10 ПБУ

Содержание

Учет расчетов по оплате труда — это отражение операций по начислению заработной платы и иных вознаграждений за труд в пользу наемных работников. В статье расскажем об особенностях организации учета заработной платы в организации.

Для чего это нужно

Оплата труда — это систематические выплаты в пользу сотрудников за выполненную работу. Размер таких выплат напрямую зависит от стажа специалиста, его квалификации, нагрузки и специфики занимаемой должности.

Бухгалтерский учет расчетов с персоналом по оплате труда позволяет решить следующие задачи:

  • производить своевременные выплаты заработной платы и иных вознаграждений;
  • корректно и в полном объеме начислять все виды оплаты труда (больничных, отпускных, стимулирующих и компенсационных выплат);
  • осуществлять своевременные удержания из заработной платы (НДФЛ и прочие);
  • производить начисление взносов и сборов в части страхового обеспечения трудящихся;
  • обеспечить полное соблюдение действующих законодательных норм и требований (трудовое, налоговое, бюджетное законодательство).

Основной нормативно-правовой акт, устанавливающий текущий порядок организации учета на предприятии, — это закон № 402-ФЗ. Помимо Федерального закона, к правовому регулированию норм оплаты труда также относят Трудовой и Налоговый кодексы.

Однако данные нормы должны быть закреплены и на локальном уровне. Иными словами, каждый экономический субъект обязан утвердить порядок организации бухучета, в том числе и учета расчетов по оплате труда, в своей учетной политике. При составлении документа следует руководствоваться общепринятыми нормами и требованиями, а также учитывать специфику и род деятельности предприятия.

Как организовать

Как мы отметили выше, на каждом предприятии должна быть разработана и утверждена учетная политика. Этот документ является основой основ в организации бухучета экономического субъекта. В части отражения операций по оплате труда необходимо учесть следующие важные моменты:

  1. Первичная документация. Необходимо указать, в каких формах и бланках будет отражаться первичная информация об операциях. Допустимо использовать унифицированные бланки либо разработать (доработать) собственные формы документов.
  2. Учетная документация. Следует определить формы учетных журналов, книг, ордеров, в которых будет собираться информация о первичной документации. Также следует утвердить формы отчетности по заработной плате.
  3. Синтетический и аналитический учет расчетов по оплате труда следует организовывать с учетом специфики деятельности предприятия в части разработки рабочего плана счетов.
  4. Документооборот. Требуется утвердить порядок взаимодействия всех служб, ведомств и структурных подразделений предприятия в части достоверного заполнения первичной и учетной документации, а также своевременного предоставления ответственным лицам.

Проверьте, отражена ли данная информация в вашей учетной политике. Подробнее об особенностях составления и утверждения ключевого финансового документа читайте в статье «Составляем учетную политику организации».

Бухучет на счетах

Коммерческие и некоммерческие организации для отражения расчетов с персоналом по оплате труда должны использовать 70 счет, в соответствии с Приказом Минфина № 94н. Информация на данном бухсчете отражается отдельно по каждому сотруднику. Внесение одной записи по всем работникам или по группам (подразделениям, цехам, отделам) недопустимо.

При начислении заработной платы и иных вознаграждений делается запись по кредиту счета 70 в корреспонденции со счетами производственных затрат. Например, при начислении заработка основному персоналу делается запись: Дт 20 Кт 70, а вспомогательному: Дт 23 Кт 70.

Перечисление зарплаты на банковские счета или выдача денег из кассы отражается дебетовым оборотом по сч. 70 в корреспонденции с соответствующим бухсчетом (50 «Касса» или 51 «Расчетный счет»).

Типовые проводки:

Операция

Дебет

Кредит

Начислена зарплата

Удержан НДФЛ

Начислен больничный лист

Начислены страховые взносы

Отражена выплата заработной платы на банковские карты работников

Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2019 году

Все ПБУ, действующие в 2018 году:

ПБУ 1/2008
«Учетная политика организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 2/2008
«Учет договоров строительного подряда»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 3/2006
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 4/99
«Бухгалтерская отчетность организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 5/01
«Учет материально-производственных запасов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 6/01
«Учет основных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 7/98
«События после отчетной даты»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 8/2010
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 9/99
«Доходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 10/99
«Расходы организации»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 11/2008
«Информация о связанных сторонах»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 12/2010
«Информация по сегментам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 13/2000
«Учет государственной помощи»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 14/2007
«Учет нематериальных активов»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 15/2008
«Учет расходов по займам и кредитам»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 16/02
«Информация по прекращаемой деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 17/02
«Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 18/02
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 19/02
«Учет финансовых вложений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 20/03
«Информация об участии в совместной деятельности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 21/2008
«Изменения оценочных значений»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 22/2010
«Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 23/2011
«Отчет о движении денежных средств»;
(статьи, новости и разьяснения)

ПБУ 24/2011
«Учет затрат на освоение природных ресурсов».
(статьи, новости и разьяснения)

Последние редакции всех действующих ПБУ можно найти в «Справочнике бухгалтера» на «Клерке»

📌 Реклама

Положения по бухгалтерскому учету: что это и для чего они нужны

ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы.

ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.

Новые ПБУ в 2019–2021 годах

Министерством финансов начата глобальная разработка федеральных стандартов бухучета на 2019–2020 годы. Согласно приказу Минфина «Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухучета…» от от 18.04.2018 N 83н будут разработаны новые ПБУ и внесены поправки в уже изданные положения. План разработки и внедрения новшеств приведен в таблице ниже.

Разработка федеральных стандартов бухгалтерского учета

N п/п Рабочее наименование проекта стандарта Предполагаемая дата вступления стандарта в силу для обязательного применения
1.1 Запасы 2019
1.2 Нематериальные активы 2020
1.3 Аренда 2022
1.4 Основные средства 2020
1.5 Незавершенные капитальные вложения 2020
1.6 Дебиторская и кредиторская задолженности (включая долговые затраты) 2020
1.7 Документы и документооборот в бухгалтерском учете 2020
1.8 Доходы 2022
1.9 Некоммерческая деятельность 2021
1.10 Бухгалтерская отчетность 2021
1.11 Участие в зависимых организациях и совместная деятельность 2021
1.12 Расходы 2022
1.13 Финансовые инструменты 2022
1.14 Добыча полезных ископаемых 2022

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» предназначен для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям, пенсиям работающим пенсионерам и другим выплатам), а также по выплате доходов по акциям и другим ценным бумагам данной организации.
По кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются суммы:
оплаты труда, причитающиеся работникам, — в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников;
оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемого один раз в год, — в корреспонденции со счетом 96 «Резервы предстоящих расходов»;
начисленных пособий по социальному страхованию пенсий и других аналогичных сумм — в корреспонденции со счетом 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
начисленных доходов от участия в капитале организации и т.п. — в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
По дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» отражаются выплаченные суммы оплаты труда, премий, пособий, пенсий и т.п., доходов от участия в капитале организации, а также суммы начисленных налогов, платежей по исполнительным документам и других удержаний.
Начисленные, но не выплаченные в установленный срок (из-за неявки получателей) суммы отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по депонированным суммам»).
Аналитический учет по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» ведется по каждому работнику организации.

Счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
корреспондирует со счетами:

по дебету по кредиту
50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Специальные счета в банках
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
71 Расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
08 Вложения во внеоборотные активы
20 Основное производство
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
26 Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства
44 Расходы на продажу
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
79 Внутрихозяйственные расчеты
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
91 Прочие доходы и расходы
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки

6.2. Синтетический учет расчетов по оплате труда

Учет начисления и выдачи заработной платы и других оплат ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Аналитический учет ведется по каждому работнику.

Учет расчетов по оплате труда и другим выплатам ведется в аналитических счетах (лицевых счетах), открываемых на каждого работника.

Для идентификации работающих каждому присваивается табельный номер, и он указывается во всех документах, связанных с расчетами по оплате труда. Учет расчетов по оплате труда в лицевых карточках ведется нарастающим итогом в течение года. Лицевые счета работников должны храниться в архиве предприятия в течение 75 лет. Для учета налога на доходы физических лиц на каждого работника открывается налоговая карточка.

Заработная плата делится на основную и дополнительную.

Основная заработная плата начисляется в зависимости от принятых на предприятии форм оплаты труда. Она (согласно ТК РФ) не должна выплачиваться работникам реже, чем два раза в месяц. Начисление основной заработной платы производится на основании первичных документов: табелей, нарядов и др. По ним ежемесячно составляется ведомость распределения заработной платы.

Дополнительная заработная плата — это оплата за неотработанное время (оплата отпусков, времени выполнения государственных обязанностей и др.) Она начисляется на основании документов, подтверждающих право работника на оплату за не проработанное время, по среднему заработку.

Расчеты

Рассчитываем сумму, подлежащую выплате за вторую половину месяца, отражаем ее перечисление в учете (Д 70 К 51 (50)):

Начисленная ЗП за месяц – НДФЛ – аванс – иные удержания.

Начисляем страховые взносы на всю сумму ЗП (до удержания НДФЛ) — Д 20 (23, 25, 26, 44) К 69 (субсчет по видам взносов).

Учитываем начисленную зарплату в расходах на конец месяца.

Следует помнить, что

  • на ОСН все суммы выплат (зарплата, НДФЛ, страховые взносы) учитываются в расходах на последний день месяца начисления (п. 4 ст. 272 НК РФ);
  • на УСН заработная плата учитывается в расходах на дату ее выплаты, а НДФЛ и страховые взносы — на дату их перечислений в бюджет (пп. 6 п. 1 ст. 346.16, пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

9.5. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям

Для обобщения информации о расчетах с персоналом организации, кроме расчетов по оплате труда, расчетов с подотчетными лицами и депонентами, предназначен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

К счету могут быть открыты следующие субсчета: «Расчеты по предоставленным займам», «Расчеты по возмещению материального ущерба», «Расчеты за товары, проданные в кредит» и др.

На субсчете «Расчеты по предоставленным займам» отражаются расчеты по предоставленным работникам займам (например, на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство, приобретение или строительство садовых домиков и благоустройство садовых участков, обзаведение домашним хозяйством и др.). Договор займа должен быть заключен в письменной форме.

Заемщик выдает организации обязательство о возврате полученных средств. В обязательстве указывается, что в случае увольнения заемщика по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или при нецелевом использовании полученных средств заем подлежит возврату организации досрочно.

По дебету счета 73 субсчет «Расчеты по предоставленным займам», отражается сумма предоставленного работнику займа в корреспонденции со счетом 50, 51.

По кредиту счета 73 отражается сумма платежей, поступившая от работника-заемщика в погашение займа, в корреспонденции со счетом 70, 50, 51.

Если заем, выданный работнику, им не возвращен (или возвращен не полностью), эта задолженность подлежит списанию:

Д 91 К 73.

На субсчете «Расчеты по возмещению материального ущерба» учитываются расчеты по возмещению материального ущерба, причиненного работником организации в результате недостач и хищений денежных и ТМЦ, брака, а также по возмещению других видов ущерба.

Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено Трудовым Кодексом РФ.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере. Она может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК или иными законами.

Полная материальная ответственность возлагается на работника в следующих случаях:

1) когда в соответствии с ТК на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, в случаях, предусмотренных ФЗ;

8) причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководителя, главным бухгалтером.

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности, то есть о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вверенного работникам имущества, заключаются с работниками, достигшими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или использующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Если месячный срок истек, или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

Работник, виновный в причинении ущерба, может добровольно возместить его полностью или частично. По соглашению сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рассрочкой платежа. В этом случае работник представляет письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием конкретных сроков платежей. С согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество.

В учете операции по учету удержаний за причиненный материальный ущерб (недостачу материальных ценностей) оформляются следующими записями:

Д 94 К 01, 07, 10, 41, 43 – списывается фактическая себестоимость недостачи;

Д 94 К 19 – списывается НДС от покупной стоимости недостающих материальных ценностей;

Д 73 К 94 – отнесена недостача по фактической себестоимости материальных ценностей и сумма НДС на виновное лицо – работника организации;

Д 50 К 73 – внесена сумма недостачи виновным лицом в кассу;

Д 70 К 73 – удержана сумма недостачи из сумм оплаты труда виновного лица.

ПБУ 23/2011 «Отчет о движении денежных средств»
Утверждено приказом Минфина России от 02.02.2011 № 11н

ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»
Вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 год

ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н

ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»
Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.10.2008 № 116н

ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
В ред. Приказа Минфина РФ от 25.12.2007 № 147н

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 года №43н
Примечание: Действует с бухгалтерской отчетности 2000 года. Предыдущее ПБУ «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/96), утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 8 февраля 1996 года №10, утратило силу.

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»
Утверждено приказом Минфина РФ от 09.06.2001 №44н
Примечание: вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2002 года, с этого же момента утрачивает силу предыдущее Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/98).

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»
Утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н

ПБУ 7/98 «Cобытия после отчетной даты»
Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 56н

ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
Утверждено Приказом Минфина России от 13.12.2010 № 167н
Вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.

ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности»
Утверждено приказом Минфина от 28.11.2001 №96н
Примечание: вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2002 года, с этого же момента утрачивает силу Положение по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» (ПБУ 8/98)

ПБУ 9/99 «Доходы организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 2000 года.

ПБУ 10/99 «Расходы организации»
Утверждено приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. №33н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 2000 года.

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах»
Утверждено приказом Минфина России от 29.04.2008 № 48н

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»
Утверждено приказом Минфина РФ от 27 января 2000 г. №11н
Примечание: Действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»
Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №92н

ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»
Приложение к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 27.12.2007 № 153н

ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н

ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н

ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н

ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
В ред. Приказа Минфина РФ от 11.02.2008 № 23н

ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»
В ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N116н, от 27.11.2006 N 156н. N 126н

ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»
В ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н

ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»
Утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н

ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности»
Утверждено приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. №60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.
Примечание: Действует с 1 января 1999 года. Предыдущее ПБУ «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина от 28 июля 1994 года №100, утратило силу.

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина от 20 декабря 1994 года №167
Примечание: Действует с 1 января 1995 года.

ПБУ 3/2000 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 10 января 2000 г. №2н
Примечание: Действует с бухгалтерской отчетности 2000 года.

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 13 января 2000 г. №5н
Примечание: Действует начиная с бухгалтерской отчетности за 2000 год.

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» (УТРАТИЛО СИЛУ)
Утверждено приказом Минфина РФ от 16 октября 2000 г. №91н
Примечание: Действует с 1 января 2001 года.

  • Назад
  • 1
  • 2
  • Все

Первичные документы бухгалтерского учета оформляют для каждой хозяйственной операции. Без них невозможно отразить деятельность организации на счетах, поскольку именно эти документы служат основанием для последующих учетных процедур, выступают подтверждением совершения операции.

Первичный учетный документ в бухгалтерском учете – это официальная бумага, которую составляют при сделках и других хозяйственных действиях. Однако комплект и правила оформления первичной документации различаются в зависимости от специфики процедуры. В большинстве случаев обязанность подготовки первичной документации перед сделкой возлагается на продавца. Однако нередко с оформлением бумаг возникают трудности, поскольку единого списка форм «первички» не существует. Соответственно, каждая компания самостоятельно определяет формы этих документов с учетом цели их применения.

Хотя стандартного списка форм для этой категории документов и не предусмотрено, законы устанавливает перечень обязательных реквизитов. К тому же компании необходимо закрепить в учетной политике те формы, которые она будет в дальнейшем использовать.

Примеры, что относится к первичным документам бухгалтерского учета:

  • Товарные накладные, отражающие, какие товары, материальные ценности одна организация передает другой. Их обязательно оформляют в двух экземплярах, и подписывают эти документы обе стороны сделки. Если компания использует печати, их нужно проставить на этих документах.
  • Акты сдачи-приемки. Эти документы составляют после выполнения работ или услуг, они призваны подтвердить, что сторона сделки получила услуги и их результат соответствует договору. До подписания акта работы не считают официально завершенными.
  • Расчетно-платежные ведомости и другие виды бумаг, которые подтверждают факт выплаты сотрудникам зарплаты, премий, больничных.
  • Кассовые документы. Это отдельная категория первичной документации, которая охватывают приходные и расходные ордеры, платежные поручения, авансовые отчеты и прочее.

Мы привели не полный перечень, что является первичным документом в бухгалтерском учете. В зависимости от специфики деятельности и ведения учета этот список может варьироваться, пополняясь разными документами, подтверждающими хозяйственную деятельность предприятия.

Какие документы имеют юридическую силу

Чтобы документы можно было рассматривать в качестве первичных, чтобы они имели юридическую силу, необходимо использовать предусмотренные законом реквизиты. Во-первых, это название самого документа, например, «Бухгалтерская справка». Без этого документы не могут быть приняты к учету. Кроме названия правила оформления первичной документации требуют проставить такие данные:

  • Наименование составителя документа;
  • короткое содержание и название операции, которой посвящена бумага;
  • денежные или натуральные показатели;
  • должности лиц;
  • подписи и дата.

Правильно оформленные документы имеют юридическую силу, соответственно, они могут служить доказательством во время судебной тяжбы. Полновесные доказательства требуются для разрешения конфликтов с клиентами, подрядчиками, партнерами. Например, покупатель может отказаться оплачивать товары или попытаться признать сделку недействительной. И тогда, если вы относились к заполнению документов несерьезно, и на них стоят фальшивые подписи или же «первичка» оформлена с ошибками, вы не сможете использовать ее в качестве доказательства.

Поэтому не стоит расписываться за поставщика, если он не успел сделать это самостоятельно. Никогда не фальсифицируйте первичную документацию, даже если она кажется вам чистой формальностью. Аккуратно сохраняйте и систематизируйте всю «первичку», внимательно проверяйте наличие всех реквизитов.

Юристам часто задают вопросы, обязательно ли наличие печати на первичных документах. Однако с 2015 года большинство компаний не обязано получать и ставить печать. Предприятия имеют право завести ее, если считают нужным, однако с точки зрения юридической силы это вовсе не обязательный атрибут. Но если организация все-таки использует печать, это должно быть указано в ее уставе.

Иногда поставить печать настойчиво требует вторая сторона. Вы должны отказаться, если компания не располагает печатью. Вы даже можете уведомить об этом контрагента письменно и предоставить выписку из устава, если он настаивает.

Внутренние и внешние документы бухгалтерского учета

«Первичка», которую составляет сама компания, принадлежат к одной из двух групп: внутренние или внешние. Внутренней документацией называют такую, которая распространяет свое действие только на организацию, выпустившую ее. Кроме того, внешними называют документы, которые получены предприятием извне: от поставщиков, партнеров, покупателей.

В свою очередь, внутренние документы разделяют на 3 категории:

  • Распорядительные. Как ясно из названия категории, речь о документации, которая фиксирует распоряжения, приказы. Руководитель может отдавать их конкретному сотруднику или целой структуре.
  • Исполнительные. В эту категорию попадают все бумаги, которые подтверждают, что определенная хозяйственная операция совершилась.
  • Бухгалтерского оформления. К данной категории принадлежит документация, в которой компания собирает и систематизирует сведения из иных документов.

Как работать с регистрами бухучета

Учетные регистры – это носители упорядоченной информации, которые собирают и систематизируют документацию, к ним относятся книги, карточки, листы. После оформления хозяйственных операций в первичной документации, эти же сведения обязательно следует отразить в регистрах.

Вести регистры можно по-разному. Например, хронологическим методом, который фиксирует события последовательно, в зависимости от того, как хозяйственные операции совершались во времени. Другой подход – систематический, к нему прибегают, например, при оформлении кассовых книг. В таком случае сделки фиксируют по экономическим показателям. Но многие компании используют комбинированный метод, объединяющий хронологический и систематический подход. Различаются регистры и по содержанию: синтетические, аналитические или комбинированные.

Как исправлять первичную документацию

Первое, о чем следует помнить: есть группа документов, которую вообще нельзя исправлять. Это банковские и кассовые документы, включая платежные поручения, а также бланки строгой отчетности, которые выдают вместо чеков ККТ. Как поступить, если в таких документах все-таки допускают ошибки? Документы с ошибками нельзя принять к исполнению, вместо них нужно составить новые, уже правильно заполненные бумаги.

Обратите внимание, что вы не можете просто выбросить или разорвать неправильно заполненный документ, это нарушение. Неверно составленный документ бухгалтер должен перечеркнуть и подшить в учетную книгу вместе с «правильным» документом. Однако кассовая книга и авансовый отчет не принадлежат к категории кассовых документов. Соответственно, в них можно вносить исправления. Но делать это нужно правильно.

Допущенные в этих документах ошибки нужно исправить так, чтобы сохранить реквизиты и основной текст. Полностью заменить испорченный бланк нельзя, если речь идет о первичной документации. Вместо этого следует прибегнуть к одному из двух способов корректировки.

  1. Первый способ внесения корректировок в «первичку», установленный законодательством: в самом тексте документа, то есть неправильные сведения зачеркивают одной чертой, вписывают правильные данные, затем следует проставить дату и написать «Исправлено». Заключительный этап – подписи тех, кто составил документ с указанием фамилий и инициалов.
    Часто первичные документы составляют в двух экземплярах, поэтому ошибки дублируются. В таких случаях нужно откорректировать оба экземпляра, иначе изменения не будут иметь законной силы. При худшем варианте развития событий, если не откорректировать второй экземпляр, суд будет рассматривать как достоверные те сведения, которые были указаны в тексте до внесения правок.
  2. Второй способ коррекции данных – это составление исправленного экземпляра. Его предлагает Налоговая служба: вместо того, чтобы исправлять первоначальный документ, следует составить новый экземпляр с той же датой и номером. В этом экземпляре указываем, что документ – исправленный, фиксируем его порядковый номер и дату. То есть в таком документе должна быть информация «исправление №» плюс указание даты. Именно эта строчка будет отличать его от документа, в котором допустили ошибку.

Наконец, стоит отметить, что правила оформления первичной документации позволяют вообще не исправлять несущественные ошибки. Если ошибка не мешает идентифицировать стороны сделки, не искажает ее условия, названия работ, товаров, не затрагивает вопросы стоимости и количества товаров – она не существенная.

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи.

Пути совершенствования системы бухучета:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности: профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ.

Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

— кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.

На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.

Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.

План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Область применения

Обязанность применения

Примеры

1 уровень

Все экономические субъекты РФ

Обязаны применять.

Имеют статус нормативных документов.

Федеральные законы, Приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка

2 уровень

Все экономические субъекты РФ

Имеют право не применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Письма Минфина РФ и ФНС РФ

3 уровень

Конкретный экономический субъект (организация)

Обязаны применять.

Не имеют статус нормативных документов.

Приказы и распоряжения руководителя, утвержденные внутренние положения

Если у вас остались вопросы, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, компания BDO Unicon Outsourcing осуществляет бухгалтерское, кадровое, финансовое консультирование. Предоставим помощь компетентных экспертов. Уровень нашей поддержки подтвержден успешным завершением более чем 350 проектов и 25-летним опытом в сфере учета и консалтинга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *