6 амортизационная группа

К группировке «ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ)» относятся нежилые здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и т.п. К данному виду основных фондов также относятся дебаркадеры с возведенными на них зданиями и аналогичные «плавучие» здания. В состав нежилых зданий и их частей включается также арматура, устройства и оборудование, которые являются их неотъемлемыми частями, а также исторические памятники, идентифицируемые прежде всего как нежилые, т.е. общая полезная площадь нежилых помещений которых занимает не менее 50% от всей полезной жилой и нежилой площади.

Нежилыми зданиями могут являться такие объекты, как склады, гаражи и промышленные здания, коммерческие (торговые) здания, здания для проведения развлекательных мероприятий, гостиницы, рестораны, школы, больницы, тюрьмы и т.д. Помещения тюрем, колоний, следственных изоляторов, казарм для заключенных, казарм для военных, общежития исправительных и воспитательных колоний, лечебные исправительные учреждения, школы и больницы рассматриваются как нежилые здания, несмотря на то, что они могут служить местом жительства.

Объектом классификации данного вида основных фондов является каждое отдельно стоящее здание. Если здания примыкают друг к другу и имеют общую стену, но каждое из них представляет собой самостоятельное конструктивное целое, они считаются отдельными объектами.

Наружные пристройки к зданию, имеющие самостоятельное хозяйственное значение, отдельно стоящие здания котельных, а также надворные постройки (склады, гаражи, ограждения, сараи, заборы, колодцы и прочее) являются самостоятельными объектами.

В случаях, когда различные помещения одного и того же здания (включая помещения, встроенные в здания) имеют различных собственников (в том числе при приватизации квартир) или используются для различных видов деятельности, объектами классификации могут быть отдельные помещения.

В состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, как-то: система отопления, включая котельную установку для отопления (если последняя находится в самом здании); внутренняя сеть водопровода, газопровода и водоотведения со всеми устройствами и оборудованием; внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъемники и лифты.

Встроенные в здания котельные установки (бойлерные, тепловые пункты), включая их оборудование по принадлежности, также относятся к зданиям. Основные фонды отдельно стоящих котельных учитываются в соответствующих группировках.

Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства водоотведения включаются в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий, или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.

Проводка электрического освещения и внутренние телефонные и сигнализационные сети включаются в состав зданий, начиная от вводного ящика или кабельных концевых муфт (включая ящик и муфты) или проходных втулок (включая сами втулки).

Фундаменты под всякого рода объектами, такими как котлы, генераторы, станки, машины, аппараты и прочими, расположенными внутри зданий, не входят в состав здания, кроме фундаментов крупногабаритного оборудования. Фундаменты этих объектов входят в состав установленных на них объектов, фундаменты крупногабаритного оборудования, сооруженные одновременно со строительством здания, входят в состав здания. Они, как и ряд других специализированных инженерно-строительных сооружений, являются неотъемлемыми составными частями самих зданий.

Передвижные домики производственного назначения (мастерские, котельные, кухни, АТС и пр.) и непроизводственного назначения (жилые, бытовые, административные и прочие) относятся к зданиям, установленное в них оборудование относится соответственно к машинам и оборудованию или другим группировкам основных фондов.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
300041 Россия, Тульская область, город Тула, Красноармейский проспект, д. 5
Телефон (факс): 8(4872)250-800; http://www.tula.arbitr.ru/; E-mail: a68.info@arbitr.ru

РЕШЕНИЕ

город Тула Дело № А68-157/2016
Дата объявления резолютивной части решения: 30 января 2018 года
Дата изготовления решения в полном объеме: 06 февраля 2018 года
Арбитражный суд Тульской области в составе судьи Чубаровой Н.И.,
при ведении протокола секретаря судебного заседания Жуковой С. Н.,
рассмотрев в судебном заседании заявление федерального казенного предприятия «Алексинский химический комбинат» (ИНН 711, ОГРН 1027100507510) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области о признании недействительными решений от 08.07.2015 № 440 и №441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,
при участии в заседании представителей:
от федерального казенного предприятия «Алексинский химический комбинат»: Николаичевой Н.В. по доверенности,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области: Грудиной М.В. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:

Федеральное казенное предприятие «Алексинский химический комбинат» (далее – ФКП АХК) обратилось в Арбитражный суд Тульской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области, Инспекция) с заявлением о признании недействительными решений от 08.07.2015 №440 и №441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве нам заявление.
Определением суда от 22.03.2016 производство по данному делу было приостановлено до рассмотрения арбитражным судом дела № А68-155/2016. Определением от 12.12.2017 производство по делу № А68-155/2016 было возобновлено.
26.01.2018 в судебном заседании объявлен перерыв до 30.01.2018, после перерыва судебное заседание продолжено.
Рассмотрев материалы дела, суд установил, что Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области проведены камеральные налоговые проверки ФКП АХК на основе уточненных налоговых расчетов по налогу на имущество организаций за период 9 месяцев 2012 года, налоговой декларации за 2012 год, представленных в инспекцию 26.12.2014.
По результатам проверок составлены акты камеральных налоговых проверок от 09.04.2015 № 1426 и № 1427, соответственно.
По результатам рассмотрения указанных актов, письменных возражений предприятия, начальником МИФНС России № 8 по Тульской области вынесены решения от 08.07.2015 № 440 и №441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 08.07.2015 № 440 доначислен налог на имущество за 9 месяцев 2012 года в сумме 360 125 руб., пени в сумме 5719,87 руб. по состоянию на 08.07.2015. Решением от 08.07.2015 № 441 доначислен налог на имущество за 2012 год в сумме 334 429 руб. по сроку 01.04.2013. По данным КЛС имеется переплата в сумме 636 011 руб.
Основания доначисления налога в указанных решения одинаковые.
Инспекция в результате проверки уточненных налоговых деклараций пришла к выводу о том, что ФКП «Алексинский химический комбинат» в течение 2012 года неправомерно распространило льготу, установленную пунктом 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), на имущество, не относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, в результате чего среднегодовую стоимость необлагаемого имущества, что привело к исчислению авансовых платежей по налогу на имущество организаций за спорные периоды в заниженном размере.
При камеральной проверке ведомости амортизации основных средств за 2012 год установлено, что в указанном документе, представленном ФКП АХК по требованию инспекции для подтверждения пониженной ставки, присутствуют отдельные инвентарные номера объектов, ОКОФ которых не соответствует перечню имущества, утвержденного Постановлением № 504: ОКОФ 114521012 по перечню наименование объекта здание электрических и тепловых сетей (инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т. д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций) по ведомости ОС представленной в налоговую инспекцию ФКП АХК (инв. № 00037(здание 2-А(центральная проходная), инв. № 00125 (здание 2Б проходная №5) инв. № 20130 (забор общекомбинатовский) ОКОФ 124521010 по перечню Постановления № 504 наименование объекта сооружения электроэнергетики (кабельные линии электропередачи напряжением до 500 кВ включительно, кабель, стопоры, соединительные и концевые муфты, крепежные детали, устройства защиты, устройства сигнализации и связи, высокочастотные заградители, компенсирующие устройства и элементы, входящие в состав линий электропередачи, маслоподпитывающая аппаратура), по ведомости ОС, представленной в налоговую инспекцию ФКП АХК инв. № 20043 ( система наружного освещения охран. периметра ) , инв. № 20210 (наружное освещение) На основании вышеизложенного перечисленные объекты не относятся к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, следовательно, они элементом ЛЭП не являются.

Все вышеуказанные объекты: здания проходной, забор общекомбинатовский, система наружного освещения охраны периметра, наружное освещение относятся к основным средствам, не участвующим в производстве и преобразовании электроэнергии и ее передачи.
Представленное предприятием к возражениям техническое решение по проекту «Реконструкция охранного периметра ФКП АХК свидетельствует только о том, что ФКП АХК принято решение реконструировать и организовать систему охранной сигнализации, охранного освещения и систему электроснабжения по внешнему ограждению, а также реконструкцию контрольно-пропускных пунктов, но из указанных документов не усматривается, какое отношение имеет организация данного охранного периметра к заявленной льготе, При этом из представленного технического решения следует, что обоснованием для проводимых работ является организация распределенной структуры постов охраны, обеспечение дальнейшего развития комплексов инженерно-технических средств охраны объекта по части интеграции системы телевизионного наблюдения, постовой связи и т.д., в т.ч., для того, чтобы построить более функциональный комплекс инженерно-технических средств охраны.
Вместе с тем данные объекты не участвуют в передаче электроэнергии (документы, подтверждающие иное, налогоплательщиком не представлены), при этом Инспекция полагает, что для использования данных объектов в целях охраны предприятия последнее потребляет электроэнергию, а не передает ее между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431. Следовательно, сам факт наличия у налогоплательщика линий энергопередачи, которым налогоплательщик обосновывает наличие у него права на применение льготы, не может являться основанием для отнесения спорных объектов основных средств к их неотъемлемой части, если они не связаны с процессом передачи электрической энергии или ее распределением.
ФКП АХК обратилось в вышестоящий налоговый орган с апелляционными жалобами на указанные решения Инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Решениями УФНС по Тульской области от 30.09.2015 №07-45/154411 и №07-45/154413 решения инспекции оставлены без изменения.
Заявитель оспаривает решения от 08.07.2015 №440 и №441 5 по следующим основаниям.
Положения пункта 1 статьи 374 (далее — НК РФ, Кодекс) связывают момент возникновения объекта обложения налогом на имущество организаций с фактом нахождения имущества в составе основных средств, в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктами 21, 22, 49 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н, имущество, полученное государственным унитарным предприятием (казенным предприятием) в оперативное управление, учитывается на его балансе.
Исходя из пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации, которая согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со статьей 214 ГК РФ имущество должно быть зарегистрировано, как государственная собственность и закреплено за государственным предприятием. Государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляет государственную казну Российской Федерации.
Основанием для государственной регистрации закрепления федерального имущества за предприятием на праве оперативного управления является решение собственника о закреплении за предприятием имущества.
Распоряжением от 22.07.2015 № 163-р ТУ Росимущество закрепило объекты недвижимого имущества, входящие в охранный периметр на праве оперативного управления за предприятием.
ФКП АХК, ссылаясь на письмо ФНС России от 27.01.2009 № ШС-17-3/17@, указывает, что, если право государственной собственности и право оперативного управления не оформлено в установленном законодательстве порядке, то основания для постановки на баланс (в состав основных средств) государственного унитарного предприятия (казенного предприятия) данных объектов недвижимого имущества отсутствуют. Данные объекты не могут рассматриваться в качестве объекта налогообложения налогом на имущество.
Учет основных средств без правовых оснований, фактическое нахождение спорного имущества в пользовании предприятия не является основанием для начисления налога (Обзор практики применения законодательства РФ о налоге на имущество (глава 30 Кодекса) от 05.10.2007).
С учетом изложенного заявитель считает, что среднегодовая стоимость спорных объектов не может быть включена в налогооблагаемую базу по налогу на имущество организаций, налог на имущество доначислен необоснованно.
Заявитель отмечает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 утвержден Перечень, в котором указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ, подлежащие льготированию при налогообложении имущества организаций.

Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
ФКП АХК считает, что подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов по которой является закрытым (письмо Минфина России от 13.07.2006 № 03-01-04/143).
Право на льготу по налогу на имущество имеет организация, не осуществляющая деятельность в сфере электроэнергетики, в отношении находящихся у нее на балансе линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью, используемых для собственных и производственных нужд (письмо Минфина России от 14.06.2012 № 03-05-05-01/34).
Определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Техническая документация на реконструкцию охранного периметра с полным комплексом ИТСО (1 очередь), разработанная ФГУП «Центромашпроект», предусматривала проведение работ подрядчиком ООО «Эл Би Скай Глобал» по оснащению охранного периметра охранной системой и связанных с этим работ: реконструкция внешнего основного ограждения (забора общекомбинатского), организация системы охранной сигнализации по внешнему ограждению, организация системы охранного освещения, организация системы электроснабжения и реконструкция контрольно-пропускных пунктов, расположенных в зданиях 2-а, 2-б, 20-0.
ФКП АХК считает, что все поименованные спорные объекты являются составной частью охранной системы, указанной в Примечании Перечня к линии электропередачи воздушная, код ОКОФ (12 4521125), которая подлежит льготе.
Реконструкция забора общекомбинатского и зданий проходных связана с размещением в них охранной системы, специальной электрической аппаратуры, линий электропередач и трансформаторных подстанций, автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов, что позволяет их отнести к ОКОФ 11 452 1012 «Здания электрических сетей».
Реконструируемый забор представляет собой сигнальное ограждение оцинкованной сетчатой конструкции, с встроенной системой охранной сигнализации периметра T-REX 6000, закрепленными по всей длине периметра датчиками системы вибрационного действия, смонтированными на кабеле (сенсорной линии SL — 6000), что подтверждается приложенным техническим паспортом ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ».
Данные от датчиков получает и анализирует блок обработки сигнала (БОС), который устанавливается вдоль линии периметра и состоит из платы приема, обработки и передачи сигнала и устройств грозозащиты. Блоки обработки сигнала объединяются с центральным контроллером системы и между собой. Тревожные сигналы передаются на центральный контролер системы и автоматизированные рабочие места операторов по линии связи.
АРМ оператора выполняет функции контроля и управления техническими средствами охраны и обеспечивает передачу информации от охранных извещателей на АРМ операторов, обмен информацией в реальном времени с контроллерами, отображения состояния технических средств периферийной аппаратуры, меню для подачи команд управления на технические средства, регистрация всех сообщений от аппаратуры и команд оператора, автоматический контроль работоспособности технических средств. При поступлении тревожных сообщений АРМ оператора включает звуковой сигнал, отображает графический план объекта с устройством, сформировавшим тревогу.
В льготированный Перечень входит «аппаратура электрическая низковольтная (до 1000В)» код ОКОФ 14 3120020, к которой относится автоматизированные рабочие места оператора АРМ T-REX, блоки обработки сигнала (БОС) с платой грозозащиты FU-16, центральные контроллеры системы охранной сигнализации периметра Т-REX 6000, ящики управления освещением.
Комплектная трансформаторная подстанция модульного типа КТП-2 относится к коду ОКОФ 14 3115020 «подстанции трансформаторные комплектные», что подтверждается ведомостью амортизации основных средств. Согласно паспорту изготовителя комплектная трансформаторная подстанция мощностью 400 кВ предназначена для приема, преобразования и распределения электрической энергии трехфазного переменного тока.

Трансформаторы ТМГ, камера КСО-298 с шинным и линейным разъединителем (инв. № 46022) с первоначальной стоимостью 309 660, 21руб. и камера КСО-298 с шинным и линейным разъединителем (инв. № 46023) с первоначальной стоимостью 450 002, 53руб. относятся к ОКОФ 143120010 «Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1 000 В).

Согласно паспорту изготовителя камера КСО 298 номинальным напряжением 10 кВ предназначена для распределительных устройств переменного трехфазного тока частотой 50 Гц сетей с изолированной или заземленной, через дугогасительный реактор, нейтралью, то есть является составной частью распределительных устройств высокого напряжения, имеет выключатели, контакторы, разъединители, короткозамыкатели, разрядники (ограничители перенапряжений), токоограничивающие реакторы, устройства защиты от перенапряжений, устройство релейной защиты и автоматики, что указано в Примечании льготированного перечня.
По паспорту изготовителя трансформатор ТМГ 400/10 имеет номинальную мощность 400 кВ, выключатели, контакторы, разъединители, короткозамыкатели, разрядники (ограничители перенапряжений), токоограничивающие реакторы, устройства защиты от перенапряжений, устройство релейной защиты и автоматики, что позволяет отнести к коду ОКОФ 143120010.
Система наружного освещения охранного периметра ФКП АХК (инв.№ 20043) с первоначальной стоимостью 10 059 682, 02 руб. и система охранной сигнализации (инв. № 20044) с первоначальной стоимостью 20 129 354, 04 руб. относятся к ОКОФ 12 4521125 «линия электропередачи воздушная», что подтверждается техническим паспортом органов инвентаризации.
Кроме того, заявитель отмечает, что ФКП «АХК» участвует в процессе передачи электроэнергии сторонним потребителям; линии электропередач ФКП «АХК» являются единой энергосистемой, через которую в настоящее время осуществляет переток электрической энергии сторонним потребителям; охранный периметр является частью энергосистемы ФКП АХК, оснащен сложным оборудованием, имеет в своем составе комплексную трансформаторную подстанцию посредством которой также идет прием, преобразование и распределение электрической энергии.
При таких обстоятельствах заявитель просил требования удовлетворить.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области считает требования заявителя необоснованными по следующим основаниям.
Основанием для применения льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, то есть, следуя буквальному смыслу пункта 11 статьи 381 Кодекса, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между сооружениями и линиями энергопередачи.
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Налогоплательщиком необоснованно отнесены спорные объекты основных средств к отнесены к льготируемому имуществу согласно Перечню №504: к линии энергопередачи воздушная (код ОКОФ 124521125) и к зданиям электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 114521012).
Функциональное назначение охранного периметра предприятия с полным комплексом инженерно-технических средств охраны является защита (охрана) предприятия (объектов, расположенных на территории) от внешних угроз и преступных посягательств, эксплуатация рассматриваемого охранного периметра осуществляется сотрудниками ведомственной охраны, следовательно, спорные объекты не являются имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
По мнению налогового органа, ФКП АХК применяет льготу по объектам комплекса инженерно-технических средств охраны, не участвующим в передаче электроэнергии; поскольку спорные основные средства не относятся к линиям энергопередачи, к сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, налогоплательщику правомерно доначислен налог на имущество организаций за спорный период.
При этом ни Налоговый кодекс РФ, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке.
Согласно ведомостям амортизации основных средств, а также инвентарным карточкам учета объектов основных средств ФКП АХК приняты к бухгалтерскому учету (здание 2-А (центральная проходная) — 01.06.1939, здание 2-Б (проходная №5) — 01.06.1941, забор общекомбинатский — 01.06.1946, наружное освещение — 01.06.1986, система наружного освещения охранного периметра — 01.12.2011) и используются в деятельности Предприятия спорные объекты основных средств. Указанные объекты учитываются налогоплательщиком на бухгалтерском счете 01 «Основные средства».

Работы по реконструкции охранного периметра с полным комплексом ИТСО (1 очередь) приняты актом рабочей комиссии от 17.12.2010 и актами о приемке выполненных работ (КС-2). Согласно ведомостям амортизации основных средств за 2012-2014 гг. на данные объекты ФКП «Алексинский химический комбинат» начислялась амортизация.
Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, поэтому порождает обязанность общества исчислять и уплачивать названный налог в порядке, установленном главой 30 НК РФ.
Поскольку предприятие самостоятельно поставило спорные объекты на учет на бухгалтерском счете 01 «Основные средства», самостоятельно включило их в налоговую базу по налогу на имущество, довод ФКП АХК об отсутствии права постановки на баланс объектов охранного периметра без государственной регистрации права инспекция считает несостоятельным.
При таких обстоятельствах Межрайонная ИФНС России № 8 по Тульской области просит в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся доказательства, арбитражный суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (без-действия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Положениями пункта 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ в редакции, действовавшей в 2012 году, освобождаются от налогообложения организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
Из приведенных норм Кодекса следует, что основанием для применения льготы по налогу на имущество является наличие у налогоплательщика линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, то есть, следуя буквальному смыслу пункта 11 статьи 381 Кодекса, обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между сооружениями и линиями энергопередачи.
Перечень имущества, относящегося к объектам, поименованным в пункте 11 статьи 381 НК РФ, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N504 «О Перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций» (далее — Перечень).

В названном Перечне указан код ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов) и наименование имущественного объекта. Кроме того, Перечень содержит графу «Примечание», в котором имеется краткая характеристика имущественных объектов.
Объектом классификации материальных основных фондов в соответствии с ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект, данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
Право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках). ОКОФ применяется для выполнения статистических задач, а не регулирует вопросы налогообложения. При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества.
Таким образом, право на налоговую льготу возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: 1) имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 Налогового кодекса РФ; 2) имущество поименовано в Перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации; 3) имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
В составе Перечня имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций, в том числе поименовано имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью.
К линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, вышеназванный Перечень относит следующее имущество:
— код ОКОФ 124521125 (линия электропередачи воздушная: линии электропередачи воздушные напряжением от 0,4 до 1500 кВ включительно, переменного и постоянного тока на металлических опорах, на опорах из непропитанной древесины, на опорах из пропитанной древесины, на железобетонных опорах, в том числе опоры, фундаменты, провода, тросы, изолирующие подвески, охранные системы, системы заземления, системы защиты ВЛ, устройства светоограждения, устройства защиты от перенапряжений, устройства отбора мощности, установленные непосредственно на линии электропередачи, высокочастотные заградители, если они размещены в границах зоны эксплуатации линии электропередачи, устройства плавки гололеда и элементы, входящие в состав линий электропередачи;
— код ОКОФ 114521012 (здания электрических и тепловых сетей) относятся: инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т. д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосно-перекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций.
При этом обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому является наличие технологической связи между данным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом) относящимся в соответствии с Перечнем №504 к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии.
Включение имущества в Перечень осуществлялось на основе признания его в соответствии с отраслевыми стандартами и техническими условиями, одним из перечисленных в пункте 11 статьи 381 НК РФ объектов или его конструктивным элементом, а также сооружением, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, с учетом назначения (принадлежности) и выполняемых функций.
В силу пункта 1 статьи 11 НК РФ понятия и термины гражданского законодательства, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства, если НК РФ не предусматривает иное. Поскольку в налоговом законодательстве понятие «линии электропередачи» отсутствует, в силу статьи 11 НК РФ для уяснения соответствующих терминов следует руководствоваться отраслевыми законами и стандартами, в т.ч., Федеральным законом от 26.03.2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (далее — Закон №35-Ф3), статьей 3 которого установлено, что объектами электросетевого хозяйства являются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В соответствии с ГОСТ 24291-90 «Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения» линии электропередачи (ЛЭП) электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431. Электропередачей является совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой.
В соответствии со статьей 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Заключение с абонентом договора энергоснабжения осуществляется при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. При этом договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
На основании статьи 26 Закона №35-Ф3 любые юридические лица имеют право на технологическое присоединение своих энергопринимающих устройств (энергетических установок) к электрическим сетям при наличии технической возможности и соблюдении ими установленных правил такого присоединения. Кроме того, согласно пункту 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861, к потребителям услуг по передаче электрической энергии относятся лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и объектами электроэнергетики. Таким образом, потребитель электроэнергии должен располагать необходимым оборудованием (энергопринимающими устройствами), посредством которого он осуществляет прием энергии от поставщика и ее потребление. Помимо этого он может владеть объектами энергетики, к которым в соответствии со статьей 3 Закона №35-Ф3 относятся, в частности, и линии электропередачи.
Пунктом 1 статьи 5 Закона №35-Ф3 определено, что технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В соответствии со статьей 7 Закона №35-Ф3 единая национальная (общероссийская) электрическая сеть представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств.

Положение, критерии и порядок ведения реестра объектов электросетевого хозяйства единой национальной (общероссийской) электрической сети утверждены постановлениями Правительства Российской Федерации от 28.10.2003 №648 и от 26.01.2006 №41.
Таким образом, льготируются линии энергопередачи и сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью линий энергопередач, то есть льготируются объекты, непосредственно предназначенные для производства и передачи электроэнергии.
В уточненных налоговых расчетах по налогу на имущество за проверяемый период ФКП АХК из состава облагаемых налогом на имущество основных средств были исключены: здание 2-а центральная проходная (инв. № 00037, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 114521012); здание 2-б проходная 5 (инв. № 00125, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 114521012); забор общекомбинатский (инв. № 20130, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 114521012); система наружного освещения охранного периметра (инв. № 20043, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 124521125); наружное освещение (инв. № 20210, согласно инвентарной карточке учета объекта основных средств код ОКОФ 124521125).
Таким образом, спорные объекты основных средств отнесены заявителем к линии энергопередачи воздушная (код ОКОФ 124521125) и к зданиям электрических и тепловых сетей (код ОКОФ 114521012), то есть, отнесены к льготируемому имуществу согласно Перечню №504.
При этом как указывалось ранее, право на применение льготы законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов обложения налогом на имущество, а не с теми данными, которые указаны в учете налогоплательщика (в инвентарных карточках).
Следовательно, с учетом понятия «линии энергопередачи», прямого указания на линии энергопередачи в пункте 11 статьи 381 НК РФ и в Перечне N 504, заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ, как налогоплательщик, претендующий на применение льготы, должен доказать наличие у него на балансе имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи.
ФКП АХК в обоснование заявленной льготы по налогу на имущество представлены технические паспорта спорных объектов.
Из технического паспорта объекта (здание 2-а центральная проходная) следует, что данный объект является нежилым зданием, вид использования — по назначению. При этом из экспликации к поэтажному плану строения (здание 2-а центральная проходная) следует, что данный объект состоит из: тамбуров, блокпостов, служебного помещения, электрощитовой, коридора, кладовой, туалета, умывальной, т.е. ни одно из перечисленных помещений не является имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Из технического паспорта объекта (здание 2-б проходная №5) следует, что данный объект является нежилым зданием, вид использования — по назначению. При этом из экспликации к поэтажному плану строения (здание 2-б проходная №5) следует, что данный объект состоит из: проходной, комнат отдыха, электрощитовой, раздевалок, коридоров, комнат хранения и заряжения оружия, архива, комнаты приема пищи, комнаты помощника начальника караула, кабинета начальника караула, кабинета зам. начальника отряда, кабинета начальника отряда, помещений отдела кадров, складов, сушилки, учебного класса, умывальной, туалета, кладовой, камеры хранения.
Из технического паспорта объекта (забор общекомбинатский) следует, что данный объект представляет собой металлический решетчатый забор, по металлическим столбам с охранной системой АКЛ типа «Егоза», назначение объекта — объект вспомогательного назначения, вид использования — по назначению.
Техпаспорт на сооружение «Система наружного освещения охранного периметра ФКП АХК свидетельствует о том, что для эксплуатации данного объекта применяются элементы, имеющие определенный код ОКОФ, указанный в Перечне №504.
Вместе с тем, согласно Техническому решению по проекту «Реконструкция охранного периметра с полным комплексом ИТСО на ФКП «Алексинский химический комбинат», г. Алексин Тульской области (1 очередь)» подлежал реконструкции охранный периметр, в том числе:
реконструкция внешнего основного ограждения;
планировка охранной зоны линии периметра основной площадки;
организация системы охранной сигнализации по внешнему ограждению;
организация системы охранного освещения;
организация системы электроснабжения;
реконструкция контрольно-пропускных пунктов.
Таким образом, согласно Техническому решению спорные объекты недвижимого имущества (здание 2-а (центральная проходная), здание 2-б (проходная №5), забор общекомбинатский, наружное освещение) входят в охранный периметр.
Представленное заявителем Техническое решение свидетельствует о принятии ФКП АХК решения реконструировать и организовать систему охранной сигнализации, охранного освещения и систему электроснабжения по внешнему ограждению, а также реконструкцию контрольно-пропускных пунктов.
Из Технического решения следует, что обоснованием для проводимых работ является организация распределенной структуры постов охраны, обеспечение дальнейшего развития комплексов инженерно-технических средств охраны объекта по части интеграции системы телевизионного наблюдения, постовой связи и т.д., в т.ч. для построения более функционального комплекса инженерно-технических средств охраны. При этом функциональное назначение охранного периметра предприятия с полным комплексом инженерно-технических средств охраны является защита (охрана) предприятия (объектов, расположенных на территории) от внешних угроз и преступных посягательств, эксплуатация рассматриваемого охранного периметра осуществляется сотрудниками ведомственной охраны, следовательно, спорные объекты не являются имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Таким образом, суд считает, что в рассматриваемом случае объекты охранного периметра не относятся к линиям электропередачи, а также не являются неотъемлемой технологической частью линии энергопередачи.
Исходя из позиции ФКП АХК, к объектам электропередачи можно отнести все основные средства предприятия (цеха, административные здания, гаражи и т.д., водонапорные башни оборудованные электронасосами), поскольку все указанные объекты подключены к системе электроснабжения и не могут эксплуатироваться без поступающей по кабелям (имеющий определенный ОКОФ) электроэнергии.
Указанное подтверждается письмом от 22.06.2015 №13-6/9250 Приокского Управления Ростехнадзора – федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экологического, технологического и атомного надзора, а также в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.
Согласно данному письму здания 2-а и 2-б предназначены, прежде всего, для осуществления мероприятий по охране территории предприятия, в данных зданиях может располагаться распределительное устройство, от которого могут быть запитаны электроустановки для собственных нужд зданий и (или) цепи охранного освещения и рабочего освещения зданий, рядом стоящих объектов.
Из данного письма следует, что забор общекомбинатский также не является неотъемлемой технологической частью линии освещения; система наружного освещения охранного периметра предназначена не для передачи электрической энергии каким-либо потребителям, а для собственных нужд предприятия с целью освещения охранного периметра.
Как указывалось ранее, в Перечне № 504 указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, либо сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью этих линий, и соответствующие этим наименованиям коды ОКОФ.
Согласно введению в Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94), утвержденного Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 359, объектом классификации материальных основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Вместе с тем, в Перечень № 504 включены лишь те объекты, которые предназначены для производства и передачи электрической энергии, а не объекты, предназначенные для размещения специального оборудования электрических сетей (в частности, электрощитовая), а также объекты иного хозяйственного назначения (в частности, проходная, комнаты отдыха, раздевалки, комната приема пищи и т.д.) и факт наличия у предприятия охранного комплекса с входящими в него объектами, которым ФКП АХК обосновывает наличие у него права на применение льготы, не может являться основанием для отнесения спорных объектов основных средств к неотъемлемой части линий энергопередачи, поскольку они не связаны с процессом передачи электрической (тепловой) энергии в контексте Перечня № 504.
При этом для использования спорных объектов в целях охраны предприятия, последнее потребляет электроэнергию, а не передает ее между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором по ГОСТ 19431, тогда как обязательным условием для отнесения имущества к льготируемому, является наличие технологической связи между спорным имуществом и линией энергопередачи (оборудованием, имуществом) относящимся в соответствии с Перечнем № 504 к линиям энергопередачи, а также фактическое использование льготируемого имущества в передаче энергии.
Судом отклоняется довод заявителя о том, что, поскольку ФКП «АХК» участвует в процессе передачи электроэнергии сторонним потребителям путем перетока электрической энергии сторонним потребителям через единую энергосистему предприятия, и составной частью которой является охранный периметр, оснащенный сложным оборудованием, имеющий в своем составе комплексную трансформаторную подстанцию посредством которой также идет прием, преобразование и распределение электрической энергии, то налоговая льгота по имуществу, входящему в охранный периметр, заявлена предприятием правомерно.
Функциональное назначение охранного периметра предприятия с полным комплексом инженерно-технических средств охраны является защита (охрана) предприятия (объектов, расположенных на территории) от внешних угроз и преступных посягательств, эксплуатация рассматриваемого охранного периметра осуществляется сотрудниками ведомственной охраны, спорные объекты не являются имуществом, относящимся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что именно спорные объекты участвуют в перетоке электрической энергии сторонним потребителям.
Таким образом, ФКП «АХК» применяет льготу по объектам комплекса инженерно-технических средств охраны, не участвующим в передаче электроэнергии, спорные основные средства не относятся к линиям энергопередачи, к сооружениям, являющимся их неотъемлемой частью, и, соответственно, налоговым органом правомерно доначислен налог на имущество организаций за спорные периоды в сумме 1 074 963 руб.
Судом отклоняется довод ФКП АХК об отсутствии оснований для постановки на баланс спорных объектов недвижимого имущества, поскольку право государственной собственности и оперативного управления в 2012 году оформлено не было.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296).
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (пункт 1 статьи 299 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса (в редакции, действующей в проверяемом периоде) объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 375 НК РФ при определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
В силу пункта 4 статьи 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Порядок учета на балансе организации объекта основных средств регулируется также Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (далее — Положение ПБУ 6/01).
В соответствии с названным Приказом актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:
объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владении и пользование или во временное пользование;
объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше двенадцати месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает двенадцати месяцев;
организация не предполагает последующей перепродажи данного объекта;
-объект способен приносить организации экономические выгоды (доходы) в будущем.
Пунктом 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств предусмотрено, что основные средства могут приниматься к бухгалтерскому учету в случаях приобретения, сооружения и изготовления за плату; сооружения и изготовления самой организацией; поступления от учредителей в счет вкладов в уставный (складочный) капитал, паевой фонд и в других случаях.
Таким образом, ни Налоговый кодекс Российской Федерации, ни законодательство о бухгалтерском учете не содержат такого условия для налогообложения имущества организации и его постановки на учет в качестве основного средства, как наличие у организации права собственности на объекты недвижимости, зарегистрированного в установленном порядке.
Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, поэтому порождает обязанность общества исчислять и уплачивать названный налог в порядке, установленном главой 30 НК РФ.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2008 N 16078/2007, в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.10.2007 по делу N 8464/07.
Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, установлено, что по объектам недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, амортизация начисляется в общем порядке с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету. Объекты недвижимости, право собственности на которые не зарегистрированы в установленном законодательством порядке, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания.
Для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию) применяется акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1).
Для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации применяется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3).
Принятие объекта в состав основных средств осуществляется организацией самостоятельно, однако, вопрос о включении приобретенного актива (имущество, иные объекты) в состав основных средств и, как следствие, в объект налогообложения налогом на имущество организаций не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика — организации, а определяется экономической сущностью объекта, поэтому принятие актива (имущества) к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств должно производиться в случае, если указанный объект обладает всеми признаками, установленными пунктом 4 ПБУ 6/01.
Согласно ведомостям амортизации основных средств, а также инвентарным карточкам учета объектов основных средств ФКП АХК приняты к бухгалтерскому учету и используются в деятельности предприятия спорные объекты основных средств, в том числе: здание 2-А (центральная проходная) инвентарный номер №00037, принято к бухгалтерскому учету 01.06.1939; здание 2-Б (проходная №5) инвентарный номер №00125, принято к бухгалтерскому учету 01.06.1941; забор общекомбинатский инвентарный номер №20130, принят к бухгалтерскому учету 01.06.1946; наружное освещение инвентарный номер №10210, принято к бухгалтерскому учету 01.06.1986; система наружного освещения охранного периметра инвентарный помер №20043, принята к бухгалтерскому учету 01.12.2011.
Поименованные объекты учитываются налогоплательщиком на бухгалтерском счете 01 «Основные средства».
Работы по реконструкции охранного периметра с полным комплексом ИТСО (1 очередь) приняты актом рабочей комиссии от 17.12.2010 и актами о приемке выполненных работ (КС-2). Пусконаладочные работы и испытания комплексной трансформаторной подстанции КТП были проведены 16.12.2011.
Охрана периметра с полным комплексом ИТСО ФКП «Алексинский химический комбинат» состоит из следующих объектов основных средств:
Автоматизированное рабочее место опeрaтора АРМ T-REX 600 (инв. № 40112, 40113, 40114) с первоначальной стоимостью 2 9 958,63 руб.;
Блок обработки сигнала (БОС) с платой грозозащиты FU-16 (инв. № 40108, 40109, 40110, 40103, 40104, 40105, 40106, 40107) с первоначальной стоимостью 133 136,99 руб.;
Центральный контроллер системы охран той сигнализации периметра T-REX 6000 (инв. № 40101, 40099, 40102) с первоначальной стоимостью 203 390,92 руб.;
Ящик управления освещением ЯУО 9602 (инв. № 40091, 40095, 40096, 40097, 40098, 40090) с первоначальной стоимостью 47 341,98 руб.;
Комплексная трансформаторная подстанция модульного типа КТП-2 (инв. № 40089) с первоначальной стоимостью 850 158,01 руб.;
Камера КСО-298 с шинным и линейным разъединителем (инв. № 46022) с первоначальной стоимостью 309 660,21руб.;
Камера КСО-298 с шинным и линейным разъединителем (инв. № 46023) с первоначальной стоимостью 450 002,53руб.;
Трансформатор ТМГ (инв. № 40087, 40088) с первоначальной стоимостью 183 051 руб.;
Система наружного освещения охранного, периметра ФКП «АХК» (инв. № 20043) с первоначальной стоимостью 10 059 682,02 руб.;
Система охранной сигнализации (инв. № 20044) с первоначальной стоимостью 20 129 354,04 руб.;
Силовой кабель от ТП-2 до ТП-10 (инв. № 50007) с первоначальной стоимостью 361 988,23 руб.;
Силовой кабель от TI1-5 до КПП-3 (инв. № 50002) с первоначальной стоимостью 374 165,61 руб.;
Силовой кабель от ТП-140 до КПП-5 (инв. № 50010) с первоначальной стоимостью 436 526,55 руб.;
Силовой кабель от ТП-37 до Kl II1-5 (инв. № 50011) с первоначальной стоимостью 623 609,35 руб.;
Силовой кабель от 111-8 до КПП-18 (инв. № 50008) с первоначальной стоимостью 852 569,49 руб.;
Силовой кабель от ТП-10 до КТП-18 (инв. № 50009) с первоначальной стоимостью 916 168,20 руб.;
Силовой кабель от ТП-1 до КТП-3 (инв. № 50006) с первоначальной стоимостью 1 309 579,64 руб.;
Реконструкция здания 2-А (центральная проходная) (инв. № 00037) с первоначальной стоимостью 4 979 615,53 руб.;
Реконструкция здания 2-Б (проходная № 5) (инв. № 00125) с первоначальной стоимостью 3 349 264,29 руб.;
Реконструкция здания 20-0 на 76 разъезде (инв. № 02011) с первоначальной стоимостью 723 593,21руб.;
Реконструкция забора общекомбинатского (инв. № 20130) с первоначальной стоимостью 48 677 002,51 руб.
В составе основных средств вышеперечисленные объекты учтены предприятием в декабре 2011г., согласно ОС-1 № 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42 от 30.12.2011г., ОС-3 № 5, 6, 7, 8 от 30.12.2011г.
Поскольку у общества отсутствовали затраты, связанные с передачей ему объектов основных средств, передача объектов недвижимости оформлена актами приемки-передачи, переданное имущество соответствовало необходимым требованиям для нормальной эксплуатации и фактически эксплуатировалось.
Работы, производимые в 2012 году, направленные на улучшение объекта, не свидетельствуют о том, что данный объект не мог эксплуатироваться и использоваться в деятельности предприятия. Работы по улучшению объекта могут выполняться заявителем и в следующие периоды.
Факт принятия объектов основных средств на учет по счету 01 и использования их в производственной деятельности с начислением амортизации свидетельствует о наличии объекта обложения налогом на имущество, в связи с чем порождает обязанность общества исчислять и уплачивать названный налог в порядке, установленном главой 30 НК РФ.
Кроме того, суд отмечает, что согласно ведомостям амортизации основных средств за 2012-2014 гг. на данные объекты ФКП АХК начислялась амортизация.
При этом момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию и не зависит от условий, обозначенных в пункте 11 статьи 258 НК РФ. Лишение налогоплательщика права начисления на незарегистрированные, но введенные в эксплуатацию объекты основных средств, амортизационных отчислений и их учета в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций противоречит положению пункта 4 статьи 259 НК РФ (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6909/12).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации исходил из того, что отсутствие государственной регистрация права на объект основного средства из-за не реализации налогоплательщиком права на своевременное оформление этого объекта в собственность не может рассматриваться как основание для лишения налогоплательщика права на учет расходов, связанных с созданием и (или) приобретением этого объекта через амортизацию, если этот объект отражен в качестве основного средства в бухгалтерском учете с определением первоначальной стоимости, введен в эксплуатацию и используется в производственной деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 253 НК РФ суммы начисленной амортизации включаются в расходы, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) и подлежат учету при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ в расходы, связанные с производством и реализацией, включаются расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
Таким образом, учитывая спорные объекты недвижимого имущества на бухгалтерском счете 01 «Основные средства», предприятие вправе включить в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль, суммы начисленной амортизации, а также суммы расходов на содержание и техническое обслуживание данных объектов.
Учитывая, что предприятие самостоятельно поставило спорные объекты на учет на бухгалтерском счете 01 «Основные средства» и самостоятельно включило их в налоговую базу по налогу на имущество, довод ФКП АХК об отсутствии права постановки на баланс объектов охранного периметра без государственной регистрации права, является несостоятельным.
Аналогичная позиция изложена в решениях по делам №А68-10627/2015, №А68-155/2016 и других, в рамках которых рассмотрены споры между теми же сторонами о доначислении налога на имущество организаций в отношении тех же объектов за периоды 1 квартал 2012 года, 1 кварта, полугодие, 9 месяцев 2013 года и другие периоды. Судами апелляционной и кассационной (либо апелляционной инстанции) решения суда первой инстанции по указанным делам оставлены без изменения.
Выводы арбитражного суда, содержащиеся в мотивировочной части решения по делу №А68-10749/2014 (реконструкция забора общекомбинатского и зданий проходных связана с размещением в них охранной системы, специальной электрической аппаратуры, линий электропередач и подстанций, АРМ операторов, что позволяет их отнести к ОКОФ 11 452 1012 «Здания электрических сетей») не имеет определяющего значения по рассматриваемому спору по делу № А68-157/2016.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для признания недействительными решений Межрайонной ИФНС России № 8 по Тульской области от 08.07.2015 №440 и №441. В удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на ФКП АХК.
На основании части 5 статьи 96 АПК РФ следует отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Тульской области от 18.01.2016.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать федеральному казенному предприятию «Алексинский химический комбинат» в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Тульской области: от 08.07.2015 № 440 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 08.07.2015 № 441 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Расходы по оплате государственной пошлины отнести на федеральное казенное предприятие «Алексинский химический комбинат».
Отменить обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Тульской области от 18 января 2016 года по делу А68-157/2016.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Тульской области.
Судья Н.И. Чубарова

Суд:

АС Тульской области

Истцы:

ФКП «Алексинский химический комбинат»

Ответчики:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Тульской области

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *