выводы

Подводя итог, следует сказать, что возмещение арендатором стоимости коммунальных ресурсов и услуг через агентский договор в некоторых случаях может являться законным и допустимым вариантом оптимизации налогообложения. В настоящей статье мы постарались рассмотреть важные нюансы и «подводные камни» этого варианта.

Но, всегда нужно помнить, что даже законная и обоснованная налоговая оптимизация, если она достигается с отклонением от «стандартных» договорных моделей и конструкций, сопряжена с некоторыми налоговыми рисками, коренящимися в плоскости субъективной оценки конкретных правоприменителей. Но в данном случае, пожалуй, это лишь вопрос готовности налогоплательщика к активной и профессиональной досудебной и судебной защите.

По вопросам налогового консультирования обращайтесь – azhigachev1982@mail.ru

Энциклопедия решений. Агентский договор на оплату коммунальных услуг

Агентский договор на оплату коммунальных услуг

На практике одним из способов обеспечения арендатора коммунальными услугами является заключение агентского договора на оплату коммунальных услуг.

Заключая такой договор, арендодатель выступает в роли агента, приобретающего коммунальные услуги для арендатора (принципала). В целях исполнения договора агент заключает договоры со специализированными организациями — поставщиками услуг. Впоследствии агент (арендодатель) как посредник перевыставляет счета, полученные от поставщиков коммунальных услуг, арендатору.

Следует учитывать, что исходя из определения агентского договора агент должен совершить отдельную сделку или ряд сделок во исполнение именно этого договора. На практике же зачастую арендодатель заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг еще до того момента, как имущество сдается в аренду и на снабжение коммунальными ресурсами всего здания в целом, то есть в интересах всех будущих арендаторов. В такой ситуации необходимо учитывать вывод, сделанный Президиумом ВАС РФ в п. 6 Обзора практики разрешения споров по договору комиссии, приведенном в информационном письме от 17.11.2004 N 85, а именно: сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

Таким образом, сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала (то есть по модели договора комиссии), должна быть совершена после заключения агентского договора и только во исполнение интересов принципала.

Договор, заключенный между арендатором и арендодателем, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к посредническим договорам гражданским законодательством (гл. 51 и 52 ГК РФ).

Законодательство РФ не содержит специальных требований к форме агентского договора на оплату коммунальных услуг. Применению подлежат общие правила о форме совершения сделок (ст. 158-165 ГК РФ).

За оказанные посреднические услуги принципал (арендатор) должен выплатить агенту вознаграждение в согласованном в агентском договоре размере (ст. 1006 ГК РФ).

Арендодатель-агент должен представить арендатору отчет и документальное подтверждение расходов на коммунальные услуги, произведенных в пользу последнего (ст. 1008 ГК РФ).

Агентский договор на оплату коммунальных услуг прекращается по общим основаниям прекращения обязательств, а также по специальным основаниям, установленным для агентского договора в ст. 1010 ГК РФ.

Агентский договор на оплату электроэнергии

Агентский договор на перевыставление электроэнергии

5.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п. 5.1, каждая Сторона должна без промедления известить о них в письменном виде другую Сторону.

5.3. Если Сторона не направит или несвоевременно направит извещение, предусмотренное в п.

Сведения указываются через знак «;»; в строках 6, 6а и 6б указываются реквизиты принципала.

Естественно, если агент приобретал товары (работы, услуги) для нескольких принципалов и в счете-фактуре приведены сведения обо всей покупке, перевыставляя счет-фактуру конкретному принципалу, агент должен перенести в него сведения только по тем товарам (работам, услугам), которые предназначались для данного конкретного принципала ().

Для этого просто все переносимые данные из разных счетов-фактур приводится через знак «;». Так, к примеру, по строке 2 перевыставляемого счета-фактуры агент перечислит через знак «;» полные или сокращенные наименования продавцов — юрлиц, фамилии, имена, отчества ИП ( заполнения счета-фактуры, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137)

У подобных отношений плюсов гораздо больше, чем минусов:

  1. отпадает необходимость (исходя из п. 1 ст. 996, ст. 1011 ГК РФ приобретенные ресурсы принадлежат арендаторам).
  2. доход владельца здания составляет вознаграждение, полученное за посредничество, поэтому исключаются проблемы при начислении налогов (письмо Минфина № 03‑11‑06/2/9);

рассчитывается с вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК). Владелец здания бывает и посредником поставщиков ресурсов (параграф 6 гл. Существует множество видов подобных соглашений:

  1. на оплату и возмещение задолженностей;
  2. на начисление и прием платежей;
  3. на покупку ресурсов;
  4. на оказание услуг;

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН 2.1. Агент обязан уведомить Принципала о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным.

2.3. Агент обязан ежемесячно до ___ числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Принципалу отчет о выполнении в прошедшем месяце действий, предусмотренных в п.

1.1 настоящего договора. К отчету Агента должны быть приложены подлинники счетов энергоснабжающих организаций, оплаченные Агентом в месяце, за который представляется

1.3. Арендодатель приобретает для Арендатора услуги и ведет расчеты с энергоснабжающей организацией, а Арендатор компенсирует Арендодателю расходы и выплачивает ему вознаграждение. 1.4. Арендодатель, приобретая от своего имени услуги по поручению Арендатора, имеет право перевыставить последнему счета-фактуры, полученные от поставщиков коммунальных услуг.

1.5. Внимание Арендатор на основании указанных документов вправе воспользоваться налоговым вычетом по НДС.

2. Права и обязанности Сторон 2.1.

Агент обязуется исполнять принятое на себя поручение на выгодных для Принципала условиях.

1.1 настоящего Договора. К отчету Агента должны быть приложены подлинники счетов энергоснабжающих организаций, оплаченные Агентом в месяце, за который представляется отчет, и копии платежных документов с отметками банка об оплате этих счетов, заверенные печатью Агента и подписью его руководителя.

Агент обязан уведомить Принципала о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным. 2.2.2. Получать от Принципала всю необходимую для выполнения поручения информацию. 2.2.3. Своевременно и в полном объеме получать вознаграждение за выполнение поручения.

2.2.4. Удержать причитающиеся ему по настоящему Договору суммы вознаграждения из всех сумм, поступивших к нему за счет Принципала.

Оплата расходов осуществляется Принципалом в течение 5 (пяти) банковских дней с момента предоставления Агентом требования об оплате расходов, с приложением копий документов, подтверждающих понесенные расходы.

3. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ3.1. Вознаграждение Агента по настоящему Договору (за весь период оказания услуг) составляет ( ) рублей в т.ч. НДС.3.2. Вознаграждение перечисляется Принципалом на расчетный счет Агента не позднее 5 (пяти) банковских дней с момента выставления Агентом счета на оплату.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО НАСТОЯЩЕМУ ДОГОВОРУ4.1.

Настоящий Договор может быть изменено по письменному соглашению Сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством и настоящим Договором. 7.2.

Договор считается расторгнутым с момента получения Агентом уведомления Принципала, если в уведомлении не предусмотрен более поздний срок расторжения.

Агентский договор на передачу электроэнергии образец

– Новости – Агентский договор на электроснабжение для юридических лиц образец

В случае несвоевременной оплаты счетов за услуги и выплаты вознаграждения Агенту Принципал уплачивает ему неустойку в размере % от суммы долга за каждый день просрочки. 4.3. Сторона, причинившая своими действиями другой стороне убытки, обязана возместить их в полном объеме. 4.4.

Иные меры ответственности Сторон за неисполнение своих обязательств по настоящему договору определяются в соответствии с действующим законодательством РФ. 5. Срок действия договора 5.1.

Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания и действует до окончания действия Договора аренды нежилого помещения . 6. Заключительные положения 6.1.

Настоящий Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, — по одному для каждой из Сторон. 6.2. В случаях, не предусмотренных настоящим договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ. 7.

Внимание

], действующего на основании , именуемое в дальнейшем «Принципал», «Арендатор», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», связанные взаимными правами и обязанностями по Договору аренды нежилого помещения , заключили настоящий договор о нижеследующем: 1.

В соответствии с агентским договором на обеспечение электроэнергией в обязанности агента входит:

  • подача электрической энергии принципалу в количестве и на условиях, которые были предусмотренны заключенным договором;
  • предоставление отчета (обычно ежемесячного) за поставленное электричество;
  • предоставление документов, подтверждающих сумму расходов, понесенных агентом для исполнения поручения принципала.

Агентский договор на электроэнергию обязательно содержит условие о сумме вознаграждения, обычно оно составляет какую-то часть (в %) от стоимости переданной энергии или же от суммы оплаченных за принципала счетов.

Агентский договор на обеспечение электроэнергией помещения № г. Москва » » 20 г. «, именуемое в дальнейшем «Агент», , действующего на основании Устава, с одной стороны, и «, именуемое в дальнейшем «Принципал», , действующего на основании Устава, при совместном наименовании Стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем: 1.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 1.1.

По настоящему Договору Агент обязуется совершать от своего имени и за счет Принципала действия, направленные на обеспечение электроэнергией помещения расположенного по адресу: , а Принципал обязуется принять оказанные Агентом услуги и уплатить Агенту вознаграждение за совершаемые действия в порядке, предусмотренном настоящим Договором.

1.2. Права и обязанности по сделкам, совершенным Агентом, возникают непосредственно у Агента. 1.3.

Bad request

ФОРС-МАЖОР5.1.

Ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой Стороной за невыполнение обязательств, обусловленных обстоятельствами непреодолимой силы, возникшими помимо воли и желания Сторон и которые нельзя предвидеть или избежать, включая объявленную или фактическую войну, гражданские волнения, эпидемии, блокаду, эмбарго, землетрясения, наводнения, пожары и другие стихийные бедствия и т.д.5.2.

Сторона, которая не может исполнить своего обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, должна известить другую Сторону об имеющихся препятствиях и их влиянии на исполнение обязательств по настоящему договору агентских услуг. 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ6.1. Договор агентских услуг заключён в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.6.2.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН2.1. Агент обязуется выполнять предусмотренные в п.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из Сторон обязательств по настоящему Договору, она обязана возместить другой Стороне причиненные таким неисполнением убытки. 4.2.

Неисполнение одной из Сторон условий настоящего Договора, приведшее к материальным потерям другой Стороны, влечет за собой применение к виновной Стороне санкций в размере нанесенного ущерба и может служить основанием досрочного прекращения (расторжения) Договора по инициативе добросовестной Стороны. 4.3.

За просрочку выплаты вознаграждения и/или компенсации понесенных Агентом затрат, Принципал, по требованию Агента, обязуется выплатить пени в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Получить полный текст 5. ФОРС-МАЖОР 5.1.

Агент вправе отступить от указаний Принципала, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах Принципала и Агент не мог предварительно запросить Принципала либо не получил в течение 5 (пяти) дней ответа на свой запрос.

принять от Агента все исполненное по настоящему Договору; 2.5.3. предоставлять по требованию Агента документацию, представление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных п.1.1. настоящего Договора.Принципал обязуется: — выплачивать Агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном настоящим договором;

— возмещать Агенту издержки, понесенные им по оплате коммунальных услуг, услуг связи, потребленной Арендатором электроэнергии. 3. Вознаграждение Агента и порядок расчетов 3.1. За оказанные посреднические услуги Принципал уплачивает Агенту вознаграждение в размере . 3.2. Выплата вознаграждения и оплата выставленных счетов за услуги, предусмотренные настоящим договором, производится единовременно не позднее . 3.3.

Генерального директора , действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО » «, именуемое в дальнейшем «Агент», в лице Генерального директора , действующего на основании Устава, с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий агентский договор оказания услуг по оплате счетов за электрическую и тепловую энергии (далее – «Договор») о нижеследующем: 1.

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА1.1. По договору агентских услуг Агент от своего имени, но за счет Принципала обязуется оплачивать счета за электрическую энергию, тепловую энергию, воду, (указать иное, если необходимо), предоставляемые (указать названия энергоснабжающих организаций) (далее — «энергоснабжающие организации») на основании договоров (указать номера и даты договоров) для обслуживания здания по адресу: , заключенных с ними Агентом, а Принципал обязуется уплатить Агенту вознаграждение за оказываемые услуги.1.2.

Агентский договор на поставку электроэнергии

Перечислить Агенту денежные средства для выполнения условий Договора.2.6.3. Принять отчет Агента, если нет возражений по нему. 3.

Важно ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ3.1. Вознаграждение Агента за выполнение действий, предусмотренных договором агентских услуг, составляет ( ) рублей копеек, включая НДС 18% — ( ) рублей копеек.3.2. Вознаграждение выплачивается Агенту в течение дней после принятия Принципалом его отчета за прошедший месяц путем перечисления денежных средств на расчетный счет Агента. 4.

Внимание ОТВЕТСТВЕННОСТЬ4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств по Договору она обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.4.2. В случае просрочки перечисления Агентом денежных сумм энергоснабжающим организациям по их счетам, приведшей к начислению этими организациями пеней, указанные пени уплачиваются Агентом за счет собственных средств.

договора по типам

В случае наступления обстоятельств, предусмотренных в п. 5.1, срок выполнения Стороной обязательств по настоящему Договору отодвигается соразмерно времени, в течение которого действуют эти обстоятельства и их последствия. 5.5.

Если наступившие обстоятельства и их последствия продолжают действовать более двух последовательных месяцев, Стороны проводят дополнительные переговоры для выявления приемлемых альтернативных способов исполнения настоящего Договора или вынесения решения о его расторжении. 6.

РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ 6.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть между Сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте данного Договора, будут разрешаться путем переговоров. 6.2. При не урегулировании в процессе переговоров спорных вопросов, споры разрешаются в Арбитражном суде г.

Москвы. 7. ИЗМЕНЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА 7.1.

Агентский договор на оплату электроэнергии ип расходы

Общая сумма денежных средств, подлежащая выплате Принципалом в пользу Агента, составляет: ( ) рублей, из которой: — ( ) рублей в т. ч. НДС является вознаграждением Агента; — ( ) рублей, является затратами Агента по выполнению предусмотренного Агентским договором поручения.

Обзор документа

Если лица, не являющиеся плательщиками НДС (в т. ч.

Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (ст. 1011 ГК РФ). Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ).

Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст.

545, 548 ГК РФ).

Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г.

Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

Агенту вознаграждение в порядке, предусмотренном настоящим Договором;2.5.2. принять от Агента все исполненное по настоящему Договору;2.5.3. предоставлять по требованию Агента документацию, представление которой необходимо для выполнения работ, предусмотренных п.1.1. настоящего Договора.

1.1 договора агентских услуг. К отчету Агента должны быть приложены подлинники счетов энергоснабжающих организаций, оплаченные Агентом в месяце, за который представляется отчет, и копии платежных документов с отметками банка об оплате этих счетов, заверенные печатью Агента и подписью его руководителя.Департаментом не оказываются.

Одновременно сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 346.11 главы 26.

2 «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением этого налога, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Кодекса.

Кроме того, на основании пункта 5 статьи 346.11 главы 26.2 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных Кодексом.

  • предоставление отчета (обычно ежемесячного) за поставленное электричество;
  • предоставление документов, подтверждающих сумму расходов, понесенных агентом для исполнения поручения принципала.

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по настоящему Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения настоящего Договора в результате обстоятельств чрезвычайного характера, которые Стороны не могли предвидеть или предотвратить. 5.2. При наступлении обстоятельств, указанных в п.

— выплачивать Агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном настоящим договором;

— возмещать Агенту издержки, понесенные им по оплате коммунальных услуг, услуг связи, потребленной Арендатором электроэнергии.

3. Вознаграждение Агента и порядок расчетов

3.1. За оказанные посреднические услуги Принципал уплачивает Агенту вознаграждение в размере .

Размер вознаграждения может быть изменен по соглашению Сторон.

Агентский договор жлектроэнергии

Принципала.2.2. Агент вправе отступить от указаний Принципала, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах Принципала и Агент не мог предварительно запросить Принципала либо не получил ответ на свой запрос в течение дней после его отправки.

Агент обязан уведомить Принципала о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным.2.3. Агент обязан ежемесячно до числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять Принципалу отчет о выполнении в прошедшем месяце действий, предусмотренных в п. 1.

1 договора агентских услуг.

К отчету Агента должны быть приложены подлинники счетов энергоснабжающих организаций, оплаченные Агентом в месяце, за который представляется отчет, и копии платежных документов с отметками банка об оплате этих счетов, заверенные печатью Агента и подписью его руководителя.

ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ3.1. Вознаграждение Агента за выполнение действий, предусмотренных договором агентских услуг, составляет ( ) рублей копеек, включая НДС 18% — ( ) рублей копеек.3.2. Вознаграждение выплачивается Агенту в течение дней после принятия Принципалом его отчета за прошедший месяц путем перечисления денежных средств на расчетный счет Агента.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ4.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон обязательств по Договору она обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки.4.2.

Принципал обязуется: — выплачивать Агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленном настоящим договором; — возмещать Агенту издержки, понесенные им по оплате коммунальных услуг, услуг связи, потребленной Арендатором электроэнергии. 3.

Вознаграждение Агента и порядок расчетов 3.1. За оказанные посреднические услуги Принципал уплачивает Агенту вознаграждение в размере . 3.2.

Выплата вознаграждения и оплата выставленных счетов за услуги, предусмотренные настоящим договором, производится единовременно не позднее . 3.3. Размер вознаграждения может быть изменен по соглашению Сторон.

4. Ответственность Сторон 4.1. Агент несет ответственность перед Принципалом за просрочку оплаты коммунальных и иных платежей, предусмотренных настоящим договором. 4.2.

], действующего на основании , именуемое в дальнейшем «Принципал», «Арендатор», с другой стороны, а вместе именуемые «Стороны», связанные взаимными правами и обязанностями по Договору аренды нежилого помещения , заключили настоящий договор о нижеследующем: 1.

Если Принципал имеет возражения по отчету Агента, он должен сообщить о них Агенту в течение дней со дня получения отчета. В противном случае отчет считается принятым Принципалом.2.4.

Оплата счетов энергоснабжающих организаций осуществляется за счет Принципала. Для этого Принципал предварительно перечисляет на счет Агента денежные средства в размере, сообщенном ему Агентом в письменной форме.

В случае оплаты Агентом счетов за счет своих средств Принципал обязан возместить Агенту его затраты.

Для этого после принятия отчета Агента за соответствующий месяц Принципал перечисляет указанные в нем суммы на расчетный счет Агента.2.5. Денежные средства, поступившие к Агенту от Принципала, являются собственностью Принципала.2.6.

Принципал обязан:2.6.1. Выплатить Агенту вознаграждение за оказанные услуги в размере и в порядке, установленных Договором.2.6.2.

Бухгалтерский учет коммунальных услуг и налогообложение

«Мой адрес не дом и не улица» — к сожалению, эта крылатая фраза совершенно не применима к организации. У каждой приличной фирмы есть вполне официальный адрес, по которому она располагается. А раз есть «место жительства», значит есть и сопутствующие расходы — коммунальные.

Давайте сразу определимся, что под статьей расходов «Коммунальные услуги» будем понимать расходы на электричество, воду, газ и т.п. На все то, что делает помещение пригодным для работы организации или ИП.

1. Статья расходов «Коммунальные услуги»: с кем может быть заключен договор?

2. Правила учета коммунальных услуг при прямых расчетах с ресурсоснабжающей организацией

3. Правила учета коммунальных услуг при включении их стоимости в арендную плату

4. Правила учета коммунальных услуг при компенсации их стоимости арендатором

5. Вычет по НДС у арендатора при компенсации коммунальных услуг

6. Агентский договор − возможность избежать рисков по НДС

7. Бухгалтерский учет коммунальных услуг в случае их компенсации арендатором

8. Оформление и учет расчетов по коммунальным услугам

9. Налоговый учет коммунальных услуг в расходах при ОСН

10. Расходы на коммунальные услуги при УСН

Итак, идем по порядку. Если у вас нет времени читать длинную статью, посмотрите короткое видео ниже, из которого вы узнаете все самое важное по теме статьи.

(если видео видно нечетко, внизу видео есть шестеренка, нажмите ее и выберите Качество 720р)

Более подробно, чем в видео, разберем тему дальше в статье.

Добавлено в закладки: 1

Всем известно, что иметь собственное помещение для своего бизнеса позволят себе очень немногие. Большая часть компаний отдает предпочтение тому, чтобы помещения (и складские, и офисные) арендовать.

Зачастую арендодатель устанавливает плату таким образом: постоянная часть (в условных единицах или рублях за квадратный метр) вдобавок возмещение коммунальных расходов. Данный вариант объясняется тем, что поставщики коммунальных услуг не желают с каждым арендатором, который может в любой момент съехать заключать договоры, предпочитая контактировать непосредственно с собственником недвижимости.

Данную переменную часть, как возмещение коммунальных расходов все оформляют и называют по-разному.

Наиболее распространенным до 2007 года было простое перевыставление счетов: арендодатель, который заключил договоры с поставщиками коммунальных услуг, выставлял счет и счет-фактуру на коммунальные услуги арендатору, не признавал при этом в своем учете ни расходы, ни доходы. А арендатор, оплатив и получив счет за «коммуналку», принимал спокойно НДС, который предъявляется арендодателем, к вычету.

Но эта ситуация поменялась с выходом в свет писем Министерства финансов России от 6 сентября 2005 № 07-05-06/234 и ФНС России от 29 декабря 2005 № 03-4-3/2299/28.

Логика, примененная в них, была развита и поддержана в письме Министерства финансов России от 3 июня 2006 № 03-04-15/52: финансовое ведомство, ссылаясь на постановление Президиума ВАС РФ от 6 апреля 2000 № 7349/99* указало, что арендодатель не является энергоснабжающей организацией для арендатора, так как сам получает в качестве абонента электроэнергию от энергоснабжающей организации для обеспечения нужд помещения. Соответственно предъявить НДС арендатору он не вправе, а потому и к вычету ни одной из сторон тоже быть принят не может.

Аналогичная позиция выражалась последовательно и позднее (письма Министерства финансов России от 27 декабря 2007 № 03-03-06/1/895 и от 24 марта 2007 № 03-07-15/39).

Ввиду этого довольно распространенным, достаточно выгодным и вполне безопасным для обеих сторон договора аренды стал другой метод: коммунальные платежи в части, которая приходилась на арендатора, возмещались арендодателю, как переменная часть арендной платы. В данной ситуации оплата «коммуналки», которая потреблена арендатором, перестала носить характер возмещения, арендодатель без проблем мог выставлять счета-фактуры, а арендатор – принимать НДС, предъявленный к вычету.

С правомерностью такого подхода согласились и уполномоченные органы (письма Министерства финансов России от 10 февраля 2011 № 03-03-06/1/86, от 19 сентября 2006 № 03-06-01-04/175, ФНС России от 4 февраля 2010 № ШС-22-3/86, УФНС России по Московской области от 13 ноября 2006 № 21-25-И/1372).

Но невзирая на все достоинства оформления стоимости коммунальных услуг, которые потреблены арендатором, как переменная часть арендной платы, у данного метода есть два больших недостатка, которые проявляются, когда арендодатель использует упрощенную систему налогообложения.

Во-первых, суммы переменной части арендной платы нужно включать в состав доходов арендодателя, что способно привести даже к превышению ограничения доходов и утрате права на специальный режим, который можно было бы сохранить, если бы возмещение «коммуналки» не учитывалось в доходах. Кстати, арендодатель при использовании объекта налогообложения «доходы» должен обавок уплатить налог с этих денег, тогда как расходы, аналогичные по сумме, он не может признать в целях налогообложения.

Во-вторых, арендодатель, являясь субъектом «упрощенной системы налогообложения», не является плательщиком НДС в силу пункта 2 статьи 346.11 Налогового Кодекса РФ, поэтому арендатору не может предъявить НДС, даже если налог был ему предъявлен поставщиком услуг. А отсутствие «входного» НДС ведет к финансовым утерям у арендатора.

Как же этого избежать? Необходимо заключить посреднический договор (к примеру, агентский), по которому арендодатель, выступая в качестве агента от своего имени, однако за счет арендатора-принципала, приобретает коммунальные услуги для последнего у их поставщиков.

Как напомнило Министерство финансов России в комментируемом письме, вычет по счету-фактуре арендодателя-посредника НДС серьезных возражений обычно не вызывает. Заметим, что это уже не первое разъяснение уполномоченных органов по этому вопросу (письма Министерства финансов России от 10 февраля 2011 № 03-03-06/1/86, ФНС России от 4 февраля 2010 № ШС-22-3/86).

В отношении исключения сумм полученных возмещений из суммы доходов, то независимо от используемой системы налогообложения возможность такая закреплена прямо в Налоговом кодексе (подп. 9 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового Кодекса РФ). Разумеется, расходы в виде оплаты коммунальных услуг арендодатель признать тоже не сможет.

Все же, заключая агентский договор с арендодателем на возмещение коммунальных услуг, арендатору необходимо тщательно взвесить все имущества и недостатки.

Кроме этого, судьи в последнем из упомянутых актов отказали в вычете арендатору, утверждая, что этот договор фактически определял порядок возмещения коммунальных расходов, а ввиду того, что подобные операции НДС не облагаются, арендатор использовал незаконно вычет. Правда, при рассмотрении аналогичного дела по вновь открывшимся обстоятельствам они пришли к обратному выводу и признали вычеты правомерными (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.09 № А03-10350/2007).

Смена арендатора здания – вполне обыденное явление. Арендодатель с каждым новым арендатором в рассматриваемой ситуации будет заключать собственный агентский договор (или, к примеру, договор комиссии).

Выходит, что договор с поставщиком коммунальных услуг будет заключаться намного раньше, нежели посреднический договор.

В пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 № 85 «Обзор практики разрешения споров по договору комиссии» в то же время сказано, что сделка, которая совершена до установления отношений по договору комиссии, не будет признана заключенной для исполнения поручения комитента. Эти разъяснения применяется и к агентскому договору ввиду статьи 1011 Гражданского кодекса РФ.

Это значит, что расходы арендодателя по договору с поставщиком коммунальных услуг можно признать осуществленными без заключенного агентского договора. И тогда необходимые суммы возмещения невозможно будет исключить из состава доходов арендодателя, ведь они будут являться прочим поступлением денежных средств.

Образец агентского договора на коммунальные услуги

Агентский договор на коммунальные услуги – это договор, в согласии с которым одна сторона (агент) за вознаграждение обязуется совершать по поручению принципала (другой стороны) коммунальные услуги от собственного имени, однако за счет принципала или за счет и от имени принципала. Смежными договорами являются договор комиссии и договор поручения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *