174 НК

Подпадает ли Услуга по управлению сетью ENX через интернет под электронную услугу согласно пункта 1, Статьи 174.2 НК РФ?

Рискну предположить, что сверху начислять НДС не нужно. П.5 ст.174.2 НК устанавливает уплату НДС по расчетной ставке 16,67%, т.е. предпологается, что налог уже включен в сумму, ставка 20% для этой ситуации вообще не предусмотрена.

Налоговой, в сущности, все равно, перечислили вы НДС поставщику или нет, ее больше бюджет РФ интересует. Если вы этот НДС к вычету не заявляете, то придраться к вам не за что. ФНС, конечно, будет не в восторге от того, что налог в бюджет не попал, но принудить вас это сделать она не может. Все письма Минфина по этому вопросу говорят о том, что российский покупатель не должен платить НДС за иностранного поставщика, вне зависимости от того, встал этот поставщик на учет в ФНС или нет.

Однако есть письмо ФНС от 24.04.2019 №СД-4-3/7937, которое подтверждает позицию Минфина, но вместе с тем фактически разрешает платить НДС за иностранца в порядке, действовавшем до 01.01.2019. «В случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы))».

Но я сомневаюсь, что выступив налоговым агентом, вы безболезненно сможете принять к вычету уплаченный НДС, поскольку в этом случае у вас не будет документов, предусмотренных п.2.1 ст.171 НК:

«Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг, указанных в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, у иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, при наличии договора и (или) расчетного документа с выделением суммы налога и указанием идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет иностранной организации, а также документов на перечисление оплаты, включая сумму налога, иностранной организации».

Ваш поставщик категорически не хочет вставать на учет в ФНС?

О порядке применения положений пункта 5 статьи 174_1 Налогового кодекса Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 апреля 2012 года N ЕД-4-3/6289@

Вид налога: НДС

Статьи НК: статья 174_1

Вопрос:
О порядке применения положений пункта 5 статьи 174_1 НК РФ

Ответ:
Федеральная налоговая служба в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее — Кодекс) Федеральным законом от 28.11.2011 N 336-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» (далее — Федеральный закон N 336-ФЗ) сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 336-ФЗ данный Федеральный закон вступил в силу с 01.01.2012.

1. Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона N 336-ФЗ статья 174.1 Кодекса дополнена пунктом 5, согласно которому участник договора простого товарищества, участник договора инвестиционного товарищества — управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета, концессионер, доверительный управляющий ведут учет операций, совершенных в процессе выполнения договора простого товарищества, договора инвестиционного товарищества, концессионного соглашения, договора доверительного управления имуществом, а также в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 Кодекса, представляют в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по каждому указанному договору отдельно.
При применении положений пункта 5 статьи 174.1 Кодекса необходимо учитывать следующее.
Федеральным законом N 336-ФЗ часть первая Кодекса дополнена статьей 24.1 «Участие налогоплательщика в договоре инвестиционного товарищества». В соответствии с пунктом 2 указанной статьи обязанность по уплате налогов и сборов (за исключением налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц), возникающих в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества, возлагается на участника такого договора — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее — ответственный управляющий товарищ).
На основании пункта 4 указанной статьи ответственный управляющий товарищ обязан, в частности:
— направлять в налоговый орган по месту своего учета копию договора инвестиционного товарищества (за исключением инвестиционной декларации), сообщать о его прекращении, сообщать о выполнении, прекращении выполнения функций управляющего товарища в срок не позднее пяти дней со дня заключения указанного договора, его прекращения, начала, прекращения выполнения функций управляющего товарища;
— сообщать в налоговый орган по месту своего учета об открытии или о закрытии счетов инвестиционного товарищества в течение семи дней со дня открытия или закрытия таких счетов.

Согласно пункту 1.1 статьи 46 Кодекса (в редакции Федерального закона N 336-ФЗ) в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок налога, подлежащего уплате ответственным управляющим товарищем в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), обязанность по уплате этого налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах инвестиционного товарищества. При отсутствии или недостаточности средств на счетах инвестиционного товарищества взыскание производится за счет средств на счетах управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на денежные средства на счетах ответственного управляющего товарища. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах управляющих товарищей взыскание обращается на денежные средства на счетах товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.
Также Федеральным законом N 336-ФЗ внесены дополнения в статьи 47, 76, 77 Кодекса в отношении особенностей взыскания налога за счет иного имущества, способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов в виде приостановления операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей, ареста имущества в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества.
При этом особенностей обращения взыскания на денежные средства и иное имущество, особенностей обеспечения исполнения обязанности по уплате налога в связи с выполнением договора простого товарищества, концессионного соглашения, договора доверительного управления нормами Кодекса не предусмотрено.
Учитывая изложенное, в целях реализации положений статей 46, 47, 76, 77 Кодекса в налоговом органе должны быть разграничены обязательства по уплате (возмещению) налога на добавленную стоимость при осуществлении ответственным управляющим товарищем деятельности по договору инвестиционного товарищества, от обязательств по уплате (возмещению) этого налога при осуществлении этой организацией иной деятельности.
В этой связи, учитывая, что нормами Кодекса (в редакции Федерального закона N 336-ФЗ) не предусмотрен раздельный учет налоговым органом обязательств по налогу на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет (возмещению) в связи с выполнением договора простого товарищества, концессионного соглашения, договора доверительного управления, участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение общего учета операций, концессионер, доверительный управляющий в срок, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета одну налоговую декларацию в общеустановленном порядке. При этом участник договора простого товарищества, на которого возложено ведение общего учета операций, концессионер, доверительный управляющий на основании пункта 5 статьи 174.1 Кодекса ведут учет операций, совершенных по каждому указанному договору отдельно.

2. В отношении договора инвестиционного товарищества, ФНС России обращает внимание на то, что на основании положений статей 46, 47, 76, 77 и 174.1 Кодекса ответственный управляющий товарищ ведет раздельный учет операций, совершенных в процессе выполнения договора инвестиционного товарищества, и операций при осуществлении иной деятельности, а также в срок, предусмотренный пунктом 5 статьи 174 Кодекса, представляет в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по каждому договору отдельно.
Пунктом 5 статьи 174 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики налога на добавленную стоимость обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено данной главой.
Одновременно следует отметить, что согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона «Об инвестиционном товариществе» от 28.11.2011 N 335-ФЗ возложение обязанностей ответственного управляющего товарища на управляющего товарища, не являющегося юридическим лицом, не допускается.
Таким образом, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, организация — ответственный управляющий товарищ представляет в налоговый орган по месту своего учета отдельную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по операциям, совершенным в процессе выполнения конкретного договора инвестиционного товарищества. По иной деятельности налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляется в общеустановленном порядке.
Например, если организация является ответственным управляющим товарищем по двум договорам инвестиционного товарищества, то она представляет в налоговый орган за истекший налоговый период (например, I квартал 2012 года) в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по каждому указанному договору отдельную налоговую декларацию, а также налоговую декларацию по иной деятельности, не связанной с исполнением договора инвестиционного товарищества. Указанные налоговые декларации заполняются в соответствии с Порядком заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденным приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.
Вместе с тем, в целях обеспечения налоговым органом раздельного учета обязательств по уплате (возмещению) налога на добавленную стоимость при осуществлении ответственным управляющим товарищем деятельности по договору инвестиционного товарищества от иной деятельности этого налогоплательщика, при заполнении ответственным управляющим товарищем показателей налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно, необходимо учитывать следующее.
Титульный лист налоговой декларации заполняется ответственным управляющим товарищем в следующем порядке.
При заполнении показателя «Налоговый период (код)» указываются следующие коды:
— 25 — за I квартал в случае представления налоговой декларации управляющим товарищем;
— 26 — за II квартал в случае представления налоговой декларации управляющим товарищем;
— 27 — за III квартал в случае представления налоговой декларации управляющим товарищем;
— 28 — за IV квартал в случае представления налоговой декларации управляющим товарищем.
При заполнении показателя «По месту нахождения (учета) (код)» вместо значения кода 400 указываются следующие значения:
— Буква «Д» и цифровой двухзначный индекс, установленный ответственным управляющим товарищем, обозначающий совершение операции в соответствии с конкретным договором инвестиционного товарищества (например, Д01). Данный индекс указывается в налоговой декларации, представляемой в налоговый орган за каждый истекший налоговый период до окончания срока действия договора инвестиционного товарищества.
С Министерством финансов Российской Федерации согласовано (письмо Минфина России от 12.04.2012 N 03-07-15/37).

Советник государственный
гражданской службы
Российской Федерации 2 класса
Д.В.Егоров

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
официальный сайт ФНС России

по состоянию на 19.04.2012

Необходимость уплаты НДС членами простого товарищества в связи с введением статьи 174.1 НК РФ

Евсеев Артем

2006-03-05

Статья опубликована в журнале «Налоговые споры: теория и практика», январь 2006г.

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» ввел в налоговый кодекс статью 174.1, в которой определил особенности исчисления и уплаты в бюджет НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества или договором доверительного управления имуществом.

Указанное нововведение получило широкий резонанс в юридическом сообществе, при этом трактуя нововведение многие аналитики пришли к выводу, что с момента вступления в силу статьи 174.1 НК РФ, на любого участника простого товарищества будет возложена обязанность по уплате НДС вне зависимости от того, является ли он плательщиком НДС работая вне договора о совместной деятельности.

Такую точку зрения выразила руководитель управления косвенных налогов ФСН Надежда Чамкина, которая фактически поддержала ранее сформированную позицию налоговых органов о необходимости уплаты НДС членами простого товарищества (беседа Елизаветы Макаровой с советником отдела общих вопросов методологии НДС департамента косвенных налогов ФНС Ольгой Думинской «Как товарищам НДС поделить» журнал «Расчет» №8 за 2004 г).

Таким образом, налоговики указывают, что их позиция, нашла свое отражения нормой права, и с момента вступления в силу изменений, иная трактовка необходимости уплаты НДС члена договора о совместной деятельности – исключается.

Между тем, рассмотрев изменения в налоговом кодексе необходимо прийти к выводу, что оценка статьи 174.1 НК РФ должна быть изменена, так как выводы сторонников обязательной уплаты НДС, лицами, действующими по договору простого товарищества, сделаны без учета следующих обстоятельств:

Трактуя нововведение необходимо исходить из места правовой нормы в структуре налогового кодекса.

Необходимо отметить, что законодатель поместил анализируемую статью в 21 главе НК РФ, посвященную НДС.

При этом положения пункта 3 статьи 346.14 НК РФ остались без изменения, т.е. законодатель указывает что «Налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов». Т.е. упрощенная система налогообложения в силу прямого указания закона распространяет свое действие на участников договора о совместной деятельности.

Таким образом, если трактовать статью 174.1 НК РФ как обязанность участника простого товарищества вне зависимости от применяемой им системы налогообложения исчислять и уплачивать НДС, то положения статьи 174.1 НК РФ входят в прямое противоречие со статьей 346.14 НК РФ. При этом следует указать, что глава об упрощенной системе налогообложения находиться в VIII. I разделе НК РФ под названием «Специальные налоговые режимы». Таким образом, исходя из структуры НК РФ, нормы, посвященные упрощенной системе налогообложения являются специальными по отношению к иным, общим нормам закона.

При толковании норм закона, необходимо исходить принципа приоритета специальной нормы над общей, так например конституционный суд в Постановлении от 14 мая 2003 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона «О судебных приставах» в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа» указал, что «Очевидно также, что … норма в силу названного предмета регулирования является специальной и на основании общих принципов, определяющих критерии правового выбора приоритетных норм, обладает юридическим приоритетом в случае конкуренции общей и специальной норм, если бы такая коллизия имела место».

Таким образом, так как в налоговом кодексе содержаться противоречащие нормы о налогообложении деятельности лиц, осуществляющих операции в соответствии с договором простого товарищества, то в силу вышеуказанного, приоритет должна иметь норма статьи 346.14 НК РФ, а следовательно, статья 174.1 НК РФ не распространяет свое действие на лиц применяющих специальные налоговые режимы, например, действующих в рамках упрощенной системы налогообложения.

Довод о необходимости любого лица, применяющего любую систему налогообложения исчислять и уплачивать НДС следует, по сути, из толкования абзаца 2 пункта 1 статьи 174.1 НК РФ, в котором указано, что «При совершении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на участника товарищества или доверительного управляющего возлагаются обязанности налогоплательщика, установленные настоящей главой».

Таким образом, авторы критикуемой мной точки зрения исходят из буквального толкования вышеуказанных положений, ссылаясь на необходимость уплаты НДС для любых участников договора простого товарищества.

Между тем, такой вывод делается без учета места цитируемого абзаца в статье. Необходимо отметить, что данный текст не выделен законодателем в отдельный пункт статьи, а помещен в качестве абзаца в первый пункт, а следовательно, не может трактоваться без системной связи со всем пунктом.

Статья 174.1 НК РФ открывается следующими словами: «В целях настоящей главы …».

Таким образом, абзац 1 пункта 1 статьи 174.1 НК РФ совершенно однозначно посвящен регулированию действий подпадающих под действие главы 21 НК РФ. Т.е. пункт первый распространяет свое действие только на налогоплательщиков, действующих в рамках главы 21 НК РФ, а не иных глав налогового кодекса. Он не распространяет свое действие на налогоплательщиков находящихся на упрощенной системе налогообложения, либо уплачивающих иные налоги.

Абзац же 2 находиться внутри пункта 1 статьи 174.1 НК РФ, а потому не может толковаться изолированно от него, наоборот должен быть истолкован только в системной связи с абзацем 1, с учетом того, что он, находясь позиционно в статье ниже, должен подчиняться более высоким нормам. Соответственно и положения пунктов 2 и 3 статьи 174.1 НК РФ должны толковаться в иерархической связи с пунктом 1.

Аналогичный принцип толкования выражен в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10 апреля 2003 г. N 5-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 84 Федерального закона «Об акционерных обществах» в связи с жалобой открытого акционерного общества «Приаргунское» в котором указано, что «Неопределенность в понимании … может быть преодолена …- путем систематического толкования с учетом иерархической структуры правовых норм, предполагающей, что толкование норм более низкого уровня должно осуществляться в соответствии с нормами более высокого уровня».

Следовательно, исходя из системного толкования статьи 174.1 НК РФ, также приходим к выводу о том, что она распространяет свое действие только на лиц – плательщиков НДС.

Необходимо также отметить, что простое товарищество может быть создано, не только для осуществления предпринимательской деятельности, а следовательно, участником договора о совместной деятельности может быть и физическое лицо (ст. 1041 ГК РФ). При этом созданное для иных целей, оно тем не менее все равно будет являться участником гражданского оборота.

Между тем, согласно статье 143 НК РФ физические лица не являются плательщиками НДС.

Таким образом, критикуемое нами толкование статьи 174.1 НК РФ фактически возлагает обязанности плательщика НДС на физическое лицо, что входит в противоречие со статьей 143 НК РФ, в которую законодатель, вводя статью 174.1. НК РФ не сделал никаких поправок. Хотя, если бы он действительно преследовал целью возложить на любое лицо, являющееся членом простого товарищества обязанность по уплате НДС, то гораздо проще это было бы сделать, только внеся изменения в статью 143 НК РФ, иначе ему необходимо создавая статью 174.1 НК РФ вносить соответствующие изменения и в статью 143 НК РФ.

Кроме того, как указано в абзаце 1 пункта 5 статьи 173 НК в случае выставления счета-фактуры лицом, не являющимся плательщиком НДС, он обязан уплатить налог в бюджет. При этом, у названных лиц суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг), в соответствии с пунктом 2 статьи 170 НК РФ к вычету не принимаются.

Между тем, пункт 3 статьи 174.1 НК РФ лицу являющемуся членом простого товарищества право на налоговый вычет предоставляет, что также входит в противоречие с положениями пункта 2 статьи 170 НК РФ.

Следует также отметить, что нормативные акты посвященные ведению учета операций в рамках простого товарищества, например, Приказ Минфина РФ от 24 ноября 2003 г. N 105н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Информация об участии в совместной деятельности» ПБУ 20/03″ (п. 3 Общих положений), также не распространяют свое действие на физических лиц

Разъяснения налоговых органов, выпущенные ранее, и посвященные разъяснению порядка налогообложения лиц, участников договора простого товарищества, например, Письмо МНС РФ от 18 августа 2004 г. N 03-1-08/1815/45@ «Об исчислении НДС организациями при реализации товаров (работ, услуг) в рамках договора простого товарищества», также прямо не указывали на необходимость обязательной уплаты НДС любыми простыми товарищами, а вывод об этом делался с учетом принципа ухудшения положения налогоплательщика любыми разъяснениями налоговых органов, который фактически ими внедрен в правовое поле.

Таким образом, на основании изложенного необходимо сделать вывод, что статья 174.1 НК РФ является технической по своей сути и регулирует исключительно взаимоотношения лиц – плательщиков НДС при осуществлении ими операций в рамках договора о совместной деятельности и не может трактоваться иным образом.

Статья основана на личном опыте автора. Если у вас возникли вопросы, вы можете связаться с ним по электронной почте:evseev@taxman.ru.

О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 января 2018 года N СД-4-3/480@

О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ

Вид налога: НДС

Статьи НК: статья 171

статья 161

статья 167

статья 169

статья 170

статья 166, статья 173

Вопрос:

По вопросу уплаты НДС налоговыми агентами, приобретающими отдельные виды товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответ:

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 335-ФЗ) сообщает следующее.

Статьей 2 Федерального закона N 335-ФЗ внесены изменения в статьи 149, 154, 161, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 173, 174 Кодекса в части положений, касающихся порядка исчисления налога на добавленную стоимость налоговыми агентами, приобретающими отдельные виды товаров. Изменения в указанные статьи Кодекса вступили в силу с 1 января 2018 года (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 335-ФЗ).

1. Так, статья 161 Кодекса дополнена пунктом 8, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (далее — сырые шкуры и лом) налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 с учетом налога.

Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) сырых шкур и лома, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 Кодекса, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.

При этом ФНС России обращает внимание, что выставление счетов-фактур указанными налоговыми агентами положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.

На основании пункта 3.1 статьи 166 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) при реализации сырых шкур и лома сумма налога на добавленную стоимость налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также при реализации этих товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В этой связи операции по реализации сырых шкур и лома в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, налогоплательщиками — продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию и (или) приобретение этих товаров от имени агента).

Одновременно ФНС России обращает внимание на то, что в случае реализации сырых шкур и лома налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, а также лицами, не являющимися налогоплательщиками, обязанности налогового агента у покупателей (получателей) таких товаров не возникает. При этом продавцы указанных товаров в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)» и, соответственно, налог на добавленную стоимость не исчисляют.

2. Согласно пункту 15 статьи 167 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) для налоговых агентов, указанных в пункте 8 статьи 161 Кодекса, момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 167 Кодекса, то есть как наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки сырых шкур и лома;

2) день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома.

Учитывая изложенное, при перечислении налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, исчисление налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки сырых шкур и лома в счет этой оплаты (частичной оплаты).

На основании пунктов 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 Кодекса суммы налога, исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, подлежат вычетам.

При этом суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налоговым агентом при перечисления налогоплательщику-продавцу сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, либо при изменении стоимости отгруженных сырых шкур и лома в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных сырых шкур и лома, подлежат восстановлению (подпункты 3 и 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 Кодекса в отношении сырых шкур и лома, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса (пункт 4.1 статьи 173 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ).

Таким образом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 Кодекса, осуществленных всеми налогоплательщиками-продавцами за истекший налоговый период.

При этом итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

До внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, приказы ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@ и соответствующих изменений в формат счета-фактуры, утвержденный приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, ФНС России рекомендует применять порядок заполнения отдельных показателей счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, составляемых налогоплательщиками-продавцами, а также отдельных граф книг продаж и книг покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур при регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур комиссионерами (агентами), налогоплательщиками-продавцами, а также налоговыми агентами, указанный в приложении к настоящему письму. При этом ФНС России обращает внимание на наличие новых кодов видов операций (33, 34, 41-44), отражаемых в указанных документах при регистрации в них счетов-фактур, выставленных при отгрузке сырых шкур и лома.

Действительный государственный советник

Российской Федерации 3 класса

Д.С.Сатин

Приложение

Приложение к настоящему письму

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Часть 1. Выставленные счета-фактуры

N п/п

Дата выстав-

Код вида

Номер и дата

Номер и дата

Номер и дата

Номер и дата

Наиме-
нование

ИНН/
КПП

Сведения из счетов-фактур, полученных от продавцов

Наиме-
нование

Стоимость товаров

В том числе

Разница стоимости с

Разница
НДС по

ления

опера-
ции

счета-
фактуры

исправ-
ления счета-
фактуры

коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры

исправ-
ления коррек-
тировоч-
ного

поку-
пателя

поку-
пателя

наиме-
нование продавца (из графы 8 части 2)

ИНН/КПП продавца (из графы 9 части 2)

номер и дата счета-
фактуры (коррек-
тировоч-

и код валюты

(работ, услуг), имущест-
венных прав по

сумма НДС по счету-
фактуре

учетом НДС
по коррек-
тировоч-
ному счету-
фактуре

коррек-
тировоч-
ному счету-
фактуре

счета-
фактуры

ного счета-
фактуры), полу-
ченного от продавца (из графы 4 (графы 6) части 2)

счету-
фактуре — всего

умень-
шение

увели-
чение

умень-
шение

увели-
чение

33*

ххххх

хххх

хххххх

ххххххх

ххххххххх

хххх

— **

34*

ххххх

ххххх

хххххх

ххххххх

ххххххххх

ххххх

Часть 2. Полученные счета-фактуры

N п/п

Дата полу-
чения

Код вида опера-

Номер и дата счета-

Номер и дата исправ-

Номер и дата коррек-

Номер и дата исправ-

Наиме-
нование продавца

ИНН/
КПП про-

Сведения о посреднической деятельности, указываемые комиссионером (агентом)

Наиме-
нование и код

Стоимость товаров (работ,

В том числе сумма

Разница стоимости с учетом НДС

Разница
НДС по
коррек-

ции

фактуры

ления счета-
фактуры

тировоч-
ного счета-
фактуры

ления коррек-
тировоч-
ного

давца

наиме-
нование субкомис-
сионера

ИНН/КПП субкомис-
сионера (субагента)

код вида сдел-
ки

валюты

услуг), имущест-
венных прав по

НДС по счету-
фактуре

по коррек-
тировоч-
ному счету-
фактуре

тировоч-
ному счету-
фактуре

счета-
фактуры

(субагента)

счету-
фактуре — всего

умень-
шение

увели-
чение

умень-
шение

увели-
чение

33*

ххххх

хххххх

хххх

— **

34*

ххххх

ххххххх

хххх

________________
* При регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, выставленных (полученных) при реализации (приобретении) сырых шкур и лома комиссионерами (агентами) по договору комиссии (агентскому договору) в графе 3 рекомендуется указывать следующие коды вида операций:
33* — при регистрации счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки сырых шкур (лома) от налогового агента;
34* — при регистрации счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных (полученных) комиссионером (агентом) при отгрузке сырых шкур и лома налоговому агенту.
** При формировании журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@, а также при выгрузке сведений в разделы 10 и 11 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016), в графах 14-19 следует указывать цифру «0».

Книга покупок налогового агента

Приложение к настоящему письму

Покупатель

Завод Б

Идентификационный номер и код причины постановки

на учет налогоплательщика-покупателя

Покупка за период с

по

44* — при применении вычетов сумм НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за продавца»).

Книга покупок налогоплательщика-продавца

Приложение к настоящему письму

Покупатель

Завод А

Идентификационный номер и код причины постановки

на учет налогоплательщика-покупателя

Покупка за период с

по

N п/п

Код вида опера-
ции*

Номер и дата счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправ-
ления счета-
фактуры продавца

Номер и дата коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправ-
ления коррек-
тировоч-
ного счета-

Номер и дата документа, подтверж-
дающего уплату налога

Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущест-

Наиме-
нование продавца

ИНН/КПП продавца

Сведения о посреднике (комиссионере, агенте, экспедиторе, лице, выполняющем функции застройщика)

Регистра-
ционный номер таможенной декларации

Наиме-
нование и код валюты

Стоимость покупок по счету-
фактуре, разница стоимости
по коррек-

Сумма НДС по счету-фактуре, разница суммы НДС по коррек-
тировоч-

фактуры продавца

венных прав

наиме-
нование посред-
ника

ИНН/КПП посред-
ника

тировоч-
ному счету-
фактуре (включая НДС) в валюте счета-
фактуры

ному счету-
фактуре, прини-
маемая к вычету, в рублях и копейках

34*

Завод Б

50,00

— **

Всего

Книга продаж налогоплательщика-продавца

Приложение к настоящему письму

Покупатель

Завод А

Идентификационный номер и код причины постановки

на учет налогоплательщика-продавца

Покупка за период с

по

N п/п

Код вида опера-
ции

Номер и дата счета-
фактуры продавца

Регистра-
ционный номер тамо-
женной декла-
рации

Код вида товара

Номер и дата исправ-
ления счета-
фактуры продавца

Номер и дата коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправ-
ления корректи-
ровоч-
ного счета-
фактуры продавца

Наиме-
нование поку-
пателя

ИНН/
КПП поку-
пателя

Сведения о посреднике (комиссионере, агенте)

Номер и дата документа, подтверж-
дающего оплату

Наиме-
нование и код валюты

Стоимость продаж по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая НДС) в валюте счета-фактуры

Стоимость продаж, облагаемых налогом, по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (без НДС) в рублях и копейках, по ставке

Сумма НДС по счету-фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре в рублях и копейках, по ставке

Стоимость продаж, освобож-
даемых от налога, по счету-
фактуре, разница стоимости

наиме-
нование посред-
ника

ИНН/
КПП посред-
ника

в валюте счета-
фактуры

в рублях и копейках

18 про-
центов

10 про-
центов

0 про-
центов

18 про-
центов

10 про-
центов

по коррек-
тировоч-
ному счету-
фактуре в рублях и копейках

13а

13б

33*

Завод Б

— **

100,00

— **

34*

Завод Б

200,00

34*

Завод Б

30,00

Всего

________________
* При регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур в книге продаж налогоплательщиком-продавцом в графе 2 книги продаж рекомендуется указывать следующие коды вида операций:
33* — при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома;
34* — при отгрузке сырых шкур и лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения стоимости отгрузок.
** При формировании книги продаж в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@, а также при выгрузке сведений в раздел 9 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016), в графах 13б, и 17 следует указывать цифру «0».

Книга продаж налогового агента

Приложение к настоящему письму

Покупатель

Завод Б

Идентификационный номер и код причины постановки

на учет налогоплательщика- продавца

Покупка за период с

по

44* — при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя»).

Счет-фактура на оплату (частичную оплату)

Приложение к настоящему письму

СЧЕТ-ФАКТУРА N

от «

«

(1)

ИСПРАВЛЕНИЕ N

от «

«

(1а)

Наиме-
нование товара

Код вида товара

Единица
измерения

Коли-
чество
(объем)

Цена (тариф)
за

Стоимость товаров (работ, услуг),

В том числе сумма

Налоговая ставка

Сумма налога, предъяв-

Стоимость товаров (работ,

Страна происхождения товара

Регистра-
ционный номер

(описание выполненных работ, оказанных услуг), имущест-
венного права

код

условное обоз-
наче-
ние (нацио-
нальное)

единицу изме-
рения

имущест-
венных прав без налога — всего

акциза

ляемая покупателю

услуг), имущест-
венных прав с налогом — всего

циф-
ровой код

краткое наиме-
нование

таможенной декларации

10а

Металлолом

100,00

НДС исчисляется налоговым агентом*

Всего к оплате

100,00

Х

Корректировочный счет-фактура на увеличение стоимости

Приложение к настоящему письму

Наименование товара

Показатели в связи с

Код вида товара

Единица измерения

Количество (объем)

Цена (тариф) за

Стоимость товаров

В том числе сумма акциза

Налоговая ставка

Сумма налога

Стоимость товаров

(описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

изменением стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав

код

условное обозна-
чение (нацио-
нальное)

единицу изме-
рения

(работ, услуг), имущест-
венных прав без налога — всего

(работ, услуг), имущест-
венных прав с налогом — всего

Металлолом

А (до изменения)

кг

1,00

200,00

«без акциза»

НДС исчисляется налоговым агентом*

Б (после изменения)

кг

1,00

230,00

«без акциза»

НДС исчисляется налоговым агентом*

В (увеличение)

30,00

Г (уменьшение)

А (до изменения)

Б (после изменения)

В (увеличение)

Г (уменьшение)

Всего увеличение (сумма строк В)

30,00

Всего уменьшение (сумма строк Г)

________________
* При выставлении корректировочного счета-фактуры на бумажном носителе в случае увеличения стоимости отгруженных сырых шкур и лома в графах 8-9 рекомендуется ставить прочерки, а в графе 7 указывать «НДС исчисляется налоговым агентом»; в случае выставления корректировочного счета-фактуры в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графа 1б не заполняется, в графе 7 указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 8-9 следует указывать цифру «0».

Корректировочный счет-фактура на уменьшение стоимости

Приложение к настоящему письму

Наиме-
нование

Показатели в связи с

Код вида товара

Единица измерения

Количество (объем)

Цена (тариф)

Стоимость товаров

В том
числе

Налоговая ставка

Сумма налога

Стоимость товаров

товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущест-
венного права

изменением стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав

код

условное обозна-
чение (нацио-
нальное)

за единицу изме-
рения

(работ, услуг), имущест-
венных прав без налога — всего

сумма акциза

(работ, услуг), имущест-
венных прав с налогом — всего

Металлолом

А (до изменения)

кг

200,00

1,00

200,00

«без акциза»

НДС исчисляется налоговым агентом*

Б (после изменения)

кг

150,00

1,00

150,00

«без акциза»

НДС исчисляется налоговым агентом*

В (увеличение)

Г (уменьшение)

50,00

А (до изменения)

Б (после изменения)

В (увеличение)

Г (уменьшение)

Всего увеличение (сумма строк В)

Всего уменьшение (сумма строк Г)

50,00

________________
* При выставлении корректировочного счета-фактуры на бумажном носителе в случае уменьшения стоимости отгруженных сырых шкур и лома в графах 8-9 рекомендуется ставить прочерки, а в графе 7 указывать «НДС исчисляется налоговым агентом»; в случае выставления корректировочного счета-фактуры в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графа 1б не заполняется, в графе 7 указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 8-9 следует указывать цифру «0».

Счет-фактура на отгрузку

Приложение к настоящему письму

СЧЕТ-ФАКТУРА N

от «

«

(1)

ИСПРАВЛЕНИЕ N

от «

»

(1а)

Наименование товара (описание выполненных

Код вида товара

Единица измерения

Количество (объем)

Цена (тариф) за единицу

Стоимость товаров (работ,

В том числе сумма

Налоговая ставка

Сумма налога, предъяв-

Стоимость товаров (работ,

Страна происхождения товара

Регистра-
ционный номер

работ, оказанных услуг), имущественного права

код

условное обозна-
чение (нацио-
нальное)

измерения

услуг), имущест-
венных прав без налога — всего

акциза

ляемая поку-
пателю

услуг), имущест-
венных прав с налогом — всего

циф-
ровой код

краткое наиме-
нование

таможенной декларации

10а

Металлолом

кг

1,00

200,00

без акциза

НДС исчисляется налоговым агентом*

Всего к оплате

200,00

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт ФНС России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *