115 ФЗ блокировка счета

» Назад
11.11.2019 12:40

Из черного списка можно выйти, всё что надо — прислать документы.

Что за «черный список»?

Есть 115 ФЗ. Это закон «О противодействии легализации доходов,

полученных преступным путем». Закон борется с темным доходом —

от терроризма до обналичивания.

По 115 ФЗ банки обязаны помогать выполнять закон. Для этого они проверяют

компании на двух этапах: когда компании открывают счет и когда работают со счетом.

По итогам проверки банк вправе отказать в счете, переводе денег со счета

или расторгнуть договор в одностороннем порядке. Во всех случаях клиент

оказывается в спецсписке банков или «черном списке». Какие компании вошли

в список — знают все банки. Для борьбы с обнальщиками банки могут блокировать

доступ к личному кабинету или снижать лимиты на переводы физлицам и

снятие наличных. Всё это — не причина для черного списка. Если такое случилось

с компанией, компания не оказывается в списке. То же самое с блокировкой счета

из-за налогов. Бывает, компания недоплатила налоги или вовсе просрочила, тогда

налоговая блокирует счет. Несмотря на блокировку, компания не попадает

в черный список.

Чем грозит список?

Нет закона, который обязывает банк не работать с компаниями из черного

списка. Каждый банк сам решает, как его использовать. Например, может

считать список подсказкой присмотреться к компании, а может — причиной

не открывать счет. Одного списка для отказа мало. Центробанк опубликовал

письмо, где прямо об этом говорит: появление компании в черном списке —

не повод для отказа в счете или переводе. Если клиент пожалуется в ЦБ

или подаст в суд, банк не сможет использовать список как аргумент в духе:

«Раз компания в списке, значит, она точно мошенничает, и я вправе

не открывать счет». Банку придется доказывать, что он прав и принял

решение на основе многих критериях, а не только из-за списка.

Как попадают в список?

На список работают банки, Росфинмониторинг и Центробанк. Цепочка длинная, вот как она выглядит, если банк отказывает в переводе:

банк отказал в переводе

передает информацию Росфинмониторингу

Росфинмониторинг собирает сведения от всех банков и пакует в единый список

передает список Центробанку

Центробанк рассылает список банкам

В списке — название компании и реквизиты. Банки не знают, кто внес компанию, но знают, на каком этапе. В этом помогают коды отказа: есть код отказа в счете, переводе и код расторжения договора.

Центробанк рассылает список каждый день, обычно после трех дня. Мы не знаем, как быстро Росфинмониторинг сводит данные от банков. Есть предположение, что с момента отказа компания окажется в списке через день-два.

За отказ в счете можно оказаться в списке?

Банк не открывает счет, пока не проверит компанию. Главная цель проверки — убедиться, что клиент ведет настоящий бизнес, а не зарабатывает на обналичивании незаконных денег. Если банк сомневается в компании, он отказывает в счете.

Не любой отказ приводит к черному списку. Чтобы оказаться в списке, надо получить отказ после того, как компания подпишет официальный документ на счет. Сейчас это бумажное заявление:

1075-2-1-6

Подать заявку на счет и попробовать банк можно без бумажного заявления. Есть банки, которые регистрируют в два этапа: сначала на сайте, а потом — с заявлением. Такое есть в Модульбанке. Клиент регистрируется и получается реквизиты расчетного счета, а потом открывает счет по бумагам, и об этом уходит уведомление в налоговую.

Так вот, если банк отказал на этапе регистрации на сайте, это ничего. Компания не попадет из-за этого в черный список.

Не все банки открывают счет в два этапа, есть такие, кто принимает только бумаги, без регистрации на сайте. Если есть опасения из-за отказа, надежнее заранее узнать об этом, а еще лучше — подготовиться к проверке.

Кажется, я в списке. Как узнать причину?

Если банк отказал в счете или переводе, компания вправе спросить о причине, а банк обязан ответить.

В законе нет требований к формату ответу. Судя по всему, это зависит от банка. Мы не знаем, как банки будут отвечать, но есть предположение — банки расскажут только об открытых причинах.

У банков есть открытые и закрытые причины. Открытые — это причины из открытых источников: сайта налоговой, миграционной службы и службы приставов. В таких источниках банк проверяет, например, нет ли регистрации на массовом адресе или сколько исков против компании.

Нельзя сказать наверняка, но думаем, что стиль и уровень подробностей в причинах будут, как в справочнике Росфинмониторинга.

Справочник — это код отказа и его расшифровка. Банки используют коды, когда сообщают Росфинмониторингу об отказе. С их помощью Росфинмониторинг понимает, что вызвало подозрение у банка. Пока Росфинмониторинг никуда не передает эти коды, в черном списке их нет.

Банки не обязаны использовать формулировки из справочника, но чтобы вы были готовы, показываем пример:

1081-2-1-131

Кроме открытых причин есть еще закрытые. О них банки узнают от своих секретных источников, их может пять или пятьдесят, это зависит от банка. О закрытых причинах банки подробно не говорят, чтобы не помогать компаниям с сомнительным бизнесом.

С поправками в 115 ФЗ банки обязаны рассказывать причину отказа, но раз нет требований к формату ответа, могут ответить коротко:

«Операции по вашему счету нарушают требования 115 ФЗ».

Если компания может быстро исправить причину, возможно, банк о ней скажет и поможет решить:

«Ваши платежи вызывают подозрение. Пожалуйста, покажите договоры, по которым платите. Мы всё проверим еще раз».

Даже если банк называет только открытую причину, это тоже полезно. Так можно понять, что не так, и исправить.

Некоторые банки и без поправок в 115 ФЗ раскрывают открытые причины, потому что они помогают исправить проблему, при этом банки не выдают секреты. Но теперь отвечать обязаны все банки.

Как выйти из списка?

Единый список заработал в июне 2017 года и в конце года появился план, как из него выходить. Сначала Центральный банк опубликовал рекомендации, а потом включил их в 115 ФЗ.

Благодаря рекомендациям ЦБ, у банков появилось право пересмотреть решение и отозвать отказ, но банки могли не пользоваться им. С марта 2018 года это не право, а обязанность.

По новому 115 ФЗ компания вправе доказать банку, что с ней всё в порядке. Доказывать надо с помощью документов. В законе нет требований к документам, компания сама решает, что присылать. Задача — показать, что компания существует, работает с настоящим бизнесом, без обналичивания незаконных денег.

Если банк отказывает в переводах со счета, обычно он запрашивает документы, чтобы разобраться. Вдруг компания только выглядит подозрительно, а так всё в порядке. Вот что можно прислать:

  • налоговую декларацию за ближайший квартал или комментарии, почему ее нет;
  • платежки с подтверждением оплаты налогов, если оплачивали не через банк, который отказал;
  • договоры с партнерами, которым платите чаще всего и от которых чаще получаете деньги.

Компания и без поправок могла прислать документы о себе, если хотела доказать, что всё в порядке — такого запрета нет. Зато теперь банк обязан их принять, проанализировать и дать ответ. Для ответа есть срок — десять рабочих дней. За это время банк должен разобраться с документами и решить, отказывать компании дальше или нет.

Возможно, после второй проверки банк убедится, что у компании настоящий бизнес и нет причин для отказа. Тогда он обязан сообщить об этом в Росфинмониторинг, а Росфинмониторинг — убрать компанию из списка.

Если банк после второй проверки отказал, а компания с ним не согласна, она вправе пожаловаться Центробанку. Для этого компания подает текст жалобы на банк и документов о себе. ЦБ это всё собирает, а еще запрашивает объяснение от банка, почему тот отказал компании. У банка на ответ — три рабочих дня.

ЦБ не просто принимает документы от компании и банка, он сам их проверяет и решает, оставлять компанию в списке или убирать. У ЦБ на решение — двадцать рабочих дней.

Для анализа жалоб ЦБ создает спецкомиссию. Пока нет сведений, как пожаловаться этой комиссии, может, появится отдельный адрес или телефон. А может, останется способ, который действует сейчас:

1077-2-1-71

В законе нет срока, как быстро Росфинмониторинг обязан исключить компанию из списка. На всякий случай лучше закладывать два месяца — это время займет повторная проверка в банке и ЦБ, если понадобится.

Если банк отказал в счете или переводе, разбираться с отказом лучше сразу. Только этот банк сможет исключить компанию из списка, поэтому неважно, сколько банков согласились работать с компанией, она всё равно останется в списке. И она там будет, пока банк с отказом не отзовет его.

Рассказываем, зачем банкам дополнительно проверять деятельность клиентов, как клиенту вести себя в такой ситуации, что такое финансовый мониторинг и как он связан со 115-ФЗ.

Многие из вас хотя бы раз видели в сети истории, когда банк «требовал» от клиента пояснить цель той или иной операции. При этом запрашивал огромное количество документов, ссылаясь на Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» N 115-ФЗ. Разумеется, подобные формулировки выглядят пугающе и не могут вызвать у случайного читателя ничего, кроме возмущения и опасения оказаться в такой же ситуации. Эта реакция вполне понятна.

Мы же хотим рассказать вам, что на самом деле происходит между банком и клиентом, кратко описать суть упомянутого выше закона и разрушить миф о «блокировке счета».

Финансовый мониторинг и 115-ФЗ

Ни для кого не секрет, что банки находятся в правовом поле РФ. Все акты, которые содержат понятия «кредитная организация» или «банк», касаются нас напрямую. Все вместе они определяют рамки, в которых банк работает. Кроме законов, существует и государственный регулятор в лице Центрального банка, который может давать рекомендации по ведению банковской деятельности.

Теперь про 115-ФЗ. Он напрямую обязывает банки контролировать процессы, определять круг лиц и типы операций, которые могут попадать под этот контроль. Важно понимать, что банк — это не государственный орган, который может подозревать, обвинять, расследовать или выносить приговоры. Банк — это отлаженная система c заложенным в ней алгоритмом по определению операций, которым стоит уделить внимание и дополнительно проверить. Не более того. Такой проверкой занимается отдел финансового мониторинга. Он один из тех, кто стоит на страже банковской лицензии и сохранности денег клиентов.

Что делать, если вы получили запрос на предоставление документов

Первое — не паникуйте, это не безвыходная ситуация, мы всегда готовы к диалогу.
Второе — не игнорируйте: постарайтесь максимально оперативно дать свои комментарии по запросу, пришлите документы, которые у вас запросили.

У клиентов действительно есть обязанность предоставлять документы по запросу банка, помните об этом. При этом мы никогда не требуем, а именно просим предоставить те или иные документы. Мы всегда внимательны к деталям, потому что наша главная цель — сохранить сотрудничество с клиентом.

Всё общение с Рокетбанком происходит в чате, что подразумевает коммуникацию здесь и сейчас. Документы, которые помогут понять нам суть операции, тоже можно загружать прямо в чат или прислать на почту. Мы гарантируем конфиденциальность всей полученной информации. А если удобнее общаться по телефону, мы всегда готовы позвонить вам и объяснить всё подробно.

Важно, что в момент проверки карта или счета не блокируются! Есть ограничение на определенный тип операций, актуальные лимиты вы всегда можете увидеть в нашем мобильном приложении. Не знаем наверняка, как работают в подобной ситуации другие банки, но с Рокетбанком о блокировке речи не идёт.

Зачем всё это вообще нужно

Если до этого момента вы ничего не слышали про 115-ФЗ или отдел финансового мониторинга и тем более никак с ним не контактировали, у вас почти нет шансов узнать банк с новой для себя стороны. Другими словами, банку нет необходимости проверять ваши операции. Ещё более другими словами, с вами всё понятно 🙂

Почему банк вообще проверяет операции своих клиентов? Ответ будет максимально парадоксальным и точно не понравится любителям антиутопий: всё для безопасности ваших денег. Подобные запросы нужны не для того, чтобы доставить вам неудобства. Мы хотим, чтобы у регулирующих органов не возникало вопросов к политике проведения операций нашего банка, что позволит клиентам не сомневаться в нашей надёжности и безопасности своих денег.

Как мы уже сообщали, Постановлением Правления Национального банка от 19 мая 2020 года № 65 утверждено новое Положение об осуществлении банками финансового мониторинга. Постановление вступило в силу 22 мая. Именно на основании его норм банки собирают информацию о клиентах и блокируют при необходимости счета. И последнее особенно волнует многих. Ведь, несмотря на существенное увеличение предела для финмониторинга (до 400 тыс. грн), банки начали активно внедрять предусмотренный Законом о финмониторинге риск-ориентированный подход. То есть оценивать комплексно клиентов и их действия, делая выводы о блокировании счетов.

Подробнее о текущей ситуации с финмониторингом — в публикациях модуля ситуаций ИПС ЛІГА: ЗАКОН (попробуйте тестовый доступ):
  • «Идентификация клиентов банка при осуществлении операций с наличными (перевод средств)»;
  • «Критерии оценки банком финансовых операций»;
  • «Остановка банком подозрительных операций (финансовый мониторинг)»;
  • «Идентификация клиентов банков (финансовый мониторинг)».

Где искать признаки подозрительности финансовых операций

СМИ и соцсети уже сообщали о ряде случаев блокировки банками счетов клиентов. Давайте разберемся подробнее. Дело в том, что приложением 20 к Положению № 65 идет перечень признаков, которые Нацбанк предлагает использовать как подозрительные для блокировки счетов (так называемые Индикаторы подозрительности финансовых операций). И именно на них банки и ориентируются. Конечно, каждый банк имеет еще собственные внутренние документы по поводу финансового мониторинга, но они базируются на Законе о финмониторинге и Положении № 65.

Так, в числе признаков подозрительности — даже наличие нескольких карт в клиента, его чрезмерно нервное поведение или желание обслуживаться только у конкретного сотрудника банка. И это еще далеко не все, ведь НБУ насчитал 73 признаки подозрительности финансовых операций.

Положение № 65 предусматривает, что в банках должна быть система автоматизации. Это комплексная интегрированная система автоматизации процессов финансового мониторинга, которая может состоять из нескольких отдельных систем или подсистем, обеспечивающих функционирование надлежащей системы управления рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и/или финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Именно система автоматизации должна обеспечивать постоянный мониторинг финансовых операций клиентов с целью оперативного выявления индикаторов подозрительности финансовых операций.

Индикаторы подозрительности финансовых операций приложение 20 к Положению № 65 делит на три группы:

  • касающиеся деятельности или поведения клиента;
  • касающиеся финансовых операций клиента;
  • по различным видам продуктов (услуг).
Не дайте рейдерам нажиться в период кризиса! Поставьте свои объекты недвижимости на мониторинг в сервисе SMS-Маяк. Сервис мгновенно проинформирует об изменениях статуса объектов недвижимого имущества в виде оповещений в личном кабинете, sms-сообщений или email-писем. Поставить на мониторинг сейчас.

Поведение клиентов, которое должно настораживать банкиров

По нормам НБУ подозрительными следует считать операции, если клиент (его представитель):

  • не может внятно объяснить, в чем заключается его деловая деятельность (характер деятельности);
  • не желает или отказывается предоставлять информацию или предоставляет сомнительную информацию, которую трудно проверить;
  • имеет большое количество счетов или платежных карточек, потребность в которых не понятна или не соответствует его бизнес-потребностям;
  • нервничает без видимых причин или проявляет нетипичное поведение;
  • демонстрирует необычную заинтересованность требованиями законодательства в сфере финансового мониторинга или внутренних документов банка по этим вопросам;
  • отменяет проведение запланированной финансовой операции после того, как банк запросил у него соответствующие подтверждающие документы и / или разъяснения;
  • настаивает на срочности проведения финансовой операции, демонстрируя нервное поведение, без наличия очевидных на то причин (оснований);
  • предлагает деньги, подарки или иной вид благодарности работнику банка за проведение финансовой операции необычным или подозрительный образом;
  • демонстрирует незнание информации, касающейся финансовых операций по его собственному счету, и/или не может объяснить их содержание;
  • необычно и чрезмерно оправдывает или объясняет сделку, подчеркивая отсутствие каких-либо связей с незаконной деятельностью.

Также НБУ советует банкам считать подозрительным операции, если:

  • есть основания подозревать, что предоставленные информация/документы содержат ложные или поддельные сведения;
  • невозможно связаться с клиентом (представителем клиента) с помощью предоставленных им данных, в частности по адресу местонахождения, жительства или по указанному номеру телефона и электронной почте;
  • информация, предоставленная клиентом (представителем клиента), противоречит той, что содержится в публичных источниках;
  • финансовые операции по счету физического лица не отвечают риск-профилю клиента (в частности возраста, профессии, доходам);
  • по счету клиента – субъекта хозяйствования не уплачено никаких или уплачено в незначительном размере (в размере, который явно не соответствует объемам проведенных финансовых операций) обязательные платежи, которые присущи обычной хозяйственной деятельности (например, платежи за аренду помещений, оплата коммунальных услуг, налоги в бюджет);
  • очевидны признаки того, что другие лица контролируют проведение финансовой операции (клиент читает все из заметок или телефона или другие лица следят за клиентом в помещении отделения или оставаясь снаружи) и др.
Кстати, современный профессиональный сервис Liga:Report позволяет легко и оперативно подать налоговую, финансовую и статистическую отчетность онлайн. А для предпринимателей есть отличный помощник, который самостоятельно рассчитывает и уплачивает налоги, — бот-бухгалтер ReporTaх.

Индикаторы, касающиеся финансовых операций клиента

Эти показатели сосредоточены на аспектах операций клиентов, прежде всего — юридических лиц. Надо отметить, что многие из них уже давно вошли в отечественную деловую практику — и даже тех предприятий, которые отнюдь не планируют нарушать закон. К примеру, подозрительным, по мнению НБУ, будет необычно быстрое прохождение средств через счет, то есть незначительное сальдо на начало и конец дня и большие ежедневные обороты средств по счету. Или регулярные переводы средств со счета клиента — юридического лица на личные счета работников или лиц, связанных с работниками, и наоборот (кроме, безусловно, переводов, связанных с выплатой заработной платы, социальных выплат и других обязательных платежей).

Немало подозрений могут вызывать у банкиров и внешнеэкономические операции, которые, по мнению НБУ, содержат подозрительные элементы, такие как осуществление предварительной оплаты при наличии «информации из открытых источников о невыполнении нерезидентом своих обязательств по другим внешнеэкономическим договорам».

Подозрительным будет и то, что клиент получает на свой счет много наличных или безналичных платежей на незначительные суммы, которые впоследствии агрегируются и большой суммой перечисляются другому клиенту. Или по счету клиента неоднократно проводятся финансовые операций по договорам уступки прав требования (перевода долга).

Ну или такой вот признак, который может привести к блокировке счета: физическое лицо получает на свой счет денежные средства в качестве кредита на сумму, которая очевидно существенно превышает его финансовые возможности в части возврата такого кредита.

Обращаем внимание бухгалтеров, что подозрительным для банкиров будет и то, что платежи клиента — субъекта хозяйствования в назначениях обычно не содержат понятной и четкой цели. В частности содержат только ссылки на номера контрактов или счетов-фактур, не отмечая вид товара или услуги. Будьте осторожны при заполнении платежных документов.

Возьмите под контроль все риски, с которыми сталкивается ваша компания. Попробуйте LIGA360 — экосистему облачных продуктов ЛІГА:ЗАКОН для эффективной работы бизнеса в условиях кризиса.

Индикаторы по различным видам продуктов (услуг)

Здесь банкиры сгруппировали признаки в пять пунктов, которые, правда, содержит довольно много подпунктов. Скажем, подозрительными будут наличные операции, в которых объем наличных операций по счету клиента не соответствует объему, что присущ виду и масштабам деятельности клиента. Или когда по счету клиента осуществляются регулярные финансовые операции наличными на большие округленные суммы.

Для отношений кредита/займа опасным будет, если клиент не интересуется существенными условиями кредитования (в частности процентная ставка, штрафы) или расходами, связанными с возвратом кредита. Или когда клиент использует выданный кредит не в соответствии с утвержденными целями займа, осуществляя операции, нетипичные для деятельности клиента. Или если клиент возвращает долгосрочный кредит (в частности ипотечный) в необычно короткий срок после его получения.

Да что там говорить — банкиров будет настораживать даже то, что экономическая целесообразность получения займа с точки зрения не понятна. Например, на счетах клиента размещена значительная сумма средств, а он просит о кредите.

На собственные наборы индикаторов подозрительности заслужили от НБУ и операции с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, торговое финансирование, услуги по хранению ценностей/предоставлению в аренду депозитного сейфа, онлайн-услуги.

Счет заблокирован — что дальше

Блокировка счетов уже скоро может стать серьезным фактором в повседневной предпринимательской деятельности. К тому же, часто — неожиданным, действительно форс-мажорным. А значит, каждому субъекту хозяйствования стоит заранее изучить этот вопрос, чтобы в случае проблем действовать оперативно.

Об этом шла речь в публикациях «Подпадают ли под финмониторинг операции по внесению физлицом денежного вклада в уставный капитал украинского предприятия?» и «Предприятию заблокировали денежный перевод: почему так произошло и что делать?». Для получения доступа к профессиональной аналитике издания БУХГАЛТЕР&ЗАКОН, другим документам и инструментам информационно-правовой системы ЛІГА:ЗАКОН поспешите воспользоваться тестовым доступом и оцените удобство и скорость поиска необходимых вам материалов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *