3729 у

Как правильно посчитать доходы и расходы по гособоронзаказу

Что подразумевается под понятиями «прибыль» и «расходы» в сфере гособоронзаказа

В гособоронзаказе в обязательном порядке надлежит вести раздельный учет доходов и расходов по каждому госконтракту, контракту и договору.

Прибыль по ГОЗ (доходы) — это финансовый результат, который определяется и учитывается отдельно по каждому контракту и который не может превышать 1 % плановых привнесенных затрат и 20 % плановых собственных затрат предприятия на поставку продукции по гособоронзаказу (раздел 4 ПП РФ № 1465 от 02.12.2017). Рентабельность отражается в бухучете по общему правилу. В 275-ФЗ прибыль оговаривается в ч. 3 ст. 8, описывающей обязанности головного исполнителя.

Расходы — это издержки, которые несут участники гособоронзаказа. Траты по гособоронзаказу учитываются как по каждому госконтракту, так и в разрезе калькуляционных статей затрат. Такой учет необходим для формирования полноты себестоимости продукции.

Как рассчитать норму прибыли государственного оборонного заказа

Правительство РФ в качестве стимула для обеспечения исполнения гособоронзаказа устанавливает предельный уровень рентабельности при исчислении цен на продукцию ГОЗ (п. 3 ч. 1 ст. 12 275-ФЗ). Регламент расчета и нормирования прибыли закреплен в разделе 4 ПП РФ № 1465 (Постановление Правительства 1465, комментарии и изменения с момента вступления в силу не добавлялись). Если продукция по государственному оборонному заказу является изделиями собственного производства, то норма прибыли по ГОЗ рассчитывается по максимальной ставке 20 %, если товары перепродаются, то норма определяется как 1 % (п. 54 ПП 1465).

Предельный уровень прибыли рассчитывается по формуле «двадцать плюс один» (20 % + 1 %), где 1 % прибыли умножается на привнесенные издержки, в которые входят покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги других исполнителей, а 20 % прибыли — на собственные издержки. Величина плановой рентабельности, которая учитывается при расчете цены на продукцию, не может быть установлена в размере менее 5 % плановых собственных затрат исполнителя.

В контракте прописываются не проценты плановой рентабельности, а рассчитанный размер прибыли по ГОЗ в абсолютных величинах. В ходе исполнения госконтракта это значение изменяться не может.

Что включается в издержки по ГОЗ

Состав затрат по гособоронзаказу определяется Приказом Министерства промышленности и торговли № 334 от 08.02.2019. Он вступает в силу 30.04.2019 и отменяет действовавший ранее Приказ № 200 от 23.08.2006.

Приказ № 334 закрепляет новый порядок определения состава расходов, которые учитываются при формировании цены на продукцию ГОЗ. Общий список расходной части калькуляции представлен в Приложении № 1 к Приказу № 334.

Представим состав прямых издержек по гособоронзаказу в таблице:

Вид затрат по статьям калькуляции Норматив — пункт в Приказе № 334
Материальные — на приобретение материальных ресурсов, которые относятся на себестоимость продукции (включая надбавки и комиссионные вознаграждения) П. 13
Оплата труда — основная зарплата и дополнительная оплата труда служащих, которые непосредственно участвуют в производственном процессе П. 14
Страховые взносы на обязательное социальное страхование — уплата страховых взносов на ОСС (в том числе пенсионное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) П. 15
На подготовку и освоение производства. Подразделяется на подготовку и освоение новых видов продукции и пусковые затраты П. 16. Состав пусковых издержек закреплен в Приложении № 2 Приказа, на подготовку и освоение новых видов продукции — в Приложении № 3
На специальную технологическую оснастку — изготовление, приобретение, ремонт и поддержание в рабочем состоянии техоснастки целевого назначения П. 17
Специальные — включаются в себестоимость пропорционально количеству изготовленной продукции или трудоемкости годовой производственной программы отдельной статьей калькуляции П. 18. Состав закреплен в Приложении № 4 Приказа
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ П. 21
Командировки — служебные командировки основных работников, непосредственно связанных с производством продукции по ГОЗ П. 22
Специальное оборудование для научных или экспериментальных работ П. 34
Привнесенные затраты по работам и услугам, выполняемым сторонними предприятиями П. 35, абз.10, п. 41, абз. 7, п. 45.1

К общепроизводственным относятся издержки по управлению и обслуживанию производственного процесса (п. 19 Приказа). Полный состав представлен в Приложении № 5. Общепроизводственные расходы формируются полностью по учреждению или по каждому конкретному подразделению. Включаются в себестоимость пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямого метода.

Общехозяйственные затраты (п. 20 Приказа) — это расходы, которые непосредственно связаны с административным управлением, ведением хозяйственной деятельности, а также с содержанием имущественных объектов предприятия. Они включаются в себестоимость продукции гособоронзаказа пропорционально базе распределения по выбранному показателю прямых издержек или списываются на счета продаж после завершения отчетного периода. Полный состав общехозяйственных и административно-управленческих расходов (п. 27) закреплен в Приложении № 6 Приказа.

Привнесенные затраты — это издержки на приобретение товаров, работ или услуг, которые покупаются у сторонних организаций с целью изготовления продукции по ГОЗ.

Группировка издержек по статьям калькуляции осуществляется в зависимости от их целевого назначения с использованием прямых и косвенных методов отнесения расходов на себестоимость продукции. Для издержек по ГОЗ ведется постатейный раздельный учет.

Преимущество при расчете себестоимости отдается прямому методу по каждому виду и году производства продуктов по гособоронзаказу.

Цены на продукцию по ГОЗ, сформированные в соответствии с Приказом № 200 от 23.08.2006, не пересматриваются и не меняются.

Если заключается контракт с единственным поставщиком (подрядчиком или исполнителем) по гособоронзаказу, при расчете расходных статей необходимо воспользоваться формами, утвержденными Приказом ФАС № 116/18 от 31.01.2018.

Отчетная калькуляция

Отчетная калькуляция ГОЗ — это форма № 3 Приказа № 116/18, в которой отображаются фактические затраты по статьям калькуляции по итогам завершения работы в соответствии с данными бухгалтерского учета.

На основании ст. 7.1 275-ФЗ, заказчик в обязательном порядке должен включать в контракт условие о возмещении задела — расходов на запасы продукции, сырья, комплектующих, необходимых для выполнения работ по ГОЗ и приобретенных исполнителем ранее за счет собственных денежных ресурсов. Такое возмещение производится только при предварительном согласовании между государственным заказчиком, головным исполнителем и исполнителем и в рамках цены, указанной в госконтракте.

ЦБ РФ разрешил проведение любых операций по счетам в небанковских финансовых организациях за рубежом

6 апреля 2020 г. на официальном сайте Центрального Банка РФ (далее – ЦБ РФ) было опубликовано Указание от 24.12.2019 г. №5371-У «О случаях зачисления денежных средств на счета (во вклады) резидентов, открытые в расположенных за пределами территории Российской Федерации организациях финансового рынка, и списания денежных средств с таких счетов (вкладов)», в соответствии с которым все такие случаи признаются соответствующими валютному законодательству РФ.

В преамбуле рассматриваемого Указания ЦБ РФ сообщается, что оно было принято в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – ФЗ-173), устанавливающем перечень разрешенных операций по зачислению средств на счета резидентов (физических и юридических лиц) в зарубежных банках и, начиная с 2019 года, иных организациях финансового рынка.

Как известно, любые операции с использованием зарубежных банковских счетов, прямо не обозначенные в ФЗ-173 в качестве разрешенных, являются незаконными, а за их совершение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого может составлять от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции. До 2019 года данное ограничение распространялось только на счета резидентов в зарубежных банках, но в 2019 году некоторые формулировки ФЗ-173 были изменены таким образом, что возникла потенциальная возможность распространения аналогичного ограничения и на операции с использованием счетов в иных зарубежных финансовых организациях, не являющихся банками (в первую очередь это касается брокерских счетов и счетов в платежных системах).

Пункт 1 Указания ЦБ РФ №5371-У прямо разрешает резидентам совершать операции (как по зачислению, так и по списанию денежных средств) с использованием счетов в зарубежных финансовых организациях во всех случаях без ограничений. Единственным обозначенным в данном пункте условием для реализации резидентами права на совершение таких операций является осуществление финансовой организацией деятельности в соответствии с законодательством ее иностранной юрисдикции.

Данная формулировка устраняет возникшую ранее неопределенность и позволяет резидентам (физическим и юридическим лицам), имеющим счета в финансовой организации любого государства, совершать по ним любые операции. Установленное ЦБ РФ правило создает для счетов в финансовых организациях режим регулирования, принципиально отличающийся от режима регулирования банковских счетов.

Так, в свете текущих изменений сформировались различные подходы к разрешению широкого круга операций для

  • банковских счетов: часть 5.2 статьи 12 ФЗ-173 относит к разрешенным валютным операциям зачисления от нерезидентов на банковские счета резидентов в государствах-участниках ЕАЭС и государствах, осуществляющих обмен информацией с РФ на основании Многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года (далее – автообмен); в остальных случаях разрешены относительно редко встречающиеся на практике случаи зачислений от резидентов и нерезидентов;
  • для счетов в иных финансовых организациях: любые зачисления и списания без ограничений.

Исходя из этого, при использовании банковских счетов и счетов в иных финансовых организациях, открытых за рубежом, следует учитывать, что для счетов в финансовых организациях разрешен максимально широкий спектр операций, а для банковских счетов действует более строгое ограничение по странам, где они открыты, и разрешены в основном операции с нерезидентами.

Наличие у ЦБ РФ полномочий по установлению соответствующих норм в сфере валютного контроля счетов в зарубежных финансовых организациях установлено:

  1. пунктом 12 статьи 4 и статьей 54 Федерального закона от 10.07.2002 №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о ЦБ РФ): ЦБ РФ является органом, осуществляющим валютный контроль на территории РФ;
  2. статьей 7 Закона о ЦБ РФ: Указания ЦБ РФ имеют статус нормативно-правовых актов и являются обязательными для государственных органов РФ;
  3. абзацем 3 части 4 статьи 12 ФЗ-173: «Денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных ЦБ РФ».

Подводя итог, сообщаем, что есть все основания утверждать о формировании более либерального подхода к регулированию счетов в зарубежных финансовых организациях по сравнению с банковскими счетами. ЦБ РФ, являясь уполномоченным на то органом, установил максимально широкий спектр разрешенных операций по таким счетам, а операции по ним обязаны признаваться законными всеми органами валютного контроля, в частности ФНС России и ее территориальными подразделениями.

Указание ЦБ РФ №5371-У вступает в силу по истечении 10 дней с даты его официального опубликования, то есть с 16 апреля 2020 г.

Теги: валютное регулирование, законодательство РФ

Расчет прибыли в гособоронзаказе.

В гособоронзаказе надлежит вести раздельный учет доходов и расходов по каждому госконтракту, контракту и договору. Прибыль по ГОЗ (доходы) — это финансовый результат, который определяется и учитывается отдельно по каждому контракту и который не может превышать 1 % плановых привнесенных затрат и 20 % плановых собственных затрат предприятия на поставку продукции по гособоронзаказу

Цитата: Статья 8.3. Режим использования отдельного счета 1. Режим использования отдельного счета предусматривает:

1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;

2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:

а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;

б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

б.1) оплаты расходов на электрическую энергию (мощность), поставляемую по ценам, рассчитанным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

Цитата: в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

(пп. «г» в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;

е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

(пп. «е» в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 317-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

(пп. «е.1» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ)

е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

(пп. «е.2» введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 317-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;

(пп. «з» в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 237-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) единовременное списание денежных средств при закрытии отдельного счета, открытого по государственному контракту, контракту, относящемуся к сопровождаемой сделке, переводимой в иной уполномоченный банк в установленном настоящим Федеральным законом порядке, на отдельный счет, открытый в ином уполномоченном банке по такому государственному контракту, контракту;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 263-ФЗ)

3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона.

2. Отдельные счета головного исполнителя, исполнителей, предусмотренные настоящим Федеральным законом, подлежат закрытию головным исполнителем, исполнителями после получения уполномоченным банком от государственного заказчика уведомления об исполнении государственного контракта. На операции по списанию денежных средств с отдельного счета при его закрытии не распространяются требования, предусмотренные частью 1 настоящее

Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 N 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства…

II. Методы определения цены на продукцию

9. Цена на продукцию, указанную в пункте 6 настоящего Положения, определяется с применением одного из следующих методов:

метод анализа рыночных индикаторов;

метод сравнимой цены;

затратный метод.

В случае если метод анализа рыночных индикаторов и метод сравнимой цены не применимы для определения цены на продукцию и ранее не была сформирована ее базовая цена, цена на продукцию определяется затратным методом.

В случае если базовая цена на продукцию ранее была сформирована, цена на продукцию на очередной год и плановый период определяется с использованием:

метода индексации базовой цены;

метода индексации по статьям затрат.

10. Метод анализа рыночных индикаторов применяется в случаях, если продукция является биржевым товаром и (или) имеются данные о цене на продукцию в официальной статистической информации, распространяемой либо предоставляемой Федеральной службой государственной статистики (субъектами официального статистического учета) в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете.

11. Метод анализа рыночных индикаторов применяется следующим образом:

а) если продукция является биржевым товаром, то в качестве цены на продукцию принимается величина, не превышающая среднее значение биржевого индикатора, рассчитанное на основании данных о его значениях за 45 календарных дней до дня определения цены на продукцию с учетом условий поставки продукции, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. Среднее значение биржевого индикатора для определения цены на продукцию может быть рассчитано по данным за иной временной период в случае согласования государственным заказчиком (заказчиком) поступившего в его адрес обоснованного предложения поставщика;

б) если продукция не является биржевым товаром, но при этом имеются данные официальной статистической информации о цене на нее, распространяемые либо предоставляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации об официальном статистическом учете, цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем зафиксированное в указанных источниках значение цены на эту продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. В этом случае используются данные официальной статистической информации за предшествующий период, не превышающий 3 месяца до дня определения цены на продукцию;

в) если цена на продукцию определяется на период, отличный от периода, для которого имеются данные о значении рыночного индикатора (биржевого индикатора либо данных официальной статистической информации), то цена на такую продукцию определяется на уровне, не превышающем расчетное значение рыночного индикатора, определяемое путем индексации рыночного индикатора для последнего из имеющихся периодов с применением соответствующих индексов, с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию.

12. Метод анализа рыночных индикаторов не применяется:

а) для определения цен на вооружение, военную, специальную и ракетно-космическую технику;

б) в случае, если продукция не является биржевым товаром (либо если в течение 45 календарных дней до дня определения цены на продукцию сделки с продукцией на бирже не совершались), и при этом отсутствуют данные официальной статистической информации о цене продукции.

13. Метод сравнимой цены применяется для определения цены на продукцию в случае, если не применим метод анализа рыночных индикаторов, но при этом на соответствующем рынке товаров, работ, услуг обращается сравнимая продукция, либо в случае, если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию.

14. Метод сравнимой цены применяется следующим образом:

а) цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем цену на сравнимую продукцию с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию;

б) если цена на продукцию определяется на период, отличный от периода, для которого имеются данные о цене на сравнимую продукцию, то цена на продукцию определяется на уровне, не превышающем расчетное значение цены на сравнимую продукцию для определяемого периода, полученное путем индексации значения цены на сравнимую продукцию для последнего из имеющихся периодов с применением соответствующих индексов, с учетом условий ее поставки, в том числе сроков и объемов поставки, наличия авансирования и порядка расчетов за поставленную продукцию. В этом случае используются данные за предшествующий период, не превышающий один год до дня определения цены на продукцию;

в) если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или муниципального образования утверждены в регулируемых видах деятельности в установленном порядке тарифы (цены) на продукцию либо их предельный уровень на соответствующий период, то цены на такую продукцию устанавливаются не выше указанных величин.

15. Затратный метод применяется в случаях, если применение иных методов определения цены невозможно в соответствии с настоящим Положением.

При применении затратного метода цена на продукцию определяется как цена единицы продукции, формируемая исходя из определенного в установленном порядке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, в виде суммы величин указанных затрат и прибыли, определяемой в соответствии с разделом IV настоящего Положения.

Определение цены единицы продукции осуществляется с учетом сроков и объемов поставки (в том числе производства) продукции, а также иных требований заказчика к продукции, выполнение которых влияет на цену этой продукции.

В случае если цена единицы продукции была определена затратным методом, такая цена на последующие годы при соблюдении условий, установленных пунктами 21 и 27 настоящего Положения, подлежит определению методом индексации базовой цены или методом индексации по статьям затрат.

16. Себестоимость продукции формируется в виде суммы затрат, состав и размеры которых определяются исходя из:

а) особенностей поставки (в том числе производства) продукции, выполнения научно-исследовательских и (или) опытно-конструкторских и иных работ, оказания услуг, установленных нормативно-технической документацией, техническими заданиями и иными документами;

б) учетной политики и решений организации, которыми определяется специфика учета и планирования затрат;

в) обоснованных экономических показателей по статьям затрат, включаемых в себестоимость, в числе которых:

для материальных расходов — номенклатура сырья, материалов, иных материальных ресурсов, нормы их расхода и цена единицы ресурса;

обоснованные головным исполнителем (исполнителем) нормативы для отнесения отдельных затрат организации на себестоимость продукции, в том числе уровень общепроизводственных, общехозяйственных, транспортно-заготовительных расходов, специальных затрат и (или) затрат на подготовку и освоение производства.

17. Величина расходов по статьям затрат может быть сформирована:

а) на основании отчетных данных о расходах в ценах предыдущих лет;

б) расчетным путем;

в) на основании затрат, включенных в цену на продукцию по ранее заключенному государственному контракту (контракту);

г) на основании затрат в отношении продукции, имеющей сравнимые с рассматриваемой продукцией функциональное назначение и потребительские свойства, с учетом отличий в отношении технических характеристик, сложности и уникальности видов и объемов работ, а также уровня квалификации специалистов, требующихся для их выполнения, в том числе по ранее заключенному государственному контракту (контракту), при этом:

при формировании цен на научно-исследовательские и (или) опытно-конструкторские работы в случае, если для определения цены на планируемую к поставке продукцию может быть выбрана иная продукция исходя из ее функционального назначения и потребительских свойств (далее — аналог) и установлена зависимость цены этой продукции от ее основных потребительских параметров, допускается формирование цены и (или) затрат исходя из их соответствия достижению заданных значений различных (в том числе новых) параметров продукции (геометрических, физических, химических, весовых, прочностных и других параметров) на основе цены аналога либо цен ранее заключенных государственных контрактов, предметом которых являлась поставка аналога, с учетом отличий в отношении технических характеристик, сложности и уникальности видов и объемов работ, а также уровня квалификации специалистов, требующихся для их выполнения;

при формировании цены и (или) затрат могут применяться экономико-математические модели цены в зависимости от основных тактико-технических характеристик продукции. Допускается также формирование с использованием указанного подхода отдельных затрат и трудоемкости в составе цены;

д) на основании затрат на производство единицы продукции, имеющей сравнимые с рассматриваемой функциональное назначение и потребительские свойства, в расчете на контрольную единицу, характеризующую объем выполненной работы, в том числе по ранее заключенному государственному контракту (контракту).

18. Величина расходов по каждой из статей затрат формируется с учетом необходимости применения комбинации методов определения цены на продукцию, предусмотренных настоящим Положением:

а) затраты на приобретение продукции подлежат определению с применением метода анализа рыночных индикаторов либо метода сравнимой цены, метода индексации базовой цены или метода индексации по статьям затрат, если в соответствии с настоящим Положением цена на эту продукцию подлежит определению с применением соответствующего метода определения цены;

б) затраты на приобретение иной продукции определяются по согласованию между головным исполнителем (исполнителем) и государственным заказчиком (заказчиком) с учетом положений пунктов 16 и 17 настоящего Положения.

19. Плановые затраты на поставку (включая производство) продукции могут определяться путем индексации расходов по статьям затрат с применением соответствующих индексов на плановый период в случае отсутствия иных данных, позволяющих определить объем расходов по соответствующей статье затрат в плановом периоде.

20. Порядок определения состава затрат, включаемых в себестоимость продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, устанавливается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос».

Отраслевые органы могут по согласованию с государственными заказчиками и Федеральной антимонопольной службой определять особенности формирования затрат, в том числе отдельных показателей, указанных в пункте 16 настоящего Положения, включаемых в себестоимость продукции при определении цен на нее с учетом специфики производства отдельных видов продукции.

Максимальная наценка соисполнителя по ГОЗ (275 фз)

Здравствуйте, уважаемый Евгений!

Определение начальной (максимальной) цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае, если в ходе исполнения государственного контракта, предметом которого являются поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с государственной программой вооружения, утвержденной Президентом Российской Федерации, и срок ее поставок по которому составляет не менее чем три года, произошло изменение цены на эту продукцию, цена такого контракта может быть изменена по решению Правительства Российской Федерации при утверждении государственного оборонного заказа на очередной год и плановый период или при уточнении государственного оборонного заказа на текущий год (ст. 6 ФЗ от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»).
Головной исполнитель, исполнитель вправе:

3) включать по согласованию с государственным заказчиком в государственный контракт условие о возмещении (компенсации) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. О размере фактических расходов, понесенных головным исполнителем на формирование указанного запаса, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;

3.1) включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;

3.2) включать по согласованию с головным исполнителем, исполнителем в контракт условие о возмещении (компенсации) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса. Порядок подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием указанного запаса, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос» в соответствии с их компетенцией (ст. 7.1. ФЗ от 29.12.2012 N 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»).

Порядок формирования цены в государственном оборонном заказе

Проблема ценообразования в сфере государственного оборонного заказа (далее – гособоронзаказ) достаточно актуальна в современное время. Она касается как поставщиков, так и непосредственно заказчиков.

Формирование цен в гособоронзаказе осуществляется при проведении конкурентных процедур отбора головных исполнителей и исполнителей гособоронзаказа, а также при заключении контрактов с единственными поставщиками. В конкурентных закупках снижение издержек обеспечивается за счет правильного формирования начальной максимальной цены, равного и полного доступа всех потенциальных поставщиков к участию в закупке, а также за счет недопущения устранения конкуренции при проведении их отбора.

В случае неконкурентной закупки цены формируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2017 № 1465 «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 1465) утверждено Положение о государственном регулировании цен военной продукции (далее – Положение).

Положением введены единые правила определения цен как на образцы вооружения, военной и специальной техники, так и на продукцию, необходимую для их производства и поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя гособоронзаказа.

Следует отметить, что действующим законодательством в сфере гособоронзаказа и антимонопольным законодательством Российской Федерации предусмотрены механизмы, позволяющие воздействовать на единственных поставщиков в случае отказа поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции.

Разделами VII и VIII Положения установлено, что государственный заказчик формирует цену государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком, на поставку продукции, указанной в подпунктах «а» — «г» пункта 6 Положения, в том числе на основании предложения потенциального единственного поставщика о цене продукции, в состав которого в соответствии с пунктом 37 Положения входят расчетно-калькуляционные материалы, обосновывающие цену продукции.

Отказ единственного поставщика от предоставления расчетно-калькуляционных материалов препятствует формированию государственным заказчиком цены государственного контракта и может быть квалифицирован как отказ или уклонение от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу с последующим применением мер ответственности, предусмотренных частью 1 статьи 7.29.2 КоАП РФ.

Соответственно, отказ исполнителей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Закон № 275-ФЗ, Закон о государственном оборонном заказе), препятствует обоснованию головным исполнителем цены на поставку такой продукции и, как следствие, подготовке потенциальным единственным поставщиком предложения о цене государственного контракта.

Такие действия (бездействия) исполнителя препятствуют своевременному размещению и исполнению государственного оборонного заказа, а также ущемляют интересы головных исполнителей государственного оборонного заказа и могут быть квалифицированы как нарушение части 6.1 статьи 6 Закона № 275-ФЗ, либо части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) с последующим применением мер ответственности, предусмотренных частью 2 статьи 7.29.2 или частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

С учетом изложенного, в случае отказа организаций от заключения государственного контракта (контракта) или от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, необходимых для обоснования цены на продукцию по государственному оборонному заказу, о данных фактах необходимо уведомлять ФАС России в возможно короткие сроки1.

Виды продукции, в отношении которой производится формирование цен, а также виды цен на продукцию по гособоронзаказу

Важно отметить, что государственное регулирование цен в рамках гособоронзаказа в соответствии с Положением осуществляется применительно не ко всей продукции, закупаемой заказчиками, участвующими в гособоронзаказе. В соответствии с п. 6 Положения государственное регулирование цен осуществляется в отношении:

• продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;

• продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, включенной в указанные перечни;

• российского вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);

• работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;

• сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции – в части применения методов определения цен и их применения, а также определения методов плановой рентабельности (разделы II, III и IV данного Положения).

Важно отметить, что в отношении государственного регулирования цен на сырье, материалы, покупные комплектующие изделия, специальное оборудование и иную продукцию, поставляемую в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа, имелся судебный прецедент в рамках попыток оспорить включение данного пункта в Положении в Верховном суде Российской Федерации. В соответствии с определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.06.2018 № АКПИ18-338 основным доводом заявителя было то, что оспариваемые положения противоречат ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», пункту 2 ст. 1 ГК РФ, ограничивают права и законные интересы организации, в том числе на рынке товаров и услуг на установление цены производимой продукции в соответствии со статьей 424 ГК РФ. Однако суд, оценивая доводы заявителя, пришел к выводу об отсутствии таких противоречий2.

Статьей 11 Закона № 275-ФЗ определены три вида цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу:

1) ориентировочная (уточняемая) цена;

2) фиксированная цена;

3) цена, возмещающая издержки.

На цену оказывают влияние следующие факторы:

1) Факторы затрат. Цены устанавливаются в зависимости от затрат и прибыли.

2) Факторы спроса. Оценивается интенсивность спроса: большой спрос – выше цены

3) Факторы конкуренции. Главное в ценообразовании, ориентированном на конкурентов – учет цен конкурентов.

Методы формирования цены

В настоящее время порядок и условия применения видов цен на продукцию, а также перевода в фиксированную цену других видов цен регулируется п. 40 раздела III Постановления № 1465.

Данный раздел определяет методы формирования цены оборонной продукции, порядок и приоритетность их применения.

1. Метод анализа рыночных индикаторов.

Его суть состоит в установлении цены на продукцию на уровне, не превышающем цену на эту продукцию, сложившуюся на бирже (биржевой индикатор), либо определенную в соответствии с данными официальной статистической информации.

2. Метод сравнимой цены.

Второй метод используется в случае неприменимости метода анализа рыночных индикаторов при условии обращения на соответствующем рынке товаров, работ, услуг сравнимой продукции либо если уполномоченными государственными или муниципальными органами утверждены в установленном порядке соответствующие тарифы (цены) на рассматриваемую продукцию. Этот метод заключается в установлении цены на продукцию, не превышающей цену на сравнимую продукцию, сложившуюся на соответствующем товарном рынке (рыночную цену).

3. Затратный метод (калькуляционный метод).

Если конкурентного рынка продукции нет, то подлежит использованию затратный метод. В этом случае цена на продукцию устанавливается исходя из состава затрат на ее поставку (включая производство) в виде суммы величин этих затрат и рентабельности (прибыли).

4. Калькулирование – исчисление себестоимости (цены) путем суммирования величин статей затрат (и размера прибыли). Цена продукции есть сумма обоснованных затрат по калькуляционным статьям и величины прибыли.

Исполнители гособоронзаказа производят расчет величин калькуляционных статей цены продукции в соответствии с согласованными основными экономическими показателями (нормативами) с учетом значений индексов и дефляторов для индексирования цены по статьям затрат.

5. Метод индексации базовой цены.

Цена продукции методом индексации базовой цены формируется путем индексации ранее сформированной базовой цены с применением соответствующих индексов. Метод индексации по статьям затрат. Цена продукции методом индексации базовой цены формируется путем индексации ранее сформированной базовой цены с применением соответствующих индексов. Цена единицы изделия, определенная в условиях базового года, умножается на индекс цены по соответствующему изделию виду деятельности.

Отдельное внимание в Положении уделено вопросам определения прогнозных цен на продукцию. В п. 107 Положения указано, что при соблюдении ряда условий государственный заказчик определяет начальную (максимальную) цену государственного контракта при закупке конкурентной продукции исходя из цены на нее, принимаемой равной прогнозной цене на указанную продукцию, без дополнительного запроса организаций о цене на эту продукцию. Если государственный контракт заключается с единственным поставщиком, то при согласии потенциального единственного поставщика в цену государственного контракта закладывается цена единицы продукции, не превышающая прогнозную (п. п. 117, 152 Положения). Формы форму запроса о представлении предложений о прогнозной цене, а также формы обосновывающих документов утверждены приказом ФАС России от 31.01.2018 № 116/18. При этом ФАС России разъясняется, что сведения об объемах поставки продукции, в том числе по государственному оборонному заказу, включая экспортные поставки (формы № 21 и 21д) заполняются в случае применения затратного метода определения цены, метода индексации базовой цены и метода индексации по статьям затрат, предусмотренных Положением3.

При том, для формирования цен используется индексация. Для индексации цен на продукцию в периоды, предшествующие текущему году, применяются фактические значения индексов, опубликованные на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с Планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, которые доводятся до федеральных органов исполнительной власти – государственных заказчиков государственного оборонного заказа. При формировании цены могут применяться соответствующие показатели текущего года (оценка), которые приводятся одновременно с показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, а также за предшествующие годы (отчетные данные). В случае если очередной финансовый год на момент определения цены является текущим годом, то при индексации используются индексы, разработанные в составе базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, для этого года4. В настоящее время среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант) приведен в письме Министерства экономического развития от 03.10.2018 № 284-ФТ/Д03и5.

Нарушение порядка формирования цены в рамках гособоронзаказа

Нарушения порядка ценообразования могут допускаться как органами, устанавливающими регулирование, установление цены, так и хозяйствующими субъектами, которые нарушают (неправильно применяют) порядок и правила государственного регулирования цен. В сфере государственного оборонного заказа порядок ценообразования может быть нарушен как федеральными органами исполнительной власти и отраслевыми органами, осуществляющими регулирование цен, так и хозяйствующими субъектами, применяющими регулируемые цены.

Составом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, охватываются все деяния должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, а также государственных корпораций, осуществляющих государственное регулирование цен на продукцию оборонного назначения (ч. 2 ст. 10 Закона № 275-ФЗ), должностных лиц государственного заказчика, а также головных исполнителей – юридических лиц и их должностных лиц, связанные с нарушением порядка ценообразования, определенного в соответствии с правовыми актами, регулирующими порядок ценообразования в сфере гособоронзаказа, и не связанные с завышением или занижением цен.

Необходимо отметить, что в связи с тем, что контроль в сфере гособоронзаказа является составной частью государственного регулирования цен на продукцию по государственному оборонному заказу, многие составы административных правонарушений в сфере государственного оборонного заказа предусматривают санкции за нарушение порядка ценообразования.

В соответствии со статьей 8 Закона № 275-ФЗ, запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на:

1) включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

2) установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

3) использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

Если цена не является экономически и технологически обоснованной, то возможны претензии со стороны ФАС России.

Так, например, ФАС России выдало предписание ПАО прекратить нарушение части 3 статьи 8 Закона о государственном оборонном заказе, выразившееся в установлении экономически необоснованной цены на продукцию, поставляемую ПАО по государственному контракту, и превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке6.

В другом деле, ФАС России признает поставщика нарушителем законодательства в сфере государственного оборонного заказа и указал следующее.

Пунктом 2 части 3 статьи 8 Закона № 275-ФЗ запрещаются действия (бездействие) исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, в том числе действия (бездействие), направленные на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

Согласно пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

В рассматриваемом случае сфера обращения поставляемой продукции в адрес заказчика и иных контрагентов, признается сложившимся товарным рынком в соответствие с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Сопоставив предлагаемый поставщиком уровень цен на Продукцию исследуемого рынка, установлено, что предприятие осуществляет поставку продукции по государственному оборонному заказу в адрес заказчика с определенными показателями рентабельности: трехпозиционный электромагнитный кран ГА163Т/16 — 25,00%; насос плунжерный НП92А — 24,94%, редуктор воздушный РВ-04 — 24,87%.

В свою очередь, уровень рентабельности продукции, поставляемой в рамках государственного оборонного заказа остальным участникам товарного рынка в 2016 году сложился следующий: трехпозиционный электромагнитный кран ГА163Т/16 — 11,93%; насос плунжерный НП92А — 9,28%, редуктор воздушный РВ-04 — 6,61%.

Таким образом, поставщик в ходе рассмотрения дела не представил контрольному органу обоснования установления экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на поставляемую с целью исполнения госконтракта, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке.

В связи с этим ФАС России принято решение признать наличие нарушения пункта 2 части 3 статьи 8 Закона № 275-ФЗ в действиях поставщика7.

Таким образом, ценообразование в сфере гособоронзаказа имеет существенное значение как для заказчиков, так и для поставщиков. Несомненно, поставщики желают продать свой товар или оказать услугу подороже, с наибольшей выгодой для себя. Тем не менее, существующее законодательство напрямую запрещает завышать цену в гособоронзаказе.

________________________

1 Письмо ФАС России от 28.03.2019 № ДФ/24765-ПР/19 «Об обеспечении взаимодействия государственных заказчиков с ФАС России в случае отказа единственного поставщика либо организации, занимающей доминирующее положение на рынке, от предоставления расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих цену продукции, и (или) от заключения государственного контракта (контракта)».

2 Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.06.2018 № АКПИ18-338.

3 Письмо ФАС России от 29.03.2018 N МО/21295/18 «По вопросу заполнения форм №№ 21, 21д Приложения № 5 к Приказу ФАС России от 31.01.2018 № 116/18 «Об утверждении форм документов, предусмотренных Положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 № 1465″».

4 Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2018 № 276 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».

5 Письмо Минэкономразвития России от 03.10.2018 № 28438-АТ/Д03и «О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (вместе с «Среднесрочним прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года (базовый вариант)», одобренное протоколом Правительства РФ № 26 от 20.09.2018.

6 Предписание ФАС по делу № 7-00-173/00-29-16 о нарушении законодательства в сфере государственного оборонного заказа.

7 Решение ФАС России по делу 7-00-173/00-29-16.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *