1 третейский суд

Содержание

Какие дела рассматриваются арбитражными судами?

Арбитражные суды рассматривают особые категории дел, в связи с чем они выделены в отдельную ветвь судебных органов.

В соответствии с АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренных законом, с участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан.

Кроме этого арбитражный суд рассматривает:

экономические споры и другие дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений (налоговые иные финансовые, таможенные споры и т.п.). К ним относятся дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (это правонарушения, предусмотренные статьями 6.14, 7.24, 9.4, 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10 — 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, частями 1, 3 и 4 статьи 14.17, статьями 14.18, 14.23, 14.27, 14.31 — 14.33, 15.10, частью 2 статьи 17.14, частью 6 статьи 19.5, частями 1 и 2 статьи 19.19 АПК РФ).

4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

дела об оспаривании решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов по спорам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности;

дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (ст. 32 АПК РФ);

Статьей 33 АПК РФ установлена специальная (исключительная) подведомственность дел арбитражному суду в отношении:

дел о несостоятельности (банкротстве);

дел по корпоративным спорам;

споров об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, ИП;

споров, вытекающих из деятельности государственных корпораций;

споров о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;

дел по защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, арбитражные суды рассматривают дела, прежде всего связанные с экономической деятельностью, дела, возникшие из административных и иных публичных правоотношений, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, дела, связанные с деятельностью третейских судов и иностранных судов по экономическим спорам, а также дела, отнесенные к специальной подведомственности арбитражных судов.

Возникающие между предприятиями, организациями, гражданами-предпринимателями экономические споры могут рассматриваться не только в арбитражных судах, но и в третейском суде. Порядок открытия третейских судов, их деятельность регулируются Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Процедура разрешения споров в третейских судах проще. В третейских судах споры разрешаются быстрее. Расходы по ведению дела в них намного меньше, чем при рассмотрении таких же дел в арбитражных судах.

Постоянно действующие третейские суды образуются биржами, торгово-промышленными палатами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей и другими организациями. О создании постоянно действующего третейского суда информируется компетентный суд (арбитражный или общей юрисдикции), на территории которого расположен третейский суд.

По мнению специалистов, третейские суды не должны быть вольницей — обязаны существовать системы саморегулирования, которые обеспечивали допуск к деятельности третейских судов. В списки арбитров третейских судов должны включаться люди, за профессиональный и нравственный уровень которых могут поручиться соответствующие саморегулируемые организации. Они обязаны осуществлять контроль в масштабах субъектов федерации и всей страны.

Третейские суды рассматривают споры, если спорящие стороны имеют письменное соглашение о передаче спора в третейский суд. Такое соглашение называется третейским соглашением, заключаемым между сторонами. Стороны могут заключить соглашение в отношении всех или определенных споров, которые могут возникнуть между ними. Обычно споры разрешаются по месту нахождения третейского суда. Обращение в третейский суд оформляется исковым заявлением, копия которого передается второй стороне — ответчику. Сторонам заблаговременно направляется уведомление о заседании третейского суда.

При разрешении споров третейский суд руководствуется законами и иными нормативными актами, действующими на территории РФ, межгосударственными соглашениями, международными договорами. Суд применяет нормы права других государств в случаях, предусмотренных законодательством либо договором сторон. При отсутствии законодательства, регулирующего спорное правоотношение, суд обращается к законодательству, регулирующему сходные правоотношения, а при его отсутствии исходит из общих начал и здравого смысла.

В мае 2011 г. КС РФ на запрос ВАС РФ в своем постановлении уточнил смысл существования третейских судов, какие споры подведомственны им, особенно если речь заходит о недвижимости. Ведь недвижимость и особенно права на земельные участки — это вопросы, которые связаны с территориальным суверенитетом государства.

Конституционный суд очень высоко оценил роль третейских судов, указав в постановлении, что они необходимы для демократического государства. И тот факт, что третейский суд не входит в государственную систему не снижает его роли в пашей жизни, потому что до спора в государственном суде люди доходят только тогда, когда они не могут примириться. Специфика третейского суда в том, что он основан исключительно на добровольном согласии сторон прибегнуть к этой процедуре и как только заканчивается добровольность, спор переходит к государственному суду. Поэтому третейские суды могут рассматривать гражданско-правовые споры по недвижимости, это не противоречит Конституции РФ, но только пока стороны всем довольны.

Стороны могут определить число третейских судей, которое должно быть нечетным.

Решение в третейском суде принимается большинством голосов его состава. Если сторонами достигнуто соглашение об урегулировании спора, в решении это должно быть учтено. Решение принимается в письменной форме, подписывается составом третейского суда, передается каждой стороне. Оно исполняется добровольно в сроки, установленные в нем. Если в решении срок не установлен, то оно исполняется немедленно.

В случае неисполнения ответчиком решения в установленный срок исполнительный лист на принудительное исполнение выдается компетентным судом, на территории которого находится третейский суд. Заявление может быть подано не позднее трех лет со дня окончания срока добровольного исполнения решения. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие неисполнение решения третейского суда, и доказательства уплаты государственной пошлины. Заявление о выдаче исполнительного листа подается в компетентный суд стороной, в пользу которой было вынесено решение.

Заявление о выдаче исполнительного листа рассматривается судьей единолично в течение одного месяца со дня поступления заявления в компетентный суд. О времени и месте рассмотрения указанного заявления уведомляются стороны, однако неявка сторон или одной стороны не является препятствием к рассмотрению заявления.

Исполнительный лист, выданный компетентным судом на основании решения третейского суда, выполняется в принудительном порядке по правилам исполнительного производства.

Суть третейского суда и его полномочия

Как создать третейский суд пошаговая инструкция

Задачи Третейского суда

Принципы работы Третейского суда

Оспаривание решений третейских судов

Третейский суд: преимущества и недостатки

Задачи Третейского суда

Третейский суд облегчает нагрузку на государственную судебные инстанции, за счет передачи части процессов на некоммерческую организацию в лице третейской стороны. Третейский суд относится к негосударственным судебным органам и его деятельность ограничена рассмотрением экономических споров.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Важно: Третейский суд может работать лишь в формате НКО (некоммерческая организация). Ранее, третейские суды могли работать в виде ОАО и ООО. Но после принятия 1.09.2016 изменений в ФЗ№382, третейские суды могут работать лишь в формате НКО.

Третейские суды в РФ могут разрешать споры как между юридическими лицами, так и между физ.лицами. Международная практика показывает, что третейский суд является наиболее приоритетным способом решения споров в коммерческих конфликтах (В США – 60% споров, связанных с коммерческой деятельностью направляются в третейские суды)

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Третейские суды, согласно ст.8ФЗ-102, разделяют на:

1. Суды, созданные под конкретный спор. (Образовываются сторонами конфликта, для решения существующего спора;

2. Постоянные суды. (Существует при юр.лицах, которые его создали и может использоваться как для решения текущих споров, так и для разрешения конфликтов, потенциально возможных в будущем).

Один из судей создаваемого третейского суда становится председателем. Он назначается либо сторонами по обоюдному согласию, либо по установленному в законе порядку.

Принципы работы Третейского суда

Работа третейского суда описана в его регламенте и подчиняется ряду фундаментальных принципов:

— Принцип законности. Суд, принимая решения, отталкивается исключительно от действующих законов, международных соглашений РФ и договоров сторон.

— Принцип конфиденциальности информации. Суд гарантирует рассмотрение дела в закрытом режиме, результаты не публикуются в СМИ. (Исключения – ситуации, в которых стороны желают этого). Запрещается передавать материалы дела третьим лицам, а судья не может фигурировать свидетелям в делах, которые касаются материалов разбирательства.

— Принцип объективности. Судья обязан быть независимым от сторон процесса.

Он не может находиться в родстве с любой стороной разбирательства, или иметь иные связи, которые так или иначе могут повлиять на результаты разбирательства. (Ст.

28 Регламента гласит, что в случае нарушения этого правила, производится отвод судьи.) Такое правило нужно для того, чтобы судья в своих решениях соблюдал нейтралитет

— Принцип оперативности. Суд заинтересован в максимально комфортном для сторон расследовании.

— Принцип равноправия. Стороны находятся в равных условиях и правах.

— Принцип экономичности. Процедура упрощенная, поэтому и затраты по сравнению с традиционным судом – низкие.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов

Законодательство РФ жестко регламентирует процедуру обжалования выводов третейского судьи. Ст.46ГПК РФ определяет порядок и сроки оспаривания третейских споров. Если в судебной процедуре не было нарушений, выдается исполнительный лист, на основании которого производится принудительное исполнение судейского решения.

Согласно ст.43 ФЗ№102, основаниями для оспаривания решения являются такие ситуации:

— Третейское соглашение противоречит федеральному закону и признается на этом основании недействительным;

— Одна из сторон не была проинформирована (в установленном порядке) о разбирательстве, составе судей, месте проведения заседания и может доказать это перед судом;

— Судейское решение принято по конфликтам, выходящим за рамки полномочий третейского суда. (Или по решению, которое не подпадает под согласованное сторонами третейского соглашение);

— Решение противоречит нормативно-правовым актам РФ.

Важно: В третейском соглашении может быть прописано, что решение третейского суда носит окончательный характер. В этом случае, отмена решения невозможна.

Оспаривание решений третейского суда регламентирует ст.230АПК (Арбитражно-процессуального кодекса). В соответствии с кодексом, решение оспаривается заявителем, который участвует в разбирательстве. Первый шаг – подача иска в арбитражный суд. (Процедура подачи иска подробно описана в ст.233АПК).

На практике, оспаривание решения по существу – редкое явление, т.к. третейская оговорка редко противоречит основному закону РФ, а значит оспорить ее по существу сложно. К тому же, нет четкой трактовки понятия «нарушать основополагающие принципы права». Поэтому, в основном, стороны оспаривают процессуальные нарушения, возникающие в ходе разбирательства.

Третейский суд: преимущества и недостатки

До 1 сентября 2016-го года у Третейского суда был существенный недостаток в виде функционирования судов в формате ООО и ОАО. Это означало, что при рассмотрении дела, одной из сторон мог служить учредитель третейского суда, что существенно влияло на вопрос объективности судейства.

После приложенной минюстом реформы, такая форма судопроизводства может существовать только в формате некоммерческой организации, а значит давление сторон на процесс –минимальное.

Другим существенным недостатком является то, что судья не может быть допрошен следствием по делу. С одной стороны, это сохраняет коммерческую тайну, с другой – не дает объективно провести расследование следственным органам.

К преимуществам следует отнести следующее:

— Быстрое рассмотрение дела (заявление в третейский суд рассматривается до 14 дней);

— Возможность прописать безальтернативную оговорку (запрет на обжалование в судах других инстанций);

— Время и место проведения суда одинаково удобно всем сторонам процесса;

— Высокий профессионализм и объективность судей (т.к. коммерческая составляющая и юрисдикция третейского суда строит конкуренцию в судебной системе).

Правительство начало регулировать создание третейских судов

С 1 ноября 2016 года правительство начинает разрешать или запрещать некоммерческим организациям открывать постоянно действующий арбитраж или предоставлять право работать в России иностранным третейским судам. Такие функции должны осуществляться через Совет по совершенствованию третейского разбирательства.

Согласно постановлению Правительства РФ от 25.06.

2016 N 577 «Об утверждении Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения и Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения» с 1 ноября 2016 года создание третейских судов будет происходить с разрешения правительства. Данные правила были подготовлены в целях реализации положений , который вступил в силу 1 сентября 2016 г.

Контроль за третейскими судами

Предусмотренный законом об арбитраже порядок образования постоянно действующих арбитражных учреждений ужесточает государственный контроль над созданием и деятельностью третейских судов и подробно регламентирует их работу. Подробнее о реформировании третейских судов можно узнать здесь.

Напоминаем, что новый закон об арбитраже заменил все действующие третейские суды постоянно действующими арбитражными учреждениями, которые могут создаваться только при некоммерческих организациях.

Вместе с тем, статуса некоммерческой организации для создания и функционирования постоянно действующего арбитражного учреждения недостаточно.

Такое учреждение приобретает возможность осуществлять свою деятельность лишь при условии получения некоммерческой организацией, при которой оно создано, права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

С целью формирования процедуры получения такого разрешения Правительство РФ и разработало соответствующие правила, вступившие в силу 1 ноября.

Предоставление права на осуществление третейского разбирательства

Постоянно действующее арбитражное учреждение может быть создано при некоммерческой организации или в качестве подразделения международного иностранного арбитража. НКО, которые хотят учредить третейские суды будут обращаться в Совет по совершенствованию третейского разбирательства, созданный Минюстом России. Для получения права на работу, арбитражному учреждению необходимо пройти следующие этапы:

  1. Необходимо получить рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства. О работе этого ведомства мы подробно рассказывали в этой статье;
  2. В течение 15 рабочих дней после принятия Советом соответствующей рекомендации, Минюст разрабатывает проект распоряжения, которое предоставляет право осуществлять функции арбитража;
  3. Минюст России направляет проект с приложением ряда документов в Правительство РФ;
  4. Правительство РФ принимает решение о предоставлении права осуществлять третейское разбирательство.
  5. Если принято распоряжение об отказе в предоставлении права, НКО или иностранное арбитражное учреждение вправе вновь обратиться за его предоставлением после устранения причин, послуживших основанием для отказа.

По решению заместителя Председателя Правительства РФ проект распоряжения и прилагаемые материалы могут быть возвращены для повторного рассмотрения Советом вопроса о выполнении НКО или иностранным арбитражным учреждением требований Закона об арбитраже (третейском разбирательстве). В этом случае проект распоряжения повторно вносится в Правительство РФ в течение 2 месяцев со дня возврата.

Копия распоряжения Правительства РФ о предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения размещается на официальном сайте Минюста России.

Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения вступят в силу с 1 ноября 2016 года.

Положение о депонировании правил арбитражного учреждения

Постановление Правительства РФ также устанавливает порядок и сроки вынесения Минюстом России решения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения.

Для депонирования правил постоянно действующему арбитражному учреждению необходимо:

  • Направить в Минюст России экземпляр правил на бумажном носителе с приложением копии в электронном виде и сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным лицом некоммерческой организации, при которой создано арбитражное учреждение;
  • Минюст России в течение 10 рабочих дней после получения документов выносит решение о депонировании либо об отказе в депонировании правил.

Положение о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения вступает в силу с 1 сентября 2016 года.

Таким образом, фактически, введен государственный контроль за деятельностью постоянно действующих арбитражных учреждений посредством выдачи Правительством РФ разрешений некоммерческим организациям на осуществление соответствующих функций.

Разработка подробной инструкции позволяет упорядочить работу арбитража и упростить процедуры, необходимые для его эффективной работы.

Напомним, в Совет по совершенствованию третейского разбирательства вошли 37 человек. В их числе есть преподаватели вузов, а также представители крупнейших юридических и бизнес-объединений. Главой совета назначен заместитель министра юстиции Михаил Гальперин.

Что такое третейские суды: определение, особенности :

Многие не знают, что такое третейские суды. И это неудивительно, так как, несмотря на большое их количество, созданных при коммерческих организациях и юридических лицах, в России данное судопроизводство развито слабо. Некоторые юристы вовсе не имеют практики рассмотрения дел в таких судах.

Понятие «третейский суд»

Что такое третейские суды? Это постоянно или временно действующий орган, образованный при спорных вопросах обеими сторонами, то есть альтернативный вариант государственной юстиции. Третейский суд – одна из самых приемлемых форм законного решения спорных вопросов, во избежание государственной юрисдикции. Цель – урегулирование конфликта и контроль над добровольным исполнением обязательств.

Арбитражный третейский суд – это условное название, обозначающее организацию или учреждение, занимающиеся по обоюдному соглашению конфликтующих сторон формированием состава участников для разрешения одного или нескольких споров. Такой суд может быть создан для третейского разбирательства и наделен расширенными функциями.

На чем основана власть третейского судьи?

Судья – третье лицо, имеющее доверие обеих сторон и выносящее решение по конкретному делу между сторонами-спорщиками. Они, в свою очередь, обязуются заранее подчиниться принятому решению третейского судьи. Он может быть назначен участниками конфликта из числа независимых специалистов.

Виды третейских судов

Что такое третейские суды? Это органы власти, создаваемые сторонами конфликта для его урегулирования. Они могут быть постоянно действующими или временными, созданными лишь для одноразового решения одного или нескольких конфликтов. Между временными и постоянными третейскими судами есть существенные различия.

Постоянно действующие третейские суды

Постоянно действующий третейский суд не может быть образован при федеральных органах госвласти и местного самоуправления. Стороны, обратившиеся в данный третейский суд, не согласовывают между собой все процессуальные вопросы, а четко следуют уже установленным правилам. Постоянно действующие суды могут быть созданы торговыми биржами, предприятиями, палатами и т.д., являющимися юридическими лицами.

Такой судебный орган постоянно информирует арбитражные органы власти о составе и процедуре проведения каждого дела. Данные предоставляются добровольно. Но, если информация по делу не поступила в городской или районный арбитражный суд, то он не сможет впоследствии содействовать исполнению решения третейского.

Что такое третейские суды, созданные для решения конкретного спора?

Суды, созданные для решения конкретного спора, иначе называются временными. В этом случае стороны обязаны самостоятельно сформировать третейский суд (найти юриста и т.д.

), согласовать процедуру рассмотрения одного или нескольких конфликтов, организовать состав участников. Назначение третейского судьи может быть прописано в договоре или отдельном соглашении.

Так как состав участников формируется на основании специального документа, данный третейский суд прекращает существование сразу после вынесения решения.

Договор и третейское соглашение

При разрешении конфликта между спорящими сторонами временный третейский суд, право которого выносить окончательное решение оговаривается всеми участниками спора заранее, должен следовать установленным законом федеральным правилам.

Рассмотрение и разрешение спора возможно только при наличии договора (третейской записи) между конфликтующими сторонами. Такой документ должен быть составлен по определенной форме, заключаться в письменном виде и заверяться подписями всех участников.

Договор может быть создан на основе писем, телеграмм, электронных сообщений и при использовании различных средств связи, содержание разговоров которых можно зафиксировать. Отдельное (третейское) соглашение может быть добавлено к уже существующему договору дополнительно.

Но с условием, что в нем есть ссылка на соглашение, которое необходимо считать частью основного документа. Если третейское соглашение не заключено в письменном виде с подписями сторон, то может быть признано недействительным. В нем можно прописать дополнительные условия. Например, язык общения, место для разрешения конфликта и т.д.

Кто может быть третейским судей?

Разрешать спор в третейском суде может как один судья, так и несколько. Но число их должно быть нечетным. Судьей может быть только физлицо, которое способно обеспечить беспристрастность в решении между спорящими сторонами. Оно должно быть не заинтересовано в конечном исходе дела и быть независимым оценщиком конфликта.

Третейским судьей не может быть выбран человек:

  • недееспособный;
  • имеющий судимость или привлеченный к уголовной ответственности на момент рассмотрения дела;
  • ранее работавший юристом, профессиональная деятельность которого была прекращена в связи с нарушением закона;
  • из-за должностного статуса.

Принципы третейского разбирательства

Третейское разбирательство должно соблюдать равноправие сторон. Судья обязан осуществлять возложенные на него обязательства на основе принципов:

  • законности;
  • беспристрастности;
  • конфиденциальности;
  • независимости.

Исполнение решений третейских судов исполняется в установленные им сроки (в противном случае немедленно), в добровольном порядке. Если ответчик не выполнил свои обязательства, то применяются принудительные меры.

В арбитражный (или районный) суд обращается сторона, в чью пользу вынес решение третейский суд. Исполнительный лист является основанием для исполнения решения в принудительном порядке. Обязанность следить за исполнением в срок возлагается на судебных приставов.

Исполнительный лист передается ответчику. Если он не выполняет обязательств, то на него налагаются штрафы.

Обжалование решения третейского суда

Решение третейского суда может быть обжаловано, если в соглашении не предусмотрено, что оно является окончательным. Основаниями для отмены могут стать выход решения за границы соглашения или его недействительность, либо нарушение закона в части состава суда и процедуры проведения разбирательства.

Стороны могут подать заявление в районный суд об отмене третейского решения, но в срок до трех месяцев. Отсчет ведется со дня получения оспариваемой стороной третейского решения, при этом оплачивается государственная пошлина.

Заявление на отмену решения подается в письменном виде, с подписью самого заинтересованного лица или его представителя. В заявлении главное – тщательная аргументация недостатков или ошибок во время третейского производства.

Основания для отмены третейского решения

Решение третейского суда может быть отменено, если существуют веские основания:

  • решение не соответствует федеральным законам;
  • сторона не была предупреждена о третейском разбирательстве, его числе, месте и времени или не могла присутствовать по уважительным причинам;
  • третейское решение было принято по делу, не предусмотренному в договоре и не попадающему под условия соглашения;
  • состав суда или сама процедура не соответствовали федеральному закону или соглашению сторон;
  • решение нарушает основные принципы российского права;
  • спор не мог быть предметом рассмотрения, согласно федеральному закону.

Заявление об отмене третейского решения в районном суде рассматривается в течение месяца со дня поступления ходатайства. Во время подготовки дела к судопроизводству из третейского суда могут быть затребованы материалы для ознакомления. Обе стороны, фигурирующие в третейском соглашении, извещаются о месте, дате и времени судебного заседания. Неявка препятствием для слушания не является.

При отмене решения третейского суда стороны вправе туда обратиться повторно. При условии, что возможность обращения не утрачена, либо продолжить решать спорный вопрос в гражданском суде.

Иск в третейский суд

Порядок образования и деятельности третейских судов

1. В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

(в ред. Федерального от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

3. Постоянно действующий третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:

1) приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда;

2) утвердила положение о постоянно действующем третейском суде;

3) утвердила список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон.

4. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора определяется по соглашению сторон, которое не может противоречить положениям пунктов 1,2,4 и 5 статьи 8, пункта 1 статьи 9,статьи 11,пунктов 1 и 2 статьи 13, статьи 14 настоящего Федерального закона. Если в соглашении сторон порядок образования третейского суда для разрешения конкретного спора не определен, то применяются положения статей 8 — 14 настоящего Федерального закона.

6. Правила третейского разбирательства определяются в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Порядок обращения в третейский суд и рассмотрения спора

Истец излагает свои требования в исковом заявлении, которое переда­ется в третейский суд в письменной форме. искового заявле ния должно отвечать требованиям, предусмотренным ст. 23 ФЗ о третей­ских судах. К исковому заявлению, подписанному представителем, прила­гается доверенность, подтверждающая полномочия последнего. Копия искового заявления направляется ответчику.

Свои возражения против иска ответчик может изложить в отзыве на исковое заявление, который представляется истцу и в третейский суд, как правило, до первого заседания.

Ответчик вправе подать встречный иск. При этом установлены два ус­ловия предъявления встречного иска, первое из которых присуще и граж­данскому судопроизводству, — наличие взаимной связи встречного иска и требований истца. Второе условие является специфичным для третей­ских судов и состоит в том, что встречный иск может быть рассмотрен третейским судом только при наличии третейского соглашения.

ФЗ о третейских судах предоставляет сторонам право изменить или до­полнить исковые требования или возражения против иска.

Стороны третейского разбирательства должны быть заблаговременно извещены о времени и месте заседания третейского суда. Неявка надлежа­щим образом уведомленных сторон на заседание без уважительных причин не является препятствием для разбирательства дела и принятия решения третейским судом,

В заседании третейского суда ведется протокол. Однако стороны могут изменить данное правило, установленное в законе.

Третейское разбирательство осуществляется на языке, определенном соглашением сторон, а при его отсутствии — на русском языке. Перевод документов на язык третейского разбирательства обеспечивается сторона­ми.

Характерной особенностью третейского разбирательства, которая су­щественно отличает его от рассмотрения споров в судах общей юрисдик­ции и арбитражных судах, является то, что рассмотрение дела третейским судом происходит в закрытом заседании, если стороны не договорились об ином.

Обеспечение иска.

Закон наделил третейский суд полномочиями по просьбе любой стороны распорядиться о принятии обеспечительных мер в отношении предмета спора, а также потребовать от другой стороны пре­доставить надлежащее обеспечение в связи с такими мерами С целью принятия обеспечительных мер стороны третейского разбирательства мо­гут также обратиться с заявлением в компетентный суд по месту третей­ского разбирательства или месту нахождения имущества, в отношении ко­торого могут быть приняты обеспечительные меры (ст. 25 ФЗ о третейских судах).

Решение третейского суда.Третейский суд принимает акты в форме ре­шений и определений. К решению третейского суда Законом предъявляет-

19′

564 Часть III. Несудебные формы защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов

ся требование обязательности, которое состоит в обязанности сторон доб­ровольно исполнять это решение.

Анализируя положения ФЗ о третейских судах, можно сделать вывод о том, что решение третейского суда должно отвечать требованиям за­конности и обоснованности. Так, в ст.

33 указанного закона предусмат­ривается, что в решении третейского суда обязательно должны быть ука­заны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на кото­рых основаны выводы третейского суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд. Требование законности является принципом третейского разбирательст­ва (ст. 18).

Решение объявляется в заседании третейского суда. В случае необхо­димости третейский суд вправе отложить принятие решения и вызвать стороны на дополнительное заседание. Закон предоставляет право третей­скому суду ознакомить стороны с мотивированным решением в течение 15 дней со дня объявления резолютивной части решения.

Решение третейского суда излагается в письменной форме и подписы­вается всеми судьями, входящими в состав третейского суда.

Как и реше­ние, выносимое судом в порядке гражданского судопроизводства, решение третейского суда состоит из вводной, описательной, мотивировочной и ре­золютивной частей.

Закон предусматривает возможность вынесения тре­тейским судом дополнительного решения, разъяснения принятого им ре­шения, исправления допущенных описок, опечаток, арифметических оши­бок.

По вопросам, не затрагивающим существа спора, третейский суд выносит определение. ФЗ о третейских судах предусмотрено, что тре­тейский суд выносит определение в случаях прекращения третейского разбирательства (ст.

Создание третейского суда

38), решения поставленного вопроса о компетен­ции третейского суда (ч. 4 ст. 17), принятия обеспечительных мер (ч. 4 ст. 25).

Окончание третейского разбирательства без вынесения решения про­исходит в форме прекращения третейского разбирательства при наличии обстоятельств, препятствующих рассмотрению спора по существу в тре­тейском суде. Основания для прекращения разбирательства предусмотре­ны ст. 38 Закона.

При прекращении разбирательства в случае принятия ре­шения об утверждении мирового соглашения третейский суд принимает два акта: по ходатайству сторон решение об утверждении мирового согла­шения, в котором излагается содержание мирового соглашения (п. 3 ст.

32), а затем определение о прекращении третейского разбирательства (ст. 38).

Date: 2015-08-15; view: 253; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

ВОПРОС:

Наталья Андреевна, юрист, спрашивает:

«1. Подлежит ли вновь создаваемый третейский суд государственной регистрации в свете вышедшего закона о третейских судах?

Является ли третейский суд юридическим лицом? Если да, то откуда это следует?»

Ольга Шевченко пишет:

«Мы создаем Третейский суд в городе Москве. Подскажите, пожалуйста, какой порядок регистрации. С какого момента будет создан Третейский суд? Каким образом уведомлять Арбитраж г. Москвы, какой отдел рассматривает этот вопрос? Как долго рассматриваются документы в Арбитражном суде? Нужно ли уведомлять суды общей юрисдикции?»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *